Но спустя шесть месяцев после своего воцарения, он был умершвлен Селлумом, который после одномесячного царствования сам был убит Манаимом, царствовавшим после того в Самарии в продолжении 10 лет ( 4Цар.15:14–17 ). При нем ассирийский царь Фула вторгнулся в пределы Израиля и ушел получивши громадную дань ( 4Цар.15:19,20 ). Манаиму наследовал сын его Факия, но после двухлетнего царствования был убит сановником своим Факеем, сыном Ремалии, царствовавшим потом в продолжении 20 лет ( 4Цар.15:22–27 ), и своим союзом с царем сирским против царства иудейского только ускорившим погибель своего царства. Осажденный Факеем и сирианами, царь Ахаз призвал на помощь ассирийского царя Феглафеллассара, который завоевал Дамаск, разрушил царство сирийское и завладел частию царства израильского, всею заиорданскою областью ( 4Цар.15:29 ). Против Факея составил заговор Осия, сын Илы, и умертвил его на 4 году царствования Ахаза, после чего снова восьмилетнее междуцарствие терзало страну, так что Осия только на 12-м году Ахаза достиг престола; но очень скоро затем сделался данником ассирийского царя Салманассара. И когда он, в надежде на египетскую помощь, перестал платить дань ассирианам, Салманассар снова явился под Самарией, опустошил всю страну и отвел Израиля в плен в Ассирию ( 4Цар.15:30, 17:1–6 ). Сообразно такому состоянию своего времени, пр. Осия при Иеровоаме выставляет на вид народу его грехи, изображает идолопоклонство и другие беззакония израильтян и иудеев и призывает вероломного Израиля к обращению (г. 1–3). Когда же постигло истребление дома Ииуева, и когда грехи народа безмерно усилились, пророк возвещает развращенному поколению неумолимый суд Божий, на котором спасутся только те, которые обратятся к покаянию гл. 4–14. Обозрение содержания книги пророка Осии для последовательного ее чтения Израиль сначала призывается к обращению символическими действиями пророка. Осия, по повелению Божию, берет себе жену любодейную, женится на ней и рождает от нее детей любодеяния, чтобы этим браком наглядно изобразить отношение Израиля к своему Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Историческая обстановка . Пророк Осия пророчествовал на территории Северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до Р. Х. В Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Uepoboaмa II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он увеличил до пределов, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, отступление от Закона Божьего. Поэтому далее следует падение, династия обрывается, и идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии и вошел в союз с Египтом. Каким было нравственное состояние страны? В храмах в Вефиле и в Дане Иеровоам I стал ставить священников не из числа левитов (3 Цар. 12: 31). По понятным тогда причинам в тот момент еще многие левиты на это никак не могли согласиться. Более того, мы часто видим и еще более грубые религиозные отступления. Вводятся культы Сидонских божеств. Иногда их служители истребляются как бы ради восстановления истинного богопочитания, которое тем не менее не восстанавливается. Эти изменения, очевидно, не слишком благоприятно воздействовали на религиозность населения. С другой стороны, судя по тому что говорится у пророков о священниках израильских, они были заняты двумя главными делами: первое – это поддержание величественности культов и второе – это угождение князьям и сильным мира сего, то есть обеспечение их и своего земного благополучия. Это, очевидно, тоже сказывалось на том, что они не особенно заботились о народе и его религиозной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Но царь ассирийский не удовольствовался и этим: он теперь же отвел в плен множество Израильтян, и поселил их в ассирийских странах. ( 1Пар.5:26 ). Благодаря поддержке ассирийской, Манаим удержался на престоле до конца жизни. Но обременительный налог на состоятельных и сильных граждан, которым куплено это покровительство, без сомнения, возбудил негодование и ненависть против его фамилии. Поэтому его сын Факия царствовал только два года: вследствие заговора он потерял и трон, и жизнь. Один из сановников его, Факей, сын Ремалии, во главе пятидесяти заговорщиков из Галаада, вторгся в царский дворец и умертвил царя с двумя его приближенными Арговом и Арием. Царствование Факея было одно из самых бурных: беспорядки и борьба партий, возбужденные претендентами на престол, достигли высшей степени, и были причиной вторжения Феглаффелассара в землю Израильскую. По свидетельству книги Царств, Факей царствовал 20 лет ( 4Цар.15:27 ), а между тем, по указанию той же книги, от вступления его на царство до его смерти, последовавшей в 12-й год Ахаза, царя Иудейского, от руки Осии, сына Илы, который и занял его престол, – протекло 28 или 29 лет 9 . Это странное обстоятельство объясняется нам двумя ассирийскими надписями, историческое значение которых в первый раз раскрыто ученым Опертом 10 . Из них видно, что царствование Факея было прервано на семь лет, что он свергнут был с престола вторым Манаимом, вероятно, сыном Факии. Обясняют это так: «Феглаффелассар II отправился в Сирию для покорения города Ариада, который отказался повиноваться ему; осада продолжалась три года (с 74l до 739). Присутствие царя ассирийского в соседстве с царством Израильским произвело здесь революцию; Факей низвергнут был Манаимом II, который, в надписи восьмого года царствования Феглаффелассара (737), считается между его данниками. Но в 734 г. Факей, пользуясь тем, что царь Ниневии занят был войной в Армении, снова овладел короной, объявил себя независимым от Ассирии, и заключил союз с Раассоном, царем Дамасским, для противодействия Ассирии 11 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Менаим умер спокойно после десятилетнего правления, но сын его Факия после двухлетнего правления был свержен с престола и убит Факеем. Для восстановления своего государства за счет родственного иудейского царства он заключает союз с Рецином, царем сирийским, но следствием этого союза было завоевание Рецином для себя же заиорданских областей до Елафа при аравийском заливе, принадлежавших раньше израильскому царству. Вслед затем Факей является подвластным Феглафелассару ассирийским наместником в Израиле. Его долгое царствование (20 лет по 4Цар.15:27 ), ознаменованное постоянными и неудачными войнами, истощило наконец терпение подданных, и он был умерщвлен заговорщиком Осией, занявшим трон. Этот последний царь не в состоянии был удержать падение государства. Он вздумал освободиться из-под подданства Ассирии, но заключенный им с этой целью союз с Египтом послужил поводом ассирийскому царю Салманассару к открытому походу против Самарии, которая и была взята после трехлетней осады, и таким образом был положен конец израильскому царству, – после чего израильтяне отведены в плен в Ассирию. Благоденствие народа в царствование Иеровоама II и богатства, бывшие плодом его завоеваний и обширных торговых сношений с иноземцами, порождали в израильтянах гордость и беспечность, склонность к изнеженной жизни и роскоши, страсть к чувственным удовольствиям. Проникновение иноземных языческих обычаев разрушило древнюю строгость нравов Израиля. Страсть к роскоши и пышности послужила источником для хищничества и всех видов обмана по отношению к беззащитным простым гражданам государства. Блестящие военные дела Иеровоама имели своим следствием и то, что военные вельможи в государстве получили неограниченное преобладание, из которого они делали самое широкое употребление. Утопая в роскоши и изнеженности, они грабили и истощали бедный народ, являвшийся совершенно бесправным по отношению к вельможам. Об упорядоченном охранении общественного права не было и речи. Подкупом перед судом можно было достигнуть всего; посему бедный никогда не мог достигнуть справедливости, а достойный смерти тиран оставался безнаказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Влияние пророков израильского народа и раньше простиралось за пределы его владений и признавалось даже во враждебной Сирии, но теперь силу боговдохновенного слова посланников Иеговы должны были признать и жители далекой, гордой столицы могущественной Ассирии. Посланничества этого устрашился даже сам пророк и хотел тайно бежать в Фарсис, далекую финикийскую колонию в Испании; но во время бури, изобличенный мореходами в своем грехе и выброшенный по жребию в море, он был пожран большою морскою рыбою, и только уже выброшенный ею на берег отправился к месту своего назначения. Ниневия в это время находилась на вершине своего могущества и богатства. Это был один из величайших городов древности. Стены его грозно возвышались почти на пятнадцать сажен и были настолько широки, что по ним могли рядом скакать три колесницы, и они защищались 1 555 башнями, каждая до тридцати сажен высотою. Занимаемое ею пространство было не менее ставерст в окружности. Что касается населения, то о нем можно судить по тому, что в нем числилось 120 000 таких младенцев, которые не умели еще различать правой руки от левой. Как город языческий, Ниневия отличалась чрезмерной гордостью и нечестием, и вот израильский пророк и должен был преподать ей урок смирения и благочестия. И проповедь его имела полный успех. Ниневитяне смирились и покаялись, признавая в Ионе вестника какого-нибудь «неведомого Бога», которого, однако же, чтили язычники. Подробности этого знаменитого путешествия пророка Ионы описаны в его книге, именно в «книге пророка Ионы». Таким образом, на время была отвращена от царства Израильского опасность чужеземного завоевания и предоставлена возможность для покаяния и исправления. Но зло в нем восторжествовало окончательно. После Иеровоама II идет ряд царей (Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей), которые быстро сменяются один за другим на престоле в Самарии, ознаменовывая свое кратковременное правление нечестием и кровожадностью, все более ослабляя свое царство и подготовляя ему неминуемую гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

был смертельно ранен Ахав. Если так, то Ахав умер в том же 6-м году царствования Салманассара II, к которому, по надписи этого ассирийского царя, относится и его борьба с союзниками, во главе которых стоял царь сирийский. Если уже под 18-м годом Салманассара II в ассирийском памятнике упоминается об изъявлении покорности этому ассирийскому царю Ииуем израильским, то и библейские свидетельства о продолжительности царствования двух ближайших преемников Ахава могут быть соглашены с этим показанием ассирийского памятника. По 3Цар.22:51 , Охозия, сын и непосредственный преемник Ахава, воцарился в17-й год Иосафата иудейского и царствовал два года, так, однако ж, что его преемник Иорам другой сын Ахава, воцарился еще в 18-м году Иосафата. Следовательно, если Ахав умер Охозия воцарился в 6-м году Салманассара II, то и восшествие на престол Иорама должно было последовать уже в следующем 7-м году того же царя. Иорам по 4Цар.3:1  царствовал 12 лет, которых конец совпадает с 18-м годом Салманассара, когда по ассирийскому памятнику изъявил покорность этому Салманассару уже Ииуй. Последний, по этому вычислению, должен был в тот год только что воцариться. Если так, то от 18 года Салманассара II до 1 года Саргона прошло столько же, сколько от вступления на престол Ииуя до падения Самарии и от воцарения Гофолии, одновременного по Библии с воцарением Ииуя, до 6 года Езекии включительно. Между тем по Библии в Иудее царствовали: Гофолия 7 лет Иоас 40 Амасия 29 Озия 52 года Иоафам 16 лет Ахаз 16 лет и Езекия 6, всего 166 лет. Продолжительность царствования царей израильских в промежуток между теми же событиями определяется цифрами, дающими меньшую сумму. Ииуй, вступивший на престол в одно время с воцарением Гофолии в Иерусалиме, царствовал 28 лет Иоахаз 17 лет Иоас 16 лет Иеровоам II 41 год Захария 6 месяцев Селлум 1 мес. Манаим 10 лет Факия 2 года Факей 20 лет Озия 9 лет, всего 142 года 7 месяцев, «Христ. Чтен.», 1884 г. По списку же эпонимов, не допуская в нем перерыва, от 18-го года Салманассара II (=1-го года Ииуя) до 1-го года царствования Саргона (=года падения Самарии), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

начнет опустошать и разрушать царство Израильское и Сирийское, восставшие против Иудеи (8:3–4 157 ). За то, что этот народ (иудеи) пренебрегает водами Силоама, текущими тихо или, по переводу Халдейскому, невзлюбили царства дома Давидова спокойного и мирного, как воды Силоамского потока (таково было мирное 16-тилетнее предшествовавшее царствование Иоафама), а захотели иметь над собою властителями Раассона и Факия, царей в то время славных и воинственных (следовательно, нашествие Сириян и Израильтян было устроено заговорщиками и изменниками; а потому указание на обетование о рождении Еммануила из племени Давидова противопоставлено замыслам против этой династии и имеет в устах Исаии особый глубокий политический смысл), то в наказание за такую измену Господь наведет на Иудею царя самого могущественного и славного, – царя Ассирийского, который прольется на Иудею, как река многоводная все потопляющая; но тогда твои крыла, о Еммануил, прикроют землю твою (в коей ты имеешь родиться) и не допустят исполниться замыслам опустошителей (Ассириян). Да знают это язычники до отдаленных земель; да уразумеют сильные (вельможи Иерусалимские), что совет их против Иудеи разорится и слово их не сбудется (8:5–10 158 ). Поэтому жители Иудейского царства не должны судить об угрожающих опасностях по общепринятым понятиям, по усвоенному тогда взгляду на могущество царей (8:11–12 159 ); а должны бояться и свято чтить только Сущего  ( Саваофа) (8:13 160 ); Он защитник; Он же и каратель Своего заблуждающегося народа (8:14–15 161 ). Его повеления надобно ждать; с Его пророческим словом надобно советоваться, а не со чревовещателями и ворожеями (8:16–20 162 ); иначе придет жестокое бедствие и доведет Иудеев до отчаяния и богохульства (8:21–22 163 ). Впрочем, и это предсказываемое бедствие будет иметь конец. Как имеющие вскоре начаться бедствия унизят колено Завулоново и Неффалимово, так последующие за тем события прославят всю Галилею; она будет озарена светом великого Просветителя, коим явится из дома Давидова отрок – царь по своей природе, по имени Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Он распространит царство и мир, и утвердит престол Давидов законом и правдой на всю вечность. Ревность Господа Саваофа соделает это (9:1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

4Цар. 14:17–19; 2Пар. 25:26– 27 По смерти Иоаса, царя Израильского, Амасия жил еще 16 лет. Против него составлен был заговор. Он бежал от него в Лахис, но заговорщикн нашли его здесь и убили. 9. Озия, сыв Амасии – цари Израильские:14. Иеровоам II, 15. Захария, 16. Селлум, 17. Манаим, 18. Факия и 19. Факей – Исаия пророк 4Цар. 14:23–28 Иеровоам II, царь Израильский, несмотря на то, что не оставил служения тельцам, вел счастливые войны с Сириею. Господь помогал ему потому, что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Древние пределы Израильского царства на севере были восстановлены, и самый Дамаск завоеван. Счастливое царствование Иеровоамово продолжалось 41 год. 4Цар. 14:21– 22; 15, 1–5 ; 2Пар. 26:1–23 Между тем царство Иудейское должно было претерпеть неустройство безначалия. Наследник Амасии Озия, иначе называвшийся Азариею, имел не более пяти лет, когда убит был его отец; царем он призван был не ранее как в шестнадцатилетнем возрасте, в двадцать седьмом году царствования Иеровоамова, и царствовал 52 года. Он был нелицемерно благочестив, доколе пользовался наставлениями Захарии, исполненного пророческим даром; и Бог споспешествовал ему во всех делах его. У него было 307,500 прекрасно вооруженного и отлично обученного войска; над ним поставлено было 2,600 военных начальников. С этим войском он разрушил крепости Фнлистимские, победил Аравийские племена и заставил Аммонитян приносить ему дары. Прошедши до Эланнтского залива Чермного моря, он опять завоевал и обстроил приморский город Элаф, который некогда покорен был Давидом, но потом возвращен Идумеями. Стены Иерусалимские были укреплены башнями, на которых устроены были стрелометные и каменометные машины. Для большей безопасности столицы возведены были башни в пустыне, где также выкопано было множество колодезей для скота. Он распространил скотоводство; развел виноградники на горах, особенно в восточной части Иудея, и любил земледелие. Слава о нем распространилась до отдаленных пределов. Но когда он достиг высоты могущества, тогда возмечтал о себе на свою погибель. Он вошел в святилище, чтобы возложить фимиам на алтарь кадильный. Вслед за ним вошел первосвященник Азария, в сопровождении осьмидесяти священников, и начал говорить ему: «тебе не следует кадить фимиамом пред Господом: это есть дело священников, сынов Аароновых, которые на то и посвящены, чтобы возносить курения. Удались из святилища! ты согрешил, и Господь Бог не прославит тебя». Озия вспылил гневом на священников Господних; но тотчас же ощутил следы гнева Божия на себе самом: проказа легла на его чело, в виду священников, у самого алтаря кадильного. Он поспешил выйти. Болезнь не покидала его до самой смерти, и он должен был жить в отдельном дворце, предоставивши правление сыну своему, Иоафаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Личность пророка и его время. Пророк Осия (евр. [Хошеа] – «спасение»), согласно надписанию его книги ( Ос.1:1 ), жил и пророчествовал в Израильском царстве «во дни Озии (791–740 гг.), Иоафама (751–736 гг.), Ахаза (735–716 гг.), Езекии (729–687 гг.), царей иудейских, и во дни Иеровоама II (793–753 гг.), царя израильского». Из этого надписания следует, что Осия, начавший пророчествовать, самое позднее, в последнее десятилетие 40-летнего царствования израильского царя Иеровоама II далее проходил своё служение при его преемниках: Захарии, Селлуме, Менаиме (751–742 гг.), Факии, Факее (740–732 гг.) и Осии (731–723 гг.), так как эти преемники Иеровоама II были современниками перечисленных в надписании трёх иудейских царей. Конец служения пророка можно определить из Ос. 12:1 , где содержится обличение пророка за поиски союза с египтянами против ассирийцев, которые имели место за несколько лет до 722 г. до Р.Х. и послужили поводом для нашествия ассирийцев, окончательно разрушивших Израильское царство в 722 г. Пророческое служении Осии, таким образом, приходится на 760–725 гг. до Р.Х. Вполне возможно, что пророк дожил до падения Израильского царства в 722 г. Время пророческого служения Осии было очень бурным, как в политическом, так и в религиозно-нравственном отношении. Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от Емафа (севернее Дамаска) до Мёртвого моря ( 4Цар. 14:25–28 ) и доставил ему могущество и силу, которого оно не знало со времени Давида и Соломона. Но после смерти Иеровоама II начался целый ряд дворцовых переворотов и быстрый упадок царства. Сын его Захария, последний представитель дома Ииуя, занимавшего израильский престол целое столетие, на 6-м месяце своего царствования пал жертвой заговора Селлума ( 4Цар. 15:8–10 ). Через месяц Селлум был убит Менаимом. Власть последнего была настолько слабой, что он обратился за поддержкой к ассирийскому царю Фулу (Тиглатпаласару III), уплатив ему 1000 талантов серебра, чтобы он (как говорит ассирийская надпись) «поддержал царство в его (Менаима) руках» (ср. 4Цар. 15:19 ). Сын и преемник Менаима – Факия – через два года был умерщвлён Факеем; последний в свою очередь был низложен и убит Осией ( 4Цар. 15:30 ), на 9-м году которого ассирийский царь Саргон овладел Самарией и положил конец существованию Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Оно облегчается еще тем, что при сообщении о воцарении всякого нового царя указывается и год царствования соответствующего царя в другом царстве. Но эта двойная система счисления имеет и свои невыгоды, так как при малейшем видоизменении цифры (что, несомненно, и случалось при переписке книг) запутывалось все летосчисление. В книге пророка Иезекииля все время «беззакония дома Израилева» определяется в 390 лет; эта цифра и показывает приблизительно время существования народа еврейского от Иеровоама до разрушения Иерусалима. Цифра эта согласуется и с частным показанием лет царствования царей в обоих царствах 264 . Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:Цари иудейские: Ровоам – 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия – 3; Аса – 41; Иосафат – 25; Иорам – 8; Охозия – 1; Гофолия – 6; Иоас – 40; Амасия – 29; Озия – 52; Иоа-фам – 16; Ахаз – 16; Езекия – 29; Манассия – 55; Амон – 2; Иосия – 31; Иоахаз – 3 месяца; Иоаким – 11 лет; Иехония – 3 месяца; Седекия – 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват – 2; Вааса – 24; Ила – 2; Замврий – 7 дней; Фамний и Амврий – 4 года; Амврий один – 8; Ахав – 22; Охозия –2; Иорам – 12; Ииуй – 26; Иоахаз – 17; Иоас – 16; Ие-ровоам II – 41; Междуцарствие – 11; Захария – 6 месяцев; Селлум – 1 месяц; Менаим – 10 лет; Факия – 2; Факей – 20; Осия – 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х. Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки. Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980–963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая – суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008