К достопримечательностям Одигитриевской церкви относятся: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстной. Она мерою в длину один аршин и пять вершков, а в ширину ровно аршин. Риза на ней серебряная позолоченная; убрус на лике Божией Матери и цата на лике Предвечного Младенца украшены жемчугом, алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Орудием прославления иконы, писанной нижегородским иконописцем Григорием, послужила некая жена веси Палец, по имени Екатерина, в царствование царя Михаила Феодоровича. С 1644 года икона сия признана чудотворной и празднество ей установлено августа 13 дня. Это видно, кроме рукописного о ней сказания, из " Истории Российской иерархии " , где говорится: " По uзbъecmiю о яbлehiu образа пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Одигитрия, нарицаемыя страстныя, значится, что сей образ 7149 (1641) года, по couзboлehiю Государя царя Михаила Феодоровича и по совъту святъйшаго nampiapxa Bcepocciйckaro Iocuфa, принесенъ Нижняго Новгорода изъ вотчины царева синклита болярина князя Бориса Лыкова, изъ веси нарицаемой Палецъ, изъ церкви св. Космы и Дaмiaha въ цapcmbyющiй градъ Москву " . Сам благочестивый государь с сыном своим Алексеем Михайловичем в сопровождении всего синклита своего, равно и патриарх Иосиф со всем священным собором московским, вышли в сретение чудотворной иконе. По совершении молебного пения за Тверскими воротами, на месте сретения вскоре сооружена каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы Страстной Одигитрии, где ныне девичий монастырь, именуемый Страстным. Вместе с сим царь приказал снять верный список с чудотворной Одигитриевской иконы и поставить оный во вновь сооружаемой церкви. А подлинная икона, украшенная серебром, золотом и многоценными каменьями, препровождена была с подобающей честью и благочинием опять в село Палец и поставлена в новой деревянной Одигитриевской церкви. По сооружении же нынешней каменной церкви (1681), чудотворная икона поставлена на настоящее место. Напрестольный крест приложен в церковь в 1647 году, как видно из надписи внизу на лицевой стороне: " 7156 лъта мъсяца Декабря въ 20-й день зделанъ сей кресътъ блarocълobящiй вдомъ въкладу ко Пресвятъй Богородицъ честънаго и славнаго Ея образа чудотворные иконы Страстные Naлeцъkiя, при державе благочестиваго Государя царя и великаго князя Aлekciя Михайловича всея Pyciu дачи князя Семена Урусова " .

http://sobory.ru/article/?object=06493

Улан-Удэ. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1741 г. под руководством иеромонаха Иоанна началось строительство первой каменной церкви, которое продолжалось более сорока лет. Собор состоит из двух приделов: зимнего - во имя Богоявления Господня (освящен 27 мая 1770 г. свт. Софронием еп. Иркутским), летнего - во имя иконы Божией матери «Одигитрия», освящен 3 мая 1785 г. еп. Михаилом (Миткевичем)). В 1929 г. собор был закрыт. В здании разместили антирелигиозный музей. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход. Указом президента Республики Бурятия Л.В. Потапова от 1 августа 1995 г. началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов.   Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Официальный сайт Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии «Путеводительницы». Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности. Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора. Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением. Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ.

http://sobory.ru/article/?object=14351

Собор имел три престола: главный - во имя Корсунской иконы Божьей Матери и два придельных - во имя святого великомученика Георгия и во имя святого благоверного Александра Невского. Причт состоял из настоятеля - протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. В начале 20 века священниками в храме были родственники Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Корсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Невского полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города. В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в него было пожертвовано 4442 рубля неприкосновенного капитала. С 1886 года при храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек. К Корсунскому собору были при писаны Воскресенская кладбищенская церковь г. Торопца (в 1840 году) и Знаменская церковь в с. Знаменском (в 1860 году), а также две часовни: одна каменная, близ собора, во имя Александра Невского, построенная в 1879 году в память 25-летнего царствования императора Александра Второго, другая деревянная - в честь Николая Чудотворца, в полутора верстах от собора, там, где торопчане в 1611 году одержали победу над литовцами. По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в XIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.

http://sobory.ru/article/?object=00176

Одигитриевская церковь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Надвратная Одигитриевская церковь в городе Смоленск сильно пострадала во время войны 1812 года от неприятеля и была восстановлена в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. Содержание История и описание [ править править код ] Надвратная церковь 1910-е годы На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская чудотворная икона с 6 августа до 5 ноября 1812 года находилась в действующей армии. Этой иконе молилась русская армия во главе с главнокомандующим М. И. Кутузовым на молебне накануне Бородинской битвы. Во время оккупации Смоленска французскими войсками в здании располагался хлебный магазин. Храм пострадал от неприятеля и восстановлен в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. В 1909 году при храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. В советский период храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. После революции, в 30-е годы XX века в здании надвратной церкви Одигитрии был рабочий клуб. В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, однако, проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот.

http://azbyka.ru/palomnik/Одигитриевская...

Одигитриевская церковь - редчайший образец деревянного зодчества, построенный по принципу " шатёр на крещатой бочке " . Храм такого типа отличается тем, что его шатёр расположен не на восьмерике, что встречается чаще, а на четверике. В нижнюю же его часть врезаны четыре бочки (так называется тип крыши в форме незамкнутого цилиндра или полуцилиндра с заострённым верхом), из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из этих бочек. Согласно сохранившимся документам, построила храм в начале 1700-х годов артель под руководством местного плотника Иева Прокопьева. Освятили же её только в 1763-м, что, возможно, было связано с тем, что приход был бедным и на отделку храма ушло много лет. Интересно, что первоначально кресты на церкви в Кимже поставили не четырёхконечные, а восьмиконечные, как у старообрядцев. Об этом доложили архиепископу. В итоге пришлось проводить целое расследование, благодаря которому и появилась дошедшее до наших дней первое подробное описание этой церкви с её изображением. Расположенная в центре деревни Одигитриевская церковь - последний храм мезенского стиля, в этих краях больше таких не осталось. Внешне эта церковь выглядит очень величественно - она высокая, устремлённая в небо. Возвышаясь на фоне маленьких окрестных домиков, храм производит впечатление, что он главенствует (что символично), над деревянными крышами деревенских обывателей и заметен из любой точки деревни. У церкви пять куполов, плюс шестой на колокольне. Главный купол возвышается на шатре, ещё четыре - по четырём сторонам, установленных на невысоких шатриках. Помимо колокольни с крыльцом (конструкция - восьмерик на четверике, сверху - шатёр с главкой), к основному объёму с запада пристроена трапезная. При постройке деревянных домов и церквей в этих краях обычно использовалась лиственница, Одигитриевская церковь - не исключение. Это очень долговечное дерево, тем не менее и оно со временем разрушается от воздействия природных катаклизмов. В 1895 году церковь реставрировали. Второй раз реставрацию проводили только в 1970-х годах, причём, работы на этот раз были проведены непрофессионально и некачественно, так что церковь пришлось реставрировать ещё раз - уже в начале нулевых. Впрочем, могло случиться и так, что и реставрировать в наши дни было бы нечего. Дело в том, что, по воспоминаниям местных старожилов, в годы советской власти большевики собирались превратить Одигитриевскую церковь в хозпостройку, а по сути - уничтожить. Однако за неё вступились местные жители. Старшее поколение организовало в церкви дежурства, круглосуточно охраняя её и не пуская в неё посторонних. Что удивительно, это помогло - от церкви отстали.

http://sobory.ru/article/?object=23761

Калуга. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Одигитриевский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1750—1751 гг. на месте деревянного был построен храм Смоленской иконы Божиеи матери с приделами в честь иконы Софии, Премудрости Божией, и в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1831—1832 гг. (по клировым ведомостям в 1834 г.) на деньги прихожан были перестроены трапезная часть и колокольня. Храм был пятиглавый, боковые входы имели портики на четырех дорических колоннах, над портиками располагалось по одному полукруглому окну, над которыми на стенах были иконы московского письма. Трапезная часть храма имела с обеих сторон небольшие фронтоны. Алтарь окружали четыре колонны дорического ордера. Колокольня была трехъярусная, первые два яруса четырехугольные, а третий — круглый. В 1911 г. вместо старого иконостаса был сооружен новый в стиле ампир. Из икон особо почитались два образа Божией Матери — Смоленская и Тихвинская. До нашего времени сохранилась церковная ограда с угловой башенкой-часовней. Одним из наиболее известных священников, служивших в храме в XIX в., был протоиерей Алексий Родионович Воронцов, в идигитриевском храме он служил 24 года (с 10 февраля 1876 г. по 10 октября 1899 г.). Окончив Московскую Духовную Академию со степенью магистра в 1846 г., он был профессором Рязанской, а потом Калужской семинарий (1846— 1857), секретарем Калужской духовной консистории (1857—1871). В 1871 г. А. Р. Воронцов был рукоположен во иерея. Прослужив 28 лет в священном сане, в 1899 г. он был уволен за штат по старости. Одигитриевский храм являлся приходским храмом семьи Циолковских, а последний настоятель храма протоиерей Иоанн Сперанский (священномученик, умер 10(23) ноября 1937) был близким другом известного ученого К. Э. Циолковского. В настоящее время храм обращен в жилой дом, используется как переселенческий фонд Городской управы. С 1991 г. Одигитриевский храм является памятником архитектуры и градостроительства местного значения (решение Калужского облисполкома 35 от 4 февраля 1991 г.).

http://sobory.ru/article/?object=06750

Улан-Удэ. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкий храм города Улан-Удэ (г.Верхнеудинска до революции) строился в 1770 году — деревянный, а в 1798-1809 гг. перестроен как каменный. Начал строительство верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов. Свято-Троицкая церковь была третьим каменным церковным строением в Верхнеудинске после Одигитриевского собора и Спасской церкви. Первоначально она имела два придела. Главный - «холодный», был освящён во имя Святой Троицы в 1816 году, «тёплый», северный придел, освящён в 1818 году в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. За всю досоветскую историю Свято-Троицкая церковь была приписной к Одигитриевскому собору. После закрытия в 1929 году Свято-Одигитриевского собора богослужения перенесли в Свято-Троицкую церковь. Тяжёлые испытания выпали на долю священнослужителей в 1930-1931-ых годах. Почти все священники были арестованы по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности. Тем не менее, Свято-Троицкий храм продолжал действовать и тогда, когда в 1932 году были закрыты многие православные храмы в городах и селениях Бурят-Монголии. Работал он еще долго, вплоть до 1940 года, поскольку сюда перешли священнослужители и прихожане из других упраздненных церквей города. После закрытия в 1940 году в церкви находился склад кинопроката. Затем после преобразования кладбища в городской сад к алтарю храма пристроили танцплощадку. В здании церкви планировали создать музей архитектуры Улан-Удэ, но идею не осуществили, и храм стал быстро превращаться в руины. Ситуация не изменилась даже после постановления Совета Министров Бурятской АСССР от 29 сентября 1971 года, согласно которому храм был принят на государственную охрану. С весны 1988 года члены православно-патриотической общины «Спасение» (Ю.К. Балков, С.В. Вершинин и др.) совместно с Бурятским отделением Всероссийского общества защиты памятников истории и культуры (А.Д.Жалсараев) и Научно-производственным центром охраны и использования памятников истории и культуры (Н.А.Петунова) начали ремонтные и реставрационные работы. Постановлением Совета Министров Бурятской АССР 1988 года и приказом Министерства культуры Бурятии 1991 года храм передан Русской православной церкви. Распоряжением мэра Улан-Удэ В.А. Шаповалова территория городского сада (бывшего кладбища) в 1996 году была передана Свято-Троицкому храму. Источник информации - Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Официальный сайт Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14385

Митрополит Филарет поддержал общину старца Зосимы и по приезде из Сибири. Владыка предоставил о. Зосиме келию в кремлевском Чудовом монастыре и способствовал тому, чтобы старец с сестрами обосновался именно в Московской епархии. После смерти о. Зосимы основанная им пустынь «была еще в младенческом, весьма скудном состоянии, и за неимением в ней храма Божия, не подлежала законному утверждению и существовала только одним отеческим покровительством своего архипастыря митрополита Филарета. И только через несколько лет после кончины святого старца, старанием московского владыки, Святейший Синод разрешил в 1838 году, на имя царевны грузинской, выстроить в обители домовую церковь , которая, по благословению архипастыря, была поставлена над гробом основателя обители, во имя Живоначальной Троицы. Когда через полгода храм был выстроен и освящен, царевна, по наставлению владыки, подала прошение в Святейший Синод о разрешении ей устроить при церкви женскую обитель и обратить ее домовую церковь в храм для этой обители» 357 . При устроении общежития митрополит Филарет, кроме официального донесения Синоду, ходатайствовал еще частным образом перед обер-прокурором Н. А. Протасовым, направив последнему письмо от 13 июля. Но еще раньше, в мае того же 1841 года, просил помощи и содействия в этом деле находившегося тогда в Петербурге Андрея Николаевича Муравьева: «Будьте еще мне ходатаем по находящемуся в Святейшем Синоде делу о вкладах, предполагаемых для Троицкой церкви грузинской царевны Тамары на усадьбе Одигитриеве и для общежительствующих при сей церкви нескольких лиц женского пола. Дело сие было слушано, и Святейший Синод полагал утвердить мнение епархиального начальства. Теперь вкладчики, не получая разрешения, докучают мне и входят в недоумение. Представьте графу Николаю Александровичу мою покорнейшую просьбу о споспешествовании окончанию сего дела, дабы упрочить благодеяние, которое набожные люди делают другим набожным людям» 358 . Высочайшее соизволение на утверждение Троице-Одигитриевского общежития последовало 19 июля 1841 года, и тогда сам архипастырь составил и ввел в обиход «Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского женского общежития».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Троицкий храм простоял обезглавленным около 70 лет. Его использовали как клуб, в том числе и пионерлагерь. В алтаре работал кружок выпиливания и выжигания. Над южным приделом соорудили сцену. Захоронения под полом Троицкого храма были осквернены. Что известно о святынях Троицкого собора? Алтарь первой Троицкой церкви, построенной в 1838 году, по благословению митрополита Филарета был сооружен «над могилой старца Зосимы». Он стал центральным при расширении храма в 1851 – 1855 годах, а место захоронения преподобного Зосимы осталось на прежнем месте после перестройки «между центральным и правым алтарями» 794 . Рядом с Троицкой церковью в 1839 году была похоронена первая благодетельница обители Мария Семеновна Бахметева. При последующем расширении храма ее могила подошла «под жертвенник южного придела» 795 . Схимонахиня Маргарита, скончавшаяся 27 июля 1859 года, похоронена была, по благословению митрополита Филарета 796 , в склепе под полом южного придела в Троицком храме. Первую настоятельницу монастыря игумению Веру (Верховскую) «положили в церкви во главе покойной сестры схимонахини Маргариты» 797 . Кроме захоронений под полом Троицкий храм долго хранил еще одну святыню: колодец под юго-западным углом храма, который соорудили на месте келии старца Зосимы. При расширении храма он подошел под церковную стену. Тогда же «над ним были сделаны под стеною арки из белого камня и вход к нему извне церкви, по каменным уступам. Над входом крытое, приличное церковному зданию крыльцо с дверьми». Одигитриевский храм Одигитриевский надвратный храм не сохранился до наших дней. Вдоль монастырской стены виднеются только несколько закругленные формы бывшего фундамента. Внешний вид этого храма запечатлен на единственной дошедшей до потомков гравюре 1870-х годов. По милости Божией, среди старых документов, переданных настоятельнице в 1999 году, оказалась толстая большая тетрадь под заглавием «Паспорт дома инвалидов 6 798 , составленный по состоянию на 1 июля 1944 года». В нем – чертеж и описание полуразрушенного «бывшего центрального входа в монастырь: каменное двухэтажное здание с разрушенным вторым этажом 799 без крыши. В первом этаже размещены мастерские плотничная, кровельная и морг, отапливается временными печами. В середине первого этажа здания – проезде воротами. Ввиду больших разрушений и затрат на восстановление, следовало бы 800 ограничиться разборкой остатков второго этажа и лестницы на второй этаж и сделать над первым кровлю. В первом этаже произвести капитальный ремонт дверей, полов, входных ступеней, ворот». Последнее, по-видимому, администрация решила не делать. Сохранившиеся чертежи принесут огромную пользу при будущем воссоздании храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1847 году Семен Лонгинович построил при своей мануфактуре деревянный храм. «Митрополит Московский Филарет, питавший особое уважение к С. Л. Лепешкину за его щедрые благотворения на благоукрашение храмов Божиих, сам освятил трехпрестольный храм в означенной мануфактуре: главный средний престол храма в память Вознесения Господня, с правой стороны придельный престол в честь святителя Христова Николая, а с левой – в честь преподобного отца Симеона, иже в Персиде, 17 апреля тезоименитого ангела храмоздателя» 325 . Деятельность Семена Лонгиновича в какой-то мере соприкасалась со служением святителя Филарета, ведь по благословению владыки он строил храмы, а митрополит Московский их впоследствии освящал. Менщу ними даже поддерживалась переписка, что далеко не часто допускал митрополит Филарет. В архиве семьи Лепешкиных сохранился автограф одного из писем митрополита Филарета к Семену Лонгиновичу 326 . «Именем Господним благословение и мир Симеону Лонгиновичу. Благодарю, что Вы вспомнили меня и сказали мне доброе слово на дни радости Воскресения Христова. Взаимно желаю Вам, чтобы Воскресший Господь присущ Вам был Своею благодатью и утешениями духовными и Вас и семейство Ваше сохранил в здравии и благоденствии. А что Государь Император обратил справедливое внимание на Ваше служение Церкви, за то не мне принадлежит благодарность, но и должно благодарение к Вам за дело и Всемилостивейшему Государю за милость. Ибо в благолепии церковныхдел мое благо и утешение. СПб. Апр. 27. 1833. Филарет, М. Московский ». Благодеяния Семена Лепешкина трудно перечислить. Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь под Наро-Фоминском обязан ему своим становлением. Кроме того, в 1830 году Семен Лонгинович устроил на Даниловском кладбище храм святых Херсонских чудотворцев и две богадельни. Вместе со своей супругой Анной Васильевной он принимал участие в устройстве Гефсиманского скита 327 . Согласно завещанию Семена Лонгиновича, им пожертвовано по 1000 рублей серебром Троицкому храму в Вишняках, кладбищенскому храму, где будет похоронен (церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище), церкви Вознесения на фабрике в Дмитровском уезде, 3000 руб. на Гефсиманский скит, 500 руб. на Серпуховской Белопесоцкий монастырь и 10 000 руб. на Троице-Одигитриевский монастырь. Кроме того, им оставлен капитал для мещанского училища, на который содержалось несколько пансионеров 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010