Епископы (в Херсоне): Антоний Смолин 1859–1862. Софония Сокольский 1863–1871. Нафанаил Соборов 1872–1879. Израиль Никулицкий 1879–1883. Долмат Долгополов 1883. Николай Заркевич 1884–1885. Иустин Полянский 1885–1889. Николай Адоратский 1890–1891. Мемнон Вишневский 1891–1903. Кирион Садзагелов 1903–1904. Димитрий Сперовский 1904–1907. Сергий Петров 1907. Елисаветградское викариатство, учр. в 1880 г. Епископы, (вт. Одессе): Неофит Неводчиков 1880–1883. Мемнон Вишневский 1884–1891. Акакий Заклинский 1891–1894. Иоанн Кратиров 1895. Тихон Морошкин 1895–1903. Мемнон Вишневский 1903. Феодосий Олтаржевский 1903–1905. Алексий Дородницын 1905. Хрисанф Щетковский 1905–1906. Анатолий Каменский 1906. Холмская, учр. в 1905 г. 60 Кафедра в г. Холме Епископы Холмские и Люблинские: Евлогий Георгиевский 1905. Черниговская, учр. в 991 г. 61 Кафедра в Чернигове (с 1648 г.) Епископы: Неофит I 992–1021. Мартирий. Феодул; улон 1051. Неофит II; упом. 1070. Иоанн I (Исаия) 1080–1112. Феоктист 1113–1123. Парфений; упом. 1124. Пантелеимон; упом. 1132. Онуфрий 1143–1147. Евфимий 1148; упом. 1150. Антоний I (грек) 1158–1158. Порфирий I 1177–1230. Порфирий II 1239. Епископы Черниговские и Брянские: Захарий; упом. 1215 и 1320. Митрофан; упом. 1282. Арсений; упом. 1299. Павел I; хирот. 1332. Иоанн II; хирот. 1335; упом. 1345. Брянские и Черниговские: Нафанаил 1256–1376. Григорий 1377. Исаакий 1389; упом. 1415. Евфимий II 1458–1464. Феофан (Феодор) 1465–1473. Нектарий; до 1499. Иона 1499–1500 . Архиепископы (с 1607 г.) Черниговские и Новград-Северские: Зосима Прокопович 1648–1656. Еп. Лазарь Баранович 1657–1692. Еп. до 1667. Св. Феодосий Углицкий 1692–1696. Иоанн Максимович 1697–1712. Антоний Стаховский 1713–1721. Иродион Жураковский 1722–1734. Иларион Рогалевский 1735–1738. Епископы и Архиепископы Черниговские и Новград-Северские 62 : Никодим Скребницкий 1738–1740. Антоний Черновский 1740–1742. Митр. Амвросий Дубневич 1742–1750. Ираклий Комаровский 1752–1761. Кирилл Лящевицкий 1761–1770. Феофил Игнатович 1770–1788.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Здесь Преосвященный обратил внимание на знаки в церемонии, на древках которых оказалось несколько крестов. «На вопрос: что значат кресты? Ламы отвечали: то, что силой креста побеждается всякая сила вражеская. На вопрос: следовательно вы понимаете – силу того, что мы делаем, полагая на себе знамение креста? – Ламы не отвечали» (27 янв. 58 г.) В четвертом дацане, внимание Святителя остановило на себе обилие стоящих около него кумиров (15). «На вопрос: для чего так много? Теретуй отвечал: прежде было при этом дацане до 800 лам. Они служили по разным кумирням. На вопрос: сколько у вас богов? Отвечал, подумавши: более ста» (20 июля 59 г.). Достаточно ознакомившись с ламами и их отношением к христианской вере, Преосвященный делает такое заключение в своем дневнике: «повидимому, если бы были средства, т. е. люди знающие их язык и вещественные обеспечения, то и ламы могли бы быть предметом для Евангельской проповеди » (96 стр.). Тайши, которых прежде всех ламы старались расположить в пользу своей веры, еще менее учителей своих были сведущи в предметах ее; еще менее их дорожили ею и еще чаще их проявляли склонность к принятию христианства (стр. 25, 29, 61, 156 и др.). Не более ревностны к своей вере были и тайши, придерживавшиеся еще шаманской веры. Только об одном тайше Святитель замечает, что он, лицемерно признавая недостатки своей веры и показывая себя не против христианства, по слухам, тайный и самый жестокий враг христианства (51 стр.). Наконец, простые буряты «о вере мало сами мыслят. Довольствуются своими понятиями по преданию». На вопросы о вере, более смышленые из них, откровенно признаются: «наше такое состояние, что мы так мыслим; мало понимаем» (189 стр.). Они чувствуют расположение к христианской вере (96, 101, 180 стр.); чтут Свят. Николая (37, 40, 71, 192 стр.) и в некоторые праздники стекаются в громадном количестве, вместе с христианами, на богомолье; бегут за Архипастырем целые версты, испрашивая крестики и желая получить от него благословение (140, 180). Конечно, Святитель далек от мысли утверждать, что расположение бурят к христианской вере вполне сознательно; и с нашей стороны было бы большой ошибкой понимать отмеченные им случаи в таком именно смысле; но нам и не нужно делать таких выводов: достаточно уже того бесспорно следующего заключения, что сердца бурят открыты для принятия истинной веры и что обратить их ко Христу не составляет большой трудности для православного миссионера, если сам он будет стоять на высоте своего призвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Малоивановка, ныне Перевальского р-на). Как сообщал в 1958 г. уполномоченный по делам РПЦ по Луганской обл., эти места почитались катакомбникам» и священнослужителями РПЦ, которые неоднократно организовывали там молебны, заботились об устройстве часовен. В нач. 60-х гг. XX в. в рамках кампании по борьбе с паломничествами власти закрыли доступ к этим местам. Тем не менее в Новопавловке массовое посещение источника продолжалось до 1967 г., когда власти закрыли Покровский храм в селе. Был широко известен также св. источник в урочище Киселева Балка (близ с. Чугинка Станично-Луганского р-на), связанный с явлением в этом месте Богоматери в 1924 г. В нач. 60-х гг. власти засыпали источник. В 1991 г. здесь возобновились регулярные богослужения, в 2001 г. был освящен Благовещенский храм. Почитаются источники св. Антипы в пос. Нагольно-Тарасовка Ровеньковского горсовета, св. Пантелеимона близ с. Закотного Новопсковского р-на и Дмитриева криница близ с. Осинова Новопсковского р-на, связанная с деятельностью местного подвижника Димитрия Горского († 1828). В 2009 г. была обретена считавшаяся утраченной местночтимая Луганская икона Божией Матери, хранившаяся в Петропавловском кафедральном соборе Луганска после своего явления в 1905 г. С 2013 г. образу совершается празднование в пределах Луганской епархии 15 июня. Возведенный в 2000 г. памятник Божией Матери в центре Луганска повторяет изображение на данной иконе. Бывшие общины РПЦЗ и истинно православных христиан на Луганщине В 90-х гг. XX в. в регионе появились общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), апеллировавшие к традициям истинно православных христиан. В РПЦЗ к истинно православным и катакомбным общинам ошибочно причисляли иосифлян , общины к-рых были распространены в 30-х гг. XX в. в регионе. Однако иосифлянские приходы до нач. 30-х гг. имели регистрацию как общины РПЦ, они были легальными. К иосифлянам относились Старобельский еп. Павел (Кратиров) , живший в Харькове, и Донецко-Бахмутский еп. Иоасаф (Попов) , к-рый не получил разрешения служить в Донбассе и жил в Новомосковске.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О чем и послать Преосвященному митрополиту Ярославскому для исполнения и для объявления Преосвященным – архиепископу бывшему Пермскому Варлааму [Ряшенцеву] и епископу Ростовскому Евгению [Кобранову] указ. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Синода: Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Дионисий [Сосновский], архиепископ Оренбургский. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской и Галичский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Рязанский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Одесский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, архимандрит Питирим [Крылов]. Архив составителя 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни Архив составителя 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль,1957. Т. 2 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Польский. M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феофилу, епископу Кубанскому и Краснодарскому протоиерея Воскресенской, г. Майкопа, церкви Сергия Молчанова Рапорт Вследствие того, что многие отнеслись с недоверием к тому, что митрополит Агафангел воссоединился с митрополитом Сергием, я, желая доказать правоту сего, запросил митрополита Агафангела телеграммой, на что он дал мне определенный ответ. Вот копии этих телеграмм:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Обвиняемым было предъявлено обвинение в «контрреволюционной деятельности в составе церковно-административного центра Всесоюзной организации ИПЦ». В январе 1931 года начались аресты на Украине – в Киеве, Херсоне, Харькове, Днепропетровске, Одессе и других местах – в рамках группового дела «контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ». К следствию были привлечены 140 иосифлян: два епископа, Бахмутский Иоасаф (Попов) и Старобельский Павел (Кратиров) , пятьдесят два священника, девятнадцать монашествующих, семь диаконов 325 . По делу Самарского «филиала» в Поволжье и по делу Удмуртского «филиала» «к.-р. церковно-монархической организации ИПЦ» в Ижевске были произведены аресты в 1930–1931 годах, среди арестованных – епископ Ижевский Синезий (Зарубин), названный руководителем. В Ярославской, Костромской и Ивановской областях продолжались начатые еще в 1929 году аресты непоминающих. В марте – апреле 1931 года прошли новые аресты в Московской области: Клину, Загорске, Сходне – по делу «контрреволюционной церковно-монархической организации «истинных христиан«». В июне 1931 года девять обвиняемых были приговорены к расстрелу, девять – к 10 годам, остальные – к 5 годам концлагеря или высылки. Согласно циркуляру из Москвы от 28 января 1931 года, «Обвинительные заключения» по местным организациям ИПЦ препровождались к начальнику Секретного отдела ОГПУ Я. Агранову. Все они вошли составной частью в центральное дело «Всесоюзного центра ИПЦ», или, как именовали это дело чекисты, «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-Православная Церковь ». Это дело разрабатывалось параллельно с делами »филиалов» на местах. В Москву свозились архиереи, клирики и активные миряне, рассматриваемые следствием как руководители центра, производились новые аресты, привлекались уже ранее осужденные. По делу «центра ИПЦ» было осуждено 32 человека (из 33 обвиняемых), но к делу были приобщены материалы многих периферийных следственных дел (как «филиалов»). «Одних обвинительных заключений в деле собрано шестнадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Однако, ГПУ не дремало. Были обнаруживаемы и скрытые богослужения и воззвания и письма, определявшие отношение всех этих лиц к декларации м. Сергия. 1 января 1931 г. был произведен повсеместно в одну ночь массовый арест остававшихся еще на свободе редких епископов, прочего духовенства и даже мирян, проявлявших в этом направлении какую то деятельность. Был арестован и о. Варсонофий. Остались на свободе редкие единицы и то больше из тех, кто совсем скрылся. В Харькове были арестованы уже упоминаемые прот. Григорий С-кий и проч., епископ Павел (Кратиров) , Ново-Московский (умерший в Харьковской тюрьме) и другие. Арестованные на сей раз подвергались многим и разнообразным пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: люди пребывали в таком состоянии по 5, 10 и даже до 20-ти суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили человека дни и ночи, пинками или даже штыками подымая его и не давая ему задремать. Некоторых лишали передач, других избивали, иных держали в мучительных одиночках, или в неимоверной тесноте, в почти герметически закрытых в летнее время набитых до отказа камерах, иногда в холоде. Также не давали ничего есть, а потом сытно кормили и не давали воды, инсценировались расстрелы и проч. многое (пишущий эти строки помимо того, что пришлось видеть и слышать, и собственным опытом изведал кое что из этих пыток). Целью всех этих пыток было добиться от арестованная желаемых и выгодных для НКВД ответов, ведущих к намеченной определенной цели: создать фиктивную контрреволюционную политическую организацию и в нее втягивать возможно больше лиц. Для этого им нужно было иметь всяческие для них сведения, пусть о вещах и не существовавших, и для них они мучили свои жертвы: – был ли там и там, кто там еще был, был ли у вас такой то, что говорили, читали. Или: вы, как уже обреченный, чистосердечно сознайтесь, раскройте к/р. организацию и вы себя спасете и т. д. В том душевном состоянии, которое достигалось выше упоминаемыми пытками, вызывали в любое время дня и ночи и забрасывали подобного рода вопросами. Если ничего не добивались то, продолжая пытки, доводили до невменяемости и в таком состоянии на допросах с угрозами заставляли самого писать под диктовку или просто подписывать приготовленный протокол. Если и этим не достигалось желаемое, сыпались снова брань, пинки, игра револьвером у самого носа, инсценировали расстрел, усиливались угрозы: «будешь стоять до самого пришествия Христова», «повесим вниз головой и еще не это с тобой сделаем» и т. п. «Твое преступление таково, что все равно расстрел неизбежен, но ты еще можешь себя спасти, – мы ждем чистосердечного раскаяния». И тут же предлагается способ спасения, раскрой к/р. организацию, или просто сделайся нашим человеком, «можете молиться и проч., мы церковь не гоним» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Святитель Евсевий доказал это собственным примером. – Мы не берем на себя непосильной задачи, – точно определить число обращенных Святителем душ, ибо нет возможности исчислить все инородческие души, в которых был сделан им посев спасительного учения Христова: Святитель слишком скоро был призван высшей церковной властью к новому служению и посеянное им учение не успело еще принести во всех душах одинаково зрелого плода, – не все инородцы засвидетельствовали свое обращение ко Христу крещением… В дневнике указываются только сами факты крещения инородцев и притом те из них, которые имели место при личном участии Преосвященного 3 ; думаем, что были случаи крещения и кроме указанных; знаем, что были еще сотни инородцев, желавших принять св. крещение и за дальностью расстояния, не могших явиться для сего в указанное место. Просвещая, при всяком удобном случае, словом вразумления простых инородцев, преосв. Евсевий особенно заботился о привлечении ко Христу бурятских родоначальников. Он отлично понимал, что одному ему, без всякой почти помощи в деле миссионерском, со стороны вверенного ему духовенства, (каковы были помощники Святителя в этом деле, увидим немного далее), трудно действовать, прекрасно знал он о том большом влиянии, которое имели в простом народе представители и начальники инородческих племен: последние должны были, по мысли предусмотрительного Архипастыря, заменять ему недостающих помощников. Так же действовали, как известно нам и проповедники ламайской веры, много предварявшие нашего Святителя в пределах Иркутской губернии; но в приемах и средствах действия православного Архипастыря-миссионера и «заморских» лам не было ничего общего. Между тем, как ламы прежде всего и главным образом, искали собственной выгоды, стремясь же к выгоде, часто позволяли себе насилие и жестокость, святитель Евсевий исполненный самоотречения и любви, делает дело Христово только для Христа, и во славу Его святого имени: самый злой враг Христова учения не мог бы упрекнуть его в том, в чем часто жаловались буряты на лам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Являя собой пример любвеобильного отношения к людям, Святитель, прежде всего, старается уяснить неверующим тайшам дух Христова учения, раскрывает, как должны относиться люди друг к другу, каковы должны быть обязанности властей по отношению к подчиненным и т. д. Когда речь его нравилась слушателям и доводы его казались им убедительными, он не торопится завершить их обращение ко Христу крещением, напротив, сам замедляет совершение таинства, желая испытать искренность обращаемых: предлагает им вдуматься в слышанное от него и обсудить дело обращения между собой; приглашает их, для более подробных и обстоятельных бесед о вере, побывать у него в Иркутске и т. под. Такого же любвеобильного отношения к инородцам-язычникам, какое проявлял всегда сам, Преосвященный требовал и от пастырей иркутских. Отправляя священника Ниловой пустыни Николая Казанцева в отдаленные улусы к бурятам, имевшим желание креститься, но не явившимся для крещения в указанное место, за дальностью расстояния, святитель Евсевий дает ему наставление «действовать кротко, ласково, снисходительно, с неизменным терпением, не оскорбляться никакими прекословиями или поступками их неведения; применяться к их нравам, сколько это позволит христианская святая любовь» (Сент. 15, 1857 г.). – Много ли было в распоряжении Архипастыря священников, способных выполнять подобные поручения, с достоверностью сказать не можем; полагаем, однако, что если и имелись таковые, то число их было крайне ограничено. В дневнике мы часто видим имя одного протоиерея Фортуната, как ближайшего сотрудника преосв. Евсевия, но и он является пред нами только в торжественных процессиях, при совершении святого крещения над инородцами, как священнослужитель, но ни как не в положении миссионера. Все, что известно нам из дневника Святителя о белом духовенстве иркутской епархии, говорит лишь о том, что духовенство это было далеко не на высоте своего сана и даже при искреннем желании своем, облегчить миссионерский труд Архипастыря своим содействием, было не в состоянии принести делу миссии существенной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

1921–: Куйбышевская, в. у. 15(28).09.1927–18(31).10.1929: Егорьевская 01(14).02.1928–03.1928: Воронежская, в. у. 18(31).12.1928–: Владимирская, в. у. 31 .10(13.11).1929–01.1936: Иваново-Вознесенская Павел Герасимов 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Каргопольская (обн.) Павел Гроздов 02(15).06.1923–1925: Свободненская (обн.) Павел Громов 03(15).02.1929–1930: Тюменская (обн.) 1930–1933: Рыбинская (обн.) 1933–1933: Вологодская (обн.) 1933–1934: Архангельская (обн.) 1934–1935: Ижевская (обн.) Павел Дмитриевский 20 .09(03.10).1937–03.1945: Нарвская 04 .1945–19.01(01.02).1946: Таллинская Павел Ивановский 24 .06(07.07).1912–1918: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 1918–1919: Вяземская 1918–1919: Смоленская, в. у. Павел Колосов 1921–1923: Кировоградская Павел Краснорецкий 22 .12(04.01).1924–23.03(05.04).1927: Сызранская (обн.) 23 .03(05.04).1927–: Пугачёвская (обн.) Павел Кратиров 1922–1922: Старобельская 1923–: Ялтинская, в. у. Старобельская, паки Павел Крылов Новохоперская Павел Масленников 23 .06(06.07).1924–1925: Псковская (обн.) 10(23).06.1925–10(23).06.1925: Севастопольская (обн.), в. у. 1926–1926: Валуйская (обн.) 1926–09(22).03.1927: Ярославская (обн.) 09(22).03.1927–1927: Валуйская (обн.), паки 07 .1927–09.1928: Курская (обн.) 09 .1928–01.1929: Борисоглебская (обн.) 01 .1929–24.02(09.03).1932: Уфимская (обн.) 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Астраханская (обн.), в. у. Павел Мелентьев 1936–1942: Брянская Павел Павловский 19 .03(01.04).1917–1920: Пинежская 1926–1926: Старицкая 1926–1926: Калининская, в. у. 1926–20.03(02.04).1929: Уральская 20 .03(02.04).1929–29.07(11.08)1931: Челябинская 29 .07(11.08).1931–11(24).06.1933; Красноярская и Енисейская 11(24).06.1933–09.1937: Иркутская Павел (Павло) Погорилко 1922–: Винницкая (укр.) Каменец-Подольская (укр.) 15(28).12.1923–: Липовецкая (обн.) Павел Поспелов 17(30).01.1905–1918: Глазовская 1918–1920: Мичуринская 1923–1927: Шацкая Павел Раевский 05(18).02.1927–08.1927: Кронштадтская (обн.) 08 .1927–1929: Новгородская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010