Иисус сказал: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний» ( Откр. 22:13 ). И не только это. Он открыл Иоанну тайну ( Откр. 1:1; 22:16 ), сказав о Себе «свидетель верный» ( Откр. 1:5 ) и заверив: «Гряду скоро!» ( Откр. 22:20 ). Очевидно, в Откровении говорится об Иисусе, Который свидетельствует и грядет ( Откр. 1:27 ), ибо по Его наказу ( Откр. 22:16 ) Иоанн записал все. Так что мы должны признать Его Верховенство как «первого и последнего» ( Ис. 48:12 , Откр. 1:17 и 22:13), Господа всего сущего и Бога, воплотившегося в вечном Слове. В Откровении 3:14 утверждается, что Иисус есть «начало создания Божия», а в Послании к колоссянам 1:15 говорится, что Христос «рожден прежде всякой твари». Эти стихи никак не предполагают, что Христос был создан. Греческое слово arche ( Откр. 3:14 ) правильно переводить как «происхождение, начало». Так оно и переводится в Ин. 1:1 в «Переводе нового мира христианских греческих Писаний» 1951 года издания у свидетелей Иеговы. Далее, в Откр. 3:14 говорится, что Христос верный и истинный свидетель, «начало» или «источник» Божия создания. Это находит свое подтверждение в Послании к евреям 1:2 и в Послании к Колоссянам 1:16–17, где Христос называется творцом всего сущего, а, следовательно, Он является Богом ( Быт. 1:1 ). Христос есть начало создания Божия, ибо Он – новое Создание, зачатое без греха ( Лк. 1:35 ), второй Адам ( 1Кор. 15:45, 47 ), исполнение обетования Бога о воплощении Слова ( Ис. 7:14; 9:6 ; Мих. 5:2 ) и Искупитель мира ( Кол. 1:14 ). В Евангелии от Иоанна 3:13 говорится, что никто, кроме Христа, сошедшего на землю, не восходил на небеса. В Послании к филиппинцам 2:11 утверждается, что Он есть Господь (греч. kyrios), в 1Кор. 15:47 – «Господь с неба» и, следовательно, Бог, а не сотворенное существо или «меньший бог». Иисус также «первенец из мертвых» ( Откр. 1:5 ), то есть первый, кто воскрес в прославленном теле (не в духе – см. Лк. 24:39–40 ), которое однажды обретут и все христиане, о чем сказал апостол Иоанн: «...Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Мы уверены в исполнении этого обетования, поскольку Он верен в Своем обещании ( Евр. 10:23 ). А все, кто отрицает Божественность Христа, пусть внемлют суровости Его предупреждения:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне“ ( Ин.6:44,45 , ср. Ин.6:65 ). Наконец, спасение не от дел, но от веры по благодати Божией засвидетельствовано в Откр.12:11 , где речь идет о победителях дракона кровью Агнца (ср. Откр.7:14; 22:14 ), что опять соответствует тому значению крови Христовой, какое ей приписывается в других писаниях Иоанна 1236 . Дела – τ ργα не только не занимают самостоятельного места в качестве орудия спасения, но даже мы не имеем данных на основании Апокалипсиса смотреть на них только, как на внешние поступки, – так, чтобы τ ργα относились исключительно к внешнему поведению человека. В самом деле, почти все послания к семи церквам начинаются торжественным οδα τ ργα σου ( Откр.2:2 ), οδ σου τ ργα ( Откр.2:19; 3:1, 8:15 ). После такого начала иногда суммарно указываются добродетели адресата послания, как, например, любовь, терпение ( Откр.2:19 ); но иногда начинается прямо речь, представляющая анализ внутреннего содержания этого адресата. Так, ангелу Сардийской церкви Христос говорит: οδ σου τ ργα, τι νομα χεις τι ζς κα νεκρς ε ( Откр.3:1 ). Ангел Лаодикийской церкви заслуживает со стороны Господа такой упрек: οδ σου τ ργα, τι οτε ψυχρς ε οτε ζεστς ( Откр.3:15 ). Ввиду этого, вполне возможно понимать под τ ργα не внешнее исключительно поведение человека, но и всю его внутреннюю жизнь, все факты его веры и идейного одушевления, из которых происходят внешние поступки. В этом случае вполне понятно, что в Апокалипсисе, с одной стороны, утверждается взгляд на вечную жизнь, как исключительно на дар Божий, а с другой, говорится о воздаянии по делам κατ τ ργα. При таком же взгляде на дела гораздо понятнее и соединение: „дела Иисуса“ – τ ργα μου в устах Самого Господа ( Откр.2:26 ). Кроме того, в данном случае и выражение: τ (γρ) βσσινον τ δικαιματα τν γων στν ( Откр.19:8 ) теряет тот смысл, какой ему придают Fr. Chr. Baur и H. J. Holtzmann. В понимании его можно присоединиться к мнению Prof. C. F. Nösgen’a, который полагает, что содержание нравственной жизни здесь рассматривается, как не по природе свойственное человеку, но данное ему в дар 1237 . Равным образом и слова Откр.14:13 : τ (γρ) ργα ατν κολουθε μετ ατν могут указывать на продолжение начавшейся здесь духовной жизни в мире потустороннем 1238 . Считая такой взгляд на понятие τ ργα в Апокалипсисе совершенно правильным, мы хотели бы обратить внимание на то, что в 4 Евангелии вера в посланного Богом Сына Его называется τ ργον το θεο ( Ин.6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В обоснование выделения класса «помазанников» свидетели Иеговы приводят два места из книги Откровения, где говорится о 144 тысячах запечатленных: из двенадцати колен Израилевых ( Откр. 7 ) и искупленных от земли девственников ( Откр. 14:1–5 ). Однако в Откр. 7:4  о девственности запечатленных не сказано, но обозначено их происхождение из всех колен сынов Израилевых, и далее (ст. 5–8) поименно указываются двенадцать колен в «неправильном» порядке: исключено колено Даново, вместо него почему-то названо колено Левиино, вместо Ефремова колена обозначено несуществующее Иосифово. Все это доказывает символичность самого числа, показывающего в себе полноту запечатленных в Церкви – Новом Израиле. Поэтому православные толкователи различают эти две группы по 144 тысячи 568 . Если же «свидетели» принимают буквально число, то логика текста должна вынудить их принять буквально и национальную принадлежность запечатленных, как это делают диспенсационалисты. Точно так же во втором фрагменте о 144 000 ( Откр. 14:1–5 ) сказано о девственности запечатленных и что они мужчины, которые не осквернились с женами. Вопреки тексту и логике «свидетели» включают в число «помазанников» и семейных, и женщин. Ничто в книге Откровения не показывает принципиального различия 144 000 и «великого множества». Например, 144 000 находятся перед престолом Божиим ( Откр. 14:3 ), но перед тем же престолом предстоит и «великое множество» ( Откр. 7:9 ). Великое множество пребывают в храме Бога (7:15), а сам храм находится на небесах (11:19, 14:17) 569 . В Откр. 7:9  не говорится, что «великое множество» лишено небесной надежды и предназначено к жизни вне нового Иерусалима. Напротив, Откр. 19:1  прямо помещает их на небеса. В свою очередь, и второе важнейшее место о якобы двух классах спасаемых – притча о других овцах, которые не сего двора, – также заканчивается обетованием их единства и равенства в Церкви: и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Нелепо и деление рая на два «отделения» – земное и небесное. Ап. Иоанн Богослов в видении видел не два рая, а один святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ( Откр. 21:2 ). В этом городе соединяются новое небо и новая земля, в нем место особого пребывания Бога с прославленными людьми 570 . Вне этого города не «великое множество», но всякий любящий и делающий неправду ( Откр. 22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

ж) притча о двух свидетелях ( Откр.11:3–14 ) 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Содержание свитка сначала открывается в самых общих чертах в Откр.11:3–13 , как бы в форме символического конспективного изложения. Следовательно, этот отрывок – центр вести всего пророчества Иоанна. Он расположен здесь, чтобы указать, как перед конечным судом (то есть перед звуком седьмой трубы: ведь времени больше не осталось!) вторгается свидетельство Церкви народам. Ибо с седьмой трубой окончательно придет Царство Божье ( Откр.11:15–19 ). Затем, в главах 12–15, более подробно будет представлен конфликт Церкви с силами зла. А затем все это интегрируется в подробном рассказе о конечном суде и его результатах ( Откр.16–22 ). Отношение между Откр.11:3–13 и главами 12–15 видно из ряда новых образов, которые в Откр.11:3–13 вводятся с загадочной краткостью, но более полно раскрываются в следующих главах: великий город ( Откр.11:8 ), зверь и его война против святых ( Откр.11:7 ), символический срок ( Откр.11:2–3 ) – время борьбы Церкви и зверя. Все эти образы развиты в главах 12–15. Но отрывок Откр.11:3–13 сам по себе дает понимание того, как свидетельство Церкви будет содействовать покаянию и вере всех народов. Поэтому на этом отрывке следует остановиться особенно и внимательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Таинственный ход церковной истории раскрывается Тайнозрителем в седмеричной последовательности: 1 . снятия семи печатей ( Откр.6:1 , –:8, 1); 2 . семь трубящих ангелов ( Откр.8:2–11, 19 ); 3 . семь знамений (12–15 гл.); 4 . семь чаш гнева (16 гл.). Эти четыре седмерицы видений можно понимать как четыре этапа эсхатологического свершения. Но, возможно, для лучшего уяснения, Апостол четырекратно возвращается к одним и тем же событиям, возвещая будущее в различных образах. Следует иметь также в виду, что в Откровении различные периоды времени – настоящее, прошедшее и будущее – даны в едином моменте созерцания. Будущее рассматривается как уже свершившееся в спасительном подвиге Христа ( Откр.16:17 ), но оно постепенно реализуется в истории. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18) 1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5) После написания посланий семи Церквам, т. е. всей вселенской Церкви, Иоанн восхищается к видению Церкви Небесной, торжествующей, с тем, чтобы лицезреть неизменность судеб Божиих и конечного торжества Его правды. Иоанн увидел престол Божий и сидящего на нем Бога Вседержителя во славе ( Откр.4:2 ). 24 старца, сидящие вокруг престола ( Откр.4:4 ), суть избранные из всех племен и народов представители народа Божия, представленные по числу колен Израилевых и свв. Апостолов. Окрест престола славословили четыре животных, виденные еще Иезекиилем ( Откр.1:15–18 ) – духовные прообразы твари, славословящей Бога (иногда они толкуются как 4 херувима, символизирующие 4-х евангелистов (у М. Барсова ). В деснице Всевышнего была книга, запечатанная семью печатями, с начертанными в ней сокровенными судьбами мира и Церкви ( Откр.5:1–4 ). Снять печати и раскрыть тайны книги мог только Агнец Божий, т. е. Сын Божий, закланный от сложения мира ( Откр.5:5 ; Ис.53:7 ). Семь рогов Агнца есть знамение силы Его, а семь очей суть семь даров Св. Духа ( Откр.5:6 ). 2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

По снятии Агнцем поочередно первых четырех печатей, Тайнозритель видел, как исходили из земли один за другим четыре всадника на конях: белом, рыжем, вороном и бледном, означающие четыре народные бедствия: войну, междоусобие, голод и смерть ( Откр.6:1–3 ). По снятии пятой печати Иоанн увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие, вопиющих к Богу о суде над гонителями Церкви. Но они были успокоены тем, что этот суд произойдет через малое время, когда наполнится число святых ( Откр.6:9–11 ) (отсюда практика престолов-гробниц, мощей в престолах, антиминсов с частицами мощей). По вскрытии шестой печати произошли страшные космические катаклизмы на земле, солнце, луне и звездах ( Откр.6:12–14 ), наведшие ужас на всех живущих на земле. Наступление более страшных казней было оставлено до времени таинственным Ангелом, явившимся с Востока с печатью Бога живого, пока Он не запечатлит 144 тыс. рабов Божиих, по 12 тыс. от каждого колена ( Откр.7:1–8 ). Кроме этих запечатленных печатью Божией, необозримое множество святых из всех племен и народов славословили перед престолом Божиим. Так изображена небесная, торжествующая Церковь святых, состоящая из иудеев и язычников, которые устояли в испытаниях и убелили ризы свои кровью Агнца, с Которым соединились отныне и навеки ( Откр.7:9–17 ). Снятие седьмой печати сопровождается безмолвием на небе и появлением семи ангелов, готовящихся трубить перед наступлением великих событий ( Откр.8:1–2 ). 3. Семь труб ангельских (Откр.8:2–11, 19) (вторая седмерица видений) Св. Иоанн увидел, как поочередно, по гласу труб первых четырех ангелов, подпадали истреблению третья часть деревьев, моря с кораблями и обитателями вод и светил небесных ( Откр.8:7–13 ). После звука пятой трубы некий дух, упавший звездою на землю, вновь вышел из кладезя бездны, возводя оттуда тучи саранчи для пятимесячного мучения людей, не имеющих на челе печати Божией ( Откр.9:1–12 ). По мысли А. Иванова , саранча – это вооруженное до зубов войско, несущее губительство всему человечеству ( А. Иванов , цит. соч., стр. 528). По Барсову, саранча – это человеческие страсти, овладевающие людьми в последнее время. Звук трубы шестого ангела освободил 4-х ангелов-демонов, посланных умертвить третью часть людей, что они и исполнили ( Откр.9:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Откр.22:6 .  И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Откр.22:7 .  Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Откр.22:8 .  Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; Начиная с 6 ст., идет заключение ко всему Апокалипсису. В заключение ко всему воспринятому Иоанн слышит особенные наставления, как нужно относиться к нему. Ангел-посредник ( Откр.19:9, 21:5 ) замечает, что все виденное и слышанное верно и истинно. Это откровение, назначенное для всех рабов Его, хотя бы оно и казалось странным и несбыточным, совершится вскоре, т. е. как необходимое по Божественному предопределению. От имени Самого Иисуса Христа 96 Ангел-посредник говорит о скором Его пришествии, мысль о котором должна настраивать и побуждать человека к размышлению о страшном суде. Поэтому блажен тот, кто помнит все слова апокалиптического откровения и сообразно с ними устраивает свою жизнь. Иоанн поклонился Ангелу при его сообщении Божественного откровения, так как последние слова были сказаны Ангелом от лица Самого Иисуса Христа, и Иоанн принял его если не за Самого Иисуса Христа, то за Его представителя. Но Ангел отклонил от себя это поклонение, назвавши себя простым сослужителем. Откр.22:9 .  но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. Откр.22:10 .  И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Откр.22:11 .  Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Откр.22:12 .  Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Откр.22:13 .  Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Откр.22:14 .  Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новое по сравнению со всеми параллелями в Откр.11:11,12 то, что враги Божьи будут смотреть на воскресших и вознесшихся. Эта странная черта объясняется, если обратить внимание на то, что Иоанн различает «первое воскресение», в котором примут участие все верные христиане ( Откр.20:5–6 ; ср. Откр.2:11 ), от Последнего суда над боговраждебным миром (ср. 20:11–15), который не исключает шанса оправдания и спасения покаявшихся. Именно в таком направлении указывают следующие высказывания. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Изображенные в Откр.11:11–12 спасительные события оправдали двух свидетелей, то есть всю Церковь и тех, кто в ней сохранил верность Христу и Богу. Теперь они причастны вечному блаженству. Их судьба стоит в контрасте к участи «живущих на земле» ( Откр.11:10 ), или жителей города ( Откр.11:13 ). Они предавались ликованию, но теперь их постигает великое землетрясение, которое разрушает десятую часть города и убивает семь тысяч людей. Удивительная арифметика этих символических чисел, в которой переворачиваются ветхозаветные предсказания, была уже рассмотрена выше. Оставшиеся в живых («прочие») введут себя теперь совсем иначе, чем те «прочие», которые пережили казнь шестой трубы ( Откр.9:20–21 ) и которые отказались от покаяния. Теперь «прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (ср. Откр.14:7 ; Откр.16:9 ). Это отвечает той задаче, которая была поставлена перед двумя свидетелями. Они должны были проповедовать покаяние, и с помощью силы Божьей их задача была выполнена. Если бы покаяния большинства людей земли не произошло, то роль свидетелей (то есть Церкви) была бы непонятной, и смысла в их деятельности и в их свидетельстве не было бы. Если понимать все изображаемое в Книге Откровения в «линейном» порядке, так сказать, хронологически, то поведение выживших девяти десятых живущих на земле трудно понимать как подлинное покаяние, так как после этого следуют еще описания и сопротивления Богу, и казней, и суда… Но мы уже выяснили, что при линейном чтении смысл многого в книге ускользает. Отрывок главы 11, который мы назвали «притчей о двух свидетелях», составляет содержательное ядро книги. Здесь в самом концентрированном виде дан смысл Священной истории от начала Церкви Христовой до конца, то есть до Дня Господня, суда и спасения. И смысл этот, отвечающий замыслу Бога, состоит не в спасении ничтожного меньшинства, но в покаянии и спасении значительного большинства людей. Предельно символично и предельно схематически все это и изображено в Откр.11:1–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

С другой стороны, не только для христианской Церкви нужно было принятие из иудейской и языческой среды тех или иных элементов духовной культуры. Для самого мира, в окружении которого живет и которому служит Церковь , нужно, чтобы все лучшее в нем приобщалось церковной жизни, было бы воцерковлено. Первое изъяснение сокровенного смысла форм христианского богослужения и его символики дано апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Святой тайнозритель увидел в открывшейся ему области небесного «дверь, отверстую на небе» ( Откр. 4, 1 ), войдя в которую, он узрел Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах; пред престолом Господа – горящие семь светильников; посреди и вокруг престола – четырех животных с лицами льва, тельца, человека и орла летящего. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают ниц пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество Ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6–13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ). Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником – души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3, 4 ). Все это происходит в храме Божием ( Откр. 11, 1 ), который находится и отверзается на небе ( Откр. 11, 19; 14, 17; 15, 5 ). Апостолу Иоанну Богослову видится другой Ангел с «вечным Евангелием», слышатся возгласы «аминь», «аллилуиа» ( Откр. 19, 3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В святоотеческой традиции распространено понимание повествования Откр. 11:1–13 как событий, которые совершатся непосредственно перед концом времен, соответственно, «свидетели», суть, два эсхатологических пророка. Представлено также толкование свидетелей, как символа всей христианской Церкви; в частности, это высказывают Тихоний и Примасий 348 . Стоит отметить, что такое толкование Откр. 11:1–13 является обоснованным и гармонично вписывается в образность последующих глав, 12-й и 13-й. В этих главах также упоминается срок три с половиной года (1260 дней), который обозначает все время земного пути Церкви, от Воскресения Христова до конца мира (ср. Откр. 12:5–6 ). Итак, согласно мнению ряда раннехристианских толкователей и большинства современных комментаторов 349 , два свидетеля представляют образ Церкви в ее свидетельстве о Христе. Исключение внешнего двора и измерение храма ( Откр. 11:1– 2 ) понимается, как символическое описание двух аспектов одной и той же реальности Церкви – подверженности искушениям и отрицательному воздействию со стороны мира, и внутренней духовной сохранности и защиты, даруемой Богом (о том же самом говорит сладость и горечь книжки Откр. 10:9–10 ). История же двух свидетелей являет свидетельство Церкви в мире, страдания членов Церкви и спасительность их страданий, приводящих к окончательной истинной победе над гонителями и к обращению прежде неверующих. Итак, в откровении «книжки» в символическом виде раскрывается проблематика всего пути христианской Церкви. Взаимное отношение запечатанной книги и книжки Откр. 10 Можно заметить, что между запечатанной книгой и книжкой существует определенная близость: сцены Откр. 5 и Откр. 10 по композиции сходны между собой. Так, книги держит божественная фигура: запечатанная книга находится в деснице «Сидящего на престоле», Бога Отца, книжка – в руке величественного ангела; в процессе повествования книги передаются: от Бога – Христу ( Откр. 5:7 ), от ангела – Тайнозрителю ( Откр. 10:9–10 ). Это подобие требует объяснения. Некоторые исследователи утверждали, что эти книги тождественны между собой 350 , однако, данное мнение не засвидетельствовано в древней традиции и не получило всеобщего признания в науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010