«Наш музей получился не монастырским, а историческим» Монахиня Варвара (Пивняк) о новом музее Зосимовой пустыни Анастасия Аристова 6 ноября празднуется память преподобного Зосимы (Верховского), одного из немногих представителей дворянского звания, оставившего высокое положение в обществе ради убогой монашеской кельи в непроходимой лесной чаще. Господь вывел преподобного Зосиму из пустыни, уготовав ему совершенно иное служение – основание женской общины, преобразованной в Туринский Свято-Николаевский монастырь. Со временем часть сестер, следуя за своим наставником, переехала в московские пределы, где и образовалась женская Зосимова пустынь. Сейчас Зосимова пустынь – Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь, скрывающийся среди лесов Новой Москвы. 25 сентября по благословению Святейшего Патриарха Кирилла там был открыт и освящен музей. О том, как он создавался и наполнялся, чему посвящена его экспозиция, мы побеседовали с архивариусом и главным хранителем музея Зосимовой пустыни монахиней Варварой (Пивняк). Экспонаты музея Зосимовой пустыни – Расскажите, как возникла идея создания музея? Что стало отправной точкой при его основании? У нас было большое желание рассказать о жизни преподобного Зосимы и истории нашего монастыря всем неравнодушным людям – Троице-Одигитриевский монастырь основан преподобным Зосимой (Верховским), гвардии поручиком, впоследствии монахом. Он был одним из последних пустынножителей дореволюционной Российской империи, духовным писателем и основателем двух женских монастырей. Жизненный путь преподобного, его вклад в духовную литературу XIX века, история основанного им монастыря – все это нуждалось в подробном освещении. Эту задачу выполнила Людмила Александровна Верховская, праправнучатая племянница преподобного, в постриге – монахиня Зосима. Она не один десяток лет занималась сбором архивных материалов, которые помогли возвратить Церкви закрытый в советское время монастырь; издала несколько книг, в том числе книгу «Женская Зосимова пустынь», поражающую обилием информации: после каждой части – сотни ссылок на документы. Держать такой материал под спудом не хотелось. У нас было большое желание рассказать о жизни преподобного Зосимы и истории нашего монастыря всем неравнодушным и интересующимся людям.

http://pravoslavie.ru/142569.html

окт.26 Смена Тобольского архипастыря: назначен епископ Амвросий (Рождественский – Вещезеров) 1822 г. октября 28 1823 г. Вторая поездка о. Зосимы в Петербург с заездом на родину; облечение в рясофор его двух племянниц Варвары к Матроны с именами Вера и Маргарита февраль – май 1823 г. октябрь Начало нестроений в Туринском монастыре 1824 г. Работа следственной комиссии и удаление о. Зосимы из монастыря Смерть старца Василиска в Туринском монастыре 1824 г. декабря 29 1825 г. Указ Св. Синода об увольнении о. Зосимы от должности попечителя Туринского монастыря января 25 Смерть Тобольского владыки Амвросия II 1825 г. февраля 25 1825 г. декабрь Отец Зосима приехал в Москву Отец Зосима упоминается в письме госпожи М. С. Бахметевой 1825 г. декабря 25 Сестры, приверженные о. Зосиме, приехали из Сибири в Москву 1826 г. февраль 1826 г. Отец Зосима с сестрами переехали в имение Бахметевой в Верейском 1826 г. август Поездки о. Зосимы по Московской епархии в поисках места для основания обители 1826 г. Отец Зосима с сестрами вселились во вновь устроенные келий на земле, пожертвованной М. С. Бахметевой, – начало Одигитриевской обители ноября 20 1829 г. сентябрь Первая запись о насельницах пустыни в исповедальных росписях церкви ближайшего села Руднева 1832 г. август Письма о. Зосимы к С. Л. Лепешкину осень 1832 –1833 гг. Старец Зосима келейно принял образ схимы от двух посетивших его пустынников 1833 г. Преставление о Господе схимонаха Зосимы в основанной им пустыни, где он и был похоронен октября 24 Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Даты из истории обители События Даты сопутствующих событий День рождения старца Зосимы(Верховского), основателя монастыря 1768 г. марта 24 День рождения Варвары Ильиничны Верховской, первой игумений монастыря (Веры) 1801 г. декабря 4 День рождения Матроны Ильиничны Верховской, первой схимонахини 1805 г. марта 27 монастыря (Маргариты) 1826 г. Поселение старца Зосимы с сестрами в доме г-жи Марии Семеновны Бахметевой на мызе апостола Кодрата в Верейском уезде Московской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1829 году с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. В середине XIX века на северной стороне фасада была установлена кирпичная пирамидальная стела с металлическим шпилем, который был закоординирован относительно восточной долготы и северной широты. Установленный строго по оси Большой улицы, Верхнеудинский меридиан определял его географическую точку на карте и являлся интересной достопримечательностью города. Трещины на стенах и сводах собора, появившиеся еще в 1818 году, увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 годов. Собор также пострадал и от городского пожара 1878 года, после которого был возведен новый верх колокольни . К северной и южной стене колокольни в 1900-х годах пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909 - 1913 годах собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка. Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью 3242 кв. м. . Вдобавок 12 марта 1902 года городом была пожертвована собору земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442.5 кв. саженей. 15 апреля 1895 года при приписанном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа . В 1903 году известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей. В том же году 1 ноября при соборе была открыта женская двухклассная церковно-приходская школа, для которой в 1904 году построили здание на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей. Закрытие В 1920-х годах храмом овладели обновленцы . 14 июля 1927 года специальная комиссия по постановлению Верхнеудинского горсовета РКД провела обследование здания собора и заключила что " храм в таком виде функционировать не может, " оценив необходимый ремонт в 30 тыс. рублей . Акт технического осмотра от 2 февраля 1929 года подтвердил это заключение. В этой связи церковно-приходскому совету было предписано прекратить богослужения и приступить к ремонту. 6 сентября 1929 года " в виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа - Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать " . На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года " О религиозных объединениях " ликвидационной комиссии было поручено изъять всё ценное . Согласно " акта о передаче культового имущества " изъяты были:

http://drevo-info.ru/articles/24408.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу. Деревянный Владимирский храм Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху. Верхнеудинский Одигитриевский храм. XIX в. Каменный собор в синодальный период Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом . Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В 1794 году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

http://drevo-info.ru/articles/24408.html

ЖМП 3 март 2020 /  4 мая 2020 г. 09:30 Молитва над ратным полем День Победы, который мы все будем скоро отмечать - это особенный праздник, потому что победа над врагом никогда еще не давалась нам числом миллионных жерт. И неизвестно, удалось ли нашим отцам, дедам и прадедам выстоять, если бы о них не молились их матери, жены и сестры, если бы не самопожертвование, с которым они отдавали жизни на поле брани. Говоря о этой Победе , Святейший Патриарх Кирилл отмечал: «Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом». Русская Православная Церковь всегда поминала и чтила память погибших за свободу и независимость Отечества, возводя на месте самых кровопролитных боев храмы, часовни и монастыри. И один из этих монастырей - это Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, строящийся сегодня на месте Вяземского котла. PDF-bepcuя Вязьма Одним из самых драматичных эпизодов в годы Великой Отечественной войны стал Вяземский «котел» площадью 150 км2, где в немецком окружении оказались несколько сот тысяч бойцов армий Резервного и Западного фронтов. После этого дорога на столицу для гитлеровцев оказалась открыта. Наши войска упорно сопротивлялись, стараясь вырваться из кольца. Одним из мест удачного прорыва стала долина реки Курьяновка вблизи деревни Всеволодкино, где строится Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, основанный в 2010 году. Его насельницы неусыпно молятся о павших воинах.   Монастырский синодик У послушницы Одигитриевского монастыря Александры хранится старая тетрадка с именами 50 солдат, погибших в боях под Вязьмой страшной осенью 1941 года. Их удалось идентифицировать, когда в середине 1980-х годов она работала в поисковом отряде. «Это было как болезнь. Мы чувствовали, что делаем что-то важное. Я посвящала поисковым экспедициям свои отпуска и выходные, — рассказывает Александ­ра. — Нашей задачей было найти захоронение, установить имена павших воинов, сообщить их родственникам и перезахоронить останки на районном кладбище. Места захоронений нам помогали установить местные жители». Мы беседуем с Александрой под сводами Покровского храма, пока единственного действующего в строящемся монастыре. Взгляд радует фаянсовый иконостас, Голгофский крест в основании с камнями с мест боев 1941 года, икона Божией Матери «Одигит­рия — Вяземская Ратная». Первая в истории Русской Церкви посвященная памяти погибших за Отечество советских воинов.

http://e-vestnik.ru/analytics/vyazemskiy...

Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития//Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения/ТСЛ. Серг. П., 2006. Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст./Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//Моск. журнал. 1997. 3. С. 39-47; 2001. 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных)//Там же. 1998. 7. С. 50-57; 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью//От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст.//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же//Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг.//Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм//Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст.//Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь»//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200057.html

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустынь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Зосимова Пустынь поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа («Новая Москва») города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское. Содержание История [ править править код ] Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь. Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт де-факто окончательно в мае 1929 года. Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Современное состояние [ править править код ] Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г. В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы. За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

http://azbyka.ru/palomnik/Зосимова_пусты...

По его собственному объяснению: " Шедщи из дому своего мимо Шерьинской Богородской пустыни для прокормления из найму своей работы в Екатеринбург " , он был приглашен священником и выборным села Шерьи " остаться к построению каменной церкви " . Причем ему сказали, что " прежней их подрядчик Григорий Масленников отлучился в дом свой " . Пренебрегая лежавшими на нем обязательствами, Суворов взял новый подряд - доделать " тое церковь со осмерика вверх... за девяносто рублев " . О причине падения свода он заявил: " Совершенно знать не может " . Консистория, найдя, что " падение учинилось по неисправной подрядчиком Суворовым кладке, за что и следовало взыскать с него ... сколько на оную денег употреблено " , постановила: " ...как он Суворов ...платить по бедности не в состоянии ... о штрафовании в Вятской провинциальной магистрат сообщить " . Видимо, после описанной катастрофы заново возведенный верх храма был подвышен, на что указывают " обрубленные " средние пилястры и фигурные окна, находившиеся ранее по фронтонах - " полуглавиях " . С этого времени, на протяжении более чем 150 лет, Одигитриевская церковь функционировала как приходской храм для крестьян Шерьинской и близлежащих волостей Оханского уезда. В 1831 г. Шерьинский храм упоминается в ряду двадцати церквей Оханского уезда в " Краткой летописи " , составленной Оханским благочинным Григорием Пьянковым: " Села Шерьи каменная церковь Одигитриевская с приделом Афанасия и Кирилла " . В 1830 г. в приходе Шерьинского храма состояло 1503 двора с общим числом прихожан 12 тысяч 228 душ. Годовой доход в том же году составил 1200 рублей. Весной 1854 г. помощник инженера губернской палаты государственных имуществ Каппачио, осматривая Шерьинскую церковь, обнаружил в тёплом приделе " трещину стены с северной стороны ... оная простирается чрез свод до основания противополагающей стены с южной стороны " . Побывавший на месте губернский архитектор Г. Летучий нашёл, что " описанные ветхости действительно таковы, как оказалось в натуре " .

http://sobory.ru/article/?object=02877

«Я – обыкновенный человек» В чем, по вашему мнению, главный урок, оставленный нам преподобным Зосимой? В преподобном Зосиме я вижу невероятную чистоту души. Никаких компромиссов в принципиальных вопросах. Никаких разбирательств и споров с теми, в которых не чувствуется стержня правдивости. Что касается творений старца Зосимы, то ясно видятся его основные мысли, воспринятые у Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника. Сам преподобный Зосима всегда подчёркивал, что он следует учению великих Отцов Церкви. Помню, как ждали монахи публикации «Записей о 75 действиях Иисусовой молитвы на старца Василиска, сделанных старцем Зосимою»! Да и сам он, конечно, сподобился этого Божиего дара. Великий опыт! Щедрое откровение. Вы чувствуете какую-то повышенную ответственность в связи с тем обстоятельством, что ваша биография переплетена со святым старцем Зосимой? Когда я общаюсь с людьми верующими и знающими моё плотское родство со старцем Зосимой, то вижу в них нескрываемую потребность видеть и во мне что-то особенное. Но я – обыкновенная, как и все. Лучше бы все это видели, так как в этом – правда. А когда я чувствую, как близок преподобный Зосима ко мне, как помогает, как добр, – вот тогда мне становится страшно за свою безответственность перед Богом и перед ним. Если давать краткую характеристику женской Зосимовой пустыни, как бы Вы ее описали? Территория Зосимовой пустыни вошла в 2012 году в состав расширенной Москвы, и монастырь стал ставропигиальным. Во время своего посещения монастыря Святейший Патриарх Кирилл с радостным удивлением отмечал, что окружающий лес оставил Зосимову пустынь именно «пустынькой». Это действительно выделяет Троице-Одигитриевский монастырь в ряду столичных. Троицкий храм очень красиво возобновлён и внешне, и внутри. Территория тоже украшается – у пустыньки есть преданный и ответственный благодетель. Один за другим ремонтируются монастырские корпуса. Остаётся пока в мечтах восстановление разрушенного до основания Одигитриевского храма. Ведь монастырь – Троице-Одигитриевский!

http://pravoslavie.ru/99651.html

Дашино. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты С приделом в честь Одигитриевской иконы Божией Матери. Построена в 1853 г. Новый каменный храм устроен в 1915 г. прихожанами. Имелась библиотека. Приход состоял еще из 10 деревень. Школы: церковно-приходская, земская. http://korolev.msk.ru/ Постройка церкви в честь Космы и Дамиана в поселке Дашино Мосальского района датируется 1915 годом. Ранее на месте этого каменного храма стояла церковь деревянная, построенная в 1800 году с приделом Одигитриевской Божией Матери. Новый каменный храм был возведен на средства прихожан. Представлял собой четверик в псевдорусском стиле, с боковыми приделами, трапезной и колокольней. Старожилы рассказывают, что при храме имелись захоронения, и еще долго под полом находили остатки разбитых надгробных плит. Приход церкви состоял из 10 деревень, создана библиотека и церковно-приходская и земская школы. Во время войны, предположительно, в здании церкви на 1-м этаже была немецкая конюшня, на 2-м этаже госпиталь. В районе 60-х годов прошлого столетия в здании церкви находилась Дашинская средняя школа. Неоднократно поднимался вопрос о восстановлении церкви, но и сейчас она по-прежнему пустует, состояние здания очень тяжелое. Комментарии и обсуждение В данный момент здание церкви находится в запустении, раннее в нём находилась Дашинская сельская школа. Имеется непроверенная информация о том, что во время ВОВ в помещении церкви находились немецкая конюшня на 1-ом этаже и госпиталь на 2-ом. 5 июня 2009. Кто знает, куда исчезли метрические книги Дашинской церкви Мосальского уезда? Их нет ни в Калужском государственном архиве, где они должны были быть, ни в Смоленском (Мосальский район был некоторое время в его составе). И это при том, что в целом метрические книги Мосальского уезда сохранились достаточно хорошо. Возможно, узнать их судьбу можно, если узнать, кто был последним священнослужителем в Дашинской церкви? Возможно, он был репрессирован и книга каким-то образом попала в другие архивы, возможно, Федеральной службы безопасности? Игорь Коротков 8 декабря 2014. Последним священником дашинской церкви Косьмы и Дамиана был отец Алексей Зерцалов. Он был репрессирован в конце 1930-х гг. 8 октября 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10077

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010