В результате «Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться [ко Мне]» (Ос. 11: 5). Защитить их может один Бог, Который ими оставлен, Который ими забыт, но Который их не забыл и их не оставил. И вот призыв к покаянию в конце концов в результате выливается в пророчество о будущем благословении, которое представляется не просто как избавление от всех врагов, но уже снова переходит на другой план, начиная звучать как пророчество об избавлении, исцелении от смерти. « От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13: 14). И в самом конце Господь говорит: « Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14: 5–6). Как видим, восстановление разрушенного союза и исцеление Израиля от всех грехов снова связывается не только с возвращением из плена, когда израильтяне действительно отстали от идолопоклонства, но и со временем Нового Завета, суть которого в победе над адом, в избавлении от смерти, в обильном излиянии благодати Божией. Последние слова книги: « Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14: 10) – свидетельствуют о том, что пророк говорит о неясных для современников событиях будущего. 25.2. Книга пророка Иоиля О времени написания книги . На примере данной книги мы можем увидеть, насколько сложна проблема научной датировки книги, не имеющей в тексте прямых указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль – это один из самых ранних пророков, по крайней мере современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех – в эпоху второго Иерусалимского храма, возможно, только чуть раньше, чем Малахия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Ос.10:13 ), с другой – пренебрежительно относящиеся к ним ( Ос.10:3 ). Одним словом, очи Господа Бога на греховное царство: оно будет истреблено с лица земли ( Ам.9:8 ). Из того, что нарушается в Израиле, само собой вытекает положительный идеал правды. Пророки очень скудно освещают эту сторону своего нравоучения, но и при краткости их речи положительные требования справедливости вытекают у них с тем большею внушительностью, что они касаются самой глубины вопроса. Вопрос об осуществлении Израилем справедливости есть вопрос об истинной его жизни. В таком направлении рассуждает пророк Амос: »ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых. Возненавидьте зло, и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие» ( Ам.5:14–15 ). Добро есть то, чтобы поступать справедливо, зло – заключается в попрании правды (срв. 10–12 ст.). А делать добро значит жить. – И если Израиль мечтает о счастливой жизни, связывая ее с наступлением дня Господня, т. е. воображая, что счастливая жизнь сама собой наступит по определению Иеговы, то он ошибается. Счастливую жизнь обеспечивает лишь полное торжество правды среди Израиля. Также точно излагает положительные требования доброго или справедливого поведения и ОсияОс.10:12 : сейте себе в правду (zedaqah, срв. Ос.12:6–7 : «наблюдай суд»), т. е. для себя самих позаботьтесь о плодах, которые дает справедливая жизнь. Но требование доброй или справедливой жизни по отношению к Израилю не есть только требование подчинения божественному правосудию: в этом случае положение Израиля ничем не отличалось бы от положения язычников, которые тоже, по выражению пророков, ответственны пред божественным судом. И мера наказания за нарушение божественной воли применяются к Израилю особенная, сравнительно с язычниками, вследствие особенных мотивов. To и другое требование мотивируется и обосновывается пророками в отношении Израиля на началах особенной обязательности, связывающей Израиля с Иеговой и потому в том и другом случае божественное правосудие получает отпечаток исключительной строгости. Израиль обязан исполнять требования божественной правды потому, что он кроме того есть народ Иеговы и что божественная воля ему известна, как положительно данная ему норма благоповедения. В этом случае разница между Израилем и миром языческим, хотя она прямо и не выражена пророками, в пророческом понимании подразумевается в форме новозаветного учения: язычники, не зная закона положительного исполняют законное по природе ( Рим. 2:14 ). Израиль закон нравственный имеет в положительной форме откровения и он в исключительной мере и отвечает за нарушение Божьей воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.12:5 . А Го­с­по­дь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] – имя Его. В ст. 5 пророк обосновывает мысль, выраженную в конце предыдущего стиха. Обетования, данные в Вефиле, принадлежат потомству Иакова, потому что Господь есть Бог всемогущий, неизменяемый. «Бог Саваоф» (zabah, ополчение, воинство. ) – Владыка воинств небесных ( Быт 32.2 ), светил ( Ис 40.26 ; Пс 102.21, 148.2 ), и ополчений земных ( Ис 24.21–23, 27.1 ; Исх 7.4, 7.41 ): наименование, выражающее идею всемогущества Божия. – «Вместо слов Сущий (Иегова) имя Его» в слав. «будет память Его», так как LXX вместо имени Божия читали гл. Ihjeh ( будет), а сл. sichro ( имя его) приняли в буквальном значении – «память». Ос.12:6 . Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. Увещание к Израилю. «Наблюдай (слав. «снабди») милость и суд» – chesed – любовь, misihpat – справедливость. Вместо слов «уповай на Бога» в слав. «приближайся к Богу». Ос.12:7 . Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; Ос.12:8 . и Ефрем говорит: «однако я раз­богател; накопил себе имущества, хотя во всех мо­их трудах не найдут ничего незакон­ного, что было бы грехом». По мысли пророка, Израиль вместо того, чтобы быть народом Божиим, делался хананеяном – торгашем, поставившим себе целью обогащение и наживу путем обмана и насилия. При этом ослепление Израиля так велико, что в приобретении имущества путем обмана он не видит ничего незаконного и греховного (ср. Лев.19:36 ; Втор 25.18–16 ). Хананеянин – с евр. Ханаан (как и в слав.): как собственное имя – слово Ханаан употребляется в Библии для обозначения страны ( Исх 15.15 ; Чис 13.29 ) и для обозначения народа; ввиду того, что жители Ханаана, именно финикияне главным образом занимались торговлей, слово Ханаан получило значение нарицательного имени – купец, торговец ( Ис 23.8 ; Соф 1.11 ), Вместо слов «накопил себе имущества» (on) в слав. «обретох прохлаждение»: LXX производили on, как предполагает (Шлейснер) от арабск. корня и перевели через αναψυχ. Конец ст. LXX перевели в 3-м лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.12:11 . Аще не Галаад есть, убо ложни Быша в Галгалех князи требы кладуще. А вы, наслаждаясь от Меня сими благами, в Галааде и Галгалах, в городах наполненных идолами, вместе с князьями вашими приносите жертвы демонам, хотя не они, а Я вам благодетельствую. Ибо, если бы из Галаада, то есть, от идолов, прияли вы какое благо, то было бы еще место обману. Но поскольку, Моими услаждаясь дарами, идолам приносите жертвы в Галааде и Галгалах, то делаетесь сами провозвестниками своей неблагодарности. И требища их якоже желви на целизне польстей. Желв принадлежит к числу земноводных, но, пребывая в водах, нередко избегает из рук у ловцов, а вышедши на землю, удобно уловляется. Так, говорит Бог, подобно «желви», у вас устроенные демонам алтари будут взяты и раскопаны врагами. Потом снова напоминает Бог о добродетели праотца. Ос.12:12 . И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Исраиль о жене, и о жене снабде. Ос.12:13 . И Пророком изведе Господь Исраиля из земли Египетския, и Пророком снабдеся. Ваш Праотец, вняв советам матери, решился оставить отеческий дом, чужую землю предпочел родной ради жены, чтобы поять за себя не Хананеянку, но из рода Симова, возлюбил рабство паче свободы, и сохранил закон, постановленный о женитьбе отцами. Поэтому и потомство его пользовалось Божиим о нем промышлением; потому что род его, принужденный быть в рабстве у Египтян, сподобил Бог освобождения чрез великого Пророка Моисея, и когда пребывал он в пустыне, сохранил его невредимым, употребив в служение того же Пророка. Ос.12:14 . Разгнева Мя Ефрем и возъяри Мя: и кровь его но нем пролиется, и укоризну его воздаст ему Господь по словеси Ефремову. А Ефрем, ведя род от патриарха, возбуждает Меня на гнев; потому что живет во всяком беззаконии; но он пожнет рукояти посеянного им, подвергшись наказаниям соразмерно тому, что сделано им. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4./М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с./Толкование на пророка Осию. 248-317 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ефрема Сирина , «Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от рук служителей его, которые воздвигли гонение на мучеников. Ибо они составляли то семя, которое Бог посеял впоследствии через Христа» 233 . Какое же состояние Израиля здесь разумеет пророк? или, что он желал сказать в частности об очистительном действии суда (=«Изреель» malo sensu) в этом общем программном отделе своего пророчества? Ответ на это дан в отделе Ос.2:2–23 , в котором мы имеем комментарий к первой части ( Ос.1:2–2:1 ). Первая часть этого отдела есть разъяснение частностей того наказания, которое было предсказано в Ос.1:2–6, 8–9 . Иегова накажет блудную мать Израиля 234 отторжением от союза с Собою (3–6). Божие наказание пробудит у наказанной жены желание снова соединиться с законным мужем (6–7). Для этого Господь увлечет преступную мать Израиля в пустыню, и будет говорить к ее сердцу (14 ст.). Т. о. то, что в предыдущем отделе представляет лишь в общих чертах вводную программу проповеди пророка и является несвязанным ( Ос.2:6, 8–9 и ст. 10 след.), здесь восполняется посредствующим моментом: счастье будущего, предрекаемое пророком, представляется актом снисхождения Божия к грешному, но под действием наказующей любви Божией, раскаявшемуся народу. Последний в погоне за идолами (Ваалами) забыл своего Бога (ст. 13). Но Господь вразумит его и напомнит ему о Себе, как о любящем Боге. После того, как вразумленный наказанием Израиль придет в себя и поймет пустоту своего увлечения «любовниками» (ст. 6 и 7), Иегова обратит снова к нему Свою любовь и восстановит истинные заветные отношения с помилованным народом. Тогда из религиозной жизни Израиля удалены будут главные препятствия, мешавшие до сих пор заветным отношениям осуществляться так, как нужно: Израиль поймет, что отношения к нему Иеговы были и есть отношения любящего мужа к супруге, а не отношения грозного властелина к подчиненным 235 . Народ израильский не будет называть Господа baali, а будет называть Его ischi; и из уст его удалены будут имена ваалов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.9:11 . Ефрем яко птица отлете. Так скоро переселены будут в чуждую землю; потому что не славу добродетели любят, но самою великою славою почитают многочадие. Славы их от порождений и болезней и от зачатий. Ос.9:12 . Темже аще и воскормят чада своя, безчадны будут от человек: понеже и люте им есть, зане оставих я. Напрасно величаетесь многочадием, нападет на вас враг, и соделает лишенными чад, потому что лишились вы Моего о вас промышления. К сему присовокупляет: Плоть моя от них, Ефрем. Впрочем, не подвергнетесь вовсе конечной погибели, пока не восприму от вас плоти. Сему яснее научает нас Богомудрый Павел, говоря: «не от Ангел бо приемлет, но от семене Авраамова приемлет» ( Евр.2:16 ); и еще: «Аврааму речени Быша обеты и семени его: не глаголет же и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» ( Гал.3:16 ); и в другом месте: от «нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» ( Рим.9:5 ). И множество подобных мест можно найти в божественном писании. Посему говорит Бог: поскольку плоть Моя, которую восприму на Себя, заимствуется от них; то не вовсе оставлю их, пока не восприиму сию плоть, и не изберу послушных Моему призванию. Сие же взывает и устами Пророка Исаии: «имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение Господне есть в нем, тако сотворю Служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради Его. И изведу из Иакова семя, и из Иуды, и наследят гору святую Мою» ( Ис.65:8–9, 12 ); и несколько ниже: вас же, оставивших Господа, «предам под меч». Так предсказав избиение чад, показывает справедливость наказания. Ибо говорит: Ос.9:13 . Ефрем, в ловитву предоставил чада своя, и извел на заколение. Продолжает приносить их в жертву идолам. За сие-то рожденных уже детей предам закланию, а мужей и жен соделаю неплодными. Сие выразил Пророк, сказав: Ос.9:14 . Даждь им Господи: что даси им? Утробу неплодящую, и сосцы сухи. Поскольку худо поступали с данными им чадами, то прекращу беззаконие безчадием. Потом, упомянув о Галгалах, о совершаемом там нечестии, и о беззаконии князей их, Пророк присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя «Пойду, – говорит Господь, – возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5: 15). Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя. И можно только удивляться, как мало требует Творец от забывших Его людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). «Милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием; она по возможности снисходит им, как членам немощным и болящим, заботится не о казнях, а о врачевании», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов). Также Бог желает, чтобы мы были милостивыми и сами к себе – чтобы перестали гибнуть в грехах, томить душу суетой, давать ей суррогат вместо истины, чтобы наконец сжалились над изможденным духом и обратились к Нему. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10: 12), – призывает нас Сам Бог. Вот в чем заключается удивительная сила покаяния – оно действительно отрывает от безумного влечения ко греху , прекращает гибельную связь со злом, разрывает цепи, влекущие к дольнему! И всё это осуществляется для того, чтобы дать возможность нашей душе наконец обратить взор к Создателю, почувствовать свою вину и взыскать Спасителя, Который некогда устами святого пророка Осии дал нам бессмертное обетование: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр Бутов 1 ноября 2014, 23:26 Иоанн: " а мне-то что остается? " То же, что и прежде: снова и снова, через " буквально стыдно на священника взглянуть " исповедовать то же самое ( новое), т.е. расшатывать грех как больной зуб. Т.е. делать себе больно раз за разом. Т.е. унижать свою гордыню (http://www.foma.ru/article/index.php?news=2478). Бывает, и пот прошибёт, хотя перед этим вроде никак не мог согреться, прийдя с мороза в храм и дожидаясь своей очереди к исповедальному аналою...

http://pravoslavie.ru/74724.html

«Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4), – говорит Господь о погрязших во грехах израильтянах. Как указывает один из древних толкователей: «Не помыслят о покаянии те, кто постоянно преуспевают в погибели». Из этих слов становится ясно, что самое страшное для человека – не падение в грех, а привычка греха, его постоянство, которое настолько пленяет сердце, что душа уже не может оставить пристрастие и обратиться к Богу. Наши сделки с совестью постепенно становятся невидимой стеной, которую со временем всё труднее и труднее преодолеть, так что наконец мы даже забываем о том свете, который исходит от Солнца, закрытого стеной. Причем абсолютно не важно, какие строительные материалы будут употреблены для возведения этой преграды – огромные валуны или маленькие булыжники: результат один и тот же. Свойство же греха неизменно: аппетит приходит во время еды – чем больше грешишь, тем больше втягиваешься в этот процесс. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4: 10), – предупреждает Господь. Наконец, это забвение Бога настолько умерщвляет душу, что она становится не способной реагировать на промыслительные наказания. Тогда совершается самое страшное – Господь больше не воспитывает человека, не способного воспринимать божественные посещения: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14). «Вот это – страшно, вот это – конец, когда уже не карают нас за беззакония, когда уже не исправляют нас, прегрешающих», – восклицает древний толкователь. Но Господь здесь говорит также и об особой ответственности за состояние общества тех, кто принадлежит к Его избранникам. От их ревности, от их стремления к покаянию зависит многое, слишком многое, чтобы позволять себе судить, вместо того чтобы чувствовать ответственность за происходящее рядом с ними! Поэтому если мы, призванные Богом в Его Церковь, не будем стремиться к Творцу, то нечего удивляться, что такого стремления не показывают наши ближние: «…потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14).

http://pravoslavie.ru/74724.html

В отрывке Ос 7. 8-16 Яхве обличает внешнюю политику Израильского царства, пытавшегося заручиться поддержкой то Египта, то Ассирии (Ос 7. 11). Яхве предсказывает ему гибель за то, что израильтяне «не искали Его». Ос 8. 1-14 содержит речь Яхве, в к-рой осуждаются Израиль (Ефрем) и Самария за нарушение договора с Ним и Его законов, заключавшееся в идолопоклонстве, обращении за помощью к Ассирии (Ос 8. 9-10), в назначении царей без Его ведома (Ос 8. 4). Яхве предсказывает возвращение Ефрема в Египет (Ос 8. 13). В заключение Иудее также предсказывается разрушение (Ос 8. 14). Перикопа Ос 9. 1-9 представляет собой пророческую речь, в которой о Боге говорится в 3-м лице. Израиль (Ефрем) обличается в отступлении от Бога, оно характеризуется как «блуд» (Ос 9. 1). Ему предсказывается плен - «возвращение» в Египет и пребывание в Ассирии (Ос 9. 3, 6). Поскольку в отрывке упоминаются праздники и «веселие» (ср.: Ос 9. 1, 5), а также жертвоприношения (Ос 9. 4) и храм (Ос 9. 4, 8), некоторые экзегеты считали, что в нем представлена речь О., приуроченная к осеннему празднику (см., напр.: Wolff. 1965. S. 192-206; Rudolph. 1971. S. 170-180). В следующей речи Яхве (Ос 9. 10-17) рассказывается об избрании Израиля в пустыне (Ос 9. 10, 13) и о его отступлениях в прошлом, в частности, упоминаются поклонение Ваалу Пеорскому (Ос 9. 10, ср.: Числ 25) и зло, совершённое в Галгале (Ос 9. 15). Бог предрекает Израилю (Ефрему) опустошение и изгнание. В Ос 9. 14, 17 речь Бога прерывается речью пророка, в к-рой также предсказывается рассеяние Израиля среди народов. В Ос 10. 1-8, в пророческой речи, предсказывается разрушение культовых центров Израиля, в частности вывоз в Ассирию тельцов Бет-Авена (Вефиля) (Ос 10. 5-6), а также гибель Самарии и ее царя (Ос 10. 7). Перикопа Ос 10. 9 - 11. 1 (10. 15) содержит речь Яхве с предсказанием о нашествии народов на Израиль, разрушении его крепостей (Ос 10. 14) и гибели царя (Ос 11. 1), упоминается также Иудея (Ос 10. 11). В Ос 10. 12 звучит призыв искать Господа, обращенный к израильтянам. В Ос 10. 14 упоминается неизвестное из др. источников историческое событие: разрушение неким Салманом города Бет-Арбела. Как полагают, речь могла идти о вторжении в Израильское царство моавитян под командованием царя Саламана (см., напр.: Macintosh. 1997. P. 429) или о походе ассирийского царя Салманасара V (723-722 гг. до Р. Х.) (см., напр.: Ben Zvi. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010