Закрыть itemscope itemtype="" > Где торжество Православия в сегодняшнем мире? Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 1-ю Великого поста 12.03.2022 1893 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным. Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы и наши святыни. Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/12/od...

Закрыть itemscope itemtype="" > Круглый стол «Образ православного священника в современном кинематографе» состоялся в рамках XVIII Рождественских чтений 30.01.2010 407 Время на чтение 4 минуты Поисками типичного образа православного священника в современном кинематографе занимались участники круглого стола, который состоялся 28 января в Центральном доме кинематографистов в рамках XVIII Рождественских образовательных чтений , сообщает Благовест-Инфо. Конференц-зал не смог вместить всех желающих послушать дискуссию, в которой, как было обещано в программе, должны были принять участие известные режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, актер Сергей Маковецкий. Однако мэтров на заседании не оказалось. Тему обсуждали организаторы кинофестивалей «Радонеж» и «Золотой витязь», кинокритики, священники и представители общественных организаций. Более адекватно донести информацию о современной Русской Православной Церкви, о жизни и служении священников может документальное кино, а не художественное. По крайней мере, в этом были согласны все участники круглого стола, в том числе – присутствовавший на встрече герой одной из документальных лент – «Русский заповедник», протоиерей Виктор Салтыков. По его мнению, необходимо рассказывать о Церкви с помощью кино, но киношникам «не надо соваться в область общения человека с Богом – это очень интимная вещь». «Священник – это герой нашего времени», – считает председатель братства «Радонеж» Евгений Никифоров, президент одноименного кинофестиваля. По его словам, общество нуждается в киновоплощении образа такого священнослужителя, которому «можно доверить судьбу России и свою личную как духовнику». Удачных подобных примеров на круглом столе вспомнили немного. Так, актер и режиссер, президент кинофестиваля «Золотой витязь» Николай Бурляев назвал имя режиссера Андрея Тарковского, который, по его словам, «первым поставил фильм, не порочащий образ священника». Этот же фильм – «Андрей Рублев» – назвал лучшей лентой, связанной с церковной проблематикой, Лев Карахан – продюсер, кинокритик. Из недавних фильмов только «Остров» , по его мнению, «при всех его огрехах», дает зрителю возможность прикоснуться к «живому духовному опыту». Другие фильмы: «Любить по-русски», «Мусульманин», «Юрьев день», «Чудо», «Поп» – говорят о «боязни» режиссеров «приблизиться к священнику», считает кинокритик. Между тем, именно кинематограф может «снять дистанцию между Церковью и обществом», развеять опасения тех, кто видит в Церкви «новую идеологическую удавку», и привлечь тех, кто «мог бы двинуться в сторону Церкви», размышляет Л.Карахан.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/30/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Матильдой» по «Матильде» Священник Роман Зеленский о клеветническом фильме Алексея Учителя 18.06.2016 1462 Время на чтение 6 минут Из ненависти врага рода человеческого к Богу проистекает источник ненависти к тем людям, которых наш Творец избрал царствовать. В Них, в Русских Самодержцах, четко проявляется Образ Царя царей, и,Сам Вседержитель разделяет Своё Святое Имя со Своими Помазанниками, иначе говоря Христами Господними. Об этом архиепископ Анастасий Братановский писал в своем Слове на день рождения Государя Императора Павла Петровича: «Царь Небесный, разделяя Имя Свое с Царями земными, разделяет с Ними и добродетели Свои: ибо Имя Божие суть Его совершенства, образ коих преимущественно начертывает в избранных по сердцу Своему, дабы сотворити имя Их священным по добродетелям Богоподобным. Правда Царева непререкаема; ибо междуИм и Богом нет посредничества. Власть Царева всемощна; ибо образ есть всемогущества Божия» (Сочинения Анастасия, Санкт-Петербург, 1850 год, стр. 354). В этом, собственно говоря, и усматривается основная духовная причина нападок на наших Государей, в том числе и на Царя Николая Второго, который в особенности старался подражать Господу нашему Иисусу Христу в Его Искупительном Крестном Подвиге. Святой Император отдал жизнь за Свой народ, взойдя на Екатеринбургскую Голгофу. Он в точности выполнил Волю Божью и вместе с Царственной Семьей молится сейчас за Россию у Престола Вседержителя. К тому же близится время Российской Империи, потому мысли и действия многих творческих личностей устремляются в Царственное прошлое нашей Великой Державы. Одни деятели там находят светлые моменты, другие же, словно из выгребной ямы, извлекают оттуда всякие вымыслы и сплетни. Именно из этой ямы и берется материал для создания нового якобы исторического блокбастера «Матильда». Этот фильм, если внимательно посмотреть его трейлер, состоящий из набора кричащих кусочков, посвящен всего лишь эпизоду в жизни тогда еще Цесаревича Николая Александровича. Невинную романтическую увлеченность будущего Императора к балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской преподносят нам как бурлящий страстями, искусственно закрученный режиссером клубок, где всё перемешалось в недостойных поступках и грязных намерениях. Хотя на самом деле в реальности такого не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святорусское единство Достоевского Писатель почитал Христа даже выше Истины 12.11.2020 1952 Время на чтение 5 минут 12 ноября 2020 года исполняется 199 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Ни для кого не секрет, что Достоевский предопределил ход многих исторических событий в нашем Отечестве. В первую очередь это касается Октябрьской революции 1917 года. В основе идей Достоевского лежит мощный религиозный стержень – Христос, которого писатель, как известно, почитал даже выше Истины. Именно христоцентризм, т.е. любовь ко Христу вывела писателя на образ единства в лоне Святой Руси. Святая Русь – то не просто какая-то абстракция, а конкретный образ, картина мира, в которой живет русский человек. Эту картину хорошо проиллюстрировал художник Михаил Нестеров, где в центр помещен образ Христа с угодниками Божьими и простым народом. Мировоззрение Достоевского также лежит в плоскости такой картины мира. И это подтверждается тремя фактами. Факт первый – биографический. Историк литературы И.Л. Волгин отмечает, что о величии любого писателя свидетельствует не только само творчество автора, но и его биография. А поскольку на Руси «поэт – больше, чем поэт» и, соответственно, писатель – больше, чем писатель. Поэтому биография русского писателя есть также больше, чем просто история жизни. Общеизвестным фактом уже является то, что род Достоевских происходит из д. Достоево Ивановского р-на Брестской области. Это Полесье – территория современной Беларуси. Дмитрий Андреевич Достоевский, дед писателя, был греко-католическим (униатским) священником и рукоположен в д. Войтовцы в Липовецком районе Винницкой области (территория современной Украины ). Ряд тогда служивших в его окружении священников, видя зверство и жестокость униатского духовенства, в конце XVIII в. постепенно переходили в православие. Воссоединился с православием и Андрей Григорьевич, причем, как предполагает исследователь Н.Н. Богданов, вполне осознанно. Так именно Андрей Григорьевич начинает русскую православную ветвь рода Достоевских.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/12/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Человек - икона Божия Все Творение есть система образов 31.01.2013 649 Время на чтение 4 минуты Все Творение есть некая система образов. Бог-Творец является началом образной иерархии, Первообразом для последующих отображений. Первым образом, подобным Ему практически во всем, является Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово, Он есть единственный и истинный Образ, икона Невидимого Бога. По слову апостола Павла: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1. 15), т.е. икона Творца. Наивысшее творение Божие - человек - создан «по образу и подобию Божию» (Быт. 1, 26-27). Образ и подобие различаются между собой: достоинство образа Божия - это онтологическая часть человеческого существа, которая в человеке неистребима, т.е. замысел Божий о человеке, Его Святая Воля. Подобие есть та задача, которую необходимо решить здесь, в земной жизни, каждому человеку - то есть человек призван приблизиться к образу (уподобиться), начертанному Богом - своим образом мысли, душевными устремлениями, своими делами и поступками. С самых ранних времен, в Церкви мир понимался как произведение искуснейшего Художника, несущее на себе отпечаток Божественной красоты. Бог-Творец сотворил небо и землю и все сущее в ней. Все Творение, все Бытие предстает перед нами как грандиозная всеохватывающая и всепронизывающая система образов и символов, иерархически подчиненных друг другу по законам Божественной красоты, которая неотделима от Истины. Недаром святые отцы Церкви говорили, что существуют две главные книги: Книга Писания и Книга Творения, в которых нет внутреннего противоречия, но, напротив, они дополняют друг друга и свидетельствуют о глубокой взаимосвязи всего сущего в Божьем мире. Этот принцип иконичности, составляющий с самых ранних времен основу христианского миропонимания, открывает возможность связать все сущее на земле с миром духовным. Опираясь на этот принцип, человек в своем искусстве стремился выразить духовную реальность в виде материальных форм. В наивысшем из искусств - иконописи - все этапы, начиная от подготовки доски и заканчивая самым последним действием иконописца,- проведением им движков и пробелов, - глубоко символичны.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/01/...

Закрыть «Вспоминая подвижников православной трезвости, мы говорим о радости воздержания» О состоявшемся в Александро-Невской Лавре празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Дмитрий Стогов   06:40 30.05.2023 433 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены автором В воскресенье, 28 мая, в Санкт-Петербурге в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялось празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . Организаторы – координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, общественная организация «Трезвый Фронт», благотворительная организация «Фавор» и трезвеннические общины города. На молебен был доставлен образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из одноимённого храма на заводе АТИ. Молебен пред святой иконой у стен Никольского храма обители совершил руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнёв. За богослужением пел хор храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. После молебна отец Максим произнёс проповедь, в которой, в частности, отметил: «Мы пришли сюда, чтобы прославить Пресвятую Владычицу Богородицу. Мы пришли сюда, чтобы помолиться перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Те, что сейчас молится перед ней, думают о вполне понятных скорбях, молятся об избавлении от страстей наркомании и алкоголизма. Страшные язвы наших дней, страшная печать греха в человеческом роде – ведь уже много столетий человек употребляет вредные вещества. Сколько горя, сколько скорбей и страданий они приносят! Сколько смертей – не только физических, но и духовных они приносят! Но в то же время, дорогие друзья, какова милость Божия, какова любовь Божия к нам, когда происходит избавление от греха! Человек с помощью Божией побеждает грех. Господь пришёл в этот мир для того, чтобы победить грех. Господь даёт возможность по благодати Божией и нам победить грех. Друзья, возрадуемся! Сам факт того, что так много икон Пресвятой Богородицы существует, порядка трёхсот, говорит о важности почитания Владычицы нашей. Вспомним, как явился образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . По воле Божией человеку является видение, старец, который повелевает идти в монастырь, в Серпухов, помолиться перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . И происходит чудо. И вот так, через чудеса, появляются чудотворные иконы. Множество икон Богородицы – это уже свидетельство о чудесах, которые происходят. Возрадуемся о такой милости Божией, о том, что у нас есть такая Заступница! Мы сегодня собрались здесь – у кого-то из нас есть такая проблема с алкоголем, у кого-то родственники страдают, а кто-то пришёл по убеждениям – что необходимо утверждать трезвость, и он выступает за трезвую Россию, за трезвый образ жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/vs...

Иконопочитание и иконопись в богослужебной жизни Церкви Введение Христианской символикой пронизано все церковное богослужение. Через символы приоткрывается верующим определенная, всегда живущая в Церкви реальность. «Мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – без какого-либо посредства, а для того, чтобы подняться вверх, имеем нужду в том, что родственно нам и сродно». Реальность, представляемая христианским символом, не есть реальность плоти, но реальность высшая, духовная. Изучать христианскую символику отдельно от богослужения невозможно: она развивалась вместе с богослужением, вместе с ним толковалась и раскрывалась отцами Церкви. Вне богослужения она теряет свой смысл, превращаясь в ряд отвлеченных, бесплодных понятий. В молитвах на освящение храма храм именуется «домом небоподобным», «образом жилища Божия», и освящается он «во образ святейшей Церкви Божией», то есть во образ Церкви как Тела Христова, как ее называет апостол Павел ( Еф. 1, 23 ; Кол. 1, 18 ). Другими словами, храм есть образ, который иносказательно, символически выражает то, что непосредственно изобразить невозможно. «Если символ, как целесообразный, достигает своей цели, то он реально не отделим от цели... если же он реальности не являет... значит, как лишенный таковой, он не есть символ, не есть орудие духа, а лишь чувственный материал» (священник П. Флоренский ). Христианская иконография, как одна из сторон Предания, вдохновляется и направляется Духом Святым, живущим в Церкви. Это Предание живет и выражается в иконе так же, как и в богослужебных текстах. Поэтому и говорят отцы VII Вселенского Собора, что «иконописание совсем не живописцами выдумано, а напротив, оно есть одобренное законоположение и предание Кафолической Церкви... Живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение... зависит от святых отцов». Если обратиться к технике иконописания, то, по терминологии иконописцев, процесс создания иконы предстает как символический процесс постепенного раскрытия изображения, когда изображение, как бы уже заранее данное, проявляется, выступает на поверхности доски: тем самым иконописец не создает изображение, но открывает его. Так, например, мастер, пишущий «доличное», то есть одеяния, элементы пейзажа и архитектуры, по терминологии иконописцев, «раскрывает» доличное; краска, которой он при этом пользуется, называется «раскрышкой». Священник Павел Флоренский (1882–1937) писал: «Художник не сочиняет из себя образа, но лишь снимает покровы с уже, и притом премирно, сущего образа: не накладывает краски на доску, а как бы расчищает посторонние налеты его, «записи» духовной реальности».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2010 год ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ... В ЦЕРКВИ Какая она, чем живет? Можно ли ей ходить на работу, или ее удел — знаменитые «три К» (Kinder, Kirche, Küchen)? Почему дома она слушается мужа, а в Церкви занимает руководящие посты? Всегда ли она ходит в платке и с молитвословом, или ей разрешается делать прическу и макияж? Как угадать в толпе православную женщину?.. Светлый образ Фотинии Готовя к публикации этот текст, набираю в поисковой системе интернета слова: «православные женщины». Вижу многократно растиражированную новость одного солидного информагентства: «Из храма Оптиной пустыни изгнали темнокожего паломника». Оказывается, активные прихожанки выставили из храма православного африканца, «сказав ему, что он еретик, поскольку новостильник, и поэтому не должен причащаться в этом монастыре». Весь процесс выдворения сопровождался руганью и оскорблениями в адрес «еретика». Описанное выглядит как антиклерикальный анекдот, — хотя едва ли мы имеем дело с фальсификацией. Действительно, невежество и дикость встречаются в нашей церковной жизни. Однако тревожной является сама тенденция: в каком ключе о верующих женщинах чаще всего говорят в СМИ. А ведь, как правило, именно в таком — «выставили из храма такого-то», «обругали такого-то»... Можно списать все на излюбленную манеру светских журналистов преувеличивать, но не получается: образ озлобленной православной женщины, уже де-факто принятый массовым сознанием, формирует само церковное сообщество. Именно в церковных или околоцерковных СМИ сегодня публикуется больше всего информации о страшных «церковных бабушках» и невежественных «верующих массах». А светские СМИ лишь копируют и популяризируют эти образы. Следует задуматься: зачем мы так причудливо «выносим сор из избы», способствуя формированию карикатурного образа Церкви? Образ православной женщины — такой, каким он представлен в СМИ, — за последние два десятилетия религиозной свободы в нашей стране обогатился рядом устойчивых деталей. Итак, это женщина невежественная, но при этом очень активная, а подчас и агрессивная. Внешний облик у нее крайне непривлекательный: нечесаные волосы, выбивающиеся из-под темного платка, забрызганная дорожной грязью юбка «в пол», спортивный рюкзак на плече...

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

М.Г. Жукова Труды Схиигумена Саввы. Путь к совершенной радости Душа человеческая Душа есть тварь умная, великая и чудная, исполненная красоты, подобие и образ Божий. Преподобный Макарий Великий Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравненно ценнее других – это душа человека. Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог . Она – дух. Она свободная и бессмертная и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий. Усилия христианина прежде всего должны быть направлены к изучению своей души, «к познанию самого себя». И тем, кто будет следовать этому указанию, облегчится достижение главной цели своей жизни: стяжание Духа Святаго Божия и преображение через это своей души, ее богоуподобление. От степени самопознания зависит и понимание человеком окружающего. «Через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу ум отходит от бесконечной множественности явлений мира и всей силой обращается к Богу и, пребывая в Боге, видит и себя, и весь мир» (схиархимандрит Софроний). Душа и тело Только душа человека вечна и потому единственно всецело реальна; существованию же современного материального мира придет неминуемый конец: «Земля и все дела на ней сгорят», – говорит Священное Писание . Итак, тело наш друг, но этот друг все же – «осёл». Надо учитывать его нрав, причуды, упрямство, низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело (осла), приучить к самоволию, и оно само захочет господствовать над нами. Оно будет требовать излишнее количество изысканной пищи и будет назойливо напоминать об удовлетворении своих животных потребностей. Откормленное тело – враг, а не друг человека. Иоанн С.: «Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный и опасный. Она непрестанно противится любви Божией, воле Божией, и порывается исполнить свою волю почти всегда, разве когда сильное препятствие противопоставляет Господь Бог в благом Промысле Своем. Не питай пристрастно плоть твою, не ласкай ее, не угощай и не усиливай ее тем против духа. Иначе она не даст встать ему и войти в силу. Невольником будет дух у плоти. Плоть должно всегда распинать со страстьми и похотьми, а не лелеять, ее надо умерщвлять постом, бдением, молитвою и трудом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

«Мы же все , открытым лицем, как в зеркале [внимание: открытым лицом. Вот у Моисея лицо было покрыто, и на него не могли смотреть люди . А если мы своё лицо покроем материей и встанем перед зеркалом, мы – будь это хоть и венецианское стекло – мы своего отражения не увидим в нём – на нашем лице лежит покрывало. Чтобы увидеть своё отражение, надо это покрывало снять. Тогда вы увидите один к одному себя. Но нам, говорит Апостол, это только сравнение – не в зеркало надо смотреть. А что дальше он пишет? – Взирать на славу Господню, на Самого Господа. Сам Бог незрим – не выдерживает никакое око, на Него же чини взирать не смютъ. Поэтому – на славу, на то отражение, которое идёт от Бога. И вот это отражение имеет такую силу, что отражается и на лицах того, кто смотрит. И что происходит с тем человеком? Он преображается в тот же образ, в образ Господень. И это уже человек Божий, человек во Христе, как Апостол говорит о себе в третьем лице: знаю человека во Христе (см. 2Кор. 12:2 ). Иоанн Кронштадтский свою книгу так и озаглавил: Моя жизнь во Христе Иисусе. Действительно у него была жизнь во Христе, и он носил в себе Его отображение. Дальше], преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа [прорисовываются по мере святости всё рельефнее и рельефнее черты Христова образа в человеке. И вроде это человеческое лицо, и в то же время это лицо ангельское. У Серафима лицо ангельское. Муравьёв или Порфирий < Порфирий (Успенский) в «Книге бытия моего»> пишет: “Наконец-то я мог увидеть серафимское лицо Филарета (Митрополита Московского). Он на себе носил печать этой мудрости”. Я вам говорил, – может быть, вы забыли и нужно повторить – училась в Регентском классе девочка одна, и вот, у неё были очень верующие предки, бабушки. Принимали странников, монахов, кормили, молитвы общие были. Просто в доме у них всё время шла вот такая вот жизнь. И пришёл из заключения один такой, высокой жизни, человек. И тут они сидят, он с ними беседует – в фуфайке ещё в тюремной, – так и сидит. И говорит им об Иоанне Златоусте . И вдруг одна видит – одной было открыто – что он становится похожим на Иоанна Златоуста . Затем стал говорить об отце Иоанне Кронштадтском – и его лик стал похож на Иоанна Кронштадтского . Она побелела вся, и он понял, что ей Господь открыл. И лично . А другие ничего не видят – сидят и слушают просто. Видя не видят и слыша не разумеют. Вот надо о ком мы говорим, тот в нас и действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010