Улан-Удэ. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевский собор Карта и ближайшие объекты В 1741 г. под руководством иеромонаха Иоанна началось строительство первой каменной церкви, которое продолжалось более сорока лет. Собор состоит из двух приделов: зимнего - во имя Богоявления Господня (освящен 27 мая 1770 г. свт. Софронием еп. Иркутским), летнего - во имя иконы Божией матери «Одигитрия», освящен 3 мая 1785 г. еп. Михаилом (Миткевичем)). В 1929 г. собор был закрыт. В здании разместили антирелигиозный музей. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход. Указом президента Республики Бурятия Л.В. Потапова от 1 августа 1995 г. началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов.   Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Официальный сайт Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии «Путеводительницы». Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности. Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора. Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением. Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ.

http://sobory.ru/article/?object=14351

Барнаул. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1795 и 1815. Год утраты:1935 (разрушена) Адрес: Располагалось она на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Координаты: 53.329617, 83.796467 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменное здание Богородице-Одигитриевской церкви начали строить в 1795 г., закончили в 1815 г. Освящена в 1815 г. Располагалось оно на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Рядом находилась базарная площадь. Деньги на строительство выделил купец Иван Пуртов. Здание было «двухэтажным, крыша железная, покрыта зеленой краской, утварью достаточное». Эту церковь называли в Барнауле «купеческой»: по месту расположения у Торговой площади и церковными старостами в ней были долгое время представители купеческого рода Суховых. В 1914 году церковь обслуживала около 1300 прихожан, при ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. После 1935 года здание было разобрано. От усадьбы храма остались сквер и искаженное перестройками церковное гостиничное здание. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1842054 Одигитриевская церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже: во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя св. пророка божия Илии, построена в 1815 г., расстоянием от г. Томска 385 верст. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты причтового капитала 500 руб. 86 коп. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 1300 душ, в том числе, раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви часовня, построена в 1884 г. Церковно-приходская женская школа открыта в 1900 г. и школа грамоты. В районе прихода три школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=37171

На встрече присутствовали: иеромонах Герман (Чернышев), руководитель курсов для монашествующих Челябинской митрополии, преподаватель истории монашества и аскетики; иеромонах Иосиф (Реутов), клирик Симеоновского кафедрального собора г. Челябинска; протоиерей Евгений Мартенец, директор Центра подготовки церковных специалистов Челябинской епархии; иеромонах Лаврентий (Гоць), секретарь Магнитогорской епархии; игумен Нестор (Болков), настоятель Богоявленского мужского монастыря г. Челябинска; игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Одигитриевского женского монастыря г. Челябинска; инокиня Севастиана (Амарцева), ответственная за учебную площадку Одигитриевского монастыря; игумения Анания (Постникова), настоятельница Казанского женского монастыря г. Троицка (Троицкая епархия); монахиня Варсонофия (Кастальская-Бороздина), ответственная за учебную площадку Казанского монастыря (Троицкая епархия); монахиня Серафима (Соколова), представитель монашеской общины при храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Булзи (Челябинская епархия); протодиакон Владимир Коростин, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; иерей Константин Комлев, преподаватель Священного Писания Нового Завета и церковнославянского языка; иеромонах Алексий Загороднов, преподаватель основ православного вероучения и социальной концепции Русской Православной Церкви; иеромонах Михаил Рудаков, преподаватель основ литургики и богослужебного устава; Е.Д. Королева, преподаватель общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви в Казанском женском монастыре г. Троицка (Троицкая епархия); И.В. Горина, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви, церковнославянского языка и истории монашества и аскетики вКазанском женском монастыре г. Троицка; А.В. Калинин, преподаватель Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а также основ богослужебного устава и литургики в Казанском женское монастыре г. Троицка; Воронова Анастасия, методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Челябинской митрополии. В завершение заседания комиссии были предоставлены документы курсов Челябинской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6054706...

Новокузнецк. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери в Кузнецке. Смоленская церковь, Церковь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная Богородице-Одигитриевская церковь построена в 1676 г., 22 мая 1775г. состоялось освящение закладки каменной Одигитриевской церкви, которая была освящена в 1780 г. кузнецким заказчиком протоиерем Ефимием Викуловским. Церковь каменная двухпрестольная: гл. престол во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, придельный – во имя св. вмч. Георгия. До 1835 г. Одигитриевская церковь фактически выполняла роль главного храма Кузнецкого заказа (XVIII в.) и позднее 14 благочиния (XIX в.). В 1919 г. церковь была сожжена партизанами-роговцами и больше не была восстановлена, в 1929 г. разобрана. http://b-odigi-r.cerkov.ru Кирпичная двухэтажная церковь с декором в духе сибирского барокко, построенная в 1775-1780 гг. Основной объем - двусветный четверик, грани которого были завершены фронтонами криволинейных очертаний, увенчанный пятью декоративными главками, трапезной связанный с трехъярусной колокольней. Обширная паперть пристроена в 1860-х гг. Внизу был устроен Георгиевский престол. В 1919 г. подожжена партизанами, выгорела. Разобрана на кирпич в 1929 г. Источник: страница сайта " Храмы России Этот храм города появился в 1676 году и до 1764 года в его ограде хоронили самых почтенных горожан. Старостой деревянной Одигитриевской церкви служил купец Иван Дмитриевич Муратов. Находясь по делам в Иркутске, он был поражен размахом каменной застройки города, которая отражала общий переход от старорусского стиля к барокко. Тогда и запала ему в душу мечта соорудить нечто подобное в Кузнецке на месте обветшалой уже Одигитриевской церквушки. Поэтому сразу же по возвращении он написал рапорт Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой благословить строительство. Богородице-Одигитриевский храм был заложен в мае 1675 года. Артель организовала производство в Кузнецке фигурного кирпича. В Иркутске заказали колокола.

http://sobory.ru/article/?object=40216

Шерья. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Одигитриевская церковь (1758-1779 гг.) находится вблизи с. Шерья Нытвенского района Пермской области рядом с автомобильной трассой федерального значения С. Петербург - Владивосток. Является прекрасным образцом одноэтажного сельского храма второй половины XVIII. Интересна история строительства Одигитриевской церкви, связанная с именами известных вятских мастеров каменного дела. Церковь в 18 веке находилась под управлением Вятской епархии, поэтому основные материалы о первоначальном строительстве можно найти в Государственном архиве Кировской области в фондах Вятской духовной консистории. Строительство Одигитриевской церкви началось в 1758 году " тщанием монашествующих, живших в так называемой Шерьинской Одигитриевской пустыми " . По свидетельству церковного историка Пермской епархии И. Шестакова, Шерьинская пустынь была основана в 1675 г., состояла в ведении Вятских епископов. Крестьян при ней было 770 душ, данных Строгановыми. Пустынь просуществовав 89 лет, и при составлении штатов в 1764 г. была упразднена. После упразднения монастыря каменная церковь медленно сооружалась " на кошт крестьянской оного прихода " . Летом 1778 г. она, наконец, была " уже до водружения креста исполнена " , однако всего через два часа после снятия внутри кружал и подставок " с нижнего большого свода... учинилось... внезапное материи падение " , то есть рухнул свод. Катастрофа привлекла внимание Вятской духовной консистории, обычно мало следившей за культовым строительством в Прикамье. В ходе разбирательства выяснилось, что эту церковь еще в 1768 г. подрядился строить " города Хлынова мещанин " Григорий Пенкин, " но не окончив оную неведомо для чего уехал в Казань " . Тогда прихожане пригласили другого хлыновского мещанина Григория Масленникова, который " в 1777 г. первой большой свод в действительное окончание и привел " . После этого в марте 1778 г. в строительство вступил хлыновский посадский Федот Суворов - известный в Вятской губернии мастер каменных дел, участник сооружения Кафедрального собора в Хлынове и подрядчик артели хлыновских каменщиков на строительстве храма Сысертского завода.

http://sobory.ru/article/?object=02877

Вблизи села Мартюхи. Место неудачного прорыва советских солдат из Вяземского котла. На заднем плане Одигитровский храм. Фото Алексей Реутского ЖМП 3 март 2020 /  4 мая 2020 г. 09:30 Молитва над ратным полем День Победы, который мы все будем скоро отмечать - это особенный праздник, потому что победа над врагом никогда еще не давалась нам числом миллионных жерт. И неизвестно, удалось ли нашим отцам, дедам и прадедам выстоять, если бы о них не молились их матери, жены и сестры, если бы не самопожертвование, с которым они отдавали жизни на поле брани. Говоря о этой Победе , Святейший Патриарх Кирилл отмечал: «Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом». Русская Православная Церковь всегда поминала и чтила память погибших за свободу и независимость Отечества, возводя на месте самых кровопролитных боев храмы, часовни и монастыри. И один из этих монастырей - это Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, строящийся сегодня на месте Вяземского котла. PDF-bepcuя Вязьма Одним из самых драматичных эпизодов в годы Великой Отечественной войны стал Вяземский «котел» площадью 150 км2, где в немецком окружении оказались несколько сот тысяч бойцов армий Резервного и Западного фронтов. После этого дорога на столицу для гитлеровцев оказалась открыта. Наши войска упорно сопротивлялись, стараясь вырваться из кольца. Одним из мест удачного прорыва стала долина реки Курьяновка вблизи деревни Всеволодкино, где строится Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, основанный в 2010 году. Его насельницы неусыпно молятся о павших воинах.   Монастырский синодик У послушницы Одигитриевского монастыря Александры хранится старая тетрадка с именами 50 солдат, погибших в боях под Вязьмой страшной осенью 1941 года. Их удалось идентифицировать, когда в середине 1980-х годов она работала в поисковом отряде. «Это было как болезнь. Мы чувствовали, что делаем что-то важное. Я посвящала поисковым экспедициям свои отпуска и выходные, — рассказывает Александ­ра. — Нашей задачей было найти захоронение, установить имена павших воинов, сообщить их родственникам и перезахоронить останки на районном кладбище. Места захоронений нам помогали установить местные жители». Мы беседуем с Александрой под сводами Покровского храма, пока единственного действующего в строящемся монастыре. Взгляд радует фаянсовый иконостас, Голгофский крест в основании с камнями с мест боев 1941 года, икона Божией Матери «Одигит­рия — Вяземская Ратная». Первая в истории Русской Церкви посвященная памяти погибших за Отечество советских воинов.

http://e-vestnik.ru/history/vyazemskiy_k...

Челябинск. Одигитриевский женский монастырь.. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1848 и 1861. Год утраты:приблизительно 1932 Адрес: Челябинская область, Челябинск, (угол Цвиллинга и проспекта Ленина) Координаты: 55.160962, 61.403623 Проезд:Челябинская область, Челябинск, проспект Ленина, 52 и 54 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Улица, на которой располагался монастырь, в середине XIX века называлась Христорождественской, сейчас - улица Цвиллинга. Сегодня это центр города, та его часть, где на месте разрушенных церквей и других монастырских зданий находятся гостиница «Южный Урал», резиденция губернатора и областного правительства и жилой дом между ними . От великолепных храмов не сохранилось даже фундамента, исчез и бивший на территории монастыря родниковый ключ, а про имевшиеся здесь захоронения первых настоятельниц, в том числе основательницы общины матушки Агнии, умершей 130 лет назад, в 1872 году, и говорить не приходится. Это был старейший монастырь в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная по инициативе Анны Максимовны Полежаевой (родилась в 1815 г. в селе Варламово Троицкого уезда, скончалась 14 сентября 1872 г.). Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 Челябинская городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий женский монастырь. Земля была выделена на правом берегу реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Для обеспечения будущего монастыря Оренбургское губернское правление весной 1851 года выделило 50 десятин казачьих земель, из расчета 3 копейки серебром за квадратную сажень. Первоначально сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, купленном за 143 руб. серебром в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Период становления общины был трудным. Серьезную помощь в это время сестрам оказали алабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб.

http://sobory.ru/article/?object=35047

Романцево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Покровская с. Романцево каменная, в связи с кам. колокольней. Устроена в 1803 г. усердием прихожан, особенно вице-адмирала Маркиана Яковлевича Сипягина; в 1822 г. к церкви с алтарной стороны пристроена совершенно новая церковь, также усердием прихожан и особенно Тифлисского военного губернатора Николая Маркиановича Сипягина. Кругом церкви ограда каменная без решеток. Кладбище в поле, в 250 саж. от церкви, обнесено рвом и обсажено деревьями; при нем часовня. Престолов 4: в теплой - в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, в холодной б) в ч. Воскресения Христова, в) во имя прор. Илии, г) во имя святит. Николая. Расстояние от Костромы 130 в., от Буя 35 в. Ближайшие церкви: Троицкая в Ликурге в 14 в. и Одигитриевская с. Ушакова в 12 в. http://www.old-churches.ru/bu_037.htm Яркий памятник провинциальной архитектуры в стиле позднего классицизма с элементами ампира, отличающийся своеобразной объемно-пространственной композицией, во многом обусловленной особенностями заказа и совмещением функций приходской сельской церкви и усадебного храма с усыпальницей. Первое летописное упоминание о селе относится к 1536 г. Со 2-й пол. 16 в. оно стало родовым имением Сипягиных: в 1564 г. его получил в вотчину Осип Лукьянович Сипягин. До нач. 19 в. в селе, очевидно, существовал деревянный храм. Каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка сооружена около 1803 г. на средства вице-адмирала Мартемьяна (Маркияна) Сипягина и других прихожан. Около 1822 г. к ней с востока пристроена холодная церковь Воскресения с родовой усыпальницей Сипягиных в подклете, а с запада колокольня. Работы проводились на средства генерала Николая Мартемьяновича Сипягина, тифлисского военного губернатора, и других прихожан. По-видимому, в то же время, была сильно перестроена прежняя церковь: заново сложен алтарь, все окна переделаны, к фасадам храмовой части сделана кирпичная прикладка, разобран восьмерик, венчавший храмовый четверик, срублены своды в трапезной, стены которой надложили и устроили плоское перекрытие. В 1897 г. были освящены приделы Николая Чудотворца и Ильи Пророка, перенесенные из старой церкви в притворы более позднего храма (соответственно в северный и южный). В кон. 19 – нач. 20 в. к северу от церкви, вероятно, в линии ограды, сооружена одноэтажная кирпичная сторожка. В настоящее время это прямоугольное в плане здание под двускатной кровлей сильно переделано. Кирпичные стены церкви оштукатурены, детали выполнены из белого камня, что является исключительной редкостью для архитектуры костромских земель.

http://sobory.ru/article/?object=35221

Батурино. Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с XVIII века. В 1811 году на собрании Итанцинской волости прихожане приняли решение «за ветхостью деревянной, выстроить каменный храм» в Батурине. Строительство и благоустройство велось в основном на средства прихожан и «доброхотных пожалователей». Закладка храма состоялась летом 1813 года, в сентябре 1829 освятили нижнюю теплую церковь во имя Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а в августе 1836 – вторую верхнюю церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В это время Батуринская волость объединяла 12 деревень. Храм строился по типовому проекту, что характерно для забайкальских храмов того времени – вызвать архитектора в столь удаленное место было непросто. Несмотря на это, внешний вид церкви уникален. Строители внесли в оформление здания многочисленные изменения сообразно своим умениям, наличию материалов и собственному видению красоты. Пышность «сибирского барокко» в ней уже почти не ощущается. Мы видим характерные для этого стиля «полуглавия» – полукруглые завершения фасадов, многогранные барабаны и главы над ними, завершающий колокольню шпиль, поднимающийся на высоту более тридцати метров. Но внешний декор храма упрощен: сдвоенные пилястры, простые наличники, плоские картуши над окнами первого яруса, зубчатые карнизы и несколько лопаток с крестами-«квадрифолиями», похожими на распустившийся цветок. Очень простым осталось и цветовое решение: выбеленные стены, изумрудные покрытия крыш. Но именно такая лаконичность и придает зданию выразительную монументальность. Композиция церкви типична для многих забайкальских храмов своего времени: по одной оси объединены несколько объемов, среди которых выделяется высокий трехъярусный храм с большой алтарной апсидой и восьмигранная колокольня. Похожее решение мы можем встретить в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, Спасском соборе в Селенгинске, Одигитриевском соборе в Верхнеудинске, Богородско-Казанской церкви в Творогово, Христорождественской церкви в Читкане. Такое построение храма позволяет совместить в едином объеме две церкви: верхнюю, летнюю, и нижнюю, зимнюю, причем вход в теплую церковь лежит через нижний ярус колокольни, образующий своеобразные сени, препятствующие доступу в храм холодного воздуха. Не случайно именно такой тип храма прижился в Забайкалье с его суровым климатом. Сочетание объемов здания выглядит гармонично. Вертикальной доминантой является колокольня, однако за счет узкого шпиля, меньшей, по сравнению с храмом, ширины и крупных окон-слухов верхнего яруса она не подавляет, а выглядит соразмерной другим частям здания. Выбор места церкви определен и расположением села на Баргузинском тракте, и живописным окружением высоких гор, обрамляющих долину. Большая и одновременно изящная Сретенская церковь стала композиционной доминантой долины и просматривается со всех точек слободы.

http://sobory.ru/article/?object=02528

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010