3.12.1. Промысл Божий о добрых ангелах    Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.    а) Прямой путь служения ангелов Богу    Это непосредственное созерцание Бога и славословие Ему. Пророк Исайя видел серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис.6:2-3). Аналогичные образы встречаются в Книге Откровения (главы 4 и 7), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим. «[Ангелы] созерцают Бога... и имеют это пищею», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Через это созерцание они почерпают свет озарения и благодать, необходимую для укрепления в добре, что помогает им возрастать в познании истины и в конце концов позволяет достигать своего предназначения.    б) Косвенный путь служения ангелов Богу    Примеры служения ангелов Богу в качестве орудия Промысла Божия по отношению к видимому миру и к человеку: разрушение Содома и Гоморры (см.: Быт.19:1-13), схождение ангела в купальню Вифезда (см.: Ин.5:4) и др. Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира: это видно из Откр.7:2, 14:18, 16:5.    В особенности ангелы содействуют делу спасения человека. Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (см.: Втор.33:2; Деян.7:53). Ангелы принимали участие в деле нашего искупления и в деле сохранения и распространения Церкви на земле. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христа, Его Вознесение — все эти события сопровождались явлением ангелов. В жизни ранней Церкви также участвовали ангелы. Так, ангел вывел ап. Петра из темницы (см.: Деян.12:7-11).    Одним из видов косвенного служения ангелов Богу является служение ангелов-хранителей. В Священном Писании упоминаются ангелы-хранители народов и обществ, а также ангелы-хранители частных лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Л. написал 20 «похвальных» (торжественных) од, приуроченных в основном к гос. торжествам, и 11 «духовных» од: переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145 (1743-1751), «Ода, выбранная из Иова, главы 38, 39, 40, 41» (1743 или 1749-1751), «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743 или ок. 1747) и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743). Переложения псалмов, созданные Л., очень близки к слав. тексту, но имеют и автобиографический подтекст. Кроме незавершенного переложения псалма 103 (опубл. в 1784), все они написаны от лица гонимого врагами и искушаемого бедами праведного человека. В разд. «Оды духовные» они подготавливают следующее далее переложение речи Всемогущего Бога из Книги Иова, в к-ром изображение в «стройном чине» устроенного «прекрасного света» является аргументом для убеждения человека в правосудии Творца: «Он все на пользу нашу строит,/Казнит кого или покоит./В надежде тяготу сноси/И без роптания проси». В «Утреннем размышлении…» утверждается идея о том, что мир был создан для человека, в «Вечернем…» - мысли о непостижимости Бога и ограниченности научного знания. А. С. Пушкин назвал духовные оды Л. «вечными памятниками русской словесности», архиеп. Филарет (Гумилевский) утверждал, что они «для духовного просвещения много значили и значат». В торжественных одах Л. внушает мысли о величии России и ее блистательном будущем, о непобедимости духа «россов», правоте дела Петра I и пользе наук. Оды Л., по построению напоминающие праздничные проповеди, включают молитвенные призывания Бога (большинство од ими начинаются и заканчиваются), цитаты и парафразы из Славянской Библии и богослужебных текстов, имеют «особый величественный колорит, колорит церковности» ( Солосин. 1913). В «Оде на прибытие… Петра Федоровича…» (1742) переложен фрагмент Откр 12.1 о «жене, облеченной в солнце» (строфы 7-8), в последней оде Л. («Ода… на новый 1764 год») есть вольное переложение строф 18-19 из 8-й гл. Книги Притчей Соломоновых; вообще библейские аллюзии в торжественных одах Л.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

И то же самое повторяя иными словами, присовокупляет: в людех тяжцех восхвалю Тя. Здесь, кажется, мысленно взирал Пророк на церковь Христианскую, в которой непрестанно восхваляется Бог за избавление рода человеческаго: ибо церковь Христианская в самом деле есть многая и великая, поскольку всю вселенную объемлет, и притом зело крепкая: ибо и врата адова не могут одолети ей ( Мф. 16:18 ). Но и церковь торжествующая велика будет, когда так написано о ней: видех, и се, народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен ( Откр. 7:9 ). Пс.34:19 . Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима: Понеже враги Давидовы, по случаю падения его, торжествовали и радовалися, для того молится, дабы Бог толико беззаконной радости их не попустил продолжиться. А дабы лучше преклонить Бога на милость, паки свидетельствуется, что они без всякой причины ненавидят его, но по одной токмо злобе так безчеловечно расположены к нему. Ибо весьма нужно иметь свидетельство благия совести, дабы представить оное пред Богом, когда хощем иметь Его скорым помощником в страданиях наших. Следующее вскоре за сим повторение тех же слов показывает, что Давид не без причины жалуется на несправедливую ненависть врагов: понеже человека мирнаго, дружелюбнаго, да еще и услуги оказавшаго, и ничем их не огорчившаго, ненавидят и гонят. Помизание очей, о котором при конце стиха упоминает, берется здесь за ругательство и за насмешку, так как и во псалме Пс. 21:8 , покивание главы в том же разуме положено. Пс.34:20 . яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху. Здесь жалуется на тех лицемеров, которые притворялися друзьями, совсем не будучи такими, и говорит, что они по внешности ласково и мирно с ним поступали, так как бы были самые искренние друзья, во внутренности же от гнева разрывалися и помышляли лесть, како бы погубить его. Сие же сказал о тех мнимых друзьях, которые поощряли Саула на ненависть против Давида, когда еще был он в милости у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде. а) Прямой путь служения ангелов Богу Это непосредственное созерцание Бога и славословие Ему. Пророк Исайя видел серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ). Аналогичные образы встречаются в Книге Откровения (главы 4 и 7), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим. «[Ангелы] созерцают Бога... и имеют это пищею» 642 , – говорит преп. Иоанн Дамаскин . Через это созерцание они почерпают свет озарения и благодать, необходимую для укрепления в добре, что помогает им возрастать в познании истины и в конце концов позволяет достигать своего предназначения. б) Косвенный путь служения ангелов Богу Примеры служения ангелов Богу в качестве орудия Промысла Божия по отношению к видимому миру и к человеку: разрушение Содома и Гоморры (см.: Быт.19:1–13 ), схождение ангела в купальню Вифезда (см.: Ин.5:4 ) и др. Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира: это видно из Откр.7:2, 14:18, 16:5 . В особенности ангелы содействуют делу спасения человека. Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (см.: Втор.33:2 ; Деян.7:53 ). Ангелы принимали участие в деле нашего искупления и в деле сохранения и распространения Церкви на земле. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христа, Его Вознесение – все эти события сопровождались явлением ангелов. В жизни ранней Церкви также участвовали ангелы. Так, ангел вывел ап. Петра из темницы (см.: Деян.12:7–11 ). Одним из видов косвенного служения ангелов Богу является служение ангелов-хранителей. В Священном Писании упоминаются ангелы-хранители народов и обществ, а также ангелы-хранители частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В 21-й главе Откровения св. Иоанн излагает созерцание «новаго неба и новой земли», «жену и невесту Агнца», «великий город святый Иерусалим»; в нем будут обитать спасенные народы и не войдет в него ничто нечистое. Под этими образами Апостола разумеется вечное царство Божие, царство славы церкви Божией, торжествующей, Царство Бога, которому не будет конца. Видение его излагается до 6 стиха последней, 22-й главы. Заканчивая изложение таинственного пророчества, св. Иоанн запрещает что либо прибавлять к нему и убавлять от него ( Откр.22:18–19 ). Не постыжая, а вразумляя адвентистов, должно сказать им, что своим измышленным толкованием великих тайн новозаветного откровения они навлекают на себя язвы, «о которых написано в книге сей». «Ей гряди, Господи Иисусе!» – таким восклицанием заключает последние стихи книги тайновидец – Апостол. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» – повторим за святым Апостолом и мы. Господи! вразуми несчастных суесловов, которые сами спешат колебаться умом и смущают других, без толку говоря, будто, наступает день Христов! Обрати их к познанию благовествования Твоего и присоедини их к церкви святой Твоей, дабы и они не лишились участия в книге жизни во святом граде и вечном царствии Твоем! К изложенному рассмотрению книг Даниила, эсхатологической речи Господа и книги Откровения св. Иоанна мы прилагаем en pendent сектантской пропаганде православную таблицу, указываемых в данных св. Писаниях событий. Посильное рассмотрение извращаемых адвентистами мест священного Писания обнаруживает, что учение этой секты не от Бога, а от человеков. Не состоя в церкви Господней, основанной Господом Иисусом Христом, также как и баптисты, адвентисты 7-го дня думают найти истину в мертвой библейской букве и на этом не – евангельском пути тщетно пытаются создания своей фантазии, подобным безводным облакам, обосновать на слове Божием. Но святое Писание, как может видеть всякий благоразумный христианин, не подтверждает учения адвентистов, а обличает его лживость. Подводя итог всему вышеизложенному, мы повторим вопросы, пред коими «заграждаются уста» людей, думающих, что именно их дело знать времена и сроки, которые Господь положил в Своей власти ( Деян.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Далее наступает период перед концом мира с проповедью Евангелия всем народам земли, о котором уже говорилось выше. Этот период, упоминаемый и евангелистом Матфеем 27 , описывается в 14-й главе Откровения как появление ангела, «летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» ( Откр.14:6 ). Как бы последний раз людям земли предлагается убояться Бога и воздать Ему славу и предупреждается о наступлении часа суда Его (см. Откр.14:6–7 ). Далее с появлением второго ангела наступает период воцарения антихриста и начинается разорение многих официальных церквей – «Великой блудницы», или «Вавилона». Откровение так говорит об этом: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» ( Откр.14:8 ). Этой трагической странице из истории Церкви Откровение посвящает далее главы 18 и 19 (их разбор будет приведен ниже). После этого раздается распоряжение антихриста о поклонении себе. Появление третьего ангела имеет отсюда целью предупредить людей о последствиях такого поклонения. Откровение говорит: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр.14:9–11 ). Следствием подобного распоряжения является преследование тех, кто остается верным Господу и не соглашается на поклонение. Наступает последний период мученичества христиан, который возвещается четвертым ангелом. Читаем в Откровении: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говоривший мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» ( Откр.14:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Обетование Тысячелетнего царствования воскресших мучеников для Иоанна имеет особый смысл надежды на то, что еще до наступления нового века на этой земле станут ощутимой реальностью плоды искупления: верующие во Христа будут царствовать, станут священниками Бога, Отца Иисуса Христа. Уже эта земля не всегда должна принадлежать сатанинской власти, какая олицетворялась Римской империей, но должна в конце земной истории принадлежать Христу и христианам. В надежде на это верующие обретают мужество: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). в) Освобождение сатаны, последняя битва с ним его окончательное осуждение ( Откр.20:7–10 ) 7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. По истечении тысячи лет диавол будет освобожден и продолжит свое прежнее дело. Он будет совращать народы и собирать их на последнюю битву против Церкви Христовой. Мы уже знаем, что пособники зверя в Римской империи и союзные Риму цари уничтожены. В конце главы 19 говорилось о «трупах царей, трупах сильных, трупах тысяченачальников… всех свободных и рабов, и малых и великих. И схвачен был зверь и с ним лжепророк… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» ( Откр.19:18–21 ). Теперь диавол обращается к народам, далеким от Римской империи. Они обитают «на четырех углах земли» (а земля мыслилась четырехугольной). Эти народы называются Гогом и Магогом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

695.  …два мужа в одеждах блистающих (Лк. 24. 4). 696.  …мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1. 10, 11). 697.  …четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10. 30). 698. Дан. 3. 49. 699.  …не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? …истинно так, царь! …вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен Сыну Божию. Благословен Бог…, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него (Дан. 3. 91–95). 700.  …когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня (Дан. 9. 21). 701. Дан. 10. 5, 6. 702. Дан. 12. 7. 703.  И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела (Деян. 6. 15). 704.  …дух немой и глухой! Я повелеваю тебе (Мк. 9. 25). 705. Лк. 11. 14. 706. Мф. 13. 28. 707. Откр. 12. 9. 708.  Не предай зверям душу горлицы Твоей (Пс. 73. 19). 709.  Змей был хитрее всех зверей полевых (Быт. 3.1). 710. Лк. 10. 18; Откр. 12. 9. 711. Иов. главы 29–41. 712.  …Ангелы …на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18. 10). 713.  …в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22. 30). 714.  …служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1. 14). 715.  …пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24. 31). 716. Еф. 6. 12. 717.  И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12. 7–9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя), Очевидно, здесь Исайя говорит пророчески о новой субботе, т.е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах.3:8–10 , «в тот день»: Зах.9:16:13:1 . Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Пет.1:11 , а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мёртвых славою Отца»: Рим.6:4 . Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иез.36:13 . По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 ; Деян.20:7–8 . На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор.16:1–2 , апостол и Евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Основные места Священного Писания в учении о праздниках Православной Церкви Исх.13:3 . И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта из дома рабства, ибо рукой крепкой вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного. Лев.23:2 . Объяви сынам Израилевым, и скажи им о праздниках Господних, в которые должны созывать священные собрания; вот праздники Мои... (читай ст.5–6:24–28 той же 23 главы). Соф.3:18 . Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. 1Кор.5:7–8 . Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Деян.2:1 . При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. Деян.20:7–8 . В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. 1Кор.16:1–2 . При сборе же для святых поступайте так, как я установил в Церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает. 1Кор.15:14 . А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Откр.1:10 . Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Последние стихи Нового Завета, и, следовательно, всей Библии, содержат серьезное предостережение: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:18–19 ). Еще при жизни апостолов в церквах появились лжеапостолы, пророки и учители, которые проповедовали «другого Иисуса», передавали «иного духа» и возвещали «иное благовестие» ( 2Кор.11:4 ). Незадолго до своей смерти апостол Павел пишет прощальное послание Тимофею. В трогательных стихах последней главы 2-го Послания он еще раз серьезно и настоятельно увещает его: «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем...» ( 2Тим.4:1–5 ). Ввиду предстоящего прихода антихриста Иоанн также призывает верующих не увлекаться новыми откровениями, но оставаться в том, что они слышали от начала: «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин.2:24 ). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). В последний период истории Церкви, когда, согласно утверждению Нового Завета, появится много лжепророков и лжеучителей, очень важно помнить о необходимости «подвизаться за веру, однажды преданную святым». В посланиях нет ни одного указания на то, что нужно ожидать новых откровений Духа; в них содержится призыв твердо держаться раз и навсегда переданных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010