4Цар.15:23 .  В пятидесятый год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факия, сын Менаима, над Израилем в Самарии и царствовал два года; 4Цар.15:24 .  и делал он неугодное в очах Господних; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.15:25 .  И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него. 4Цар.15:26 .  Прочее о Факии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Двухлетнее царствование 18-го царя израильского сына Менаима Факии (евр. Пекахиа, LXX: Φακεσας, Vulg.: Phaceia), не уступавшего, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 9:11, 1) отцу своему, не ознаменовалось ничем ни во внутренней жизни (отличалось обычным у израильских царей служением тельцам, ст. 24), ни во внешней, и прекратилось с насильственной смертью его от руки адъютанта его Факея (евр. Пеках, LXX: Φακε, Vulg.: Phacee) в покоях царского дворца (ст. 25; ср. 3Цар.16:18 ). Факей и стал царем (18-й царь). 4Цар.15:27 .  В пятьдесят второй год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факей, сын Ремалии, над Израилем в Самарии и царствовал двадцать лет; 4Цар.15:28 .  и делал он неугодное в очах Господних: не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.15:29 .  Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию. 4Цар.15:30 .  И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина. 4Цар.15:31 .  Прочее о Факее и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Царствование Факея, отличавшегося, по И. Флавию, крайним безбожием и противозаконными наклонностями, по ст. 27, продолжалось 20 лет, но в действительности, кажется, 30 лет (при буквенном обозначении цифр евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Иерусалиме обнаружена ручка 2800-летнего глиняного кувшина, предположительно, с упоминанием израильского царя Менаима Иерусалим, 12 февраля 2024 г. Фото: Управление древностей Израиля.      Археологи в Израиле раскопали глиняный черепок возрастом 2800 лет, относящийся ко времени Первого храма, или Храма Соломона (950 – 586 гг. до н.э.), на котором выведено имя израильского царя, который упоминается в Библии. Об этом объявило Управление древностей Израиля, сообщает сайт Christianheadlines.com. Черепок, которым оказалась ручка глиняного кувшина с надписью «Менахем» (в Синодальном переводе это имя имеет форму «Менаим»), датируется концом периода Первого храма (VIII-VII вв. до н.э.). Она была найдена Управлением древностей Израиля во время археологических раскопок в иерусалимском районе Рас аль-Амуд перед строительством в этом районе школы для девочек муниципалитетом Иерусалима. “Эта важная находка будет добавлена к другим находкам с похожими надписями, которые были найдены при археологических раскопках на Ближнем Востоке и особенно в Израиле. Имя «Менахем» значит «утешитель». Оно также является выражением соболезнования, возможно, в связи со смертью членов семьи”, - сказал археолог Рон Беери, который руководит раскопками. Это первый случай, когда “ручка от кувшина с выведенным на ней таким именем была найдена в Иерусалиме”, - говорится в сообщении Управления древностей Израиля. Менаим упоминается в Ветхом Завете в 4-й книге Царств – он был 16-м царем Израиля и правил 10 лет (752-742 гг. до н.э.). Он считался одним из нечестивых царей Израиля, нарушавших волю Господа. «И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы, и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него. Прочее о Селлуме и о заговоре его, который он составил, написано в летописи царей Израильских. И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил. В тридцать девятом году Азарии, царя Иудейского, воцарился Менаим, сын Гадия, над Израилем и царствовал десять лет в Самарии; и делал он неугодное в очах Господних; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, во все дни свои. Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю [Израилеву]. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел назад царь Ассирийский и не остался там в земле. Прочее о Менаиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. И почил Менаим с отцами своими. И воцарился Факия, сын его, вместо него» (4 Цар. 15:14-22).

http://pravoslavie.ru/158650.html

«Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел царь Ассирийский и не остался там в земле. И почил Менаим с отцами своими. И воцарился Факия, сын его, вместо него и царствовал в Самарии два года. И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него и царствовал двадцать лет». Не умолкали в это мрачное время преступлений и анархии в царстве Израильском вещие речи пророков, но были они голосами, вопиющими в пустыне. Между тем приближалось исполнение их грозных предсказаний. Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и, овладев многими городами израильскими, переселил взятых им в плен жителей их в Ассирию. Против же Факея составил заговор Осия, сын Илы, «и умертвил его, и воцарился вместо него» во время царствования в Иудейском царстве Ахаза, сына Иеровоамова, сына Озиина. (4 Цар. 15, 8–10, 14, 17, 18—20, 22—27, 29—30; 17, 1) Ахаз, царь Иудейский, не обладал никакими качествами отца своего, благочестивого Иоафама; он собственным примером способствовал распространению идолопоклонства в царстве Иудейском, воздвигал статуи Ваала и чтил Молоха. Чтобы противостоять современнику своему, царю Израильскому Факею, вошедшему в союз с царем Дамасским, напавшим на царство Иудейское, Ахаз, несмотря на предостережения пророка Исаии, вошел в союз с царем Ассирийским Феглаффелласаром, который хотя и помог ему одержать победу над врагами, но сам приобрел такую власть над Израилем, что стал «в тягость ему». Ахаз вынужден был выдать царю Ассирийскому «сокровища из дома Господня и дома царского и у князей». «И в тесное для себя время Ахаз продолжал беззаконно поступать пред Господом. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих. И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме; но не внесли его в гробницы царей Израильских. И воцарился Езекия, сын его», который, к счастью, не был похож на отца своего.

http://pravoslavie.ru/2907.html

Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. III. Период Вождей  (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей  История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. V. Период Царей  (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Утвердившись на царстве, Ииуй повелел собраться всем жрецам и почитателям Ваала для жертвоприношения Ваалу. Когда совершено было ими жертвоприношение Ваалу, он истребил всех их, разбил идола Ваала и разрушил капище его. Но, уничтожив служение Ваалу, Ииуй не отстал от поклонения золотым тельцам Иеровоама. Поклонялся тельцам также и сын его Иоахаз. За это во дни их Господь попустил сирийцам опустошать израильское царство и завладеть многими землями за Иорданом (Ииуй царствовал 28 л., Иоахаз – 17 л.). Сын и преемник Иоахаза, Иоас, хотя не истребил поклонения тельцам, но глубоко уважал пророка Елисея. Когда Елисей стал умирать, Иоас пришел к нему и стал горько плакать над ним. Елисей велел ему взять лук и пустить из окна стрелу на восток. Когда Иоас выстрелил, пророк сказал: «Это стрела победы над Сирией». Потом Елисей велел Иоасу взять стрелы и бить ими по земле. Иоас ударил три раза и остановился. Пророк огорчился и сказал: «Если бы ты ударил пять или шесть раз, то побил сирийцев совершенно, а теперь только три раза поразишь их». Елисей умер, и похоронили его. В следующем году мимо гроба Елисея несли похоронить одного умершего; но, увидев моавитян, опустошавших в это время землю Израильскую, несшие бросили мертвого в гробницу Елисея. Лишь только мертвый коснулся костей Елисея, тотчас ожил. По предсказанию Елисея, Иоас действительно три раза разбил сирийцев и возвратил от них города, которые были отняты ими у отца его. После этого Иоас победил Амасия, царя иудейского, и ограбил Иерусалим. После смерти Иоаса стал царем израильским сын его, Иеровоам II. По предсказанию пророка Ионы, он одержал блистательные победы над соседними народами, покорил Дамаск и все области к северу и востоку, которые принадлежали царству Израильскому во времена Давида и Соломона (он царствовал 41 год). Сын Иеровоама II, Захария, царствовал шесть месяцев и был убит Селлумом ( 4Цар. 10:18–36; 13, 14; 15:8–12 ). Селлум. Менаим. Факия. Факей. Пророки Амос и Осия Селлум царствовал один месяц и убит был Менаимом. Менаим, будучи не в силах сам утвердиться на царстве и прекратить в нем волнения, грабежи и разбои, бывшие следствием междоусобиц, призвал на помощь ассирийского царя Фула. Фул, утвердив царство в руках Менаима, взял с него богатую дань. Сын и преемник Менаима, Факия, был убит сановником своим Факеем. Факей, в союзе с царем сирийским, Рецином, предпринял войну против царя иудейского Ахаза. Ахаз призвал себе на помощь ассирийского царя Феглаффелласара, который разрушил царство сирийское, завоевал у израильтян Галаад, Галилею и землю Нефеалимову и переселил жителей этих земель в Ассирию. После этого против Факея составил заговор некто Осия, убил его и воцарился вместо него (Менаим царствовал 10 л., Факия – 2 года, Факей – 20 лет; 4Цар. 15:13–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

15:16. Обращение с беременными женщинами. Обычай вспарывать животы беременным женщинам упоминается очень редко. Эта практика приписывается Тиглатпаласару I (ок. 1100 г. до н. э.) в гимне, посвященном его завоеваниям. Кроме того, она вскользь упоминается в одном нововавилонском плаче. 15:17–22 Менаим Израильский 15:17. Хронология. Царствование Менаима датируется Тилем 752–742 гг. до н. э. Как и трое предшествующих израильских царей, он был современником Азарии Иудейского. Его правление совпадает со становлением Новоассирийской империи под властью Тиглатпаласара III. 15:17–22. Менаим в ассирийских источниках. Менаим упоминается в ассирийских анналах среди других левантийских царей, плативших огромную дань Тиглатпаласару III (известному также под именем Фул). Кроме того, Менаим упоминается на недавно обнаруженной в Иране ассирийской стеле. Даннический перечень включает серебро, золото, олово, железо, слоновьи шкуры, слоновую кость, голубые и пурпурные одежды, разноцветные льняные одежды и верблюдов. Надо полагать, Менаим послал ассирийцам не все предметы из этого списка, а только часть. 15:23–26 Факия Израильский 15:23. Хронология. Факия, сын Менаима, воцарился в 742 г. до н. э. и правил в течение двух лет. Азария по-прежнему оставался царем Иудеи. 15:25. Палата царского дома. Это понятие встречается также в Ис. 13 («чертоги»), где оно используется параллельно выражению «увеселительные дома». Как явствует из контекста, там это понятие относится к особому сооружению в пределах дворцового комплекса. Вероятно, оно представляло собой некую разновидность крепости. Ассирийские цари строили огромные роскошные дворцы, которые часто называли «царской твердыней». Они предоставляли укрытие внутри города на тот случай, если стены будут проломлены или в городе начнется мятеж. 15:27–31 Факей Израильский 15:27. Хронология. В тексте сказано, что в последний год правления Азарии в Иудее царем Израиля стал Факей. Ему приписывается двадцать лет царствования. Тиль датирует его правление 752–732 гг. до н. э., делая его тем самым современником Менаима и Факея. Если это предположение верно, то в данный период в Израиле было несколько человек, называвших себя царями, что не противоречит бурным событиям, описанным в Четвертой книге Царств. Возможно, автор(ы) этой книги датировал(и) правление Факея начиная с установления обособленного царства к востоку от Иордана. Этот запутанный вопрос еще ждет своего разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:3. Хронология. Длительное правление царя Озии, по данным Тиля, продолжалось с 792-го по 740 г. до н. э. Многие исследователи полагают, что он долгое время был соправителем своего отца Амасии, в конце его царствования, а также своего сына Иофама. Озия был современником израильских царей Иеровоама II (в течение сорока из сорока двух лет своего правления), Захарии, Селлума, Менаима, Факия и Факея. В Ассирии в это время сменились цари Адад-Нирари III, Салманасар IV, Ашшур-Дан, Аш-шур-Нирари V и Тиглатпаласар III. В период правления Озии Ассирия уже не была могущественной империей, что способствовало территориальному расширению и процветанию Израиля и Иудеи. Имя Озии найдено на печати из Tell Beit Mirsim. Тиглатпаласар упоминает царя по имени Azriau из Yaudi, но большинство исследователей не связывают его с Озией. 26:6–8. Военные успехи. Хотя в других литературных источниках не описываются победы Озии над филистимлянами, аравийскими племенами и «Меунитянами», археологические раскопки обнаруживают разрушения в филистимском городе Азоте, которые могли быть произведены во времена Озии. Есть также свидетельства того, что Озия построил крепости на завоеванных им землях. Геф (Tell es-Safi; см. коммент. к 1Цар. 5:9 ), Азот и Иавнея образуют в плане равносторонний треугольник со стороной 10–15 миль, который господствует над северной частью Филистимской равнины, непосредственно к западу от Иерусалима. Tell Мог близ филистимского города Азота может служить примером такой крепости. Поскольку могущество Израиля при Иеровоаме II не позволяло Озии продвинуться на север, он обратил свой взор на запад и юг, подавляя сопротивление отдельных групп, которые ранее пользовались преимуществом нестабильной обстановки в Иудее. Более подробная информация о «Меунитянах» приводится в коммент. к 20:1. Местоположение Гур-Ваала не установлено. 26:9. Башни Иерусалима. Хотя башни, построенные Озией, не были идентифицированы, они, вероятно, походили на ассирийские башни в таких крупных городах, как Ниневия, Калах, Ассур и Дур-Шаррукин. В Дур-Шаррукине, укрепленном городе, построенном Саргоном II (721–705 гг. до н. э.), башни стратегического назначения стояли в четырех углах окружавших город стен. См. в 25описание ворот, над которыми Озия построил башни. Возможно, массивная башня, остатки которой были обнаружены недавно близ источника Тихон, была частью этих укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Осии I. К.п.О. входит в состав ветхозаветного канона. Пророк Осия был жителем Северного царства, однако, к какому из десяти колен он принадлежал, неизвестно. Согл. Ос. 1:1 , пророк жил во времена израил. царя Иеровоама II и иуд. царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Осия появился на историч. сцене позднее пр. Амоса, прим. в одно время с пророками Исаией и Михеем. Начало его пророческого служения приходится на последние дни правления Иеровоама, а конец – на трагическое время гибели Северного царства. II. Это был период бесконечной смуты. После смерти Иеровоама II его сын Захария, правивший всего полгода, был убит Селлумом, израильтянином из колена Манассии, оспаривавшего власть колена Ефрема. Через месяц Селлум был свергнут и убит Менаимом, что стало ответом ефремлян на притязания колена Манассии. Менаиму пришлось покориться ассирийцам и выплачивать Тиглатпаласару III большую дань. Сын Менаима Факия через два года после своего воцарения был убит Факеем, предводителем партии колена Манассии. Факей стоял на стороне Дамаска, выступая против Ассирии, и его политика потерпела полный крах. Через семь лет Осия (3), сын Илы, организовал заговор против Факея и, убив его, стал израил. царем. Присоединение царя Осии к антиассир. союзу привело к его пленению ассир. царем. Самария после трехлетней осады пала, а израильтяне были уведены в плен. III. Эти события образуют историч. фон К.п.О. Израильское царство вступало в союз то с Египтом, то с Ассирией, позднее оно вновь искало помощи у Дамаска в борьбе против Ассирии. Иудейское, и Израильское царства постоянно нарушали верность Господу, больше ожидая помощи от Ассирии или Египта, чем от Бога. Как житель Израильского царства, Осия болезненно воспринимал события, происходившие в областях, принадлежавших десяти коленам. Во всем он видел нарушение верности Богу, и прежде всего это касалось богослужения (золотой телец; Ос 8 и след.), поставления царей и князей, а также внешней политики (союзы с языч. державами; Ос. 5:13 ). Вряд ли найдется другой пророк, который своими обличительными речами заставлял так содрогаться перед Божьим гневом (см., напр., Ос. 5:14 ; Ос 13:7 и след.); но вместе с тем Осия говорит и о любви Господа ( Ос. 2:16,21 и Ос 14 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Первый раз Израиль уведен в плен Салманассаром в 723 или 722 г. до Р. Хр. Сеннахерим в Палестине первый раз в 701 г. до Р. Хр., и вероятно с этого времени приняты меры к двойному переселению Израильтян на восток, а жителей Месопотамии в Палестину. Тогда же он идет на Египет. Второй поход его в Палестину против Езекии должен повидимому относиться к 699 г. до Р. Хр. 20 . Есархадон (Асариданус канона Птоломея) есть уже современник Манассии 21 . Во Израиле последним (четвертым) преемником Ииуя был Иеровоам II. Так было это предсказано пророком, вероятно самим Елисеем Ииую ( 4Цар. 10:30 ), что только четыре поколения дома его будут владеть Израилем. После Иеровоама II начинаются смуты: на престол восходят один за другим Захария, пятый потомок Ииуя, но вскоре убитый, потом Селум, Манаим, Факия, Факей и Осия, при котором царство разрушено Салманассаром IV. В это время в Иудее, после смерти убитого Амасии, современника Иеровоама Израильского, восходит на престол Озия. Мы останавливаемся на этом имени потому, что при нем появляются впервые те пророки, которые оставили нам по себе рукописи, известные под именем пророческих книг. Он царствует 52 года и только в 757 г. до Р. Хр. восходит на престол сын его Иоафам, после которого в 742 г. восходит Ахаз, и в 729 сын последнего, Езекия. В шестой год царствования Езекии Салманассар IV разрушил Самарию. Мы говорили выше, что после Салманассара происходит перемена династии, и в Вавилоне повидимому царствуют независимые цари, из которых мы в особенности знаем и из Библии ( 4Цар. 20:12 ) и из Ассирийских памятников Меродаха Баладана, который старается завязать дружеские сношения с Езекией, царем Иудейским 22 . Таково в общих чертах было положение тогдашнего культурного мира и обоих царств народа завета, во время появления первых пророческих книг. Первым из пророков, кроме, может быть, Ионы 23 , мы считаем в хронологическом порядке Осию. Первый, как мы знаем по 4Цар. 14:23,25 относится к началу царствования Иеровоама II Израильского, и посылается в Ниневию в конце царствования Салманассара II около 823 года до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

15 Шестнадцати лет был он. Азария, также именуемый Озией (15,30.32.34; Ис. 6,1 ), в первые годы царствования, видимо, делил власть со своим отцом (см. ком. к 14,23). пятьдесят два года царствовал. Азария царствовал с 792 по 740 г. до Р.Х. 15 Он делал угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ). 15 Только высоты не были отменены. См. 14,3.4; ком. к 3Цар. 3,2 . 15 был он прокаженным. По-видимому, Азария страдал какой-то кожной болезнью, но не проказой. жил в отдельном доме. Для больного Азарии была построена специальная резиденция. Иофам. Из-за болезни отца Иофам взял на себя обязанности по управлению страной. начальствовал над дворцом. Т.е. занимал высший административный пост в Иудейском царстве (18,18; Ис. 22,15–20 ). 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 воцарился Иофам. См. 15,32–38. 15 В тридцать восьмой год Азарии. Т.е. в 753 г. до Р.Х. царствовал шесть месяцев. Все царствование Захарии укладывается в один год. Захария был последним царем из династии Ииуя (10,30). 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Селлум...убил его. Селлум вскоре сам был убит (ст. 14). Убийство Захарии положило начало долгому периоду борьбы за власть, сопровождавшейся дворцовыми переворотами. За тринадцать лет на израильском престоле сменились четыре царя: Захария, Селлум, Менаим и Факия. Цари восходили на израильский престол не получая благословения от пророков ( Ос. 8,4 ) 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 в тридцать девятый год Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х. царствовал один месяц. Через месяц после своего воцарения Селлум был убит. 15 из Фирцы. До основания Амврием Самарии Фирца являлась столицей северного царства ( 3Цар. 14,17; 15,21.33 ). поразил Селлума. См. ком. к ст. 10. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Типсах. Поселение с таким названием располагалось далеко на севере, в верхнем течении реки Евфрат ( 3Цар. 4,24 ), однако крайне маловероятно, чтобы в данном случае речь шла именно о нем. С другой стороны, в Септуагинте говорится о Таппуахе, поселении на границе владений Ефрема и Манассии ( Нав. 16,8; 17,7.8 ). По всей видимости, Менаим устроил резню именно там.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008