300–359 гг.), епископ Емесский в Финикии,– отрасль благородного рода из Эдессы. Получив первоначальные сведения в священной и светской литературе в своем отечественном городе от учителей, которые подвизались там, Евсевий посещал различные христианские школы и своей целью ставил усвоить по возможности все, что могло дать ему его время в области религиозного знания. В Палестине его учителями были Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский. Сильное влияние на миросозерцание Евсевия оказал историко-грамматический метод Антиохийской школы, благодаря которому его разрозненные религиозные понятия отлились в богословскую систему строгой определенности. С целью выработать философские предпосылки своего религиозного миро и жизнепонимания Евсевий отправился в Александрию, откуда в 340 г. возвратился в Антиохию. Уже в это время он заявил себя настолько выдающимся оратором и экзегетом, что Антиохийский собор 341 г. наметил его в преемники изгнанного из Александрии св.Афанасия. Однако Евсевий, из непосредственного опыта знавший привязанность народа к Афанасию, отклонил от себя это лестное предложение и получил небольшую емесскую кафедру. Но и там его ожидали большие неприятности. Емесцы, испугавшись его математических и астрономических познаний 140 , решительно воспротивились его прибытию к ним, и Евсевий должен был бежать в Лаодикию. С течением времени емесцы под влиянием Антиохийского патриарха успокоились, и Евсевий беспрепятственно вступил на свою кафедру. Источники не дают никаких определенных данных для допущения, что Евсевий вечернюю пору своей жизни провел на покое в Антиохии, хотя блаж. Иероним и говорит, что он погребен именно там. Друг Евсевия, Георгий Лаодикийский, составил его биографию, но от нее, кроме небольших фрагментов, ничего не сохранилось до нашего времени 141 . [Блаж. Иероним (О знам. мужах, 91) кратко характеризует литературную деятельность этого архиерея следующим образом: «Евсевий, Емесский епископ, человек высокого ума и красноречия, написал бесчисленное множество способных возбуждать народные рукоплескания книг и, строже других держась исторических фактов, весьма учердно читается теми, которые желает научиться декламаторскому искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Астерий делал только натянутый и действительно нелепый вывод, будто, с точки зрения православных, Сын есть причина Божественности Отца, виновник (causa pro) того, что Отец есть Бог 101 . Кроме «Книжицы», которая послужила ближайшим поводом к появлению объемистого сочинения Маркелла Анкирского «О подчинении Сына» (Περ τς το υο ποταγς) 102 , Астерий, по свидетельству блаж. Иеронима (О знам. мужах, 94) написал толкования на Псалмы, Евангелия и Послание к Римлянам 103 , которые пользовались еще во времена Сократа (Церк. ист. I, 36) большим распространением, но не дошли до нас. [После второй мировой войны были изданы проповеди и фрагменты толкований на Псалтирь Астерия, а также его гомилии (панегирики) на Пасху. 104 Первое издание включает себя 31 гомилию (авторство некоторых из них сомнительно) и 27 фрагментов (часто весьма обширных), второе – 9 панегириков. Как отмечает Й. Кастен, находка и публикация этих текстов не только добавляют новую главу в историю арианства, но и позволяют несколько по-иному взглянуть на стиль антиохийской экзегезы, а также на личность и миросозерцание самого Астерия 105 . Р. Хансон, на основе анализа всех сохранившихся текстов Астерия, приходит к выводу, что в его учении наблюдаются слабые зачатки того «рационализма», который свое полное развитие получил в мировоззрении позднейших аномеев («неоариан») – Аэтия и Евномия. От Ария Астерия отличает отсутствие положения о создании Сына «из ничего», хотя он также признает тварность Сына, подчеркивая в то же время, что среди прочих тварей Он занимает исключительное место, поскольку через Него они все были созданы. Чтобы явить Себя людям и воплотиться, Бог должен был «умалить» Свое Божество, а этого нельзя было сделать Отцу, но только Сыну, вследствие чего Астерий резко разграничивает «ипостаси» (вероятно, тождественные «сущностям») двух Лиц Святой Троицы. Христологические и сотериологические воззрения Астерия особенно отчетливо проявляются в «Проповедях на Псалтирь». Здесь, хотя он и говорит о «вочеловечивании» Сына (νηνθρπησεν), однако не предполагает полноты человечества Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Преподобный Ефрем Сирин Жизнь Церковь называет преп. Ефрема Сирина «учителем покаяния» за его любовь к плачу, глубокое смирение и непрестанное сокрушение, о котором свидетельствуют вся его жизнь и большинство сочинений. «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, – говорит о нем св. Григорий Нисский . – Кто будет читать его писания, тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие выражают радость» (Похвальное слово преп. Ефрему Сирину ). Будучи великим молитвенником и аскетом, преп. Ефрем сочетал уединение с литературным творчеством и уже при жизни был известен как выдающийся толкователь Библии и церковный гимнограф. Он писал на сирийском языке, но его произведения сразу же переводились на греческий, так что их знали и св. Афанасий, и великие Каппадокийцы, и все последующие греческие отцы. Современники преп. Ефрема свидетельствуют о его прижизненной славе: св. Григорий Нисский говорит, что св. Ефрем известен «почти всей подсолнечной» и его имя «на устах у всех христиан» (там же), а бл. Иероним пишет, что сочинения преп. Ефрема в некоторых храмах читаются всенародно наряду с книгами Священного Писания (О знам. мужах. 115). В истории сирийской духовной литературы преп. Ефрему принадлежит, безусловно, центральное, никем не оспариваемое место. Преподобный Ефрем родился около 306 г. в Низивине в бедной христианской семье. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, однако, по свидетельству самого св. Ефрема, в юности он вел легкомысленную жизнь (Обличение самому себе и исповедь). Однажды, когда он ночевал в лесу вместе с пастухами овец, на стадо напали волки и растерзали овец. Хозяин стада обвинил Ефрема в краже и посадил его в тюрьму. Находясь в темнице, преп. Ефрем глубоко пережил свои прежние грехи и дал обет посвятить оставшуюся жизнь покаянию. После семидесяти дней заключения он предстал на суд, на котором был оправдан. Немедленно по выходе из тюрьмы он удалился в горы и присоединился к живущим там отшельникам, став учеником знаменитого подвижника Иакова Низивинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Аристид. Апология ­ Апология св. Аристида/Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Афинагор. Прош. ­ Афинагора Афинянина , философа христианского, прошение о христианах./Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Гераклит. О природе (фрагм.) ­ Гераклит Ефесский. Фрагменты/Перевод В. Нилендера. М., 1910; Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. I (Доэлеатовский период). Казань, 1914; Кессиди Ф.К. Гераклит. – М.: Мысль, 1982; Муравьев, С.Н. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 237–268 [перевод и реконструкция фрагментов Гераклита]; Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дыник. – М.: Госполитиздат, 1955. Евсевий. Ц.И. ­ Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Иероним. О знам. муж. ­ Иероним Стридонский . Книга знаменитых мужах./Церковные историки IV – V веков./Сост. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с лат. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с греч. В.А. Дорофеева; Вступ. ст., коммент. М.А. Тимофеев; Коммент., указ. М.Ф. Высокий. – М.: РОССПЭН, 2007. Иустин. Апол. I ­ Святой Иустин, философ и мученик. Первая апология./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Григорий Чудотворец. К Феопомпу=P. de Lagarde. Analecta Syriaca. Leipzig, 1838. Pp. 31–67. Диадох. Слово подвижническое=Diadoque de Photice. Oeuvres spirituelles. Ed. E. des Places. SC 5–bis. Paris, 1955. Pp. 84–163. Диоген Лаэртский. О жизни философов=Diogenis Laertiae Vitae philosophorum. Tt. I-II. Oxford, 1964. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах=Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De Divinis nominibus. Ed. B. R. Suchla. PTS 33. Berlin, 1990. Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии=Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae. Ed. G. Heil and A. M. Ritter. PTS 36. Berlin, 1991. Евномий. Апология=Eunomius. The Extant Works. Text and translation by R. P. Vaggione. Oxford, 1987. Евномий. Апология апологии=Gregorii Nysseni Opera I-II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Евсевий Кесарийский. Похвала Константину=Eusebii Opera. Ed. I. A. Heikel. GCS 7. Leipzig, 1902. S. 193–259. (PG 20, 1316–1440) Епифаний Кипрский. Панарион=Epiphanius. Anchoratus und Panarion. Ed. K. Holl. GCS 25. Leipzig, 1915. Ефрем Сирин. Гимны против Юлиана=Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnes contra Julianum. Ed. E. Beck. CSCO 78–79, Scriptores syri 174–175. Louvain, 1957. Иероним. О знам. мужах=Hieronymus. Liber de viris illustribus. Ed. E. Richardson. Leipzig, 1896. Ириней Лионский. Против ересей=Irйnйe de Lyon. Contre les hйresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры=Die Schriften des Johannes von Damaskos II: Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973. Иоанн Златоуст. Книга о девстве=De virginitate. PG 48, 533–596. Иустин. Апологии I и II=Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987. Иустин. Фрагменты=Fragmenta. PG 6, 1571–1604 (сомнительные). Киприан Карфагенский. Книга о падших=Sancti Caecili Cypriani. Opera amnia. CSEL 3. (Wien, 1868). Pp. 237–264.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Если Евангелие от Матфея написано в Иерусалиме, то евангелие Марка написано в Риме, языческом центре древнего мира, для римских христиан. О поводе к написанию его церковный историк Евсевий пишет: " Свет благочестия так озарил слушавших проповедь апостола Петра в Риме, что им казалось мало слышать его однажды; не довольствуясь одним неписанным учением Божественной проповеди, они убедительно просили спутника петрова Марка, под именем коего известно Евангелие, оставить и письменный памятник устно преподанного учения, и не отступили дотоле, пока Марк не исполнил их желания. Узнав о написании Евангелия по откровению Св. Духа, апостол Петр одобрил его для чтения в Церквах. О сем согласно повествуют Климент в шестой главе Постановлений и Папий епископ Иерапольский " (Евсевий. Церк. истор. Кн.2, гл.15 и кн.6, гл.14). Евангелие Марка имеет - чему и надлежало быть - большое сходство с Евангелием Матфея, но не такого вида сходство, чтобы его можно было назвать сокращением Евангелия Матфея (Августин. О согласии Евангелистов. Кн.1). Здесь многие обстоятельства описываются, напротив, подробнее, чем в Евангелии Матфея. По словам И.Златоуста (На Мф. Бес.86), евангелист Марк описывает, например, отречение апостола Петра пространнее не только Матфея, но и всех прочих евангелистов, потому что повествование о сем он имел возможность слышать подробно от самого апостола Петра как спутник его " . (См. еще Мк.1:21-45; 6:14 и далее; 14:66 и далее). Нечто повествуется в Евангелии Марка такое, что в первом Евангелии совсем опущено (напр. 3:19; 5:31; 6:1; 7:31; 9:23; 11:15). И порядок изложения Евангелия Марка вообще не тот, что у Матфея. Как написанное для христиан из язычников, а не из иудеев, Евангелие Марка не имеет столь многих указаний на ветхозаветные пророчества, как Евангелие Матфея, но более на основании учения и дел Самого Иисуса Христа раскрывает Его Божественное посланничество. - О дальнейшей жизни самого евангелиста Марка синаксарий его дня (26 апреля) повествует: " Проповеда в Александрии и в пределах ее даже до Пентаполии, влачим же во Александрию Египетскую и огнем сожжен от идоложерцев, и тамо погребен " (Ср. Евсевий. Истор. Церк. 2,16. Иероним. Книга о знам. мужах, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

P.281). В своем просопографическом сочинении «О знаменитых мужах» Иероним, уже говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Афинах, когда тот проводил там зиму, а Аристид в то же время преподнес и свою (О знам. муж. 19, 20). Имел ли Иероним какие-либо другие источники помимо Евсевия, подтверждающие его слова – неизвестно. Остается только верить сказанному Иеронимом, хотя Евсевий ничего подобного нам не сообщает. Но если мы принимаем точку зрения Иеронима, и будем танцевать, так сказать, от его печки, то приходим к анахронизму. Так, если Кодрат был приемником Публия, а это должно было произойти, по некоторым данным, ок. 170 года, то он уже не может отождествляться к Кодратом пророком из Малой Азии, который, согласно сообщению анонимного автора, писавшего против монтанистов, умер незадолго до выступления Монтана и его пророчиц, т.е. до 157 г. Остаются Кодрат Афинский и Кодрат, автор Апологии, но и они не могут отождествляться, по тем же хронологическим соображениям, т.к. во фрагменте из Апологии, приводимом у Евсевия есть указания о воскрешенных Господом людей в иудее и исцеленных им, которых Кодрат видел лично. Если, Кодрат в момент подачи Апологии, т.е. на 126 г. Был уже не молод, то он действительно мог видеть воскрешенных Господом людей в годах так 90-х, или 120-х, как сам он говорит, что некоторые дожили до времен Адриана (117 – 138 гг.). Опираясь на эти предположения, большинство ученых признает, что автором Апологии был пророк и миссионер-проповедник Кодрат, действующий в Малой Азии, который вообще не был ни епископом, ни пастырем. Кодрат же, который был епископом Афин, а затем и Магнезии – другое, отличное от Кодрата пророка и автора Апологии, лицо. Так поступает и А. Сидоров , который вопреки Филарету (Черниговскому) считавшему всех Кодратов за одно лицо, опираясь на выводы Сергия (Спасского) 106 и вопреки Киприану (Керну) , допускавшему, что Кодрат Афинский и Кодрат Апологет мог быть одним лицом 107 , и вопреки К. Скурату , но, следуя за Н. Сагардой , говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преимущественным методом в экзегезе был все-таки метод типологии, но ни исторический, ни аллегорический методы не отрицались, но применялись каждый в свое время. В начале III века славу этой школы начинает затмевать слава Александрийского огласительного училища, которая была лидирующей школой на протяжении всего третьего века. Появляется, как мы видели на примере св. Мефодия и св. Ипполита, среднее направление (где были и малоазийские, и александрийские элементы). Александрийская школа явилась естественной преемницей малоазийской школы, которая во многом опиралась на достижение малоазийцев (яркий пример тому Климент). На этом мы закончим первый раздел нашего очерка и переходим ко второму разделу, где рассмотрим историю развития одной из самых знаменитых богословских школ III – V вв. – Александрийского Огласительного училища. Литература I. Источники 1 . Андрей Кесарийский . Толк. Апок – Святой Андрей Кесарийский . Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова. – Минск, 2005. 2 . Аполлинарий Лаодик., фрагм [БКОЦ. Т. 6]. – Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет . Т. 6.: Послание [св. ап. Павла] к Римлянам. – Тверь: Герменевтика, 2003. 3 . Варн.15. – Послание Варнавы//Писания мужей апостольских. – Киев, 2001. 4 . Григорий Нисский . Катехиз. – Григорий Нисский . Большое огласительное слово//Мистическое богословие Восточной Церкви/Сост. Л.С. Кукушкин. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 5 . Евсевий – Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. 6 . Игнатий, Трал. – Игнатий Богоносей . Послание к Траллийцам//Писания мужей апостольских. – Киев, 2001 7 . Иероним. О знам. муж. – Иероним Стридонский . О знаменитых мужах. – Интернет публикация. 8 . Иероним. Толк. Мф. – Иероним Стридонский . Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея/Пер. с лат., вступ. И.Н. Коленищева-Кутузова. – Б.м., б.и., б.г. – (Учители неразделенной Церкви). 9 . Иоанн. Леств. 14– Иоанн Синайский, прп. Лествица. – Краснодар: Троицкое слово, 1999. 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

123 Блаж. Иероним, писавший ок. 397–398 г. (О знам. мужах, 120), замечает о Евномии. «Говорят, что он доселе живет в Каппадокии и пишет много сочинений против Церкви». Но насколько достоверно это свидетельство, сказать трудно, ибо ясно, что блаж. Иероним пользовался в качестве источника лишь слухами. – A. Сид. 124 Значительную роль при этом сыграл св. Амфилохий Иконийский . «Убедившись из практики в невозможности побороть арианство одними нравственными средствами, Амфилохий просил императора Феодосия запретить еретикам богослужебные собрания в черте городов, но император не согласился издавать такой закон, признав эту меру слишком жестокой. Тогда Амфилохий воспользовался одной из своих аудиенций у императора, чтобы повлиять на него в желательном направлении. Войдя к императору и приветствовав его согласно придворному этикету, он не оказал должной почести сыну Феодосия – Аркадию, который только что был возведен в достоинство. Августа (βασιλες) и здесь присутствовал. Император разгневался. Тогда Амфилохий сказал ему «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящих хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их, как не благодарных своему Спасителю и Благодетелю». Это так повлияло на императора, что он тотчас издал закон, запрещающий собрания еретиков. Случай этот относится, как полагают, к 383 г.». Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский//Богословские труды, сб. 1972, с.35–36. – А. Сид. 125 См.: Anastos M.V. Basil’s Κατ Ενομου, A Critical Analysis//Basil of Caesarea. Christian, Humanist, Ascetic A Sixtcenth-Hundredth Anniversaiy Simposium. Ed by PJ.Fedwick, Pt 1 Toronto, 1981, p.72. – A. Сид. 126 Само понятие tecnologia восходит к «Риторике» Аристотеля. Св. Василий Великий использует его в оглавлении третьей главы своего сочинения «О Святом Духе» (τι κ τς ξωθεν σοφας περ τν συλλαβν τεχvολογα, русский перевод «Ο том, что сие тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости»). См. Basile de Cesaréc Sur Saint Espum Ed par B Pruche

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Это священнодействие совершено было в темнице, когда его, как уже отходившего, окружал священный сонм благочестивых и изображал собой Церковь, которая вместе с тем, подобно завесе, не позволяла видеть, что совершали православные” 17 . В настоящее время общепризнано, что день кончины его — 7 января 312 г., хотя в прошлом иногда называлось 7 января 311 г. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 18 . Согласно “Житию”, император “повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому”. Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: “Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам” (О знам. мужах, 77) 19 . В “Лексиконе” Свиды и в “Жи­тии” говорится только о посланиях святого Лукиана, а в “Пас­хальной хронике” приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епис­копа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. А) Символ веры

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010