Глава 9 Ос.9:1 . Не радуйся Исраилю, ни веселися якоже людие, понеже соблудил еси от Господа Бога Твоего. Тебе не прилично радоваться, подобно другим народам. Те не прияли никакого учения от Пророков; а ты, непрестанно пользуясь сими учениями, не приобрел оттого никакой пользы; напротив того начатки подаваемых тебе Мною благ приносил в дар демонам. Сие-то выразил Бог, сказав: Возлюбил еси даяния на всяком гумне пшеницы. Ос.9:2 . Гумно и точило не позна их, и вино солга им; потому что лишу вас благ, обыкновенно Мною подаваемых. Ос.9:3 . Не вселишася на земли Господни; потому что проводили жизнь не как на земле, посвященной Богу, жили же беззаконно. Вселися Ефрем во Египте: подражал египетскому образу жизни. И во Ассириях снедят нечистая. Поскольку и в земле обетованной возлюбили беззаконие; то беззаконно будут жить в стране Ассирийской. Ос.9:4 . Не возлияша Господеви вина, и не усладишася Ему. Вознерадели о служении Богу, и притом прилагали великое попечение об идолах. Требы их яко хлеб жалости им: вси ядущии тыя осквернятся. Как хлеб, предлагаемый плачущим, и в самих плачущих, по причине их плача, возбуждает скорбь, и неприятен разделяющим с ними трапезу, по причине участия их в плаче; и принуждаемых вкусить беспокоит мысль, что вкусят с ним нечто оскверняющее: так жертвы их исполнены всякой мерзости. Понеже хлебы их душ их, не внидут в дом Господень; потому что приносимого не с искренним расположением не приемлет праведный Судия, как и жертвы Каиновой; почему и взывает устами Пророка Исаии: «аще принесете Ми семидал, всуе: кадило, мерзость Ми есть» ( Ис.1:13 ); и устами Пророка Малахии: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших» ( Мал.1:10 ). Потом упоминает о скорбях, какие постигнут их во время плена. Ос.9:5 . Что сотворите во днех торжества, и в день праздника Господня? Принужденные рабствовать и жить по иным законам, не будете иметь возможности совершать Владычние праздники по законоположению Моисееву. Потом извещает, что побегут в Египет, будут переходить то в тот, то в другой город, и издержат серебро свое, напрасно принося дары царю египетскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» ( Ос.5:1–2 ), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков ( Ос.5:6 ), истребить «огнем судей их» ( Ос.7:7 ), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» ( Ос.8:10 ), потому что они царствовали сами собой, а не Богом ( Ос.8:4 ), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» ( Мих.3:10–11 ). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» ( Пс.11:1 ). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» ( Мих.7:4 ). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» ( Иоил.1:13 ) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» ( Иоил.2:15–16 ) – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» ( Иоил.1:10 ) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» ( Иоил.1:9 ), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» ( Авв.1:2–4 ). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» ( Авв.1:5 ). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов ( Авв.2:15 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В восьмой главе книги пророка Осии критика властных группировок, в частности священнических, манипулирующих государством, становится очень выразительной. Золотой вефильский телец, конкретная репрезентация всего культа и всей религии Северного царства, неспособен никого спасти: «Оставил тебя телец твой, Самария!» (Ос 8:5). Пусть хоть сколь умножаются святилища – теперь уже не важно, посвященные Яхве или Ваалу – религия, превращенная в инструмент политической власти, не сможет ни сшить разорванный завет, ни вернуть расположение Господа (Ос 8:1). Телец для Осии – образ и символ всего культа (возможно, легитимного). Нелегитимным является, в любом случае, поиск решения на частном и общественном уровне с помощью учреждения, которое потеряло свою функциональность. Такой телец неспособен помочь народу. У Амоса этот образ отсутствует. Если священство, храм и все, что они представляют, подпадают под критику Амоса и Осии, нужно ждать и критики культа, неприятного Богу, и потому бесполезного. Осия осуждает умножение алтарей и жертвоприношений (Ос 8:11), но не входит в культовые частности. Строки девятой главы книги пророка (Ос 9:1-9) говорят не только о физической невозможности реализации культа в состоянии плена в чужой стране, но и радикально отвергают культ как таковой. Пророк требует прекратить использовать культ для уклонения от заслуженного изгнания, этот культ не принесет пользы ни сам по себе, ни тем более в чужой земле. Текст не предлагает решения по выходу из этого положения (культ и прорицание как средства поддержки со стороны Господа деквалифицированы), кроме разве что принятия ситуации плена и наказания: «Да узнает Израиль». «Знать» здесь означает признавать, что «пришли дни посещения, пришли дни воздаяния» Господня (Ос 9:7). Амос в критике культа более подробен и конкретен, чем Осия. Помимо намеков на «храм» и святилища (в Ам 3:14; 4:4-5; 5:5), а также, возможно, на культовые праздники, которые обратятся в траур (Ам 8:10) и на нелигитимные клятвы (Ам 8:14), пророк  выразительно утверждает отвержение Господом конкретных форм культа (Ам 5:21-25). Это отвержение тесно связано с провозглашением «Дня Господня» как дня наказания и еще более – с восстановлением того божественного порядка, который был нарушен. Осия, в свою очередь, не пользуется категорией «Дня Господня», но вводит понятие «дни посещения/расплаты/кары».

http://bogoslov.ru/article/1876565

Это тем более несомненно, что прор. Осия знает известный из книги Бытия факт рождения братьев-близнецов, на котором основана и этимология имени Иакова. Ос.12:3 : еще во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (Едома-Исава). Это изречение показывает, что и для современников прор. Осии патриархальная история, связанная с именами Иакова и Исава, была тоже хорошо известна: пророк вспоминает эту историю в выражениях, которые могли быть понятны только лицам, знавшим рассказ Быт.25:24–26 . И вообще жизнь Иакова в главных ее событиях настолько основательно знакома прор. Осии, что пророк, не опасаясь быть непонятым своими слушателями, сделал из нее иносказательное применение для объяснения мысли, как мало его современники почерпнули для своего научения из примера того патриарха, именем которого они названы и происхождением от которого они так дорожат ( Ос.8:2 ). В Ос.12:3 b пророк замечает: возмужав (Иаков) боролся с Богом, – изречение, очевидно, имеет в виду рассказ Быт.32:25–29 и приведено не только в своем историческом значении, но и в смысле иносказательном, как характеристика современного Израиля. Израиль, происшедший от Иакова, усвоил из истории своего родоначальника и сделал характерною особенностью внутреннего своего настроения по отношению к своему Богу то, что родоначальник обнаружил только во внешних происшествиях своей жизни: Израиль – патриарх (Иаков) еще во утробе матери как бы стремился к первенству, с которым связано было благословение Божие, а когда возмужал, имел борьбу с Богом, в результате которой было получение им милости Божией ( Ос.12:4 b ); Израиль – народ тоже мечтает о первенстве среди всех народов ( Ам.6:1 ) и тоже борется с Богом, но в ином смысле, – восставая против Иеговы и Его нравственных требований, и может за это ожидать только суда и погибели себе (ст. Ам.6:11, 14 ). Дальнейшие слова об Иакове ( Ос.12:3–4 ): «возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом, и превозмог; плакал, и умолял» – есть воспоминание о борьбе Иакова с Богом на возвратном пути из Месопотамии в Ханаан, – восполненное подробностью, которая отсутствует в повествовании кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Где и когда пророк Осия произносил свои речи? Весьма вероятно, что он произносил свои речи там, где были большие народные собрания. Как такие места, указаны пророком – Вефиль, Галгал ( Ос.4:15; 9:15; 12:11 ), Галаад ( Ос.12:12 ). Бывали ли религиозные собрания в Самарии, об этом не сказано у пророка прямо, но это само собою вытекает из самой природы вещей, так как в столичном городе Израиля необходимо предполагать религиозно-богослужебные учреждения. На это же указывает косвенно упоминание пророка о «тельцах Беф-Авена» ( Ос.10:5 ), стоявших в Самарии, вероятно бывших отображением Вефильского тельца и выражавших ту же идею. О тельце Дановом пророк нигде не упоминает, быть может, потому, что Дан уже раньше, в войнах с сирийцами, попал в неприятельские руки. Весьма вероятно, что большая часть речей произнесена пророком при религиозных праздниках и потому в тех местах, где последние были наиболее блестящи и многолюдны, а это могло быть главным образом в Самарии, где он раньше пророчествовал через имена своих детей. Определить время произнесения той, или другой речи пророком совершенно невозможно, так как они едва ли были произносимы вполне так и в таком порядке, как записаны, а вероятно составляют сокращение, быть может нисходящее до перечня всех речей пророка за долгий период его служения. По мнению Шольца, рождение первого сына Осии (Изреель) падает на время, когда еще царствовал дом Ииуя, но вероятно незадолго до его падения ( Ос.1:4 ); рождение дочери (Лорухамы) могло относиться ко времени вторжения Фула, на что намекает само имя Лорухама – непомилованная. Имя второго сына (Лоамми) – Ос.1:9 – указывает, что пленение значительной части Израиля Фулом ко времени его рождения уже произошло 319 . Но если вероятность предположения о времени рождения первого сына у пророка переходит даже в несомненность, то нельзя того же сказать о времени рождения его последующих детей: именами своих детей пророк мог изображать судьбу Израиля задолго до исполнения её. Для нашей цели важно лишь знать вообще, что пророк проходил свое служение словом и жизнью в последние 50–60 лет существования израильского царства – до самого падения последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Какой же смысл соединяли с этим термином пророки? Что касается Ос.11:9 , решить этот вопрос можно лишь на основании содержания выражения этого места в контексте с предыдущим. Ход мыслей пророка в рассматриваемом отделе таков: милость Божия к Ефрему оказалась напрасною. Его царем сделается Ассур и меч неприятеля поразит сынов Израиля (1–7). Но Господь не поступит с Своим упрямым народом, хотя он закоснел в отпадении от него, так, как поступил с Адамою и Севоимом т. е. не подвергнет его окончательному истреблению. Против этого восстает Его милость (ст. 8). Иегова не сделает по ярости гнева Своего, не истребит Ефрема. «Ибо, говорит Иегова, Я Бог, а не человек, среди тебя – Святой; Я не войду в город» (ст. 9). Краткое выражение ст. 9 в связи с предыдущим заключает в себе точное определение святости Божией: Иегова есть Существо отрешенное от всего нравственно несовершенного, требующее совершенства и от Своих почитателей, не терпящее в них греха. Израиль оказался упорен, закоснел в своих грехах. Как Бог святой, Иегова не может поэтому пребывать среди грешников; Он стоит как бы вдали от них и это – лучше для Израиля, потому что, если бы Он вошел в город, Он, нетерпящий греха (святой), поступил бы по ярости гнева Своего и истребил бы Ефрема. Параллельно к этому стиху, поскольку в нем речь идет об абсолютной непричастности Иеговы нравственному несовершенству, может служить место Ос.5:6 . Израиль пойдет искать Господа с овцами и волами своими и не найдет Его; Он удалился от Израиля и не может жить в среде его, несмотря даже на то, что Израиль ищет Его и думает снискать Его благоволение к себе жертвами, потому что и жертвы Израиля и стремление его к Иегове не соединяются с нравственной чистотой ( Ос.8:5 : доколе они не могут очиститься? срв. Ос.6:6 ). Такою же параллелью к данному месту может служить и Ос.5:15 . Иегова не может присутствовать среди грешников; Он грозит уйти от них в Свое место (на небо), лишить их Своего благодатного присутствия, ибо Он может являть Свое присутствие только среди людей, хотя и грешных, но признающих себя виновными. В обоих случаях образные выражения об удалении Иеговы из среды Израиля, очевидно, обозначают, что Иегова по Своей святости стоит над миром; имеет самобытное бытие, есть Существо свободное, пребывающее вне преходящих условий времени и пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Желание его принять православие известно в Константинополе. Великая церковь приглашала его преподавать арабский язык в богословском училище на острове Халки, но он отказался под тем предлогом, что пребывание его в Алеппо нужнее и полезнее; ибо он надеется обратить там в православие большое число униатов. Впрочем, алеппский митрополит Кирилл в прошлом сентябре месяце писал к протонотарию Иоанну, что Афанасий непременно отправится в Константинополь до Пасхи или весной. 5 . В Алеппо ожидают сего протонотария, чтобы начать явное присоединение никодимитов к православной церкви. Но он едва ли будет там в нынешнем году. Протонотарий обещался доставить мне арабские рукописи, – опровержение магометанства и панфект преподобного Никона, и запросить Хаматурский монастырь, какие уцелели в нем богослужебные книги на сирском языке. 9, Четверток. Жизнь хладеет и цепенеет без солнца. Церковь изнемогает и каменеет без вселенского собора. 10, Пятница. Что значит слово господин? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «один», а «ос» значит верховный, то господин есть некто один верховный. Господь же есть сокращение слова господин. Что значит слово государь? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «суд», то и дает разуметь, что государь есть верховный судья. А что «ос» действительно выражает высоту, вершину, то сие доказывается предлогом «вос» в словах: восхождение, возношение, воззвание и словами, начинающимися с «ос», например: осияние, освещение, острый. В этих и подобных им словах ощутительно выражается понятие о высоте. Замечательно, что в славянском языке много слов греческих, например: δμα – дом; οκος – кука, т. е. дом; καλβα – хлев; θρα – дыра, дверь; θλος – потолок; τεχος – затишье; σθνος – стена; ροφ – кров; στλη – столп; δνδρον – древо; σχοινον – посконь; μτιον – наметка; φουστανλλα – хустка; οχα – рухлядь; λς, λιτς – полотенце; κοθορνοι – коты (обувь), βλαυτον – плат; χλανα – холщовина; φανω – навина от навиваю; χλστη(ς) – клок; σκολις – осколковатый; κορσιον – красавица; ονος – вино; λεκνη – лахань; βουλ – воля; βασιλες – силачь; σκπων – кий, скипетр; στα (θε) – невеста 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 2 1–15. Преступления Израиля и наказание его за них. 16–19. Будущее раскаяние Израиля. 20–23. Восстановление союза народа с Богом. Ос.2:1 . Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилован­ная». Ст. 1 по своему содержанию относится к концу предшествующей главы и содержит утешительное обетование о том, что Израилю возвращена будет милость Божия. «Говорите»... пророк созерцает народ помилованный Богом и требует от его сочленов, чтобы они обращались друг к другу с новыми именами (ammi – Мой народ, ruchamah – «Помилованная»), которые даны им Богом. Содержащееся в конце 1-й гл. ( Ос.1:10, 11 ) и в начале Ос.2предвозвещение пророка о предстоящем изменении судьбы Израиля отчасти исполнилось в факте возвращения из Вавилонского плена, когда под главенством потомка Давидова Зоровавеля остатки десятиколенного царства соединились с Иудеями. Но взор пророка, очевидно, проникает в рассматриваемых стихах и в более отдаленное будущее, и здесь именно пророк ожидает исполнения своих предсказаний. Число сынов Израилевых стало как песок морской только тогда, когда явился Израиль по духу, когда в Церковь Христову стали вступать все уверовавшие во Христа. Слова пророка: там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» во всей полноте осуществилось только тогда, когда сынами Божиими стали и язычники, через вступление в Церковь . Поэтому Ап. Петр ( 1Пет 2.10 ) и Павел ( Рим 9.26 ) и приводят слова пророка Осии ( Ос 1.10 ) как пророчество о призвании язычников к богосыновству во Христе. Ос.2:2 . Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и пре­любо­деяние от грудей сво­их, Со стихом 2-м начинается обличение преступлений Израиля. Как видно из Ос.2:3, 6, 8 речь ведется от лица Иеговы, а не от имени пророка. «Судитесь с вашею матерью». Пророк представляет под образом матери целое общество Израиля, по отношению к которому отдельные члены являются детьми. Призыв пророка обращен к тем членам, которые во время уклонения в идолопоклонство целого народа, оставались верными Иегове. «Судитесь», т. е. протестуйте, противостаньте нечестию, дабы предотвратить наказание. Двукратным повторением призыва ( «судитесь, судитесь») пророк выставляет на вид настойчивость этого призыва и необходимость скорей ему последовать. Пусть она удалит блуд от лица своего: обращение относится и к Гомери, очевидно, нарушившей брачный союз с пророком и к Израилю, осквернившему завет с Иеговою. По отношению к Израилю блудом является уклонение в служение Ваалам. В греч. и слав. т. вместо повел. накл. «пусть... удалит» читается будущ. вр. и «отвергу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 3-х, это будущее (особенно, если его поставить в связь с картиною Ос.2:19–23; 3:5 ) представляется временем коренного изменения всего строя жизни нового Израиля, когда вполне осуществится идеал духовного общения Израиля и Иеговы т. е., когда Израиль воплотит в жизнь те высокие нравственные требования, которые составляют необходимое условие существования завета с Иеговой. И как таковое, это будущее, конечно, не может быть уложено в тесные рамки картины имеющего наступить освобождения Израильского народа из плена вавилонского 246 . Центр пророчества составляет духовно-нравственное воскрешение Богом будущего Израиля для новой жизни. Вполне понятно, поэтому, если древние иудейские и христианские истолкователи, стараясь уяснить рассматриваемое пророчество исторически, находили в нем, – частнее в словах о восстановлении Израиля («и в третий день восставить нас») прямое указание на мессианские времена: одни (иудейские толкователи) – на восстановление третьего храма Мессии (после прежних двух храмов – Соломонова и Зоровавеля), другие (христианские) – на три периода в истории человечества: 1-й под Адамом , 2 – под Христом, как время Евангелия и благодати и 3 – со Христом – как время всеобщего воскресения 247 ; наконец, – третьи, – что представляется самым правдоподобным, – усматривают 248 в словах пророка типологическое предсказание о воскресения Иисуса Христа после трехдневного пребывания во гробе, a также и воскресение со Христом всех верующих после того, как они с Ним умерли и погребены 249 . Второй круг пророческих угроз ( Ос.6:4–11, 7 ) завершается также обетованием будущего благополучия в Ос.11:8–11 . Нельзя не видеть, что по отношению к пророчеству Ос.3:5 данное пророчество составляет раскрытие другой стороны замечающегося в нем содержания, – именно оно объясняет, в чем выразится в действительности божественное милосердие и любовь Иеговы к Своему народу. Мысль пророка, следовательно, и тут вращается по точно обозначенным и закономерно проведенным линиям. Это становится заметным особенно тогда, когда мы поставим рядом угрозы предшествующих глав и обетование, которым они (угрозы) оканчиваются в Ос.11:8–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010