118 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. Новая серия. Т. 2, вып. 1. С. XXVI, XXXIX–XLIV; История Императорского Русского археологического общества... С. 160–161. 119 См.: Рескрипт Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича помощнику председателя ИРАО А. Ф. Бычкову от 24 декабря 1885 г.//ППС. СПб., 1887. Приложение V к вып. 7. С. 157–158. Тексты работ см.: Хитрово В. Н. Раскопки на русском месте близ храма Воскресения: доклад, читанный в заседании 22 марта 1884 года//ППС. СПб., 1884. Вып. 7. С. 57–80; Мансуров Б. Базилика императора Константина в св. граде Иерусалиме. По поводу русских раскопок близ храма Гроба Господня. М., 1885. 120 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. 1886. Т. 2, вып. 2. С. 121 См.: Журнал Совета Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 256–270. См. также: ППС. Приложение V к вып. 7. С. 159, 160–183. 122 ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 173–255; К вопросу о значении произведенных по почину Православного Палестинского общества в Иерусалиме раскопок: Мнения лиц, к коим Совет Императорского Русского археологического общества обратился с просьбой дать свое заключение по этому вопросу. СПб., 1887. 123 Покровский Н. В. О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 246–255; К вопросу о значении... С. 74–83. См. также: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 26 (Сообщение Н. В. Покровского в Совет РАО о раскопках на русском месте в Иерусалиме. Черновой автограф. 1886). 124 В 1886 г. Н. В. Покровским была составлена отдельная рецензия на работу Б. Мансурова, где он продемонстрировал блестящее владение археологическим материалом: Покровский Н. Раскопки на русском месте в Иерусалиме. (Б. Мансуров. Базилика императора Константина в св. граде Иеруса­лиме. По поводу русских раскопок близ храма Гроба Господня. Москва. 1885)//ХЧ. 1886. Ч. 1. Март – апрель. С. 491–512. 125 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 3, вып. 1. С. XXXIII. Текст отзыва: Там же. С. XXXIII–XL.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.В.Елагину , – предлагая перевесть. Пробежал. Идет. Можно перевесть” (Собрание писем святителя Феофана. Вып.7. М., 1900, с.182–183). “Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык “Невидимую брань”, – сообщал Святитель. – Прелагаю понемногу. Книга аскетического свойства (Собрание писем святителя Феофана, вып.3, с.83. Отзыв на “Невидимую брань” см.: 1913, февраль, вып.2, с.67–68). 123 Там же, вып.2, с.138. Впоследствии были сделаны извлечения из этого переводного труда и вышли под заглавием: “Как научиться?” (1-еизд. М., 1887. 32с.). 129 Изд.1-е. М., 1890. 521с. Из материала, вошедшего в 5-й том “Добротолюбия”, впоследствии было издано сочинение под заглавием “Каллист патриарх и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы. Наставления для безмолвствующих” (М., 1890. 134с.). 133 Рецензию на “Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители святого Саввы Освященного, что близ Иерусалима” см.: Душеполезный собеседник, 1908, июнь, с.174–175. 134 Рецензию Учебного комитета на “Начертание христианского нравоучения” см.: Церковные ведомости, 1891, с.731. 141 После кончины Святителя были изданы следующие его сочинения: 1) Краткое учение о богопочитании. М., 1896. 68с.; 2) Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М., 1896. 30с.; 3)Слова инока Антиоха – Душеполезный собеседник, 1899, вып.2, 3, 8; 1900, вып.9; 1902, вып.2; 4)Избранные песнопения из Октоиха – Душеполезный собеседник, 1900, вып.2, 3, 7; 1901, вып.2, 3, 11; 1902, вып.2–3; 1903, вып.1, 2, 6, 8, 10, 11; 1904, вып.2, 7, 8, 10; 1905, вып.10, 11; 1906, вып.10; 5)Мысли и изречения святых подвижников. – Душеполезный собеседник, 1909, вып.5, 7, 10, 11; 1910, вып.1, 4, 5, 7, 10, 11; 1911, вып.2, 6, 7, 10; 1912, вып.3, 7, 9; 1913, вып.10; 6) Патерик. – Душеполезный собеседник, 1915, вып.2–6, 8, 9, 11, 12; 1916, вып.1. 145 Письма епископа Феофана к Валаамскому схимонаху Агапию. – Полтавские епархиальные ведомости, 1905, с.207. 147 Из ответов на эти письма были с течением времени составлены целые сборники и изданы святителем Феофаном под заглавием: 1) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1878; 2)Письма о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Кроткие  – незлобные, терпеливо переносят все несчастья, без ропота на Бога и обид на людей. Алчущие и жаждущие правды . Вначале разобрать слова “алчущие” и “жаждущие” – Синонимы? Значение — очень хотят есть и пить. Они ищут правды Божией, желают жить по Его Заповедям. Милостивые  – с добрым сердцем, милосердные и сострадательные. Чистые сердцем  – хранят душу от дурных мыслей и желаний. Миротворцы  – сами живут в мире и других примиряют. Гонимые за правду  – за то, что живут по Заповедям Божиим, за это подвергаются гонениям, лишениям. Первые христиане. Гонения в нашей стране. Когда будут поносить и гнать за Меня  – будут издеваться, насмехаться, притеснять за веру в Бога. Наблюдается и в наши дни. 6. Теперь вы сможете ответить на вопрос – как мы должны преобразовываться ппс, обсуждение классом. Чтобы стать новым человеком, нужно стремиться жить по Заповедям Божиим. Тогда ты будешь исцеляться от всяких болезней души. Человека, который исцеляет свою душу, исполняя правду Божию, ждет блаженство, т.е. огромное и бесконечное счастье. 7. – ппс. А если не получается жить по правде Божией, очень сильна власть греха над душой, что тогда делать. Оставить надежду на счастье? Обсуждение всем классом, вывод. В этом случае необходимо просить помощи у Бога. - Как это сделать? ппс. Мы обращаемся к Богу с молитвой. - А как молоться? Образец молитв – Молитва Господня. Ее Иисус Христос сказал своим ученикам, когда они просили научить их молиться. Эту молитву называют образцом всех молитв. Название ее – молитва Господня или Отче Наш. - ппс. Объясните эти названия. - Кто–то знает эту молитву? Прочитайте ее для всех. Чтение молитвы всем классом по отпечатанному тексту. 3. 1. ппс. Повторите Заповеди Блаженств, попробуйте объяснить каждую Заповедь. 2. Зачем Иисус Христос сказал нам эти Заповеди? 3. Что делать, если не получается исполнение заповедей. 4. Д.З. Повторите Заповеди Блаженств, поговорите о них со своим другом, братом (сестрой) или кем-то еще. Найди в молитвослове, если он есть в доме, Молитву Господню. Повтори ее.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Обсуждение сказки, почему с ребятами случилась беда? Есть ли в этой сказке хоть доля истины? В чем она? Вывод (запись на доске) Человек, который теряет время напрасно, не замечает, как стареет! 8. Но почему такое происходит? Обсуждение в ппс, классом. Подсказка: зачем нам дано время жизни? Каждая минута предназначена для добрых дел, для  пользы  себе и людям. 3. 1.ппс. Расскажите друг другу о том, как произошло рождение Божией Матери. 2.ппс. Вспомните, как Ее ввели во Храм, как Она жила при храме. 3.Мы говорили на уроке о двух великих праздниках. На Руси храмы строили в честь праздников. Знаете ли вы храмы, посвященные названным сегодня праздникам? Расскажите о этих храмах. 4. Д.З. Подготовьте рассказ о рождении Божией Матери, Введение Ее во Храм. Дочитай до конца сказку. Чему учит нас эта сказка? Не теряешь ли ты времени напрасно? Для ответа на этот вопрос записывай время какого- либо дня для различных своих дел и занятий. Посчитай, сколько времени было проведено с пользой, сколько – напрасно. Подумай над результатом. Урок 2.  Благовещение Пресвятой Богородице. 1. 1. ппс. Расскажите друг другу, как произошло рождение Божией Матери. Какие события в жизни в жизни ее родителей произошли перед этим. 2. ппс. Почему Введение во храм Пресвятой Богородицы было удивительным событием? Как произошло это событие? 3. Чем жизнь Пресвятой Богородицы отличалась от нашей? 4. Что плохого в том, что человек теряет время попусту? 5. Расскажи окончание сказки о потерянном времени. 6. Твои результаты по обнаружению пропажи личного времени. Что ты собираешься предпринять? Как будешь сохранять свое время? 7. Пресвятая Богородица росла. Какие события происходили в ее жизни? Планирование: 1. Рассказ учителя. 2. Анализ событий рассказа. 3. Выводы для нас. 2. 1. Мария выросла. Жить при храме было уже нельзя. Священники нашли для нее человека, у которого Она бы жила и он оберегал и заботился бы о Ней. Это был добрый старец Иосиф. Дева Мария жила у старца Иосифа. Чтение Священного Писания. Необычный свет. Давайте нарисуем этот свет.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Рисунок веточки елочки. Сказка о елочке. 7. Весь мир приносит Младенцу Христу подарки. Что ты можешь Ему подарить? ппс, обсуждение классом. Мы можем подарить свою любовь, послушания и добрые дела. 3. 1.ппс. Расскажите друг другу о пришествии в мир Спасителя. 2.ппс. почему Иисус Христос рождается в бедной пещере, а не во дворце? 3. Д.З. Подготовь рассказ о Рождении Иисуса Христа. Какие обычаи связаны с праздником Рождества Христова? Попробуй нарисовать иллюстрации к этим событиям, праздничную открытку. Найди стихотворения, посвященные этому празднику. Обратись за помощью к взрослым. Попробуй узнать, что такое святки. Что означает это название? Не забудь поздравить родных и друзей с этим праздником Урок 4.  Детство Иисуса Христа. Красота в поведении человека. 1. 1. ппс. Вспомните, как произошло Рождение Иисуса Христа. Проверьте друг друга. 2. Какие христианские обычаи связаны с праздником Рождества Христова? 3. Что такое святки? Почему эти дни так называются? 4. Является ли христианским обычаем колядки ряженых? Почему? 5. Кто такие Христославы? Можете ли вы на несколько минут стать Христославами, прочитать стихотворение, прославляющее Рождение Иисуса Христа? Чтение стихов. 6. Прослушивание записей христианских колядок. - Чем они отличаются от слышанных вами ранее? 7. Итак, мы радуемся пришествию в мир Спасителя. Пока Он Младенец. И как любой ребенок, Он должен вырасти, чтобы стать взрослым. Вот об этом мы и поговорим сегодня. Планирование: 1. Рассказ учителя. 2. Анализ событий рассказа. 3. Выводы для себя. 2. 1. О детстве Иисуса Христа в книгах Священного Писания почти ничего не сказано. Мы можем прочитать, что Он был в послушании у Мамы и старца Иосифа. - что означает слово послушание? - Можете ли вы представить себе, как жило святое семейство. Работа в ппс, обсуждение классом. Мы можем предположить, что он помогал Маме, заботился о Ней. По традиции старец Иосиф должен был обучить Его своему ремеслу. Иосиф был плотник. Вероятно, что Иисус Христос помогал ему, учился плотницкому делу.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

5. ппс. Прервем наш рассказ. Подумайте: - Что поняла Мария? - Почему Мария не могла войти? Можно ли сказать, что ее не пускал Бог? Не пускает грех, он отталкивает ее от святыни. - Что случилось после того, как Мария осознала свою греховную жизнь? Как вы думаете? 6. Продолжение рассказа о преподобной Марии. Слезы покаяния. Исповедь. Уход в пустыню. 7.ппс. Мы можем теперь ответить на вопрос – как врачуется грех, как в душе происходит покаяние. 1- Трудности, которые порождаются грехом. Боль в душе. 2- Осознание совершения греха. 3- Осознание  своей  вины. 4- Желание исправиться. 5- Исповедь как просьба о прощении и обещание исправиться. 7. Продолжение рассказа учителя. Жизнь в пустыни. Трудности и искушения. - ппс. Почему у Марии возникли эти искушения? - Что можно добавить в наши записи? 6- Борьба с греховной привычкой (освобождение от рабства) 8. ппс. Смогла ли Мария победить греховные привычки? - Как вы думаете, что помогло Марии одолеть греховные привычки? Обсуждение и выводы. Твердое желание, помощь Божия, Божией Матери. - Можно ли сказать, что Бог наказывает грешника? Как это объяснить? Подсказка: вспомните притчу о блудном сыне. Бог не наказывает. Он прощает и помогает, т.к. любит всех людей. 9. Завершение рассказа о Преподобной Марии. 10. Можете ли вы теперь ответить – что такое покаяние? Обсуждение. Покаяние – это состояние души, когда мы осознаем свою вину, искренне просим у Бога прощение, даем обещание исправиться, стараемся выполнить это обещание. Таинство Покаяния или Исповедь в храме. (рисунок) - Как совершается это таинство? (Попросить рассказать об этом детей, которые имели опыт исповеди в храме). 3. 1. ппс. Повторите друг другу рассказ о преподобной Марии Египетской. 2.Какие этапы борьбы с грехом вы можете отметить? 3. Начало сказки «Теплый хлеб» Выделение этапов покаяния Фильки. 4. Д.З. Приготовьте ответ на вопрос – Что такое покаяние? Для этого повторите рассказ о жизни преподобной Марии, дочитайте сказку «Теплый хлеб». Подумайте наедине с собой, нуждается ли ваша душа в покаянии.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Чтение Заповедей Закона. ( !!! текст адаптировать) Краткий анализ Заповедей в ппс и всем классом. 7.Сравнение с законами острова и вывод, что они аналогичны, следовательно,  Закон Божий — не приказ. Это правила нормальной жизни человека. Чтобы людям было хорошо.  Запись в тетради. 3. 1. Повторение в ппс. Как Бог дал Закон своему народу? 2. Что такое Закон Божий? Докажите это. .3. Какие из Заповедей для тебя в данный момент наиболее важны? Легки? Трудны? 4.Д.З. Приготовить рассказ о получении евреями Закона от Бога. Ты можешь найти Заповеди в молитвослове у бабушки… Повтори с ней Заповеди. Закон Божий был дан евреям. Нужно ли нам выполнять его? Для следующего урока вам необходимо также вспомнить, как люди оказались на земле. Возможный вариант адаптированного текста Закона Божьего. 1.Чти Бога. 2.Не делай себе кумира. 3.Не произноси имени Божия напрасно. 4.Помни день праздничный. 5.Почитай родителей. 6.Не убивай. 7.Будь чистым во всем, будь верным. 8.Не кради. 9.Не обманывай. 10.Не завидуй. История Нового Завета. Урок 1.  Рождество Пресвятой Богородицы. 1 1. ппс. Расскажите друг другу о том, как Бог дал Закон своему народу. 2. ппс. Почему выполнение Заповедей необходимо для всех людей. А если их не выполнять? Будут ли какие-то последствия? 3. Можешь ли ты сказать, что выполняешь все Заповеди? Может ли человек постоянно выполнять все Заповеди? 4. Очень трудный вопрос. Но вначале вспомним, как произошло переселение людей на землю. (рассказ детей) Почему люди должны были жить на земле? Могли ли люди исцелить свою душу самостоятельно. А теперь трудный вопрос – зачем Бог дал людям Закон? ппс, обсуждение всем классом. Вывод: Закон должен был помочь людям стать здоровыми, избавиться от греховности своей душе. - Исцелились ли люди, пытаясь исполнять Закон? 5. А теперь вспомните, что было обещано Богом Адаму и Еве? - Когда должен был придти в мир Спаситель? (когда люди почувствуют в нем большую необходимость) Эти времена пришли. Как же это произошло? Планирование. 1. Мама Спасителя – кто она?

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Почему засиял этот необычный свет? Явление архангела Гавриила. Весть о рождении Сына – Иисуса, который назовется Сыном Всевышнего. Это событие вспоминаем 7 апреля. Запись. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рисунок цветка 2.Как понять это слово? Оно сложное, состоит из двух частей. Попробуйте его понять. ппс., обсуждение классом. – Благая Весть. Почему такое название? 3. Как встретила эту Весть Мария? Что она ответила? Попробуйте подумать. ппс. «Я Раба Господня, пусть будет мне по слову твоему.» Что мы можем сказать о Марии?  Смирение. Есть ли у нас смирение? Подумайте, но вслух не говорите. А ответ таков – очень незначительное, или почти нет. 4. В праздник Благовещения существует удивительный обычай. Какой – вы сами догадаетесь. Сделаем рисунок – подсказку. - Догадались, что это за обычай? Стихотворение А.С.Пушкина. - Почему в этот день птиц выпускают из клеток? Нести Благую Весть. Это и символ, что началось спасение людей. Родится Спаситель и выпустит людей из клетки. - Что это за клетка? ппс, обсуждение всем классом. Да, это наши плохие поступки (греховные) держат нас в клетке. - Как нам можно вырваться из этой клетки? Верить в Спасителя, просить Его о помощи и самим стараться избавиться от греховных привычек. 5. Храмы, освященные в честь этого праздника. Благовещенский собор. (фото или видеофрагмент), если позволяет время, то рассказать о нем. 3. 1. ппс. Перескажите друг другу о Благой Вести для Пресвятой Богородице. 2. Какой обычай связан с этим праздником? Обясните его. 3. Давайте и мы выпустим птицу, только бумажную. 4.Д.З. Приготовьте рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы. Расспроси у взрослых, почему в доме обычно имеется одна или несколько икон Божией Матери. Почему люди молятся Матери Иисуса Христа о помощи? со взрослыми ты можешь найди молитву к Божией Матери. Попробуйте ее прочитать. Урок 3.  Рождество Христово. 1. 1. ппс. Взаимопроверка. Благовещение Пресвятой Богородицы. -Что предшествовало этому событию? -Почему этот праздник так почитается в христианском мире.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Последующие известные поездки на Св. землю представляли собой царские или церковные посольства. Купец Василий Поздняков, входивший в состав одного из таких посольств царя Иоанна IV Васильевича Грозного, посетил Александрию, Каир, Синай, Иерусалим, оставив подробное повествование о своем хождении - особенно о Екатерины великомученицы монастыре на Синае и об Иерусалиме с ярким описанием богослужения Великой субботы, когда ко храму Гроба Господня по-прежнему стекалось «много народу… пришедшу от дальних стран на поклонение Гробу Христову… много крестиянъ от многихъ земель» (ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18)). В аналогичных посольствах дважды, в 1582 и 1593-1594 гг., участвовал купец Трифон Коробейников. Его «Хождение» (ППС. Т. 9. 1889. Вып. 3(27)) пользовалось беспрецедентной популярностью, по количеству списков (ок. 400) превышая даже «Хожение» игум. Даниила, но после публикации И. Е. Забелиным в 1884 г. сочинения Василия Позднякова стало ясно, что именно оно легло в основу текста Трифона Коробейникова. В 1651-1653 гг. на христ. Востоке по поручению патриарха Московского Иосифа побывал иером. Арсений (Суханов) . Исключительно пространный отчет об этой поездке именуется «Проскинитарием», но, строго говоря, таковым является лишь 2-я (из 3) часть, насыщенная лит. реминисценциями, тогда как 1-я - это офиц. отчет для Посольского приказа, а 3-я («Чиновник, како греки церковный чин и пение держат») - отчет на тему, ради которой отчет и был послан (ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21)). Исключение в этом ряду представляет собой П. казанского купца Василия Гагары в Иерусалим, на Синай и в Египет, предпринятое им в 1634-1637 гг. с чисто покаянными целями. Василий не был книжным человеком, и его записки о П. носят характер непосредственных, порой простодушных, наблюдений, среди к-рых Св. земля по объему занимает отнюдь не первенствующее место (ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3(33)). Внутрирусские П. Сведения о П. внутри Руси отрывочны, но появляются достаточно рано. Уже на рубеже XI и XII вв., вскоре после церковного прославления святых Бориса и Глеба, засвидетельствован факт ежегодного П.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

не более нескольких недель или даже дней, тогда как наш паломник пребывал в Константинополе вплоть до 1204 г.». Ни о чем подобном на страницах своего труда, в том числе на тех, на которые ссылается А. В. Майоров, Н. П. Кондаков не говорит, а лишь замечает: «Долго ли Антоний пробыл в Царьграде из книги его не видно, но во всяком случае это было пребывание наиболее продолжительное между посещениями других паломников...» И чуть дальше добавляет: «... это посещение продолжалось более года» (см.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006. С. 84). Добавим, что А. В. Майоров достаточно аргументированно, на наш взгляд, полагает «наиболее вероятным» автором «Повести о взятии Царьграда фрягами» именно Добрыню Ядрейковича (С. 635-643). [lxiii] Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений». С. 24-25. [lxiv] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича//Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII-XVbeka. М., 2005. С. 224. [lxv] О нем см. у Хр. М. Лопарева. - ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). C.CXIX-CXX. См. также: Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2012. С. 213. [lxvi] Там же. С.221, 225, 232. [lxvii] Там же. С. 233. Речь идет о дочери великого князя киевского Мстислава Великого (1076-1132), жене Брячислава Давыдовича, князя полоцкого. Предполагается, что последний был сослан в 1130 г. вместе с другими полоцкими князьями своим тестем Мстиславом в Константинополь, куда за ним последовала и жена. По словам Хр. М. Лопарева, она «ехала не к чужим людям»: в византийской столице ее ждала встреча с родной сестрой, которая была замужем за императором Иоанном II Комниным и другими высокопоставленными родственниками. См.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). C.CXXV-CXXVI. См. также: Полоцкие князья//Русский биографический словарь. Т. «Плавильщиков - Примо». Спб., 1905. С. 386. [lxviii] Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г.//ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. 30. Хр. М. Лопарев отождествил Бориса с полоцким князем Давидом (Борисом-Давидом) Всеславичем, также сосланным Мстиславом Великим в Константинополь, но сам же назвал такое отождествление «смелой гипотезой» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXIV-CXXV). [lxix] Там же. С. 225. Речь идет о посольстве волынского князя Романа к императору Ангелу Комнину III, вызванному обсуждением вопроса о совместных антиполовецких действиях. [lxx] См.: Айналов Д. В. Примечания к тексту книги «Паломник» Антония Новгородского//ЖМНП, 1906. Июнь. С. 234-236. [lxxi] См.: Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в житиях и мистериях XII-XVI века. Спб., 2010. С. 37. [lxxii] О них см.: Бородин О. Р. Географические знания. С. 352-353. Отметим, что первый римский путеводитель появился в 1140 г., путеводитель по Парижу Гвидо де Базош - около 1160 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010