В Новом Завете употребление этого глагола и производных от него носит помимо широкого также специальный смысловой оттенок — приготовление к Божественной жизни. В притче о званных на пир в Мф 22, господин говорит, что всё готово “panta etoima” (Мф 22:4); апостол Лука определяет служение Предтечи: дабы представить Господу народ приготовленный “etoimasai laon” (Лк 1:17); наконец, в Рим 9:27 ап. Павел говорит, что Бог приготовил праведников (сосуды милосердия) к славе, — “proetoimasen eis doxan”. В сходном эсхатологическом контексте этот глагол употреблён также в 1Кор 2:9, 1Тим 3:13, Евр 11:16, Откр 21:2. Отрывок о крещении в 7 главе очень важен для истории таинства, но в плане пневматологии он не даёт нам ничего нового по сравнению с Евангелием от Матфея, за исключением разве что указания на прямое усвоение последней заповеди Господа раннехристианскими общинами. Слишком далеко идущих выводов о состоянии триадологического богословия в I веке на основе этих слов делать не стоит. Более интересным представляется одно место в главе 11, посвящённой пророческому служению в ранней Церкви. “И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите (ср. Дидахэ.11:8,11; 13:1; 1 Кор.12:10; 14:29; 1 Ин.4:1), ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится (ср. Мф.12:31). Но не всякий, говорящий в Духе, — пророк, но [только] тот, кто хранит пути Господни; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка. И никакой пророк, в Духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк”. По-видимому уже в древней Церкви имело место явление, названное позже подвигом юродства Христа ради, или нечто подобное, что и стало причиной написания приведённых выше строк. Согласно о. Георгию, “состояние пророка ‘в духе’ можно понимать как пребывание его вне себя, когда по наитию свыше служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, говорит через пророка (ср. Чис 5:14, 1 Цар 16:14-16, 23, Ос 4:12, 5:4). Поэтому не следует слушать пророка, когда он ‘в духе’ просит денег для себя, но только если попросит для других, неимущих (11:12)” . Однако таким объяснением пророческое служение низводится до вульгарного спиритизма. Сама мысль о том, что через одни и те же уста может попеременно говорить то Святой Дух, то дух нечистый, является кощунственной с точки зрения раннехристианской письменности: не может из одного источника литься горькая и сладкая вода (Иак 3:12).

http://pravoslavie.ru/7470.html

В Н.З. Агнцем называют Христа: «… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» ( 1Пет. 1:18–20 , см. также Ин.1:29 ; Евр.9:13–14 ). В Откровении Иоанна Богослова «Агнец закланный» предстает как победитель, достойный «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:12 , см. также 7:17,13:8, 21:22, 21:23). Агнцами называет Господь уверовавших в Него: «паси агнцев Моих» — говорит Он апостолу Петру, поручая ему тем самым будущее Своей Церкви ( Ин.21:15 ). Христос и Агнец, и Пастырь агнцев, Который, как возвещает Иоанн, будет пасти праведников и «водить их на живые источники вод» ( Откр.7:17 ). Этот же образ присутствует и в пророчестве Исайи об Избавителе: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 , ср. Ос.4:16 ). Ад АД/ПРЕИСПОДНЯЯ. АД КРОМЕШНЫЙ см. также ГЕЕННА ОГНЕННАЯ Универсальное понятие, выражающее одно из представлений о месте посмертного пребывания человека, где грешника ожидают вечные муки. В повседневной речи широко используются образованные от него определения: «адский» (-ая, ое), применимые к разнообразным реалиям жизни и указывающие на крайнюю степень качества. «Адскими» могут быть, например: голод, жара (и наряду с этим холод), скука, мука (как оценка бытовых неудобств), работа и т.п.; встречается в сочетаниях: «исчадие ада» (о жестоком человеке), «гореть (тебе, мне) в аду», «отправиться прямиком в ад» — как предупреждение (иногда шутливое) о расплате за аморальные поступки. Ад кромешный — как синоним выражений «вавилонское столпотворение», «содом и гоморра», указывает на крайнюю степень беспорядка, на необузданные действия людей, суматоху, неразбериху. «Кромешный» (ц.-слав.) — внешний, пространство, находящееся за краем, границей чего-либо; «тьма кромешная» также означает «ад».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

IV. To, что сказал ангел, не вместит истолковать никто, кроме пророка: Осия возвещает время воскресения, ведает его и Исайя, но не знает образа . Вот пророческие глаголы Осии: «Пойдем и возвратимся к Господу Богу нашему, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас; поразил — и перевяжет наши раны через два дня; в третий день восставит нас и мы будем жить пред лицем Его» (Ос 6:1–2 по Септуагинте). Выслушай также, что возгласила труба Исайи: «Постыжен Ливан, болотом стал Сарон. Обнажены будут Галилея и Кармил. Ныне воскресну, говорит Господь, ныне прославлюсь, ныне вознесусь. Ныне увидите, ныне постыдитесь» (парафраз Ис 33:9–11 по Септуагинте). Ведь обращал свое слово к иудеям: «ныне воскресну, когда воздвигну Адама, которого низвергло преступление; ныне прославлюсь, когда обнаружу перед язычниками стойкость в перенесении страданий, ныне вознесусь, возносить ваш начаток (ср. 1 Кор 15:20) на небеса и поднимать до престола херувимского образ раба (Флп 2:7), тот именно, который я взял у вас, ныне увидите, что образы прекращаются и процветает истина, ныне постыдитесь вы, клевещущие словами и немотствующие делами». Богу слава, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве 1. Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божиею помощию, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных таин; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница. — Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению, крайне редка у монахов; между тем, как Христос ублажает её, говоря: блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Будучи таковым, оно и покупается дорогою ценою. Треезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводительницею к правой и богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право править движениями троечастности души (т. е. трёх сил: мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, — и в причастнике своём каждодневно возращает четыре главные добродетели (т. е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

А. приобретается к.-н. лицом на пути христ. подвига, христ. мудрости, т. е. посредством подчинения себя Церкви. Разнообразны типы святости, но каждый святой является носителем А., к-рый проявляется в молитвенном обращении к святому, вере в его поддержку, признании его жизненного подвига образцом для верующего. А. иерархии складывается из представления о богоучрежденности иерархии в Церкви, к-рое четко выразил свт. Киприан Карфагенский: не только поставление каждого епископа бывает по особой воле, но Богом установлен самый принцип иерархии. Достоинство епископа есть достоинство апостольское, преемственно сохраняющееся в Церкви (Ep. 3-4 ad Rogatianum). Епископы - главные хранители веры и истины; священники Божии хранят Божественные повеления (Ep. 73-60 ad Iubajan); А. правосл. священства зиждется на силе его великого служения и благодати рукоположения. Библия содержит различные аспекты понимания А. В самой ранней социальной организации евр. народа - союзе племен, к-рый делился на отдельные семьи,- выделяются авторитетные фигуры глав племен и семей, обладающие полным, в т. ч. и религ., А. (Исх 12. 21; 1 Цар 20. 6). Союз 12 племен Израилевых, освященный синайским законодательством, упорядочивает их А. Самые авторитетные главы семей - старейшины (Исх 18. 24-26; Втор 19. 12; Руфь 4. 2). Такие внутриплеменные отношения сохраняются вплоть до послепленного времени (Зах 12. 12-14). Любой А. в древнем Израиле возводился к А. Бога. В теократическом законодательстве Израиля гос. порядок - это порядок, установленный Господом (1 Цар 8; 10). Народ лишь после получения Закона Моисеева взывает к Господу, чтобы Он поставил над ними земного царя , к-рый должен быть своего рода Его местоблюстителем (1 Цар 9. 16; 10. 1). Царь избирается Богом, и в обетовании прор. Натана царю Давиду Бог обещает вечное существование его династии (2 Цар 7. 14-16; Пс 88. 26-38). Богом установлены границы царской власти, а следов., и его А. (Ос 8. 4; 13. 11). Она ограничена необходимостью учитывать голос народа (1 Цар 10. 20-27; 2 Цар 2. 4; 5. 1; 3 Цар 12. 1). Согласно Неемии , ветхозаветный первосвященник является духовным и светским главой народа. Позже его поддерживает синедрион , к-рый сменяет ин-т старейшин.

http://pravenc.ru/text/81016.html

Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника. «Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий:  " Кто жаждет, иди ко Мне и пей "   (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит:  " Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное " (Притч. 9:5). Итак, премудрость – не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей ( прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни. Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно – благоразумие, другое – умеренность, третье – сила, четвертое – справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели. Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка:  " Я… умножил у нее серебро и золото " (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных:  " Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом " (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

http://bogoslov.ru/article/5384448

Он рассмотрел также проблему Боговидения в 15-й гомилии на Евангелие от Иоанна, толкуя выражение: “Бога не видел никто никогда” (Ин 1:18). Природа Бога — простая, без формы, без сложности ( 6 — никогда не является объектом видения. Если бы Исайя, Иезекииль и другие пророки действительно видели саму природу Божию, они не видели бы ее столь по-разному. Бог говорит Осии: “Я умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи” (Ос 12:10). Это означает: “Я не показываю Самой Моей Сущности, но (в видении) Я снисхожу к немощи тех, кто Меня видит” 7 . Все то, что можно узреть в Боге, связано с Его снисхождением к нам, а не с видением Его чистой Сущности ( Ymi ™ke‹na Гп, оЩк aЩmБj mБj oЩs…aj gumnБj Фyij) 8 . Что же такое — это снисхождение ( Это — некое проявление Божие, когда Он становится видим “не как Он есть, но как Тот, Кого смотрящие способны увидеть — соразмерно с нищетой ( тех, кто смотрит” 9 . И это так не только по отношению к людям, познающим Бога здесь, в дольнем, лишь “отчасти”, “якоже зерцалом в гадании” (в синодальном переводе: “как бы сквозь тусклое стекло, гадательно”, — 1 Кор 13:12 — Пер.), но также и для ангелов, могущих видеть Бога “лицом к Лицу”. Одно и то же совершенное видение приспособлено к возможностям восприятия тварными существами; Один и Тот же небесный Бог являет Себя в Своем снисхождении — и ангельские силы потупляют долу очи, не будучи в состоянии вынести этого проявляющего сошествия ( Божия 10 . То, что для нас означает видение ( Yrasij), — для сонмов духов есть познание ( gnosij). Однако ни ангелы, ни архангелы не познают Божественной Сущности. Они даже и не ищут, — подобно тому, как это делал Евномий, — знания о том, что же представляет Собой Бог в Своей Сущности, но славят Его и поклоняются Ему беспрестанно 11 . Это “икономичное” (“домостроительное”) снисхождение долу Бога, неприступного в Своей природе, в учении свт. Иоанна Златоуста соответствует тем действованиям, или проявительным энергиям, нисходящим к нам, которые мы встречали у свтт. Василия Великого и Григория Нисского.

http://pravmir.ru/siro-palestintsyi-i-sv...

После владыки Макария во главе Великолукской и Торопецкой епархии встал епископ Тихон (Сергей Феофанович Рождественский). Владыка Тихон родился в 1881 году, происходил из семьи светского чиновника из Новгорода. Семья была глубоко верующей; родной брат владыки – Анатолий Феофанович Рождественский – впоследствии был протоиереем в Новгородской епархии. Во главе Великолукской кафедры владыка Тихон был с сентября 1927 года по декабрь 1930 года. В начале 1931 года он был арестован органами ОГПУ в Великолукском районе Псковской области и обвинен в создании крупной контрреволюционной и церковно-монархической организации «Усиление христианского движения». Согласно сфабрикованным следствием документам, владыка Тихон являлся руководителем этой организации, состоящей из священнослужителей, церковнослужителей и мирян в количестве 190 человек. 12 ноября 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор обвиняемым по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР. «Всё дело специалистами ОГПУ было сфабриковано. Ни одно из обвинений уголовного характера фактами не подтверждалось. Поэтому в открытом судебном заседании рассматривать такое “дело” власти не рискнули. Внесудебный орган – ОС при коллегии ОГПУ – на основе лишь одних идеологических обвинений приговорил 178 человек к трем годам лишения свободы или высылке на такой же срок… 12 человек были лишены права проживания в ряде населенных пунктов…» . По окончании ссылки владыка Тихон проживал в Ленинграде и был настоятелем Князь-Владимирского собора. В 1937 году был арестован и расстрелян 9 октября того же года. Похоронен владыка в Ленинградской области, на Левашовской пустоши. Третьим правящим архиереем Великолукской епархии стал владыка Серафим (в миру Александр Алексеевич Протопопов, 1894 г.р.). На Великолукскую кафедру он был назначен 7 июля 1934 года, но в управление не вступил. За время своего священнического служения он несколько раз арестовывался карательными органами, после ареста 1937 года его приговорили к высшей мере наказания. 8 августа 1937 владыка Серафим был расстрелян.

http://pravoslavie.ru/71364.html

Приветственное слово: 1. Ваше представление о названии Грядущей Державы? 2. О сновной тезис Вашего доклада как предложение в Резолюцию Конференции? 1. Иванов Андрей Аркадьевич, общественный и политический деятель, член Ассамблеи народов Евразии, председатель Оргкомитета по созданию Республиканской партии «Белая Русь За Отечество», г. Минск; 2. Ефимов Григорий Иванович, председатель ОС Академии, г. Москва; 3. Задерей Валерий Александрович, начальник штаба Союза Народного Сплочения, подполковник СВР в отставке, г. Домодедово, Россия; 4. Мамиев Алан, политолог, Россия; 5.Моисеев Сергей Валерьевич, председатель общественной организации «Русь Триединая», г. Донецк; 6. Калганов Игорь Владимирович, координатор общественного движения Соборное Вече, г. Сызрань, Россия; 7. Назаров Валентин Игоревич, профессор Международного Славянского института, докторд.т.н., член Международной Славянской академии, г.Москва; 8. Гурин Вячеслав Николаевич, исследователь политической культуры, г.Москва; 9. Славин Руслан, координатор общественного движения за Союзную Соборную Русь г. Курск, Россия; 10. Солохин Виктор Викторович, член-корреспондент Российской Народной Академии Наук, г. Астрохань; 11. Волков Владимир Николаевич, кандидат физико-математических наук, исследователь славянской культуры, г. Вятка, Россия; 12.Белокрылов Владимир Васильевич, исследователь славянской культуры, г. Краснодар, Россия; 13. Сергеев Николай Максимович, политолог. председатель БОО «Русь», г. Минск; 14.Максименко Георгий Захарович, действительный член академии компьютерных наук, при академии СГА, член академии ДНК-генеалогии, г. Новороссийск, Россия; 15. Макаев Олег Петрович, и.о. Главы Представительства Исполкома Совета славянских народов Москва-Минск, г. Минск. 29 марта (пятница) ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: 11.00-11.30 «Мировоззрение и истоки русско-славянского мира» 1. Нерасторжимый и непобедимый союз Беларусь-Россия Бабосов Евгений Михайлович, почётный академик Национальной академии наук (НАН) Беларуси, доктор философских наук. профессор, Институт социологических исследований НАН Беларуси, # 334-45-80, # 284-27-99, +375-29 679-2092, г. Минск;

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/03/...

Что, наконец, Иегова, Бог Израиля известен был и с нарицательным обозначением ваал, это несомненно следует из слов пророка Осии 2:16 («не будешь более звать Меня: Ваали» срв. ст. 17). Итак, Бог Израиля есть Иегова. Кто же Иегова в обнаружении Своего существа? – Прежде всего другого для пророков Он есть Личность, с волею, решением, которое Он сообщает рабам своим пророкам ( Ам.1:2; 3:7, 14 ; Ос.1:2; 4:1 ), с требованиями, которые должны быть исполнены Израилем, в особенности же с нравственным характером, открывающемся во всех Его отношениях к Своему народу. Вместе с тем – и это составляет существеннейшую сторону вероучения наших пророков – Иегова есть единственное Божественное Существо. Мысль и сердце пророков полны только Иеговой. Всюду, куда ни проникает их взор, чего бы ни касался их ум, во всем великом и малом они видят лишь единого Иегову, Его всемогущую силу, разум и безмерное величие. Нет силы, существа или предмета, которые бы не принадлежали Иегове и не были в зависимости от Него. Он есть Бог Израиля, единопоклоняемое для него Существо, и вместе есть Бог природы и мировой человеческой истории. Все эти моменты в учении об едином Иегове выступают в речах пророков (особенно Амоса) по отдельным поводам, но так, что в общей своей связи они отчетливо начертывают перед нами одно цельное мировоззрение, которым обнимается весь мир, a в нем, лишь как избранная часть, находит свое особенное историческое место народ израильский. а) Иегова, Бог Израиля, есть единый Творец мира, единовластный Распорядитель стихиями вселенной. «Он образует горы, творит ветер... утренний свет обращает во мрак, и шествует превыше земли ( Ам.4:3 ). Он сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли ( Ам.5:8 ). Он устроил горные чертоги Свои на небесах, и свод Свой утвердил на земле ( Ам.9:6 ). Он вездесущ. Конечно, Он – в земле ханаанской; это – Его земля ( Ос.9:3 ), но Он и на небе ( Ос.7:16; 11:7 ). Никто и ничто не может укрыться от Его взора. Небо, земля, преисподняя и сердце человеческое открыты для Него ( Ам.9:2, 3; 4:13 ; Ос 7:2; 13:14 ). Он есть Бог воинств небесных, Саваоф имя Ему ( Ам.4:13 ; срв. Ам. 3:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14; 9:5 ; Ос.12:5 ). Все на небе и на земле зависит только от Него. Он один верховный раздаятель вещественных благ. В Его божественном произволении дать человеку и отнять у него эти блага: Он дает хлеб, вино, елей, серебро и золото, шерсть и лен, виноградники и смоковницы, плодородие земле ( Ос.2:8, 9, 12, 15, 21, 22 ). Но Он же и отнимает у недостойных дары своей милости ( Ос.2:9, 12 ): Он лишает землю плодородия ( Ос.8:7, 9, 2 ), посылает голод, бездождие, неурожаи в полях и виноградниках, моровую язву, разрушения на нечестивые города, саранчу, огонь ( Ам.3:6–11; 5:11–17; 6:8–11; 7:1–2, 4 ; Ос.11:6 ), дает чадородие человеку и отнимает ( Ос.4:3, 10, 9, 14, 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.7:6 . Внегда устремлятися им всю нощь, А вместо: «устремлятися» все переводчики согласно употребили: «подстерегать». Впрочем, за это понесут они наказание. Ос.7:7 . Огнь пояде судей их: вси цари их падоша. И причиною всех бедствий послужило следующее: Не бе в них моляйся ко Мне. Пророк о будущем сказал, как о прошедшем, показывая тем, что непременно будет сие, и ничто не воспрепятствует исполнению предречения. Эту особенность находим и у других Пророков. И Исаия взывает: «яко овча на заколение ведеся», «и суд Его взятся» ( Ис.53:7–8 ), «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» ( Ис.53:2 ), когда бы надлежало сказать: увидим, возьмется и веден будет, и еще: «яко отроча родися нам, сын и дадеся нам» ( Ис.9:6 ), вместо «родится и будет дан». После сего Пророк обращает речь ко второму обвинению. Ос.7:8 . Ефрем в людех своих сам смесяшеся. Беззаконие явное; в нем обвиняет и блаженный Давид, говоря: «смесишася во языцех, и навыкоша делом их» ( Пс.105:35 ). Ефрем бысть опреснок необращаем, то есть, пребыл в злобе, и нимало не изменился к лучшему, как опреснок, одною стороною обращенный к огню и подгоревший. Ос.7:9 . Снедоша чуждии крепость его, сей же неразуме. И среди окружающих бедствий не познает вразумляющего. И седины явишася на нем, он же не позна. И продолжительным временем не обучен, чему должно. Ос.7:10 . И смирится укоризна Израилева в лице ему. Ясно увидит и дознает, какие плоды порождает нечестие. И не возвратишася ко Господу Богу своему, и не взыскаша Его во всех сих. Ос.7:11 . И бяше Ефрем, яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отидоша. После всех от Меня вразумлений ни однажды не умоляли Меня остановить стремление угрожающих им бедствий, но, когда напали на них Сирияне, устремились к Ассириянам, а когда окружили Ассирияне, бросились к Египтянам, обнаруживая в себе неразумие голубя. Ибо как голубь, когда отнимают у него птенцов, не летит прочь, но кружится в тех же местах, так и они, многократно и непрестанно истребляемые и порабощаемые, то теми, то другими, прибегали и к Ассириянам и к Египтянам, не получая от них никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010