Ко времени появления в Египте христианства евр. община Александрии в целом процветала (см. разд. в ст. Александрия ). Одним из наиболее известных представителей диаспоры был Филон Александрийский (ум. ок. 50 по Р. Х.), эллинистический религ. философ, соединивший иудаизм с греч. философской традицией (прежде всего стоической и платоновской) и разработавший метод аллегорического толкования ВЗ. По преданию, в конце своей жизни Филон встречался в Риме с ап. Петром ( Евсевий. Церк. ист. II 17. 1; Иероним. О знам. мужах. 11). В это же время в окрестностях Александрии, у оз. Мареотида, появились благочестивые отшельники - терапевты . Описание их обычаев Филоном долгое время наводило на мысль об их возможной связи с христианством. Александрийские евреи, имевшие вместо жрецов собственных «молельщиков» (греч. προσευχες), поддерживали связи с Палестиной и совершали паломничества в Иерусалим, где у них была своя синагога (Деян 6. 9). Поэтому трудно представить, чтобы в Египте остались неизвестными события, связанные с земной жизнью Спасителя. Очевидно, именно паломники, рассказавшие об увиденном и услышанном в Иерусалиме, стали первыми распространителями Благой Вести в Александрии и окрестных землях. Несмотря на то что ап. Павел лично не проповедовал в Александрии, среди обращенных им был «некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян 18. 24). Вне всякого сомнения, ап. Павел проповедовал александрийским морякам, перевозившим его в Италию и др. места (Деян 27. 6; 28. 11). Составленный в кон. II - нач. III в. Канон Муратори упоминает апокрифическое Послание ап. Павла Александрийцам. Др. древний памятник, «Псевдо-Клементины» , сообщает о посещении Александрии св. ап. Варнавой , где его встретил язычник, впосл. обратившийся ко Христу и ставший под именем Климента папой Римским; о поездке Варнавы в Александрию говорит также мон. Александр Кипрский , автор «Похвалы» этому святому (VI в.). Климент Александрийский и Ориген упоминают «Послание Варнавы», к-рое они приписывают спутнику ап. Павла; совр. исследователи склонны считать автором этого Послания обращенного александрийского еврея, писавшего в кон. I - нач. II в. Считалось также, что в Египте проповедовал св. ап. Лука . Основанием для этого предания служили древние рукописи персид. и сир. переводов Евангелия от Луки, в к-рых значится, что это Евангелие проповедовалось «в Великой Александрии». Один древний греч. папирус называет ап. Луку «архиепископом Александрии» (Greek Papyri. Ser. II/Ed. by B. P. Grenfell and A. S. Hunt. Oxf., 1896. P. 170); Апостольские Постановления упоминают о рукоположении св. Лукой Александрийского еп. Авилия , преемника Аниана (Const. Apost. VII 46). Согласно вост. преданию, отраженному у Соломона из Босры, сир. автора XIII в., ап. Лука пострадал и был погребен в Александрии.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Так как первое Евангелие от Матфея написано в Иерусалиме, для утверждения христиан из иудеев, то, как уже показано, оно было написано на еврейском языке, о чем свидетельствуют еще Папий (Евсевий. Церк. Истор. Кн.3. Гл.29). И.Златоуст (На Мф. Бес.1, §3), Иероним (Письмо 96, а также " Книга о знам. мужах " , 3) и др. повествуют, что Апостол Варфоломей, ходивший с проповедью даже до индов, имел с собою Евангелие Матфея, написанное по-еврейски, и оставил его там. Позже, в 181 году, это Евангелие нашел у индийцев Пантен (Евсевий. Церк. истор. Кн.5. Гл.10). " Но уже весьма скоро по своем написании Евангелие Матфея было переведено на греческий язык, потому что во время Иисуса Христа и апостолов евреи, жившие в Палестине, говорили также и по-эллински " (И.Златоуст. На Деян. Беседа 14, §1). Самый перевод был сделан или Иаковом, братом Господним по плоти, первым епископом Иерусалимским (Синопсис Афанасия) или евангелистом Иоанном Богословом (Феофилакт. На Мф.), во всяком случае одним из среды самих апостолов, и именно этот греческий перевод Евангелия Матфея один получил во всей Церкви каноническое значение, потому что еврейский текст его скоро был испорчен сектантами и потерял характер апостольского писания. По той же причине как написанное ближайшим образом для христиан из иудеев Евангелие Матфея приводит больше, чем другие Евангелия ветхозаветных пророчеств, исполнившихся на Иисусе Христе, и само начинается книгой родства Иисуса Христа; " ко Евреем бо Матфей писаше, им же довольно бе навыкнути, яко от Давида есть Христос. Посему Матфей о бытии Христове еже по плоти беседует " (Синопсис Феофилакта). " Подобно тому, как Моисей свою первую книгу называет книгой бытия неба и земли, хотя повествует в ней не только об этом, так и евангелист Матфей наименовал свое Евангелие книгой родства Иисуса Христа, по главному и первому предмету своей речи, ибо родство Иисуса Христа по плоти составляет главное в домостроительстве " (И.Златоуст. На Мф. Бес.2, §5). Для назидания христиан из иудеев евангелист Матфей приводит подробно нагорную проповедь Спасителя об отношении ветхого закона к новому, а также много повествования о посрамлении Господом фарисеев и книжников. - Синаксарий дня памяти евангелиста (ноября 16), сообщив о том, что апостол Матфей первое Евангелие языком еврейским написа и Иакову, брату Господню по плоти, епископу Иерусалимскому, даде, прибавляет: " проповедав Христа даже до антропофагов, и по многих искушениях и мучениях скончася, и честно погребен бысть " (Ср. Никифора Каллиста Церк. истор. Кн.2. Гл.41).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Предисловие). Как сам еврей, Апостол Павел написал послание к евреям на своем языке весьма красноречиво, что достаточно заметно и в переводе его на греческий язык. Это, кажется, и было причиною того, что послание к Евреям отличается от других посланий Апостола Павла, писанных им по-гречески " (Иероним. О знам. мужах, §5). " Вообще же надлежит знать, что послание, надписанное к Евреям не только церквами востока, но, вслед за ними, и всеми греческими церковными писателями, принимается как послание Апостола Павла. И мы принимаем эту книгу, следуя авторитету древних писателей, которые пользуются этою книгою не так, как иногда пользуются апокрифами, но как пользуются книгами каноническими и церковными " (Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетованной). " Только еретики, заразившиеся арианским недугом, не терпя светозарности Апостольского Богословия и с неистовством нападая на апостольские писания, исключают послание к евреям из числа прочих, называя его подложным " (Феодорит. Толков. на Посл. к Евр. Предисловие). " Послание к Евреям написано Апостолом Павлом из Италии, а общим поводом к написанию было упорное отстаивание иудеями закона и сеней. Как учитель языков, посланный проповедывать язычникам, Апостол Павел сперва написал и послания всем язычникам, и затем уже пишет всем уверовавшим от обрезания иудеям сие учительное послание о том, что Христос пришел и тень законная престала. И, во-первых, показывает, что пророки были посланы для предвозвещения о Спасителе и что после них надлежало придти Самому Спасителю; что пророки суть рабы и вестники Его пришествия, а Христос есть Сын Божий, Им же вся быша, и что сему Сыну надлежало, воплотившись, соделаться человеком, дабы жертвою Своего тела упразднить смерть, ибо не кровию телчею или козлею, но кровию Христовою подобало совершиться спасению человеков. Закон, показывает Апостол. никого не сделал совершенным, но только тень имел грядущих благ; и в покой обетованный народ иудейский не вошел, а нам всем обетован день субботствования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

После общих молитв и долгих бесед, они совершили вместе Евхаристию, вероятно, на Пасху 154 г. «Th. Zahn (Geschichte des neutest. Kanons 1, 2. S. 453—454. Erlangen 1888) первый авторитет в истории канона, доказывает первое и высказывает предположение относительно второго». Затем, не прошло и года, как Св. Поликарп прочитал свою последнюю молитву на костре в Смирне. Что побудило престарелого азиатского епископа к этому путешествию, ясно не говорится. Мы должны это вывести из того, что рассказывается нам об его деятельности в Риме. Старое и теперь еще распространенное мнение твердит, что различия в праздновании Пасхи между Востоком и Западом были единственною причиною путешествия Поликарпа в Рим, а устранение их путем мирного соглашения было целью путешествия. (Бл. Иероним. О знам. мужах с. XVII). Не отрицая и этой цели путешествия, мы должны указать другую, быть может более важную для посещения Рима Поликарпом. Усиление опасности для Римской Церкви от приверженцев Маркиона и Валентина - вот что, главным образом, побудило великого старца предпринять такое отдаленное путешествие (Ириней, Cont. haer. III, 3—4; у Евс. Ц. И. V, 24, 16). В Церкви главного города не было уже никого, кто бы видел апостолов Христовой Церкви. В их (римских христиан) опасном положении было делом великой важности, что последний еще живой свидетель апостольского времени приходит в Рим и вступает в тесное общение с епископом Римской Церкви, тот самый Поликарп, который, при встрече с Маркионом, назвал его первенцем сатаны… Лет 20 спустя, путешествие в Рим совершил, может быть, первый церковный историограф Егезипп, христианин из иудеев. Дорогою он основательно знакомился с встречавшимися церквами и входил в их внутреннюю жизнь. Евсевий приводит собственную характеристику Егезиппом жизни Коринфской церкви: «Коринфская Церковь удержала правильное учение до Прима, бывшего епископом в Коринфе. Плывя в Рим, я провел не мало дней у Коринфян, беседовал с ними и мы взаимно утешались своим приветствием… В каждом предместье и в каждом городе все шло так, проповедуют закон, пророки и Господь» (Ц. И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

В настоящее время общепризнано, что день кончины его – 7 января 312 года, хотя в прошлом иногда называлось 7 января 313 года. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 941 . Согласно Житию, император «повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого , построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому». Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. Глава II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: «Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам» (О знам. мужах, 77) 942 . В «Лексиконе» Свиды и в Житии говорится только о посланиях святого Лукиана, а в «Пасхальной хронике» приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епископа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. 1. Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Третья книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Каждая из книг св. Феофила является достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует. Сочинением " К Автолику " явно не ограничивалась литературная деятельность св. Феофила. Сам он (И, 30) ссылается еще на одно свое произведение, носящее название " Об исторических повествованиях " (ε ο); но о его содержании, к сожалению, ничего неизвестно. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. IV, 24) сообщает, кроме того, о трех сочинениях этого отца Церкви: " Против ереси Гермогена, " в котором св. Феофил, по свидетельству первого церковного историка, использовал Откровение св. Иоанна Богослова; второе произведение Евсевий называет " Некими катехитическими книгами " ( ), а третье - " Превосходной книгой против Маркиона. " Вероятно, второе произведение, упомянутое Евсевием, имеет в виду блаж. Иероним, когда говорит (О знам. мужах 25) о его " кратких и изящных (breves elegantesque) трактатах, относящихся к созиданию Церкви. " Кроме того, блаж. Иероним упоминает " Комментарии " на Евангелие и Притчи Соломона св. Феофила, " которые по изяществу формы и языка, как мне кажется, не сходствуют с вышеупомянутыми книгами. " Наконец, он говорит также и о своего рода " Гармонии " почившего епископа, замечая, что тот " свел в одно произведение (in unum opus) изречения всех четырех Евангелистов. " К сожалению, данные плоды богатой литературной деятельности св. Феофила утеряны и о богословских воззрениях его мы можем судить только по сочинению " К Автолику. " 2. Богословие св. Феофила. Учение о Боге и Боговедении. " Теология " святителя выдержана преимущественно в апофатических тонах. Одна из начальных глав его произведения весьма характерна в этом плане. Здесь апологет говорит следующее: " вид Бога (ο ε ε " ο ου εο) неизречен, невыразим и не может быть зрим плотскими очами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Почти столь же мало, как о Мильтиаде, мы знаем и об Аполлинарии, бывшем во время правления Марка Аврелия епископом Иераполя (малоазийского города). Евсевий (Церк. ист. IV, 27) сообщает о нем следующее: " У многих хранится много книг Аполлинария; до нас дошли следующие: речь к упомянутому императору (Марку Аврелию. - А. С.); " К эллинам " в пяти книгах; " Об истине " две книги; " К иудеям " две. Позже писал он против фригийской ереси (она спустя немного времени расцвела буйно, но тогда только как бы начинала прорастать). и против Монтана, ее создателя, сбившегося с правого пути вместе со своими мнимыми пророчицами. " В других местах " Церковной истории " (V, 16, 1; V, 19) Евсевий упоминает Аполлинария среди " защитников истины, оплота крепкого и необоримого, " вставшего на пути распространения монтанизма. Еще, ссылаясь на епископа Серапиона Антиохийского, Евсевий говорит о послании () Аполлинария, направленном против той же " фригийской ереси; " данное послание, по словам Евсевия, подписали и некоторые другие малоазийские архиереи. (Вероятно, это послание прямо связано с рядом соборов, которые были созваны в 70-х гг. II в. в Малой Азии для церковного осуждения " нового пророчества. " О них см.: Покровский А. Раннейшие " малые " противомонта-нистические соборы//Христианское Чтение, 1913, т. 240. - С. 928-943; Он же. Большой Иерапольский собор против монтанизма//Там же, с. 1060-1084). Эти сведения Евсевия повторяет и блаж. Иероним (О знам. мужах, 26). Сочинения Аполлинария в IX в. читал еще патриарх Фотий, знакомый с тремя его книгами: " К эллинам, " " Об истине " и " О благочестии; " патриарх характеризовал этого апологета как " мужа превосходнейшего, " пишущего к тому же и отличным языком ( " Библиотека, " 14). Наконец, в " Пасхальной хронике " Аполлинарий именуется " святейшим (благочестивейшим - ο) епископом, " который был " близок ко временам апостольским. " Здесь же приводятся и два фрагмента из его сочинения " О Пасхе " (Текст их приводится в указанном издании творений св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Третьим представителем арианства на соборе никейском, из числа образованных богословов, можно считать Феодора, еп. Ираклийского (во Фракии). Что он был на соборе никейском, – это видно из свидетельств Геласия Кизического (Gelasii Hist. Consilii Nicaeni. Lib. II, cap. 7). Блаженный Феодорит (а не арианин Филосторгий) называет его «человеком весьма ученым (λλγμος δαφροντως=eximiae doctrinae vir – в издании Миня Lib. II. cap. 2, а в рус. пер. гл. 3). По свидетельству того же Феодорита, он написал комментарии на Св. Евангелие (ibid), а также известны его толкования и на другие книги Св. Писания; наконец, славился, как знаток истории (Иерон. «О знам. мужах», гл. 90). Арий. Быть может, Ария не следовало бы принимать в счет, так как он не был полноправным членом собора никейского, а только был призываем на собор и вел споры с отцами; но, принимая во внимание то, что мы, перечисляя представителей науки и образованности на православной стороне собора, не упустили и Афанасия, который тоже не был полноправным членом собора, имеем основание говорить и об Арии. Арий был воспитанником школы Лукиана; по мнению некоторых ученых, он был катехетом или наставником знаменитой александрийской школы (так думают Rolling, Hagemann, на основании некоторых замечаний Феодорита). Он известен и как писатель. Ему принадлежат Фалии, затем религиозные поэмы, приспособленные ко вседневному употреблению, догматические послания, символ. Источники сведений о литературной деятельности Ария известны (Афанасий, Сократ, Филосторгий). Арий, конечно, не может быть назван значительным писателем, но мы и не говорили в своей книге о множестве «значительных» писателей среди членов арианской стороны собора никейского. Из группы арианских представителей на соборе никейском известны своим образованием еще следующие лица: Афанасий, еп. Аназарвский. Что Афанасий был на соборе никейском, об этом свидетельствует Филосторгий (Supplementa). Он вышел из школы Лукиана, впоследствии он был продолжателем дела Лукиана по школе – сделался одним из преемников учительской обязанности Лукиана (Филост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Святой апостол Лука был первым писателем, заложившим основы церковной историографии. Вторым (из известных нам) таким писателем был Егезипп 10 . Он был родом с Востока и, вероятно, обращённым иудеем. Судя по всему, был человеком очень любознательным и стремящимся к изучению христианских древностей. Известно, что при папе Аниките (154–166) Егезипп предпринял путешествие в Рим с остановкой в Коринфе. Целью этого путешествия было собрать живые свидетельства об апостольском Предании в различных церквах, основанных Апостолами. В результате этого и появилось (вероятно, где-то ок. 180 г.) сочинение “Достопамятности”, или “Воспоминания” ( Шротп»тата), которое ещё в XVI–XVII вв. хранилось в некоторых греческих монастырях, но ныне утеряно. Об этом авторе и его произведении блаженный Иероним кратко сообщает следующее: “Егезипп, близкий ко временам апостольским, составив из всех рассказов о церковных событиях, совершившихся со времени Господня до его времени, одно целое и собрав со всех сторон многое, служащее к пользе читающих, написал пять книг языком простым, чтобы выразить этим также и характер речи тех, жизнь которых он описывал” (О знам. мужах, XXII) 11 . От сочинения сохранились лишь небольшие фрагменты, преимущественно в передаче Евсевия Кесарийского. Оно являлось историко-полемическим произведением, направленным преимущественно против гностиков, поэтому изображению ересей, возникших в послеапостольские времена, Егезипп уделяет большое внимание. Характерно в этом плане одно высказывание его, которое Евсевий (Церк. ист. III,32) 12 передаёт так: этот писатель, “излагая современные ему события, говорит, что до того времени Церковь была как чистая и непорочная дева; пытавшиеся погубить здравое и спасительное Благовестие если и были, то сидели, забившись в свои тёмные углы, и оставались в неизвестности. Когда же святой апостольский лик окончил так или иначе свою жизнь и ушло поколение, удостоившееся своими ушами слышать голос Божественной Премудрости, тогда под влиянием лжеучителей с их обманами начался разброд и безбожие. Так как не оставалось в живых никого из Апостолов, они решили в открытую противопоставить проповеди истины лжеименное знание (гнозис)”. В этих словах Егезиппа чувствуется живая скорбь христианина, столкнувшегося с “многоголовой гидрой” гностицизма и с тоской взирающего на ушедший апостольский век церковной истории. Задачей своей он ставил сохранить и защитить живое апостольское Предание, извращаемое многочисленными лжеучителями. Можно отметить, что точку зрения Егезиппа на “золотой век” истории Церкви во многом воспринял Евсевий, на которого этот писатель имел определённое влияние.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

2289 С. XXXVII: «Si haec ita se liabent ut veritatis nobis adiadicetur quicumque in ea regula incedimus quam Ecclesia ab apostolis, apostoli a Christo, Christus a Deo tradidit, constat ratio propositi nostri definientis non esse admittendos haereticos ad ineundam de scripturis provocationem“. 2290 См. самый конец XLIV: «Sed nunc quidem generaliter actum est nobis adversus haereses omnes, certis et justis et necessariis praescriptionibus repellendas a conlatione scripturarum; de reliquo, si Dei gratia adnuerit, etiam specialiter quibusdam respondebimus“ (курсив наш). 2308 Ср. Hackensmidt. Die Anfänge. s. 100)... Batiffol L’eglise naissante, p. 322, 326, 329, 332. Harnack. Lehrbuch. I. s. 363–366, хотя он и признаёт некоторый прогресс у Тертуллиана , в смысле дальнейшего развития им regula fidei. 2310 Епифаний (Наег. ΧΧΧII, 6: «Κλμης τε ν φασ τινες λξανδρα τεροι δ θηναoν“. Предположение об Александрии, как месте рождения Климента возникло – думают – лишь в виду его деятельности в этом городе. Ср. Bonwetsch – у Наиск’а. В. IV, s. 156; Westgott –y Smimh’a, v. I, р. 560; De Faye. Clement d’Alexandrie, p. 22. 2313 Stromata I. Die griechischen christlichen Schrieftsteller der drei Jahrhunderte. Clemens Alexandrinus. Zw. Band. Stromata Buch I-VI von Otto Stählin. Leipzig. 1906, p. 8. 2315 В Педагоге (I, 6). Климент пишет: «ε τε ποιμνες σμν ο τν κκλησιν προηγομενοι“.– Александр еп. Иерусал., посылая с Климентом свое послание Антиох. церкви, в конце его называет Климента «блаженным пресвитером“. См. у Евсевия – Цер. Ист. VI, II, ср. Иероним – О знам. мужах, с. XXXVIII. Также у Фотия в III кодексе есть добавление к имени Климента – «πρεσβυτρου λεξανδρεας“. 2317 По свидетельству Евсевия (Цер. Ист. V, 10), в «Очерках“ Климент называет Пантена своим наставником; то же выражается у него и в Строматах, где он называет Пантена «по истине Сицилийскою пчелою, подобно которой он высасывал цветы пророческаго и апостольскаго луга и в души своих слушателей вводил чистый мед познания“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010