8 Пособием к соглашению этих различных данных служат для нас две книги проф. Brandes Heins 1) Die Komigsreihen von Iuda und Israel nah den biblischen Berichten und den Keilinschrifmen u 2) Abhandlungen Geschichte des Orients im Alterthum. Itaile. 1874. 9 Этого предположения на первый взгляд не позволяет допустить то обстоятельство, что в 4Цар.15:25  Факей назван вельможей или сановником Факии, сына и преемника Манаима. Но если Факей был в первые годы Манаима шалиш, то тоже звание могло быть прилагаемо к нему и с тех пор, пока его царское достоинство не стало общепризнанным в государстве. 10 Заслуживает внимания показание хроники Евсевия, по латинскому и армянскому переводу которой и Манаим и Факия, его сын, царствовали по 10 лет. И в греческом тексте хроники эти цифры стоят по многим рукописям. И Синкелл (около конца VIII в.) в своей хронографии продолжительность двух указанных царствований определяет теми же цифрами. Таким образом, Манаим и Факия представляются царствовавшими оба вместе двадцать лет, т. е. ту самую сумму лет, которую и по памятникам клинообразного письма надо считать от времени воцарения Манаима до начала единоличного царствования Факея. 11 Конечно, в 4Цар.15:30  мы имеем единственный случай счисления времени по эре воцарения Иоафама применительно к событию, имевшему место уже после смерти Иоафама, и этот случай выходит из ряда обыкновенных в 3 и 4 книгах Царств и 2 книге Паралипоменон хронологических указаний, в которых время событий определяется по годам царствующих в данное время царей. Но другой случай отступления от этого обыкновенного приема хронологических указаний мы имеем, вероятно, во 2Пар.16:1 , где поход Ваасы царя израильского на Иудею полагается в 36-й год Асы иудейского, несмотря на то, что уже в 26-м году Асы (по 3Цар.16:8 ), после смерти Ваасы, воцарился над Израилем Ила, и даже Амврий начал царствовать еще в 31-м году Асы ( 3Цар.16:23 ). Эта несообразность может быть устранена только предположением, что во 2Пар.16:1 , разумеется, 36-й год от разделения царств и что первоначально в указанном месте находились слова: в «тридцать шестой год от разделения царств, в шестнадцатый год царствования Асы» каковое чтение сократилось, приняв тот вид, какой имеет оно в настоящей еврейской Библии, по недосмотру переписчика, который после первого прямо написал то, что следует за вторым. Если это предположение верно, то здесь мы имеем пример употребления эры, в других случаях также не применяемой ветхозаветными священными писателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Израильское царство Израильское царство образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие пр. Ахией ( III Цap. XI, 31–40 ). Соломон хотел было умертвить Иеровоама, но тот убежал в Египет и оставался там до смерти Соломона, а затем возвратился ( III Цap.XII, 2, 3 ) из Египта в Сихем. В качестве народного представителя, явившись с собранием израильтян к новому царю, он требовал от него облегчения податей, наложенных на народ Соломоном; когда же Ровоам отказался исполнить это требование, то вследствие сего десять колен возмутились против него и поставили царем Иеровоама. Только два колена, Иудино и Вениаминово, остались верными Ровоаму. Таким образом образовались два царства: Израильское и Иудейское. Опасаясь, чтобы дом Давидов снова не воцарился над всем Израилем, Иеровоам ввел идолопоклонство и языческие обряды в царстве Израильском. Это произошло в 980 г. до Р. X. Первоначальной резиденцией царства Израильского был город Сихем, а затем Иеровоам перенес ее в Самарию. Он имел 18 преемников, и Израильское царство существовало 254 года. Оно пало со взятием Самарии Салманассаром в 721 г. до Р. X. Имена царей израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке, следуя хронологии прот. Богословского: Иеровоам I в 980 г. до Р. Х. Надав 960 Вааса 959 Ила 936 Замврий 935 Амврий 935 Ахав 924 Охозия 905 Иоарам 904 Ииуй 892 Иоахаз 854 Иоас 850 Иеровоам II 835 Захария 772 Селлум 771 Манихем 771 Факия 760 Факей 758 Осия 731   Взятие Самарии в 699 г. Между царствованием Иеровоама II и Захарии было междуцарствие, продолжавшееся, как полагают, 12 лет, и второе междуцарствие, продолжавшееся 8 или 9 лет, произошло между царствованием Факея и Осии. История Израильского царства и царей оного почти всецело содержится в книгах Царств и Паралипоменон, но о многих событиях в царстве Израильском упоминается и в книгах пророческих. Впрочем, к сожалению, должно заметить при этом, что начиная с первого царя даже до последнего ни один из них не отличался высокими нравственными качествами или особенной религиозностью. Большинство же их были прямо безнравственны и предавались идолопоклонству. Осия признал над собой власть Ассирии, но через короткое время изменил ей и за это был наказан потерей Самарии и лишением свободы. Остатки населения Израильского царства, после многих лет религиозного отступничества, нравственной распущенности, анархии, были выселены Салманассаром в Ассирию, и царство Израильское навсегда потеряло свою самостоятельность и народность. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Факия, сын Манаимов наследовал могущество и идолопоклонство отца своего: он царствовал только два года. Факей, сын Ромилиин, военачальник его, принес его в жертву своему честолюбию, похитил венец его и носил оный двадцать лет. Факей был столь же нечестив, как и его предшественники, и Бог поручил отмстить за Себя Фелгаффелласару Царю Ниневийскому или Ассирийскому, Государь сей подобно потоку разлился по владениям Факея, увел в плен всех жителей, обитавших по ту сторону Иордана и рассеял их по своим обширным областям. Не одним только сим бедствием наказал Бог идолопоклонство Царя Израильского: Осия умыслил на жизнь его и исторг оную у него, как он сам исторг жизнь у своего Государя. Осия намеревался овладеть престолом; но смятение Государства, и разные стороны, восставшие в оном, по прошествии уже девяти лет позволили ему вступить на оный. Он сотворил лукавое пред Господом; и хотя не простер столь далеко злодеяния, как все бывшие до него венценосцы; в его однако ж царствование долженствовало обнаружиться отвержение Израильтян, которое столь давно было предсказано, и которого столь мало страшились. Салманассар, сын и преемник Фелгаффелдасаров, но гораздо страшнейший его, явился и все покорилось ему: и Осия поспешил заплатить ему годовую дань. Но по некотором времени, возгордясь покровительством Царя Египетского, он хотел свергнуть иго. Салманассар, раздраженный такою дерзостью, пришел снова, все ниспровергнул, повсюду распространил опустошение и смерть, и окружил дерзновенного своего данника в Самарии. По трехлетнем облежании, столица сия была взята и разрушена почти до основания. Осия обременен был оковами и ввержен в ужасную темницу, где и умер спустя девять лет после похищения престола. Десять колен были переведены в Ниневию, а оттуда рассеяны между народами иноплеменными. Избежавшие плена смешались с Иудеями, и составили слабую часть Царства Иудейского. Так кончилось Царство Израильское по прошествии двух сот пятидесяти четырех лет после разделения. Господь не преставал посылать к сему мятежному народу Пророков, говоривших ему: Обратитеся от путей ваших лукавых и сохраните заповеди Моя и оправдания Моя (XVII. 13). Но сей неукротимый народ, подобно предкам своим, был упрям и непреклонен, и никогда истинно не трогался ни отеческим и призываниями своего Бога, ни страшными Его прещениями. Наконец он сделался несчастною жертвою своего упрямства, и Всевышний, утомленный толикими злодеяниями, отринул его от очей Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пророку Осии пришлось проходить свое служение при трудных обстоятельствах. Страна переживала тяжелое политическое состояние. Иеровоам II расширил предел Израильского царства от Емафа до Мертвого моря ( 4Цар 14.25–28 ) и доставил ему могущество и силу, которых оно не имело со дней Давида и Соломона. Но тотчас по смерти Иеровоама начался быстрый упадок царства. Последний представитель дома Ииуева Захария на 6-м месяце своего царствования пал жертвой заговора Саллума ( 4Цар 15.8 и 9). Через месяц Саллум был убит Менаимом. Менаим мог держаться на троне только при посторонней помощи. Эту помощь он получил от ассирийского царя Фула, уплатив ему большую дань. Сын и преемник Менаима – Факия после двух лет своего царствования был умерщвлен Факеем ( 4Цар 15.26 ). Факей в свою очередь был низложен и убит Осией ( 4Цар 15.30 ). Таким образом, после смерти Иеровоама в десятиколенном царстве водворилась анархия, престол переходил от одного узурпатора к другому, во внутренние дела страны вмешались ассирияне, вскоре положившие конец северному царству. Тяжелое положение переживала страна и в отношении религиозно-нравственном. В стране господствовал введенный Иеровоамом 1-м, по политическим соображениям, культ тельцов, центрами которого были святилища в Вефиле и Дане. Представляя в образе тельца Иегову, народ стал приравнивать Иегову божествам языческим и, смешивая его с Ваалами, усвоил Иегове имя Ваала ( Ос 2.16 ). Незаконное само по себе служение тельцам явилось, таким образом, ступенью для перехода от религии Иеговы к культу языческому. Это отпадение от Иеговы отражалось на нравственном состоянии народа. В народе исчез страх и пред святостью закона, и пред святостью Бога. Не было ни истины, ни милосердия; клятвопреступления, убийства, обман, воровства, прелюбодеяния ( Ос 4.1–2 ) распространились по всей стране, проникли во все слои общества. Священники занимались разбоем и грабежом ( Ос 4.8, 5.1–6 ), князья «пылали к злодейству, как раскаленная печь», народ утопал в разврате ( Ос 4.13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Упомянув о самохвальстве Израильтян, мечтающих скоро оправиться от последствий контрибуции ( 4Цар 15:19–20 174 ) и опеки царя Ассирийского Пула или Фула (кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами (9:10)), пророк показывает, что они, не вразумляющиеся постепенностью наказаний, т. е. ни войною (9:8–12 175 ), ни гражданскими беспорядками, вероятно, свержением одних и восшествием других царей на престол и междуцарствиями (9:13–17 176 ), ни засухой и междуусобиями (9:19–21 177 ), частью падут на предстоящей войне с Ассириянами, частью пойдут в плен (10:1–4 178 ). Вероятно, здесь разумеется то, что Факию, сына Манаима, убил Факей, но сам свергнут с престола и потом убит Осией, последним царем Израильским. А до восшествия Осии на престол было девятилетнее междуцарствие, ибо свергшие Факия с престола неожиданно встретили сопротивление в его, Осии, приверженцах, с кем и вели девятилетнюю войну, пока Факей не был убит Осией, очистившим таким образом себе дорогу на Израильский престол. Третья пророческая речь  из произнесенных во дни Ахаза, излагается с пятого стиха десятой главы по двенадцатую главу. Эта речь направлена против Ассириян и произнесена, вероятно, вскоре после взятия Дамаска, когда быстрый успех или военное счастие пробудило в Ассириянах обширные завоевательные мечты насчет царства не только Израильского, но и Иудейского. Пророк обнаруживает эти мечты и излагает пути Божественного промысла, чтобы народ Иудейский понял, что решитель судьбы народов есть Сущий Бог Израилев. Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего; а он все успехи приписывает своей мудрости и могуществу (10:5–14). За таковую неуместную гордость, похожую на то, как будто секира может величаться пред секущим ею, Господь грозит у Ассириян отнять их преобладание над народами. Так остаток Израиля, т. е. царство Иудино, свергнет их иго (принятое Ахазом), и Иерусалимлянам пока не следует бояться Ассириян, хотя они и пойдут на Иерусалим через Аггай, Махмас до Новы (пророк за 20 лет или более столь ясно видит предстоящее нашествие Сеннахиримово, что пишет военный маршрут и в именах городов обозначает станции), даже погрозят рукой горе Сионской (10:15–33 179 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Разрушение Иерусалима 586 г. История еврейского царства после разделения Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. VI. Вавилонский Плен (597–539 гг. до н. э.). Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил Археологические Подтверждения Библейских Событий VII. Иудея под Властью Персов  (539–332 гг. до н. э.). Указ Кира об освобождении евреев из плена 538 Построение второго Иерусалимского храма 537–515 Пророки Аггей, Захария, Малахия Деятельность Ездры и Неемии 458–433 Восстановление Иерусалимских стен 445–443 VIII. Иудея Под Греческим Владычеством (332–143 гг. до н. э.). Александр Македонский 356–323 Египет Сирия Династия Птоломеев Династия Селевкидов Птоломей I Лаг 323–285 Селевк I305–281 Птоломей II Филадельф 285–246 Антиох III Великий 223–187 Перевод семидесяти 285 Селевк Филопатор 187–175 Птоломей III Филопатор 221–205 Антиох Епифан 175–164 Антиох Евпатор 164–162 ИУДЕЯ ПРИ МАККАВЕЯХ Маттафия 168–166 Иуда 166–160 Обновление храма 165 Симон 143–134 Иоанн Гиркан 134–104 Аристовул I 104–103 Александр Аней 103–76 Александра 76–67 Аристовул II, Гиркан II 67–63 IX. Иудея под Римским Владычеством  (Начиная с 63 г. до н. э.). Завоевания Помпея на Ближнем Востоке Антипатор 47–43 Ирод Великий 37–4 г. до н. э. Приложение З. Археологические Подтверждения Библейских Событий  Предания о творении мира. 1. Среди многочисленных народов земного шара сохранились предания о творении Богом мира и человека, но все они искажены ложными языческими представлениями о богах и бесконечно отличаются от возвышенной монотеистической истории творения мира, изложенной в Святой Библии. Для примера приведем здесь вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием «Энума элиш», которую прочитал на клинописных глиняных табличках знаменитый археолог Джордж Смит. Эти клинописные таблички были найдены на юге Месопотамии и датируются примерно 1800 годом до н. э. Содержание мифологического эпоса кратко можно изложить так.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Скачать epub pdf Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета I. Творение Богом Мира И Человека. II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Допотопный Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960 Потоп. IV. Мир Послепотопный. Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Патриархальный Период (XIX-XVII вв. до н.э.) Патриархи Авраам (примерно в 1850 г. до н.э. переселился в Ханаан) Ревекка Рахиль, Лия Сыновья Иакова 1. Рувин 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 6. Неффалим 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н.э.) III. Период Вождей (1290–1200 гг. до н.э.) Моисей, Иисус Навин a. Выход евреев из Египта 1250 b. Синайское законодательство 1250 c. Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV. Период Судей (1200–1025 гг. до н.э.) Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил. V. Период Царей (до разделения) Саул (1040–1010), Давид (1010–970), Соломон (970–930). История еврейского царства после разделения Иудейское царство (930–586) Израильское царство (930–722) Пророки: Авдий Цари: Ровоам 930–914, Авия 913–911, Аса 911–870, Иосафат 870–848, Иорам 848–841, Охозия 841, Гофолия 841–835. Пророки Цари: Иеровоам I 930–910, Нават 910–909, Ваас 909–886, Ила 886–885, Амврий 885–874, Илия Ахав 74–853, Елисей Охозия 853–852. Иоиль, Иоас 835–796, Иона Иора 852–841, Амасия 796–781, Ииуй 841–814. Озия 781–740, Иоахаз 814–798, Михей, Иоафам 740–736, Иоас 798–783, Исаия, Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743, Езекия 716–687, Осия Менаим 743–738, Падение Самарии, Факия 738–737, Манасия 687–642, Факей 737–732, Амон 642–640, Осия 732–724. Наум, Иосия 640–609, Падение Самарии 721 г. Аввакум, Иоаким 609–597, Софония, Седекия 597–586, Иеремия, Разрушение Иерусалима 586 г. VI. Вавилонский Плен (597–539 гг. до н.э.) Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Иоас воцарился: в 7-й год Ииуя (см.: 4 Цар. 12: 1) – (90±1)+(6.5±0.5)=96.5(±1.5); после Гофелии (6) – (90±1)+6= 96(±1) . Иоас воцарился: после Ииуя (28) и Иохаза (17) ; в 37-й год Иоаса (см.: 4 Цар. 13: 10–11) – (96±1)+(36.5±0.5)= 132.5(±1.5) . Амасия воцарился: после Иоаса (40); во 2-й год Иоаса израильского (см.: 4 Цар. 14: 1–2) – (132.5±1.5)+(1.5±0.5)= 134(±2) . Иеровоам (второй) воцарился: в 15-й год Амасии (см.: 4 Цар. 14: 23) – (134±2)+(14.5±0.5)=148.5(±2.5); после Иоаса (16) – (132.5±1.5)+16= 148.5(±1.5) . Азария-Озия воцарился: через 15 лет после смерти Иоаса (16) (см.: 4 Цар. 14: 17; 2 Пар. 25: 25) – (132.5±1.5)+16+15=163.5(±1.5); после Амасии (29) – (134±2)+29= 163(±2) . Факей воцарился: после Иероваама (41), Захария (6 месяцев), Саллума (1 месяц), Менаила (10) и Факия (2) ; в 52-й год Азарии (см.: 4 Цар. 15: 27) – (163±2)+(51.5±0.5)= 214.5(±2.5) . Ахаз воцарился: в 17-й год Факея (см.: 4 Цар. 16: 1–2) – (214.5±2.5)+(16.5±0.5)=231(±3); после Азарии-Озии (52) и Иоафама (16) – (163±2)+52+16= 231(±2) . Осия воцарился: после Факея (20) ; в 12-й год Ахаза (см.: 4 Цар. 17: 1–2) – (231±2)+(11.5±0.5)= 242.5(±2.5) . Езекия воцарился: после Ахаза (16); в 3-й год Осии (см.: 4 Цар. 18: 1–2) – (242.5±2.5)+ (2.5±0.5)= 245(±3) год от Р.Ц.С. Седекия воцарился после Езекии (29), Манассии (55), Амона (2), Иосии (31), Иоахаза (3 месяца), Иоакима (11) и Иехонии (3 месяца) в (245±3)+29+55+2+31+0.25+11+0.25= 373.5(±3) году (от Р.Ц.С.). Следует отметить, что, по 4 Цар. 21: 1, Манассия царствовал 50 лет, тогда как использованное в расчетах число 55 приводится в 2 Пар. 33: 1, в книге проф. Лопухина и в двух книгах Танаха 1 . Вавилонский плен начался, когда Навуходоносер переселил из Иерусалима в Вавилон Иехонию (с семьей), «князей, войско, плотников, художников, строителей… с драгоценностями дома Господня и царского дома» (4 Цар. 24: 11–16; 2 Пар. 36: 6–7). В порабощенном Иерусалиме Навуходоносер воцарил Седекию (см.: 4 Цар. 24: 17–18), взяв с него клятву на верную службу (см.: 2 Пар. 36: 11–13), а потому началом вавилонского плена следует считать 4608+(373.5±3)=4981.5(±3) год от С.Ч.

http://pravoslavie.ru/89460.html

Вааса, из другого рода, царствовал 24 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Ила, сын Ваасы, царствовал 2 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Америй, из другого рода, царствовал 12 лет и творил лукавое. Ахаав, сын Амврия, царствовал 22 года и творил лукавок больше прочих. При нем были пророки: Илия, Елисей и Михей, и пророчествовавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, поразивший его язвою и изобличивший Ахаава, и многие еще, кроме того, сыны пророческие. Охозия, сын Ахаава, царствовал 2 года и творил лукавое. И при нем были пророки Илия и Елисей. Илия, по слову Господню, поразил его пятидесятиначальников огнем. Иорам, другой сын Ахаава, царствовал 12 лет и творил лукавое; и из его рода уже никто более не царствовал. При нем Илия был взят на небо; а Елисей оставался до времени Иероваама, сына Иоасова, царя Израильского. Были при них и сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал 28 лет. Он истребил род Ахаава и пророков Ваала, и сокрушил истукан его. В этом он сотворил правое, и получил обетование, что потомки его будут на престоле до четвертого рода. Иоахаз, сын Ииуя, царствовал 17 лет и творил лукавое. Иоас, сын его, царствовал 16 лет и творил лукавое; он был в войне с Иерусалимом и взял оттуда золото и сосуды храма. Иеровоам, сын Иоаса, царствовал 41 год и творил лукавое. Захария, сын Иеровоама, царствовал 6 месяцев и творил лукавое. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иавмса, царствовал 30 дней и творил лукавое. Манаим, снова из иного рода, сын Гаддия, царствовал 20 лет и творил лукавое. Факия, сын Манаима, царствовал 10 лет и творил лукавое. При нем пророчествовали Исаия и Осия. Факей, из иного рода, сын Ромелиев, царствовал 20 лет; он убил Факию и творил лукавое. И при нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из иного рода, сын Илы, царствовал 9 лет; он убил Факея и творил лукавое, не в такой мере, однако, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Ос.7:6 . Ибо они ковар­с­т­во­м сво­им делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пыла­ю­щий огонь. Мысль стиха не вполне ясна. По-видимому, пророк продолжает характеристику князей и объясняет, почему он назвал их кощунами (лицемерами). Пророк хочет сказать, что приветствуя царя, князья в то же время в сердце своем замышляют козни, так что сердце их в этом отношении может быть сравнено с печью, потухающею только на ночь. Перевод LXX и наш слав., отступающий в ст. 6 от букв евр. текста, представляет, собственно, истолкование последнего. Чтение «всю нощь сна Ефрем насытися» произошло, вероятно, вследствие смешений LXX-ю евр. ophehem (пекарь их) с ephraim (Ефрем). Ос.7:7 . Все они распалены, как печь, и по­жирают судей сво­их; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. Страстью к козням одержим весь народ, пожирающий судей своих, каковым именем пророк, вероятно, называет царей. Следствием этого является то, что «все цари их падают». История десятиколенного царства, действительно, представляет нам длинный ряд династических переворотов, жертвами которых были Новат ( 3Цар 15.25–27 ), Ила ( 3Цар 16.8–10 ), Иорам ( 4Цар 9.24 ), Захария, Менаим, Факия ( 4Цар 15.10, 14, 25 . ). Но переворотами, частым падением царей, явившимися наказанием народу, никто не вразумлялся. – Слова слав. текста «жегома и огнь» находятся только в некоторых списках; text. recept. LXX их не читает. ( Ос.7:8 .) Ефрем смешал­ся с народами, Ефрем стал, как неповорочен­ный хлеб. ( Ос.7:9 .) Чужие по­жирали силу его и он не замечал; седина по­крыла его, а он не знает. Выделенный из числа народов и избранный быть народом святым, Израиль уклонился от своего избрания, уподобился во всем язычникам и смешался с ними. «Ефрем стал как неповороченный хлеб» ­­ слав. «опреснок не обращаем»... uggah – тонкая лепешка, которую пекут, переворачивая постепенно на горячей золе или на расскаленных камнях; неперевороченная лепешка, – сожженная с одной стороны и сырая с другой. Как огонь сжигал неповороченный хлеб, так чужие, т. е. языческие народы пожирали Израиль. Седина покрыла его. Седина признак старости, близости смерти. Пророк хочет сказать, что Израиль, уклонившись от своего назначения, приближается к разложению и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008