Немаловажно, что св. Иоанн – автор Откр. – не один раз в начале и в конце (см. Откр. 1, 3; 22, 19 ) определяет свой труд не только как апокалипсис ( Откр. 1:1 ), но и как пророчество. В самом деле, письма к семи церквам, составляющие первые три главы Откр., носят ярко выраженный характер пророческого увещания, а не апокалиптики. Обзор истории как предвидение будущего Метод изложения в апокалипсисах можно сравнить с тем, как спортсмен прыгает в длину. Чтобы прыгнуть как можно дальше, он разбегается на расстоянии гораздо большем, чем длина прыжка. Можно применить другой образ: чтобы как можно точнее рассчитать место падения предмета, т.е. конец траектории, автор изучает всю траекторию 1053 . Так и апокалиптик: сначала он говорит об уже известном прошлом как о будущем, для чего, например, прикрывается каким-нибудь великим именем глубокой древности (Еноха, Моисея, и т.п.), а затем, заручившись авторитетом уже свершившихся предсказаний, говорит о том, что в самом деле является для него будущим. Вполне понятно, что реальное будущее предстает в его описаниях в более расплывчатых контурах и загадочных образах по сравнению с тем детально и четко описанным «будущим», которое для анонимного автора апокалипсиса является известным прошлым. «Этот метод часто позволяет датировать апокалипсисы: момент, в который описание истории теряет точность и аккуратность, и есть момент написания» 1054 . Откр. написано около 95–100-го года (в эпоху гонений при Домициане), но как бы из ситуации 60-х годов (в эпоху гонений при Нероне) 1055 . Псевдонимия Многие апокалипсисы являются псевдонимными произведениями – они надписаны великими именами древних праведников: Еноха, Даниила, Моисея, Варуха, Ездры, Авраама и др. 1056 (в том числе по только что указанным причинам). «Все было открыто особым мудрецам, но они молчали... И сами они долго не понимали (см. Дан. 8, 27 ), так как все должно было произойти намного позже» 1057 . В этом отношении Откр. является исключением. Автор не скрывается под псевдонимом – он именует себя Иоанном и представляется как свидетель живого Христа. Другой вопрос, что не все библеисты соглашаются с отождествлением Иоанна – автора Откр. с ап. Иоанном Богословом. Однако не только церковное Предание, но и последние открытия в области литературной структуры Откр. говорят о том, что автор Четвертого Евангелия, трех Соборных посланий и книги Откровения – одно и то же лицо. Видения и символизм их описаний

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (Откр. 14, 1-13) Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символическими животными четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них, средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона: «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (Откр. 5), показан здесь уже побеждающим. Он стоит на горе Сион и попрает силу дьявола (Откр. 14). Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14,7). Раскрытая книга ангела: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7) (Над развалинами): «кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией» и «... пал Вавилон великий» (Откр. 14, 8-10). 15-я сцена: Жатва и сбор винограда (Откр. 14, 14-20) Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий. Надпись 15: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14, 14).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Откр.21:4 .  И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Откр.21:5 .  И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. Истина о творении всего нового столь важна, что Иоанну повелевается записать ее для утешения всего страждущего на земле человечества. Откр.21:6 .  И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Слово совершилось означает то, что произошло все так, как это было угодно Господу Богу, Который есть Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8 ), источник и цель всей жизни. Новому человечеству при этом обещается полная возможность удовлетворения духовной жажды, стремления к полноте бытия в единении с Богом ( «источник воды живой»). И это будет милостью Божиею ( «даром»), даром Его Божественной любви. Откр.21:7 .  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Откр.21:8 .  Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Сказав в утешение праведникам, Господь грозит грешникам страшными мучениями огненной геенны, причем перечисление грехов, за которые нечестивые лишаются блаженства, идет от более общего к частному. Участь всех грешников – вторая смерть, т. е. окончательное осуждение после последнего суда на вечные мучения. О месте мучения грешников и о свойстве огня их вечных мучений Иоанн совершенно умалчивает: нужно довольствоваться тем, что есть открытого. Откр.21:9 .  И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. Откр.21:10 .  И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Откр.21:11 .  Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Ап. Павел пишет верующим: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22-24).    Видение славы святых на небе и их участие в судьбах Церкви на земле: Откр. 5:9-14, Откр. 6:9-11, Откр. 7:9-12, Откр. 8:2-6, Откр. 11:15-19, Откр. 12:10-12, Откр. 14:1-5, Откр. 14:12, 13, 15:2-4. Непобедимость Церкви    Дьявол и его слуги борются с Церковью, соблазняя верующих. Физическая сторона борьбы имеет второстепенное значение. Его цель — посеять заблуждение (ересь), оторвать от единства, вовлечь в грех. Бог помогает верующим понять хитрости врага и устоять против искушений. Сказано, что дьявол не сможет одолеть Церкви, и она пребудет до конца существования мира. Наше оружие против дьявола — вера, верность Богу, надежда на Бога, молитва, терпение, мужество, постоянство, любовь. Тексты о духовной войне: Еф. 6:10-18, 1Пет. 5:8, Дан. 2:34-44, Мф. 16:18, Мф. 28:18-20, 2Тим. 2:16-19, Мф. 10:30.    Утешение верующим во время испытаний:    «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет... без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове... сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31). Христос говорит: «Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). «Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако... тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:19, 20).    «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11-18, Дан. 2:44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Затем, после некоторых, для веры благоприятных и грозных неверию, видов ( Откр.14–16 ), представляется зрелище нового жесточайшего искушения веры, поразившее и Тайнозрителя изумлением ( Откр.17–18 ): в пустыни – на водах многих, знаменующих, как истолковано Тайнозрителем, людей и народы, племена и языки, является жена блудная, сидящая на звере, преисполненном именами богохульными, держащая чашу в руках, наполненную мерзостями и нечистотами блудодеяния, упившаяся кровью святых ( Откр.17:6 ), любодействовавшая со всеми народами и царями земными. И далее ( Откр.19 ), прежний, сопутствуемый лжепророком, зверь с царями земными и воинствами  их, выходит на брань с самим Господом господей и Царем царей, Словом Божьим и Его небесным воинством ( Откр.19:19; 17:14 ). И наконец, связанный – было, сатана разрешен будет, и изыдет прельстити языки, сущия на четырех углах земли…собрати их на брань, ихже число яко песок морский. И взыдоша на широту земли, и обыдоша святых стан и град возлюбленный ( Откр.20:7–9 ). Таковы, по апокалипсису, страшные опасности и искушения для Церкви и веры! Подлинно, вере нельзя уже изумиться или поколебаться ни пред каким искушением, как бы для нее не ожиданным, или таким, относительно которого она ни мало не была бы предупреждена и предостережена. Но показан и светлый выход веры из под каждого из этих искушений, торжество Церкви над каждою такой опасностью, и при том постоянно слышан сам грядущий Победитель всего враждебного, потрясающий и небо и землю, в избавлении своих избранных. Так книга освобождается от печатей Агнцем и явление за тем зрелища как бы кончины мира уже по свойству своему таково, что поражаемые Агнцем враги Церкви вопиют горам и камням: падите на ны, и покрыйте от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева его, и кто может стати ( Откр.6:16–17 )? Далее, состояние избранных от Израиля и от всякого языка, которые приидоша от скорби великия, исправь ризы своя, – таково ( Откр.17:15–17 ), что они суть пред престолом Божьим, не взалчут ктому, ниже вжаждуть и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Благодаря труду усердных монахов в Сито, а потом и в других основанных им монастырях, составились обширные библиотеки. Строгость жизни Сито стяжала ему сочувствие многих. Но она же и отпугивала других. До 1112 года увеличение монастыря шло медленно, а между тем болезни производили своё безжалостное опустошение, и только что возникшее аббатство грозило погибнуть. Стефану оставалось надеяться лишь на Бога, и в 1112 году в Сито вступил со своими товарищами Бернард. В следующем же 1113 году Сито уже мог основать новый монастырь в шалонском епископстве, которому дали многозначительное название «Твёрдости» (Firmitas, La Ferté). В 1114 году основано Понтиньи (Pontiniacum, Pontigny), в 1115 году – Клерво (в лангрском епископстве) и Моримонд. В 1134 году в год смерти Стефана Сито уже насчитывало около 80 общежитии. В 1111 году, когда Сито, казалось, было на дороге к медленному вымиранию, Бернард со своими товарищами готовился в «Шатильоне на сене» к тяжёлой жизни цистерцианского монаха. Недалеко от церковки святого Ворля жил он с увлеченными им своими братьями и товарищами, привлекая всё новых членов в своё общежитие – «став страшилищем для матерей и юных жён». Только двое, напуганные слухами о строгости Сито, «вернулись в мир», остальные в числе тридцати вступили в монастырь в апреле 1112 года. Аскеза и одушевление юного Бернарда уже в 1115 году поставили его во главе двенадцати других монахов, отправленных Стефаном для основания нового цистерцианского монастыря. В долине Обы (Aubes), на левом берегу её, в лощине, опоясанной тихими лесами, Бернард заложил Клерво (Clairvaux). Братья означили место своего кладбища, поставили алтарь, наскоро сколотили себе шалаши и принялись за медленное дело создания монастыря, посвящённого Святой Деве. Скромны были начала нового аббатства: они не позволяли ещё предугадывать его будущего великолепия. Маленькая четырехугольная капелла с тремя алтарями, деревянным крестом и бедною утварью, лишённая украшений и скудно освещаемая узкими окнами или лампой, являлась центром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

     1673. Кловский – Богородицкий – Стефановский или Стефанечь, женский, ныне место первой гимназии и примыкающий к нему овраг или провалье, в гор. Киеве. Нет, сомнения, что он уже существовал в XI ст. и был основан Стефаном, поставленным в 1074 г. игуменом Печерским и скон­чавшимся в 1094 г. епископом Влади­мирским на Волыни; полагают, что он удалился сюда после отлучения его от игуменства возмутившимися иноками. Под 6604 (1096) год. в Ипатьевской ле­тописи читаем: «и пожгоша (Боняк) монастыръ девический святого Стефана и деревне герман (в лаврент. летоп. «вжгоша Стефанечь монастырь, и де­ревне, и Германечь»)». Однако же мона­стырь вскоре был возобновлен: «В се же лето (6616 или 1108) кончаша верх св. Богородица на Клове, заложеней Сте­фаном игуменом Печерьскым». Далее под 6620 (1112) год. значится: «преставися Давыд Игоревич и положено бысть тело его в церькви св. Богородица Влахерне на Клове». В 1115 г. упоминается игумен Петр Кловский при освящении церкви и перенесении мощей св. Бориса и Глеба. В 1240 г. разорен Батыем и место его оставалось до 1744 г. пу­стым; в этом же году здесь выстроен от Печерской лавры дворец с садами и лиловою рощею, а с 1811 г. помещается гимназия. “Ист. Росс. Иер.”, II, 42; IV, 532; 327; Ратшин, 134; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 143; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 21; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 47; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 127; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 184; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 92, 232 (игум. Петр), 235 (игум. Климент); “Полн. собр. лет.”, I, 84, 90 (о. св. Стефане), 99 (нашествие Бо­няка 1096 г.), 121 (окончание церк. Богород. 1108 г.); II, 3 (погреб. Давыда Игор. 1112 г.), 6 (игум. Петр 1115 г.), 279 (преставися еписк. Владим. Стефан 1094 г.), 281 (нашеств. Боняка 1096 г.), 288 (оконч. церк. Богород. игум. Стефаном 1109 г.), 289 (в 1112 г. погреб. кн. Давыда Игор.); VII, 9 (нашеств. Боняка 1096 г.), 21 (в 1108 г. залож. церк. Богород.); IX, 126 (в 1096 г. сожжен Боняком), 141 (в 1108 г. кончаша верх св. Богор. на Клове, заложенеей Стефаном, игум. Печер­ским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Важное значение имело обсуждение цитаты из творений прп. Иоанна Дамаскина (в данных словах св. Иоанн называет Бога Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово», в русском переводе соответствующий текст представлен в с.179-180]), которую обе стороны толковали по-разному с. 1067-1071]. Также жаркий спор возник при рассмотрении творений свт. Григория Нисского с. 1071-1074]. Иоанном Векком было упомянуто и высказывание свт. Тарасия Константинопольского об исхождении Святого Духа через Сына с. 1075]. Дискуссия не только не привела к примирению и присоединению сторонников Векка к Церкви, но и сильнее выявила расхождение между сторонами конфликта. Вместе с тем у православных участников Собора возникло понимание необходимости точно сформулировать православное учение об исхождении Святого Духа. Составление документа, содержащего изложение веры было поручено патриарху Григорию Кипрскому с. 1078-1080]. Далее И.Е. Троицкий рассматривает дискуссию вокруг составленного Григорием Томоса Собора, развернувшуюся в 1285-1289 гг. с. 1081-1112]. Среди основных эпизодов этой дискуссии указаны отказ клириков подписать Томос (в том числе в связи с непониманием термина «воссияние») с. 1081-1083], критика Томоса со стороны Иоанна Векка с. 1083-1084], критика Томоса со стороны Георгия Мосхамбара и других бывших сторонников Григория с. 1084-1089], полемика вокруг сочинения сторонника Григория монаха Марка, усилившая критику Томоса и самого патриарха в византийском обществе с. 1089-1095], участие арсенитов в спорах о Томосе с. 1095-1099], события, связанные с отставкой патриарха Григория II с. 1099-1112], а также решение специальной комиссии об исключении из Томоса изъяснения слов прп. Иоанна Дамаскина с. 1112]. В данной работе автор также говорит о своих планах публикации сочинений Григория Кипрского в русском переводе с. 1102, сноска 2], чтобы и было выполнено позднее в серии статей В этих статьях историк приводит перевод ряда сочинений самого Григория Кипрского, а также его оппонентов. Из сочинений Григория представлены «Изложение свитка веры против Векка» с.

http://bogoslov.ru/article/6170113

5132 Упоминается под 1072 г. в Воскресенской, Софийской Первой и Типографской лет. (ПСРЛ Т. 7. С. 341; Т. 6. Вып. 1. Стб. 198; Т. 24. С. 63). 5133 В Летописце Переяславля-Суздальского, при рассказе об освящении храма в Печерском монастыре упоминается черниговский епископ Иов (Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 годов, издан Κ. М. Оболенским. M., 1851. С. 50). Здесь допущена ошибка: все прочие летописи и Киево-Печерский патерик приводят иное имя епископа, участвовавшего в 1089 г. в освящении Печерской церкви, – Иоанн. Типографская лет. сообщает, что епископ Иоанн «лежа боленъ на своей епископьи леть 25, не могий слоужити» (Типографская лет.; ПСРЛ. Т. 24. С. 73). В Ипатьевской лет. указана дата кончины – 23.11.1111 (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 273), в Лаврентьевской лет. – 23.03.1112. «В лто 1112 месяца марта Того же месяца въ кг преставис епископъ Черниговьскъуи (ПСРЛ Т. 1. Стб. 289). (В год 1112, в марте. В этот же месяц, 23, преставился епископ Черниговский Иоанн.) Никоновская лет. указывает эту же дату, а лет. по Воскресенскому списку согласна с Ипатьевской. В Лаврентьевской лет. месяц не указан, а сказано «того же месяца», что согласуется с предыдущими мартовскими событиями. Можно предположить, что позднейшие переписчики неправильно согласовали даты. А составитель Никоновской лет. просто повторил ошибку, содержавшуюся в его источнике. Согласно вышеизложенному первая дата выглядит предпочтительнее; она принята в большинстве работ, включающих имя этого иерарха. 5134 Даты поставления и преставления – по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289, 293). Память – в Соборе преподобных Киево-Печерских (в Ближних пещерах) 28.09. 5135 У ААО. Т. 1. С. 151, 152 под 7 следует некий Гераклид, а под 10 – Феотекн. Первый из них – Ираклид, второй – Евфимий Феотоки из списка Никоновской лет. (см. прим. 1). 5137 Дата поставления – 1143 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 313). Упоминается в числе участников Собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича в 1147 г. (Там же. Т. 2 Стб. 341–342)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2.3 Заключение брака в присутствии мирянина 1112 §1. Ubi desunt sacerdotes et diaconi, potest Episcopus dioecesanus, praevio voto favorabili Episcoporum conferentiae et obtenta licentia Sanctae Sedis, delegare laicos, qui matrimoniis assistant. 1112 § 1. Там, где недостаёт священников и диаконов, диоцезальный Епископ, заручившись предварительно одобрением конференции Епископов и получив разрешение Святого Престола, может делегировать мирян для ассистирования при венчании. § 2. Laicus seligatur idoneus, ad institutionem nupturientibus tradendam capax et qui liturgiae matrimoniali rite peragendae aptus sit. § 2. Следует выбирать подходящего мирянина, способного дать наставления брачующимся, и должным образом совершить обряд венчания. 1 . В латинской Церкви право испрашивать брачное согласие и принимать его от имени Церкви не предполагает какого-либо осуществления власти священнического сана или юрисдикции, несмотря на то, что существует строго определённая каноническая дисциплина бракосочетания. Поэтому Церковь может делегировать и верующего мирянина для того, чтобы он исполнял обязанности квалифицированного свидетеля при заключении брака. Так, до Тридентского Собора действительным считался и такой брак, который был заключён в присутствии мирянина. После Ватиканского Собора Святой Престол наделил Ординариев тех регионов, где ощущается нехватка священников и диаконов, специальным полномочием делегировать мирянина (независимо от пола) в качестве квалифицированного свидетеля канонического бракосочетания. Согласно канону 1112, полномочие испрашивать брачное согласие и принимать его от имени Церкви даётся мирянам при следующих условиях: – Диоцезальный Епископ должен просить об этом полномочии Конгрегацию по богослужению и таинствам или – если речь идёт о миссионерских территориях – Конгрегацию по Евангелизации Народов. Просьба Епископа должна быть поддержана благосклонным отзывом Конференции Епископов. – Специальное полномочие даётся только для тех регионов, где недостаёт священников и диаконов – иными словами, не только для миссионерских стран, но и для регионов, где налицо ощутимая нехватка священников и существуют серьёзные затруднения в том, чтобы пригласить священника или диакона, для ассистирования при бракосочетании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010