А около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, видит божественное светоявление: ибо чрез (предел) ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви Божией, как он это обычно делает, он еще не выступил из Гроба, как уж можно было внезапно видеть всю Вожию церковь исполненною неприразимым и Божественным Светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую, одни к пропилеям, другие к Лобному Месту, третьи к крестообразно висящей цепи; потому что ею тоже окружены лампады (?) в том месте, где по сказанию, средина нашего мира, и цепь эта висит для означения сего. При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления, да и самые безбожные Агаряне были поражены и устыжены. Ибо сказывают, что от Вознесения Христова и доныне осияние Божественного Света происходило ежегодно в одной из лампад Святого Гроба, а в нынешнее время божественное светоизлитие распространилось по всей церкви, так что все единогласно воскликнули: „Кто Бог велий, яко Бог наш; ты еси Бог единый творяй чудеса“ 19 . 5. В то время, как проклятый правитель, находясь в Катихуменах, держал сверкающий ятаган наголо и выглядывал во храм, совершается нечто необычайное и чудесное. По божественному домостроительству случилось, что самая большая лампада, величиною превосходившая кратир, висевшая пред его лицом, оставлена была без воды и масла и вдруг наполнилась Божественным Светом, между тем, как в ней не было даже светильни. А губительный и злосчастный правитель при таком дивном зрелище пребыл нем; так что он явственно всем высказал, что видел руку на подобие огня и что она-то совершила все сии дивные чудеса. 6. Большинству людей, да не покажется ложным чудо, совершившееся с Крестом дракондия; (ведь я никому иному не поручаю грешную мою совесть, кроме как недреманному оку, испытующему глубину помышления). Посему на одном из дракондиев, стоящих на правой стороне святой Божией церкви, на кресте, находящемся на верху оного появилась звезда, сиявшая на средине подобно солнцу.

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

Свв. 42 мучч. амморийские . Житие святых написано современником Еводием. Оно в Деяниях св. на латинском и греч. языке. (Mart. 460 и 887). Самый древний славянский перевод его в Супрасльской рукописи XI в. В слав. четьей минее начало жития составлено из разных историков, а обольщения святых неверными и страдания описаны по Еводию. По Кедрену сарацынский князь назывался Амермумн, а по Елмацину калиф Мутасим. Известные имена святых: Феодор из священника воин, евнух, по прозванию Кратир т. е. сильный, саном протаспафарий, Константин друнгарий и Каллист Турмарха (друнгариями и турмархами назывались начальники морских судов), Аэтий был патрикий и вождь восточной, Феофил патрикий, Мелиссин и Васой . Мученики взяты в плен ок. 840 года и, усекнуты ок. 847 года в городе Самаре или около него. По мнению Болландистов это или Самосата или Зимара на Ефрате в Армении, подвластно сарацинам. (Сн. Calend. univ. eccl. T. VI, p. 168). Св. преподобномуч. Конон и сын его . В Деяниях св. (Mai. VII. 4) два сказания, о сих мучениках: одно менее пространное и, по мнению издателей, древнейшее, из проконсульских актов взятое, известное в 9 веке Рабану и Адону, другое распространенное после, впрочем более в словах, чем в мыслях и событиях. Сам Тильмон (IV, 455) историю страданий их признает взятою из проконсульских актов. В славянской минее помещено последнее сказание, Город Аперра в Италии (в Кампании) хвалится тем, что владеет мощами сих мучеников, которые перенесены, неизвестно когда. Издревле (не позднее 9 века см. мартирологи Адона, Узуарда, Ноткера) римская церковь чтит память их 29 мая; но в заключение латинского перевода первых актов сказано, что память их совершается 20 мая, (в греч. подлиннике сего нет) и Рабан действительно поместил их в своем мартирологе под 20 мая со сказанием из актов. Во вторых актах говорится, что их похоронили, З июня. Вероятно, что они 29 мая замучены, а 3 июля тайно от стражей похоронены. 7 Свв. священномученики в Херсоне . В Деяниях св. (Mart. I. 639) есть краткое жизнеописание не много пространнее славянского пролога и гораздо менее сказания славянских печатных миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вчера и сегодня я рассматривал по греч(еским) рукописям все сомнительные места, встречавшиеся нам при чтении сентябрьской минеи и в конце минеи праздничной; оказалось, что во всех случаях, за исключением одного (...) наш славянский текст находит для себя подтверждение в греческих харатейных списках. При этом замечательно, что чем древнее греч(еский) текст, тем ближе он подходит к нашему слав(янскому) тексту. Но известные греческие минейные рукописи не восходят далее XII в.; между тем в той же Патриаршей Библиотеке имеется круг наших славянских миней также XII в. Для нашего дела этот круг имеет немаловажное значение, так как дает довольно ясное понятие о греческих текстах еще более раннего времени, не дошедших до нас 651 . В Петербург Чуриловский вернулся с четырьмя греческими рукописными Минеями. В дальнейшем к работе по сверке исправляемого текста с греческими и славянскими богослужебными рукописями предполагалось привлечь архимандрита Никольского единоверческого монастыря в Москве Никанора 652 , с включением его в состав Комиссии, однако осуществить этот план, видимо, уже не удалось 653 . Не ограничиваясь проверкой существующего славянского текста, справщики на сей раз решили дополнять его заново переведенными недостающими песнопениями из греческих Миней. В процессе правки прежде всего устранялись очевидные ошибки и опечатки. Вот некоторые примеры из сентябрьской Минеи 654 : Число Напечатано канон, п. 1, тр. 3 канон, п. 8, богородичен насадившиися 2-го канона п. 1, тр. 1 Созонте конец кондака и икоса ап. Кодрату благоутробие аллилуиа служба св. Иоанна Предтечи, passim онемел канон, п. 6, тр. 1 юношеское девическое стих. 1 на хвалитех чертог Далее, заменялись «устаревшие», по выражению справщиков, славянские слова, например: тезоименне соименне; вечнующую вечную; рачением любовию; кратир сосуд; на руку во объятиях; целений исцелений; сопряжение двоица; низоревностных долу влекущих; преестественно паче естества; утварь царская украшение царское; агкира якорь; окормление управление; одождение излияние; реть рвение; во уметы ни во что; вжиляемь укрепляемь; дхне вдохнул; озареньми лучами; возбнув воспрянув; неятна непленена; невредно непорочно; легание лежание; отнюд вся; приятелище вместилище 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон, Всемудрому Льву песни плету. Творение Феофаново. Песнь 1 Священства помазанием, всеблаженне, удобрен, украсил еси сие добродетельными виды, пребогате. Якоже зрел грозд, отче, изгнел, еси разум, веселия кратир, треблажение, премудрости твоея всем предложил еси. Петра верховнаго престола наследник был еси, того имея нрав и ревность, Богомудре, веры. Песнь 3 Столп православия Христовы Церкве, всемудре Льве, усердно нося, возставил еси, егоже держащи, еретиков безбожныя разрушает полки и соборища. Небесныя и Божественныя насытився благодати, церковныя догматы , отче, предложил еси, со всеми борбствуя, еретическими языкоболии, благочестия поборниче, Льве пребогате. Светом пресветлейшим озарився, преподобне, неизглаголаннаго и Божественнаго вочеловечения, Слово уяснил еси, сугубо, рек, существо и сугубо действо воплощшагося Бога. Седален Уставил еси дерзновения, делы уверил еси православия, яко упова, яко лев, праведный; истины проповедаеши учения и обличавши прелести сокровения, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость. Божественнаго естества не отлучься, плоть быв во чреве Твоем, но Бог вочеловечься и пребысть, иже по Рождестве Матерь Тя Деву, яко прежде Рождества, сохранив Всенепорочну, Един Господь, Того прилежно моли даровати нам велию милость. Песнь 4 Лев ты яко истинно, преблаженне, явился еси, смущающия лисы отгоня, царским рыканием ужасая нечестивых умышления. Скрыл еси приложением твоих догматов богомерзких ересей следы, сокровенную истину взыскав, священнотаинниче всечестне. Утро от запада возсиял еси, треблаженне, свиток благочестивых догматов, яко лучи, Церкве, Богомудре, испущая и озаряя души наша. Песнь 5 Сугубому действу проповедник был еси Спаса Христа: действовати бо, рекл еси, в коемждо естестве, якоже имяше, со обоим слежащим общением, святителю Богомудре блаженне. Равномощно сущо Рождшему Слово познал еси, якоже плоть Сего бывша, треблаженне, уверил еси, прилично, рекл еси, плотская свойства деяти, неслитно непревратно обоя. Песнь 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Якоже звезды пресветлыя сияют на тверди небесней, тако священнии апостоли евангельским учением возсияша во всех мира концех, во всех странах тму идолобесия отгнавше и всю землю светом богоразумия просветиша. От них же един всесветлый светилник – празднуемый днесь великий Иоанн Богослов, иже возлегай на перси и оттуду почерпну неизреченных таинств, иже возлюбленный ученик и превозлюбленный сын и служитель Пресвятыя иже Ассию благочестием и всю вселенную богословнаго учения исполнивый, иже возгреме богословный глас и вся еретическая полчища посрами, иже неизреченных тайн Тайнозритель и последних времен благочестивым людем наказатель 755 иже девства священный сосуд и девственнаго благоразумия иже любви исполненный кратир 756 и любви всекрасный егоже всесветлаго ради торжества предлежит нам о благодатном его светосиянии слово. 757 И мы убо малейшимь нашимь черпаломь от нилоструйных того благодатных источник вам, празднолюбным того пиряном, худою нашею силою словесною почерпати потщимся 757 . Вы же, любовию святаго вперяеми 758 , приидите, насладимся благодатнаго онаго источника и исполнимся великия пользы духовныя. Понеже Бог есть начало и вина всех благ, сотворитель и податель всех благодатей, иже есть доброта неисчерьпаемая, величество несконченное, пребывание вечное, власть и держава превышшая, мудрость непостижимая, воля благая и беззлобивая, сила всемогущая и непреборимая, истинна самосущая 759 и непоколебимая, слава неприступная и неизреченная; того всеблагаго и всех благ подателя Бога сей благословный апостол всему миру проповеда, исповеда превечнаго всемогущаго Отца, иже посла в мир на спасение Сына своего единороднаго. Провозгласи всем превечное Божие слово, глаголя: «В начале бе слово, и слово бе в Бозе, и Бог бе слово. Се бе искони в Бозе. И вся тем Быша. Ибо без него ничтоже бысть, еже Исповеда всем Духа Святаго, проповедая о нем реченная Христова словеса, глаголя: «Дух истинный, иже от Отца исходит, той вы наставит на всяку Якоже ангели Божии, невещественнии Божии слуги, выну Божиимь светолитиемь просвещаеми, всегда Божиимь славословием утешаеми, славословяще того неприступное Божество, с великим желанием волю Божию исполняю , в мир благовествуют Божие хотение, тако сей земный ангел и небесный человек, великий апостол Христов, исполнився Божия любви, исполнився Святаго Духа, исполнився премудрости благодатныя, просветився священным богословиемь, всюду Бога проповеда, всему миру истиное богословие исповеда, всех научи веровати во Святую Троицу, всем заповеди и повеление Божие беззавистно сказа и научи, человеки земныя верою правою ангелы сотвори и ангельски небеснаго Бога богословити и благословити наказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В более позднее время потиры начинают делаться исключительно из металла, в том числе и в силу прочности этого материала. В некоторых случаях для потиров изготавливались крышки, например, в XVIII веке в России зафиксировано изготовление эмалированных «покрышек для потиров» в технике ростовской росписи. Типы Раннехристианский потир не имел ножки, представляя собой чашу в полном смысле слова. Верующие причащались из нее или делая глоток, или всасывая содержимое через специальные трубки (calamus или syphon), которые делались из драгоценных металлов или меди/бронзы (стоит помнить, что в ранней Церкви христиане причащались Телом и Кровью Христовыми не так как это происходит сейчас, хлеб подавался прямо в руку верующему или на специальный тканный плат. Традиция использования частных индивидуальных чаш для причащения зафиксирована во времена жизни свт. Василия Великого (329–379). Есть мнение, что, скажем, в Александрии (Египет) миряне имели специальные чаши для Причастия. Такие чащи назывались κοινωνα (досл. соучастие, общность) и предназначались для причащения дома, а также хранения Святых Даров. О существовании традиции наличия специальных чаш для хранения Даров дома и причащения в частном порядке свидетельствовали апологеты раннего христианства – св. Иустин Мученик , Тертуллиан . Святые Дары доставлялись на дом к христианам, которые не могли присутствовать на богослужении в храме, для этого чаша с Дарами оборачивалась в специальное полотенце (oraria) или размещалась в специальной сумке на шее, и диакон доставлял Причастие для христиан на дом. Наравне с чашами (потирами) использовались и иные сосуды для Евхаристии. Так Древняя Церковь знает пример использования евхаристического кувшина – сосуда на широкой круглой ножке, но с узким горлышком 2 . Другим сосудом для Причастия, примеры использования которого можно встретить и в Древней Руси, является кратир (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατρ) – двуручная глубокая чаша с большой горловиной (на ножке или нет). Уже в ранней Церкви кратиры изготавливались из металла, хотя языческая античность знает использование керамических кратиров. Их использовали наравне с потирами по крайне мере с IV века.

http://azbyka.ru/potir

— Смотрите, что говорите, дабы не раскаяться после, — произнес воевода, — ибо за ваше сопротивление вы не избегните строгой казни. Но святые отвечали: — Мы поручаем наши души Бессмертному и Праведному Богу, и на Него уповаем до последнего нашего вздоха; от веры же в Него, которую мы содержим, не отступим. Тогда воевода снова стал убеждать святых, говоря: — В день Страшного Суда против вас будет свидетельствовать сиротство ваших детей и вдовство ваших жён, ибо вы теперь лишены их, так как не исполняете желания князя и отвергаете его веру; в противном случае наш великий князь мог бы повелеть нынешнему вашему царю, юному отроку, отпустить сюда к вам ваших жен и детей. Но и теперь, если вы согласитесь послушать нас и исповедуете пророка Магомета, то, как я вам сказал, вскоре увидите всех домашних своих, и увидев их сильно возрадуетесь. В греческой стране вашей теперь царствует супруга Феодора с малолетним сыном Михаилом, и она не сможет воспротивиться повелению нашего великого протосимвола. О богатстве же и имуществе не заботьтесь, ибо дань с Египтян, пользование которою в течение одного года разрешит вам, как своим друзьям, милостивейший князь наш, так обогатит вас, что большое имущество останется и вашим потомкам до десятого рода. На сию речь воеводы святые как бы одними устами вскричали: — Да будет проклят Магомет и все исповедующие его пророком. Когда святые произнесли эти слова с большою смелостью и дерзновением о Боге, тотчас разгневанный воевода повелел вооруженным воинам, взяв каждого из святых, связать им назади руки и как овец повести на место казни. На это зрелище начало собираться бесчисленное множество сарацынского народа и живущие среди сарацын христиане, желая видеть умерщвление святых мучеников. Когда уже приблизились мученики к реке Евфрату то воевода, подозвав к себе одного из идущих мучеников, святого Феодора, по прозванию «кратир», т. е. сильный или храбрый, сказал ему: — Ты был раньше клириком (как мы о тебе слышали) и, оставив священный сан, взял копье, облекся в воинскую броню и проливаешь в сражениях человеческую кровь. Теперь же ты лицемерно исповедуешь себя христианином, обличаемый своей совестью за отвергнутую тобою уже давно христианскую веру; не лучше ли тебе обратиться к учению пророка и посланника Божиего Магомета и получить от него помощь и избавление от смерти, тем более что ты не можешь иметь никакой надежды и дерзновения ко Христу, от Коего еще раньше ты добровольно отвергся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Страдание святых 42 мучеников Память 6 марта Греческий император Феофил 1743 , сын императора Михаила, по прозванию Валвос или Травлос и бывшего родом из Аммореи 1744 , вёл частые войны с арабами, иногда побеждая их, а иногда бывая побеждаем ими. Однажды выступив в поход с большим войском против агарян, Феофил осадил город, называемой Созопетра и бывший родиною князя сарацинского Амирмумны, и желал взять сей город. Князь же агарянский Амирмумна (он же Ависак) находился в это время в другом месте; он послал к царю Феофилу послов, усердно прося отступить от города Созопетра и не разорять любимого его родного города. Но Феофил не послушал его просьбы, взял город, совершенно его разорил и с большою добычей вернулся домой. Амирмумна, сильно скорбя о разорении своего родного города, весьма разгневался и начал за большие деньги нанимать повсюду воинов – в Вавилоне, в Финикии, в Палестине. в Келесирии и в дальней Африке. Чрез несколько времени он, собрав все свое войско в Тарсе 1745 , задумал идти на прекрасный город Амморею, во Фригии, каковой город был родиною царя Михаила Травлоса, отца императора Феофила, дабы отомстить за свой родной город Созопетру, разрушенный Феофилом. Услышав о сем, греческий царь Феофил также собрал большое войско с востока, с запада и из Персии, и, отправясь на войну против неприятеля, прибыл в город фригийский Дорилей, отстоящий от города Аммореи на три дня пути. Многие из приближенных царя, узнавши достоверно, что сарацинское войско гораздо многочисленнее греческого, советовали царю не вступать в битву с войском князя агарянского, а жителей Аммореи вывести и поселить в других укреплённых городах. Но Феофил сказал, что стыдно уклоняться от сражения и оставлять пустым прекрасной город Амморею. Он стал готовить войско к битве и часть его послал на защиту Аммореи. Вместе с войском были следующие полководцы: Константин. по прозванию Друнгарий 1746 , имевший сан патриция 1747 , Аеций, также патриций, Феофил, то же патриций, Феодор, по прозванию Кратир 1748 , имевший чин протоспафария 1749 , Милиссен и Каллист, по прозванию Турмарх 1750 , Васой и многие другие полководцы и знатные мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии. Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа. Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова. Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века. Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек. Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя. Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой. Двуручный конусоидальный потир XI века Двуручный потир X века Не менее богатыми становились и другие литургические предметы. Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.

http://azbyka.ru/liturgicheskie-predmety...

Слава, глас 6. Анатолиево: Божественныя видя Христовы мудрости,/умный показался еси кратир таинственно, Фомо апостоле,/в немже верных души веселятся:/Божественною бо мрежею Духа люди возвлекл еси из глубины отчаяния./Темже от Сиона, яко река благодати, изшел еси,/твоя источающая Божественныя догматы во всю тварь./Тем Христовым страстем подобяся, в ребра прободен был еси,/во мрак вшед нетления./Того моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза: Тропарь, глас 2: Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/неверствием бо Христово Воскресение известив/и Того пречистую страсть осязанием уверив,/Фомо всехвальне,/и ныне нам проси мира и велия милости. Слава, и ныне, Богородичен. НА УТРЕНИ На Бог Господь, тропарь дважды. Слава, и ныне, Богородичен воскресен. По 1-й стихологии седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Апостола вси и ученика Христова/восхвалим песньми в память его:/Боголепно бо наша помышления,/той язвы гвоздей осязав,/известную веру изыскав, утверди в мире/и молит Спаса помиловатися душам нашим. Слава, и ныне, Богородичен: Из тебе, воплощеннаго Бога и Господа,/нас ради, истлевших согрешеньми,/Того моли присно ущедрити ны и отвратити ярость и гнев Его, Чистая,/от вопиющих верою непрестанно/величия Твоя, Благодатная. По 2-й стихологии седален, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Осязав ребра Спасова и почерп от них Божий разум, славне апостоле,/земныя привлекл еси неверием твоим верныя на веру;/копиями же бодом по всему телу,/просвещаеши всех души,/похваляющих святое успение твое. Слава, и ныне, Богородичен: Надеждо непостыдная надеющихся на Тя,/Едина Рождшая паче естества плотию Христа Бога нашего,/Того со святыми апостолы моли/подати вселенней очищение прегрешений/и всем нам прежде конца жития исправление. По полиелеи седален, глас 3. Подобен: Божией вере: Божия Духа светозарением тьму разрушил еси многобожия/и верных сердца просветил еси,/воспев спасенная повеления, апостоле Фомо премудре./Христа Бога моли даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010