Весной 1926 года поддержал претензии митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) на пост Патриаршего Местоблюстителя. Считал митрополита Сергия захватчиком высшей церковной власти ещё до создания им Временного Патриаршего Священного Синода и издания «Декларации…» от 16/29 июля 1927 года. Стал первым из епископов Патриаршей церкви в СССР, кто порвал отношения с митрополитом Сергием по причине несогласия с принятым им курсом церковной политики. Такой вывод можно сделать на основании его письма «Церковь в пустыне». Отход епископа Павла, произошедший в сентябре 1927 года, однако, большого резонанса в церковной среде не вызвал. В апреле 1928 отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) официальное заявление об отходе от него, за что был запрещён в священнослужении постановлением митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода, чего не признал. В мае 1928 года митрополит Агафангел и его викарии направили Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию письмо, в котором сообщили, что не прерывали и не прерывают молитвенного общения с ним, что означало примирение митрополита Сергия и митрополита Агафангела и отказ последнего от претензий на пост Патриаршего Местоблюстителя. После этого епископ Павел, по-видимому, отделяется и от митрополита Агафангела. Летом того же года узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), который за отсутствием в Ленинграде митрополита Иосифа (Петровых) фактически управлял иосифлянским движением. Епископ Павел пишет епископу Димитрию письмо, в котором просит принять его в молитвенное общение. Впоследствии, в общей сложности, он возглавлет около 40 «иосифлянских» приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах. В 1931 году был арестован в Харькове по делу «контрреволюционной организации Истинно-Православная Церковь». С января по март 1931 года допрашивался 24 раза, виновным себя не признал, однако не скрывал своего негативного отношения к политике советской власти:  " Если я буду честно исполнять свои пастырские обязанности, я буду рассматриваться как лицо нежелательное и даже вредное с точки зрения существующей власти; если я буду благословлять и одобрять все начинания существующей власти, противные религии и даже направленные против неё, я буду бесчестным и никуда негодным служителем Церкви " .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

В мае 1928 еп. Старобельский написал открытое письмо «О модернизированной Церкви, или О Сергиевском православии» неизвестному «брату о Христе», в котором доказывал, что Декларация затрагивает саму суть православно-церковного вероучения: «Ведь митр. Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол... Митр. Сергий своей суемудреной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол или Сергиевское обновление... Тем, кто поплелся за митр. Сергием, возвращение на путь истины – задача трудная, сопряженная с немалыми скорбями и лишениями. Но я, грешный, вижу все и живу надеждой на бога, Милующего, Умудряющего и Укрепляющего немощных...»17 Еще одно послание, «Первое письмо епископа» от 3/16 апреля 1928, судя по ряду признаков, несомненно, принадлежало перу Владыки Павла. Оно обращено к безымянному иерарху, поддерживающему митр. Сергия. Автор говорил о том, что не надо опасаться разделений в церковной среде, и, напротив, приветствовал протест «грозной работе митрополита Сергия». В послании утверждалось, что « Церковь Христова это не что иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. Неужели же это Царство Божие внутри нас нуждается во всей этой мерзостной системе, которую допускает митрополит Сергий во взаимоотношениях со внешними. Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и ее принадлежности можно продать Христа и Царство Божие?.. Сергиевская Церковь , подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнус-нейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню, в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная (от слова «лягать», то есть поносимая) Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину... Легализация Церкви Христовой или Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о темном свете, горячем льде и т.п... По всему видно, что из пустыни мне уже не выбраться пока, да и я сам спешу туда, чтобы укрыться там, пока пройдет гнев Божий. Скорблю только о том, что среди архипастырей Русской Церкви нашлось немало последователей практически – смрадного сергиевского блудословия. Прости и молись за меня и покайся, пока не поздно. Позже тебе уже не удастся выскочить, сам знаешь почему»18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

28 янв. 1922 г. свящ. П. Кратиров был пострижен в Харькове в монашество с именем Павел, 15 февр. возведен в сан архимандрита. 19 февр. в ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» харьковского Покровского мон-ря (по др. сведениям, в кафедральном соборе Харькова) Курский митр. Назарий (Кириллов), Харьковский архиеп. Нафанаил, епископы Сумский Корнилий (Попов ; впосл. митрополит) и Белгородский Никон (Пурлевский ; впосл. архиепископ) хиротонисали П. во епископа Старобельского. Летом 1922 г. П. вместе с архиеп. Нафанаилом вел борьбу с обновленчеством в Харьковской епархии, в это время он написал ст. «Правда о так называемом обновленчестве» для распространения среди верующих. 19 авг. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) издало указ об увольнении П. на покой и о высылке его за пределы Харьковской епархии. 24 авг. такое же постановление ВЦУ издало в отношении архиеп. Нафанаила. 28 авг. архиеп. Нафанаил и П. были вызваны в Наркомат юстиции УССР, где от них потребовали немедленно покинуть Харьков; помещение Харьковского епархиального совета было опечатано милицией и впосл. передано обновленцам. Павел (Кратиров), еп. Старобельский. Фотография. 20-е гг. XX в. Павел (Кратиров), еп. Старобельский. Фотография. 20-е гг. XX в. П. выехал из Харькова на короткое время; осенью 1922 г. он вернулся и возглавил борьбу с обновленчеством. 17 марта 1923 г. арестован вместе с 13 харьковскими священнослужителями и 2 мирянами. 15 мая того же года Особая комиссия НКВД УССР по адм. высылкам постановила выслать П. за пределы Украины сроком на 3 года. 21 мая он был освобожден из тюрьмы и выехал в Крым. Был назначен епископом Ялтинским, викарием Таврической епархии. В том же году по требованию местных властей был вынужден уйти на покой. Нек-рое время проживал в Сухуме, Гаграх, затем в Вологде, во Владимире, в Вел. Устюге, Москве; часто подвергался кратковременным арестам. Подписал 12 апр. 1925 г. как епископ Старобельский акт о восприятии церковной власти патриаршим местоблюстителем митр. сщмч. Петром (Полянским). Вскоре с разрешения властей вернулся в Харьков. В сер. 20-х гг. ХХ в. написал с учетом совр. научных знаний статью о том, что ожидает человека после смерти (не публиковалась, конфискована при аресте, утрачена).

http://pravenc.ru/text/2578487.html

В пределах СССР первым из епископов, кто порвал отношения с митр. Сергием по причине несогласия с его новым курсом церковной политики, был, по имеющимся данным, Старобельский еп. сщмч. Павел (Кратиров) . Об отходе, однако, еп. Павел громко не заявлял, и он тогда большого резонанса в церковной среде не вызвал. В дек. 1927 г. с резким обличением заместителя выступил еп. Виктор (Островидов), фактически констатировав отход от митр. Сергия. Вслед за этим к заместителю с ультимативным требованием обратилась группа ленинградских сторонников митр. Иосифа (Петровых). Среди прочего они выражали неприятие октябрьского указа о поминовении и просили отменить возношение имени заместителя во время богослужения, равно как и «распоряжение об устранении из богослужебных молений о страдальцах за Церковь Христову и о возношении молений за гражданскую власть, так как таковое распоряжение, при современных условиях государственной и общественной жизни, является не чем иным, как прямым издевательством над религиозным сознанием православных верующих» (Алчущие правды. 2010. С. 290-291). Митр. Сергий отклонил ультиматум, результатом чего стало отделение от него значительной части мирян и клира Ленинградской епархии, включая 2 викарных епископов - Гдовского Димитрия (Любимова) и Копорского Сергия (Дружинина) . Митр. Иосиф в янв. 1928 г. засвидетельствовал свою поддержку этого движения, к-рое по его имени начало называться «иосифлянство» и стало наиболее заметным направлением «правой» церковной оппозиции. Иосифлянское движение не ограничилось пределами Ленинградской епархии, а получило распространение и на севере, и в центре, и на юге страны. Особенно сильную народную поддержку оно получило в Центрально-Чернозёмной обл., в частности в управляемой Уразовским еп. Алексием (Буем) Воронежской епархии. О солидарности с митр. Иосифом и его викариями заявил и еп. Виктор (Островидов), в результате чего в Ижевской и Вятской епархиях движение его сторонников фактически слилось с иосифлянством. Одним из главных иосифлянских идеологов стал мч. Михаил Новосёлов, который составил весьма объемный сборник документов преимущественно антисергиевской направленности (см.: Косик. Сборник. 2009).

http://pravenc.ru/text/2565044.html

Известны случаи, когда от арестованных прямо требовали ответить на вопрос: признаёт он «Декларацию» или нет. В случае отрицательного ответа последствия могли быть весьма печальными. Среди лишенных свободы противников митрополита Сергия были митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй), Виктор (Островидов), Дамаскин (Цедрик). Некоторые архипастыри пострадали до смерти. В 1928 г. при аресте был смертельно ранен епископ Иерофей (Афонин). В начале 1930-х гг. были расстреляны епископы Максим (Жижиленко), Варлаам (Лазаренко), Сергий (Никольский), умерли в заключении епископы Димитрий (Любимов), Вениамин (Воскресенский), Павел (Кратиров) . В северной столице правой оппозиции принадлежал храм Воскресения на Крови, Никольский и Владимирский соборы. После их закрытия центром антисергиевского движения стал храм Тихвинской иконы Божией Матери, который был закрыт в 1936 г. В Москве правая оппозиция группировалась в Никольском храме в Кленниках, в церкви Воздвижения на Воздвиженке, в Никольском храме «Большой крест» и в храме святых Кира и Иоанна на Солянке. Признанным лидером непоминающих в Москве был архимандрит Серафим (Битюков). Несколько легальных храмов правой оппозиции действовало в других районах страны. В основном же противники митрополита Сергия переходили на нелегальное положение. Потерей для оппозиционного движения стала смерть святителя Виктора (Островидова) в 1934 г. Академик Д.С.Лихачев, находившийся в соловецком лагере вместе с епископом Виктором, вспоминал: «Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем старался помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и слову его верили». После освобождения из лагеря святитель Виктор был отправлен в ссылку, где вскоре и умер (память 2 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству . Пользуясь сложившейся ситуацией, в дек. 1924 г. обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, к-рой были переданы монастырские храмы. В апр.-мае 1925 г. К. и др. арестованные с ним насельники лавры были освобождены под подписку о невыезде. 20 авг. того же года К. вместе с архим. Макарием, экклисиархом лавры игум. Евстратием (Грумбковым) и казначеем архим. Анфимом (Еленецким) был снова взят под стражу. В нояб. 1925 г. их освободили, но принудительно направили для дальнейшего проживания в Харьков. 20 февр. 1928 г. распоряжением коллегии ОГПУ СССР следственное дело в отношении К. было прекращено, подписка о невыезде аннулирована, однако он остался жить в Харькове вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием. К. не принял «Декларацию 1927 г.» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К., архим. Макарий и игум. Евстратий подписали заявление о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя и были запрещены митр. Сергием в священнослужении. Более 30 лаврских монахов поддержали действия К., признавая его настоятелем. За богослужением К. поминал патриаршего местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) , примкнул к движению иосифлянства . С нач. 1928 г. находился под омофором руководителя иосифлян Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , а осенью того же года при посредничестве игум. Клавдия (Савинского) перешел в подчинение Старобельскому еп. Павлу (Кратирову) , управлявшему иосифлянскими приходами на территории Харьковской епархии. В нач. 1931 г. еп. Павел и большинство иосифлянского клира на Украине были арестованы, К. избежал ареста. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

В позднейшие объезды, подобные сетования встречаются в дневнике значительно реже. Может быть, это следует объяснять располагающим к себе влиянием личности преосвящ. Евсевия, о каковом он, естественно, умалчивает; может быть, имелись на то и иные какие-нибудь причины, неведомые читателю. Обозревая многотысячные пространства своей епархии, владыка Евсевий встречал на пути не мало всякого рода народностей: здесь были и переселенцы – казаки, с тихого Дона и Урала, и тунгусы, и буряты ламайской и шаманской веры; и раскольники – фанатики, и единоверцы, и православные. Святитель пользовался каждым удобным случаем для того, чтобы побеседовать со встреченными и сделать им свое архипастырское наставление. Те, в большинстве случаев, отпросились к Архипастырю доверчиво и откровенно сообщали ему свои нужды и печали. Однажды Святитель вынужден был обстоятельствами выступить даже в роли доктора. 1859 г. июля 12 отмечает, что «больные инородцы, по своему обычаю – получать пособия врачебные от лам, просили (у него) совета, чем им пользоваться в своих недугах. Удовлетворяемы были чрез падание советов по мере моего разумения. Одному дал совет пить овсяный декокт, другому – полынный и под.» В другой раз, Преосвященный имел беседу со старичком-охотником и по поводу ее поместил такого рода заметку, не безынтересную для охотников: «вчера один старец 67-летний, на своем веку поразивший свыше ста медведей, рассказывал, что оплошные, трусы или боязливые, и нерасторопные обыкновенно бывают добычей медведей. Своим опытом уверял, что он не знает случая, чтобы человек смелый н осмотрительный сделался жертвой этого могучего врага, не знает случая, чтобы медведь бросился на человека, который смело стоит против него, а не бежит прочь. Кто в страхе бежит от зверя этого, тот его добыча» (60 стр.). Простые беседы Архипастыря с разноплеменной паствой располагали простой народ к Святителю, а ему давали возможность отмечать в своем дневнике такие соображения и факты, которые не лишены интереса и могут быть полезными даже для нашего времени. Соображения и факты, отмеченные Святителем, весьма различного характера, – столь различного, сколь различны были предметы самих бесед. Более интересными и заслуживающими внимания считаем замечания относительно постановки и возможных успехов православной миссии на дальнем востоке. На них то мы и остановимся, предпославши им несколько этнографических сообщений, заимствованных отчасти из того же дневника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

«Нравы жителей при-Ангарских и при-Илимских, пишет преосв. Евсевий от 23 янв. 58 года, кажутся особенными. Жители, кажется, кротки, неразвязны, молчаливы, простодушны и во многих случаях, казались, как бы детьми. Говорят, они малосильны, ленивы и потому, когда бывают на золотых приисках, между другими работающими почитаются самыми плохими работниками. Говорят, что звероловство составляет их любимое занятие; а ко всему другому, они мало усердны и малоспособные. В разговорах с ними видно было, как они охотно говорят о своих и чужих приключениях во время своих походов на зверей и особенно интересы рассказы о разных приключениях в борьбе с медведями, которые составляют враждебное полчище, против которого с особенным приготовлением и особенным усилием, воюют здешние звероловы». Впрочем, в районе некоторых приходов: усть-удинского, яндинского, мало-летникова и др.: «при-Ангарские жители добывают себе содержание, главным образом, хлебопашеством: сеют рожь и ярицу, как говорят, пшеницу, овес, горох, коноплю, картофель и др. овощи. Звероловством занимаются осенью, в более свободное время и добывают, главным образом, белку черную и краснохвостую… Некоторые занимаются рыболовством: есть осетры, сиги, линьки, хариусы и др.» (59 и 52 стр.). «При-Ленские жители почитаются ленивыми и нерадивыми, но в речных промыслах (наприм., как возчики пассажиров) они проявляют стойкое усердие, проворство и сметливость. Как это занятие им обычно, то неудивительно, что оно делает их не совсем рачительными к земледелию: оно много отвлекает их и ослабляет их заботу о полевом труде, давая другие средства к пропитанию. Притом, земледелие требует тяжелых трудов; для распространения его необходимо очищать лес, и удобрять песчаную или глинистую, или каменистую землю» (81 стр.). Преобладающий элемент населения иркутской епархии, буряты, разделяются в гражданском управлении на отдельные роды (аймаки); несколько аймаков, в совокупности своей, составляют «степную думу», размер которой простирается до нескольких тысяч человек; во главе степной думы, как главный носитель местной власти, стоит наследственный тайша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

20 .08(02.09).1923–: Стефан Гнедовский Гавриил Аболымов 1926–1926: Павел Павловский Старо-Оскольская 30 .11(13.12).1929–14(27).06.1933: Онуфрий Гагалюк 1933–01(14).09.1937: Митрофан Русинов Старо-Оскольская (обн.) 03 .1933–01(14).02.1934: Гавриил Ольховик 03 .1934–02(15).08.1934: Андрей Аретинский 31 .08(13.09).1934–16(29).12.1934: Николай Автономов 12 .1934–05(18).11.1935: Арсений Покровский Старобльская 14(27).05.1916–16(29).10.1917: Феодор Лебедев 16(29).10.1917–1918: Неофит Следников 1918–1922: 1922–1922: Пётр Киреев 1922–1922: Павел Кратиров 12(25).03.1923–: Димитрий Галицкий Павел Кратиров , паки Старобельская (обн.) 09(22).11.1922–1923: Александр Мигулин 1924–11.1928: Мелетий Фомин Стародубская 17(30).09.1916–23.05(05.06).1917: Пахомий Кедров 1917–1919: 02(15).11.1919–1920: Николай Могилёвский 1920–1921: 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик 26 .12(08.01).1921–06(19).03.1928: Памфил Лясковский 1928–1930: 04(17).06.1930–22.11(05.12).1933: Агапит Борзаковский Староконстантиновская (обн.) 24 .04(07.05).1922–10.1935: Иаков Немоловский Старорусская 1919–1919: Антоний 1919–1920: Димитрий Сперовский 1921–1922: Александр Соколов –1923: 27 .05(09.06).1923–29.04(12.05).1931: Иоанникий Сперанский 04 .1924–06.1925: Феодор Яцковский, в. у. 18(31).05.1932–11(24).08.1932: Алексий Симанский 19 .10(01.11).1933–03.1937: Иннокентий Тихонов. Старорусская (обн.) 1925–1926: Александр Лебедев 02(15).09.1926–1927: Михаил Фивейский 20 .03(02.04).1927–1928: Палладий Бельтюков 1928–1930: 27 .08(09.09).1930–25.01(07.02).1931: Капитон Лавров 08 .1931–1931: Александр Шубин 15(28).04.1931–02(15).07.1931: Николай Гиляровский Староуфимская 28 .11(11.12).1922–1923: Аввакум Боровков Стерлитамакская 05(18).11.1922–1928: Марк Боголюбов 25 .09(08.10).1928–23.11(06.12).1928: Серафим Протопопов 12 .1928–26.03(08.04).1929: Серафим Трофимов Вениамин Троицкий –1932: Серафим Афанасьев Стерлитамакская (обн.) 20 .09(03.10).1923–22.07(04.08).1924: Пётр Савельев 05(18).05.1924–14(27).03.1925: Иннокентий Копейкин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епископ Павел (Кратиров Павел Федорович; 06.05.1871 – 05.01.1932) – сын священника с. Покровского Тотемского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891). С 22.11.1891 учитель Новочеркасской образцовой школы грамотности. Окончил Казанскую духовную академию (1896). По окончании академии преподавал Закон Божий в сельской школе родного села. 10.07.1897 преподаватель греческого языка в Тульской семинарии, с 26.09.1902 преподаватель словесности Курской семинарии, с 12.03.1903 до 1918 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковской семинарии. С 26.09.1921 священник харьковского храма иконы Божией Матери «Озерянская». 28.01.1922 принял монашество. 19.02.1922 епископ Старобельский викарий Харьковской епархии. Боролся с обновленчеством, арестовывался. В 1923 г. был епископом Ялтинским викарием Таврической епархии. Судя по сообщению Н.А. Ильинского с августа 1923 г. несколько месяцев был епископом Вологодским. Далее снова епископ Старобельский. Последние годы активный участник «иосифлянского раскола». Скончался в харьковской тюремной больнице. В 1981 г. канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ. В 2014 г. Синод УПЦ внес имя епископа Павла в Собор Старобельских святых в качестве местночтимого святого. См. М.В. Шкаровский. Павел (Кратиров)//Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 29-31. Владимир Константинович Соколов (25.04.1871 – 1921) – сын священника Николаевский Становской церкви Грязовецкого уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), Казанскую духовную академию (1895), юридический факультет Казанского университета (1899). Оставлен на год профессорским стипендиатом. С 1902 г. профессор Казанского университета. См. Н.П. Загоскин. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904). Т. 2. Казань, 1904. С. 73-74. Архимандрит Сергий (Александр Михайлович Титов; ок. 1870 – 27.01.1913) – сын крестьянина с. Корбанга Кадниковского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1892), Московскую духовную семинарию (1896).

http://bogoslov.ru/article/6192270

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010