167 Нужно, впрочем, заметить, что Коновалов только чрез год после смерти о. Макария оставил болховский монастырь «для приискания себе места в другом», а на Алтай прибыл лишь в сентябре 1849 г. (Формул. список). 168 Прот. Остромысленский хотел найти для переписки писцов, но до того долго не имел успеха в этом, что однажды получил от о. Макария письмо о немедленном возвращении оригиналов, – письмо, сильно поразившее протоиерея. «Легче бы перенес сто палок, писал он о. Макарию, нежели прочитал: «мне надобно иметь рукописи библейские ныне же у себя, – а вам желаю всякого благополучия» … 170 О. Лука отличался прямотой своего характера. Он на публичном обеде обличил однажды еп. Никодима в неумолимой строгости, с какой тот совершил разбор священно-церковнослужителей и их детей (Пясецкий. 905–908). 171 Об этой поездке, совершенно неизвестной биографам, узнаем из письма к о. Макарию Ландышева от 6 янв. 1847 г.: «Приятно было для нас узнать, что вы были в Воронеже и Задонске. Господь да прославит угодника Своего св. Тихона на земле. Как прославил его на небе». 172 6 ноября он был в Москве, а 26-го извещал московских своих друзей о благополучном возвращении своем в Болхов. 174 Письма м. Филарета. 137. Между тем, по свидетельству Д. Д. Филимонова, расположение комнат в Троицком подворье оставалось то же, что и в 1844 г., когда архим. Макарий помещался рядом со столовой, в комнате с совершенно отдельным подездом (196). 176 Письма м. Филарета к архим. Антонию, IV (1884), 1137. Ср. свидетельства Макариева келейника А. Орлова в его Записках (45), напечатанных в «Сборнике истор. материалов». 177 По свидетельству A. А. Орлова, архим. Макарий пользовался советами местных врачей, а затем послал его, Орлова, в Москву для проверки их диагноза и за «свежим виноградом» (Записки, 44–45). 178 Д. Д. Филимонов относит это четверостишие к другому времени (198), но достаточно взглянуть на его факсимиле, помещенное при изданиях писем 1860 и 1905 г.г., и сличить почерк с почерком всех других писем о. Макария, из которых некоторые писаны за две недели до его кончины, а одно карандашом, как и четверостишие, чтобы примкнуть к противоположному, им отвергаемому, мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан 5 «Ложь и клевета», – поднявшись в волнении, сказал я сам себе, лишь только дочитал этот более многих других печальный некролог В. А. Орлова до слов: «и странное дело: виновником невольного поступления Орлова в монашество был тот самый Иоанн, впоследствии епископ Смоленский, который сам был жертвой той же самой системы... Он, застав однажды Орлова в какой–то студенческой пирушке, объявил ему, что он или должен выйти из академии, или постричься в монахи! Орлов избрал последнее»... 6 Это комок грязи в две могилы. Но одна и без того полна уже таковою. А в другую могилу и в зарытую в ней историческую личность если уж и кидать, то наперед нужно крепко подумать. Очевидно, автор некролога или не знает дела, или же увлекается предвзятой идеей в резкую крайность. Во всяком случае он не скрывает своего нерасположения к монашеству и, очевидно, готов кидать грязью не только в лица, но и в целое учреждение. Он пишет: «такая исключительная личность, как покойный В. А. Орлов, со всеми своими положительными и отрицательными качествами имеет историко–общественное значение»... Почти согласен. То обстоятельство, что такие высокоразвитые личности как архимандрит Феодор Бухарев, иеромонах Валериан и некоторые другие в последние годы сняли иноческий и священный сан, чего в прошлые времена не было слышно, что теперь мы мало видим и слышим о новых поступлениях образованных молодых людей в чин монашествующих, тогда как в недавно прошедшие годы это было обычным явлением, – этот факт действительно имеет общественно–историческое значение. Можно допустить и то, что имена архимандрита Феодора и иеромонаха Валериана не потонут в реке забвения, как не забылись противоположного качества имена преподобных Антония и Феодосия Печерских , основателей монашества на святой Руси. Сии блаженной памяти мужи начали собою первое, а те печальной памяти лица начинают собою второе тысячелетие Русской церковной истории. Преподобный Антоний и Феодосий Киево–печерские были восходящие светила на заре зарождающегося утра народной жизни. А Феодор и Валериан – их как назвать? Разве спадшими с неба звездами в начале надвигающейся ночи? Думаю, да, имена эти будут бесспорно историческими, как знамения надвигающейся эпохи, – печальные ли, веселые ли знамения, то Бог Святой знает; но по сравнению с светлым прошедшим скорее и вернее следует ждать, что печальные и мрачные... Впрочем, поверьте, что даже этим невольно пришедшим сейчас под перо сопоставлением я не хочу кого–либо осудить, следуя внушению св. Апостола: безответен еси, о человече, всяк судяй: им же бо судом судиши друга, себе осуждаеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Они свои вертепы – на чужой. И жизнь, и поэзия Бориса Орлова, – говоря словами А. Твардовского, «бой святой и правый». Бой духовный, принципиальный, тот, для которого Иисус Христос во имя мира принес Свой меч. Так этот парадокс поясняет святитель Иоанн Златоуст. «Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками» . Но как определить этих «заговорщиков», как выявить врага? В следующих главах, в плотной смысловой их наполненности, поэт показывает алгоритм своих поисков, доверяет читателю свой метод «различения духов», чем в совершенстве обладали апостолы Христовы, чему так науч ал апостол Павел: « Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Галатам 5: 22,23, 25). В стихах, посвященных современным и историческим событиям, священникам, друзьями, верной жене, чуду творчества, диву природы, ответственному воинскому служению, Борис Орлов показывает актуальность Христовых заповедей, их первенство над всеми вр еменными законами человеческими. В реальных ситуациях он выявляет спасительную силу и победную мощь проповеданных Христом качеств человеческой души. Для большей убедительности, для приближения к Первоисточнику поэт, постигающий глубокую мудрость Нагороной проповеди, воспринимает форму притчевости, недосказанности. Концентрируя внимание читателя на неожиданном представлении простых истин, он вовлекает его в сотворчество, в сопереживание и, как следствие, в процесс личной самооценки и духовного преображения. Поэзия Бориса Орлова тот редкий случай, когда слово, действительно, обладает воспитательной силой. Надо сказать, что и своей жизнью, ответственным служением, саморасточением, самоограничением и самосознанием он во многом показывает пример. И особенно правдивостью творчества.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/13/...

19 мая святитель Иннокентий сообщает: «Вчера с помощью Божией в первый раз, весь обложенный подушками, прокатился до Капитолины Михайловны. Сколько любви и услуг во время сей прогулки видел в Капитолине Михайловне! Истинно, как мать за дитятей, ходит она за мной. Свежий воздух сильно освежает, и я пробыл несколько часов в ее садике». Однако в целом состояние святителя оставалось очень слабым, и выздоровление шло крайне медленно. В конце мая больной писал в Петербург: «Врачи и я иногда дней по пять ожидаем возрастания сил. Только возблагодарю Бога за то, что крепость возрастает, силы умножаются, как в то же время встретится какое-нибудь расстройство, опять укладывающее в постель: иногда от образа пищи, иногда от количества, иногда от обстоятельств внешних, иногда от лекарства, и, наконец, сознаться должно, от моей глупой неосторожности. Все меры употребляю, чтобы на сих днях выехать из Москвы, хотя все меня удерживают и заставляют ждать укрепления сил. Нашлась новая благотворительница – Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Высокопреосвященный митрополит Серафим был у меня и требовал, чтобы я написал рапорт в Св. Синод о своей болезни, но я не соглашался, желая поскорее выехать. Теперешняя дорога и воздух должны укрепить более всех лекарств и врачей». В письме свт. Иннокентия от 2 июня читаем: «С помощью Божией, несмотря на слабость, решаюсь подняться с врачом, которого дает любезная графиня Орлова. Врачи не возражают, советуя только подождать несколько дней для укрепления» 154 . Через три дня святитель писал в Петербург: «Третий день квартирую у графини Орловой и собираюсь в путь. Сегодня графиня собирает врачей для совета: ехать ли мне при настоящей слабости, или еще ждать облегчения. Молю Господа, чтобы внушил им согласие отправить меня. Одиннадцать недель, почти семьдесят семь дней, ежедневно ожидая лучшего, остаюсь при старом, между тем как искусство врачей остается с ними и с их славой. Графиня Орлова делает для меня все, что нужно, даже что угодно, а в иных случаях более, нежели угодно и нужно. Что только не изобретает ее любовь: она посылает, делает, подготавливает, советует, предупреждает желания. И что она столько усердствует ко мне, незнакомому?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Втайне от всех, графиня Орлова проводила подвижническую жизнь смиренной отшельницы. Имя ее принадлежит истории людей добра и благочестия: мы скажем о ней только то, что относится до ее воспитанницы Марии Никитичны. Чем более узнавала ее графиня Орлова, тем сильнее и сильнее к ней привязывалась и наконец так ее полюбила, что не хотела уже расставаться с нею. Еще во время своего пребывания в Смольном монастыре, когда Марья Никитична «терпела горе, не умея еще понять, что такое горе», она научилась потихоньку от всех молиться и поститься. Кто ее научил этому? Она сама не знала, но когда чувствовала горе, она находила утешение в молитве. «Уйду бывало в уголок, где никто меня не видит и стану молиться. Господи помоги мне! Пресвятая Богородице не оставь меня! выручи меня! научи меня!» В доме графини Орловой царствовало благочестие; сама графиня посвятила жизнь на непрестанную молитву к Богу и на неистощимые тайные и явные благодеяния ближним. Такая жизнь была по душе ее молоденькой воспитаннице. Она жаждала спасительных уроков, и в числе благочестивых посетителей имела счастье узнать много назидательных старцев и между прочими отца Варсонофия, настоятеля Александра Свирского монастыря. Его слова, полные сильной веры, падали на ее душу добрым семенем. Она получила от него позволение писать к нему и до конца своей жизни благочестивый старец не переставал наставлять ее правилами Св. Отцов. Письма его весьма назидательны и некоторые помещаются в приложении так же, как отца архимандрита Фотия и других старцев высокой духовной жизни, которые удостаивали ее своими наставлениями 17 . Графиня Орлова по своему высокому положению, должна была занимать свое место и в числе первых представительниц русского дворянства. Очень тяготилась Мария Никитична приказанием графини сопровождать ее и часто со слезами умоляла оставлять ее дома. Но графиня старалась доставлять ей все мирские радости, и сама часто заглядывалась на свою любимицу, щедро одаренную природой и разукрашенную роскошными дарами своей благодетельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Обвиняется в том, что агитировал женщин водить детей в церковь», — священномученик Александр (Орлов) 7 мин., 13.10.2021 20 сентября 1937 года к секретарю Семеновского сельсовета пришел сотрудник НКВД и попросил выдать справку на священника Александра Орлова. Секретарь сельсовета никогда не видела отца Александра, ничего о нем не знала, но под диктовку сотрудника НКВД написала справку, поставила печать, а за отсутствующего председателя сельсовета расписался сам сотрудник НКВД. В справке было написано, что священник «без разрешения сельского совета совершает обходы по домам верующих и неверующих жителей села. Во время обходов в каждом доме вел агитацию за посещение церкви. В июле 1936 года прокладывалась шоссейная дорога через старое кладбище, намечалось перенесение гробов на новое кладбище специальными людьми с соблюдением санитарных условий. Вопреки этому священник А. В. Орлов агитировал жителей села Семеновское без ведома сельского совета и без всякого санитарного надзора переносить гробы в индивидуальном порядке. Этим создал панику у населения, и все взрослые жители по агитации Орлова собрались на кладбище, вырывали могилы и перевозили гробы без санитарного надзора на другое кладбище, где Орловым совершался религиозный обряд. С великим трудом удалось сельскому совету убедить сагитированных священником Орловым граждан прекратить паническое перемещение гробов. Созданной Орловым паникой среди жителей села Семеновское в колхозе была сорвана работа в течение двух дней». Допрошенная через двадцать лет председатель сельсовета показала, что всё написанное в этой справке является ложью, включая и то, что священник участвовал в переносе захоронений и служил панихиду. Это было не единственное подобным образом добытое «свидетельство», на основании которых отцу Александру был вынесен смертный приговор… Священномученик Александр родился 6 августа 1885 года в селе Хонятино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Василия Орлова, служившего в этом селе в Георгиевской церкви. В 1901 году Александр окончил Коломенское духовное училище, в 1909-м — Московскую духовную семинарию и в том же году обвенчался с Софией, дочерью священника Александра Крылова, служившего тогда в Николаевской церкви при доме призрения имени братьев Боевых на Стромынке в Москве.

http://foma.ru/obvinjaetsja-v-tom-chto-a...

Ещё одной щедрой благотворительницей Спасо-Яковлевской обители была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), в монашестве Агния. Единственная наследница богатейшего графа Алексея Орлова, единственная настоящая любовь своего отца, она всю жизнь не выходила замуж; будучи фрейлиной императрицы, при дворе появлялась только для исполнения своих обязанностей, а остальное время проводила как монахиня - ни с кем не общаясь, посещая богослужения, вычитывая келейные правила. Её подвиг - исключительный пример пожертвования собой ради горячо любимого отца. Всю жизнь одна из самых завидных невест России посвятила отмаливанию души своего родителя, участника убийства императора Петра III. Она много благотворила при жизни, а в своём завещании не забыла ни один храм Российской империи. Всё своё многомиллионное состояние она завещала Церкви. Графиня Анна долгое время пользовалась советами иеромонаха Яковлевской обители Амфилохия. Именно он стал для неё духовным руководителем после кончины графа Алексея Орлова. Тогда графиня Анна пережила самый сильный стресс в своей жизни: узнав о кончине отца, она восемь часов находилась в обмороке. К началу ХХ столетия Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь процветал, слава о его святынях простиралась по всей России. Размеренный ход жизни обители был нарушен революционными потрясениями. Только за первое десятилетие деятельности советского правительства монастырь пережил национализацию капитала, строений и территорий, многократное изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых, изгнание монашествующих и устройство тюрьмы. В 1929 году обитель была упразднена. В дальнейшем в корпусах расположился детский дом, затем детский сад и квартиры горожан, а в храмах были устроены сначала военные, а затем продуктовые склады. В 1988 году храмы обители стали филиалом Ростовского музея-заповедника. В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время это самый значительный мужской монастырь не только Ростова, но и всей Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Новый первенствующий митрополит, Серафим (Глаголевский), сподвижник патриотически настроенного А. А. Аракчеева, ревностно взялся служить слову и делу Божию. В начале декабря 1821 года Фотию было знамение во сне: «К брани!» Пора ополчаться на духовного Наполеона — А. Н. Голицына и иже с ним, на всех, кто враждует с Православием, растлевая русскую жизнь. В январе 1822 года Фотия поставили архимандритом Сковородского монастыря, что под тем же Новгородом, и, когда он входил в новую для него обитель, у святых врат его дожидалась богомудрая почитательница отечественных святынь графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, тогда же и ставшая его духовной дщерью. С той поры между этими Божиими людьми окрепла постоянная переписка, возникшая несколько ранее. Послания архимандрита Фотия к Орловой-Чесменской так назидательны и поучительны, что и теперь они читаются с великой пользой для души. Это поистине классика нашей духовной литературы, некрадомое наше святоотеческое достояние! В Сковородском монастыре Фотий настоятельствовал всего с полгода, да и то половину срока пребывал в Петербурге, где уже вынашивался замысел по ликвидации масонской закулисы, сомкнувшейся с подпольем из революционных тайных обществ. Россия перед гибелью! — вот что надо было осознать всем патриотам. И многие это крепко осознали. Оппозицию масонству составили: митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), всесильный граф Алексей Андреевич Аракчеев, президент Российской академии Александр Семенович Шишков, фрейлина Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий; душой всего общества стал архимандрит Фотий. С весны 1822 года Фотий прочно осел в Петербурге, надо было убедить Императора Александра принять решительные меры для запрета масонских лож, отстранить угрозу со стороны тайных обществ, где в заправилах были все те же масоны. Аракчеев и Орлова-Чесменская создали условия для свидания Фотия с Императором. И оно состоялось 5 июля 1822 года в царских покоях.

http://pravoslavie.ru/38160.html

Вит. Аникит. Красновского 6 р. 00 к. Алексеевской, на Глинищах, протоиер. Ал-дра Конст. Гиляревского 12 р. 00 к. Антиповской, у Колымажного двора, свящ. Михаила Ильича Беляева 2 р. 00 к. Архидиаково-Стефановской, на Швивой горке, прот. Викт. Павл. Зверева 3 р. 00 к. Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иоанн.Троицкого 16 р. 00 к. Благовещенской, на Бережках, свящ. Иоанн. Иоанн. Святославского 6 р. 00 к. —29— Благовещенской, в Петровском парке, свящ. Петра Вас. Сперанского 3 р. 00 к. 5 р. 00 к. Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева 8 р. 00 к. Благовещенской, в Пыжах, протоиер. Константина Яковлевича Орлова 3 р. 00 к. Благовещенской, на Тверской, прот. Михайла Иоанн. Соболева 7 р. 50 к. 8 р. 00 к. Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ник. Феод. Вознесенского 9 р. 00 к. 7 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, священ. Ник. Ал-др. Ивановского 10 р. 00 к. Богородице- Рождественской, в Путинках, свящ. Сергия Влад. Ромодановского 3 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Так. Вас. Остроумова 1 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова 28 р. 00 к. 13 р. 00 к. Богородице-Рождественской, за Смоленскими Воротами, свящ. о. Феодора Орлова 15 р. 00 к. Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, свящ Ник. Мих. Михайловского 2 р. 00 к. Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина 10 р. 00 к. 5 р. 00 к. Борисо-Глебской, у Арбатских Ворот, прот. Мих. Иоанн. Руднева 17 р. 00 к. Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанн. Сем. Шарова 1 р. 00 к. 5 р. 00 к. Варваринской, в Сиротском доме Лобковых, свящ. Петра Васил. Копьева 1 р. 00 к. Василиевской, в новой Деревне, свящ. Серг. Мих. Орлова 12 р. 00 к. 11 р. 00 к. 5 р. 00 к. Введенской, в Барашах, прот. Васил. Ник. Руднева 3 р. 00 к. —30— Введенской, на Лубянке, священ. Ник. Петр. Автушева 2 р. 00 к. 4 р. 00 к. Введенской, в бывшем Новинском монастыре, прот. Феод. Иоанн. Румянцева 5 р. 00 к. Введенской, в Мариинском Епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

189. Поповский, М. А. Жизнь и житие Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа и хирурга [Текст]/М. А. Поповск ий. Париж, 1979. 190. Ветелев А. , прот. Архиепископ Лука [Текст]: некролог/прот. А. Ветелев //Журн. Моск. Патриархии. 1961. 8. С. 35–38. 191. Ошанин, Л. В. Воспоминания [Текст]: [рукопись]/Л. В. Ошанин. Ташкент, 1949. 192. Шаповалова, А. Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука [Текст]/А. Шаповалова//Журн. Моск. Патриархии. 1946. 5. С. 48– 54. 193. Барский, А. В. Воспоминания о встречах с В.Ф. Войно-Ясенецким [Текст]: [рукопись]/А. В. Барский. См. также 956, 958, 967–969. Тамбовский период 194. Истомина, С. Ю. Войно-Ясенецкий В.Ф. [Текст]/С. Ю. Истомина//Тамбов. Исторические личности (ими гордится Тамбовская земля)/авт.-сост. Ю. К. Щукин, И. В. Жмаев. Тамбов, 2016. С. 8283. 195. Орлова, В. Д. Военный быт жителей Комсомольской улицы города Тамбова: по воспоминаниям современников [Текст]/В. Д. Орлова//Тамб. епарх. ведомости. 2016. 8. С. 36–43. Воспоминания В. М. Орловой и А. Д. Орлова о быте тамбовчан в годы Великой Отечественной войны и об участии архиепископа Луки в жизни горожан. 196. Проскурякова, А. Священник и хирург [Текст]: студенты Тамб. гос. техн. ун-та познакомились с жизнью и трудами архиеп. Луки/Анна Проскурякова//Тамб. курьер. 2015. 8 дек. С. 12. 197.Феодосий, митр. Тамбовский и Рассказовский. Подвигом добрым подвизавшиеся в годы Великой Отечественной войны [Текст]/митр. Тамбовский и Рассказовский Феодосий//Тамб. экспресс-репортер. 2015. 2 июля С. 6. О священниках Тамбовской епархии, в том числе об архиепископе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком). 198. Фарбер, Я. И. На перепутьях жизненных дорог [Текст] / Я. И. Фарбер. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 196 с. О В.Ф. Войно-Ясенецком. С. 65, 94–98, 103–104. 199. Пеньков, В. Постижение восхождения [Текст]/Владимир Пеньков//Тамб. жизнь. 2013. 8 окт. С. 4. О книге В. Лисюнина «Тамбовская голгофа святителя Луки». 200. Быкова, В. И. Дух, пронзающий века. Что есть истина, или Размышления у парадного подъезда [Текст]: [беседа с директором Тамб. обл. науч. мед. б-ки Валентиной Быковой/вела И. Теплякова]//Притамбовье. 2012. 18 янв. С. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010