Победив армию Урарту в сражении на верхнем Евфрате в 743 г., Тиглатпаласар III осадил столицу Северосирийского союза Арпад и после длительной осады взял его. В 738 г. состоялся его второй поход на запад, в результате которого, как пишет Якобсон, «многие страны Сирии, а также юго-востока Малой Азии (Табал) и арабские племена Сирийской полупустыни были вынуждены изъявить покорность и принести дань. В Сирии были созданы новые провинции, а значительная часть населения угнана в плен» . Видимо, именно во время этого похода Менахем выплатил Тиглатпаласару III ту огромную дань, о которой говорится в Библии: «Тогда пришел Фул, царь ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю ассирийскому. И пошел назад царь ассирийский, и не остался там в земле» (4Цар 15:19-20). Библейские данные подтверждаются анналами самого Тиглатпаласара III, в которых Менахем перечислен вместе со многими другими царями, выплатившими царю дань, в частности, с Рецином Дамасским и Хирамом Тирским. Тысяча талантов серебра (около 30–35 тонн!) – огромная сумма. В одном таланте – 3000 шекелей. Итого – 3 миллиона шекелей. Если эту сумму разделить на 50 шекелей, выплатить которые были обязаны богатые собственники, получим число этих собственников – 60000 человек. Вряд ли столь радикальная контрибуция могла понравиться подданным Менахема. А антиассирийских настроений она не могла не усилить. Сын Менахема Пекахъя (Факия) процарствовал недолго – два (скорей всего, неполных) года (738–737). Очередная, седьмая в истории Израиля, династия, династия Менахема, окончилась, едва начавшись. Ее насильственно прервал один из военных сановников Пекахъи – Пеках (Факей): «И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:25). Упоминаемые здесь Аргов и Арье (Арий) были или приближенными Пекахъи (может быть, начальниками его личной гвардии), или, напротив – пришли вместе с Пекахом, чтобы убить Пекахъю. Библейский текст допускает оба понимания. Второго варианта придерживается средневековая еврейская экзегеза в лице Давида Кимхи: «Это имена двух героев. Пеках пришел вместе с ними и с пятьюдесятью воинами из сынов Гил’ада и умертвил царя» . То, что с помощью небольшого отряда из Галаада (Заиорданье) удалось совершить переворот, говорит о слабости и неустойчивости власти Пекахъи. Скорее всего, Пекахъя, продолжавший признавать себя рабом Тиглатпаласара III, не был популярен в стране: слишком уж дорогой ценой доставалась Израилю призрачная независимость.

http://bogoslov.ru/article/4241753

Имя проро­ка Цари, прави­вшие в это время Книги Ветхо­го и Ново­го Заве­та Изра­иле Самуил 71075–1035 (Samuel) ок. 1000–960 Давид, Соло­мон (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000–960 Давид, Соло­мон ок. 870–850 Ахав, Охозия (Elijah) Иоса­фат Ели­сей ок. 850–785 Иосо­фат, Иорам, Ииуй, Иоа­хаз, Иоас (Elisha) Иорам, Охо­зия, Гофо­лия, Ама­сия 810(?) – 750 Иоа­хаз, (Joel) Ама­сия, Азария Иеро­воам Заха­рия ок. 760 Амасия Иеро­воам II (Amos) ок. 760 Амасия Иеро­воам II (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоа­фам, Ахаз Иеро­воам II, (Hosea) Заха­рия, Факия, Селлум, Мена­им 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия (Micah) Езе­кия 740–700 Аза­рия, Иофам, Ахаз, Езе­кия Факия, Факей, Осия (Isa­iah) между 664 и 612 (Nahum) Софо­ния (Zpha­niah) Иере­мия 626–587 (Jere­miah) Иохаз, Иоа­ким, Иехо­ния, Седе­кия Авва­кум ок. 605 Иоаким (Haba­kkuk) Дани­ил 605–535 Иехо­ния, Седе­кия Навухо­доно­сор, Валта­сар, Дарий, Кир (Daniel) Иезе­кииль 593–570 Навухо­доно­сор (Ezek­iel) до 587 (?) Навухо­доно­сор (Obad­iah) (Haggai) Заха­рия перед Дари­ем (Zechariah) Мала­хия ок. 433 Арта­ксеркс 1 (Mala­chi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам. Невозможно составить исчерпывающий перечень всех пророческих тем в Ветхом Завете. Библия – это слово Божие, которое также неисчерпаемо, как сама жизнь, Им сотворенная. При этом глубина и бесконечность смысла, а также многообразие тем только одной книги Библии не меньше, чем во всем ее корпусе. Однако, для тех, кто впервые приступает к изучению пророчеств Ветхого Завета, будет полезно опытно познакомиться с разнообразием пророческих тем. Ниже приводятся 26 основных тем, часто встречающихся в пророчествах Ветхого Завета (с одним примером на каждую тему). «Посему, пастыри, выслушайте слово Господне.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

(Joel) Амасия, Азария Иеровоам Захария ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23; 15.7; Тов 2.6; 3 Езд 1.38–40 (Amos) ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23–29; Тов 14.4–8; 3 Мак 6.6; 3 Езд 1.38–40; Мф 12.39–41, 16.4; Лк 11.29–32 (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоафам, Ахаз Иерово–ам II, 4 Цар 14.23–37; 3 Езд 1.38- 40; Рим 9.25 (Hosea) Захария, Факия, Селлум, Менаим 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия 3 Цар 22.8–28; 4 Цар 15.32- 20.21; 2 Пар 18.7–27, 27.1- 32.33; Ис 7.1–8.22; Иер 26.17–19, 36.1 1–13; 3 Езд 1 38 10 (Micah) Езекия 740–700 Азария, Иофам, Ахаз, Езекия Факия, Факей, Осия 4 Цар 15.1–20.21; 2 Пар 26.1- 32.33; Сир 48.21–25; 3 Езд 1.38–40; Мф 3.3, 4.14, 8.17, 12.17, 13.14, 15.7; Мк 7.6; Лк 3.3–6, 4.17; Ин 1.23, 12.37–41; Деян 8.28–30, 28.25; Рим 10.16–20, 15.12 (Isaiah) между 664 и 612 4 Цар 22.1–23.30; 2 Пар.34.1- 36.1; 3 Езд 1.38–40 (Nahum) Софония 4 Цар 22.1–23.34; 2 Пар 34.1- 36.4; 3 Езд 1.38–40 (Zphaniah) Иеремия 626–587 4 Цар 22.1–25.30; 2 Пар 34.1–36.21; Дан 9.1–2; 1 Езд 1.1; 2 Мак 2.1–9, 15.13–16; 2 Езд 1.28–2.1; Сир 49.8–9; 3 Езд 2.18; Мф 2.17–18, 16.13- 19, 27.3–10 (Jeremiah) Иохаз, Иоаким, Иехония, Седекия Аввакум ок. 605 Иоаким 4 Цар 23.31–24.7; Дан 14.33- 39; 3 Езд 1.38–40 (Habakkuk) Даниил 605–535 Иехония, Седекия Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир 4 Цар 24.1–25.30; 2 Пар 36.5- 23; Иез 14.12–23, 28.1–8; 1 Мак 2.27–64; 3 Мак 6.6; Мф 24.15–19 (Daniel) Иезекииль 593–570 Навуходоносор 4 Цар.24.8–25.26; 2 Пар 36.9- 21; Сир 49.10–11 (Ezekiel) до 587 (?) Навуходоносор 4 Цар 25; 2 Пар 36.11- 21; 3 Езд 1.38–40 (Obadiah) Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40 (Haggai) Захария перед Дарием Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40; Ис 8.1–4; Мф 23.34–36; Лк 11.49–52 (Zechariah) Малахия ок. 433 Артаксеркс 1 Неем 13; 3 Езд 1.38–40 (Malachi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Феглафелассар продолжал свои нападения на царство Ефремово. Менаиму наследовал, но только на два года, его сын Факия (760–758), умерший смертью военного заговора, и уступивший свой престол Факею (758–738). Так как этот последний находился в союзе с Рецином, царем Сирии 21 , то оба они угрожали царству Иудину, престол которого был занят Ахазом, сыном Иофама, достигшим только двадцатилетнего возраста (741–725). Этот царь идолопоклонник дрожал пред союзом Ефрема с Сирией. Он старался увеличить свою силу союзом с Феглафелассаром, и прилечь на Рецина и Факия многочисленные воинства Ассура. Он достиг вполне своей цели, Рецин потерял свои государства и жизнь, и царь Ефрема видел, как уводили в Сирию жителей областей расположенных к востоку от Иордана и у подошвы Ливана. Но этот союз Ахаза, первый союз в этом роде, заключенный домом Давида, был достоин крайнего порицания с религиозной точки зрения как и по правилам мудрой политики; потому что дружба языческой и завоевательной державы, подобной Ассуру, была столько же опасна для Израиля как и ее вражда. Поэтому Исайя сильно восстал против такого образа действий Ахаза ( Ис.7 ), но тщетно. Между тем пророки, история которых в эту эпоху в постоянной связи со всем этим течением событий, призывают к себе наше внимание. Пророки предшествующих времен, между которыми особенно замечательны Илия и Елисей, не оставили никакого писания. После них уже было иначе; пророчества должны были быть написаны, и они записывались тем подробнее, чем более приближалась гибель, так как было необходимо, чтобы среди смятений и переворотов, слово Божие исходившее из уст людей Божиих, было предаваемо письменно и таким образом сохраняемо для будущих поколений. Шестнадцать пророков, книгами которых мы ныне владеем, разделяются, по отношению к эпохе их появления, на три различные группы. Исайю можно считать заключающим первую группу при благочестивом царе Езекии. Вторая группа начинается Софонией и Иеремией, при последнем знаменитом царе Иуды, Иосии, и заключает в себе кроме того пророков Аввакума, Авдия, Иезекииля и Даниила, внесших светильник пророческого слова среди мрака народной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Учитывая его упоминания об Иуде (1:1,7,11; 4:15; 5:10–14), нельзя исключить того, что Южное царство иногда служило пророку убежищем. Это соображение объясняет также и тот факт, что его пророчества сохранились, хотя Северное царство было разгромлено (см. также табл. на с. 217 Историческая обстановка В первой половине VIII в. до н. э. мощные державы того времени ослабели и утратили прежнее значение. Ассирия и Вавилон были вовлечены в военные действия в других местах, а Египет сделался относительно слабым (см. хронологическую табл. на с. 217 В 4Цар. 15 описываеся череда недолгих царствований и политических убийств, происходивших после кончины Иеровоама (753). Сын Иеровоамов Захария (не путать с пророком в Иудее) был убит Селлумом, которого в свою очередь поразил Менаим. Менаиму наследовал его сын Факия, но через два года он был убит Факеем, которого убил Осия. (По–еврейски это имя произносится так же, как имя пророка Осии, хотя, естественно, речь идет о разных людях.) В Ос. 1:1 никак не упоминаются эти правители, хотя время их правления частично совпадало с периодом правления вышеупомянутых царей Иуды. Быть может, это связано с тем, что их историческая роль была относительно невелика. Итак, царями Иуды в этот период были: Азария (известный также под именем Озии; 791–740 гг.), Иоафам (750–732), Ахаз (744–716) и Езекия (716–687). Обратите внимание, как соотносятся эти даты между собой. Дело в том, что в те времена была усвоена так называемая система соправления: царевич назначался соправителем еще до смерти своего царствующего отца. Эта система делала переход к новому правлению более гладким и менее уязвимым в смысле возникновения мятежей и попыток переворотов. Религиозный контекст, характерный для времени, когда проповедовал пророк Осия, находит отражение во многих частях его книги. Израильтяне под водительством Иисуса Навина завоевали Ханаанскую землю, однако им не удалось истребить хананейские племена. Эти народы и их религии продолжали существовать. Хананеи поклонялись множеству богов, среди которых главенствовал Ваал. Ваал, как полагают, был богом, подающим земле плодородие. Согласно широко распространенному мифу Ваал был убит Мотом, богом лета и засухи, но воскрес после того, как богиня Анат отомстила за его убийство. Умирание и воскресение Ваала отражало годичный цикл сезонов. Хананейская религия прежде всего была призвана «обеспечить» плодородие земли; она не придавала большого значения вопросам нравственности. В домах Ваала люди обязаны были поклоняться Ваалу и, посредством половых сношений со «священными» блудницами, побуждать его к действиям, обеспечивающим плодородие земли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Из этих таблиц только б и д представляют приблизительно исторический ход событий, а другие даны лишь для сравнения. Давид (40 лет) Соломон (40) Основание храма Ровоам (17) Авиа (3) Аса (41) Иосафат (25) Иорам (8) Охозия (1) Гофолия (6) Иоас (40) Амасия (29) Азария (Озия) (52) 789 767 789–767 Иофам (16) Ахаз (16) Езекия (29) Падение Самарии Нашествие Сеннахирима Манассия (55) 697 686 697–686 Аммон (2) Иосия (31) Иоахаз (3 месяца) Иоаким Иехония (3 мес.) Седекия (11 лет) Разрушение Иерусалима Иеровоам (22 года) Нават (2) Вааса (24) Ила (2) 900 890 900–890 Замврий (7 дней) 899 889 899–889 Амврий (12 лет) 899 889 899–889 Ахав (22) Охозия (2) Иорам (12) Ииуй (28) Иоахаз (16) Иоас (17) Иеровоам II (41) Захария (6 месяц.) Селлум (1 месяц) Менаим (10 лет) Факия (2) Факей (20) Осия (9) Падение Самарии Рассматривая библейские показания, мы видим и из разнообразия способов счисления и из очевидной несовместимости синхронизмов (если только не принять всегда меняющийся факт соцарствования), что должно искать еще другой источник для определения истинной хронологии этого периода. Источник этот, – в ограниченных размерах, – найден в Ассирийских надписях. Надписи эти датированы по Ассирийскому календарю, или канону. В этом каноне, существующем в нескольких, очень близко согласных между собою, копиях, обнимается период времени от (приблизительно) 900 до 650 год до Р. Хр.; каждый год называется именем чиновника (являющегося «эпонимом» – подобно определяемому этим термином первому из девяти Афинских архонтов, именем которого обозначается год). Упоминанием полного затмения, которое было в 763 г. до Р. Хр. (15-го июня), определяются даты всех других лет. Следующие личности и события библейской истории упоминаются в Ассирийских надписях и датированы по Ассирийскому канону. Ахав (в битве при Каркаре) 854 год Ииуй (уплата дани) Азария (война с Тиглат Пилезером) 742–740 Менаим (уплата дани) Ахаз (уплата дани) Осия (преемник Факея) Падение Самарии (близ конца года) Нашествие Сеннахирима Манассия 681–668 По Ассирийским источникам Тиглат-Пилезер (Феглаффелассар) III (745–728 гг.) вел войну (742–738 гг.) против Сирии, Эмафа и Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Так как Иеровоам умер в 784 г. до Иисуса Христа, а Езекия вступил на престол в 725, то служение Осии не могло продолжаться менее 60 лет. Таким образом пророк был призван на свое служение в очень юных годах, и это он дает нам понять, говоря, что не был еще женат когда Господь начал говорить с ним (I-2). Иеремия и Даниил точно также служили Господу от своей юности, и продолжали свои тяжкие пророческие труды до весьма преклонного возраста. Осия следует за Амосом ближайшим образом, и переживает почти тот же период времени, как и Амос. Он употребляет его слова (VIII. 14 сравни с Амосом I и II), и не раз употребляет (IV – 15; X – 5:8) название Беф-Авен (дом суеты и нечестия), данное Амосом Вефилю (дом Божий, V, 5). Жизнь Осии может быть разделена на две части: последние годы Иеровоама II, которые были временем внешнего благоденствия и общественного порядка и в продолжение которых совершились события, описанные в трех первых главах, и – последующие времена волнений и беспорядков, которые видели два анархические междуцарствия (до смерти Иеровоама II и Факия), четырех царей, убитых заговорщиками (Захарию, Селлума, Факию и Факея), четыре нашествия Ассириян (Фула при Менаиме, Феглафелассара при Факее, и Салманассара в начале и в конце царствования Осии ( 4Цap. XV и XVII). В продолжение этой-то последней эпохи, Осия главным образом совершал свое служение и видел погибель своего отечества, как Иеремия видел погибель Иуды: он предостерегал и не был выслушиваем, угрожал и не устрашал никого к спасению, обличал и не исправлял, возвещал милосердие и прощение и не трогал сердец, как обезумевший от печали, но считаемый соблазнителем. (IX, 8). Нравственное и религиозное состояние Ефремлян во время Осии было таково, каким оно уже описано нами в нашем исследовании об Амосе: цари были убийцами и развратниками, а вельможи были подобны своим царям (VII, 3–7); жрецы Иеговы мнили почитать Его под образом золотых тельцов (X, 5), злоупотребляли своим влиянием для обольщения душ (V, 1; VI, 9; VII, 1), и видели в покаянии грешников только средство жить в изобилии (IV, 8); жрецы идолов распространили по всей стране свои преступные празднества и свои прорицалища (IV, 12–14; X, 1–2; XIII, 2); одни партии опирались на Ассирию (Менаил и Фул 4Цар.15:19 ), другие на Египет, (Осия, 4Цар.17:4 ), и весь народ искал своей силы только в человеке (V, 13, VII, 8–12; VIII, 9–10; X, 4; XII, 1; потом XII, 9; VIII, 14 и пр.; все преступления вторгались в общество (IV, 2), огонь страстей воспламенял все сердца (VII, 3–7), и Ефрем искал благ земных с таким же жаром, как и Ханаан (XII, 8–9); бессмысленное спокойствие ослепляло все сердца (V, 5; VII, 9–11; IX, 7–8), внушая пренебрежение к предостережениям пророков и праведных (IV, 4; IX, 8), и уступая место в минуту опасности наружному раскаянию уст (V, 6, VII, 16, VIII, 1–2); у них господствовали полное забвение Бога и Его закона (IV, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

И не помышляют они в сердце своем, что я помню все злодеяния их: теперь окружают их дела их со всех сторон, как свидетели; они пред лицем Моим. VII, 1–2. Низшие льстят позорным страстям царя и вельмож; и все, великие и малые, бедные и богатые, все пожираемы прелюбодейным рвением к ложным богам и сладострастным наслаждениям. С меньшею силою горит огонь, который зажигает в своей печи пекарь; их страсти разгораются все более и более, и они услаждаются ими как чем-то добрым и законным; они спокойно ожидают, что наступит мгновение для удовлетворения их желаний, подобно пекарю, который замесив тесто и растопив печь, спит спокойно до тех пор, пока тесто вскиснет, и он окончит свой труд, поставив хлебы в печь. Праздничный день нашего царя, царя Израилева, есть день разврата и измены: вино придает всем этим стремлениям новый жар: князья разгорячаются до болезни вином, и царь протягивает руку свою к кощунам, которые смеются над ним; упиваясь за его столом, они питают в своем сердце мысли о возмущении и убийстве, которых нельзя ни по чему предугадать, но которые скоро обнаружатся явно; они убивают утром царя, с которым пили ночью; – так печь, растопленная вечером, не показывает наружу своей теплоты ночью, но утром из нее выходит горячее пламя. Страсти Ефремлян имеют всю разрушительную силу этого пламени; они истребили, пожрали, как пожар, своих судей (князей); все их цари, Захария, Селлум, Факия, Факей погибли от меча заговорщиков, и среди, этого разврата и этого безначалия никто не взывает ко Мне» VII, 3–7. К чуждым народам, к язычникам, обращается Ефрем в своей скорби, мое намерение было удалить мой народ от всех его соседей и сохранить его чистым в этом уединении ( Лев.20:24 ), но Ефрем смешался ( Ос.7:8 ) с Ассириянам и Египтянами. Вместо помощи от них они получили истребление, как истребляется огнем неповороченный хлеб ( Иер.48:11 ); половина царства уже опустошена и разрушена Феглафелассаром, но и при этом Ефрем не захотел обратиться к Богу, который один может спасти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В то время как царствовал этот самый Манаим и продолжал прогневлять Бога своего сильною привязанностью к идолослужению, на Самарию делает нападение Фуа царь ассирийский. Не имея возможности отразить его оружием, Манаим при помощи больших денег склоняет его удалиться из страны и прекратить войну. Когда же умер Манаим в пятьдесят втором году царствования Озии помазывается царем над Иудою и в Иерусалиме, после смерти отца своего, Иоафам, о котором написано: «и сотвори правое пред очима Господнима, по всему елика сотвори отец его Азариа. Обаче высоких не разори, еще людие жряху и кадяху на высоких» (4Цар.15:34—35); над Израилем же воцарился Факия, сын Манаима и «царствова... лета два, и сотвори лукавое пред очима Господнима» (4Цар.15:23—24). «И воста на него Факей сын Ромелиин, тристат его, и уби его в Самарии близ дому царева,... и воцарися вместо его над Израилем и сотвори лукавое пред очима Господнима и не отступи от грехов Иеровоама сына Наватова, иже в грех введе Израиля» (4Цар.15:25, 28).Во время его царствования пришел Феглаваласар, царь ассирийский, который, овладевши всей Самарией, переселил Израиля в страну Ассирийскую. Умер и Факей, после того как составил заговор против него Осия, сын Илы, который и воцарился вместо него, в двадцатом году царствования Иоафама, сына Азарии. Но «во дни оны начат Господь посылати на Иуду Раасона царя Сирска, и Факеа сына Ромелиина» (4Цар.15:37). Здесь повествование (4 книги Царств) возвращается назад, ибо Факей, как мы сказали, умер во время возмущения и заговора, составленного против него Осиею, сыном Илы. Но то, что совершилось в его время, Писание помещает среди повествования о позднейших событиях: «во дни оны, — говорит, — начат Господь посылать на Иуду Раасона царя Сирска и Факеа сына Ромелиина». Факей, сын Ромелиин, предпринял войну против своих соседей Иерусалимлян. Но когда встретил со стороны их сильное и непреодолимое сопротивление, он убеждает Раасона, царя Сирийского, быть ему союзником и помощником и вместе идти на осаду Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

История священная подтверждает фактически точность исполнения слов Божиих. С низвержением царского дома Иуя действительно само царство было сокрушено, хотя до всецелого разрушения царства со временем смерти последнего потомка из дома Иуя прошло около 50 лет. Эти 50 лет были как бы процессом окончательного разложения царства, потому что из пяти царей, следовавших до погибели царства за Захарием, последним царем из дома иуева, только Манаил умер естественной смертью , так что ему наследовал в царстве его сын (Факия), а остальные (Селлум, Факия, Факей) были низвергнуты и умерщвлены заговорщиками, последний же царь Осия был уже взят в плен царем ассирийским; царство Израилево, разрушенное Салманассаром и Сарукином, прекратило свое политическое существование навсегда, и тем самым оправдало слово Божие, сказанное Богом через пророка: «и будет в тот день: сокрушу лук израилев в долине Изреэльской» ( Ос.1:3–5 ), уничтожу через поражение в долине Изреэльской всю военную силу, на которую надеется как на свою опору (ср. Иер.48:35 ) царство, сокрушу вообще всякую силу, всякое могущество ( Быт.49:24 ) царства. Именем первого дитяти «Изреэль» пророк обозначил разом и погибель царя, и погибель царства. Чтобы эту угрозу укрепить и отнять у народа всякую надежду на спасение, пророк возвещает еще два рождения. «И зачала еще, говорит пророк, и родила дочь; и сказал (Иегова) ему (пророку): нареки ей имя Ло-рюхама (Непомилованная); потому что, говорит Иегова, Я уже не помилую дома израилева, чтобы прощать и прощать их». Второе родившееся дитя женского пола своим именем показывало, что Господь не будет более оказывать милостей отверженному народу, прощая грехи и не наказывая за них, как это Он делал доселе еще, напр. вместо наказания посылал счастливые победы над врагами Иеровоаму II; а своим полом (женского рода) новорожденное дитя возвещало народу, что Господь свое отвержение прострет на всех людей без исключения: как на мужчин, так и на женщин ( Ос.1:6 ). Определение Божие неизменно. Народ израилев всецело отвергнут Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008