Справа перед входом в храм (правая дверь заложена при Салах-ад-Дине) - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д " Обинье, сопровождавшего герм. имп. Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 г. Колонна Св. Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева, расколотая почти наполовину. Согласно греч. преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей б-ки А. И. Пападопуло-Керамевсом, в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апр., на неделю раньше, чем армяне) тур. власти по настоянию арм. эпитропа (наместника), заперли храм, не допустив православных на службу Св. Огня. По молитве правосл. верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митр. Вифлеемским Парфением и архиеп. Газским Афанасием (патриарха Феофана IV не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Св. Огонь (Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г.//ППС. 1894. Т. 13. Вып. 2(38). С. 19-23; о др. версиях предания, с различными датировками и дополнительными подробностями, содержащихся в рассказах инока Серапиона (1830) и иером. Парфения (Агеева; 1845), см.: Румановская. С. 49-50, 73-74). В правом, сев.-вост. углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда в лит-ре упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как рим. солдаты делили между собой одежды Распятого. Под католич. приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в греч. парекклисион прп. Марии Египетской. Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах к-рой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому («Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-греч. на мраморной доске, висящей справа.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

В средние века К. почитался также в г. Провен (Франция), где при храме в честь этого святого существовал капитул секулярных каноников, основанный между 1023 и 1032 гг. при участии Эда II, гр. Блуа, и Сансского архиеп. Леотерика ( Veissi è re M. La collégiale Saint-Quiriace de Provins du XIe siècle//Bull. de la Société d " histoire et d " art du diocèse de Meaux. 1959. Vol. 10. P. 432-451). Строительство коллегиальной церкви в стиле ранней готики (ее особенность - прямоугольный деамбулаторий с 3 капеллами в линию) велось на средства Генриха I Щедрого (ум. в 1181), гр. Шампани. С нач. XIII в. в Провене почиталась голова К., по преданию вывезенная из К-поля и полученная местным сеньором Милоном ле Бребаном от участников 4-го крестового похода ( Bourquelot F. Histoire de Provins. Provins; P., 1839. T. 1. P. 158-159), благодаря чему город стал местом паломничества. Поминовение К. в Провене совершалось 1 мая, праздник перенесения мощей святого - 29 июля. По др. сведениям, голова К. хранилась в кафедральном соборе в Орлеане и была уничтожена вместе с др. реликвиями в эпоху Религиозных войн (1563 - Baillet A. Les Vies des Saints. P., 1739. T. 4. P. 93). Ист.: BHG, N 465-465b; BHL, N 4169, 7022-7025; BHO, N 233-236; ActaSS. Mai. T. 1. P. 439-450; Loftus D. An History of the Twofold Invention of the Cross, whereon our Saviour was crucified. Dublin, 1686; Wotke K. Die griechische Vorlage der lateinischen Kreuzauffindungslegende//WSt. 1891. Bd. 13. S. 300-311; Nestle E. De Sancta Cruce: Ein Beitrag zur christlichen Legendengeschichte. B., 1889; idem. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. N 2. S. 319-345; Guidi I. Textes orientaux inédits du martyre de Judas Cyriaque//ROC. 1904. T. 9. N 1. P. 79-95; N 3. P. 310-332; 1906. T. 11. N 4. P. 337-351; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας=Сборник палест. и сир. агиологии//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 164-172 [греч. текст], 184-192 [рус. пер. В. В. Латышева]; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. Syr. Texte. Paderborn, 1912; Pigoulewsky N. Le martyre de saint Cyriaque de Jérusalem//ROC. 1927/1928. Vol. 26. P. 305-356; PG. 117. Col. 131-132 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 167-168, 170-171, 575-576, 601-602; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 439-440; ЖСв. Окт. С. 590; The Finding of the True Cross: The Judas Kyriakos Legend in Syriac/Introd., text, transl.: H. J. W. Drijvers, J. W. Drijvers. Lovanii, 1997. (CSCO; 565. Subs.; 93); Синаксарь: Жития святых, составленные на Св. Горе Афон/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетровский. М., 2011. Т. 1. С. 838-839.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

108 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. I. Изд. 2. Владимир, 1901 (Репринт – М., 1997), с. 82, 635. 112 Марр Н. О начальной истории Армении анонима. К вопросу об источниках истории Моисея Хоренского//Византийский временник. Т. I. СПб., 1894, с. 268. 113 К V в. относится еще такой интересный факт. В грузинском Часослове, напечатанном по повелению Вахтанга в 1710 году в Тифлисе, под 2 декабря назван Петр, епископ Майумский; см. ППС. Т. XVI. Вып 2. СПб., 1896, с. XIII–IV. Петр, или, как его еще называют, Петр Ивер, скончался в 488 г. Когда он при своей кончине «произнес последние слова, как сонм ангелов и множество святых, предводительствуемые святым мучеником Петром Александрийским , прияли его святую душу и с большими почестями и с пением вознесли на небо». – Там же c. 112–113. Так говорится в жизнеописании Петра Ивера. Впрочем, в современном Месяцеслове Грузинской Церкви его памяти нет; см. Веретенников Г. Грузинская православная Церковь . Загорск, 1972, с. 178–191. 114 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец, с. 108–109. 115 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. 1, с. 17–19. В этом труде он описывает много Месяцесловов разного времени. Почти все они имеют память святителя Петра. О Месяцеслове V в. мы уже упоминали. Укажем еще на Коаленев I Месяцеслов (X–XI вв.). Он носит «в себе все признаки глубокой древности, имеет мало празднований и, как правило, по одному святому в день». Одно из исключений – 25 ноября, память двух святителей: Климента Римского и Петра Александрийского . – Там же с. 105. 116 Кроме канона святому Петру в Минее XI в. имеется седален (Ягич И. В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–97 гг. СПб., 1886, с. 446) и одна стихира «на стиховне», которые, по-видимому, также принадлежат перу Феофана (там же с. 448). Сейчас этот седален следует за третьей песней канона, а стихира является Славником стихир «на хвалитех». Но в Минеях XI в. нет стихир святому Петру «на хвалитех», нет и кондака, общего со святым Климентом Римским , которые имеются в нынешних Минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В описаниях гробницы И. П. в Севастии, оставленных паломниками Теодорихом (ок. 1170) и Иоанном Фокой (1185), упоминается левая рука святого ( Theodoricus. De locis sanctis. 43//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. Jerusalem, 1980. Vol. 2. P. 374; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40). По-видимому, после 1187 г. эта реликвия была перенесена из Севастии в Иоанна Предтечи монастырь на Иордане . К 1335 г. относится 1-е упоминание о находящейся там левой руке И. П., заключенной в кипарисовый ковчег (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. 1895. Vol. 3. Р. 211). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349) при описании святынь К-поля сообщал, что левая рука И. П. хранилась в этом монастыре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45. (DOS; 19)). Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо писал, что видел левую руку святого в монастыре св. Иоанна Предтечи в Петре ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. СПб., 1881. С. 52), однако он ошибся, вероятно спутав руку И. П. с другой святыней - рукой Иоанна Ктитора, основателя монастыря. О ней упоминал Стефан Новгородец, специально обращая внимание на то, что это не рука И. П. Очевидно, такое ложное мнение было распространено уже в его время, подобные указания встречаются и в позднейших работах, например у греческого автора архим. Герасима (Смирнакиса) при описании монастыря Дионисиат на Афоне (см. Дионисия преподобного монастырь ) ( Σμυρνκης . 1988. Σ. 511). Существует документ 1602 г., где сообщается, что ок. 1323 г. некий паломник принес левую руку И. П. в Перпиньян (город на юге Франции, недалеко от испан. границы, в то время находился в испан. владении). В 1407 г. был созван совет епископов, на котором была подтверждена подлинность этой реликвии. На ковчеге сохранилось несколько греческих надписей, стихов, прославляющих И. П. У святыни совершалось множество чудес, прежде всего исцелений от различных болезней (ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 773-776). Эта реликвия хранится в кафедральном соборе Перпиньяна. Десницу И. П.,

http://pravenc.ru/text/471450.html

Изначально сложились два взгляда на причины и пути возникновения иконок с изображением мироносиц. А. В. Рындина и В. Г. Пуцко предполагали их новгородское происхождение, зависимость от живых контактов с западным миром и традиции паломничеств в Святую Землю (Рындина А. В. Особенности сложения иконографии в древнерусской мелкой пластике: «Гроб Господень»//Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968; Пуцко В. Г. Каменные иконки и кресты в Ростове Великом//Byzantinoslavica. Т. 32. Prague, 1971, с. 87–90; Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. М., 1978). Однако этот взгляд не сразу утвердился в науке, вызвав частую в России «почвенническую» реакцию. Т. В. Николаева считала сюжет южнорусским, выработанным на основе византийских образцов (Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVI веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960, с. 36–37; она же. Древнерусская мелкая пластика XI–XVI вв. М., 1968; она же. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983). Ее косвенно поддержала О. И. Подобедова, разбирая сюжет об иконке из Ярославля (см. Приложение). Возможность развития мелкой пластики, рождающей схожую с романской иконографию «автохтонно», допускал и В. Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., Л., 1947, с. 51). Разнице происхождения соответствовала и разница хронологии – среди «южных» дат фигурировали предельно ранние, вплоть до X века. Шкала их оппонентов, при известной разнице между датами Рындиной и Пуцко, была более умеренной и не опускалась ниже XIII века (подробнее см. прим. 7). Впоследствии В. Рындина особо подчеркнула общность иконок с паломническим искусством, Г. Пуцко же в ряде статей усилил аргументацию за их генетическую связь с западной традицией и задумался над возможностью поиска идейного и иконографического источника в искусстве крестоносцев, в области Латинских королевств (Рындина А. В. Древнерусские паломнические реликвии... с. 63–64; Пуцко В. Г. Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в.//Actes du XVe Congres international d’etudes byzantines, Athenes-1976. Athenes, 1981. T. 2, c. 953–972; он же. Сюжеты новгородских каменных икон//Церковная археология. Мат-лы 1-й Всерос. конф. СПб. – Псков, 1995. Ч. 2, с. 159–184; Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. Вып. 98. СПб, 1998, с. 159–184). В это же время был доказан прямой перенос конкретных деталей из романо-готических композиций XII–XIII вв., что сняло вопрос происхождения типологии изображений (Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996, с. 183–210; BeliaevL. A. Russian pilgrims art from the 12 th to the 15 th century – archaeological elements and problems of Romanesque influence//JBAA. 1998. Vol. 151, p. 203–219, pis. XXIV–XXVII, библиография; Беляев Л. А. Об источниках иконографии «Гроба Господня» в новгородской пластике XIII–XV вв.//Славяноведение. 1999. 2, с. 16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: [Каминский В. К.] Неск. летописных данных из первых дней существования Рус. подворий в Иерусалиме//СИППО. 1901. Т. 12. 1. С. 64-75; Дмитриевский А. А. Имп. ППО и его деятельность за истекшую четверть века, 1882-1907. СПб., 1907; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. 3. С. 446-457; он же. Деятели рус. Палестины/Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2010; он же. Палестинское об-во и рус. школы на Востоке: Статьи, очерки, отчеты//Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2014; Иловайский С. И. Ист. очерк 50-летия Рус. об-ва пароходства и торговли. Од., 1907; Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения ИППО в Сирии и Палестине. СПб., 1910. Ч. 2: Учеб. заведения Галилеи; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxf., 1969; Баталден С. К. Судьба рус. землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата//ППС. 1992. Вып. 31(94). С. 25-31; Грушевой А. Г. Имп. Правосл. Палестинское об-во: (По петербургским архивам)//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-156; Юзбашян К. Н. Палестинское обво: Страницы истории//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 102-140; 3/4(7/8). С. 132-154; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный кат. рус. недвижимостей в Св. Земле//Россия в Св. земле. М., 2000. Т. 1. С. 691-719; Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель ИППО// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59; он же. Рус. присутствие в Св. Земле: Учреждения, люди, наследие//ОИ. 2003. 2. С. 19-37; 3. С. 84-103; он же. Из истории руководства ИППО: 4 секретаря (М. П. Степанов - В. Н. Хитрово - А. П. Беляев - А. А. Дмитриевский)//ППС. 2005. Вып. 102. С. 6-35; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; он же. Св. Земля: История и наследие: Правосл. путев. М.; СПб., 2015. Н. Н. Лисовой Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

она упоминалась в документах как основная реликвия Каменецкого Троицкого братства. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 323; Памятная книжка Подольской губ. на 1859 г. Каменец-Подольск, 1859. С. 10, 16; Синицкий Д. А. Ист. сведения о Подольской ДС. Каменец-Подольск, 1866. С. 55-57; он же. Каменецкий Св.-Троицкий первоклассный мон-рь//Подольские ЕВ. 1868. Отд. неофиц. 18. С. 576-586; 19. С. 615-624; 20. С. 637-660; 21. С. 669-701; Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 683-684; Доронович М. З. Ист. очерк предградья г. Каменца-Подольского Русских фольварок. Каменец-Подольский, 1883; он же. Предградье г. Каменца-Подольского: Ист. очерки//Подольские ЕВ. 1883. Отд. неофиц. 9. С. 180-190; 10. С. 211-218; 11. С. 241-246; 13. С. 305-314; 16. C. 369-374; 18. С. 393-414; 25. С. 511-520; Отчет Трифона Коробейникова о розданной царской милостыне//ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 84-103; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309: он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Ист. сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Каменец-Подольский, 1895. Вып. 1: Каменецкий у.; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С. 52-53; Гульдман В. К. Памятники старины в Подолии. Каменец-Подольский, 1901; Бевз В. Nonepeдhi результати дocлiджehь ц. Св. Tpiйцi в мicmi Кам " яhцi на Noдiллi//Bichuk icm.-kyльmypoлoriчhoro Noдiльcьkoro братства. Кам " янець на Noдiллю, 1995. 4. С. 73-78; Пламеницька О. А. Xpucmuяhcьki cbяmuhi Кам " янця на Noдiллi. К., 2001; она же. Сакральна apximekmypa Кам " янця на Noдiллi. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2005; Rolle A. J. Zameczki podolskie na kresach multanskich: Kamieniec nad Smotryczem. Pozna, 2004r. T. 2. S. 237-242.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

1962. Vol. 69. P. 524–532; RGG. Bd. 5. Sp. 1648 ff.; Stuiber A. Eulogia//RAC. 1965. Bd. 6. Lfg. 47. Col. 900–928; Westermann C. Blessing in the Bible and the Life of the Church. Phil., 1978; TRE. Bd. 5. Lfg. 3/4. S. 560–573; Corpus benedictionum episcopalium/Ed. E. Moeller. Turnhout, 1971–1979. Т. 1–4. (CCSL; 162); Sodi M. Benedizione//Nuovo dizionario di Liturgia/A cura D. Sartore e A. Triacca. R., 1984. P. 158–175; Heute segnen: Werkbuch zum Benediktionale: Festschrift B. Fischer/Hrsg. A. Heinz, H. Rennings. Freiburg e. a., 1987; Les Bénédictions et les sacramentaux dans la liturgie: (35 semaine de S. Serge). R., 1988; ABD. Vol. 1. P. 753–761; Словарь библейского богословия. К.; М., 1998. С. 59–67, 154–155; О священническом благословении. О благословениях ветхозаветных и новозаветных. М., 2001; Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. 2 т.; ВЗ: Pedersen J. Der Eid bei den Semiten. Strassburg, 1914; Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985 (пер. с англ.); Hempel J. Die israelitischen Anschauungen von Segen und Fluch im Lichte altorientalischer Parallele//ZDMG. N. F. 1925. N 4. S. 20–110; ThWAT. Bd. 1. Sp. 808–841; Scharbert J. Fluchen und Segen im Alten Testament//Biblica. R., 1958. Vol. 39. P. 1–26; Allegro J. M. A Possible Mesopotamian Background to the Joseph Blessing of Gen. XLIX//ZAW. 1952. Bd. 64. S. 249–251; Schreiner J. Segen für die Völker//BZ. 1962. Bd. S. 1–31; Coats G. W. The Way of Obedience: Traditio-Historical and Hermeneutical Reflections on the Balaam Story//Semeia. Missoula (Mt.), 1982. N 24. P. 53–79; Yardeni A. Remarks on the Priestly Blessing on Two Ancient Amulets from Jerusalem//VT. 1991. Vol. 41. P. 176–185; Barkay G. The Priestly Benediction on Silver Plaques from Ketef Hinnom in Jerusalem//Tel Aviv. 1992. Vol. 19. P. 139-192; Кауфман И. Религия Древнего Израиля//Библейские исследования/Сост. Б. Шварц. М., 1997. Вып. 1. С. 29–75; Емельянов В. В. Шумерские заклинания консекрации и представления о святости у шумеров//ППС. 1998. Вып. 35. С.

http://pravenc.ru/text/149325.html

Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 гг. Ч. 1. М., «Книга по требованию», 2014. С. 102,107, 123 и др. 154 АВП РИ. Ф. РИППО. Он. 873/1. Д. 19. Л. боб. См.: Лисовой Н.Н. Подворья ИППО в Иерусалиме. М., 2012. С. 15. 156 14 декабря 1895 г. третий драгоман русского посольства в Константинополе, будущий иерусалимский консул А.Г. Яковлев писал Секретарю ИППО В.Н. Хитрово : «До сих пор от Н.Г. Михайлова не получено никаких планов. Досадно. Но Посольство подаст ноту о переводе земель Палестинской Комиссии, не дожидаясь документов на недвижимость, купленных ИППОбществом. Синод до сих пор нам также ничего не прислал. Что за медлители!» (АВП РИ. Ф. РИППО. Он. 873/1. Д. 540. Л. 97об.–98). 157 О нем: Лисовой Н.Н. Д.Д. Смышляев: от Перми до Иерусалима//Смышляев Д.Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. М., 2008. С. 251–284. 158 Документы по истории подворья составляют отдельную папку в Архиве внешней политики Российской империи (АВП РИ. Ф. РИППО. Он. 873/1. Д. 273. Л. 1–176,1891–1914 гг. См. также: Д. 733. Л. 1–13,1915 г.). Важнейшие из них публикуются в третьем томе настоящего издания. 160 Соглашение о продаже правительством СССР имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль, от 7 октября 1964 г. Документ издан: Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие на Ближнем Востоке в XIX – нач. XX века. М., 2006. С. 409–411. См. также: Лисовой Н.Н. Сбои вертикали. Из истории Русской Палестины в XX в. (К 50-летию «Апельсиновой сделки»)//ППС. Вып. 110. 2014. С. 79–101. 161 Лисовой Н.Н. Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме//Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 85–98. 163 Аничков Н.М. Учебные и врачебные заведения Императорского Православного Палестинского Общества в Сирии и Палестине. Ч.П. Учебные заведения Галилеи. СПб., 1910; Омар Махамид. Россия – Палестина. Диалог на рубеже XIX-XX веков. СПб., 2002. С. 36 и слл. 164 Бахер Т., Федотов Н.В. «Московские школы» Ливана. 1887–1914. Фотографии ИППО из собрания Гос. музея истории религии. Бейрут; СПб., 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Лит.: Massignon L. Élie et son rôle transhistorique, Khadirîya, en Islam//Élie le prophète. Bruges, 1956. Vol. 2. P. 269-289. (Les Études Carmélitaines; 35) (=Ibid.// i dem. Opera minora. 1963. T. 1. P. 142-161); Wensinck A. J. Ilya  s//EI. Vol. 3. P. 1156; Папазян А. А. Аль-Хидр и Илия: Мифические истоки аналогии//ППС. 1986. Вып. 28(91). С. 89-97; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 126-128; Tottoli R. Elijah//Encyclopaedia of the Qur " a  n. Leiden, 2002. Vol. 2. P. 12-13. А. А. Турилов, Т. А. Артюхова, О. В. Лосева, С. А. Моисеева Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346) память И. отмечается 20 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 354-355), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию Студийского синаксаря, 20 июля последование И. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. поются на 6, на «Славу» на стиховне вечерни исполняется самогласен И., указан отпустительный тропарь И. 4-го гласа     утреня совершается с пением «Бог Господь», исполняются 2 канона: Октоиха и И. 2-го гласа (тропари последнего по дважды), по 3-й песни - седален И., по 6-й - кондак И. 2-го гласа  ()      [  ]:, указан светилен    [  ], И. назначаются стихиры на хвалитех, на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен И.; на литургии назначается прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Мф 17. 1-9 или Лк 4. 22-30. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) устав службы И. в целом совпадает с изложенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, хотя имеет неск. особенностей: вечерня совершается без кафизмы, на паннихис - особой службе, к-рая в Евергетидском мон-ре обычно следовала за вечерней, назначается канон И. 4-го гласа, указан седален И.; на утрене исполняются каноны Богородице и И. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168-169), представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , память И. отмечается более торжественно: на вечерне совершается вход , читаются 3 паремии И. (первая - 3 Цар 17. 1-24; вторая - 3 Цар 18. 1, 17-46; 19. 1-16; третья - 3 Цар 19. 19-21; 4 Цар 2. 1, 6-14); на утрене исполняются 3 антифона (Пс 96, 111, 98), седален И., поются степенны , прокимен из Пс 104, «Всякое дыхание» , читается Евангелие - Мф 23. поются 2 канона И., великое славословие ; указания для литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, за исключением прокимна, к-рый в данном случае берется из Пс 63.

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010