В тот день, когда Господь сошел на гору Синай, «бы-ли громы, и молнии, и густое облако над горою»; звуки труб возвестили народу Израиля владычество Божье над землей (см. 3Цар. 1:39.40 и Мф. 24:31 ; 1Кор. 15:52 ; 1Фес. 4:16 ; Откр. 8:2 ). Но непризванные не должны были восходить на гору, ибо существует черта, переступить которую могут только призванные Богом (ср. Исх. 19:20–25 и др.). Моисей, призванный Богом в качестве посредника между Ним и другими людьми, предстоял пред Богом за весь Израиль; затем на гору взошли главы родов, старейшины ( Исх. 24:9 ). Сокровенный Бог явился народу, стоявшему сначала вдали от Него ( Исх. 19:12.21 ; Исх. 20:18,21 ), а затем приблизившемуся к Нему ( Исх. 24:9–11 ). Кровь завета ( Исх. 24:6 ; ср. Еф. 2:13 ), которой Моисей окропил жертвенник и народ по заключении завета, удостоверила Божье избрание израильтян; кровь использовалась и в обряде посвящения священников ( Исх. 29:1–26 ; Лев. 14:15 ). Окропление кровью в ознаменование заключения завета ( Исх. 24:6–8 ) – центр. момент ветхозаветного периода истории спасения. Взяв кровь (ср. Мк. 14:22.23 ) и окропив ею народ, Моисей тем самым примирил его с Богом. Он также прочитал народу «книгу завета» ( Исх. 24:7 ) и возвестил (ср. 1Кор. 11:26 ) ему Божью волю, на что народ ответил «аминь», избрав для себя путь послушания. «Это не было волшебством или магическим ритуалом; Бог создал непосредственный нравственно-духовный союз между собой и народом» (Frey, op. cit., p. 138). После того как была пролита кровь нового завета, Бог вновь предоставил Своему народу право выбора. IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА З. состоит из двух частей: Десятословия (⇒ Десять заповедей ; Исх. 20:2–17 ) и ⇒ Книги Завета ( Исх. 20 – Исх. 23:19 ). Более детально З. излагается в заповедях о святости ( Лев. 17–26 ) и в книге Второзаконие ( Втор. 12–26 ). А. Изложению З. предшествовало не только избавление народа Израиля от егип. рабства ( Исх. 12:1 ), но и фактич. возвещение Благой Вести, заключенной в словах «Бог твой», произнесенных Господом в начале Десятословия ( Исх. 20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но даже при таком толковании события 12-й главы (вознесение) предшествуют событиям предыдущих глав, разрушая хронологию. Тем самым снимается решающий аргумент в пользу земного тысячелетнего царства – что это видение следует за Вторым пришествием, описанным в 19-й главе книги Откровения. В свою очередь, непосредственно перед описанием тысячелетия, в Откр. 19:17–18 , ангел приглашает птиц на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей и других грешников. Ясно, что если Второе пришествие уже наступило (ср. ст. 11), то приглашение бессмысленно и теряет смысл даже как риторическая фраза. Но нет, все птицы напитались их трупами (ст. 21), поэтому св. Андрей Кесарийский называет здесь птицами ангелов, которые уничтожат на земле все плотское 88 . Вместе с тем, справедливо отказываясь от невозможного на практике принципа исключительно буквального толкования, адвентисты и свидетели Иеговы впадают в другую крайность. Как и баптисты, они декларируют принцип Sola Scriptura, однако что является Священным Писанием и как его толковать – определяется соответствующими централизованными церковными структурами. Так, обе эти секты, подчеркивая богодухновенность Библии, в то же время заявляют о ее искажении в древнейшие времена. Например, адвентистская «пророчица» Е. Уайт говорит: «Я видела, что Бог охранял Библию особым образом; и тем не менее, когда она не имела широкого распространения, ученые мужи заменили слова в некоторых текстах, полагая, что проясняют их смысл, тогда как в действительности они окружили ореолом таинственности то, что было просто и понятно, пытаясь приспособить Библию к своим устоявшимся взглядам, которые основывались на человеческих преданиях» 89 . Как здесь соотнести представление об охране текста Библии Богом и в то же время – ее человеческом искажении? У Е. Уайт получается или немощной Бог , неспособный защитить Свое Слово, или более могучие, чем Бог, «ученые мужи», сумевшие исказить Библию вопреки воле Божией. У свидетелей Иеговы, как известно, та же логика усугублена.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

10 и 11-й стихи этой главы говорят о вечности мучений грешников вопреки учению адвентистов, говорящих, что от грешников после их сожжения останется одна зола и больше ничего. 59 15–19 главы Откровения С 15 главы св. Иоанн Богослов зрит семь последних язв, которыми Господь в справедливом гневе Своем покарает грешный антихристианский мир, суд над великой блудницей и антихристом. Этот порядок видений в более развитом виде изображает сказанное в Откр.6:17 ; Откр.11:18 . Опять новозаветный пророк в цепи видений зрит раны людей, поражение моря и рек, зной солнца и великое землетрясение. 17 и 18 главы говорят о «блуднице», о суде над нею. В 18 главе она именуется: «великий город Вавилон». Если «град Бога живаго» в писании изображает собою церковь праведных во главе с Господом, то соответственно сему под «блудницей» и «Вавилоном» должно разуметь грешный, развратный, роскошествующий мир греха. При рассмотрении Откровения святого Иоанна Богослова, нужно иметь в виду следующее. Подобно тому, как пророк Даниил, пророчествуя об Антиохе Епифане, предсказывает нечто и об антихристе, как Спаситель, говоря о разрушении Иерусалима, указывает на кончину мира, так свободно допустимо то, что святой Апостол Иоанн прототипом блудного грешнаго мира, греховность коего примет большие размеры к концу времени ( Лк.18:8 ), считает современный ему языческий Рим ( Откр.17:9 ). Зверь, о котором говорится в 17-й главе, есть дракон – диавол. Он был (до явления Христа) ныне нет его (он побежден крестом) и явится пред пакипришествием Спасителя ( Откр.17:8 ). Семь царей ( Откр.17:10 ): о них сказано, что «пять пали, один есть»; разумея под тем, который есть, римскаго императора (современным св. Иоанну был Домициан), под предыдущими пятью должно разуметь языческие царства (их указывает книга Даниила): вавилонское, мидо-персидское, греко-македонское, сирийское и египетское. Под седьмым царством разумеется, имеющее быть, кратковременное царство антихриста. Относительно 10-ти царей ( Откр.17:12 ) можно говорить лишь когда они явятся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

О таинстве Причащения Откр.17:3–5 . Под блудницей, упоминаемой в 17 главе Откр., сделавши общий вывод из толковников, должно разуметь церковь неверную, или особенное греховное состояние части человечества в последние времена, когда будет действовать антихрист, изображаемый в этой же главе, как равно и в 13-й, под образом зверя. Эта часть человечества не обнаружит тогда истинной веры в Бога и должного исполнения Его святого закона, будет отличаться совершенным неверием в Бога, как и предсказал Спаситель: Лк. 18:8 ; члены такой церкви будут людьми в высшей степени плотскими, чувственными. Ничего подобного отнести к Православной Церкви, как делают еретики, отнюдь нельзя. Да и можно ли приравнивать таинство св. Причащения к упоминаемой в 17 главе чаше, когда это таинство установлено Самим Господом нашим И. Христом? Лк.22:19–20 ; сравн. Евр.10:29 . Об антихристе О крещении Об идолопоклонстве О заблуждающихся О церкви Христовой О почитании Ангелов Откр.19:9–10 . Св. Иоанн объят был великою радостию, внимая вести о брачной вечери Агнца: ст.2, 9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя темной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 : 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Об апокалипсическом звере Откр.19:19–20 . Под «зверем» разумеется лжепророк, которого пошлет антихрист (Дракон) вместе с другим лжепророком пред кончиною мира отвращать людей от истинного пути: срав. Откр.12:7–17; 13:1–18; 16:13; 20:10 . Он будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: 13:2, 6. Действуя по власти и силе пославшего его сатаны: 20:2, он повелит тем, которые поверят ему, сделать «образ» (по-славянски «икону») зверя, т. е. изображение другого лжепророка: 13:1–10, и заставит поклоняться этому образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   В этой части Апокалипсиса тайнозритель описывает царство зверя, достигшего своего апогея силы и контроля над жизнью людей. Отступление от истинной веры охватывает почти все человечество, и Церковь доходит до крайнего истощения: «И дано было ему вести брань со святыми и победить их» (Откр. 13:7). Чтобы ободрить верующих, оставшихся верными Христу, апостол Иоанн возводит их взор к горнему миру и показывает великий сонм праведников, которые, подобно израильтянам, спасшимся от фараона при Моисее, поют победную песнь (Исх. 14-15 гл.). Но как пришел конец власти фараонов, так и дни антихристианской власти сочтены. Следующие главы (Откр. 16-20 гл.) в ярких штрихах рисуют Божий Суд над богоборцами. Поражение природы в 16 главе подобно описанию в 8 главе, но здесь оно достигает всемирных размеров и производит ужасающее впечатление. Как и раньше, очевидно, истребление природы производится самими людьми — войнами и промышленными отходами. Усилившийся солнечный зной, от которого страдают люди, может быть связан с уничтожением озона в стратосфере и увеличением углекислого газа в атмосфере. Согласно предсказанию Спасителя, в последний год перед концом мира жизненные условия станут настолько невыносимыми, что, «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22). Описание суда и наказания в 16—20 главах Апокалипсиса следует порядку возрастающей виновности врагов Божиих: сначала подвергаются наказанию люди, принявшие начертание зверя, и столица антихристианской империи — «Вавилон», потом — антихрист и лжепророк, наконец — дьявол. Повествование о поражении Вавилона приводится дважды: сначала в общих чертах в конце 16 главы, и более обстоятельно в — 18—19 главах. Вавилон изображается блудницей, сидящей на звере. Наименование «Вавилон» напоминает халдейский Вавилон, в котором в ветхозаветное время сосредоточивалась богоборческая власть (халдейские войска разрушили Древний Иерусалим в 586 году до Р.Х.). Описывая роскошь «блудницы», апостол Иоанн имел перед глазами богатый Рим с его портовым городом. Но многие черты апокалипсического Вавилона неприменимы к Древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста. Равным образом загадочно и объяснение Ангела в конце 17 главы о «тайне Вавилона» в подробностях, относящихся к антихристу и его царству (Откр. 17:7-18). Вероятно, эти детали будут поняты в будущем, когда придет время. Некоторые иносказания взяты из описания Рима, стоявшего на семи холмах, и его богоборческих императоров. «Пять царей (голов зверя) пали» — это первые пять римских императоров — от Юлия Цезаря до Клавдия. Шестая глава — это Нерон, седьмая — Веспасиан. «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и (он же) из числа семи» — это Домициан, оживший Нерон в народном представлении. Он есть антихрист I века. Но, вероятно, символика 17 главы получит новое объяснение во времена последнего антихриста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Церковь есть в домирном Совете Божием предопределенное ( Еф.1:4 , – 3:9–12, – Рим.8:28–30 ср. Евр.12:13 , – 11:40) собрание (ккλησα, но не общество), превечно избранных (избрание – кλητο, кλητο кα кλεкτο ка πιστο Откр.17:14 и, кроме указанных выше ср. Рим.1:16–7 , – 1Кор.1:1–2, 24–27 , – 7:15–17, – Гал.1:6–15 , – Иак.2:5 , – 1Пет.1:15 , – Иуд.1 , – Мф.2:16 , – 22:14, – Мк.13:20 , – в частности избрание апостолов и верующих Христом Лк.13 , – Ин.6:70 др.) в общение Сына ( 1Кор.1:9 ), т. е. или в один новый народ Божий на место ветхого Израиля ( Мф.2:6 , – Рим.9:25–26 , – 2Кор.6:16 , – Тит.2:14 , – Евр.8:8–12 , – 13:12, – 1Пет.2:9–10 , – Откр.21:3 др), – или в одно стадо с одним Пастырем во главе ( Ин.10:11 сл. 21:15 сл, – Евр.13:20 , – 1Пет.2:25 , – Откр.7:17 , – 12:5, – 19:14 ср. Деян.20:28 ), – или в одно живое, стройное и непоколебимое здание – храм, крепость-столп, город, дом-жилище 18 – из живых камней, с краеугольным Камнем в главе угла и основе – Богочеловеком Спасителем стройно слагающихся и возрастающих в святый храм о Господе и жилище Божие Духом ( 2Кор.6:16 , – Еф.2:19–22 , – 1Пет.2:5–6 , – 1Тим.3:15–16 , – Мф.16:18 , – Ин. 2:19–21 ), – или же в один стройно сочлененный организм живого тела Христова, (в коем глава – Богочеловек, тело – Церковь , а верующие – отдельные члены тела) в постоянном единении и действенном взаимодействии Богочеловеческой Главы с Своим телом и его членами стройно, постепенно и соборно-возрастающий в любви, в меру возраста полноты Христа, наполняющего все во всем, доколе Спаситель – Богочеловек вообразится во всех ( Гал.4:19 ), низложит всех врагов своих и последнего из них – смерть, настанет вечная жизнь и совершенство, когда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, и Бог будет все во всем 19 . Отсюда видим, сколь несостоятельно утверждение, что Церковь может быть только видимая. He говоря уже о гносеологической неверности его (ни один предмет не может быть только ощущаем, но он должен быть умопостигаем), оно не приемлемо и по существу, онтологически. Как тело каждого члена Церкви в своих внешних органах и видимых движениях нераздельно объединено с духовным началом, так и внешне-ощутимая сторона (организация, богослужение, история) церковного тела проявляет невидимую действенность его Богочеловеческой Главы и участие в жизни Церкви ее невидимых, но с нею нераздельных членов не только новозаветных, но и ветхозаветных ( Церковь первородных на небесах, молитвы праведников, достигших совершенства: Евр.12:22–24 , ср. Ин.8:56 , а также участие ангелов в церковной жизни Откр.2:1 др. 1Кор.4:9 , – 6:3, – 11:10, – 1Тим.3:16 и др.). Таким образом, не должно быть речи ни о Церкви только видимой, ни о Церкви только невидимой, равно как нельзя и разделять Церковь воинствующую и торжествующую: Церковь есть единый и нераздельный организм спасаемых людей, находящийся под началом и проявляющий действенность Спасителя –Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Под женою – блудницей, которая есть город царствующий над земными царями, и первообразом которой -было современное Апостолу язычество, должно разуметь, как мы заметили раньше, мир греха. Что это толкование правильное, на это указывает 2 ст. 18-й главы, слова: «яростным вином блудодеяния она напоила все народы». Эти слова не приложимы ни к гражданскому Риму, ни к папскому. Если напр., с сектантского взгляда считать вином «папское воскресенье», то целая нация евреев не причастна этому. «Блудница», упоминаемая в Откровении, есть мир греха ( 1Ин.2:15–16 . 1Ин.5:19 ). 18 глава изображает суд над нею. Видение 19-й главы содержит указание на славное пришествие Господа. Зверь, лжепророк и все клевреты их будут преданы мучению; тела их будут растерзаны птицами, сами они наследуют вечную муку. В рассмотренном отделе книги Откровения для обличения секты адвентистов следует обратить внимание сектантов, что землетрясение, предшествующее пакипришествию Спасителя будет не такое, как Лиссабонское, каковое было и, быть может будет, а такое, которого еще не было ( Откр.16:18 ), что понятие «блудницы» и «Вавилона» неприложимо во всем обеме сказанного в Откровении, – неприложимо к папству. Не лишне заметить, что толкование адвентистов, по коему 10 царей суть гунны, есть и вест-готы, франки, вандалы и проч. при сопоставлении с «пророческим» по учению адвентистов «часом» (см. Откр.17,12 ) дает нечто несуразное: 1 час по адвентистски будет равен (365 : 24=15 5 / 24 ) 15 годам, двум месяцам и нескольким дням; а по адвентистской же «таблице труб» гунны, ост-готы и прочие жили от 395 по 620-й год по P. X. Как видно, выходит нечто несообразное здравому учению. 20 и 21 главы Откровения Св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, имеющего ключ от бездны и большую цепь. Ангел взял дракона, который есть дьявол , сатана и сковал его на 1000 лет, после чего он будет освобожден на малое время ( Откр.20:1–3 ).... Как понимать это видение? Адвентисты думают в 20-й главе Откровения, более чем в какой либо другой, найти подтверждение своего учения, точнее сказать, их учение и образовалось в значительной мере именно на основании истолкования им и этой главы своими силами по букве, вопреки правилу Апостола: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). По адвентистскому учению после воскресения праведных, когда земля будет опустошена, святые будут царствовать со Христом на небе (грешники еще не будут тогда воскрешены) 1000 лет. На этот срок будет связан сатана, связан в том смысле, что ему будет совершенно нечего делать, ибо праведные будут на небе, а земля опустеет,–словом, соблазнять дьяволу будет не кого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

В начальной части фрагмента сообщаются сведения о происхождении Ноэта из Смирны и об отлучении его от Церкви за учение о тождестве Отца и Сына. Далее указываются места из Свящ. Писания, на к-рые опирался Ноэт, и дается их правильное толкование. Затем излагается церковное учение о Св. Троице. Фрагменты «Глав против Гаия» (CPG, N 1891) долгое время были известны только по цитатам в толковании Дионисия бар Салиби на Откровение Иоанна Богослова ( Dionysius bar Salibi In Apocalypsim, Actus et Epistolas Catholicas. P., 1909-1910. 2 vol.). Обнаруживший их Гуинн полагал, что «Главы против Гаия» могут быть отождествлены с указанным на троне статуи соч. «О Евангелии от Иоанна и Откровении», поскольку в «Главах...» защищается каноничность Евангелия и Откровения ( Gwynn. 1888; Idem. 1890). Однако Авдишо в своем «Каталоге» указывает их как 2 разных сочинения. Брент попытался доказать псевдоэпиграфичность «Глав против Гаия». Он предположил, что пресвитер Гаий, противник И. Р., несмотря на традицию, к-рая берет начало с Дионисия бар Салиби, не отвергал Евангелия от Иоанна, хотя мог считать Откровение Иоанна Богослова неподлинным и связанным с ересью монтанистов, с к-рой он боролся. Брент привел аргументы, что Дионисий различает «Ипполита Римского» (автора «Глав...») и «Ипполита Бострского» и что «Ипполит» и «Гаий» в цитатах являются лит. персонажами, поскольку оба упоминаются в 3-м лице ( Brent. 1995. P. 131-184). Вопрос вновь стал обсуждаться после публикации новых синайских находок, среди к-рых оказались сир. фрагменты «Глав против Гаия» (публикация сир. текста с итал. пер. и коммент.: Camplani, Prinzivalli. 1998). С. Брок датировал фрагменты VI в. (Catalogue of Syriac Fragments (New Finds) in the Library of the Monastery of Saint Catherine/Ed. S. Brock. Mount Sinai; Athen, 1995. P. 17-19). Из 5 фрагментов 2 имеют параллели с текстом Дионисия бар Салиби. В 1-м фрагменте автор говорит от своего лица об иудеях, к-рые заблуждаются, толкуя Свящ. Писание «плотски». Его противник, к к-рому он обращается на «ты», по его мнению, также уподобляется иудеям в толковании Откровения. Далее следует толкование Откр 12. 1, 6, а затем «другой главы» - Откр 13. 15-18. В следующих фрагментах, плохо сохранившихся, приводятся попеременно аргументы то Гаия, то его противника (Ипполита). Анализ фрагментов в сравнении с цитатами Дионисия показывает, что «Главы против Гаия» не являются оригинальным сочинением И. Р., но представляют собой произведение более позднего времени, появившееся на Востоке, вероятно, в связи со спорами вокруг учений Оригена или Аполлинария Лаодикийского. Использовал ли составитель этого диалога подлинные сочинения Ипполитова корпуса, установить крайне сложно. Но очевидно, что И. Р. в этом произведении олицетворяет «православную» позицию, что совпадает с тем его образом, к-рый прослеживается во флорилегиях и полемических трактатах V в., связанных с христологическими спорами.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010