1714 In ps. 118, 10, 14. А между тем нужно заметить, что св. Амвросий, следуя вместе с Дидимом Кириллу Иерусалимскому , учил об ангельском мире, как образе обильного излияния благодати Св. Духа. Dr. Th. Schermann, “Die gr. Q.”, 76. 1717 In ps. 118, 16, 19: “Quia non a primo homines esse perfecti, sed per processum virtutis ascenduut. 1718 In Luc. V, 25; De mysreriis 1, 1: «Обновлённые чрез крещение, вы держитесь того образа мыслей, который приличествует опытным». Cp. De poenitentia II, 2, 11. 1722 De Cain et Abel II, 2, 8: “Hig ergo cognoscimus quod omnia fides nos comendare deo debeat; cum fidem habuerunus, claboremus ut opera nostra perfecta sint, siquiden hoe plenumest et perfectum sacrificium sient ipse Dominus docet diceus de dome et datis suis: Obsevabitis offere mihi in diebus festis meis ( Num. XXVIII, 2 ), nihil detrahentes neque dispertientes, sed plena et integra et perfecta offerentes”. 1725 In ps. 118, 3, 47. Св. Амвросий, повидимому, хочет различать значение jusmimia u jsmificamio. Под первым он чаще всего разумеет то познание заповедей Божиих, то исполнение этих заповедей или добродетельную жизнь, которой человек оправдывает Бога (Ср. In ps. 118, 22, 18; 20, 28); под justificatio же – то божественную благодатную помощь и в собственном смысле оправдание (In ps. 118, 15, 29 – 30), то смиренное сознание человеком исполненного долга: «Если мы и сделаем какое-либо доброе дело, то всё же мы должны исповедовать свои грехи, ибо это есть оправдание (justificatio) Господне (In ps. 118, 15, 30)». Но чаще он спутывает значение этих понятий (ср. напр., In Luc. I, 20; In ps. 118, 18, 30) или же наполняет эти слова другим содержанием, например: «Все повеления Господни правда (justitia) и без правды (justitia) они не могут быть (In ps. 118, 22, 21)». «Недостаточно взывать к Господу, но нужно ещё снискать Его оправдания (justitias). Снискивает же оправдания тот, который приписывает божественному провидению всё, что находит справедливого во всех тварях и особенно в разумных существах, хотя также и неразумных (In ps. 118, 19, 13; cp. 14, 15)». Гимны, псалмы, пение суть у нас оправдания (justificationes) Господни (In ps. 118, 7, 25); но недостаточно, чтобы кто-либо имел песенные оправдания (justificationes) Господни; он ещё должен «освободить себя от рабства телесный страстей» (Ibid. 28). «Поучение в оправданиях (justificationes) Божиих и познание небесной правды не позволяет, чтобы душа человека спала сном этого века (In ps. 118, 4, 14; cp. 4, 12)».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

– Первоначально с некоторых вотчин Приказа стали сбирать эту подать воеводы 493 , но Приказ скоро установил отправление ее чрез своих ведомцев, которые отсылали сбираемые деньги то в Монастырской Приказ, где принимались они особым чиновником и ведались в особом повытье, то в Адмиралтейский; – в этом последнем случае в Монастырском получались от ведомцев одни ведомости об отправленных деньгах 494 . Уравнительность корабельного сбора с крестьян всех ведомств пытались ввести со времени учреждения Св. Синода, но, кажется, безуспешно до самого введения подушного оклада 495 . в) В Ямском Приказе принимались от ведомства Монастырского Приказа два вида сборов. Первый из них носил название «ямских и полоняничных» денег. Об учреждении его так говорится в документах: «В прошлом 705 году июля в 20 день, по указу великого государя царя и великого князя и по приговору боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, против перечневых списков 186 года, каковы присланы из Ямского Приказу, велено с патриарших и с архиерейских и с монастырских со всех вотчин, которые ведомы в Монастырском Приказе, на прошлый 707 год и впредь по вся годы сбирать для отсылки в Ямской Приказ ямских и полоняничных денег по 3 алтына по 2 деньги с двора, и о том в города, к кому надлежит, послать его, великого государя указы и грамоты. И по тому великого государя указу о сборе тех денег его, великого государя, указы посланы» 496 . С дворцовых и помещичьих крестьян этого сбору сходило менее против монастырских, – именно по 10 денег только с двора 497 , тогда как с монастырских по 3 алтына и 2 деньги с двора или по гривне. Второй сбор в Ямской Приказ назначался и назывался «на наем подвод и извозчиков» и производился в количестве 4 алт. 2 денег 498 в 1710 г., и 2 алт. в 1717 году 499 ). г) В Земский Приказ шли 1) двухалтынный сбор рекрутам, по-видимому, некаждогодный 500 ), и 2) на дачу армейским извозчикам по 4 алтына 2 деньги с двора, равномерно с крестьян всех ведомств 501 . д) В Дворцовую Канцелярию или во Дворец на конские кормы был особый сбор по 5 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) В Англии 1-й случай посвящения в масоны зафиксирован в 1600 г., когда в шотл. ложу был принят ученый химик и математик Дж. Бозуэлл, лорд Окинлек. Распространению масонских лож в Англии способствовало утверждение на троне Якова I Стюарта (1603), к-рый покровительствовал «вольным каменщикам» Шотландии. С этого времени в Лондоне и в др. городах Англии (Йорк, Оксфорд, Уоррингтон) началось активное превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные», к-рое патронировали влиятельные ученые-интеллектуалы (У. Стекли, Т. Вон (Воган), Э. Ашмоул, Р. Мюррей, Дж. Толанд и др.). Особая роль в процессе модернизации англ. М. принадлежала К. Рену, архитектору и строителю собора св. Павла в Лондоне - символа масонской гармонии. Главным итогом обновления масонских структур Англии стало учреждение 24 июня 1717 г. Великой ложи Лондона (эта дата считается началом офиц. истории М.), объединившей 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691). Новая масонская структура заявила о своей лояльности Ганноверской династии, утвердившей в Англии дух либерализма и веротерпимости. С этого момента в истории М. помимо мифов и легенд появились архивы и уставные документы. В своей деятельности новые «вольные каменщики» руководствовались положениями «Книги конституций», к-рая была опубликована в 1723 г. благодаря усилиям инициаторов провозглашения Великой ложи - Дж. Андерсона, Дж. Пейна и Дж. Т. Дезагюлье. На страницах «масонской Библии» излагались история, идейные принципы М., устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). Оппозицию Великой ложе Лондона составили представители «старого» М., не признавшие ее первенства. В 1729 г. Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии. В 1725 г. была основана Великая ложа Ирландии, в 1734 г.- Великая ложа Шотландии. В 1813 г. «новые» и «старые» масоны Соединённого Королевства провозгласили создание Объединенной Великой ложи Англии, к к-рой, сохраняя свою автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Библейские доказательства Евномия Григорий Нисский опровергает без затруднений. Повествование Книги Бытия о сотворении вещей словом служит выражением идеи всемогущества Божьего. 1716 Перечисляя все виды творений, созданных Богом, Моисей вовсе не повторяет тех имен, которые, как полагает Евномий, произносил Бог, потому что еврейский язык не есть язык первобытный, происшедший от Бога. Он возник, как многие утверждают на основании Пс.80:6 , при выходе евреев из Египта. 1717 Слова псалмопевца об исчислении звезд и наречении им имен означают то, что Бог знает звезды не только в их совокупности, но и каждую в отдельности. 1718 Что касается богоявлений, то беседа Бога с человеком на человеческом языке есть дело Его благого уничижения. Мы снисходим к животным, побуждая их нечленораздельными звуками, однако эти звуки не служат нашим естественным языком. Точно так же в Своих явлениях Бог говорил не соответственно Своему величию, а, снисходя к человеческой слабости, облекал Свои откровения в слова известные и понятные нам. Это во всяком случае не могло унижать Бога более, чем само воплощение. 1719 По вопросу об отношении имени к сущности предмета и о возможности познания вещей при помощи анализа слов св. Григорий Нисский близок к подлинному мнению Платона, высказанному в диалоге «Кратил», и, может быть, еще ближе к Аристотелю. Нельзя отождествлять слово с предметом, наименование с бытием. Предметы пребывают, а слова звучат и исчезают в воздухе. 1720 Звук слова есть только знак (σημειον), отметка (γνρισμα), клеймо (σμαντρον) вещи. 1721 Предметы существуют одинаковым образом для всех, одинаковы у всех и те страдательные состояния души, которые возникают под их влиянием, но слова, обозначающие вещи, мысли и чувства, у всех народов различны. 1722 Как чувственное, так и интеллектуальное познание мы извлекаем из вещей, а не из имен. Бог дал человеку силу зрения и прочие чувства. Пользуясь ими, мы воспринимаем цвета, звуки и запахи, не нуждаясь в том, чтобы кто-нибудь нам предварительно наименовал их. Так, дарованная Богом разумная сила души познает непосредственно вещи. 1723 Слова, как знаки вещей и понятий, имеют двоякое значение. Во-первых, благодаря им мы сохраняем приобретенные о предметах познания в раздельном, неслитном состоянии. 1724 Во-вторых, пользуясь словами как знаками своих внутренних состояний мы входим в общение с другими людьми. Духовные существа вполне прозрачны друг для друга. Они непосредственно и взаимно видят друг в друге движение ума. Но ум человека заключен в плотскую оболочку и отделен ею от умов других людей. Непосредственно читать мысли в душе себе подобных невозможно. Поэтому мы даем понять им о внутренних движениях нашего ума, о тех предметах, которые его занимают, и чувствах, которые его волнуют, посредством звуков, служащих их знаками. 1725

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Она всего лучше и выясняет значение этого распоряжения Монастырского Приказа. Поэтому мы здесь представим ее в полноте. «По указу Его Императорского Величества из святейшего Правительствующего Синода инструкция. Ехать тебе московской губернии в переславскую провинцию залесского для того: прошедшего Августа в последних числах сего (1722-го) года по Его Императорского Величества указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода, сообщено о неприсылке из Камер-коллегии окладным и доимочным с синодальной команды сборам книг из Синода в Сенат ведение, a в Камер-коллегию послан Его Императорского Величества указ с таким объявлением что оные книги по многим Его Императорского Величества указом в Синод из Камер-коллегии и до ныне не присланы и по губерниям и провинциям и по городом от светских командиров синодским подчиненным не отданы и за такою неприсылкою не точию доимки спрашивать, но и окладных сборов действительно производить не можно. И того ради требованы от Камер-коллегии во все губернии и провинции к губернаторам и воеводам и прочим камерирам об отдаче оных книг и ведомостей послушные указы, из которых один в оную провинцию к воеводе ныне с тобою и послан, и тебе приехав во оную Переславскую провинцию залесского помянутой послушной указ оному воеводе подать не удержанно со обычным в приеме того указу расписки получением, и по тому указу требовать от него надлежащей отправы, дабы в синодальную команду архиерейским приказным людям и определенным от Монастырского Приказа управителем отдано было все к сборам потребное. A именно: 1) именные по уездом и станом и вотчинам и селам и деревням повсегодным сборам окладные книги, 2) доимочные по годом и по городом и по сбором каждого года и сбора особые книги со объявлением причин зачем каждая доимка запущена. 3) переписные книги 7186, 1710, 1717 годов и прочие к ведению и сборам потребные. 4) обстоятельные ведомости о том, что до состояния Синода какие сборы по которым книгам повелено и по коим сбираются и равноль с дворцовыми и шляхетскими.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

1708 град Самаринский – Самария, поселение в древней Палестине, в полусотне километров к северу от Иерусалима, и область того же названия. 1712 ...ругася ему. – В «Театре» и «Саде», как и у Абстемия, завязка иная: свинья, увидев снаряженного на битву коня, сожалеет о его участи, на что конь и разражается заносчивой бранью. 1717 Дарий, Перский царь – Дарий I, сын Гистаспа (см. коммент. к басне 38), направил в 490 г. против Афин отборное 5-тысячное войско, потерпевшее поражение от афинских ополченцев. 1718 Плутарх – изречения царей и полководцев. Гл. «Фемистокл», 4, – с репликами в эллинском духе: Адимант: «Срывающихся на старте – бьют». Фемистокл: «Замешкавшийся останется без награды». 1719 98. О коне и осле. – Басня Бабрия; в эзоповских сборниках – ее пересказ. У Гозвинского – 54. 1723 …Дионисий-мучитель... – Дионисий Младший (395–343 до н. э.), сын и преемник Дионисия Старшего, сиракузский тиран в 367–357 гг. Будучи свергнут, он, при поддержке демократов, в 347 г. еще раз захватил власть, но в 344 г. был свергнут Тимолеонтом и сослан в Коринф, где, по преданию, скоморошничая, жил подаянием. 1725 Алиан, – Элиан. Пестрые рассказы. VI. 12 и IX. 8;Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Гл. «Тимолеонт», XIII–XV. Но в «Театре» 1608 г. история Дионисия Младшего сопровождала басню «Об осле и гордом коне», от перевода которой Виниус отказался (у Вондела – 121). 1726 99. О индийском петухе и петеле. – В списках III вида: «О индийском и немецком петухах», как в «Театре»: «Vom Indianischen und Teudschen Han». У Эзопа такой басни, с открытый осуждением ксенофобии, нет. 1727 Некий петел... – В списках III вида: Некий петух немецкий то же в «Театре»: Teumschen Han. 1729 ...гордостию непрестанно надымающася зело на нь... – Так в большинстве списков и в печатном «Зрелище». И все же вероятнее, что это чья-то ранняя (мотивирующая конфликт, однако никак не вяжущаяся с басенной сентенцией) вставка. В списках III вида ее нет, а в «Театре» – и вообще прямо противоположное: «он пришел с миром и дружбой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сами протестанты судили о ней благосклонно... Нельзя, однако, не признать, что в некоторых случаях Калмет слишком легко касается трудных текстов и довольствуется приведением одного за другим изъяснений совершенно несвязных, представляя читателю выбор объяснения более верного, что часто бывает очень затруднительно“. 739 – 2) Ранее Калмета, Ричард Симон, из Дофине († 1702), издал Grand Dictionnaire de la Bible ou explication litterale et historique de tous les mots propres de l’Ancien et du Nouveau Testament, in-f., Лион, 1693, труд несовершенный, но достоинство его состояло в том, что он начал собою этот род работ. – 3) Карл Hure (1639–1717), Dictionnaire de la Bible (слова в порядке латинской Вульгаты), 2 in-f., Reims, 1715, напечатанный Минем, 4 in-4°, Paris, 1846; Grammaire sacrée ou rgles pour entendre le sens litteral de l’Ecriture Saints in-12°, Paris, 1707. – 4) Cherubin de S. Joseph (Alexandre de Borie), кармелит (1639–1725), Bibliotheca criticae sacrae circa omnes fere sacrorum librorum difficultates, труд громадной эрудиции, но неоконченный, 4 тома in-f., опубликованы два первые в Лувене, 1704, два послелние – в Брюсселе, 1705–1706; Summa criticae sacrae, 9 in-8°, Бордо, 1709–1716. – 5) Иосиф Дюгюе (Duguet), из Монбризона, священник Оратории (1619–1733), умерший янсенистом, Explication de la Gense, 6 in-12°, Paris, 1731; Explication du livre de Job, 4 in-12°, 1732; Explication du mystere de la passion de N. S. J.-C. suivant la Concorde, 2 in-12°, 1728, и т, д.; изъяснения главным образом нравственные и таинственные, написанные с изяществом и проницательностию, но страдающие иногда неточностию. Некоторые из его работ были опубликованы и пополнены Иаковом Asfeld’oм (1664–1745), также янсенистом. – 6) Петр Сабатье (Sabatier), из Пуатье, бенедиктинец из монастыря св. Мавра (1682–1742), Bibliorum sacrorum latinae versiones antiqua, 3 in-f., 1743, 740 – 7) Иосиф Беррюер (Berruyer), из Руана, иезуит (1681–1758), Histoire du peuple de Dieu, 1728–1757, труд, написанный с изяществом и искусством, но не без ошибок; исправленное издание вышло в Безансоне, 10 in-8°, 1828.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Эта сравнительно поздняя колонизация Астраханского края не коснулась Яицких степей, где проходила восточная граница Астраханской епархии. Низовье р. Яика с г. Гурьевым в половине XVIII в. остается восточной границей Астраханской епархии. Выше по р. Яику шла колонизация в пределах соседней с Астраханской епархией – Казанской епархии, в бассейнах рр. Яика, Самары, Уфы, Белой и др. притоков р. Камы, а также в Приуралье, в пределах Вятской и Сибирской епархий. С начала второй четверти XVIII усилилась колонизация юго-восточного Закамья. В 1725 г. Яицкие казаки основали г. Сакмарск на р. Сакмаре. Это было началом русского влияния в верховьях Яика. Однако укрепить тамошние места за Россией не представлялось возможности, не утвердившись прочно в Закамье. Поэтому в 1732 г. от пригорода Самары – Алексеевска на северо-восток устраивается «Новая Закамская линия» укреплений до Кичуйского фельдшанца, состоящая из Кинеля, Красноярской крепости, Черемшанской и др. Под прикрытием этой линии постепенно заселяются свободными поселенцами и помещичьими крестьянами земли по рр. Кинелю и Самаре в местах ближайших к внутренней России. Русское влияние в отдалённых местах, в Киргизских степях, особенно усилилось со времени обращения к русскому правительству Киргизской Малой орды в 1730 г. Киргизы еще в 1717 г. обращались к Петру Великому с просьбой о принятии их в русское подданство, вследствие внутренних междоусобий и притеснений от соседей. Но Петру, занятому войнами со шведами п турками, пока было не до киргизов. Продолжавшиеся междоусобия в Орде и нападения соседей снова побудили хана Малой Орды Абдул-Хаира просить русское правительство о принятии их в свое подданство. На этот раз для заключения договора 19 февраля 1731 г. с особой инструкцией отправился к ним мурза А. И. Тевкелев, по происхождению из выезжих ордынцев. Тевкелев прожил в Малой Киргизской орде около двух лет. Следствием этого пребывания было приглашение в 1734 г. самими русскими всех трех киргизских орд – Малой, Средней и Большой – к принятию русского подданства, хотя Малая орда присягнула еще в 1731 г. Главными условиями принятия киргиз в русское подданство выставлены – утверждение ханства в роде Абдул-Хаира навечно и постройка крепости для защиты киргизов, при слиянии р. Ори с Уралом (Яиком). Обер-секретарь Сената И. И. Кириллов составил обширный проект устройства Орского или Оренбургского края; он сам по Высочайшему поручению от 18 мая И734 года начал осуществлять план, встав во главе, так называемой, Оренбургской экспедиции. Вместе с Кирилловым в состав экспедиции входили ученый священник и несколько студентов греко-латинской академии. Экспедиция имела большие полномочия, ей подчинялся даже уфимский воевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

14)  Иеракс Зборовинский, из м. Поморина, сын протопопский, род в 1692 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1718 г. (в 1732 г. в ведомости личного состава значился среди простых монахов) 31 . 15)    Иларион Негребецкий, дворянский сын из г. Перемышля, род. в 1692 г., учился в Академии («латинскому письму»), в 1720 г. принял монашество, и 1721 был посвящен в иеродиаконы, впоследствии занимал должность лаврского типографа (1722–1734 г.), в 1733–1735 гг. был вместе с тем профессором богословия Невской Академии, в 1735 г. получил назначение на должность игумена Змиевского (приписного к лавре) монастыря и в 1737 г. был избран и посвящен в С.-ΓΙетербурге печерским архимандритом, в каковом звании и скончался в ночь на 8 января 1740 г. 32 16) Пахомий Горленко, из г. Прилук, сын полковника, род. в 1692 году, учился в Академии (в 1700-х годах) в 1715 г, (а может быть, и несколько ранее 33 ) принял монашество в Волошине, где он, очевидно, проживал, разделяя бедственную судьбу своего отца – Д. Л. Горленко, и там же был посвящен митрополитом Гедеоном в иеродиакона; впоследствии был принят в Киево-Печерскую лавру здесь в 1725 г. Переяславским епископом Кириллом Шумлянским был рукоположен в сан иеромонаха 34 . В ведомости личного состава лавры за 1735 г. он значится среди иеромонахов, «бывших на ближней пещери» 35 . Скончался П. Г. 3 мая 1736 года, где оставил по себе память подвижника строгой жизни 36 . 17)  Наркисс Армашенко, мещанский сын, из Киева, род. в 1695 г., учился в Академии («в латинских училищах», в 1700-х гг.), монашество принял в 1717 г. в Черниговской кафедре от архиепископа Антония Стаховского, иеродиаконство получил в 1719 г. от него же и в иеромонахи рукоположен Белгородским епископом Епифанием Тихорским в 1727 г., в ноябре 1741 г. в С.-Петербурге 37 . 18)   Игнатий Концевич, из польского гор. Пинска мещанский сын, род. в 1695 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1721 г., иеродиаконом сделался в 1722 г. и иеромонахом в 1731 г. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010