Начался розыск и отыскивание беглого священника Иосифа. Из приказа были разосланы повестки всем настоятелям монастырей, поповским старостам и всему духовенству о сыске и поимке означенного попа. И апреля в 18 день сего же года, Воронежского Успенского монастыря игумен Сергий, и градские, и посадские, и уездные попы сказали, и в духовном приказе подали сказки за руками, что де на Воронеже и в Воронежском уезде попа Иосифа Лазарева нет и не знают; а того же числа подал сказку Спасской Семилуцкой пустыни черный поп Аарон, что был де в той Спасской Семилуцкой пустыни белый поп Иосиф Киприанов, а не Лазарев и он де, Иосиф, овдовел, а в нынешнем 186 году в Филиппов пост, тот поп Иосиф съехал к Москве, а у кого живет и он не знает» (Воронеж. акты, 1 ч., стр. 381). В 1682-м году декабря 12-го, по указу Преосвященного Митрофана, Епископа Воронежского, послана была в Орлов городок, Царских пресветлых величеств градодержателю Антонию Лаврентьевичу, память из Воронежского Архиерейского судного приказа о присылке с того города из Орлова на Воронеж, в Архиерейский судный приказ духовных дел Орловских жителей Филиппа Косурова, да Федора Глотова и друг. по следующему бракоразводному делу; в декабре того же года явились в Архиерейском судном приказе Орлова городка драгунской службы боярский сын Денис Агафонов, да жена его, Денисова, Мавра Кондратьева дочь, против челобитья первого мужа ее, донского казака Михайла Иванова. В допросных речах они показали, что он, Денисов, поял ее Мавру отроковицей, а венчал де их по венечной памяти того же города Орлова городской соборной Богоявленской церкви поп Стефан. И священник был допрашиваем в Архиерейском приказе и на допросе показал; про тое свадьбу у поезжан… распрашивано и они де ему, попу Степану, сказали, что та де молодица Мавра идет за него, Дениса Агафонова, отроковицей. Другое бракоразводное дело, бывшее при Святителе Митрофане, знакомит нас с иностранцами, вызванными Петром Великим в Воронеж, их влиянием на местных жителей. «1700 года октября 18, бил челом Великому Государю Петру Алексеевичу, матрос грек Марко Матвеев словесно: по указу де его, Великого Государя, послан он был на его, Великого Государя, службу в Азов, а жена де его Анютка без него сошла и жила у иноземца, корабельного мастера, у Англичанина Осипа Ноя и жила с ним блудно, и в среду, и пятницу мясо едала по их иноземческому обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В сентябре 1913 года, выполняя решение Св. Синода, протоиерей Восторгов и архимандрит Макарий сложили с себя обязанности руководителей Русского Монархического Союза (РМС). Вместо себя о. Иоанн предложил избрать руководителем РМС отставного полковника В.В. Томилина. Однако на эту должность претендовал активный деятель московской Черной Сотни, в прошлом близкий сподвижник о. Иоанна, Василий Орлов. Он был весьма популярен среди рабочих-железнодорожников, из числа которых создал отдел РМС. Однако к тому времени он подмочил свою репутацию тем, что оказался причастным к открытию в Москве клуба, в котором практиковались азартные игры (клуб вскоре был закрыт специальным распоряжением товарища министра внутренних дел). После того как было принято предложение о. Иоанна, сторонники Орлова покинули заседание, а затем на своем собрании избрали своего лидера председателем РМС. За эти действия Орлов и его наиболее активные сторонники были исключены из Союза. Они в свою очередь исключили о. Иоанна, архимандрита Макария и Томилина из РМС. Вся эта скандальная история сопровождалась взаимными обвинениями, жалобами правительству и т.д. В итоге группу Орлова принял к себе в Русский Народный Союз имени Михаила Архангела В.М. Пуришкевич. Видимо, это было сделано для того, чтобы замять скандал, обстоятельства которого с удовольствием смаковали журналисты из левых газет. В пользу того, что все именно так и было, говорит тот факт, что сам протоиерей Восторгов, настоявший на исключении группы Орлова из РМС, формально оставался членом Главной Палаты РНСМА вплоть до середины 1915 года. Кстати, Томилин " достойно отблагодарил " своего покровителя за поддержку, выступив вскоре против него в печати с обвинениями в развале РМС, в отсутствии отчетности и даже растранжиривании средств Союза. Впрочем, о. Иоанн вполне здраво себя оценивал как политика, сказав однажды: " Я не политик, а человек Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно, выбрал бы последнюю " (Правые партии. Документы и материалы 1905-1917 гг. В 2-х тт. - М., 1998. Т. 2. С. 652). Хотя и за эти слова он был подвергнут осуждению некоторыми неразумными патриотами, обвинившими его ни много ни мало...в отсутствии патриотизма.

http://ruskline.ru/analitika/2002/11/17/...

Священномученик Михаил Тихоницкий 6 (†1918; память 7/20 сентября) родился в 1846 году в селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Спасской церкви Петра Тихоницкого и его жены Анфисы Ивановны. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию. По кончании полного курса семинарии, в 1868 году рукоположен во священника к Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода. Многих людей молодой священник удержал от заблуждений, многих старообрядцев вернул в лоно Святой Матери-Церкви. «Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснении учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства», – писал об о. Михаиле благочинный. В 1881 году о. Михаил был переведен в Троицкую церковь города Орлова, в 1889 году – в Вознесенскую церковь при старом городском кладбище Орлова. С 1913 года – клирик орловского Казанско-Богородицкого собора, духовник городского духовенства. 8 сентября 1918 года протоиерей Михаил был арестован гонителями, 19 сентября допрошен, а 20 сентября 1918 года «по обвинению в контрреволюционной деятельности» приговорен к расстрелу. В тот же день в 9 часов вечера приговор был приведен в исполнение. Его могила не была утеряна и стала местом особого благоговейного почитания православных людей. 8 сентября 2008 года святые мощи новомученика протоиерея Михаила Тихоницкого были обретены на кладбище г. Орлова . Ныне они пребывают в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобномученик Мина 7 (†1937; в миру Иван Власович Шелаев – память 22 октября/4 ноября) родился 15 сентября 1882 года в селе Пересве- тово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но, имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. 23 марта 1896 года Иван успешно заканчивает полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище. С 1902 по 1906 год он работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. В этот период он не только работает, но и усиленно занимается самообразованием. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви, что и определило главное направление его устремлений к познанию. Он самостоятельно изучает Священное Писание , святоотеческое наследие, догматическое богословие, а также труды по истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

1 октября 2005 года Галина, Анна, Вера Орлова Из рассказа Галины : «У одной женщины сын разбился на мотоцикле. Врачи сказали, что он не сможет ходить. Молитвенно попросили помощи у отца Серафима, и парень через месяц встал на ноги. Когда мать увидела, что сын ходит, то упала на колени и со слезами благодарила Бога и отца Серафима». Из рассказа Анны, из Ракитного : «У Михаила парализовало жену. Он обратился за помощью в церковь , помолился на могилке отца Серафима, и Господь по молитвам батюшки исцелил ее». Рассказывает Вера Орлова , из Белгорода, духовная дочь отца Серафима. «Нас с сыном пригласили в Сергиев Посад на праздник Преподобного Сергия. Из-за всяких затруднений я не знала, как поступить. Поехала к батюшке на могилку просить, чтобы он помог нам. Еду, а сама думаю, как к нему обратиться, в каких молитвенных словах. Приехала в будни, храм закрыт. Пошла на могилку, калитка в оградку была открыта, около могилки стояли два человека. Подошла и я, встала на колени, склонилась и расплакалась: «Батюшка, как мне быть, спросить не у кого, вот я и приехала к тебе. Собираемся поехать к Преподобному Сергию, а затем в Печоры, мы в первый раз собрались с сыном поехать по монастырям (это было до празднования 1000-летия Крещения Руси, до 1988 года, – непростое время). Больничный у меня не закрыт, отпуск по графику только осенью. Помоги еще, чтобы до поездки сын получил паспорт, да и с билетами летом очень трудно». Так я поговорила, поплакала. Сейчас всего не помню, что спрашивала, но получила ответы. Слышала их каким-то внутренним слухом, они сопровождались успокоением и умиротворением в душе. Приходила мысль, как нужно поступать. Так я переходила от одного вопроса к другому, восстанавливался некий покой, – такое было духовное общение. Я не скрывала своей радости и восклицала: «Батюшка, родной, ты меня слышишь и умудряешь, а я сама ведь не находила ответа». «Слышу, слышу», – отозвалось в сердце. Я даже не поверила себе, еще раз повторила, и пришел тот же ответ: «Слышу, слышу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Мне повезло, меня хотя бы из школы не выгнали, — продолжает Зоя Васильевна,— а моих двоюродных сестер, дочерей моего дяди по матери, отца Константина Орлова, в Ижевске исключили из школы… Что же касается судьбы самого отца Николая, доводящегося Зое Васильевне дедушкой по материнской линии, и отца Алексия, его сына, — пусть обо всем расскажет обвинительное заключение 1930 года. Мы приводим его здесь с некоторыми сокращениями, однако сохраняя все безграмотные, несвязные фразы и абсурдные формулировки: пусть этот документ говорит сам за себя. Обвинительное заключение По обвинению попов села Гарей Елабужской волости Орлова Николая Яковлевича по ст. 58-10, и Орлова Алексея Николаевича по ст. 58-10 ч. 2 УК. В распоряжении ГПУ по Челнинскому кантону поступили данные, указывающие на наличие в дер. Гарях Елабужской волости Челнинского кантона кр деятельности священниками Орловыми Николаем и Алексеем, которые ставили своей целью противодействовать мероприятиям советской власти вообще по коллективизации и закрытии церкви в частности. В целях пресечения кр деятельности попов Орловых последние были арестованы и заключены под стражу, а по делу произведено предварительное следствие. Производством предварительного следствия установлено следующее: На протяжении существования советской власти вышеуказанные попы — отец с сыном проводили агитацию и пропаганду с целью послабления мощи советской власти, проводя таковую под видом богослужения и чтения проповедей в церкви. Священник Орлов Николай, разлагающе действовал на молодежь, запугивая ее всевозможными нелепыми небылицами, говорил одной гражданке, матери комсомольца: «До чего ты дожила, что твой сын стал безбожником, не стал ходить в церковь, так не хорошо — Бог накажет». После этого нравоучения вызвал самого сына-комсомольца, говорил ему: «Зачем записался в комсомол — ты молод, не понимаешь, перевернется власть, тебе будет плохо, т. к. коммунистов перережут» (л. д. 27 н/об). (…) Орлов Алексей с целью срыва собраний вообще, в частности женских и родительских особенно, он параллельно с проведением вышеуказанных собраний в с/совете устраивал таковые в церкви, где учил женщин выступать в с/совете против проводимых мероприятий советской власти вообще, в частности против закрытия церкви, благодаря этому несколько женских собраний и собраний по коллективизации были сорваны (л. д. 27/об и 28).

http://pravoslavie.ru/72975.html

В августе 1921 года он был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии . Но недолог был путь этого замечательного человека в качестве архипастыря. Менее чем через год, 12 апреля 1922 года, полномочный представитель ГПУ сообщил из Царицына, что во 2-м Донокруге «ведет контрреволюционную агитацию» епископ Николай (Орлов). Вскоре он был арестован вместе с несколькими священниками и другими лицами. В деле указана дата ареста: 20 апреля 1922 года, хотя первый допрос был произведен уже 12 апреля. Епископу Николаю выдвинули обвинение в том, что он якобы возглавлял группу, которая «активно противодействовала проведению в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих» . По приговору суда, начавшегося 9 июня 1922 года в Царицыне, епископ Николай (Орлов) был приговорен к расстрелу за сопротивление изъятию церковных ценностей. Однако, по некоторым данным, он умер в тюрьме до того, как приговор был приведен в исполнение . Неизвестны ни дата его кончины, ни место погребения. После обращения митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в прокуратуру Волгоградской области и УФСБ 20 ноября 2007 года епископ Нижне-Чирский Николай, викарий Донской епархии, был реабилитирован. Вместе с владыкой Николаем были реабилитированы: священник Дикарев Илларион Александрович (1876 г.р.), священник Царевский Иван Иванович (1873 г.р.), граждане станицы Нижне-Чирской Позднышев Василий Никифорович (1876 г.р.), Пронин Ефрем Дмитриевич (1869 г.р.), Клецкова Евдокия Александровна (1876 г.р.) .   Особая благодарность за помощь в сборе материала Антонине Викторовне Лебедевой-Емелиной – правнучке епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова) Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Тамбовская духовная семинария в конце XIX–haчaлe XX веков в воспоминаниях и дневниках ее выпускников//Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 2012. С. 26. Орлова В.Д. Тамбовская духовная семинария в системе мужских учебных заведений губернии в конце XVIII – первой половине XIX века//ТЕВ.

http://bogoslov.ru/article/4458063

Главный редактор сайта «Монастырский вестник» Е.П. Орлова поблагодарила монастыри за плодотворное взаимодействие с Информационной службой СОММ и призвала не оставлять без внимания страницы своих обителей в электронной базе данных, созданной в разделе «Монастыри» на сайте отдела. Е.П. Орлова напомнила о том, что информация должна быть актуальной. Также главный редактор «Монастырского вестника» предложила собравшимся принять деятельное участие в наполнении рубрики «В память вечную...», посвященной увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и подвижников благочестия, открытой на сайте СОММ в 2024 году. В завершение выступления Е.П. Орлова кратко описала работу Информационной службы СОММ в социальных сетях и пригласила к сотрудничеству всех желающих поделиться духовным опытом, в том числе опытом монастырской жизни. О работе над периодическим изданием СОММ — журналом «Монастырский вестник» рассказал игумен Иоанн (Лудищев). Еще одно выступление игумении Иулиании (Каледы) было посвящено новым аспектам работы Коллегии — созданию в ее составе рабочих групп по решению различных актуальных задач, стоящих перед монашествующими. В данный момент по благословению Святейшего Патриарха начали свою деятельность три рабочие группы. Игумения Елисавета (Позднякова) выступила также с отчетом о помощи, оказываемой ставропигиальными монастырями участникам СВО и людям, пострадавшим от военного конфликта. Настоятельница Марфо-Мариинской обители напомнила присутствующим слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что для такой помощи сейчас необходимо мобилизовать прихожан, духовенство и всю Русскую Православную Церковь, и монашествующие, конечно, не могут оставаться в стороне. На сегодня 24 ставропигиальных монастыря уже принимают участие в этой работе. Среди направлений: сбор гуманитарной помощи, средств для закупки необходимого для воинов и мирных жителей Донбасса; проведение обучающих мастер-классов по тактической медицине, оказанию первой медицинской помощи, уходу за больными и ранеными; создание мастерских по изготовлению перевязочного материала, плетению маскировочных сетей, отливке окопных свечей, пошиву госпитального текстиля; сопровождение излечившихся после выписки из госпиталя и многое другое.

http://patriarchia.ru/db/text/6116809.ht...

Далее владыка рассказал, как почитают память пострадавших в годы гонений святых и подвижников благочестия в Екатерининской обители, и предложил участникам заседания поделиться собственным опытом проводимой в монастырях работы и описать встретившиеся им проблемы. О деятельности, которую в этом направлении ведут Данилов, Донской, Высоко-Петровский, Саввино-Сторожевский, Иоанно-Предтеченский, Новодевичий ставропигиальные монастыри и Свято-Троицкая Сергиева лавра рассказали представители этих обителей. В ходе заседания прозвучали предложения обмениваться материалами, которые исследователи находят в архивах и других источниках, сообщать в монастыри сведения, обнаруженные в ходе работы; информировать друг друга о днях памяти чтимых в монастырях новомучеников и исповедников Церкви Русской, чтобы желающие могли принимать участие в их богослужебном почитании; за трапезой в монастырях чаще читать житийную литературу и аскетические поучения пострадавших в годы гонений; устраивать музеи, экспозиции и места памяти в обителях, куда паломники приезжают не только помолиться, но и познакомиться с культурной стороной жизни монастырей. Было неоднократно подчеркнуто, что необходимо объединять усилия для увековечения памяти пострадавших за Христа в ХХ столетии. Представитель Донского монастыря М.В. Артюшенко поделилась опытом плодотворного сотрудничества с Центральным архивом г. Москвы и Центральным архивом ФСБ России. Главный редактор сайта «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству Е.П. Орлова предложила монастырям помощь информационной службы СОММ в подготовке материалов о почитаемых в обителях святых, пострадавших за веру в годы гонений. В своем выступлении Екатерина Орлова напомнила о необходимости совместными усилиями поддерживать тему памяти подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской путем публикаций на собственных ресурсах и деятельным участием в наполнении новой рубрики «Монастырского вестника» «В память вечную будет праведник». Главный редактор сайта также призвала монастыри наладить сотрудничество со светскими средствами массовой информации, которым можно было бы к дням памяти чтимых святых предлагать сюжеты и статьи о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Поскольку тема страданий за веру в годы гонений на Церковь в нашем Отечестве почти не звучит в информационном пространстве, то воспитать память о подвиге новомучеников и исповедников в подрастающем поколении едва ли представляется возможным. Екатерина Орлова также обратила внимание на то обстоятельство, что улицам освобожденных территорий Донбасса возвращаются советские, а не дореволюционные названия, что говорит об отсутствии в народном сознании понимания необходимости восстановить историческую справедливость и вернуться к жизни с Богом, ради которой страдали исповедники Христа в ХХ столетии, ради которой сегодня погибают наши воины. Это означает, что работа в этом направлении не должна останавливаться и требует объединения усилий всех церковных людей.

http://radonezh.ru/2024/02/05/v-zachatev...

Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в. Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в. Архим. Фотий использовал огромное состояние О.-Ч. для восстановления и развития Юрьева мон-ря. В 1822 г. была обновлена ц. Жен-мироносиц на монастырском подворье в Новгороде, в 1827 г.- окружена оградой с кладовыми. 21 янв. 1823 г. мон-рь сильно пострадал от пожара, и в февр. О.-Ч. направила материалы на его восстановление на 40 тыс. р. По благословению архим. Фотия были заново сооружены западная и северная линии монастырского каре, устроены церкви Нерукотворного образа Спасителя на основе сгоревшего храма и Воздвижения Креста Господня при сев. корпусе; реконструированы Георгиевский собор (в т. ч. в 1825-1827 пристроены ризница с юж. стороны и паперть), восточная (береговая) линия (в 1824 поставлены св. ворота), вновь возведены Орловский келейный корпус к востоку от собора (1825-1827), больничные кельи с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» к югу (1828-1831). Были разбиты сады к югу и северу от собора и к югу от мон-ря, устроен парк к западу от обители и гавань на берегу Волхова. В Георгиевском соборе 30 июня 1827 г. на средства О.-Ч. был сооружен новый каркас иконостаса с полукруглой триумфальной аркой и литыми царскими вратами. Иконы местного ряда «Господь Вседержитель», «Божия Матерь «Неопалимая Купина»», «Свт. Феоктист», «Вмч. Георгий» помещены в серебряно-позолоченные чеканные оклады весом до 60 кг каждый. В 1827 г. в алтаре были установлены мраморный престол, над ним - позолоченная сень. О.-Ч. лично вела переговоры с мастерами-живописцами и в 1825 г. ездила в Борисоглебские слободы под Ростовом для заключения договора с В. П. и И. П. Сапожниковыми на роспись Георгиевского собора. По заказу архим. Фотия было изготовлено серебряное паникадило с чеканными изображениями мон-ря и святых Фотия и Анны.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нём дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тёсовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена - её тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского). Изначальный статус " княжеского " собора способствовал превращению Георгиевского храма - после того, как князья в Новгороде стали лишь наёмными военачальниками, - в княжескую усыпальницу. В 1198 году здесь погребли князей Ростислава Ярославича и Изяслава Ярославича, умерших в младых годах - один пяти, а другой восьми лет от роду. В 1233 году в соборе хоронили ещё одного князя-отрока - не дожившего ло 14 лет святого благоверного Феодора Ярославича, родного брата Александра Невского. В 1244 году умерла их мать, княгиня Феодосия Мстиславовна (в иночесте Евфросинья), её погребли в Георгиевском соборе рядом с сыном. Спустя два века с небольшим в соборном храме хоронили ещё одного князя - вечного скитальца Дмитрия Шемяку, отравленного в 1453 году в Новгороде, вероятнее всего, по приказу его брата, великого князя Московского Василия II Тёмного. Впрочем, находили последнее пристанище в Георгиевском соборе не только князья, но и посадники и новгородские архиреи. А в 1786 году сюда из упразднённого Благовещенского монастыря перенесли мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, управлявшего Новгородской епархией в начале XIV века. Последнее по времени знаменитое захоронение - могила известных деятелей екатерининской эпохи братьев Григория, Алексея и Фёдора Орловых. В начале 1830-х годов их прах в Юрьев монастырь перевезла дочь Алексея Орлова, Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, на чьи деньги, собственно, при архимандрите Фотии и была предпринята реконструкция Юрьевой обители, совершенно её преобразившая. Анна Орлова-Чесменская, присматривающая за их захоронениями в храме, умерла в 1848 году; спустя без малого полвека в 1896 году, потомок Орловых А.В. Орлов-Давыдов получил дозволение перевезти прах предков в усыпальницу родовой усадьбы " Отрада " (с. Семёновское. Ступинский район). Увы, мощи там находились не долго. В 1924 году в " Отраду " пожаловала большевистская спецкоманда - кощунники вынесли останки Орловых из склепа и, разведя большой костёр, сожгли их.

http://sobory.ru/article/?object=05348

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010