Митрополит Анатолий, самый смиренный из всех митрополитов, как его называли, очень маленького роста, близорукий, всегда больной, но особенно высокой, чисто монашеской жизни, был единственный человек, задавший мне толковый вопрос, по возвращении из Соловков: – Чему-нибудь там научилась? Он на вид какой был такой и остался, но митрополита Арсения сразу узнать было невозможно: это уж не был представительный, торжественный митрополит, а худенький, смиренный старичок, и только в дальнейших разговорах вы чувствовали, что это тот же митрополит Арсений, но поднявшийся духовно на много ступенек выше. Мне еще удалось повидать митрополита на прощание. Он мне сказал: – Скоро будет мой 50-летний юбилей в священном сане, а по Библии это юбилей покоя, и я молю Господа, чтобы Он, по Своей великой милости, и мне, грешному и недостойному пастырю, послал покой. Это было по старому стилю 28 января, в день преподобного Ефрема Сирина . Этот год мы с митрополитом переписывались довольно много. В декабре Владыка мне написал: – У меня карбункул на шее, очень страдаю от боли, высокой температуры и бессонницы, но это совсем неважно; важно, что это первый звонок. Если переживу Ефрема, то еще год проживу. Молитесь, чтобы Господь послал мне мирную кончину. Пора!.. 28 января, на преподобного Ефрема Сирина , Владыка Арсений скончался. Господь внял его молитвам. Епископ Павел Кратиров Игуменья Инна сообщила оставшимся еще сестрам Храма Христа Спасителя, что где-то в переулке около Остроженки находится пришедший из тюрьмы больной, в поношенной одежде архиерей. Люди, у которых он живет, сами очень бедны, и боятся, чтобы о его присутствии у них не узнали. Игуменья Инна, конечно, уже изгнанная из своего монастыря, умная и очень добрая женщина, жила в этом же переулке и вскоре узнала адрес. Сестры пошли проведать Владыку и узнали от него, что он только что вышел из Бутырской тюрьмы, где пробыл около шести месяцев, живет у своих родственников и болен туберкулезом. В сане епископа он состоит уже два года, но как и в первой епархии, куда он был назначен Святейшим Патриархом викарным, так и в дальнейших, его всегда арестовывали самое большее через месяц после приезда. Из последней епархии (кажется, Петрозаводской) его привезли в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В продолжение нескольких минут люди тащившие лодку бичевой, не могли ее двинуть с места, а, между тем, вода бросалась в лодку. Страшные минуты. Но, благодарение Всевышнему, все лодки переплыли безбедно. Мой ялик, названный лебедка, от скал довольно пострадал: оторвало правое крыло, на носу разорван лебедь, а главное – усиливается течь; видно сделано повреждение во дне или со стороны, так как много раз толкались о камни, колебавшие сильно судно. Прибывши на станцию Иванушковскую, в присутствии жителей селения, совершили благодарственное Господу Богу моление о даровании безбедного прохождения через трудные и опасные места реки, с коленопреклонением и возглашением, многолетия Царю и Его дому, Св. Синоду, Синклиту и всем православным христианам» (стр. 84–86). – Совершая свои путешествия, преосвящ. Евсевий в каждой почти церкви совершал служение: слушал всенощную, литургию или просто молебен; при всяком литургийном служении проповедовал собравшимся богомольцам слово Божие. О ревности Архипастыря к проповедованию слова Божия говорят те итоги, которые подводит он каждому своему путешествию. Вот, например, результаты второго выезда Святителя, сделанного им во второй год его служения на иркутской кафедре: «при обозрении забайкальского края осмотрено церквей 48, принято причтов и рассмотрено церковных документов от 75 церквей, совершено всенощных 11, литургий 18, произнесено слов 19, совершено молебствий 13, храмоосвящений 2, – на пространстве 3640 верст» (стр. 147). В первые выезды Святителя по епархии, народа, для встречи его и при совершении им богослужений, собиралось очень немного. Почти под каждым числом, ознаменованным архипастырским служением, при той или иной, обозреваемой церкви, значится: «народу было мало» или – «очень мало». В некоторых случаях делается объяснение отмеченного малолюдья, в роде следующего: «Видна в прихожанах холодность к храму. Не причиной ли тому священник не учительный и бывший иногда неисправным?» (7 сент. 57 г.). В большинстве же случаев, не делается и таких предположительных объяснений, свидетельствуется только голый факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Видишь и то, что с этих утесов, в разных местах, недавно свалились громадные части. Один отломок преградил нам путь и должны были объехать его. Он с виду представлял массу в длину саженей в пять и в ширину сажени в три квадратных. Спрашиваю: давно ли упал этот камень? (Следы падения свежие) Перевозчик отвечал: в нынешнюю весну. Эти предметы возбуждают чувство высокое, поражающее или устрашающее. Какая великая сила создала их? Какая сила держит эти необъятные тяжести? Смотрите на положение громадных слоев, имеющих свою правильность и в настоящем положении, которое не есть первобытное, но произведенное великими переворотами; сколько тут неразгаданных надписей. Сколько вопросов, не удоборешимых! Велик Создатель! Беспредельно Его могущество! Неисследима премудрость! Слава и поклонение Величеству Его!» (стр. 82 и 83). Перебрались, наконец, на другую сторону реки; но и здесь путь оказался не менее опасен, и здесь картины природы были не менее величественны. Надобно было также плыть при помощи шестов, крюков, бечевок и весел, где, как можно. «Высокие каменные утесы, потрескавшиеся в разных направлениях, нависшие, потому что нижние камни от влияния воды обрушились, образовали впадины различных форм. На вершине скал поднимаются шпицы также разных форы, то подобные колоннам, то конусообразные, то в виде сторожевых башенок; есть с пустотами, будто для стражи приготовленные. Подобные фигуры виднеются в различных местах по высоким горным хребтам посреди леса. Высота их различная: некоторые высоко поднимаются над высоким сосновым лесом. Возчики говорят, что некоторые из сих много выше 15 и даже 20 саженей… Картины весьма занимательные для пытливого разума. А плыть подле самих этих картин, т. е. возле скал и под скалами, страшно, поучительно. Нельзя не чувствовать величия Творца и собственного ничтожества… Несколько мест быстрого течения под скалами с большим трудом переплыли и с немалыми опасностями. Особенно в одном месте было трудно и опасно, где на быстром течении лежат камни и надобно было проходить под напором течения, среди камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

По сем ими ся за молчание и покой, а гарелного вина 4266 – кратирцы 4267 две, и вящее – три. А боле сего – отнюдь никакоже, возлюбленне, да без смущения пребудеши и спасения не лишишися. Гарелное вино, аще не боле трех испиеши, то сотворит утробе алкание и сырищну 4268 на ядение многаго брашна. Аще ли много его испиеши, начнет утробу твою палити и сердце жещи, и от сего бывает множицею безвестная смерть, а по смерти – во адовых жилищах вечная мука. Бывает же и на проспании от похмелья сего множицею смерть, якоже и отец мой от похмелья безвестную вкусил смерть и окаянную кончину подъят. Но лепо есть помалу истрезвлятися и хмельное вогнездение от себе изженути, якоже и Хмелево поведание преж яви. Но воистинну блажен есть, иже хмельному питию весма не касается, поминающи речение Иванна Златоустаго, како блажит 4269 пиющих воду, глаголя: «О блаженна еси, вода, не мутящая умом, и блажени суть людие, пиющеи тебе!» Василию же Великому 4270 явилась святая Богородица, глаголя ему: «Василие, аще хощеши мене заступницу и молебницу имети себе и во всем помощницу, не пей вина и всякого пьянственаго пития, зело бо ненавижу сего». Что сего, любимиче мой, страшнее и болезненее, како святая Богородица, надежда наша и заступница, ненавидит пьяного и не молится о нем, и ни в чем не помогает ему? Аще бо пьяный начнет молитися, токмо боле Бога прогневает, молитва бо его неприятна и начинание его непотребно, понеже Дух Святый зело ненавидит пьяного и ангель-хранитель далече от него отбегает, ако ото пса смердяща. Великий апостол Павел глаголя: «Не упивайтеся вином, в нем же несть спасения». 4271 Хмель сотворит пьяного душу смрадну, а тело грехопадно, а ум мерзок и непотребен; а проспався, душею явится скареден и тленен, а главою болен, а телесными удесы дробен 4272 , а сердцем тосклив и скорбен, а умом уныли печален. О брате мой господине, лишимся богомерзскаго пьянства, понеже убо пьянство сотворит языка многоречива и открыет сокровенныя тайны, пьянство ражает блуд, прелюбодейство, гордость, превозношение, непокорство, кичение, прекословие, расколы, укорение, досады, брань, а во брани – бой, а в бою – смерть, а по смерти – мука вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Московской епархии центром движения стал Серпухов, а лидером — епископ Максим (Жижиленко), рукоположенный отошедшими от митрополита Сергия архиереями. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска. В Центрально-Черноземной обл. и на Юге России иосифлянские, или, как их здесь еще называли, буевские, приходы возглавил епископ Козловский, управлявший Воронежской епархией, Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал епископ Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в г. Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г . возникло самостоятельное движение во главе с тремя епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название викторианского. Митрополит Серафим (Чичагов) с духовенством. 1920-е гг. Согласно данным государственных органов регистрации, за заместителем местоблюстителя патриаршего престола последовало до 70% приходов: в 1928 г . 8–9% приходов отпали в «автокефалию» — иосифлянство, викторианство и т. п., ок. 5% подчинялось григорианскому церковному совету и ок. 16% — обновленческому синоду. В Ленинградской епархии открыто присоединился к иосифлянам, по уточненным данным, 61 приход, в том числе 23 в Ленинграде (примерно из 100 прихоов, принадлежавших в северной столице к патриаршей Церкви). В области по два отделившихся от митрополита Сергия храма имелось в Петергофе и в поселках Стрельна и Вырица; важную роль играли Феодоровский собор в Детском Селе, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской и Старо-Ладожский Успенский женский монастыри, а также Макарьевская пустынь под Любанью, насельники которой были тесно связаны с ленинградскими иосифлянами. Всего, по словам самих сторонников митрополита Иосифа, в епархии их поддерживало ок. 300 священников и монахов, а также несколько сот монахинь. Даже если эта цифра занижена, все же то была меньшая часть духовенства епархии. На ситуации в Ленинграде сказались многообразные меры увещания и прещения митрополита Сергия, например оглашенное на воскресном богослужении почти во всех храмах города его послание от 30 января 1928 г . «К архипастырям, пастырям и верным чадам Православной Церкви Ленинградской епархии». Важным фактором стали активные действия специально присланных в Ленинград сторонников митрополита Сергия — авторитетных архиереев: митрополита Серафима (Чичагова) и епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского).

http://pravoslavie.ru/5334.html

Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 г. – распространить свое влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Дохтуров). Эти Владыки быстро установили связи с ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В мае 1928 г. сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко) 588 . 7–8 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска 589 . В Центрально-Черноземной области и на юге России десятки иосифлянских, или, как еще их называли здесь, «буевских» приходов возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в городах Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г. возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название «викторианского движения» и быстро объединилось с иосифлянским. В целом же волна отхода от митрополита Сергия охватила меньшую часть территории страны. Согласно данным государственных органов регистрации, за Заместителем Патриаршего Местоблюстителя последовало до 70% приходов (в 1928 г. 8–9% приходов отпали в автокефалию – иосифлянство, викторианство и т. п., около 5% подчинялось григорианскому Церковному Совету и около 16% – обновленческому Синоду) 590 . Так как в конце 1927 г. в стране имелось примерно 30 тысяч действующих православных храмов – иосифлянскими по этим, вероятно, несколько заниженным данным, являлись 2400–2700 или до 11,5% приходов. Численность же иосифлянского духовенства как белого, так и черного, составляла, по подсчетам автора, как минимум 3,5 тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 г. распространить свое влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Докторов). Эти Владыки быстро установили связи с ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В мае 1928 г. сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко) 594 . 7–8 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска 595 . В Центрально-Черноземной области и на юге России десятки иосифлянских или как еще их называли здесь -»буевских» приходов возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в городах Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г. возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название «викторианского движения» и быстро объединилось с иосифлянским. В целом же волна отхода от митрополита Сергия охватила меньшую часть территории страны. Согласно данным государственных органов регистрации за Заместителем Патриаршего Местоблюстителя последовало до 70% приходов (в 1928 г. 8–9% приходов отпали в автокефалию – иосифлянство, викторианство и т.п., около 5% подчинялось григорианскому Церковному Совету и около 16% -обновленческому Синоду) 596 . Так как в конце 1927 г. в стране имелось примерно 30 тысяч действующих православных храмов – иосифлянскими по этим, вероятно несколько заниженным данным, являлись 2400–2700 или до 11,5% приходов Патриаршей Церкви. Численность же иосифлянского духовенства как белого, так и черного составляла, по подсчетам автора, как минимум 3,5 тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, существовал общий план разгрома церковной оппозиции, объединенной, по версии ОГПУ, в единую организацию ИПЦ. Это название в разных следственных делах расшифровывалось как «Истинно Православная Церковь» или как «истинно православные церковники». В специальном введении в обвинительном заключении по следственному делу «Всесоюзного центра ИПЦ» говорилось о существовании якобы внутри РПЦ («Тихоновской церкви») групп «наиболее непримиримо настроенных к Соввласти кругов мирян, духовенства и иерархов», к-рые после «Декларации» митр. Сергия сформировали «контрреволюционную монархическую организацию «истинно православных церковников»». В нач. 30-х гг. были сфабрикованы дела о «филиалах ИПЦ» в Ленинграде, Москве, Серпухове, Твери, Казани, Пензе, Самаре, Саратове, Уфе, Н. Новгороде, Арзамасе, Удмуртской и Марийской автономных областях, Северо-Кавказском крае, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Белоруссии. В числе обвиняемых по этим делам проходили архиереи, как являвшиеся сторонниками митр. Иосифа, напр. епископы Сергий (Дружинин) , Варлаам (Лазаренко) , Синезий (Зарубин) , Павел (Кратиров) , Иоасаф (Попов) , так и не принадлежавшие к иосифлянскому течению. В 1932 г. по делу «Московского филиала Всесоюзного центра ИПЦ» обвинялся еп. сщмч. Серафим (Звездинский) , входивший в умеренную группу «непоминающих». По этому же делу был в очередной раз осужден глава андреевского движения еп. Андрей (Ухтомский). Ранее по делу «Уфимского филиала ИПЦ» был осужден сторонник еп. Андрея еп. Вениамин (Троицкий) . Др. епископы андреевского поставления также были осуждены в основном за принадлежность к ИПЦ. Обвинения в причастности к ИПЦ продолжали и в дальнейшем использоваться против священнослужителей, не принявших «Декларацию» митр. Сергия. Вновь арестованный в 1934 г. митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) обвинялся следствием в попытках «восстановить ликвидированную в 1931-1932 гг. контрреволюционную организацию ИПЦ». Сходные обвинения в принадлежности к «нелегальной контрреволюционной организации церковников ИПЦ» тогда же были предъявлены «непоминающим» священномученикам архиеп. Серафиму (Самойловичу) , епископам Дамаскину (Цедрику) и Парфению (Брянских) .

http://pravenc.ru/text/675029.html

Евсевий отмечает: «От Братского острога вниз по р. Ангаре неудобно плыть по причине каменных порогов, особенно трудно возвращение вверх против течения воды, по причине чрезвычайно быстрого течения воды и особенно, на пространстве порогов. В осеннее время или в начале зимы встречается трудность от больших морозов, в это время бывающих. А после нового года есть затруднение от больших снегов. Также это неудобство бывает в феврале и марте. Предпринимая путешествие зимой, необходимо иметь самые малые и легкие экипажи, чтобы удобно могли везти их и по снежным дорогам и по узким дорогам в тайге или лесах. Летний путь водой, говорят, еще крайне неудобен по причине множества насекомых по р. Ангаре и среди лесов – мошек, комаров, оводов и др.» Описывая свое путешествие вверх по р. Лене, в июне месяце того же года, Святитель сообщает: «в нескольких местах нельзя ехать на веслах по причине быстроты течения реки, нельзя тянуть бичевой, по причине непрерывных высоких и прерывающихся скал. С большим усилием идут около самих скал, где упираясь в камни, а где крюками цепляясь за них. Неосторожные приемы неоднократно были причиной того, что лодка отскакивает от скал и начинает быстро нестись вниз. Часто возчики с бичевой карабкаются по скалам, с камня на камень, с явной опасностью, часто подскальзываются; часто, думая ступить на камень, сталкивают его с утеса в воду; часто один другому подает помощь или протягивая руку сверху вниз, или сбрасывая веревку» (81 стр. дневн.). От Ватимского села вверх, на 1-й, 2-й и 3-й станции, встречались большие каменные утесы, около которых, с трудом и не без опасностей, надобно было подниматься – где с помощью бечевы на малой лодке, переносимой с места на место, а в других местах – при помощи багров и крючьев, как выше замечено было. Утесы на 1-й и 2-й станции особенно страшны: надобно было перевозчикам за них цепляться или идти близ них, часто под их наклоном. Смотря на них, видишь, что они сверху до низу в разных направлениях имеют трещины или изломаны; некоторые части их сдвинулись со своих мест и повидимому, каждое мгновение готовы низвергнуться с высоты на 15, 20, 30, 40 отвесных саженей в бездну, вырытую под ними силой быстрого течения реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Можно удивляться только той неутомимости, с которой Архипастырь совершал свои путешествия: если не брать во внимание более продолжительных остановок, вызванных различными обстоятельствами, то на каждые сутки, проведенные в пути, можно будет положить средним числом 100 верст и это пространство проезжалось, несмотря ни на какую погоду, ни на какие, хотя бы самые неблагоприятные топографические условия обозреваемых местностей: где на лошадях, где на оленях, где на яликах, а где и просто на плотах, в некоторых случаях, являлась нужда путешествовать даже верхом и летом на санях. Выезжал из Иркутска Преосвященный, как и подобает святителю, в карете, на хороших лошадях, и при колокольном звоне; но скоро должен был прощаться и с тем, и с другим, да, кажется и с третьим. Упоминание им, в некоторых случаях, о звоне, с которым его встречали, говорит, уже само по себе, о том, что для Святителя это было редкостью. Обозрение некоторых местностей доставляло Архипастырю высокое эстетическое наслаждение и преисполняло душу его чувством благоговения к беспредельной премудрости и благости Божией, явленным в миротворении; другие местности своими угрожающими видами смиряли и без того смиренную душу путешественника – Святителя, говорили ему о ничтожестве твари пред Создателем, приводили его в невольный страх и побуждали совершать молебствия, по поводу благополучных переездов. Приведем извлечения из описаний самого Архипастыря. Выехавши из Иркутска 11 января 1858 г., он уже 15 числа отмечает в своем дневнике: «здесь оставлены экипажи, в коих ехали из Иркутска. Дальнейший путь на север, иногда по лесам, потребовал экипажей малых. Взяты у поселян обтянутые кошмой или войлоком»; под 17 числом продолжает: «дорога весьма тесная и для малых экипажей, которые очень часто толкались о деревья, отводы поломались; нередко останавливались, чтобы освободить экипаж от пня или дерева. Во многих местах проезжали под повалившимися деревьями, опершимися на другие деревья, с явной опасностью». Под 23 числом того же месяца, к сведению для будущего времени, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010