Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль Эта церковь также упоминается в «Книге о расположении и названиях еврейских местностей» (ок. 390) блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Onomast.//PL. 23. Col. 923; рус. пер.: ППС. 1894. Т. 13. Вып. 1(37). С. 119). Хотя в этих источниках ничего не говорится об архитектурных особенностях храма, Д. Прингл считает, что он принадлежал к типу «свободного креста», как и более поздняя церковь, построенная на его месте ( Pringle. 1998. Р. 258). На Мадабской мозаичной карте (ок. 565) храм изображен прямоугольным в плане. Анонимный паломник из Плаценции (ок. 570) называет храм базиликой и уточняет, что колодец находился перед алтарной преградой. В храме хранилось ведерко, из которого пил Спаситель, а от воды из К. И. происходили исцеления ( Ps.-Antonini Placentini Itinerarium//Itineraria et alia geographica. P. 131-132; рус. пер.: Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 28). По всей видимости, первоначальная церковь была разрушена во время восстания самарян в 484 или 529 г. и восстановлена имп. Юстинианом I. Описание этого здания было сделано св. Адамнаном (Адомнаном), составившим соч. «О святых местах» по рассказам Галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). В нем говорится, что это здание имело крестообразную форму, а колодец находился в центре, на месте пересечения рукавов креста. Храм был обнесен стенами. Колодец имел 40 локтей в глубину ( Adamnani De locis sanctis//Itineraria et alia geographica. P. 216-219 (рус. пер.: Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 49. С. 95-96). А. Овадия считает, что длина храма составляла примерно 30 м, ширина каждого из рукавов - 9 м. Апсиды отсутствовали, т. к. смысловым центром постройки являлся колодец. Археологи обнаружили остатки мозаичных полов с геометрическим орнаментом (в сев. и юж. рукавах креста, а также на стыке сев. и зап. рукавов), фрагменты колонн и темплона ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245). Прингл отмечает, что это здание существовало в 20-х гг. VIII в. и, возможно, в нач. IX в. ( Pringle. 1998. Р. 258). По мнению Овадии, оно было разрушено арабами в Х в. ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245).

http://pravenc.ru/text/1841770.html

[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

[xxxiii] См.: Назаренко А. С. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? К истории одной древнерусской паломнической реликвии//Православный паломник. (13), 2003. [xxxiv] Назаренко А. С. У истоков русского паломничества... С. 67. [xxxv] См. об этом: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. вторая. Т. 3. С. 407. [xxxvi] Добиаш-Рождественская. Эпоха крестовых походов. Запад в крестоносном движении. Общий очерк. 3-е изд. М., 2010. С.2. [xxxvii] Типология итинерариев и записок путешественников предложена в кн.: Richard J. Les Récits de Voyages et de Pèlerinages. Turnhout, 1981. [xxxviii] См.: Бордосский путник//ППС. Т. I. Вып. 2. Спб., 1882. С. 29-30. [xxxix] См.: Паломничество по Святым местам конца IV века//ППС. Т. VII. Вып. 20. СПБ., 1889. С.110, V,108. [xl] См.: Аркульфа рассказ о Святых местах, записанный Адамненом ок. 670 г.//ППС. T.XVII. Вып. 1 (49). Спб., 1898. [xli] См.: Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//Bauch A. Quellen zur Geschichte der Diözese Eichstätt. Regensburg, 1984. S. 13-122. См. также: Palestine Pilgrims.Text Society. The Hodoeporicon of Saint Willibald. Trans.by Rev.Canon Brownlow. London, 1891. [xlii] См.: Itinera Hierosolymitana edd. T.Tobler et Ang.Molinier.Genevae. 1879. I. См. также англ. перевод: Jerusalem Pilgrims before Crusades. Trans. J.Wilkinson. Warminster, 1977. На русский язык итинерарий Бернарда переведен лишь фрагментарно. Рассказ о сошествии Благодатного Огня в Великую субботу (Бернард оставил первое по времени описание этого чуда) вошел в антологию: Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887 и в кн.: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую субботу. Спб., 1908. [xliii] Из обширной литературы, посвященной западным средневековым паломничествам, ограничимся ссылкой на работы отечественных исследователей. См.: Горелов Н. С. На пороге царствия небесного//Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV вв. Спб., 2006. С. 7-8. См. также: Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924. Большинство итинерариев пилигримов этой эпохи не являются авторскими произведениями в собственном смысле слова, а дошли до нас в записи современников: для Эгерии таким посредником стал бл. Иероним, рассказ епископа Аркульфа о паломничестве записал св. Адамнен, св. Виллибальд поведал о своем паломничестве родственнице (племяннице), монахине из Хайденхайма Хигебург. Исключение составляют только Антонин из Пьяченцы и монах Бернард, собственноручно записавшие свои путевые впечатления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

СПб., 2001; Он же . Гроб Господень и реликвии Святой Земли//Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. 52 Finegan J. The Archaeology of the New Testament. New Jersey, 1992. P. 264. 53 Петра Диакона книга о святых местах//Православный Палестинский сборник (далее — ППС). Т. VII. Вып. 2(20). 1889. Приложение 1. С. 177. Камень был привален таким образом, что вход в Пещеру не преграждался. Это доказывается наблюдением паломницы Сильвии, также посетившей Святые места и службы у Гроба: “А затем приходит епископ с клиром и тотчас входит в пещеру”. — Паломничество по святым местам конца IV в.//ППС. Т. VII. Вып. 2(20). С. 140. 54 Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография//Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. Сб. статей/Под ред. А. М. Лидова . М., 2000. С. 63. 55 Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Кн. 3. Гл. 34. С. 119. 56 Паломничество по святым местам конца IV в. С. 177. 57 Путник Антонина из Плацендии конца VI в.//ППС. Т. XIII. Вып. 3(39). 1895. С. 35. 58 Swthr…ou G. A . A… Cristianika… Q»bai thj Qessal…aj.//Arcaiologik» Efhmer…j. 1929. S. 223. 59 Колпакова Г . Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. С. 115. 60 Опубликованы M. Эвангелатоу в сборнике: Восточно-христианские реликвии. Eastern Christian Relics/Под. ред. А. М. Лидова . М., 2003. С. 204. 61 “Богатая драгоценная отделка экранов, благородные рельефные работы, кивории над алтарями, в которых расположены Евангелия, кресты, горящие свечи канделябры — всё это создаёт впечатление алтаря, но не земной Церкви, а Небесной” ( пер. автора ). — Kourkoutidou-Nikolaidou E. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Thessaloniki. 1997. См. также: Kitzinger E . Byzantine Art in the Making. Cambridge, 1977. P. 57. 62 Kitzinger E . Byzantine Art in the Making. P. 57; Айналов Д. Эллинистические основы византийского искусства. Б. м., б. г. С. 45. 63 Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908. С. IX. 64 Благодарю за консультацию по этому вопросу Леонида Дрейера.

http://azbyka.ru/vethozavetnye-prototipy...

[cxii] См. об этом: Федорова И. В. Из литературной истории «Хожения» игумена Даниила. С. 368-369. [cxiii] См. об этом, напр.: Адрианова-Перетц В. П. Путешествия//История русской литературы. T.I. М.-Л., 1941. С. 373-374. [cxiv] См.: " Пути и расстояния Даниила» (Приложение IV) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. Спб., 1883. С. 249-257. [cxv] См. об этом: Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила//ТОДРЛ. Т.Х. Л., 1954. С. 94-98. [cxvi] Адрианова-Перетц В. П. Путешествия... С. 372. [cxvii] См.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 147. В дальнейшем все цитаты из «Путешествия» Зевульфа даются по этому изд. в тексте (цифры в скобках обозначают номер страницы). [cxviii] Учение о благоприятных и неблагоприятных днях было распространено на Западе, вероятно, с IV в. Существовала даже специальная формула, по которой можно было вычислить эти дни. См.: Путешествие Зевульфа в Святую Землю. 1102-1103 гг. (Приложение V) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 264. Не вдаваясь сейчас в существо вопроса, отметим, что на Руси «вычислительная», или «инициативная», астрология получила распространение по крайней мере с XV в., причем столь широкое, что известный старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей в 1523 или 1524 гг. вынужден был выступить с посланием «На звездочетцы» («Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах»), направленном против подобной практики. См. об этом: Симонов Р. А. Об астрологическом происхождении древней государственной эмблемы России - единорога//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. С. 313. [cxix] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 85. [cxx] См. подр.: Гуминский В. М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Сб. статей. М., 2010. С. 193-194.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы/Сост. и ред. Н.Н. Лисовой //Богословские Труды. Сб. 36. М., 2001; Лисовой Н.Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., 2002. С. 143–219; Россия и Православный Восток: Константинопольский Патриархат в конце XIX в./Изд. подг. Л.А. Герд. СПб., 2003; Переписка К.М. Базили и А.Н. Муравьева (1839–1852)/Подг. текста и примеч. И.Ю. Смирновой//Православный Палестинский Сборник. Вып. 103. М., 2006. С. 42–101; Переписка Иерофея, архиепископа Фаворского, с А.Н. Муравьевым (1840–1850 гг.)/Подг. текста и примеч. И.Ю. Смирновой//Там же. Вып. 105. М., 2007. С. 278–362; Смирнова И.Ю. Отношения Российской и Иерусалимской Церквей в 30-е годы XIX столетия по документам архива А.Н. Муравьева//Религии мира. Ежегодник. 2005. М., 2007. С. 169–242; Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский. Ч. 1–2//ППС. Вып. 105. 2007. С. 209–277; Вып. 106. 2010. С. 193–251; Взаимодействие и отношения ИППО и РДМ в Иерусалиме по неизвестным документам АВП РИ/Публ. Н.Н. Лисового //Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 107–130; Русская собственность в Святой Земле по документам Государственного архива Израиля/Публ. Ю.А. Грачева, Н.Н. Лисового , И.Ю. Смирновой//Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 131–163; Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Из архитектурной истории храма Гроба Господня в XIX в.: документальное исследование//ППС. Вып. 109. 2013. С. 27–58. 4 Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 г. М., 2006; Скалон ДА. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007; Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М., 2008; Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. 5 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.; СПб., 2008; Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. [Сб. трудов]. М.; СПб., 2009; Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. [Сб. трудов]. М.; СПб., 2010; Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. T. 1. Православие в Святой Земле/Сост., подг. текста, вступит, статья Н.Н. Лисового . М.; СПб., 2011; Т. 2. Статьи о Святой Земле. Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. М.; СПб., 2011; Т. 3. Из эпистолярного наследия. М.; СПб., 2012; Дмитриевский А.А. Праздники Святой Земли/Сост., подг. текста, вступит, ст. Н.Н. Лисового . М., СПб., 2013; Дмитриевский А.А. Палестинское общество и русские школы на Востоке. М.; СПб., 2014; Арсений (Стадницкий) , епископ. В стране священных воспоминаний. М.; СПб., 2014.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

II, стр. 62). После обедни в Малороссии раздавался народу антидор (вып. II, стр. 62:79). «Во всех странах, – говорит архид. Павел, – кроме Московии, все присутствующие в церкви входят в алтарь для принятия антидора из рук первенствующего или служащего священника; он выходит к женщинам и детям и их также оделяет» (вып. I, стр. 12). «В Молдавии антидор раздают народу в продолжение всего поста, хотя бы и не было преждеосвященной литургии, священник сохраняет антидор от воскресной литургии и раздает его народу» (вып I, стр. 71:118). В Киеве молящиеся брали антидор даже для своих малых детей (вып. II, стр. 62). В Московской же Руси этого обычая не было. «До сих пор (до Пасхи 1655 года), – говорит архид. Павел, – у них вовсе не было в обычае раздавать (после обедни) антидор, но в этот день наш учитель уговорил патриарха (Никона) раздать. И с этого именно дня раздача антидора вошла в обычай» (вып. III, стр. 203). Подтверждение этого обычая находим в актах собора 1666–1667 года. «По вся воскресения по литургии раздавати антидор». Обедня заканчивалась чтением девятого часа (вып. II, стр. 100:162; вып. IV, стр. 75). Все молящиеся «неукоснительно» остаются в церкви до тех пор, пока священник не совершит отпуста, по прочтении девятого часа (вып. II, стр. 165) 190 . «Во всех странах: у валахов, молдован, казаков, включая Московию», – свидетельствует архид. Павел, – всегда стоят в церкви с начала до конца службы» (вып. I, стр. 50; вып. II, стр. 165). Как и у нас, они выходят из церкви, по окончании литургии (вып. I, стр. 17). Перед отпустом, «в обычае» московской Руси было произнесение поучений (вып. III стр. 178:184). Иногда «после обедни патриарх читал на амвоне праздничное поучение, перед раздачей антидора» (вып. IV, стр. 114). По характеру своему поучения, в большинстве случаев, не были самостоятельными произведениями говорившего, а представляли из себя или обильные выдержки из Священного Писания , или изречения, «взятые у древних» (вып. IV, стр. 96–97), или, наконец, просто дневное чтение, относящееся к празднуемому событию (вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С И. п. м. также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне Ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) ( Ραπτπουλος. 1996. Σ. 140-141). В зап. источниках упоминается посещение игуменом И. п. м. лагеря Ричарда I Львиное Сердце в Бейт-Нубе (июнь 1192), к-рому он открыл место, где им была спрятана часть Честного Креста Господня. Согласно Роджеру из Хаудена, тайник находился непосредственно в ц. прор. Илии, тогда как Ральф из Коггешалла помещает его в мон-ре св. Самуила на пути из Бейт-Нубы в Иерусалим. Посетивший И. п. м. Иоанн Полонер упоминает высокое здание с прекрасной церковью и колодцем рядом с юж. стеной (1422); Франческо Сурьяно (1485) отмечает, что в мон-ре подвизалось 2 греческих монаха. Даниил , митр. Эфесский (1478-1488), в нач. 80-х гг. XV в. застал эту обитель покинутой иноками, но остававшейся во владении православных (Рассказ и путешествие по св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8). С. 50-51). В 1492 г. монастырь принадлежал мусульманам, а в 1517 г.- снова грекам. В османской переписи 1553/54 г. среди мон-рей упоминается Дейр-Мар-Ильяс. В 1593 г. Т. Коробейников передал милостыню проживавшим в И. п. м. иером. Дорофею и 7 старцам (Хождение Трифона Коробейникова: 1593-1594//ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 99). С XVII в. насельники И. п. м. показывали паломникам отпечаток на камне, оставленный спящим прор. Илией. Этот камень «в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека» находится напротив монастырских ворот ( Леонид (Кавелин). 2008. С. 260, 263). Рядом с ним бьет источник, носящий имя прор. Илии. В. Я. Гагара в 1635 г. застал в монастыре 30 монахов (Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары: 1634-1637 гг.//ППС.

http://pravenc.ru/text/389257.html

Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1988; Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land. L., 1992; Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 448-450 [публ. текста]; Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собр. РГАДА//Там же. С. 430-433 [публ. текста]. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Нояб. Отд. 2. С. 137-170; он же. Синайская обитель//Там же. Дек. Отд. 2. С. 171-210; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1; Антонин (Капустин), архим. Из записок синайского богомольца//ТКДА. 1871. 2. С. 375-407; 4. С. 68-104; 8. С. 274-332; 1872. 5. С. 272-342; 1873. 3. С. 363-434; 9. С. 324-400; Воронов А. Д. Синайское дело: Из истории синайского управления//ТКДА. 1871. 5. С. 330-401; 1872. 2. С. 273-315; 7. С. 594-668; Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1; Монастырь на Синайской горе и значение его для христианства на Востоке. СПб., 1875; Каптерев Н. Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1881. 10/11. С. 363-414; он же. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством//ППС. 1895. Т. 15. Вып. 1(43). Ч. 1: С пол. XVI до кон. XVIII ст.; Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его науч. результаты. К., 1890; История Христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 2; То же, изм. загл: История Православной Церкви в XIX в. Серг. П., 1998р; Васильев А. А. Поездка на Синай в 1902 г.//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 3. С. 173-181; он же. Заметки о нек-рых греч. рукописях житий святых на Синае//ВВ. 1907. Т. 14. Вып. 2/3. С. 276-333; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Правосл. Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Вып. 62; Померанцев И. Об управлении Синайского мон-ря//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 1. С. 94-103; Cheikho L. Les archevêques du Sinai//MFO.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010