Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

1891. Т. 11. Вып. 3(33). С. 16). В 1647 г. отреставрированный патриархом Паисием И. п. м. стал одним из основных хозяйственных центров Патриархата: диак. Иона Маленький (1651) упоминает принадлежавшие мон-рю пашни, виноградники и оливковые рощи (Повесть-сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева мон-ря черного диакона Ионы Маленького: 1649-1652//ППС. 1895. Т. 14. Вып. 3(42). С. 21). Наиболее подробное описание И. п. м. сделано В. Г. Григоровичем-Барским (1726): «Аще и мал отъвне зрится быти, обаче внутрь многа здания содержит... и тесен есть внутрь. Имат же храм преизбраний, велик и висок, с главою одною, яже зрится вне обители издалеча, шестию же столпами поддержится... Храм оний иногда бисть иконописан зело лепо, но понеже обетша, сего ради поновлен есть варом... Сице же тесно с келиями совокуплен окрест, яко низу ниоткуду к вратам пути имат, но иноки, правила ради, снисходят сверху зданий степеней каменных вниз к дверем... Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величеством своим наполни весь монастир» ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 370-371). О фресках с эпизодами жития пророков Илии и Елисея упоминает Р. Покок (1743). Григорович-Барский и паломник Серапион (1751) сообщают также о «докуке» от бедуинов, к-рым монахи были вынуждены выплачивать натуральный оброк. Летописи палестинских греков нач. XIX в. сохранили свидетельства того, что во время восстания жителей Юж. Палестины против дамасского паши (1825) бунтовщики (в частности, из соседней Бейт-Джалы) использовали мон-ри как опорные пункты, а также прятали там свое имущество. Желая получить спрятанные в И. п. м. деньги феллахов, паша подверг пыткам игум. мон-ря Флавиана ( Неофит Кипрский. Двадцатилетие, или Продолжение всего случившегося в правосл. Иерусалимской Церкви с 1821 г. до настоящего 1841 г.//Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 139. (ППС; Т. 19.

http://pravenc.ru/text/389257.html

А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия. В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в. Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы. В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия , св. Ремигий Реймский). Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9//Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21). Лит. : Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie cosmanminopolimane secondo il Codice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204)//Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon//AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria " s Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn//JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine//DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre//Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; K ü tsche- Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land//Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.

http://pravenc.ru/text/Ампулы.html

И. принадлежит также выборка из «Хождения», включенная в «Сказание летом въкратце», с добавлением очерков о Солуни и об Афоне, под 1396 г. С. Шевырев и Филарет предположительно отождествляли И. с упоминаемым у В. Н. Татищева Игнатием архимандритом, а В. И. Антонова (Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 14, с. 569–572) – с иконописцем Игнатием Греком. Филарет считал, что И. умер на Афоне в 1423 г. Изд.: Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965, т. 5, с. 165–172; Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849, т. 2, кн. 8. с. 95–107; Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря//Учен. зап. II отд. имп. АН, 1859, кн. 5, с. 61–64; Барсов Е. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами//ЧОИДР, 1883, кн. 1, с. 19–24; Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//ППС. СПб., 1887, вып. 12; ПСРЛ, СПб., 1897, т. 11, с. 95–108 (переизд. М., 1965); Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Литература Древней Руси: Сборник научных статей. М., 1978, вып. 2, с. 123–149; Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград//Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984 (Сокровища древнерусской литературы), с. 99–107, 276–285, 403–406; Пименово хожение в Царьград//Там же, с. 108–119; 286–297; 406; The «Journey to Constantinople» of Ignatius of Smolensk//Russian Travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth Centuries by G. P. Majeska. Washington, 1984, p. 48–113 (с пер. на англ. яз.). Лит.: Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869, ч. 2, с. 50–51; Арсеньев С. Предпринятое исследование по поводу Хождения чернеца Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим//Сб. имп. АН. СПб., 1880, 3, с. 42–44; Филарет. Обзор, 82, с. 98–99; Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР, 1901, кн. 2, с. 7–14; Шахматов. Обозрение, с. 322–328; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия XIV–XV вв.//История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 227–228; Прокофьев Н. И. 1) Русские хождения XII–XV вв.//Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970, с. 144–170; 2) Игнатий Смольнянин – древнерусский мастер литературного слова//Рус. речь, 1973, 1, с. 128–133; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 236–242; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978, с. 183–185, 225–228.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Нижний храм построен на месте пещеры, где, по преданию, останавливалось Св. Семейство по пути в Египет. Здесь находится братская костница и хранится чтимая икона Божией Матери Галактотрофусы (Млекопитательницы), к-рой молятся об избавлении от бесплодия. Одна из фресок с изображением прп. Герасима Иорданского написана рус. художником в кон. XIX в. Верхняя 3-нефная церковь включает остатки средневек. стен, на что указывают фрагменты росписей XV-XVI вв. в апсиде. Главный престол освящен во имя прп. Герасима, боковые - во имя прп. Евфимия Великого (правый) и преподобных Марии Египетской и Зосимы (левый). В сев. нефе сохранился мозаичный пол, мнения исследователей о его датировке расходятся: кон. VI или XI в. ( Pringle. P. 200). В иконостасе находятся рус. иконы XIX в. (Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и прп. Герасима). Г. И. м. представляет собой оазис среди пустыни, стараниями игумена вокруг мон-ря разбит большой сад. В наст. время в обители нет братии, игумен - архим. Хризостом (Тавулареас). Ист.: Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена//ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3). С. 49; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 20-21, 50; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 6; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19, вып. 3. С. 135 (2-я паг.); Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 18-19, 129-132, 167-168. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 108-112; F é derlin J. L. Recherches sur les laures et monastères de la plaine du Jourdain et du désert de Jérusalem//La Terre Sainte. Р., 1903. T. 20. P. 134, 148; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 41-42; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF: Coll. Maior; 36); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1. P. 197-202; 1998. Vol. 2. P. 238-239; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 59-62.

http://pravenc.ru/text/164603.html

В 30-х гг. XIII в. свт. Савва Сербский посетил К. по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59). Долгое время считалось, что с кон. XIII в. К. стал именоваться мон-рем прп. Герасима по соседней заброшенной обители (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ). Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что К. находился не в Дайр-Хаджала на месте совр. монастыря прп. Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого мон-ря ( Hirschfeld. 2002. P. 132-133; Sharon. 2004. P. 48-54). По археологическим данным, мон-рь близ источника Хаджала был оставлен монахами до кон. XIII в., что следует из араб. надписи 1295 г. из дер. Хаджала, построенной прямо на месте мон-ря, тоже вскоре покинутой. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 40, 46, 98, 157, 163//PG. 87. Col. 2872, 2893, 2900-2901, 2957, 3025, 3029-3032 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 54, 61-62, 120, 187-188, 193-194); Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi auctore ejus discipulo Antonio/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-370; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Sharon M. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae. Leiden, 2004. Vol. 3; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 106-119; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Janin R. Calamon//DHGE. 1949. Т. 11. Col. 338; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF. Coll. Major; 36); idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 13, 31, 73, 77, 86-87, 96, 105, 177-178, 180-181; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. Jerusalem, 2002. P. 132-133 (на ивр.); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 197-202; Читти Д. Д. Град пустыня. СПб., 2007. С. 243-245, 251.

http://pravenc.ru/text/Каламон.html

Смерть патриарха датируется там " 6732 г., месяца декабря 13-го, индикта 4 " , т. е. 13 декабря 1223 года (у еп. Порфирия ошибочно 1224). В. Грюмель обратил внимание на несоответствие года и индикта в этой надписи и предположил, что еп. Порфирий сделал ошибку в расшифровке даты; путем ряда допущений и текстологических комбинаций Грюмель исправил 6732 год на соответствующий 4-му индикту 6739/ 1230 год, с тех пор закрепившийся в зап. науке. Однако этому предположению противоречит датировка первого путешествия свт. Саввы I Сербского в Палестину, во время которого он встречался уже со следующим Иерусалимским патриархом Афанасием II ; согласно последним исследованиям, поездка относится к 1229 году. Кроме того, в пользу указанного на надгробии года выступает свидетельство Максима Симского , который отводит на патриаршество Евфимия II 19 лет, а Афанасия - 22 года (при этом смещая их правление более чем на век назад). Первая из этих цифр точно укладывается в промежуток 1204-1223, а вторая, учитывая общепринятую в науке дату гибели Афанасия II во время взятия Иерусалима хорезмийцами (1244), позволяет датировать начало его патриаршества 1222/23 годом Литература Порфирий (Успенский), архим. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856. С. 246; Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2. С. 2; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 133; Τ. 2. Σ. 361. Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен VI Вселенского Собора до 1810 г.//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 36; Grumel V. La chronologie des patriarches grecs de Jérusalem au XIIIe siècle//REB. 1962. Vol. 20. P. 197-198; Εθμιος. Ο Β.//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1040; Rose R. The Native Christians of Jerusalem: 1187-1260//The Horns of Hattin: Proc. of the 2nd Conf. of the Soc. for the Study of the Crusades, 1987/Ed. B. Z. Kedar. Jerusalem; L., 1992. P. 241-242; Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство/Пер. с франц.: А. Ю. Карачинский. СПб., 2002. С. 203-218. Использованные материалы К. А. Панченко. " Евфимий II "http://Православная энциклопедия, т. 17, с. 428 http://www.pravenc.ru/text/187735.html   Παπαδπουλος-Κεραμες. Τ. 2. Σ. 361   впосл. изданы А. И. Пападопуло-Керамевсом Редакция текста от: 16.01.2021 18:28:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680194.h...

Память В. значится в сир. календарях и в Римском Мартирологе под 24 янв., а в греч. месяцесловах под 4 сент. Из похвальных слов Иоанна Златоуста следует, что кончина святого произошла 24 янв., а 4 сент., видимо, являлось днем перенесения мощей. Кроме «Церковной истории» Евсевия (VI 29, 34, 39) древнейшие сведения о В. находятся в рассказе Леонтия, еп. Антиохийского († 357), включенном в состав Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), в похвальных словах Иоанна Златоуста в честь В. (PG. 50. Col. 527-534, 541-550) и в его «Книге о Св. Вавиле и против Юлиана и язычников» (PG. 50. Col. 533-572). Сохранились греч., сир. и арм. жития В. (BHG, N 205, 205а; BHO, N 127-128), а также более позднее сказание Симеона Метафраста (BHG, N 206). В груз. житии св. Василия Епифанийского говорится, что этот святой претерпел мученическую кончину вместе с В. ( Peeters. P. 302-323). Ист.: BHG, N 205-208; BHO, N 127-128; BHL, N 889-893; ActaSS. Ian. T. 3. P. 183-185; PG. 114. Col. 967-982; MartHieron. P. 59; ЖСв. Сент. С. 76-86; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1891. Т. 19. Вып. 3. (Вып. 57). С. 75-84; MartRom. Р. 33; Peeters P. La Passion de S. Basile d " Epiphanie//AnBoll. 1930. T. 48. P. 302-323. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. т. 2. с. 355-356; Franchi de " Cavalieri P. Il koimeterion di Antiochia//Note agiografiche. R., 1928. T. 7. P. 147-148. (ST; 24); Delehaye. Origines. P. 36, 54, 58, 195-196; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Eglise jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 109-110, 115; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947. P. 123-128; Ceriani G. La basilica di S. Babylas. Mil., 1952; Marcora C. Il santorale Ambrosiano. Mil., 1953. P. 25-27; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 253, 306-308, 364, 387, 415-416, 455, 525; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; idem. Babylas (2)//DHGE. T. 6. Col. 33; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 557; Frutaz A. P. Babylas//LTK. Bd. 1. Sp. 1169.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010