(Зри пространных правил Василия Великого главу 27.) 17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и беспрекословно в точности исполнить, хотя бы то казалось трудным или неприятным. (Зри в конце слова Василия Великого о подвигах иноческих и в кратких правилах его главу 121 и в подвижнических его уставах главу 23.) 18. Делать рукоделие не должны сестры по своему выбору, но как кому назначит начальница, и отдавать оное в ее распоряжение. (Зри пространных правил Василия Великого главу 41.) 19. От светских людей предлагаемые на заказ работы принимать только вещей служащих на церковное или домашнее полезное и нужное употребление; а работ мирских и к роскоши относящихся отнюдь не брать, и, для избежания многих сношений с мирскими, заказы работ должна принимать только одна казначея или другая сестра по назначению начальницы. 20. Каждая сестра должна соблюдать совершенное нестяжание, то есть не иметь ничего собственного, даже и того, что носит и что имеет у себя необходимое, не признавать своим и всегда готовой быть отдать другой сестре, ежели от начальницы повелено будет, и ни одна ничего не должна у себя иметь иначе, как по благословению начальницы, и даемое посторонними, принявши по ее дозволению, полагать в общину, чтобы всё у всех почиталось общее; впрочем, одна у другой отнюдь ничего не должна брать без ведома той, у которой берет, и без благословения начальницы или своей старшей. (Зри слово Великого Василия о подвигах иноческих и в кратких его правилах главы 85, 86 и 87, и в подвижнических его уставах главу 34.) 21. Внутри келий никакого излишнего и роскошного убранства не попускать, но во всем да является простота и смирение, а посему даже и святых икон в богатых окладах в келиях не держать, но поставлять их или в церкви, или в общей молитвенной келии. 22. Одежду носить из черных тканей, приличную смиренному пустынному житию; а посему тонкое белье и всякое изысканное по светскому обычаю украшение или убеление возбранять, но токмо как в одеждах, так и в келиях наблюдать приличную чистоту и опрятность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Председатель артели Афанасия Лепешкина и члены Совета: Монахиня Капитолина Расторгуева в монастыре проходила послушание казначеи (см. выше в комментариях к ч. IV). Монахиня Анатолия Щербакова в монастыре проходила послушание помощницы благочинной (см. там же). Рясофорная послушница Анна Игнатьевна Волкова, девица, из крестьян Ярославской губ. Мышкинского уезда Рождественской волости села Рождествина. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1884 г. Облечена в рясофор 5 марта 1897 г. В монастыре проходила послушание клиросное и живописное, с 1894 г. регентша. Монахиня Валерия Константинова (в миру Варвара Софроновна), девица, из мещан города Ливен Орловской губ., обучалась в прогимназии закону Божию и русской грамоте. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь 3 октября 1887 г. Облечена в рясофор 1 декабря 1895 г. Пострижена в монашество 17 июня 1908 г. В монастыре проходила послушание клиросное до 1904 г. и письмоводительское с 1890 г. Монахиня Анфия Ермолаева (в миру Анастасия), девица, из крестьян Московской губ. Звенигородского уезда, Пятницкой волости, деревни Поваровой. Поступила в Троице- Одигитриевский монастырь в 1884 г. Облечена в рясофор 1 декабря 1895 г. Пострижена в монашество 17 июня 1908 г. Проходила послушание старшей на скотном дворе с 1895 г. Рясофорная послушница Екатерина Дмитриевна Шустрова, девица, из крестьян Московской губ. Бронницкого уезда, Ашитковской волости, села Ванилова. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1890 г. Облечена в рясофор 10 декабря 1898 г. В монастыре проходила послушание портняжное и с 1901 г. в золотошвейной. В 1921 году в состав правления сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь вошли еще дополнительно следующие [ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1, д. 1043, л. 422]: Монахиня Людмила Манина (в миру Мария Евфимовна), девица, из крестьян Воронежской губ. Новохоперского округа, Пыховской волости, слободы Пыховки. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1886 г. Облечена в рясофор 5 марта 1897 г. Пострижена между 1916 и 1920 гг. В монастыре в 1914–1916 гг. проходила послушание при церкви. В 1920 г. была на общих работах. Рясофорная послушница Елисавета Федоровна Горбунова, девица, из крестьян Московской губ. Подольского уезда, Десеновской волости, деревни Рогозининой. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1888 или 1889 году. Облечена в рясофор 5 марта 1897г. В монастыре проходила послушания золотошвейное и клиросное. В 1920 г. занималась рукоделием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Вид на красавец-храм, располагавшийся на высокой береговой террасе реки Томи, открывался еще при подъезде к городу. Долгое время Преображенский собор с его сорокаметровой колокольней был самым высоким сооружением Кузнецкого уезда и одним из самых высоких в Сибири. Впечатляла и двухметровая толщина стен. Церковь строилась двумя поколениями мастеров, потому особенно интересна его архитектура, в целом тяготевшая к раннему классицизму. Своеобразие храма подчеркивалось обилием барочных главок. В архитектурном облике, внутреннем благолепии Преображенского собора выявилось его значение как главного храма Кузнецкого благочиния. Архитектура собора по строгим пропорциям объемов, сдержанной декоративно-пластической разработке фасадов воплощала стилистику классицизма с элементами позднего «сибирского барокко». Сдвоенные колонны верхних ярусов храмовой части, колокольни, форма наличников окон, профили карнизов волюты по граням барабанов и с утонченными шейками главки прекрасно иллюстрируют эту эклектику. Объемно-пространственное решение плана храма при переходе от «барокко» к классицизму претерпело некоторые упрощения. В отличие от Богородице-Одигитриевской церкви размеры, габариты апсиды храма остались без изменений. Храмовая часть относительно апсиды сохранила свои пропорции и имеет равные длину и ширину (квадрат), а вот трапезная по ширине уменьшилась и уже совпадает с храмовой частью, в то время как у Одигитриевской церкви трапезная выступала на одну сажень по южному и северному фасадам относительно храмовой части. Колокольня в соборе была увеличена в плане на одну сажень, в створе с ней построен притвор с лестницей, а в Одигитриевской церкви в середине XIX века к колокольне с запада пристроили большой двухэтажный хозяйственный притвор с главным входом. Спасо-Преображенский храм стал значительным архитектурным сооружением и средоточием духовнокультурной жизни всего Кузнецкого округа и запечатлен на многих дореволюционных фотографиях. Хотя к началу XX века он обветшал и несколько пострадал от землетрясения 7 июня 1898 года, впечатление производил самое благоприятное, в отличии от соседней Одигитриевской каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=08814

563 По кн.: Троице-Одигитриева Зосимова пустынь/Сост. кнж. Елена Горчакова. 1-е изд. М., 1892; 2-е изд. М., 1903. Повторено в книге «Обитель старца Зосимы Верховского ». М., 1998. С. 37 –44 . Княжна Елена Сергеевна Горчакова, судя по тексту, присутствовала при смерти игумении Афанасии и, по-видимому, жила некоторое время в Зосимовой пустыни. Нам известна ее другая книга, изданная дважды несколькими годами ранее: Житие преподобного Сергия Радонежского и описание Троице-Сергиевой Лавры. 1-е изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1888.; 2-е изд. М., 1892. 564 В Троице-Одигитриевском общежитии имя менялось при облечении в рясофор, но прикровенно, использовалось при общении с духовником. См. письма. 565 РГИА. Ф. 796, оп. 150, д. 327, л. 4–5. Послужной список Троице-Одигитриевского монастыря казначеи монахини Афанасии. 566 Видимо, во исполнение именно этого указания благочинного 11 января 1869 года монахиня Мария Чурилова была «за своеволие, грубость, дерзость и буйство переведена из Одигитриевского монастыря в Покровский Хотьков монастырь под особый надзор настоятельницы» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 757, д. 3764]. 568 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. 24578, л. 1–4. О поручении исправления должности настоятельницы Одигитриевского монастыря монахине Афанасии. 569 РГИА. Ф. 796, оп. 150, д. 327, л. 6. Указ об утверждении настоятельницею Троице-Одигитриевского женского общежительного монастыря монахини Афанасии. Также: Московские епархиальные ведомости. 1869. 16(20 апреля). С. 1. 570 Троицкий храм мог показаться пятиглавым при подходе к нему с запада (через врата под надвратным храмом Одигитрии), т. к. справа была главка с крестом на пристройке над святым колодцем (на месте келии старца Зосимы), а слева – симметричная главка и крест на пристройке перед северным входом в храм. Но аналогичных главок сзади, у алтарной стены храма, не было. Троицкий храм изначально и всегда был одноглавым: это видно и на сохранившейся гравюре 1870-х годов, и записано в страховой описи 1910 года: «На церкви одна глава; с северной и южной стороны по маленькой главке – над часовенкой и северным боковым входом» [РГИА. Ф. 799, оп. 33, д. 875, л. 64]. Надо отметить, что главка над северным входом была поставлена, возможно, не просто для симметрии, а согласно древней Тринитарной идее построения храмов – с тремя престолами и тремя главками (что символизирует Пресвятую Троицу). См.: Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV века Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 83–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Свято-Одигитриевский собор (Улан-Удэ) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Одигитриевский кафедральный собор — православный храм, один из памятников русской архитектуры середины XVIII века в Забайкалье. Собор был возведен в 1741-1785 годы в городе Улан-Удэ (до 1934 года — Верхнеудинск). Первое каменное здание в городе Улан-Удэ, памятник архитектуры сибирского барокко. Расположен в историческом центре города, на правобережье реки Уды близ её впадения в Селенгу. Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Содержание История [ править править код ] Свято-Одигитриевский собор — кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу. Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху. Каменный собор в синодальный период [ править править код ] Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием, верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии — 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Одигитри...

Губернатор Архангельской области пообещал взять под личный контроль реставрацию старинной церкви в деревне Кимжа 6 августа 2008 г. 14:44 Губернатор Архангельской области Илья Михальчук в ходе рабочей поездки по Мезенскому району обещал взять под свой личный контроль реставрацию старинной церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в деревне Кимжа. Об этом корреспонденту ИА «Православие на Северной земле» сообщил настоятель Свято-Богоявленского храма города Мезени иерей Алексий Жаровов. По словам священника, в настоящее время верующим приходиться молиться в маленькой избушке, переоборудованной под часовню. Приход Одигитриевской церкви надеется на финансовую помощь администрации Архангельской области и целевую программу «Культура России 2006-2009 гг.», в которую вошел проект реставрации Богородичного храма в Кимже. «За два года удалось заменить семь венцов и частично залить фундамент храма, но, несмотря на это, церковь продолжает ветшать. Колокольня едва-едва стоит на городках, шатер дает сильный крен. Необходимо срочно принять меры по реставрации, иначе церковь скоро рухнет», — отметил отец Алексий. Как ранее сообщало ИА «Православие на Северной земле», за годы советской власти было предпринято несколько попыток реставрации храма, что в результате причинило больше вреда, чем пользы. В 1993 году православная община деревни Кимжа снова подняла вопрос о восстановлении Одигитриевской церкви. В начале пытались вести восстановительные работы на средства, собранные жителями района, но их оказалось недостаточно. Последние реставрационные работы начала в 2001 г. плотницкая школа города Архангельска. Финансирование шло из федерального бюджета. По устному преданию, занесенному в памятную церковную книгу, первым поселенцем описываемого прихода был один крестьянин со своим семейством из селения Немнюги Пинежского уезда, поселившейся в начале XVI века при реке Кимжа, в двух верстах от впадения ее в Мезень и построивший для себя небольшую часовню. В начале XVII века была устроена церковь с колокольней в честь иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Эта церковь в 1699 году сгорела от молнии, но имущество было спасено. В это время жители Кимженского селения имели при своей церкви отдельный причт. После 1700 года начата постройка новой Одигитриевской церкви об одном престоле, строившаяся по бедности прихожан очень медленно, и освященная в 1763 году. Одновременно с церковью устроена была и колокольня на пяти столбах. Богослужения в церкви продолжались вплоть до 1933 года. Церковь почти полностью построена из лиственного леса, и поэтому сохранилась до наших дней. 17 марта 1993 года в деревне Кимжа воссоздана деревенская православная община. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/445014.htm...

Челябинск. Одигитриевский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1864. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 21а (на месте современной церкви иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " ) Координаты: 55.133637, 61.451573 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырская заимка Одигитриевского монастыря была образована в 1860 году на отведённой от казны казачьей земле в количестве 50 десятин в 4-х верстах к юго-западу от города Челябинска (ныне территория Ленинского района). Здесь был устроен монастырский хутор, названный в последствии в честь храма Никольским. Первым делом игуменья Агния, основательница монастыря, с помощью благодетеля П.И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, позже, в 1864 году, преобразованную в храм, который был освящён во имя Святителя Николая Мирликийского. Неподалеку от церкви были устроены кельи для рабочих сестер, амбары для зерна и загоны для скота. Здесь же, рядом с Никольским храмом матушка-настоятельница Агния устроила колодец и часовню во имя пророка Моисея Боговидца. В 1930-е годы Одигитриевский женский монастырь был закрыт, разрушены монастырские храмы в центре Челябинска. Был разрушен и Никольский храм на заимке, сохранился лишь столетний каменный хозяйственный пристрой к нему. По другим данным у Никольской церкви были снесены купола и колокольня, здание было значительно перестроено, надстроен второй этаж, в нём располагалась дирекция опытно-производственного хозяйства «Садовое», использовавшего монастырскую заимку под плодоовощную опытную станцию. В 1996 году здание конторы было передано Челябинской епархии. Храм после «советских переделок» снаружи выглядел как обычный дом. Только выдающаяся апсида напоминала о его прежнем назначении. Здание вновь было перестроено, и в нем был открыт приход храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://sobory.ru/article/?object=41568

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь В 1826 году близ Москвы на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой, старцем Зосимой (Верховским) по благословению митрополита Филарета Московского была основана женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . В общину вошли духовные дочери старца - монахини, бывшие ранее насельницами Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии. В 1838 году над могилой старцем Зосимы (Верховского) был построен храм Живоначальной Троицы. В 1856 году женская община была преобразована в монастырь. В то время на территории обители было три храма - церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм Рождества Иоанна Предтечи и надвратный в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " . При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игумения Афанасия (Лепешкина) смогла неофициально сохранить монастырь еще на десять лет, зарегистрировав в земельном комитете сельскохозяйственную артель " Зосима пустынь " . В 1929 году обитель была закрыта. Игумения Афанасия была арестована и сослана в Казахстан. На территории монастыря разместили дом инвалидов, а затем пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В здании Троицкого храма был устроен клуб. Колокольню использовали как водонапорную башню. В 1999 году территория Зосимовой пустыни была возвращена Церкви, как подворье Новодевичьего монастыря города Москвы . 7 марта 2000 года решением Священного Синода подворье было преобразовано в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь . В 2012 году в связи с изменением границы между городом Москвой и Московской областью Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была переведена в каноническое подчинение патриарха Московского и всея Руси как епархиального архиерея города Москвы. Храмы Святые Настоятельницы Использованные материалы   Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года//Официальный сайт Московского Патриархата, http://www.patriarchia.ru/db/text/4898174.html Редакция текста от: 22.04.2020 07:30:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679505.h...

Работа позволила реанимировать также иные, не всегда заметные части памятника. " Спасение еще одного памятника деревянного зодчества - это достойное событие для Русского Севера - родины культового деревянного зодчества, Архангельской области, в которой создан не один шедевр деревянной архитектуры, и, конечно, для самой красивой деревни Кимжи, которая стремится сберечь свою архитектурную историю " , - подчёркивают в инспекции. Как сообщалось в 2008 году, церкви угрожало полное разрушение. По оценке специалистов, Одигитриевская церковь в Кимже, построенная в 1700-1763 годах, выдающееся произведение мирового деревянного зодчества редкого типа " шатер на крещатой бочке " . Храм построен из самого прочного северного строительного материала - лиственницы. Рядом колокольня " о пяти столбах " . Примечательно, что церковь видна почти из каждой кимженской избы. С 1968 года Одигитриевская церковь находится под охраной государства. http://interfax-religion.ru/?act=news&div=74194 Деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1700-1709 г.г. и освященная в 1763 г., является образцом пинежско-мезенской школы деревянного зодчества. Храм на подклете состоит из высокого четверика, увенчанного шатром с луковичной главкой, прорезанным крупной крестчатой бочкой, и увенчанной четырьмя главами, алтаря, крытого бочкой, и небольшой трапезной. Новая шатровая колокольня надстроена над папертью в 1877-1878 г.г. В конце 1890-х г.г. стены были обшиты тесом. Закрыли церковь в 1930-х г.г. В 1993 г. в селе была восстановлена православная община, богослужения с 2001 г. проходят в приспособленном здании. Ремонтно-реставрационные работы проведены в начале 2000-х г.г. В 2008 г. церковь полностью разобрана с целью реставрации путем полной переборки. В 2016 г. закончены ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы. Церковь в Кимже - единственный на данный момент сохранившийся памятник пинежско-мезенской школы. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В деревне Кимжа Архангельской области сохранилась уникальная шатровая деревянная церковь - Одигитриевская. Таких образцов деревянного зодчества Севера в России почти не осталось. Ещё в 1968 году она была признана памятником архитектуры. Ну, а сохранить церковь до наших дней удалось не только благодаря её отдалённому расположению, но и благодаря храбрости местных жителей, защитивших её в советские годы от воинствующих атеистов.

http://sobory.ru/article/?object=23761

Церковь построили двухпрестольной: верхний - в честь иконы Одигитрия, нижний - Георгия Победоносца. Соответственно, в верхнем служили летом, а в нижнем, отпаливаемом печками, своды которого были намного ниже, - зимой. Освятили храм через три года и только тогда раскатали на брёвна стоявший рядом прежний. Артельщики Почекунина хорошо знали тонкости стилистики сибирского барокко, которое выражалось в тончайшей проработке рисунка наличников, окон, фронтона-кокошника храмовой части. Профили карнизов были развиты и красивы по очертанию. Пятиглавие храмовой части состояло из двухъярусных, уменьшающихся в высоту барабанов, декорированных неглубокими нишами и волютами. Наличники окон первого и второго этажей обрамляли вертикальные изящные полуколонки с декоративными поясами, чередуясь по фасадам с углубленным рельефом из стилизованных геометрических фигур в виде креста, неглубоких ниш полуциркульного завершения и изящных картушей. На южном фасаде храмовой части на уровне второго этажа было живописное изображение Богоматери Одигитрия. Окончательно ансамбль сформировался в 1870-е годы с постройкой каменной ограды вокруг храма. Оказал он влияние и на построенные позже Преображенский собор и Ильинскую церковь. Из известных храмов Одигитриевский был больше всего схож с построенным в одно время с ним Покровским собором Красноярска, который украшает город и поныне. Небезынтересно, что из всех сооружений Кузнецка именно Одигитриевский храм вызвал восторг самого известного из сибирских архитекторов первой половины XX века - Андрея Крячкова. Прибыв сюда из Томска уже известным зодчим, он выполнил настолько детальный рисунок церкви, что даже в отсутствие чертежей и обмеров его можно использовать для воссоздания памятника. Этот уникальный рисунок нашёл недавно в музее Новосибирского института архитектуры известный городской краевед, директор книжного магазина “Плиний Младший” Александр Сергеевич Востриков. В декабре 1919 года Одигитриевский храм разграбили и сожгли анархисты-роговцы. Службы в нём уже не возобновлялись - советская власть его у верующих отобрала.

http://sobory.ru/article/?object=40216

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010