403 Известный московский промышленник Михаил Абрамович Морозов, принимавший в качестве одного из директоров ИРМО деятельное участие в строительстве нового здания Московской консерватории, в конце 1890-х годов был избран старостой Большого Успенского собора. Как вспоминает супруга Морозова, известная меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, ее муж «собор очень чтил и любил, истратил большие средства на его отделку и ремонт и, кроме того, работал над его историей» (Морозова М. К, Мои воспоминания//Московский сборник. М., 1997, с. 198). 404 Так называемые «туманные картины» вошли в жизнь Синодального училища по инициативе инспектора И. Н. Строганова. 406 Популярные концерты «Московского трио» проводились в зале Синодального училища по воскресеньям в два часа дня. 407 Традиция поминать П. И. Чайковского в день его кончины установилась в 1895 году благодаря горячему желанию Орлова и Смоленского. С тех пор ежегодно, вплоть до кончины Орлова, 25 октября Синодальный хор со своим регентом участвовал в службе в церкви Б. Вознесения у Никитских ворот (иногда в другом храме), где настоятелем служил о. И. Арбеков, исполняя Литургию Чайковского. 409 Второй музыкально-литературный ученический вечер был посвящен памяти Чайковского и состоял из его произведений. 410 Исполнилось десять лет со дня кончины (1 октября 1893 года) бывшего воспитанника и одного из первых преподавателей-музыкантов Синодального училища. 412 В этот день в Успенском соборе служилась обычная литургия с участием Синодального хора; что происходило в это время в Покровском соборе, остается неизвестным. 413 Первый в сезоне духовный концерт Синодального хора в зале училища под управлением Орлова включал Всенощное бдение Чайковского. 415 Приезды А. Д. Шереметева в Москву в 1903 году имели определенную цель. По рассказам дочери Орлова, он уговаривал Василия Сергеевича переехать в Петербург и занять место старшего учителя пения в Придворной капелле (после кончины в июле 1903 года прежнего дирижера капеллы С. А. Смирнова ). Орлов долго колебался, спрашивал совета у всех членов своей семьи. Все же привязанность к Москве, к Синодальному хору и училищу не позволила Орлову принять заманчивое предложение графа. Кастальский писал Смоленскому 27 ноября 1903 года: «Шереметев был у нас раза три, наговорил, хоть отбавляй, всяких «я ничего подобного в жизни не слыхал» и прочее. Говорил, что «все бесплодно ищет человека с душой», коего, по-видимому, и обрел в образе Василия Сергеевича, который пока, кажется, все «руками и ногами» отбрыкивается, что, по-моему, весьма напрасно. Граф произвел почти на всех впечатление человека, с которым быть в ладу надо «очень уметь». Но, по-моему, вопрос о будущем все-таки должен пересиливать. Я ваши слова в отношении Василия Сергеевича ему показывал, но он, по-видимому, не желал туда перелезать, надеясь, что и тут его «не обидят» (РГИА, ф. 1119, on. 1, 146, л. 44 об. – 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Париж, 25 февраля/9 марта 1859 г .» Письмо 33. Незначительное письмо к гр. Л.П.Толстому, в коем о. Иосиф ходатайствует о переводе священника Парижской церкви Орлова в Неаполь и о назначении на его место дьякона В.Прилежаева. «В Париж дошел слух, что, по случаю упразднения священнического места в Неаполе, есть предположение начальства перевести на оное священником диакона Парижской церкви Василя Прилежаева. Беру смелость представить на усмотрение Вашего Сва мое желание и просьбу о переводе из Парижа священника Михаила Орлова и назначении на его место диакона Василия Прилежаева; что я уже имел честь излагать в мою бытность в России. В подтверждение сего считаю долгом представить следующие основания: 1) Свящ. Орлов есть кандидат, а диакон Прилежаев один из первых магистров. 2) Свящ. Орлов не имеет ни способностей, ни расположения к тем познаниям, которые необходимы для успешного прохождения здешнего священнослужения. Так, например, в три года он не ознакомился с французским языком, тогда как диакон Прилежаев хорошо изучил оный в полтора года. Это обстоятельство весьма важно, между прочим, потому что часть православной парижской паствы состоит из людей, с которыми необходимо изъясняться на французском языке, каковы греки и молдово-валахи. 3) Диакон Прилежаев весьма много превосходит священника Орлова в искусстве наставления юношества. По сему, тогда как сему последнему весьма редко поручают наставление детей, первый не находит довольно времени, чтобы удовлетворить всем приглашениям по сему предмету. Имея на руках шестьдесят детей для наставления в Законе Божием, я нуждаюсь в способном и опытном помощнике. 4) Диакон Прилежаев имеет несравненно основательнейшие сведения Богословско-полемическая, а равно более развитое суждение и большую мудрость обхождения сравнительно со священником Орловым. Сии качества весьма важны по особенному положению здешней паствы, беспрестанно осаждаемой лжебратией, так что православные священнослужители здесь постоянно одержимы опасением, должны быть на неусыпной страже и готовы к постоянной борьбе с совратителями в латинство. Руководясь в сих моих суждениях единственно долгом совести и рачением о благе церкви, я не отвергаю качеств сердца священника Орлова.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Я воин царя Леонида, Мы встанем с ним у Фермопил… И всё же основной фон книги — крепкая русская осень, не золотая, а та самая, пушкинская: «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» И как всегда, осень несёт особую свою свежесть, особую трезвость, особую мудрость. Я говорю «осень», а разумею «поэзия», «стихи». Старый сквер и дождлив, и жёлт. Нет влюблённых, грустит скамья. То ли я мимо лета прошёл, То ли лето — мимо меня. И вот на фоне этого лирического ноября вы вдруг находите стихи, подобные этому: Тянет с Запада новой войной… В чистом поле и в тесной засаде Не один я, когда за спиной И отец мой, и дед мой, и прадед. Меч надёжен, и зорок мой глаз. Это наша земля! Успокойся! Здесь врагов побеждали не раз: Наши предки — надёжное войско. Вот голос Бориса Орлова, хорошо знакомый нашим читателям! Вот когда следует вспомнить, что книга называется «Добро и зло» и что стихи в этой книге громят зло, как опытные солдаты. Всё, что может вызвать в душе поэта образ врага России, — ненависть, возмущение, презрение, — все эти чувства вы найдёте в стихах сборника. Как всегда, Борис Орлов не миндальничает, но называет вещи своими именами, весьма далёкими от пресловутой «толерантности». Притом в банальную грубость он не скатывается, он и в ненависти остаётся поэтом, создающим такие яркие и хлёсткие образы: «На «мерседесе», словно на метле, по улицам летает бизнесвумен»; «Стреляет по мне телебашня, как дот»; «Человек с двойной моралью тайно хочет жить с тройной»; «Защемило эпоху в дверях, словно хвост у собаки»… Вот так и уравнивается авторучка со штыком, вот так и идёт народная война С всемирным каганатом. Но это всё — о зле. А что же о добре? Главное добро для Бориса Орлова — Родина. И можно много говорить о том, как любовь к Родине проявляется в его стихах: нежных и тонких, когда речь идёт о родине малой, и колокольно-звонких, когда речь заходит о судьбах России… Но эта тема для Бориса Орлова настолько всеобъемлюща, настолько естественна — поистине как дыхание, — что для раскрытия её потребуется отдельная статья. Остановимся лишь на одной её грани — на русской вере, на православии. Православная тема звучит в стихах поэта как весть об удивительном открытии, которое автор сделал сам — возможно, даже неожиданно для себя, — и теперь делится этой драгоценной находкой с читателем. Он не щеголяет цитатами из святых отцов, не изображает из себя богослова, но православная вера для него так же несомненна, как вера в Россию. Он из тех, кто идёт к вере в Бога от любви к Родине: если Россия — православная страна, — значит, русский человек не может не быть православным. Разговор о Боге, о Церкви, о небесном Борис Орлов ведёт не часто, тема эта вдруг загорается в его стихах, как зарница летней ночью, и читатель безоговорочно верит в искренность автора, в выстраданность и естественность для него этой темы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/04/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (2.05.1785, Москва - 5.10.1848, Юрьев новгородский монастырь), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница. Единственная дочь сподвижника имп. Екатерины II Алексеевны , генерал-аншефа, гос. деятеля гр. Алексея Григорьевича Орлова (1735 (1737) - 1807; с 23 сент. 1770 - Орлов-Чесменский) и его супруги Евдокии Николаевны (урожд. Лопухиной; 1761-1786), к-рая умерла при родах сына, также вскоре скончавшегося. О.-Ч. получила имя в честь мц. Анны Римской, однако почитала как небесную покровительницу и св. праматерь Спасителя. Она получила хорошее светское воспитание, особое внимание уделялось изучению французского, немецкого, английского и итальянского языков; в семье Орлова-Чесменского соблюдались церковные и национальные традиции. В возрасте 7 лет О.-Ч. была назначена фрейлиной имп. двора. Весной 1796 г. Орлов-Чесменский привез дочь в столицу и представил имп. Екатерине II. С 1796 г. Орлов-Чесменский с дочерью проживал в Лейпциге и Карлсбаде, вернулся в Москву с воцарением имп. Александра I Павловича . С 1803 г. О.-Ч. стала выезжать в свет и была благосклонно принята высшим обществом. В 1803-1807 гг. к графине сватались знатные женихи (в т. ч. кн. А. Б. Куракин, кн. П. А. Зубов, кн. И. И. Барятинский), но никому не удалось получить согласия ее и отца на брак. 24 дек. 1807 г. гр. Орлов-Чесменский скончался после непродолжительной болезни (похоронен в приделе ц. св. кн. Владимира в имении «Семёновское-Отрада»). Графиня унаследовала огромное состояние (ок. 65 млн р., годовой доход - 1 млн р.). В июле 1808 г. О.-Ч. посетила Киево-Печерскую лавру , а затем Ростов, чтобы поклониться мощам митр. Димитрия (Савича (Туптало)) . В ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре она избрала духовником иером. Амфилохия (Порецкого; см. в ст. Амфилохий (Яковлев) ), которого знала и ранее, ежегодно приезжала в мон-рь в Великий пост и на Пасху. В июле 1811 г. О.-Ч. отправила иером. Амфилохию драгоценный Апостол, письма старца приказала переплести в особый том. После кончины иеромонаха над его могилой в паперти Зачатиевского собора по завещанию графини горела неугасимая лампада.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Впрочем, и у Орлова в виде переклички с автором стихотворения «Капитаны» имеется не «чужацкий чадский», а свой патриотический ярославский (кстати, как раз на гербе Ярославской области изображены медведь и мужицкий топор) стих: Памяти Николая Гумилева Далёко на озере Чад Жираф… Здесь же бурый медведь. Противно вороны кричат – Так было, есть… Так будет впредь! Медведь – свой. С жирафом – беда. Медведя я больше люблю. На длинную шею всегда Подонки набросят петлю… Происходят небывалые метаморфозы. Изменяются мир, природа, человек. Может, та Новая реальность, те Новые формы общения и контактирования, которые нам обещают политологи на долгие годы господства коронавируса, уже наступили, и руководители сами начинают творить и протестовать против аполитичной, «никакушной» поэзии, которая захлестнула альманахи и книги, вышла из берегов-обложек и сама же унесла эти книги в море литературного забвения. Вот и Орлов дерзнул, взбунтовавшись против мертвечины и очевидной подчиненности капиталистическим устоям. Надеюсь, что таким же смелым путем пойдут его старые и молодые соратники по творчеству. А еще в заключение рецензирования хочу задаться вопросом, на который сам и собираюсь ответить утвердительно: «А этот стихийный бунт не порождает ли гармонию?». Если просмотреть внимательно стихи Бориса Орлова, размещенные в последних публикациях, то увидим, как правильно они стоят, словно гармонично подогнанные друг к другу. Это сделано четко и красиво. Образы, образы и… снова образы уходят в бесконечность, в которой, безусловно, для поэта Орлова уготовано почетное место. АРИТМИЯ 1. Воздается всем – не питайте иллюзий! – по вере: одним – деньги, другим – помойки, третьим – правда-матка. Я певец империи: просторов, гармонии, любви и порядка. Я служил, словно пес, государству – за него мог сгореть или утонуть. Стал ошейником с цепью мой флотский галстук… А теперь все стараются государство обмануть! Разрушилась империя… Душу ранят острые осколки – Прибалтика, Туркестан, Кавказ. Я был сторожевым псом, а стал одиноким волком, потом – волкодавом: не увидеть небо из-за блеска волчьих глаз.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/29/...

После того как все было представлено, утверждено имя святого, требовалось еще получить благословение правящего архиерея, на территории которого находится захоронение этого человека. Только после того как поднимались всевозможные данные, краткая история и выписки из архивов, правящий архиерей писал документ на имя Святейшего Патриарха и посылал в Москву. Документ рассматривался в Патриархии, где Патриарх мог всё посмотреть, проверить, и лишь по благословению самого Патриарха можно было поднимать мощи. Нам помогал археолог Сергей Алексеевич Беляев, который поднимал мощи Патриарха Тихона, Оптинских святых и имел очень большой опыт Кроме того, нужно было обязательно найти археолога, чтобы он присутствовал при обретении мощей. Бывает неудобное для поднятия мощей время года: допустим, когда весенняя мягкая земля, то можно ногами, своим весом смять ее и даже не найти святых мощей. У нас, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, занимался обретением святых мощей археолог Сергей Алексеевич Беляев (1936–2019). Сергей Алексеевич поднимал мощи Патриарха Тихона, Оптинских святых и других – он имел очень большой опыт. Он присутствовал и в Херсонесе при раскопках, которые вела Академия наук. Мы получили разрешение поднять мощи сразу двух святых: отца Александра Орлова, который лежал тогда в Маккавееве перед алтарем, и священноисповедника Сергия. Об обретении мощей священноисповедника Александра Орлова Маккавеевского Было удивительное ощущение, что обрести мощи нужно без всякого промедления, а иначе можно ничего не сделать. Как было бы дальше, никто не знает. Батюшки и те, кто мог присутствовать на поднятии святых мощей, собрались в Маккавееве около храма 21 августа 2001 года, в день памяти перенесения святых мощей Зосимы и Савватия Соловецких (первое перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия было в 1556 году, а второе перенесение, которое мы уже застали вместе с детьми, – из Петербурга в 1992 году). В этот день Соловецких святых мы собрались около храма (это был вторник после воскресения, на который выпал праздник Преображения Господня), прочитали все документы на маленьком ноутбуке, один человек сел описывать сам процесс для будущего документа о поднятии святых мощей. Молодые энергичные люди начали копать там, где находилась могила отца Александра Орлова. Все это время, как полагается, читались молитвы и Псалтирь, пели Богородичные песнопения, так как шел Успенский пост. Сильно углубились и увидели, что могила не совсем там, где стоял крест, а чуть-чуть сдвинута в сторону. Оказывается, в почве внизу, особенно весной, происходит некоторое передвижение, и бывает, что крест стоит, а гроб немного в стороне. Это не страшно, потому что крест этого святого человека где-то близко, и обязательно можно будет найти захоронение. С трудом, но все-таки обрели мы мощи отца Александра.

http://pravoslavie.ru/149976.html

Личность Орлова определила новый стиль исполнительства, который отразился и в дирижерской манере, и в интерпретациях различных произведений, особенно современных авторов. В 1901–1907 годах Орлов, сохранив за собой руководство хором, принял также должность директора Синодального училища, но по ряду причин его административная деятельность оказалась гораздо менее удачной, нежели исполнительская. Об Орлове ходило множество легенд, однако до сих пор не создано монографии о нем. Единственной книгой, посвященной этому художнику, является сборник «Памяти В. С. Орлова», выпущенный в 1907 году – в год смерти Василия Сергеевича и состоящий главным образом из «воспоминательных» очерков о нем. Поэтому нам представляется необходимым уточнить или изложить заново основные факты биографии Орлова – конечно, по необходимости кратко (дополнительную информацию читатель найдет в комментариях к публикуемым ниже воспоминаниям). Главное же, собранные в этом разделе факты творческой жизни музыканта помогают понять, почему современники считали его непревзойденным русским регентом. Василий Сергеевич Орлов родился 25 января 1857 года в селе Ржавки Московского уезда Московской губернии – оно находилось в 32 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе. Его отец Сергей Афиногенович, сельский дьячок, был человеком болезненным, неравнодушным к вину, и содержать большую семью ему было не под силу. Музыкально одаренные дети испытали бедность и нужду, однако отца чтили и старались помогать ему. Василия как самого способного отец определил в Московское Заиконоспасское духовное училище, однако был вынужден забрать мальчика из второго класса – нечем было платить за ученье. Одиннадцатилетний Василий попал в певчие, и годы, проведенные в частных духовно-певческих хорах Котова и Постникова, стали для мальчика тяжелым испытанием. В дальнейшей судьбе Орлова определяющую роль сыграл его дядя – дьячок московской церкви Космы и Дамиана что в Старых Панех. Этот порядочный человек взял на себя заботу о племянниках и в июле 1870 года привел Василия и его старшего брата Александра в хор синодальных певчих и состоявшее при нем училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь место гражданского героя занял Русский богатырь, которому в 1812 году принадлежит честь первых выстрелов. При переходе Наполеона чрез Неман, он с Лейб-Казачьим полком раэбил три эскадрона Французских гусаров. Кто из Русских забудет, что сметливость и решимость Орлова-Денисова под Тарутиным в Лейпцигом, увенчали наше войско Славными победами! В 4 день Октября, когда мужеством Орлова-Денисова ниспровергнута была верная надежда Наполеона на победу, Император НИКОЛАЙ I, в 1832 году, повелел установить праздник Лейб-Казачьего полка для увековечения сего подвига. Таким образом лучший день славы Орлова-Денисова, как замечает историк достопамятной войны, стал вечным праздником его сподвижников. Провидение предоставило достойному сыну его Графу Николаю Васильевичу, в родительском доме 1847 года, торжествовать этот праздник, напоминающий ему славные подвиги доблестного отца его, которого мужество, преданность Царскому Престолу и гостеприимство он наследовал. В жизни Графа Николая Васильевича и в истории его дома празднество это достопамятно не одним блеском и великолепием, не одним радушием и любезностью хозяина и хозяйки, ни веселостию множества гостей, но знаменито участием в нем Атамана всех Казацких войск, Наследника Престола Цесаревича Великого Князя Александра Николаевича, который присутствием своим украсил этот Казачий праздник. В 1849 и 1851 годах, здесь на балах, не менее прежнего блистательных и роскошных, первенствующими гостями были Их Императорские Высочества Великие Князья Наследник Престола, Цесаревич Александр Николаевач, Михаил Павлович и Константин Николаевич с супругою, Николай Николаевич и Михаил Николаевич и Великие Княгини Ольга Николаевна и Екатерина Михаиловна с своими супругами, также Принцы Прусский, Гессенский и Веймарский. Пиршества сии, где было до 500 посетителей, отличались всем, что богатство, вкус и радушие хозяина и хозяйки могли изобрести прекрасного и великолепного. Таким образом этот памятник зодчества, в начале XVIII века, свидетель столь замечательных событий, один из немногих в Москве сохранил еще доныне во внешности своей особенный тип, коим отличается от других зданий новейшей архитектуры в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

а) во ΙΙ-й курс – студентов I курса: 1) Введенского Михаила, Колосова Сергея, Загорского Александра, Матвеевича Виктора, 5) Куханова. Александра, Сикова Максима, свящ. Архангельского Иоанна, Драчева Николая, свящ. Делекторского Феодора, 10) Цвинева Ивана, иеродиак. Варнаву (Беляева) , Петкова Стояна, Голубцова Михаила, Ленчинского Ивана, 15) Щукина Александра, иеродиак. Сергия (Дабича), свящ. Вышелесского Константина, Беляева Николая , Пясецкого Петра, 20) Гераскевича Николая, Колчицкого Николая, Иванова Сергея, Садовского Евгения, Архиппова Петра, 25) Орлова Александра, Покровского Сергея, Арбекова Евгения, Орлова Антония, Прыткова Николая, 30) Волского Харлампия, Бельчикова Николая, Добросердова Сергея, Троицкого Николая , Дюлгерова Дмитрия, 35) Никольского Григория, Орлова Николая , Вознесенского Федора, Десятова Александра, Соловьева Алексея, 40) Сапожникова Николая, Покровского Гавриила, Пикунова Александра, Петрова Сергея, Любимова Александра, 45) Соколова Александра, Георгиевского Сергея, Крылова Григория, Аскалопова Стефана, Холмогорова Сергея, 50) Херсонского Василия, Вахаева Михаила, Никольского Леонида, Алферова Петра, Постникова Сергея (Самар.) 55) Бажанова —172— Василия, Никольского Николая , Постникова Сергея (Твер.) и 58) Мещерского Константина. б) в III-й курс – II курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Попова Тихона, Садковского Георгия, 5) Струменского Михаила, Виноградова Николая , Подлуцкого Ивана, Смоленского Алексея, Волкова Бориса, 10) Лебедева Николая, Орлова Василия, Козырева Сергея, Ярещенко Александра, Залеского Сергея, 15) Дьякова Святослава, Лебедева Александра , Цуйманова Александра, Паргачевского Алексея, Лобова Гавриила, 20) Пятикрестовского Сергея, Иванова Александра , Соболева Василия, Глаголева Николая, Оглоблина Аркадия, 25) иеродиак. Максима (Руберовского), Соколова Михаила (Вифан.), Беляева Тихона, Синева Николая, Вознесенского Александра, 30) иеромон. Иоанна (Маргиева), Сергиевского Николая , Ярошевича Евгения, Скворцова Константина , Авраменко Михаила, 35) Голобородько Михаила, Богоявленского Николая, Нечаева Тихона, Четыркина Ивана, Устинова Павла, 40) Доброва Георгия, Лилеева Константина, Кузнецова Павла, Введенского Пантелеимона, Крылова Дмитрия, 45) Василевского Ивана, Лобанова Василия, Тихомирова Александра, Зыкова Вячеслава, Тихомирова Константина, 50) Ключарева Василия, Левковского Александра и 52) Величкина Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Холмской ДС прот. Иоанн Потей, приходившийся дальним родственником униат. митр. Ипатию Потею . О разрыве с унией в числе первых объявил собор духовенства Бельского и Влодавского деканатов 12 янв. 1875 г.; в этот день делегаты от 45 приходов и 26 священников в г. Бела подписали акт о присоединении к Православию. 18 февр. 1875 г. в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства Польши) о своем желании присоединиться к правосл. Церкви заявили руководители униат. Церкви на Холмщине: администратор Холмской епархии прот. Маркелл Попель (см. Маркелл (Попель) , еп.), ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. Иоанн Гошовский, другие клирики Холмского деканата, подписавшие «Соборный акт холмского духовенства». Воссоединение с Православием 42 униат. приходов и 30 священников имело место 25 марта 1875 г. в г. Янов (ныне Янув-Подляски) Седлецкой губ. Деканальные «соборики» духовенства, принимавшие решения о воссоединении, состоялись 27 апр. в с. Балля-Церковная Сувалкской губ., 13 мая в Грубешове (ныне Хрубешув), 15 мая в Николаевском соборе в г. Замостье (ныне Замосць), последнее собрание прошло в том же храме, в к-ром в 1720 г. проводился Замойский собор. 25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян Холмской епархии принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич . 23 апр. 1875 г. Синод РПЦ принял постановление о воссоединении холмских униатов с правосл. Церковью. Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме св. Варвары в Холме 11 мая 1875 г. В этот день в епархии ежегодно праздновалась память восстановления церковного единства в Холмской Руси. Рождество-Богородичный кафедральный собор в Холме был закрыт в 1874 г. для «переустройства... приспособительно к православному богослужению». Холмская униатская епархия насчитывала на момент своего упразднения 266 приходов, 260 578 верующих, ее клир составляли 240 священников, в т. ч. 40 переселенцев из Галиции (в процессе воссоединения 69 «упорствующих» священников были высланы в Россию, 63 уехали в Галицию).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010