Все, «что при коллегиях чинится», должно содержаться в тайне и ни в каком случае преждевременно не должно быть оглашено; по этой части в особенности должны остерегаться и «удерживать себя от безвременных речей» «те, которым в канцеляриях отправления поверены» 1644 . II Каждая бумага, поступившая в Синод, имеет проставленный вверху первой страницы и дату, означающие порядок и время поступления бумаги, и канцелярскую отметку: «доложить со справкой», или «доложить немедленно», или 252. Подано и чтено 20 января 1725 года, записать в книгу», или: «записав в книгу, доложить» 1645 . На ходатайствах Холмогорского архиепископа и Тобольского митрополита об оставлении в их епархиях часовен сделаны надписи: на первом – «записав в книгу, взять к наряду и, выписав обстоятельно, доложить немедленно»; на втором: «записав в книгу, взять ко означенному определению и доложить обстоятельно в скорости» 1646 . На донесении Новгородского архиерейского дома об исполнении указа относительно разобрания часовен и киотов сделана надпись: «записав, взять к отпуску. И сообща все также о всесовершенном по указу исполнении рапорты под реестрами о отправлении указов отметить, и о всех ответствовавших и не ответствовавших учинить для разсмотрения табель и предложить немедленно» 1647 . На донесении Астраханского архиерея о том, что в одной из часовен, принадлежавших монастырю, изъятому в 1717 году бывшим патриаршим духовным приказом из ведения епархиального архиерея, над гробницею одного игумена, местно чтимого, отправляются панихиды с особым тропарем и кондаком, положена надпись: «по сему доношению о неведении архиерею онаго монастыря, что тому причина, взять достоверное известие из дикастерии, а о гробнице и мнимых мощах – из Троицкаго монастыря; и в самой скорости доложить, чтобы, негли есть, суеверие не продолжалось» 1648 . И т. п. Поступающие в Синод бумаги от подчиненных Синоду учреждений и лиц должны были обладать точностью и соблюдением форм. Дела, которые переносились в Синод из подчиненных ему учреждений, должны были представляться в форме обстоятельных докладов со справками, с выписками относящихся к делу законов и с мотивированным мнением учреждения, рассматривавшего дело 1649 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По поручению Петра Великого передал подарок для малолетнего короля Франции Людовика XV уникальный станок (1717 года) с тремя копировальными функциями: медальерной, гильоширной и боковой (скульптурной). Станок был исполнен Нартовым под рост 7-летнего короля, все детали махины были позолочены. К станку прилагались копиры с портретами отца и сына Людовиков, королевский вензель Франции и портрет регента Франции герцога Орлеанского. Нартов на глазах у членов Французской Академии наук выточил из слоновой кости все четыре медали. Уникальный " посольский дар " , поразивший французских ученых, механиков и аристократов, сыграл не последнюю роль в решении вопроса о предоставлении России гарантий Франции при заключении Ништадтского мирного договора о завершении Северной войны со Швецией в 1721 году. 1720 г. - Осенью вернулся в Петербург, где продолжил работу над созданием двух токарно-копировальных станков (медальерного и бокового), с помощью которых предполагал вытачивать из слоновой кости Триумфальный столп во славу России, задуманный Петром I (в настоящее время парадный медальерно-копировальный станок воссоздан и демонстрируется на выставке в Петропавловском соборе). Работал над камнерезным станком (для отделки стен и шлюзов Кронштадтского канала). Стал личным токарем Петра I. 1721 г. - Закончил строительство " овалистого станка " (начат Георгом Занепенсом). Начал работу по вытачиванию Триумфального столпа: по копирам-цилиндрам и копирам-медальонам (авторы Б.К.Растрелли, Н.Пино и А.Нартов) вытачивались цилиндры и медальоны с изображением " баталий " из пальмового дерева. 1723 г. - 1724 гг. После смерти токаря-художника Франца Зингера стал руководителем царской Токарни, подал проект " Академии разных художеств " . Сопровождал Петра I в поездках на Марциальные воды и на подмосковные " железные " заводы Миллера. 1725 г. - после смерти Петра I получил указание от Екатерины I завершить Триумфальный столп " … вечно достойный памяти его императорского величества, на котором будут изображены разные баталии " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Ψυχ, как субъект личной жизни, имеет в πνρμα свой высший, богоподобный принцип, а в «сердце» ( καρδι’α) – свой непосредственный орган, концентрирующий и объединяющий в себе все свойственные ему состояния и деятельности 1717 . Сердце, так. обр., является средоточием, в котором концентрируется вся личная жизнь человека, в ее наиболее характерных состояниях и обнаружениях 1718 , 1719 . Отсюда уже понятно, почему «сердце» и «дух» поставляются между собою в теснейшую связь неразрывного взаимоотношения. Специальная деятельность «духа» происходит по преимуществу в «сердце», так что иногда именно «сердцу» приписывается то, что в последней инстанции принадлежит собственно «духу» 1720 . Но так как «дух» – в свою очередь – является принципом богоподобия, так как он служит «первоначальным источником и последним основанием высшей религиозно-нравственной жизни 1721 1722 , так что и его деятельность, – когда она нормальна, – проявляется и осуществляется в соответствующем направлении, – с состоянием религиозно-нравственвой, богоподобной жизни; то отсюда понятно, почему религиозная жизнь и ее отношение оказываются по преимуществу делом «сердца». И действительно, «сердце» в некоторых местах св. Писания признается средоточием деятельности «духа» и отсюда – божественным принципом жизни 1723 . С этой точки зрения объясняются причина и смысл той связи, в которую поставляются «сердце» и совесть, причем совесть представляется также результатом деятельности «духа» в «сердце» 1724 . Равным образом, если «дух» в существе человека является органом свидетельства Духа Божия 1725 , если он представляется вообще тою стороною человеческой личности, «в которой устанавливается живая, нравственная связь между Богом и человеком» 1726 , те, в силу указанного взаимоотношения «сердца» и «духа», именно сердце является местом деятельности Св. Духа 1727 . В силу этого, являясь средоточием деятельности и органом проявления «духа», т. е., как сказано уже, – той стороны человеческой личности, которая – в своем последнем основании – служит принципом божественной и богоподобной, направленной к Богу жизни, «сердце» служит средоточием и органом веры и неверия 1728 , а отсюда также – и вообще жизни веры, религиозных отношений 1729 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

По Чугуевской переписи 1710 года оказывается в Чугуеве «крещённых Калмыков» 47 семей, а по переписи 1712 года 50 семей и в них мужеска пола 119, женска 168 душ. Все они называются Христианскими именами: «Мурза Данило, Васильев сын, Бухарин 50 лет; у него жена Настасия, Максимова дочь, 40; дети: Иван 3, Василиса 2, сын Потап после переписи 1710 года умре. Да у него же, Данилы, поляк Иван Иванов 20, да мать Матрона 60». Несколько латышей и поляков и один швед, вероятно уведённые во время войны, показаны и в других семьях. Несколько начальников семей называются Хариными, Кобиными, один Батыр, другой Киргис; иные – Тума, Зеньгор, Чегодай. С 1715 года по 1735-й команда калмыков увеличивалась 150-ю семействами крещёнными и некрещеными. При водворении на участки земли оказалось возможным увеличить, и увеличено число калмыков чугуевских ещё 15-ю семействами. По табели генерал-фельдмаршала Миниха, после Турецкой войны в 1740 году, в двух калмыцких ротах состояло мурза 1 ротмистр 1 хорунжих 2 есаулов 2 капралов 8 рядовых 200 – И того 214 человек. В 1788 году учреждён новыё штат корпусу передовой стражи Екатеринославского пехотного полка, по которому полагалось в 8-ми Калмыцких сотнях: сотников 8 поручиков 8 хорунжих 6 урядников 32 калмыков 960 И того 1014 человек Нет сомнения, что некрещеные калмыки, поселившиеся в Чугуеве вместе с крещёнными, уже по одному подражанию единоплеменным, особенно же при лёгких побуждениях со стороны Чугуевского начальства, принимали крещение в Чугуеве. Доказательством этому служит указ канцелярии Сената в 19-й день июня 1716 года, последовавший в Воронежскую губернскую канцелярию, тайному советнику генерал-губернатору и кавалеру Апраксину: «пришедших от Аюки-Хана Калмыков Сермени Мергени с товарищами 21 человек, с жёнами и детьми, с Дону в Чугуев, здесь, по желанию их, в христианскую веру крестить и написать с тамошними новокрещёнными Калмыками в службу и жалованье им давать против тех же; для того, чтобы они не могли, крещение принять, паки к Аюк-Хану и на Кубань уйти» и прочее. Указом Сенатским, 14 января 1717 года, повелено: «также и на Дон пришедших 25 кибиток – мурзу с товарищами отослать для крещения и житья в Чугуев». Сенатским же указом 27 октября 1725 года повелено: «Калмыков, которые волею своею приезжают на Дон и о крещении в Христианскую Православную веру просить будут, тех принимать и, по крещении, на службу в Чугуев определять».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вследствие значительных сумм, собиравшихся таким образом, число богаделен в Москве к 1721 году возросло до 93-х, а нищих в этом году призиралось 4411 человек. Нищие разделялись по окладам: в 1721 г. 3159 человек получало по 2 деньги, а остальные по 1 деньге, так что в этом году вышло на них 13,852 р. 13 алт. 2 д. 445 . Кроме устройства богаделен, собственными распоряжениями Приказ обязывал монастыри, которым возвращал вотчины, заводить богадельни и под этим условием оставлял за ними особые преимущества в распоряжениях 446 . Равно Приказ предписывал заводить и поддерживать богадельни при архиерейских домах и приходских церквах, особенно в вотчинах патриарших, архиерейских, монастырских и церковных 447 . В Новгороде заведены были богадельни новгородским митрополитом Ионой. В 1714 г. у митрополита было 10 странноприимниц, 15 нищепитательниц или больниц, домик подкидышок,... прокормлено в них до 1714 г... всяких чинов людей 166,058,... да больных солдат 64 человека 448 . Израсходовано на эти учреждения с февр. 1716 г. по апрель 1717 г. 4148 р. 30 алт. 3 д.; а призревалось за это время 468 человек 449 . Передавались в ведение Приказа богадельни из других приказов 450 , содержавшиеся на счет церковных учреждений. При московских богадельнях образовался особый штат чиновников Приказа. Были в этом штате лекари и подлекари с определенным жалованьем из патриаршей казны 451 ). Кроме того были и другие служащие в значительном числе. Их требовала сложность дел при богадельнях: назначение и выдача жалованья служащим и призреваемым, ежемесячный пересмотр находящимся в богадельнях 452 , составление списков последним наличным, вновь поступающим и выходящим, ведение перечневых именных ведомостей, переводы из одного оклада в другой, разбор по окладам и прием, надзор, исполнение указов и пр. Притом делались распоряжения, расспросы, решения и наказания при поимке нищих и приводе их в Приказ. Поэтому в 1721 году когда Монастырский Приказ отдан был в распоряжение и подчинение Синода, предполагалось в Приказе учредить для дел по богадельням штат из 2 канцеляристов, 4 подканцеляристов и 10 копиистов, из которых почти все уже были налицо при занятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

За этим расходом в Приказе осталось 3387 четвертей 6 1 / 2 четверика Остаток шел на раздачу служилым в ведомстве Приказа как жалованье 573 . 9) Десятинная пашня доставляла Приказу также значительный хлебный доход. Десятинной пашни Приказ принял в свое ведение 28387 десятин в каждом из двух полей. Из нее определено на содержание архиерейских домов и монастырей 13648 1 / 2 десятин. Затем оставалось в Приказе 4738 1 / 2 десятин, из которых в Московской губернии было 4053 десятины и, сверх того, 248 нив, в других губерниях 685 десятин 574 . 10) В 1717 году в Монастырском Приказе, по его определению, стали взимать, по примеру других приказов, по 2 деньги «приводных» с лиц, по делам в него приводимых. Взимаемые деньги записывались в особую приходную книгу и шли на содержание служилых в Приказе 575 . Были платежи в Приказ от разных вотчин разными естественными произведениями на столовые запасы и конюшенное заведение. Они иногда заменялись деньгами. Общий итог таких платежей трудно обозначить, по разнообразию предметов 576 . 12) По указу 24 янв. 1718 года велено мостить в Москве мостовые из дикого камня в Кремле и Китае городе. 1 февраля 1720 года приказано было «против губернской канцелярии и других приказов, також вокруг цейхгауза и площади в Кремле, на Ивановской в Китае, что на Красной площади, и в воротах Кремля и Китая мосты строить из тех денег, которые сбираются в Москве на строение мостов, а напротив Монастырского Приказа и монастырей и подворий, на которых жителей нет, а другие под канцеляриями, а стряпчих в Москве нет же, а живут в иных губерниях, строить из Монастырского Приказа», которому имеют возвратить деньги те архиерейские и монастырские вотчины, против чьих подворий такое строение придет 577 . 13) Весьма важный и заслуживающей особенного внимания исследователей русской истории и русского права доход Монастырского Приказа составляли церковные пошлины. Известно, что в древней России до XVIII столетия было множество пошлин с церквей и духовенства в пользу епархиальных властей, которые и содержались, между прочим, доходами, получаемыми с этих пошлин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И того ради требованы от Камер-коллегии во все губернии и провинции к губернаторам и воеводам и прочим камерирам об отдаче оных книг и ведомостей послушные указы, из которых один в оную провинцию к воеводе ныне с тобою и послан, и тебе приехав во оную Переславскую провинцию Залесского помянутой послушной указ оному воеводе подать неудержаннно со обычным в приеме того указу расписки получением, и по тому указу требовать от него надлежащей отправы, дабы в синодальную команду архиерейским приказным людям и определенным от Монастырского Приказа управителем отдано было все к сборам потребное. А именно: 1. именные по уездом и станом и вотчинам и селам и деревням повсегодным сборам окладные книги, 2. доимочные по годом и по городом и по сбором каждого года и сбора особые книги со объявлением причин зачем каждая доимка запущена. 3. переписные книги 7186, 1710, 1717 годов и прочие к ведению и сборам потребные. 4. обстоятельные ведомости о том, что до состояния Синода какие сборы по которым книгам повелено и по коим сбираются и равно ль с дворцовыми и шляхетскими. 5. особые ведомости колико чего с состояния Синода светскими командиры с которых вотчин собрано и сколько на ком доимки за чем осталось. 6. с подлинных поголовной переписи сказок и с перечневых ведомостей (которые из канцелярий приема сказок и перечневых ведомостей) присланы свидетельствованные копии; 7) о сборе с церквей данных денег обычайные по городам и уездам и по церквам книги, а о доимке погодной с сообъявлением того, за чем запущено, ведение. 8) Сбору с поповых и дьяконовых детей и с церковников и с их детей же окладных денег книги с таким объявлением – на кого имяны и коликое число положено и за чем доимка на ком запущена. 9) Венечным пошлинам книги обстоятельные – где с попов с которого города и уезда тех венечных пошлин и лазаретных денег в сборе бывает и что на ком погодно доимки и зачем не взято. 10) Коликое число архиереям и прочим персонам, до Синода надлежащим, также и в монастыри и ружникам Его Императорского Величества жалованья погодно определено и что каждому чину порознь дается и из каких доходов та дача бывает и на которые годы учинено и что давать надлежит и кому имяны на кои годы и чего ради не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1706 Тертуллиан. Апология, § 1. С. 82. 1707 Афинагор. Апология, гл. 10. С. 79. 1708 Афинагор. Апология, § 31. С. 115. 1709 Минуций Феликс. Октавий. Гл. XXXIII и XXVIII. 1710 Тертуллиан. Апология, § 9. С. 110. 1711 О целомудрии и девстве у древних христиан говорят еще св. Иустин Философ. 1-я апология, гл. 15, Тертуллиан. Апология, § 9, Ориген. Против Цельса. I, 26, Минуций Феликс. Октавий, гл. 31. 1712 Афинагор. Апология, гл. 33. С. 118. 1713 Минуций Феликс. Октавий. Гл. XXXI. С. 357, 358. 1714 Афинагор. Апология, § 35. С. 119,120. Тертуллиан говорит: «Так как нам и навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человека. Воспрепятствовать рождению человека — значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рожденную или уничтожает ее рождающуюся. Человек уже и тот, который имеет сделаться человеком; и уже в семени заключается весь плод» (Апология, § 9. С. 107). 1715 Т. е почитая кесаря как бога — покровителя государства. 1716 Тертуллиан. Апология, § 10. 1717 Там же, § 35. 1718 Там же. 1719 «Наша религия, — пишет Тертуллиан, — повелевает нам любить даже врагов, молиться за тех, кто нас преследует, чтобы доброта наша была совершенной и чтобы составляла нашу собственность, а не принадлежала всем. Ведь любить друзей свойственно всем, а любить врагов — одним христианам» (К Скапуле, гл. I. С. 218). 1720 Тертуллиан. Апология, § 35, 31 и 32. «Мы молимся на наших собраниях и за императоров, и за министров и власти, за существование человеческого рода, за спокойствие государства и за замедление конца мира». Там же, § 39. 1721 Тертуллиан. Апология, § 37. 1722 Он же. К Скапуле, гл. 2. 1723 Форум — у римлян городская площадь для народных собраний и суда. В Риме — центр общественной жизни. Здесь, у Тертуллиана, слово употреблено в том смысле, что христиане участвуют в общественной и государственной жизни. 1724 Гарусники — гадатели по внутренностям жертвенных животных. 1725

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Существовали также многочисленные переиздания «Первого учения» за пределами России 49 и его переводы на немецкий, английский и румынский языки. 50 Переводы были подготовлены не самим Прокоповичем (в частности, он признавался, что не знает немецкого «ipse nesciam Germanice»). 51 Немецкая версия 52 считается более точной (практически буквальной) и хронологически более ранней, чем английская; 53 А. В. Карташев даже утверждал, что английский перевод делался с немецкого издания. 54 Считается, что на английском «Первое учение» печаталось дважды (в 1723 и 1725 гг.), а перевод подготовил И. Филиппс. Из предисловия ко второму изданию ясно, что некая «важная особа», поручившая перевести катехизис, это сэр Питер Кинг, спикер палаты лордов, член Общества пропаганды Евангелия. 55 На Западе катехизис Феофана воспринимался впоследствии как авторитетное изложение православного учения, переиздавался и в XIX в. 56 Гораздо сложнее обстоит дело с «Сокращенным христианским учением» и «Диалогисмом». На одной из рукописей «Катехизиса» 1717 г. (опубликованного как «Диалогисм») 57 сделана пометка одного из ее владельцев протоиерея Кочетова: «Этот Катихизис был напечатан, но был ли выпущен в свет, ни откуда не видно. В школах употребляли Феофаново учение о блаженствах; а о Катихизисе нигде ни слова. В 1839 году случайно в кладовой Св. Синода отыскана большая куча печатных катихизисов Феофана Прокоповича . Экземпляры сии там и остались». 58 С другой стороны, «Сокращенное христианское учение» в основной своей части (то есть констатирующие богословские тезисы, которые и в печатном издании, и в рукописях выделялись более крупным и жирным шрифтом) было целиком перепечатано в букваре львовского Ставропигийного Института 1790 г.; а именно, в букваре, предназначенном для нужд Греко-Католической Церкви уже на территории Австро-Венгерского государства. Отличия двух текстов минимальны: во второй части букварного катехизиса добавлены перечень таинств и заповедей «церковного правительства», а в третьей части опущены два небольших фрагмента. В первом из них у Прокоповича разделение Декалога на две скрижали объясняется, в том числе, двойным предписанием любви; во втором фрагменте в санкт-петербургском издании излагается порядок исповеди. Также Никео-Константинопольское исповедание веры приводится в львовском букваре с filioque, и это единственное исправление в букваре, которое носит явно выраженный конфессиональный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010