Короче, у Израильтян было столько идольских капищ и жертвенников, сколько бывает глыб на брошенном поле, говорит пр. Осия ( Ос. 12:11 ), т.е. множество; чем более было плодов у них, тем более они строили жертвенников, по благам земли возграждали капища ( Ос. 10:1 ). Очень может быть, что были у Израильтян и другие идолы, определенно у пророка Осии не поименованные, по крайней мере, те, которые почитались Иудеями, напр. Хамос – «мерзость Моавитская»,– капище, которому и вместе с ним Молоху, построил Соломон, угождая своим языческим женам ( 3Цар. 11:7 ); Фаммуз (если он не тождествен с Хамосом), – божество, почитавшееся у Финикиан и Сириан, и, по свидетельству св. пр. Иезекииля, Еврейскими женщинами, которые плакали о Фаммузе, а засим предавались непотребству ( Иез. 8:14 ). Полагают, Фаммуз то же, что у греков Адонис, любимец Венеры, коего смерть ежегодно оплакивали женщины, почитавшие Венеру, а после предавались распутству. О таком гнусном служении Венере или Астарте говорит и св. пр. Осия ( Ос. 4:13–14 ). Что же делали служители религий? По свидетельству св. пр. Осии, они не только не вразумляли народ, но скрывали от него путь Господень ( Ос. 6:9 ), не только не искореняли идолослужения и пороков, но сами ревностно служили идолам, даже желали более и более грехов для народа, питались ими, как говорит пророк, т.е. питались жертвами за грехи и беззакония, и по своему нечестию нисколько не были лучше темного и нечестивого народа ( Ос. 4:8–9 ), даже со злодеями грабили и разбойничали на дорогах ( Ос. 6:9 – по Еврейскому тексту). Таково было религиозное состояние Израильского народа во времена св. пр. Осии! С распространением идолослужения, языческих суеверий и обычаев и с усвоением языческого духа не могла процветать и нравственность сынов Израиля. Языческий культ, бывший в большой части, удовлетворением чувственных стремлений, сам собой непосредственно вел к развращению. Таково, как мы видели, было служение Астарте (Венере) под тенистыми деревьями, соединенное с распутством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

б) Слово, которое Господь изрек ( Ам.3:3 ); слово Господне ( Ам.7:16 ; Ос.1:1, 2; 4:1 ). в) Слова, слышанные в видении ( Ам.1:1 ); такое видение открыл мне Господь Бог ( Ам.7:1, 5, 7; 8:1 ); видел я Господа... и Он сказал ( Ам.9:1 ). Из этих выражений ясно, что пророки чувствуют себя по сравнению с народом как бы поднятыми в другую сферу восприятий, чувствуют себя носителями слова Иеговы, исполненными Духа Божия. Они сознают себя в такой степени внутренне, всем существом своим, связанными с Богом, говорящим их устами, что с полным убеждением в правде своих слов употребляют такие выражения: отвергнет их (сынов Израиля) Бог мой ( Ос.9:17 ): «Ефрем страж подле Бога моего ( Ос.9:8 ). В обоих случаях разумеется Бог , с Которым пророк чувствует себя в непосредственном духовном общении. В другом месте тот же Осия ( Ос.9:7 ) об истинном пророке Иегове выражается прямо: он есть – муж духа ( ), т. е. муж Духа Иеговы или орудие Духа Божия и потому тот, кто пренебрегает словом пророка, пренебрегает словом Иеговы, – есть противник и оскорбитель Его, и, как богохульник, заслуживает тяжкой кары. Последняя мысль особенно полно раскрыта в разговоре Амоса с священником Амасией. Амасия запрещал Амосу пророчествовать на Израиля, истолковав пророчески обличительное выступление его, как попытку произвести возмущения против царского дома и заподозрив, таким образом, подлинно религиозный, вдохновенный смысл его проповеди. Четыре раза в кратком слове к Амасии пророк усиленно оттеняет, что его речь есть слово Иеговы и, наконец, именем же Иеговы предрекает ему и его дому страшную участь: бесчестную смерть жены, убиение детей и его собственную смерть в нечистой земле ( Ам.7:15–17 ). Вражда против пророка Иеговы, по слову Осии ( Ос.9:8 ), возможна лишь там, где служат уже не Иегове, не истинному, а своему богу (вражда против пророка в доме бога его=Ефрема). Все это показывает, что пророки со всею решительностью отрицают субъективное творчество в том, что проповедуют; они с совершенною ясностью сознают, что их пророческое слово не есть продукт их рефлексии, внутренних переживаний, их надежд или желаний, но сообщено им непосредственно от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: «положу конец царству» в слав. «упокою», καταπασω вследствие букв. перевода LXX-ю евр. vehischbathi (от sehabath). Ос.1:5 .  и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. «И будет в тот день», т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук – образ военной силы (ср. Быт 10.24 ; 2Цар 1.4 ; Иер 1.35 ). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян. Ос.1:6 .  И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более мило­вать дома Израилева, чтобы про­щать им. Вместо слов «чтобы прощать им» (ki nasa essa lachem, чтобы я прощая, прощал им) в слав. по тексту LXX: «противляяся, возсопротивлюся им»: преполагают, что LXX слова nasa essa читали nasi aschith, ντιτασσαμενος αντιταξομαι. Ос.1:7 .  А дом Иудин по­милую и спасу их в Го­с­по­де Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. Одновременно с наказанием Израиля проявится милость Божия к Иуде, который будет за свою верность Иегове спасен всемогущею силою. Пророк, нужно полагать, имеет ввиду предстоящие нашествия ассириян, во время которых обнаружилось различное отношение Иеговы к Израилю и Иуде: десятиколенное царство было разрушено ассириянами, а под стенами Иерусалима чудесною силою было истреблено ассирийское войско. ( Ис 36.1 ). «Дом Иудин»: в греч. слав. «сыны же Иудины»; LXX нередко евр. beith переводят через υο – сыны (ср. Быт 45.11 ; Нав 17.17, 18.5 ), а слова banim, сыновья, словом οκος дом. Ни войною, т. е. не военным искусством. Ос.1:8 .  И, откормив грудью Непомилован­ную, она зачала, и родила сына. Ос.1:9 .  И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, по­тому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч.6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч.25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ). Жатва в символическом смысле . Люди, для которых сбор урожая играл первостепенную роль в их жизни, должны были неизбежно сделать жатву источником символов. В Библии принцип «что посеешь, то и пожнешь» применяется к различным жизненным ситуациям ( Иов.4:8; 13:26 ; Притч.22:8 ; Ос.8:7 ; Агг. 1:6 ; Ин.4:37 ; Рим.1:13 ; 1Кор.9:11 ; 2Кор.9:6, 10 ; Гал.6:7–8, 9 ). Яркие метафоры мы видим также в местах, где говорится о символическом севе правды и жатве милости ( Ос.10:12 ), о возделывании нечестия и жатве беззакония ( Ос.10:13 ), о грядущем апокалиптическом веке, когда «пахарь застанет еще жнеца» ( Ам.9:13 ), когда «жатва праведности... наступает через Иисуса Христа» ( Флп.1:11 NRSV) и «жатва правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:18 ). В обоих Заветах конкретные действия, связанные со временем жатвы, служат выражением образов Божьего суда над злом, например, серпы и точило ( Иоил.3:13 ), отделение и сжигание плевел ( Мф.13:30 ), сжигаемая или уносимая ветром мякина ( Пс.1:4 34:5 Мф.3:12 ) и сбор винограда, тесно связанный с выжиманием сока в точиле и вызывающий в воображении кровь суда ( Откр.14:17–20 ). Вместе с тем, важно отметить, что жатва сама по себе редко используется в качестве отрицательного образа суда ( Ос.6:11 ). Сбор урожая зерна в Мк.4:29 служит положительным образом собирания людей в Царство. В изображении Сына Человеческого с острым серпом ( Откр.14:14–16 ) тоже выражается, вероятно, положительный образ жатвы искупленных (пшеницы), на которую указывают «первенцы» из числа «искупленных» в Откр.14:1–5 , но за ней сразу же следует картина сбора винограда, то есть образ суда (Bauckham, 94–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

История же самого Израиля во всех своих важнейших моментах и на всем своем протяжении есть, по засвидетельствованию обоих пророков, беспрерывное откровение всемогущества Иеговы. Из страны рабства Израиль был выведен всемогущею рукою Иеговы; рукою Иеговы устранены были с пути его шествия до земли ханаанской все препятствия ( Ос.10:13 ): силою Иеговы истреблен были пред лицом Израиля могущественный Аморрей ( Ам.2:9–10 ); могуществом Иеговы Израилю дана в обладание земля ханаанская. И в стране чужих народов сынов Израиля хранила сила Иеговы, Который спасал их и укреплял мышцы их ( Ос.7:13, 15 ). К устроению блага Израиля призывалась Иеговой природа, ущедрявшая его своими дарами ( Ос.2:8–9 ). Могущественным распорядителем был Иегова и в политической жизни Израиля: в Его руках престолы и цари; Он поставляет царей и низвергает их ( Ос.10:7; 13:11 ; срв. 8:4). Всемогущая рука Иеговы, правящая Израилем в милости, поражает его в гневе. И здесь небо, земля, огонь и люди – в деснице наказующего Бога являются послушными слугами Его повелений. Его волею Израиль предается в плен. Но и снова: по Его же воле и силе Израилю возвращены будут утерянные им вещественные и духовные блага. Попытку устранить их, как вставки позднейшего времени, надо считать вполне неудачною. Серьезных оснований для такого выделения названных мест указать нельзя. В устах Амоса исполненные религиозного одушевления гимны величию Божию вполне понятны: Амос был пастух, прежде чрезвычайного призвания к пророческому служению он в уединении пастушеской жизни научился постигать Бога в Его творческом величии, наблюдать чудеса природы и благоговеть пред дивною мудростью и силою Иеговы. Обычная в таких случаях ссылка на то, что подобными местами нарушается связь речи пророка 98 , именно по отношению к данным изречениям не только не убедительна, но приводит как раз к обратному выводу. Решать вопрос о подлинности таких мест только на основании стилистического языка совершенно невозможно: пророческая речь, дышащая живым чувством напряженного волнения, никогда не может быть спокойна, и никогда не может вылиться в однообразные словесные формы: она бьет ключом и разбивает обычные правила стиля и литературной техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

He будучи в состоянии, или вернее не желая подняться до понимания духовно нравственного существа Иеговы и нравственных условий действительности культа, Израиль вместе с тем жертвенные свои священнодействия сводит к исканию только чувственной радости и телесных наслаждений. Израиль бегает за своими любовниками из-за хлеба и воды, шерсти и льна, елея и напитков ( Ос.2:5 ), которые по его мнению, он получает от них (ст. 12). Самые его жертвы – внешне языческий акт, лишенный священного характера, это не религиозные возношения жертвенных даров Богу, а противные пиры, к которым прилежит Израиль, потому что на этих пирах приносящие жертвы могут служить своему чреву. «В жертвоприношениях Мне, говорит Господь устами пророка Осии, они приносят мясо и едят его» ( Ос.8:13 ), т. е. по объяснению блаженного Иеронима : «все усердие к жертвам Израильтяне прилагают из желания есть жертвы, а не с тою целью, чтобы чрез них угодить Богу» (Бл. Иер. Твор. 260). Сердце их не участвует в жертвах, мысли об Иегове и Его нравственных требованиях нет здесь: Сыны Израилевы собираются из-за хлеба и вина ( Ос.7:13 ) 140 , потому что любят, как объясняет пророк Осия, в этих жертвах лакомиться жертвенными лепешками 141 («любят виноградные лепешки»), – «любят блудодейные дары на всех гумнах», ( Ос.9:1 ), радуются до восторга подобно (другим) народам, когда видят хороший урожай, т. е. подобно язычникам устраивают веселие, празднества в честь чужих богов, относя к их милости дарование урожая. Одним словом, культ, привлекает потому, что он льстит грубым, чувственным наклонностям народа. При таком отношении к культу понятно, если Израиль не считается с требованиями нравственной порядочности, если чувственность, господствующая в настроении народа при жертвоприношениях, принимает у него кощунственно безнравственные формы. На одеждах, взятых в залог, сыны Израиля возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взысканное с обвиненных, пьют в доме богов своих ( Ам.2:8 ), т. е. священные, казалось бы, места при жертвенниках они обращают в места разгульных пирушек; лежат около жертвенников, видимо, свидетельствуя тем свое благочестие, но нимало не беспокоясь, что пришли к жертвенникам, совершив дела жестокосердия по отношению к бедным: незаконно присвоив себе одежды, взятые в залог и захватив с собою вино, взятое с обвиненных в качестве взятки за неправильное решение судебного дела (срв. Ам. 4:1; 5:12 ). Они пьют вино жертвенными чашами 142 и поют под звуки гуслей, поют, казалось бы (судя по сопоставлению их игры с музыкальной игрой Давида) священные песни, но не подражают молитвенному благочестию царя псалмопевца, оскверняя святость молитвенных песен пьяным разгулом и не тревожа себя мыслью о бедствующем Иосифе ( Ам.6:4 ) 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Амоса и Осии, где есть намеки на завет в библейском смысле или употреблен сам термин berith, несущественны для рассматриваемого вопроса о религиозной связи между Иеговой и Израилем, и должны быть отвергнуты или как интерполяция позднейшего времени или как не дающие удовлетворительного объяснения слову berith 52 . С тою же целью отстранить всякую необходимость мыслить в прошлой истории Израиля определенный акт торжественного вступления евреев в религиозный союз с Богом отдают – при установлении филологического смысла слова berith – предпочтение значению «повеления, закон, учение» 53 . Тогда дело с «заветом» для древнего времени представляется в виде существования между Иеговой и Израилем отношений божественного патронатства, – причем под понятие berith для того времени подводится вся совокупность религиозных знаний касательно Божества и богоугодной жизни (=культа), получаемых в разное время и по разным случаям. В таком смысле, говорят, употребляет это слово и пророк Осия в Ос 6:7; 8:1 (равно и Ос.2:20 ). Понятие berith у пророков Амоса и Осии. Пророки Амос и Осия знают слово berith. Амос, действительно, употребляет его не в религиозном смысле: именно, термин berith употреблен им ( Ам.1:9 ) в применении к дружественному (братскому) союзу между Израилем и Тиром (срв. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:1–12; 19:12–13 ), с существом которого (союза), по слову пророка, не согласуется жестокость тирян, выразившаяся в продаже израильских пленников Едому (идумеям). Пророк Осия употребляет berith двояко: Ос.10:4; 12:1 – в смысле политического союза («заключают союз – berith», «заключают они союз – berith с Ассуром»), в Ос.6:7; 8:1 – в религиозном значении и Ос.2:18 – не прямо в религиозном. Во 2 гл. 18 ст. говорится о заключении Иеговой в грядущие дни милости завета со всякими животными для того, чтобы они не причиняли более никакого вреда Израилю; в 6 гл. 7 ст. Иегова ставит в вину сынам Израиля то, что «они, подобно Адаму, нарушили завет» и в 8 гл. 1 ст. повторяется то же выражение – «нарушили завет Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.7:7 .  Вси согреяшася, яко пещь сердца их 112 и поядоша 113 судей их. Вси цари их падоша, не бе в них моляйся ко мне. Истинно то, что я сказал: ибо разгорячились находившиеся около проклятого Иеровоама и разгорелись как пламень огненный. Но продолжалось ли это нечестие, доведенное им до такой дерзости? Никак, говорит, ибо «согреяшася вси» и после него бывшие и пагубный огонь такого жара истребил всех их судей, и убил всех следовавших за ним царей. И это потому, что между ними не было желающего поклоняться Мне и умилостивлять Бога всяческих и имеющего у себя похвалу истинного боговедения. Ос.7:8 .  Ефрем в людях своих сам смесяшеся, Ефрем бысть опреснок не обращаемь. Сильно порицает тех, которые из колена Ефремова получили царскую власть над Израилем в Самарии, за то, что они не привыкли в своих стремлениях возвышаться над подвластными им и толпою народа: но во всем с ними сходились и легко соглашались, хотя, как начальники, должны были руководить их к добру и возвышеннейшими помыслами усматривать то, что могло служить им во спасение. Но они так не поступали, а смешивались с толпою, страдая все одним и тем же неразумием и сверх того постоянством во зле и упрямством воли, неослабно совершающей то, что решено, хотя бы это служило источником зла и погибели для них. Таким-то образом Ефрем сделался «опреснок не обращаемь»; говорит так, заимствуя образ выражения от хлебов, которые пекутся на камнях и которые, если их никто не переворачивает, со всею необходимостью должны конечно подгорать и наконец оказываться негодными и вследствие излишества пламени утрачивать свою съедобность. Ос.7:9 .  И снедоша чуждии крепость его, сей же не разуме: и седины явишася на нем, он же не позна. Чуждыми называет иноплеменников и иностранцев, говорю Персов, и соседних с ними Моавитян и Идумеев и народы сирийские, которые как бы пожирали Ефрема. Назвав его пресным хлебом, продолжает держаться того же образа речи. Крепостью же его называет бесчисленное множество народа, так как в особенности колено Ефремово было очень богато мужским населением и вследствие этого чрезмерно гордилось, воображая, что оно будет страшно и неодолимо даже для самих предводителей или военачальников ассирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Идолопоклонство как грех и мерзость . В отношении идолопоклонства в Библии используются самые сильные эпитеты: отвращение, ненависть, бунт ( 1Цар.15:23 упрямство ( Ос.4:16 ), непослушание, дикость (см. МЕРЗОСТЬ ). Пророки характеризуют идолопоклонство как упрямое и сознательное неподчинение Божьему закону и даже законам природы – как непослушание, которое не свойственно даже бессловесным животным, тем самым и подразумевалось, что идолопоклонники ведут себя хуже зверей ( Иер.8:7 ). Вместе с тем, в Библии и еврейском предании отмечается, что некоторые из героев прошлого (или из их окружения) поддавались синкретическому мышлению и обольстительной силе идолопоклонства: Иаков и Рахиль ( Быт.28:22; 31:19–35 ), Гедеон ( Суд.8:26–27 ), Миха ( Суд.17:5; 18:14–20 ), Давид ( 1Цар.19:13 ). Идолопоклонство как политическое блудодейство . В переменчивой политической ситуации политические браки были неустойчивыми ( 1Цар.18:26; 25:44 ; 2Цар.3:14 ). Как показывает опыт Соломона с его женами, политические союзы, скрепляемые браком, обусловливались политическо-религиозными проблемами и приводили к ним же, сопровождаясь непристойностями и идолопоклонством. Вследствие политических компромиссов Иудея стала похотливой блудницей ( Иез.16 ), Самария – неразборчивой в связях развратницей ( Иез.16:46 ), Вавилон – матерью блудниц ( Откр.17 ). Идолопоклонство как религиозная неверность . Наиболее распространенная и развернутая метафора соотносит идолопоклонство с половой нечистотой. Но в метафоре отражается также связь, лежащая, пожалуй, даже в ее основе, идолопоклонства с различными формами половой невоздержанности. Как половая чистота была при пророках правилом религиозного поведения ( Иез.22:7–11 ), так же идолопоклонство требовало противоположного. Культы плодородия поощряли демонстрацию человеческой сексуальности как средства обеспечения плодородия земли посредством симпатической магии. В историческом плане идолы символизировали богов природы, богов и богинь плодородия (Ваал и Астарта) и были тесно связаны с культами плодородия и их обрядами, считавшимися необходимыми для успешного выращивания урожая и разведения скота. Эти обряды предусматривали сакральную проституцию, как женскую ( Быт.38:21 ; Ос.4:14 ), так и мужскую ( 3Цар.14:24; 15:12 ; Откр.22:15 ), кровосмесительные связи ( Иез.22:9–11 ; ср. 1Кор.5:1, 11 ) и обладание одной женщиной мужчинами разных поколений ( Иер.5:7–8; 13:27 ; Ам.2:7 ). Каменный идол или деревянный столб с его фаллической символикой рассматривались как мистические производители потомства или даже народа ( Иер.2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010