В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-bepcuя . протоиерей Владимир Воробьев 21 ноября 2023 г. 14:00 Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ. PDF-bepcuя. Евгений Полищук Дмитрий Анохин 1 ноября 2021 г. 19:00 Одигитриевский — первый основанный в Челябинске — монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официальный статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоемы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенес эпохи «ударного построения основ социализма». Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/id7231/

В начале XX века обитель была душевной врачебницей и нравственной школой не только для ее насельниц, но и для всех окрестных жителей. Так продолжилось дело утверждения и окормления женских обителей, начатое в XIX столетии преподобными Серафимом Саровским и Зосимой (Верховским) . 19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры. Его мощи обрели под полом пещерной келийки преподобного. 22 октября 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Свято-Никольском храме города Наро-Фоминска состоялось торжественное богослужение в честь преподобного Варнавы Гефсиманского . Отец-наместник Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феофилакт (Моисеев) 454 передал частицу мощей преподобного Варнавы в наро-фоминский Никольский храм, – и святой Варнава как бы вернулся на землю, где прошло его отрочество. Вернулся, чтобы испрашивать у Бога милость всем чадам Православной Церкви 455 . Сестры из возрожденной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, где преподобный Варнава впервые узнал духовные законы монашеской жизни, ежедневно возносят величание пред иконой святого с частицей его мощей. Устроение обители Сразу по утверждении общежития в храм был назначен священник Михей Павлович Богрецов, 69 лет, незадолго до того овдовевший в 1841 году. Он был сыном пономаря, в школах не обучался, служил сначала дьячком. В 1797 году посвящен в дьякона, в 1804 – в священника, за 1812 году награжден бронзовым крестом. Перед переводом в пустыньку последним местом его служения было село Горбово Звенигородского уезда. Чтение, пение, катехизис знал он «довольно хорошо», поведения был «очень доброго» 456 . Видя обитель утвержденной, Семен Лонгинович Лепешкин стал обустраивать ее во славу Всевышнего. В пустыни благодаря его благодеяниям появились каменная ограда, один большой и два малых каменных корпуса, каменные погреба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

«Смысл человеческой жизни заключается в стяжании Духа Святого, как говорил преподобный Серафим Саровский, память которого мы с вами отмечали, — сказал архиепископ Димитрий. — Дай Бог, чтобы мы всегда ощущали эту радость — радость Воскресения Христова. " Христос Воскресе, радость моя! " — этими словами преподобный Серафим Саровский встречал каждого приходящего. Мне бы хотелось словами преподобного всем вам пожелать крепости душевной и телесной и пасхальной радости: Христос Воскресе! Чтобы и мы эту благодать, которую Господь нам в изобилии посылает на наш народ, нашу землю, всегда ощущали сердцем и отвечали Ему этим радостным приветствием: Христос Воскресе! Бог нам всем в помощь». Правящий архиерей Витебской епархии  преподнес митрополиту Исидору образ преподобного Серафима Саровского, привезенный из Серафимо-Дивеевской обители . «Часто бывает, когда мы начинаем какое-то предприятие, у нас нет уверенности, повторится ли оно снова — в следующем году, через два или три года. Но Божией милостью наш крестный ход " Одигитрия " проходит уже в пятнадцатый раз, — отметил председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви епископ Люберецкий Серафим. — И отрадно видеть, что помимо старшего поколения участниками крестного хода являются также молодежь и дети. Это свидетельствует о том, что Святая Русь живет и будет жить». Епископ Рославльский Мелетий отметил, что за прошедшие годы многие участники крестного хода стали для смолян по-настоящему родными людьми. Слова поздравления прозвучали и от представителей светской власти Смоленского и Витебского регионов. «Сегодня юбилейный день — в пятнадцатый раз проходит Одигитриевский крестный ход. Значение этого крестного хода сложно переоценить. Мы сегодня все живем в очень непростом мире, мы живем в разных государствах. Но главное связующее звено было, есть и будет — наша православная вера, то, что объединяло, объединяет и, я надеюсь, будет объединять наши народы, независимо от того, в каких государствах мы живем. И это духовное единение никогда не позволит разрушить наши добрососедские очень прочные связи», — сказал глава Руднянского района Ю.И. Ивашкин.

http://patriarchia.ru/db/text/4977775.ht...

Бугабашево. Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь.Церковь Серафима Саровского. /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Серафима Саровского Год постройки:не ранее 2007. Адрес: Республика Башкортостан, Бакалинский район, село Бугабашево Координаты: 55.061638, 53.933247 Проезд: От Уфы необходимо следовать по автомобильной дороге М-5 Урал в сторону Самары. На повороте в сторону города Туймазы свернуть вправо а затем, не заезжая в указанный город, свернуть направо в сторону села Агиртамак и следовать по этой дороге далее в сторону села Устюмово. Не доезжая до Устюмово, нужно ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Уфы необходимо следовать по автомобильной дороге М-5 Урал в сторону Самары. На повороте в сторону города Туймазы свернуть вправо а затем, не заезжая в указанный город, свернуть направо в сторону села Агиртамак и следовать по этой дороге далее в сторону села Устюмово. Не доезжая до Устюмово, нужно свернуть вправо в сторону села Утарово и проехать в сторону села Будёновец. Проехав это село, необходимо свернуть вправо на село Бугабашево. Храм расположен на территории Бугабашского монастыря в лесном массиве за селом Бугабашево, который хорошо виден с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 27 декабря 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери. Игуменией монастыря стала монахиня Моисея (Ракитина). Трудами матушки Моисеи и прихожан началось активное восстановление монастыря. Были построены деревянные храмы в честь преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского, сестринский и игуменский дома, а также другие монастырские постройки. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46360

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь Описание: Женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» была основана старцем Зосимой (Верховским) по благословению митрополита Филарета Московского в 1826 г. близ Москвы на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей М.С. Бахметевой. В общину вошли духовные дочери старца — монахини, бывшие ранее насельницами Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии. Жертвователями Одигитриевской пустыни также стали местные помещики, московские купцы Лепёшкины и родственники старца Зосимы. В лесу, в трех верстах от пустыни, старец Зосима устроил себе небольшую келью. В ней он жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной Литургии возвращался обратно. Старец скончался 24 октября (6 ноября по новому стилю) 1833 г. и был похоронен возле монастырской часовни. В 1838 г. над его могилой был построен храм Живоначальной Троицы. В 1856 г. община была преобразована в монастырь. В то время на территории обители было три храма — церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм Рождества Иоанна Предтечи и надвратный в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игумения Афанасия (Лепёшкина) смогла неофициально сохранить монастырь еще на десять лет, зарегистрировав в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь». В 1929 г. обитель была закрыта. Игумения Афанасия была арестована и сослана в Казахстан. На территории монастыря разместили дом инвалидов, а затем пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком храме был устроен клуб. Колокольню использовали как водонапорную башню. Зосимова пустынь была возвращена Церкви в 1999 г., сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской областной епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Синодальную комиссию по канонизации святых . В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4259548...

Аша. Богородице-Одигитриевское православное сестричество милосердия. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2006. Адрес: Россия, Челябинская область, Ашинский район, г.Аша, ул. Свободы, д. 1 Координаты: 55.002833, 57.221204 Изменить описание Добавить фотографии Автор: chapai-2 Снято: 6 июля 2015 Добавлено: 7 июля 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сестричество милосердия — приют для нуждающихся — был создан по инициативе протоирея Валерия Мохова буквально на пустом месте в посёлке Лесохимиков г. Аши. В 2006 году митрополит Челябинский Иов, митрополит Самарский Валентин, митрополит Воркутинский Питирим освятили заложенный камень и приняли решение открыть в Аше сестричество милосердия. Постриг сестёр милосердия был совершён в 2007 году, с того же года начали проводиться богослужения и таинства церкви. В 2008 году на территории сестричества возвели и освятили храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Затем построили воскресную школу, гостиницу для паломников, административное здание, домики для сестёр милосердия. Построили и второй каменный храм-часовню в честь Святителя Василия Великого. Сегодня в сестричестве проведены все коммуникации: вода, отопление, газ. В 2010 году, к 65-летию Великой Победы, здесь был установлен мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, — «Алтарь Победы». На территории сестричества действует музей. Здесь даже есть своя «Красная площадь», где находятся «Царь-колокол» и «Царь-пушка». В 2017 году настоятелем храма назначен иерей Вадим Бойко. Под его руководством продолжается возведение построек на территории сестричества. В планах — построить храм на том месте, где был освящён камень тремя владыками. Святыни сестричества: рака с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского, икона с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона с частицей мощей святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна. Копия креста, на котором был распят Спаситель, выполненная по благословению иерусалимского патриарха из древесины трёх видов — кипариса, кедра и оливы, копии гвоздей, которыми был распят Спаситель, и наконечника копья, которым он был пронзён. В сестричество милосердия принимаются люди, оказавшиеся в трудном жизненном положении. Им дают кров над головой, кормят, проводят духовные беседы. Они выполняют несложные работы по хозяйству. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33975

Челябинск. Одигитриевский женский монастырь.. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1848 и 1861. Год утраты:приблизительно 1932 Адрес: Челябинская область, Челябинск, (угол Цвиллинга и проспекта Ленина) Координаты: 55.160962, 61.403623 Проезд:Челябинская область, Челябинск, проспект Ленина, 52 и 54 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Улица, на которой располагался монастырь, в середине XIX века называлась Христорождественской, сейчас - улица Цвиллинга. Сегодня это центр города, та его часть, где на месте разрушенных церквей и других монастырских зданий находятся гостиница «Южный Урал», резиденция губернатора и областного правительства и жилой дом между ними . От великолепных храмов не сохранилось даже фундамента, исчез и бивший на территории монастыря родниковый ключ, а про имевшиеся здесь захоронения первых настоятельниц, в том числе основательницы общины матушки Агнии, умершей 130 лет назад, в 1872 году, и говорить не приходится. Это был старейший монастырь в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная по инициативе Анны Максимовны Полежаевой (родилась в 1815 г. в селе Варламово Троицкого уезда, скончалась 14 сентября 1872 г.). Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 Челябинская городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий женский монастырь. Земля была выделена на правом берегу реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Для обеспечения будущего монастыря Оренбургское губернское правление весной 1851 года выделило 50 десятин казачьих земель, из расчета 3 копейки серебром за квадратную сажень. Первоначально сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, купленном за 143 руб. серебром в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Период становления общины был трудным. Серьезную помощь в это время сестрам оказали алабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб.

http://sobory.ru/article/?object=35047

Здесь будут Горисполком, Горсовет и окружные отделы Исполкома»11. Вознесенский храм перестроили в Дом съездов, и вместо богослужений там стали проходить многолюдные заседания советских и партийных органов (зал был рассчитан на 700–800 человек). Но недолго он «украшал» Челябинск. ­Изуродованное здание Вознесенской церкви снесли на рубеже 1920–1930-х годов, как и большинство других построек монастырского комплекса. В начале 1930-х годов в центре Челябинска уже ничто не напоминало о существовании здесь некогда великолепного Одигитриевского женского монастыря. Сегодня на месте монастыря — гостиница «Южный Урал» и жилой дом. Уцелел, хотя и был обезображен, лишь храм во имя святителя Николая на монастырской заимке. Возрождение обители После закрытия обители участь сестер была различной. Немало монахинь и послушниц попали в жернова репрессий (по преданию, первыми жертвами стали несколько сестер, расстрелянных на монастырской заимке в момент закрытия обители). Многие сохранили верность избранному иноческому пути до конца жизни. В середине XX века (вплоть до 70-х гг.) уцелевшие послушницы и монахини Одигитриевского монастыря собирались 10 августа на богослужение в челябинском храме Святого Симеона. В этот день Церковь чтит икону Божией Матери «Одигитрия», когда-то эта дата была престольным праздником монастырского собора. На данный момент сведения имеются лишь о немногих сестрах обители. Известно, что игумения Анастасия (Щапова) жила на частной квартире, скончалась в 1930-х годах. По некоторым данным, перед смертью она приняла великую схиму. Бывшую послушницу монастыря Марию Подскребову расстреляли в Челябинске в 1938 году. Ее родная сестра Ирина, тоже бывшая послушница, уцелела, работала на кирпичном заводе, затем переплетчицей в госбанке. По воскресеньям прислуживала в челябинских Симеоновской и Богородице-Рождественской церквях, скончалась 31 января 1980 года. О монахине Агафангеле (в миру Ольге Николаевой) известно, что она отказалась от предложения пойти работать учительницей в советскую школу.

http://e-vestnik.ru/history/odigitrievsk...

Каменное двухэтажное здание церкви с колокольней, не отличалось внешними архитектурными достоинствами, но, по воспоминаниям современников, поражало внутренним убранством, богатством и благолепием – купцы и торговцы стремились украсить свою церковь. На карте г. Барнаула за 1826 г. под 28 отмечена Церковь Богоматери (Одигитриевская). В ведомости за 1852 г. указано, что земли при церкви усадебной нет, пахотной и сенокосной 33 десятины, на которую есть план. Землею сенокосною священноцерковнослужители пользовались сами. В описи церкви за 1861 г. отмечено, что для входа в нижний этаж находилась дверь с западной стороны, для входа на второй этаж также была одна дверь с западной стороны. Полы в низу храма были из алебастра, покрашенные, на втором этаже полы были деревянные, также покрашенные. Церковь была покрыта железом, покрашенным зеленою краскою, в колокольне, внизу, были устроены сторожка и кладовая. Ограда была каменная с деревянными решетками, покрашена зеленою краскою. Иконостас в церкви был деревянный, местами с резьбою, позолочен и покрашен краскою. В колокольне было семь колоколов, самый большой был весом в 118 пуда, изготовленный на средства барнаульского купца В. Пуртова в 1827 г. В ведомости за 1873 г. также указано, что земли усадебной и пахотной при церкви нет, а сенокосной по распоряжению Алтайского Горного Правления от 1867 г. утверждено священникам по 10 десятин, дьяку и пономарю по 4 десятины. С 1877 г. на планах г. Барнаула на усадьбе церкви показаны одноэтажные каменный торговые лавки. В 1884 г. при воротах церковным старостой Суховым, на собственные средства была построена небольшая каменная часовня для помещения в ней св. иконы Божией Матери. Из книги Одигитриевской церкви для регистрации богослужений за 1885 г. мы можем узнать, что на всенощных службах присутствовало в среднем по 100–150 человек, а в большие праздники в церкви присутствовало на службе 300–400 прихожан. Из сведений за 1896 г. следует, что церковь как внутри, так и снаружи благолепна, особенным благолепием отличается верхний этаж храма, в котором один только иконостас оценивался в 20 тысяч рублей, утварью достаточна, содержится денежными доходами, получаемыми от прихожан, при исправлении у них духовных треб. В тоже время было отмечено, что в сводах церкви нижнего этажа образовались трещины от неравномерной осадки столба среднего пояса, поэтому предполагалось произвести следующие работы: устроить арки между средними столбами в трапезной, сложить вновь над окнами второго этажа трапезной с южной стороны перемычку, в двух окнах трапезной первого этажа под существующими перемычками окон сделать другие перемычки. Из данного документа мы можем узнать, что шесть больших столбов поддерживало своды на первом этаже.

http://sobory.ru/article/?object=37171

В конце XIX храм имел два престола - главный во имя иконы Богоматери Одигитрии и придельный во имя святого мученика Иоанна Воина. Постоянно живущих прихожан в церкви насчитывалось 97 лиц мужского и 115 женского пола, квартирующих - свыше 800 человек. Ежегодно 26 июля из Свято-Успенского кафедрального собора в Одигитриевскую церковь совершался крестный ход. В школе грамоты при церкви занималось 15 учащихся. После установления советской власти постановлением президиума Западного облисполкома от 20 августа 1929 года Одигитриевская церковь была закрыта " имея ввиду, что дальнейшее использование этого храма по прямому назначению не вызывается необходимостью, т.к. находящиеся в пользовании городской общины верующих 15 храмов, кроме рассматриваемого, более чем достаточны для удовлетворения их культовых потребностей " . Здание церкви предписывалось предоставить Смоленскому государственному университету для вновь открываемого " Общественно-экономического отделения при Педфаке " . Однако уже 10 сентября бюро горкома ВЛКСМ принимает постановление, в котором объявляет решение облисполкома о передаче Одигитриевской церкви СГУ неверным, так как задолго до этого общегородская пионерская конференция передала наказ горсовету, " указав конкретно изъятие Одигитриевской церкви под Дет-клуб " . Заручившись твердым согласием горсовета, пионеры выполнили предъявленное им условие - собрать подписи от населения с требованием о закрытии церкви. По мнению комсомольцев, в случае передачи церкви экономическому отделу " городская пионерская организация остается без Клуба, без наличия которого невозможно в условиях города Смоленска проводить Культурно-массовую работу и Труд-Техническое воспитание детей " . 19 сентября президиум облисполкома принимает решение: " Постановление свое от 20 августа о передаче здания б. Одигитриевской церкви СГУ отменить и разрешение вопроса об использовании здания передать Смолгорсовету " . Теперь уже горсовет 1 декабря пускается в рассуждения о том, что " хотя Смолгосуниверситет и претендовал на получение помещения Одигитриевской церкви под организацию различных учебных учреждений " , но пионерская организация " уже в течение нескольких месяцев вносила в наказ Горсовету пункт о представлении помещения под пионерский клуб и в 1929 году собрала свыше 30.000 подписей среди взрослого населения г. Смоленска " . Поэтому университету " следует наметить еще помещения церквей, которые можно было бы приспособить под необходимые учебные учреждения " .

http://sobory.ru/article/?object=35035

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010