Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 3. «Не оставить в жизни след, но приумножить талант» Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. 25 марта, 2009 Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 1. «Давно я ждал эти глаза» Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 2. Великий пост в голодные времена Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны   святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. Мы продолжаем вас знакомить с воспоминаниями о монахине Иулиании, в миру Марии Николаевне Соколовой, из цикла радиопередач, подготовленных совместно с храмом святителя Николая в Клённиках и иконописной школой при Московской Духовной Академии. Открытие древней иконы Вспоминает ученица монахини Иулиании, иконописица и реставратор, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Ирина Васильевна Ватагина (†24.04.07):  — Мария Николаевна была великим человеком. Такая маленькая, хрупкая, она силой своего авторитета перевернула мировоззрение целого поколения. В то время все были увлечены академической живописью, в лучшем случае, Васнецовым. Икон не понимали, и в Лавре в том числе. Духовенство не понимало, кроме старичка одного, отца Никона, над которым подсмеивались. А благодаря Марии Николаевне все полюбили древние иконы. Теперь если кто и не понимал, то скрывал, потому что это уже считалось неудобным.

http://pravmir.ru/blestki-rusi-uxodyashh...

Игнатий Богоносец Церкви магнезийской при Миандре, благословенной по благодати Бога Отца во Иисусе Христе, Спасителе нашем, о Котором и приветствую ее, - душевно желает величайшей радости о Боге Отце и Иисусе Христе. Глава I. Повод к посланию. Узнавши благоустроенность вашей благочестивой любви, я с величайшею радостью вознамерился в вере Иисус - Христовой беседовать с вами. Ибо удостоившись боголепнейшего имени, я в самых узах, которая ношу, прославляю Церкви, и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни, единение веры и любви, драгоценнее которой нет ничего, особенно же с Иисусом и Отцом: чрез это мы выдержим всякое насилие князя века сего, и, избежавши его, приблизимся к богу. Глава II. Радость о посланных из Магнезии. Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, дьякона Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса Христа. Глава III. Почитайте вашего юного епископа. И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу, знающего тайное. Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа. Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания. Глава V. Такие люди не имеют признака христиан - любви, и не умервщляют своих страстей. И так как все имеют конец, то одно из двух принадлежит нам, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две монеты, одна Божья, другая мирская, и каждая из них имеет на себе собственный образ, неверующие - образ мира сего, а верующий в любви - образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/913/...

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть III. Подвиги обновления духа Но не здесь еще конец всем трудам подвижника. И горе ему, если он этим ограничит свою деятельность, на этом остановится и успокоится. Впереди ожидает его еще труд восстановления в своей душе поврежденного грехом образа Божия. По слову апостола, христианин-подвижник должен не только «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... но и обновиться духом ума своего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ). Надо, чтобы не только была очищена душа христианина, но и обновлен и восстановлен в ней образ Божий. Образ Божий явлен нам в Господе нашем Иисусе Христе (См. Флп. 2, 6–7 ), в Котором просияло всякое исполнение Божества телесно – во плоти. И «кого предузнал» (Господь), «тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» – Спасителя нашего ( Рим. 8, 29 ). Образовать душу по образу Божию, восстановить в ней его – значит не что иное, как изобразить и вселить в ней Христа, значит подражанием Его святейшим свойствам достигнуть «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). Христианин-подвижник должен обновить всю свою душу, всем ее силам и способностям должен дать иное, богоподобное направление, иные, богоподобные начала деятельности, так как всю ее проникла греховная порча. Но как прежде, при перечислении подвигов самоочищения преподобный Лествичник называл только грехи важнейшие, коренные, так и здесь в ряд подвигов самообновления он поставляет только подвиги обновления начальных, коренных сил души: ума, воли и чувства. С изменением направления основных сил души естественно должно измениться направление и прочих подчиненных им способностей души. Преподобный Лествичник начинает с сердца. Обновление сердца Степени XXIV и XXV Нужно припомнить, что преподобный Иоанн в своей Лествице держится порядка практического. А в жизни сердце – главный источник наших действий, как добрых, так и злых (См. Мф. 12, 35 . Мф.15, 19 ; Притч. 4, 23 ). Следовательно, с сердца и должно начинать дело духовного обновления: при перемене сердца на доброе, можно сказать, изменится вся душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРАЗ БОЖИЙ [Греч. εκν το Θεο; лат. imago Dei], ключевое понятие христ. антропологии, обозначающее богодарованное начало в человеке, проявляющееся в высших духовно-нравственных качествах, позволяющее жить в общении с Богом и уподобляться Ему. Основные положения 1. О. Б. является сущностной характеристикой всех людей вне зависимости от условий существования (расовых, географических, национальных, религиозных, социальных, возрастных, половых и др.), отличающей людей от всех иных существ в чувственном мире. 2. О. Б. позволяет преодолеть трансцендентность Творца творению, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. 3. О. Б. также является онтологическим основанием для общения человека с ангельскими и человеческими личностями. 4. О. Б., данный каждому человеку при рождении, не может быть полностью устранен личным грехом или смертью; свою богообразность душа не утрачивает и после смерти человека: «Самое существо души нашей - образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так научают святые отцы» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. СПб., 1886. Т. 2: Аскетические опыты. С. 130). 5. Наличие О. Б. усматривается в богоподобных качествах, или высших проявлениях человека (дух, свобода, творчество, бессмертие, личность, господство над чувственным миром и др.), к-рые обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией. Однако эти черты и сам О. Б. не одно и то же. 6. О. Б. является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возвышающим к Нему, побуждающим естественно стремиться к добродетелям. 7. О. Б. не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу, энергийный аспект, позволяющий участвовать в Божественной жизни.

http://pravenc.ru/text/образ Божий.html

Почаевская икона Божией Матери ЦВ 21 (418) ноябрь 2009 /  12 ноября 2009 г. Панорама церковной жизни С 4 по 8 ноября в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства». В дни работы форума в «Манеже» находилась одна из главных святынь Русской Православной Церкви — чудотворная Почаевская икона Божией Матери. На выставке-форуме прошли конференции, круглые столы и презентации, на которых была представлена многообразная социальная и образовательная деятельность Русской Православной Церкви. В рамках культурной программы состоялись кинофестиваль «Лучезарный ангел» и музыкальный фестиваль «Страна воскресения», были награждены победители конкурса «Просвещение через книгу». Значительное внимание на форуме, проходящем в Год молодежи, было уделено молодежной проблематике. Выставку посетили 60 тысяч человек. Гости выставки поклонились Почаевской иконе Божией Матери Почаевская икона Божией Матери, известная и почитаемая во всем славянском мире, 450 лет пребывает в Почаевской лавре. Чудотворный образ был доставлен в Москву 4 ноября делегацией Украинской Православной Церкви, в которую вошли архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан и братия Свято-Успенской Почаевской лавры. На Казанском вокзале столицы икону встречали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион и духовенство Москвы. После молебна чудотворный образ был перенесен в Центральный выставочный зал «Манеж», где он находился до 8 ноября. Перед иконой ежедневно совершались молебны, не иссякал поток верующих, желающих поклониться святыне. В день закрытия выставки икона была перенесена в Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где она будет находиться до 15 ноября. Затем Почаевский образ возвратится на Украину в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. В первый день работы выставки-форума «Православная Русь» к чудотворной иконе приложился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятеля Русской Церкви приветствовали Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и представительная делегация Украинской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/panorama_tser...

Святитель Тихон Задонский: сила Божия в немощи Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно. 26 августа, 2012 Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно. Святитель Тихон в своем жизнеописании предстает нам во всей своей «неиконописности»: он энергичен и немощен, кроток и резок, сострадателен и взыскателен – и все это не только в период его архиерейства, но и в начале «напокойного» этапа жизни сочеталось в нем практически одновременно. Поистине сила Божия в немощи совершается. Другой яркий иллюстративный пример этой крылатой новозаветной фразы – прп. Амвросий Оптинский , чьи дарования просияли после того, как он, казалось бы, пал под своей физической немощью и уже был «приговорен» врачами, но милостью Божией еще долгие годы продолжал жить на утешение и вразумление нескончаемому потоку людей и всех, читающих по сей день его наставления. Однако пример свт. Тихона , пожалуй, еще ярче в силу того, что его немощи не ограничивались физическим планом. Образ святого подвижника, промыслительно сокрушенного телесной болезнью, но при этом обладающего колоссальной волей, твердостью в вере, духовной собранностью, а потому остающегося непоколебимой скалой среди волн житейского моря и бесовских искушений, торжествующего над всеми испытаниями – этот образ как-то сформировался в обыденном церковном сознании отчасти за счет житийных повествований, отчасти благодаря интуитивному желанию какой-то однозначности и стабильности… или хотя бы иллюзии этого. Конечно, иной подвижник в итоге своей жизни достигает устойчивого внутреннего состояния, другой по характеру уже чуть ли не с младенчества (а то и от утробы матери) был таким, однако, стадия становления (которая может так и не увенчаться совсем уж адамантовой твердостью против страстей и орлиным парением над ними), со всеми ее противоречиями, не пятнает нисколько образ святого, ибо личный подвиг веры, по моему скромному мнению, только ярче сияет на фоне всевозможных немощей, промахов, страстей и падений.

http://pravmir.ru/svyatitel-tixon-zadons...

Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа А) Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Мы созданы по образу и подобию Божию. Образ — в духовном естестве нашем, в сознании, свободной деятельности и бессмертии; подобие — в отражении на себе Божественных совершенств. «Будите... совершени , — заповедует Господь, — якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48). В другом месте указывает Он и одну из черт всесовершенства Божия для подражания: «будите... милосерди, якоже... Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Милосердие, значит, поставлено во главе, дальнейшие же черты обязательного богоподобия: святость, праведность, мудрость и прочее — оставлены дополнить нам самим. Но Божие всесовершенство беспредельно; и чистый ум не силен обнять их даже в той мере, в какой они удобоподражаемы для нас, тем паче не по силам это нам после того, как очи ума нашего заволокло мглою, вследствие падения. Между тем, это бессилие ума не отнимает силы у обязательства к богоподобию, положенного в устроении самого духовного естества нашего. Посему Восстановитель падшего, «Сый сияние славы и образ ипостаси Бога Отца» (Евр.1:3), благоволивший явиться на земле, чрез воплощение, и устроить здесь дело нашего спасения, между другими потребностями восстановления удовлетворил и этой. Он олицетворил в Себе все совершенства Божии, как они могут быть усвояемы силами естества человеческого, в свойственной всем человекам жизни. После сего обязательное богоподобие и богоподражание исполняется христоподобием и христоподражанием. «Подражателе мне бывайте , — говорит апостол Павел, — якоже... аз Христу» (1 Кор. 11:1). И Сам Господь заповедал: «иже хощет по Мне ити, да... последует Мне» (Лк. 9:23), поступая так, как Он поступал, и верно исполняя заповеди Его. Это пояснил Он, когда, заключая Свое земное пребывание, сказал: «образ... дах вам, да якоже Аз сотворих..., и вы творите такожде» (Ин. 13:15). Хотя это касалось одного действия Господня (Ин. 13:1—14); но это действие такого свойства, что обнимает всё. Стань только этому подражать, и во всем восподражаешь Господу, ибо здесь выражен дух жизни о Христе Иисусе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2959...

10 июля 2003 г. Удел Преподобного Серафима Саровского в Северной Америке Основателем и строителем Успенского женского монастыря Новое Дивеево под Нью-Йорком является известный пастырь, впоследствии епископ Андрей (Рымаренко), который в свое время сподобился исповедовать перед смертью старца Нектария Оптинского. Владыка Андрей примером жертвенного служения привлек и объединил множество русских эмигрантов. И теперь у подножия “каменных скал” Нью-Йорка насажден духовный оазис тихой молитвы и иноческого труда. При Новом Дивеево имеется большое православное кладбище, домовая церковь в честь Успения Божией Матери и храм преподобного Серафима. Наружный вид храма был изначально прост и скромен, но постепенно храм достраивался и благоукрашался. Храм светлый, просторный, уютный. Святынями являются: образ Владимирской Божией Матери из Оптиной пустыни — дар последних старцев Киеву; крест из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была убита святая семья последнего русского царя. Роспись храма была сделана художником Н. А. Папковым к 200-летию рождения преподобного Серафима Саровского. В притворе храма батюшка Серафим изображен молящимся о странствующих русских людях. На другом изображении преподобный как бы напутствует людей, грядущих ко Господу. В церкви Успения Божией Матери находится одна из великих святынь Дивеево — образ-портрет преподобного Серафима, писанный при жизни угодника Божия. Преподобный Серафим изображен во весь рост на склоне своих лет; правой рукой он опирается на посох, левой, опущенной долу, держит четки. На бледном, изможденном подвигами, лице преподобного как бы светятся голубые глаза старца. Старец Серафим смотрит прямо в душу и видит все сокрытое в ней — и доброе, и злое. В дни прославления преподобного Серафима в 1903 году перед этим образом молилась царская семья. Во время разорения Дивеевской обители большевиками этот образ был перевезен в Киев, где находился в Набережно-Никольском храме, а в 1943 году он был перенесен в открытый при немцах Покровский храм на Подоле.

http://e-vestnik.ru/world/udel_prepodobn...

14 НОЯБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского 313 Божественный отец наш Григорий имел родителей благородных и добродетельных. Отец его, в царствование Андроника второго Палеолога, занимал при дворе высшую государственную должность. При такой любви царя земного он пользовался особенной благодатью и Небесного, чему ясным свидетельством служит то, что, предвидя исход свой от времени в вечность, он сложил с себя звание государственное и принял ангельский образ с именем Константия, и мирно отшел ко Господу. Между тем, Григорий по смерти отца своего продолжил классические занятия, посвящая себя изучению философских наук и всего, что входило в состав тогдашнего юношеского образования. Замечательно, между прочим, было в нем то, что, не доверяя собственной своей памяти, он положил себе за правило – пред каждым уроком класть три земных поклона, с молитвою пред иконой Госпожи Богородицы, – и таким образом успехи его были быстры. Сам император, по тайному расположению и сердечной привязанности к осиротевшему отроку, принимал в его положении живое участие и отечески озабочивался его воспитанием. Постоянные успехи и отлично скромное поведение были следствием царственного попечения о Григории: по своим дарованиям и сердечным качествам он был дивом для всех и радостью сердца царева. Но, тогда как внимательный Палеолог имел ввиду земные цели и земное благо в отношении к юному Григорию, Григорий, с своей стороны, по тайным побуждениям девственного сердца и по чувству пламенной любви к Богу, становился выше земного своего предназначения и всех временных благ, располагаясь оставить мир и славу его и удалиться в пустыню. По этому побуждению, часто имея сношения и встречи с святогорскими иноками, он требовал от них советов в рассуждении своего положения, вызнавал образ подвижнической жизни и наконец, согласно общим их убеждениям, решился, не оставляя двора и своих занятий, испытывать силы – может ли он быть действительным иноком. Прежде всего блестящие свои одежды заменил он ничтожными и худыми рубищами, потом начал мало-помалу изменять свои прежние привычки и образ внешнего поведения, оставил все условия светских приличий, что, само собою, обратило на него общее внимание света.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Уже в самом начале книги присутствует хорошо известный нам образ брака: «И было слово Господне ко мне: иди и возгласи дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:1-2). Израиль, ветхозаветная церковь, называется здесь невестою, а затем – блудницей. Блудодействовал, то есть служил идолам Израиль, за что был сокрушен, и вслед за ним, не устрашившись ничего, продолжает блудодействовать Иудея. «Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля?» – они называются не Израиль и Иудея, а дочь Израиля, дочь Иерусалима, дочь Иудеи, так нередко в Писании обозначаются народы, – «Она ходила на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево, там блудодействовала, и после того, как она все это делала, Я говорил: “возвратись ко Мне”, но она не возвратилась, и видела это вероломная сестра ее Иудея, и я видел, что когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер. 3:6-8). Вот образ долготерпения. Господь не говорит, что она блудодействовала и Он ее наказал. Напротив, она блудодействовала, а Он долгое время говорил ей: вернись. Но и после того не говорит, что наказал, но что дал ей развод, позволил ей ходить и жить, как ей самой хочется, и просто больше не вступался за нее. И тогда Израиль пал жертвой Ассирии. Заметим, что так же бывает и в духовной жизни. Не желающие исполнять волю Божию порабощаются диаволом. А Иудея, перед глазами которой все это происходило, не вразумилась и следует тем же самым путем. Ради ее спасения Бог готов даже как бы отступить от Своего закона, хотя это, конечно, только образ, ибо Бог не подзаконен. После развода и второго брака жены муж не мог принять ее снова. Бог же готов снова принять Свой народ, связавшийся с идолами и иноплеменниками, если только он покается (Иер. 3:1).

http://sedmitza.ru/lib/text/431483/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010