Князь Александр Михайлович , фельдмаршал, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени; рождение 17 ноября 1748 † 8 октября 1783; женат на княжне Дарье Алексеевне Гагариной, рождение в января 1724 † 18 мая 1798 Князь Дмитрий Михайлович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер; учредитель Голицынской больницы в Москве, рождение 15 мая 1724 † 19 сентября 1793; женат на княжне Екатерине Дмитриевне Кантемир, рождение 19 ноября 1720 † 1 ноября 1761 Князь Борис Михайлович, рождение 1723 † 1726 Князь Николай Михайлович, обер-гофмаршал и Святого Александра Невского, кавалер, рождение 8 января 1727 † 2 января 1786; женат на Екатерине Александровне Головиной † 9 сентября 1769 Князь Андрей Михайлович, генерал-майор, рождение 15 августа 1729 † 23 февраля 1770; женат на княжне Елисавете Борисовне Юсуповой, рождение 27 апреля 1743 † 29 августа 1770 Княжна Мария Михайловна, рождение 18 февраля 1717 † 17 июня 1780, за генерал-аншефом князем Иваном Андреевичем Прозоровским Княжна Марфа Михайловна, рождение 19 февраля 1720 † 1749, за генерал-поручиком князем Сергием Фёдоровичем Хованским Княжна Прасковия Михайловна младшая, рождение и † 1722 Княжна Екатерина Михайловна, рождение 25 сентября 1723 † 22 авгута 1779, за фельдмаршалом графом Петром Александрович Румянцовым-Задунайским, рождение 1725 † 1796 Княжна Елисавета Михайловна, рождение 1725 † 1726 Князь Сергий Михайлович, тайный советник, рождение 1728 † 1762 Князь Михайло Михайлович, генерал-поручик, рождение 1731 † 17..; женат на баронессе Анне Александровне Строгоновой Князь Дмитрий Михайлович, полковник, рождение 21 декабря 1736 † 10 июля 1771 Князь Пётр Михайлович, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер, рождение 15 декабря 1738 † 11 ноября 1775; женат па княжне Екатерине Александровне Долгоруковой, рождение 15 ноября 1745 † 26 марта 1770 Княжна Екатерина Михайловна, рождение 1725 † 1744 Княжна Анастасия Михайловна, рождение 17 сентября 1729 † 11 мая 1779, за гвардии майором Николаем Артемьевичем Загряжским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«В» 1717 «году во указу блаженныя и вечнодостойныя памяти всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великаго, Императора и Самодержца всероссийскаго отослан» был «Батурина полку солдат Иван Баран из Санкт-Питер-бурха в Великий Нов город в дом Премудрости Божии для роздачи и прокормления в окологородные монастыри, и в том же году по указу его преосвященства, великаго господина, Св. Правительствующего Синода вицепрезидента, Феодосия Архиепископа Великоновоградскаго и Велаколуцкаго и архимандрита Алексадро-Невскаго он, солдат, отослан из Великаго Нова города, из дому Премудрости Божией с указом в олонецкий уезд, на Юрьевы Горы, в Демьянову пустыню; я пришед де он в Каргополь подал тот указ в Каргополе, в духовном приказе старосте поповскому, попу Алексею Гаврилову, и он староста послал ево в Елгомскую пустыню для прокормления, а не во оную, в которую повелено было указом, понеже де летним временем пути не было. И в той пустыни жил лет с пять; а из той пустыни строитель иеромонах Феодосий выслал ево вон. И по оной высылке пришед он в Каргополь и бил челом в духовном приказе закащику архимандриту Иосифу, чтоб отослал по указу в показанную пустыню и, потому указу оным архимандритом был и послан и жил восм месяцев, а ныне из той пустыни вышеписанной строитель ево выслал. И после того вторично бил челом ему ж, закащику, архимандриту Иосифу, чтоб жить в той же пустыни, по которому ево челобитью оной закащик и отослал, только оной строитель не принял, а дал денег два рубли, и ныне», т. е. в 1725 г. Ив. Варав «скитается в мире и, прокормиться нечим, а лежал в болезни близ года – назаимовал денег на пропитание рублев с шесть». В следствие сего Баран и подал 15 февраля 1725 г. «доношение в новгородский архиерейский разряд», прося, «чтоб преосвященный архиепископ пожаловал ево велел бы определить для прокормления по прежнему в тое пустыню, и оные заемные деньги ему возвратить. И по его преосвищеннаго архиепископа указу и по предложенной на том ево», Барана, «прошении помете велено допросить и справиться с отпуском, и по указу преосвящ. архиепископа в его архиерейском разряде с отправлением астраханских салдат в новгородские монастыри на корм справливанося, а по справке значится помянутой проситель от новгородскаго архиерейского разряду на корм отправлен в обретающейся, в каргопольском уезде, Демьянов монастырь в прошлом 717-м году. И того ради по его преосвященнаго архиепископа указу и по предложенной на той отписке помете велено послать ево, салдата в Спасской Каргопольской монастырь и о том послать указ». При чем предписывалось властям названнаго монастыря «онаго салдата приняв к себе в монастырь, питомством довольствовать, как о таковых указами его императорскаго величества повелевает... 1725, февраля 20 дня» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это главный рычаг их деятельности. Можно сказать, они любят обман больше жизни, ибо каждый день можно видеть, что пытка, претерпеваемая одними, и конфискация воровством нажитого богатства у других не в состоянии никого удержать от искушения воспользоваться самой ничтожной выгодою, которую им предлагают в ущерб честности их и интересам монарха» 76 . У многих утрачено было сознание необходимости труда и развивалась привычка к праздности. Частию вследствие отсутствия свободы при заключении брака, частию от наличности первобытной грубой простоты во взаимных отношениях мужского и женского пола, не были крепки и семейные узы 77 . Муж, желавший избавиться от жены, призвал в свой дом «неведомаго монаха» и насильственно постриг свою жену в монашество 78 . Женщины и девицы легкого поведения вызвали в отношении к себе даже особые меры правительства 79 . Пустели церкви, теряя своих посетителей. В 1685 году Псковский митрополит жаловался, что паства отбилась от рук, даней не платят, о храмах не радят, церквами владеют мужики, нанимая к ним священников за возможно дешевую плату, в праздники церкви остаются пусты, без пения 80 . Пришедши в церковь , иные спали или озирались и разговаривали, не слушая богослужения, или начинали драку 81 . Патриарх в одном из своих поучений говорил, что не только «прочие посты, но и святую Четыредесятницу многие презирают»; что и мужчины, и женщины, и дети, и священного чина люди постоянно упиваются и не только не стыдятся этого, но даже хвастают пьянством, проводят ночи в бражничаньи, а потом, на утро, опускают церковные службы 82 . Многие разночинцы, посадские и поселяне привыкли жить праздно и не только в воскресные дни, но и в великие праздники «никогда в церковь к службе Божией» не ходили и не исповедовались 83 . Число не бывавших у исповеди составлялось из довольно внушительных цифр. В Астраханской епархии не было у исповеди в 1717 году 1060 человек, в 1718 году 1291, в 1719 году 2365, в 1720-м 2586 84 ; в Белгородской «многое число» 85 ; в Калужской тоже 86 ; в Воронежской за 1720 год взято штрафов 27 рублей 87 ; в Тверской за 1720 год показано 235 человек 88 ; в Тобольской за 1717 год 4909 человек, и с каждым годом эта цифра увеличивалась 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Начальная история С.-Петербург. Знаменская церковь. Фото 1900-х гг с сайта Санкт-Петербургской митрополии К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, который до 1918 года назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы его истории. До ΧVI века эти земли принадлежали Великому Новгороду, потом ими стали владеть шведы. На месте будущих императорских резиденций находилась Сарская мыза, или по-фински Saari-mojs, что значит «возвышенная или верхняя мыза». Название вполне соответствует действительности: местность расположена намного выше Петербурга. В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей». С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма. Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.

http://pravoslavie.ru/679.html

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители - лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре. С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов . В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли - здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами. Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684 - 1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века - в камне были построены в 1692 - 1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711 - 1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717 - 1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями. Синодальный период Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I . Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной . Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

http://drevo-info.ru/articles/21071.html

Между реформатами и лютеранами, жившими в России, сложились добрые отношения. Так, например, лютеране посещали церковные годичные собрания реформатов; реформаты ходили на такие же собрания к лютеранам. Браки у лютеран с реформатами заключались без малейшего ущемления религиозных традиций той или другой стороны. Если жених был лютеранин, а невеста из реформатской семьи, то, по совершении оглашения (прокламации) в обеих общинах, венчание проходило в лютеранской кирхе. Если же жених был реформат, а невеста лютеранка, сыновья от таких смешанных браков принадлежали к вере отца, а дочери – к вере матери. И после того как в 1703 году на берегах Невы была основана будущая столица Российской империи, лютеране и реформаты, поселившиеся на Адмиралтейском острове, образовали общий приход. На молитвенные собрания они собирались в доме вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (1657–1727). Со временем домовая церковь стала тесной, и к 1709 г. рядом с резиденцией Крюйса была выстроена деревянная церковь . По словам немецкого историка И.Г. Георги, эта кирха «до 1717 года лютеранам и реформатам обще принадлежала; ныне же на оном месте выстроен императорский Ермитаж». 659 В те годы большую часть петербургских реформатов составляли голландцы, а немцы по численности занимали второе место. В 1717 г. голландцы отделились от лютеранско-реформатского прихода и к 1730 г. у них уже был собственный храм на «Невской першпективе», близ Полицейского моста. 660 С 1723 г. в Санкт-Петербурге стало увеличиваться число французов-гугенотов. Еще при жизни Петра I (+1725) они пригласили в российскую столицу из Женевы реформатского пастора Роберта Дюнана. Таким образом, немецкие реформаты по-прежнему составляли меньшинство, хотя в целом, с учетом лютеран, немецкое присутствие в Санкт-Петербурге было преобладающим. (Так, до 1764 г. Миллионная улица, – от Дворцовой площади до Марсова поля – называлась Большой Немецкой). 661 Со временем французские реформаты, вслед за голландцами, решили образовать собственный приход, после чего начался сбор средств на строительство храма. Императрица Анна Иоанновна подарила общине на постройку 1 тысячу рублей. 662 17 июня 1733 г. состоялось торжественное освящение французской реформатской церкви. 663 Шведский ученый Карл Рейнхольд Берк, живший в Санкт-Петербурге в 1735–1736 гг., в своих записках упоминает про «деревянную реформатскую французскую церковь », располагавшуюся между «Перспективной улицей» (Невский проспект) и императорскими конюшнями. 664

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского Александро-Невской лавры. Старейшая сохранившаяся церковь Александро-Невской Лавры - двухэтажная Благовещенская - находится в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку. Благовещенская церковь, построенная в 1717-1725 годах по приказу Петра I, является первым каменным храмом Санкт-Петербурга, собственно вокруг него и сформировался впоследствии ансамбль Александро-Невской лавры. Вначале постройкой церкви руководил архитектор Д.Трезини, который разработал проект храма. 21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу». Очевидно, предполагалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но планы переменились. Трезини занялся другими проектами, а руководить постройкой Благовещенской церкви в 1718 году поручили Х.Конрату, которого в 1720 году сменил Т.Швертфегер. Здание было выведено под кровлю в 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года. В 1720 году из подвала церкви начали выносить землю с целью устройства усыпальницы на двадцать одно место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича). Освящение верхней церкви во имя святого князя Александра Невского произошло 30 августа 1724 года, в третью годовщину победоносного Ништадтского мира, завершившего Северную войну. По преданию, церковь освятил сам Петр I, который лично внёс в новый храм мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Князь скончался в 1263 году и был погребён в Рождественском монастыре во Владимире. По решению Синода, принятому 30 июля 1723 года, останки князя следовало перенести в Петербург. Торжественная церемония переноса мощей Александра Невского в специально устроенном ковчеге, который несли на руках сто пятьдесят человек, продолжалась более года. С октября по июль 1724 года драгоценная реликвия находилась в Шлиссельбурге. Оттуда галера с установленным на ней ковчегом отправилась вниз по Неве. На подступах к Петербургу её встречал сам Петр I в сопровождении российского флота.

http://sobory.ru/article/?object=05273

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН [румын. Damaschin] (Даскэлул) (ок. 1660, Войнешти, совр. жудец Дымбовица, Румыния - 5.12.1725, Рымнику-Вылча, совр. жудец Вылча, там же), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд. Род. в семье свободных крестьян. Был учителем в слав. школе в Бухаресте, поскольку знал слав., греч. и лат. языки. Затем был домашним учителем сына стольника Константина Кантакузино (впосл. валашский господарь Штефан (1714-1715)). По словам митр. Унгро-Влахийского Феодосия, отпечатанный в Бузэу в 1700 г. Октоих «подготовил почти заново с большим тщанием наш даскэл [учитель] Дамаскин». Репутация просвещенного книжника способствовала его избранию 3 окт. 1702 г. епископом Бузэуским. Д. продолжил печатание богослужебных книг, начатое его предшественником на кафедре еп. Митрофаном. Д. издал: Последования вечерни и утрени (1702, 1703-17042) с молитвами на слав. и уставными указаниями на румын. языке, Псалтирь Следованную (1703) с псалмами на слав. языке и с молитвами после кафизм, нек-рыми «поучениями» и уставными указаниями на румын. языке. В 1704 г. были переизданы Апостол на румын. языке по бухарестскому изд. 1683 г. и румын. перевод сочинения Лаврентия Зизания, сделанный Д. со слав. языка, Толкование на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского. В бытность епископом Бузэуским Д. основал школу в Фокшани. В марте 1708 г. Д. был избран епископом Рымникским, для укрепления материального положения епархии приобрел новые земельные угодья, виноградники, дома, водяные мельницы и др. недвижимость. При нем был расписан скит Езер , построен скит Пэпуша. Д. управлял епархией после заключения Пожаревацких мирных соглашений 1718 г. Олтения была оккупирована Австрией. Владыка проявил себя как опытный дипломат и энергичный защитник прав Церкви. Еще в февр. 1717 г., когда Австрия вела войну с Османской империей и ввела свои войска в Олтению, Д. возглавил делегацию бояр в Вену к имп. двору, к-рая передала петицию с просьбой сохранить древние привилегии правосл. Церкви и не допускать расквартирования войск в мон-рях. Имп. Карл VI удовлетворил просьбу епископа декретом от 30 мая 1717 г., но мон-ри от постоя военных не освободил. В 1719 г., когда имп. указом Рымникская епархия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в юрисдикцию серб. Белградской митрополии, Д. выступил против этого решения и совместно с рядом настоятелей направил в Вену новый документ, в к-ром отстаивались интересы Церкви (см. Рымникская епископия ).

http://pravenc.ru/text/168708.html

В Новгороде эту присягу подписали 31-го мая, а в Невском в ноябре и декабре 1724-го года 1717 . Царь с конца 1723-го года чувствовал припадки тяжкой болезни. Весной 1724-го года он ездил на Олонецкие минеральные воды 1718 , после коронации Императрицы Екатерины из Москвы 3-го июня отправился на новооткрытые целебные воды в 100-а верстах от Москвы, на Воскресенских железных заводах Миллера, в пределах нынешней Калужской губернии 1719 . Здесь почувствовал, значительное облегчение, и 12-го уже вернулся в Москву. 16-го выехал в Петербург, куда и прибыл 1-го июля. Утомительная дорога 708-и верст 1720 обратного пути возвратила болезнь, и Петр вернулся в Петербург больным 1721 . Недомогавший Царь все время крепился, не желая слечь больным. 3-го и 10-го января 1725-го года Государь, по обычаю, был у обедни в Троицком соборе, 6-го у Исаакия и на Иордани, а 17-го в Журнале отмечено, что [«Его Императорское Величество заболел и никуды ездить не изволил», и были в доме часы 1724 . Близ спальни Государя, по его повелению, поставлена была «подвижная церковь » 1725 . Чрез несколько дней Государь пришел в такое болезненное состояние, которое вызывало крайнюю тревогу. 19-го Государь исповедовался 1726 . По некоторым сведениям Государь снова исповедовался и приобщался 22-го и 25-го января 1727 . В Петербурге и окрестных местах совершались Богослужения о даровании Государю выздоровления. Сам Царь 26-го января поутру приказал, освободить по всему Государству преступников, содержавшихся в тюрьмах и каторгах, исключая подлежавших ответственности за государственные преступления и убийства. Не смотря на страшные страдания, Великий Государь продолжал думать о государственных делах и в этот день отдал еще распоряжение по Адмиралтейству 1728 . К вечеру 26-го Государь пришил елеосвящение 1729 . 27-го утром Царь еще сделал милостивое облегчение участи преступников. В половине второго часа по полудни Государь стал приближаться к кончине. К нему были приглашены архиереи – Псковский Феофан и Тверской Феофилакт и Чудовский архимандрит Феофил для предсмертного напутствования. Государь, потерявший уже к этому времени способность движения и речи, сделал видимое усилие встать, был приподнят и, сам глаза немного руки приподняв вверх, повторял, слова веры и упования на милость Божию. Незадолго перед тем он «довольно беседовал о спасении чрез Христа. Государь умирал, с просветленным лицом, силясь изобразить на себе крестное знамение. За несколько часов до кончины явился Троицкий архимандрит Гавриил с Дарами и Государь снова причастился пречистых Тела и Крови Христовой. В четвертом часу по полуночи он стал дышать заметно реже. Тверской епископ Феофилакт прочитал отходную 1730 , и 28-го в первой четверти 6-го часа утра «Его Императорское Величество Петр Великий преставился от мира сего» 1731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По данным совр. исследователей рукописного наследия К.-М. а., сохранились записи порядка 30 курсов философии, прочитанных с кон. 30-х гг. XVII до нач. 50-х гг. XVIII в. (их основной корпус находится в НБУВ ИР). Наиболее ранние из них - курсы еп. Иосифа (Кононовича-Горбацкого) («Subsidium Logicae», 1639-1640) и архим. Иннокентия (Гизеля) (1645-1647), впервые изложившего не только диалектику и логику, но и физику и метафизику («Opus totius philosophiae», 1646-1647). После довольно продолжительного перерыва в деятельности К.-М. а. в период руины (с 60-х до 80-х гг. XVII в.) преподавание философского курса возобновляется с сер. 80-х гг. XVII в., приобретая полновесный и систематический характер. Убедительным свидетельством этого являются рукописи философских курсов митр. Иоасафа (Кроковского) (читал лекции, вероятно, в 1684-1686, 1686-1688), митр. Стефана (Яворского) (1691-1693), игум. Прокопия (Калачинского) (1693-1695), игум. Иннокентия (Поповского) (1699-1702), игум. Христофора (Чарнуцкого) (1702-1704), иером. Илариона (Ярошевицкого) (1704-1705), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1706-1708), игум. Сильвестра (Пиновского) (1711-1713; возможно, курс 1713-1715 гг.), архиеп. Иосифа (Волчанского) (1715-1717; 1717-1719), игум. Илариона (Левицкого) (1719-1721; 1723-1725), архиеп. Платона (Малиновского) (1721-1723), еп. Амвросия (Дубневича) (1725-1727; 1727-1729), архиеп. Стефана (Калиновского) (1729-1731), игум. Иеронима (Миткевича) (1733-1735), архим. Сильвестра (Кулябки) (1735-1737; 1737-1739), архим. Михаила (Козачинского) (1739-1741; 1741-1743; 1743-1745), архим. Гедеона (Сломинского) (1745-1747), свт. Георгия (Конисского) (1747-1749; 1749-1751). Тезис в честь ректора игум. Прокопия (Калачинского). Гравюра. Нач. XVIII в. Тезис в честь ректора игум. Прокопия (Калачинского). Гравюра. Нач. XVIII в. Важным источником для изучения философского наследия К.-М. а. являются тезисы, выносившиеся на философские диспуты. Среди описанных в лит-ре - 7 печатных, являющихся памятниками гравюрного искусства (к 2013 местонахождение большинства из них неизв.; в полном виде, содержащем не только изображение, но и текст, уцелели лишь философские и богословские тезисы 1691 г., защищенные под рук. о. Силуана (Озёрского), курс к-рого не сохранился, и философские тезисы 1708 г., защищенные под рук. архиеп. Феофана; известные среди искусствоведов как «Коклюзия Обидовского» и «Тезисы в честь И. Мазепы», указанные экземпляры находятся соответственно в Отделе эстампов РНБ в С.-Петербурге и в Народном музее в Варшаве), а также 6 рукописных (выявлены среди философских курсов кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., хранящихся в НБУВ ИР).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010