В новозаветной книге, принадлежащей к этому жанру, – Откровении Иоанна Богослова – связанная с книгами образность, проходит через все повествование. Ни в одном ином новозаветном и раннехристианском произведении понятие «книги» не употребляется столь широко, как в Откровении Иоанна Богослова. Слово «книга» (в греческом оригинале выраженное несколькими однокоренными словами, образованными от корня βιβλ – ββλος, βιβλον, βιβλαρδιον) встречается в тексте Апокалипсиса 28 раз. Для сравнения: во всех остальных книгах Нового Завета вместе взятых – 19 раз 337 . В Апокалипсисе упоминаются четыре различные небесные книги. Из 28 употреблений слова «книга» в Апокалипсисе, «книга жизни» упоминается 6 раз ( Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27 ); в Откр. 20:12 упомянуты «книги» во множественном числе (βιβλα), в которых записаны дела людей. О «книге, запечатанной семью печатями», говорится 8 раз ( Откр. 5:1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ). О «книжке», которую ангел дает Тайнозрителю – 4 раза ( Откр. 10:2, 8, 9, 10 ). Итак, в Апокалипсисе упоминаются четыре книги, являющиеся небесными: книга жизни, книга людских деяний, книга с семью печатями Откр. 5:1 и «книжка» Откр. 10 . Также, о самом Апокалипсисе, как о книге говорится 8 раз, в первой и последней его главах ( Откр. 1:11; 22:7, 9,10,18–19 ; в стихах 18–19 – по два раза). В настоящем докладе ставится цель кратко охарактеризовать все эти образы, выявить их взаимные отношения и, насколько это возможно, показать, как отдельные небесные книги Апокалипсиса складываются в определенную стройную систему. Книга жизни: Упоминание в Апокалипсисе Первая, упомянутая в Апокалипсисе, небесная книга – это книга жизни. Первое упоминание о ней находится в 3-й главе, в послании Сардийской церкви. После обличения духовного омертвения этой церкви и ободрения некоторых ее членов, явившихся «достойными», в заключительной части послания дается следующее обетование «побеждающему»: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» ( Откр. 3:5 ; ср. Мф. 10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

«В устах их нет лжи» (в Синодальном переводе: «нет лукавства»). Ложь – это язычество, но может быть и просто ложь в обычном смысле. Это излюбленная в Писании фраза. «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства», – поет псалмопевец Давид ( Пс.31:2 ). Пророк Исаия так говорит о рабе Божьем: «И не было лжи в устах его» ( Ис.53:9 ). Пророк Софония сказал об избранных остатках народа Израиля: «Не найдется в устах их языка коварного» ( Соф.3:13 ). Это должно быть вполне понятно каждому из нас. Иисусу Христу точно так же, как и нам, нужны честные и искренние последователи. «Они непорочны». В этом высказывании содержится мысль о жертве. В Библии «непорочность» всегда связывается с приносимой Богу жертвой. «Непорочными» считались животные, не имеющие ни малейшего изъяна, и потому пригодные для жертвы Богу. Это слово часто употребляется по отношению к христианам. Бог избрал нас, чтобы мы были «святы и непорочны пред Ним» ( Еф.1:4 ; Кол.1:22 ). Церковь должна быть «славною, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Апостол Петр говорит об Иисусе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ) и так далее. Итак, стихи Откр.14:1–5 , во-первых, носят характер утешения преследуемых христиан в гонениях, ибо здесь утверждается их конечная победа и спасение. Во-вторых, они носят увещевательный характер, призывая к верности Христу до смерти. Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) Если стихи Откр.14:1–5 предваряют видение конечного Спасения, которое будет далее изображено в Откр.19:1–10 , то в стихах Откр.14:6–20 предвосхищаются события суда Божьего, тоже подробнее описанные далее, в 18 и 19-й главах. Сначала следуют видения трех Ангелов: Ангела, призывающего и возвещающего суд Божий ( Откр.14:6,7 ); Ангела, предсказывающего гибель Рима под образом Вавилона ( Откр.14:8 ) ; и Ангела, предвещающего суд и гибель тех, кто отрекся от своей веры и воздал славу зверю ( Откр.14:9–12 ). а) Призыв первого Ангела ( Откр.14:6–7 ) 6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; 7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Глава 19 Статья пятьдесят шестая О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую они поют при разорении Вавилона Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Аллилуйя означает Божественное прославление; «аминь» же – истинно, да будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми три раза Триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех . Слова: «И дым ея восхождаше во веки веков» указывают или на то, что наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере. Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Престол Божий – Херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Откр.19:7 .  Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, «Глас народа и вод многих и громов» – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, «яже превыше небес» ( Пс. 148:4 ). С ними же поет славу Богу весь собор праведных. Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. «Брак Агнца» означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Он побеждает в сражении с змием и лжепророком ( Откр.19:19–21 ), после чего ангел сковывает на тысячу лет «дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана», низвергая его в бездну ( Откр.20:2–3 ). Все праведники, не поклонившиеся зверю, воскресают и царствуют со Христом тысячу лет: это – первое воскресение ( Откр.20:4–6 ). По окончании тысячи лет сатана освобождается из темницы и выходит обольщать народы, но огонь с неба пожирает обольщенных им, сам же диавол ввергается «в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ). Далее описывается суд над мертвыми, которых отдало море, смерть и ад, и каждый судится по делам своим, а смерть и ад повергаются в озеро огненное: это смерть вторая ( Откр.20:11–14 ). Книга заканчивается описанием нового Иерусалима, небесного града, в котором царствует Агнец и где праведники наслаждаются вечным блаженством. Заключительные строки Апокалипсиса содержат обетование второго пришествия Иисуса, сформулированное от первого лица: «Ей, гряду скоро!» Ответом на обетование служит обращение христианской общины: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Это обращение, по мнению многих ученых, представляет собой древний литургический возглас 78 . По смыслу он соответствует выражению «Маранафа» (арам. mran ´ «Господь наш, приди!», греч. μαραναθα), сохранившемуся у апостола Павла ( 1Кор.16:22 ) 79 . Это выражение – то немногое, что дошло до нас из литургических формул первоначальной Церкви, молившейся на арамейском языке 80 . Обе формулы – греческая и арамейская – понимаются как прошения о том, чтобы второе пришествие Иисуса наступило как можно скорее. Однако обе формулы, учитывая их литургический характер, могут быть поняты и как просьба о том, чтобы Иисус вернулся к Своим ученикам в Евхаристии 81 . Сам Апокалипсис также нередко воспринимается как книга, отражающая раннехристианскую литургическую практику 82 . Книга содержит целый ряд гимнов, которые могли исполняться на богослужении (в частности ). Символизм белых одежд ( Откр.3:4–5, 18; 4:4 ) может указывать на крещение новообращенных 83 . А изображение Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев, сидящих на своих престолах ( Откр.4:2–4 ), нередко трактуется как указание на апостола или епископа, возглавляющего Евхаристию, и сидящих полукругом пресвитеров. Об этом пишет, в частности, протопресвитер Николай Афанасьев : Это видение Тайновидца есть транспозиция картины евхаристического собрания. С самого начала устанавливается в евхаристическом собрании определенный порядок размещения в нем участвующих лиц согласно положению, занимаемому ими в Церкви… Если каждый имел в евхаристическом собрании свое место, то тем более пресвитеры имели свои определенные места, которые должны были быть впереди всех остальных… Троны старцев-пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров… 84

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Например, в одном древнем оракуле говорится: «Зевс был, Зевс есть, Зевс будет». При всей схожести с этой греческой формулой очевидно существенное отличие от нее имени Бога, которое употребляет Иоанн. Отличается оно и от иудейской интерпретации Божьего имени – как в формулировке, так и по смыслу. В книге Апокалипсиса Божье имя интерпретировано как «Сущий и был и грядущий». Сравним с древней палестинской интерпретацией: «Я есть кто был и будет». Совпадение в том, что Иоанн тоже отдает предпочтение настоящему времени («Сущий»=«я есть»). Отличие же в том, что Иоанн в третьем члене формулы употребляет не будущее время глагола «быть» – «будет», а причастие настоящего времени от глагола «приходить» – на церковнославянском «грядущий», а по-русски «приходящий». Конечно, и в греческом языке, как и в русском, английском и других языках, это причастие «грядущий», «coming» – фактически синоним «будущему». Но Иоанн сознательно заменяет глагол и вместо «будущий» ставит «грядущий» («приходящий»). Он делает это для того, чтобы показать: речь идет не просто о будущем существовании Бога, но о Его пришествии в мир для суда и спасения. Естественно, Иоанн помнит о тех местах Ветхого Завета, которые говорят об этом «пришествии». Таких мест очень много. Например, Ис.40:10 : «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним, и воздаяние Его перед лицом Его». С самого начала христиане относили это пришествие Бога к парусии, или, как у нас принято говорить, ко «второму пришествию» Иисуса Христа. Итак, в Книге Откровения речь идет не о статичном философско-богословском вечном «существовании» Бога, а о динамичном жизненном Его «присутствии» в образе «пришествия». Это подчеркнуто еще и числовой игрой: разбираемое нами именование Бога с важной символической вариацией встречается в книге пять раз: Откр.1:4 Сущий и был и грядущий; Откр.1:8 Сущий и был и грядущий; Откр.4:8 Сущий и был и грядущий; Откр.11:17 Сущий и был 8 ; Откр.16:5 Сущий и был. Как видим, форма с тремя временами встречается трижды, а с двумя временами – дважды. В Откр.11:17 и Откр.16:5 отсутствует третий член (будущее время), ибо видение Иоанна там указывает на уже свершившееся пришествие Бога. В главах 11 и 16 оно не в будущем, а в настоящем. И звучащие там гимны прославляют Бога за осуществление Его спасительного пришествия: «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был, что Ты принял силу Твою великую и воцарился» ( Откр.11:17 ). Бог уже «воцарился», то есть Его пришествие равнозначно наступлению Его спасительного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Антихристу будут помогать лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса…»  (Мф. 24, 24). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13, 7) и будет продолжаться три с половиной года (Деян. 7, 25) или 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12, 6), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами (Откр. 13, 16-17). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. 12, 1-6), однако «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их…»  (Откр. 13, 7). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 8). 1.3. Образ Второго пришествия Христова Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16, 27) и «…сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Итак, – заканчивает апостол Павел, – имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым (а не мертвым, то есть жертвами), который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть Плоть Свою; и имея такого великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр. 10:19–22 ), взирая на Начальника веры ( Евр. 12:2 ). Так все определенно, ясно, несомненно! И именно в этом Послании выясняется и сильнее всего утверждается истина Искупления, состоящая прежде всего в том, что Богочеловек ПРИНЕС СЕБЯ В ЖЕРТВУ. И именно этим существенным делом исходатайствовал сначала: а) прощение; после: 6) примирение; затем: в) возвращение Духа; чтобы: г) чрез Него освятить всех и провести с Собою к Отцу. Да ведь это же так ясно! Но уже закончу Апокалипсисом . Тут должен отметить, что на небе Сын Человеческий царствует именно как Агнец, как бы закланный, за что Он получил право посылать на землю духов Божиих ( Откр.5:6 ) и Которому возносят славу... четыре животных и двадцать четыре старца, то есть небесные силы и святые люди; и поют новую песнь: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу ( Откр.5:8–9 ). И в конце мира святые будут побеждать дракона Кровию Агнца прежде всего, а после словом истины и смертию (см.: Откр.12:11 ). И наконец Агнец победит всех врагов; и антихриста Он убивает, будучи облечен в одежду, обагренную Кровью ( Откр.19:13 ). После этого открывается Царство Слова; спускается с неба (то есть творится Богом «вновь» – Откр.21:3 ) Небесный Иерусалим, Церковь , или жена, невеста Агнца (ср.: Откр.21:9 ). И ничего уже не будет проклятого там, но престол Бога и Агнца. Даже и тогда престол Агнца, то есть Искупителя, будет в нем, и рабы Его будут служить Ему ( Откр.22:3 ); ибо Агнец обрел вечное Искупление (ср.: Евр. 9:12 ), навсегда воссел одесную Бога ( Евр. 10:12 ), а с Ним и те, которые искуплены из людей: они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Аминь ( Откр.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Правда, Моисей и Илия не были мучениками. Но в новозаветные времена часто предполагалось, что мученичество – участь большинства ветхозаветных пророков и ожидаемая участь всех пророков вообще. Однако Откр.11:8 показывает, что принципиальный прецедент для смерти двух свидетелей – крестная смерть самого Господа Иисуса. Параллель с Иисусом Христом продолжается в их воскресении и вознесении после трех дней с половиною ( Откр.11:11–12 ). Иоанн использовал три Евангельских дня до воскресения Христова, обратив их в обычное апокалиптическое число три с половиной. Итак, служение двух свидетелей – продолжение свидетельства самого Иисуса. Их смерть – участие в заклании и крови Агнца. Из выражений в 11:9–10 ясно, что речь идет о свидетельстве всем народам («многие из народов и колен, и языков и племен», «живущие на земле»). «Великий город» – сцена пророчества двух свидетелей, их смерти и отмщения – не может быть Иерусалимом, несмотря на то, что там «Господь наш распят» ( Откр.11:8 ). И не может быть Римом – «великим городом» Вавилоном ( Откр.14:8 ; Откр.18:16,18,19,21 ). Это всякий город, где Церковь свидетельствует народам, всякий город, где до сих пор распинается Господь. Итак, одни лишь суды и «казни» не приводят к обращению народов ( Откр.9:20–21 ). Ведет к покаянию только свидетельство верных свидетелей, то есть Церкви, хотя и не независимо от судов, но в соединении с ними ( Откр.11:6,13 ). Дело не просто в том, что мужественное свидетельство Церкви об истинном Боге и о Его правде усиливает действенность судов, хотя, конечно, как мы знаем из истории, стойкость мучеников в их свидетельстве даже до смерти – мощное средство воздействия и обращения. И дело не в том, что суды и казни становятся понятными именно как суды Божьи только в сопровождении словесного свидетельства. Скорее дело в том, что сами суды не передают желания милосердного Бога простить тех, кто кается. Искреннее покаяние – вот цель и замысел Божий. Хотя два свидетеля производят впечатление суровых пророков, мы должны обратить внимание на то, что они одеты во власяницу [вретище] ( Откр.11:3 ) – символ покаяния (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава XIX Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою (1–8). Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение (9–10). Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11–16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17–21). Откр.19:1 .  После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. Откр.10:3, 16:18 ) исключительно блаженных Ангелов 85 с четырьмя серафимами – животными во главе ( Откр.4:8 ). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога») (ср. Пс.105:48 ). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Божественное всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества. Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: «аминь, аллилуия». ( Пс.105:48 ). Откр.19:5 .  И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Маркелл Анкирский, против которого, вероятно, и были вставлены эти слова, не имел никакого отношения к учению о тысячелетнем царстве Господа на земле. Единственно возможным способом доказать осуждение хилиазма на Константинопольском Соборе 381 года является попытка «привязать» хилиазм к учению Аполлинария и аполлинариан, что само по себе является верным, и попытаться доказать осуждение Собором всех еретических заблуждений аполлинаристов, что не может не вызывать нареканий. Остаётся открытым вопрос, осудили ли отцы Второго Вселенского Собора учение о тысячелетнем царстве Господа на земле, или же нет. Несмотря на такое положение дел, нельзя забывать о том, что многие святые отцы в своих трудах осуждали и осудили хилиазм, как в чувственном его виде, так и в духовном. Чувственные представления о хилиазме происходили из иудейских источников и включали в себя мечты о земных благах в Царстве Божием: обрезание, брак, рождение детей, изобилие земных плодов – нечто подобное мусульманскому раю. Духовный хилиазм не имеет плотской направленности, он предполагает радость от общения со Христом в Царстве Его – это лишь преддверие наслаждения Царством Божиим на небе. Хотелось бы в завершение привести слова авторитетных учителей Церкви о ложности хилиазма. Преп. Ефрем Сирин с силой доказывает невозможность буквального понимания отрывка о тысячелетнем царстве: «Но требуешь у меня объяснения тысячи лет. И я потребую у тебя объяснить светильник (Откр. 2:1): камень бел(Откр. 2:17), теплое питие и изблевание (Откр. 3:16), все, что Иоанн гадательно представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня тысячелетнего первого воскресения; то и я потребую у тебя коня (Откр. 6:8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого апсиноос (Откр. 8:11), горького по свойству, подобно полыни. Дай мне седмь фиал(Откр. 16:1) и возьми у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город (Откр. 21:9-10), и представлю тебе доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся (Откр.

http://bogoslov.ru/article/4306744

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010