У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. В.Легойда: Отец Владимир, сегодня я хотел бы начать разговор об очень важной проблеме — о первых шагах в Церкви. Как человек представляет себе Церковь и церковную жизнь, и чего Церковь ждет от приходящего к Православию. Как мне кажется, часто эти вещи не совпадают. В этой связи мне вспоминается, как в один из первых моих приходов в храм я был поражен, что за свечным ящиком — местом, где продаются иконы, книги, свечи — сидели девочки и… смеялись. Я тогда подумал: «Как же так?! Здесь храм, а они сидят и смеются». Сейчас мне уже не кажется таким «праведным» то негодование — ну почему нельзя улыбнуться, даже находясь в храме, — но тогда я весь кипел от возмущения. Думаю, что у каждого из нас есть свой какой-то конкретный образ Церкви, что она есть или чем должна быть… Отец Владимир: Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом. У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Сейчас почти нет таких духовников, которых мне еще довелось застать, проживших трагическое для нашей страны начало века, прошедших гонения — многие из них были в тюрьмах, лагерях. Это были люди удивительно богатой души, очень широких взглядов. Встреча с ними производила огромное, неизгладимое впечатление.

http://pravmir.ru/zachem-my-prixodim-v-c...

II. Образ жизни Монашеский образ жизни, отмеченный уважением к молитвенному правилу. Регулярное участие в литургических богослужениях В то время, когда он еще только стал епископом Рашки и Призрена, а также в Белграде, Его Святейшество Павел все время, пока был и патриархом, вел совершенно монашеский образ жизни, лишь добавляя более высокие обязанности и ответственность к тем, которые имел, будучи простым монахом. Каждый день он вставал в четыре часа утра, исполнял монашеское правило, состоявшее из некоторого числа молитв и земных поклонов. В пять часов утра он шел на Божественную литургию. Вначале он совершал ее в патриархийной часовне святого Симеона Мироточивого, расположенной на третьем этаже. Но вскоре часовня уже не смогла вмещать в себя все большее и большее число верующих, которым патриарх дозволял свободно участвовать в этой ранней литургии. Он все чаще совершал ее в большом зале Патриархии, расположенном на первом этаже: не только потому, что здесь было больше места, но и потому, что лестницы были более удобными для людей престарелых и больных. Очень часто в этом зале собиралось до пятисот человек – именно столько он и мог вместить. Патриарх не имел ни профессионального хора, как это бывает в других православных странах, ни просто постоянного хора; прихожане по доброй воле собирались вместе, чтобы петь на литургии. Патриарх часто приходил с большим количеством записок, в которых были вписаны имена верующих – усопших, а также, больных или переживающих трудности, которые присутствовали сами или за которых их близкие просили патриарха (всегда доступного для подобных просьб) – помянуть их на проскомидии или во время самой литургии. Эти литургии совершались просто, без патриаршей или епископской пышности (например, патриарх сам надевал и снимал облачение, зачастую служил без диакона); были они необычайно продолжительными. В конце литургии патриарх произносил проповедь , которая была почти всегда толкованием на Евангелие или Апостольское Послание дня. Единственной целью проповедей было научение верных. При этом патриарх произносил проповеди просто, используя общедоступный лексикон 59 , коротко, сосредоточиваясь на одной теме, чтобы услышанное осталось в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вторая, заключительная часть обширного интервью протоиерея Александра Ильяшенко. Отец Александр, но почему же, видя все это, наши родители и общество не хотят осознать истинный масштаб опасности, нависшей над Родиной, над нашими детьми, как бы «не видят» размаха действий растлителей детских душ, которые пытаются разложить, оболгать самые святые понятия — материнство, любовь, семья, верность, долг, Отчизна? Думаю, это происходит потому, что деморализация нашего общества происходит под видом приобщения к мировой цивилизации, к «общечеловеческим ценностям», выразителем которых является западный (в частности, американский) образ жизни. А что на деле представляет американский образ жизни, который нам хотят представить как образец? «…Колоссальный рост потребления наркотиков — каждый день «крэк» начинают употреблять тысячи новых наркоманов; шокирующий рост числа убийств младенцев (абортицид), которое намного превышает число жертв наших вооруженных сил в обеих мировых войнах, а также в корейской и вьетнамской войнах вместе взятых; открытое одобрение гомосексуалистов и лесбиянок, для защиты «прав» которых каждый год принимается все больше и больше законов; ужасная чума СПИДа, поразившая наши города; полный крах нашей системы образования; ужасающий рост числа разводов; уровень убийств, повергающий в ужас и неверие остальной мир; сатанинские серийные убийства; исчезновение тысяч маленьких детей, похищенных на улицах сексуальными извращенцами; обвал порнографии, сопровождаемый «разрешенностью» на телеэкранах — кто после всего этого станет отрицать, что наша страна находится в кризисе, которому мы не пытаемся противостоять и от которого отворачиваемся?… Специалисты сокрушаются по поводу того, что США сейчас занимают 39 место в мире по уровню образования…» — свидетельствует бывший кадровый сотрудник спецслужб Джон Колеман в своей книге «Комитет 300». И этот образ жизни — мы взяли за образец для подражания?.. Есть такое понятие, как «дух народа», «дух нации». И как дети страдают за грехи родителей, так и потомки страдают за грехи своих предков, живших на этой земле.Чтобы немного представить себе, что такое Америка, нужно вспомнить, как складывалась ее история, государственность — которой, кстати, немногим более 200 лет, так что Америка — это страна без глубокого исторического прошлого.

http://pravmir.ru/pochemu-pravoslavie-gl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Послушание как образ жизни 24.12.2019 723 Время на чтение 11 минут В редакцию поступил запрос от читателей газеты: «Напишите, пожалуйста, о протодиаконе Александре Пушкареве из Свято-Троицкого собора Саратова, интересно узнать его историю. Знаем, что он окончил Саратовскую консерваторию, а служить в наш город приехал из Украины». Оказалось, внимание к нему не случайно. Обладатель красивого глубокого баса, отец большого семейства — Пушкаревы воспитывают шестерых детей — действительно прошел необычный жизненный путь. «Если хочет хороших оценок, пусть вступает в комсомол» Я родился в 1963 году в Саратове, крестил меня в младенчестве клирик Троицкого собора священник Василий Байчик. Семья была обычной, советской: мама преподавала в школе русский язык и литературу, папа работал инженером. О православной вере нам со старшим братом рассказывала только бабушка Александра — она была верующей, иконки небольшие дома у нас ставила потихоньку. Когда я был еще маленьким, отец ушел из семьи. Комнату на общей кухне, которая нам досталась после развода родителей, мама сдала под отселение в строительный кооператив, и мы уехали в Красноярский край к бабушке, где жили до 1975 года. Я хорошо помню прабабушку и прадедушку, который читал нам с братом Библию. Через верующих людей мы познакомились с человеком, которого считали духовным отцом нашей семьи. Он вел истинно монашеский образ жизни, хотя не был в монашеском постриге или священном сане. Звали его Никита. В Сибири он отбывал срок в тайшетских лагерях в хрущевские годы за участие в христианских беседах, а после освобождения жил на поселении в небольшом городке Абан Абаканского района, так как ему не разрешили вернуться домой на Украину, в Ровенскую область. У него было много духовных чад, которые приезжали за советом и с просьбами о молитве. Так как за его домом следили, пробираться приходилось в темное время суток, через огороды. Мы с братом часто и серьезно болели, врачи помочь не могли, и мама обратилась к Никите. Рассказала ему все, а он спросил, постимся ли мы в среду и пятницу. Нет, конечно — что мы тогда про посты знали? Так, с соблюдения поста по средам и пятницам началось наше воцерковление.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/24/poslus...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы " 12 шагов " Часть VI 20.10.2007 1094 Время на чтение 37 минут Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Православные программы реабилитации молодежи с аддиктивным поведением Прежде всего, хотелось бы отразить программу и методы работы нашего Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (ДПЦ). Эта программа была создана врачами и психологами Центра летом 1998 года после тщательного ознакомления с программой АА/АН («12 шагов»). В её создании приняли участие сотрудник Центра врач-психиатр и психотерапевт Д.Авдеев, врач психиатр-нарколог Р.А.Страхова и иеромонах Анатолий (Берестов). В последующем изменения в программу и методику реабилитации вносили врач психиатр-нарколог Г.В. Ефремова и другие сотрудники. Я позволю себе предложить Вам эту программу по книге «Возвращение в жизнь» ( Москва , Издание ДПЦ, 2005 год). При реабилитации наркозависимых мы исходим из того, что наркомания - это болезнь не биологическая, а духовная - следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. В результате у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его поведение, образ мышления. Создаётся порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) - искривлённое (девиантное) нравственное поведение - следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) - нравственная деградация - уход в наркологическую нишу - интеллектуально-мнестическая деградация личности. Задача православных реабилитологов-душепопечителей - разорвать этот порочный круг. Его можно разорвать, как показывает наш опыт, в любом звене, «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10,27). Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/20/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?»  — что мне не удалось объяснить 6 мин., 21.03.2023 Я давно это подозревала, но пыталась отмахнуться и сделать вид, что меня это не касается. Но вот не удалось… Как-то однажды сидели мы с А., человеком из ближнего круга, попивали каберне, обсуждали Анджея Вайду и Пазолини, и вдруг она ни с того ни с сего ляпнула: «Слушай, ну как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?» На самом деле я давно ждала чего-то подобного. Ждала, что кто-нибудь, скорее из приверженцев атеистических взглядов, не удержится и спросит: «Как ты можешь пить коньяк, мазать губы блеском, рожать ребенка вне брака — и быть верующим человеком?» Но спросит не для того, чтобы уязвить меня лично, а чтобы в сбивчивых моих оправданиях найти подтверждение тому, в чем давно убежден: «Православная Церковь — скопище лжецов и лицемеров»... Впрочем, такие вопросы неудивительно слышать от своих сограждан, которые, как и я сама, выросли в стране, где десятилетиями насаждалось безбожие. Да что говорить об атеистах, стремящихся к посрамлению Православия, когда и мы сами, воцерковленные люди, частенько завышаем планку, предпочитая действительности пребывание в приятных иллюзиях. «Я стопроцентно доверяю своему участковому педиатру, она православная», — с восторгом повествует мне подруга, не желая признавать, что и православный врач может ошибиться в диагнозе. Да и сама я не раз попадалась в эту ловушку, считая всех встреченных в храме людьми без недостатков… Если же вернуться к моей беседе с А., то услышать упрек и подозрение в лицемерии было для меня несколько неожиданно. И потому, похлопав глазами, я напомнила подруге, что верю потому, что Бог существует независимо от моего плохого поведения и даже независимо от того, верю я в Него или нет. Впрочем, моя собеседница давно была в курсе доказательств бытия Бога — от Ансельма Кентенберийского до Иммануила Канта. И даже знакома с моими собственными аргументами, полученными из реальности, данной мне в ощущениях. «Окей, — сказала А., — допустим. Но доказательства бытия Бога не указывают на какую-то определенную конфессию... Вот человек убедился, что Бог есть, и после этого он выбирает себе ту религию, в которой ему более комфортно. Так зачем выбирать Православие, если в нем так много ограничений? Посмотри, ведь существует достаточно куда более либеральных культов». — «Ситуация, когда человек верит в Бога, но не знает, где Он, — апеллирую я к собственному опыту, — не ситуация выбора, а ситуация поиска. Ищешь не ту религию, в которой тебе будет комфортней, а ту, где обретаешь истину. Ту, в которой меньше противоречий».

http://foma.ru/popyitka-opravdaniya.html

Скачать epub pdf Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь во второй половине XIX века Христианская цивилизация – это такой уровень и образ устроения жизни общества, который может быть достижим, когда общество следует евангельским принципам. Христианская цивилизация – это образ-икона, символ Царствия Небесного и призвана готовить блаженных обитателей его. Царствие Небесное внутрь нас – ростками будущей жизни оно произрастает из душ и сердец людей, идущих путем выполнения евангельских заповедей, и потому оно начинается на земле как проявление в материальном мipe внутреннего благодатного состояния человека. И на земле существовали места, ставшие образом-иконой Небесного Царствия, – места, для которых оно было достижимым реально, зримо, ощутимо. Одним из таких спасительных мест был Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь в период его высшего расцвета под управлением богомудрых старцев Иеронима и Макария. Там говорили только «от Священного Писания , от святых отцов учения», там жили одним интересом – желанием угодить Богу, имели единственную цель – спасение души. Там, поминая в многочисленных храмах по 100 тысяч имен в день, созидали церковное единение в духе любви. Конец XIX – начало XX века… Паломник подплывал к Святой Горе, к Русскому Пантелеимонову монастырю… Перед собой он видел, по замечанию одного русского путешественника, «небольшой портовый городок» с. 84]: мощную пристань с монастырскими парусниками и пароходами, многоэтажные здания на берегу, корпуса, которые, широко раскинувшись по склону, четырехугольником окружали храмы с золотыми крестами древней исихастской формы и высокую колокольню с огромным 800-пудовым колоколом. Эту грандиозную обитель населяло тысячное братство. Оно состояло в основном из русских и греков, были и болгары, сербы, грузины… Образ жизни и духовное настроение этого братства вызывали радость, удивление, восхищение и желание подражать у всех, кто побывал в монастыре. Один паломник свидетельствовал, что из десяти его спутников восемь захотели остаться в монастыре с намерением постричься л. 25].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/obr...

ЦВ 6 (331) март 2006 /  20 марта 2006 г. Образ Церкви в дневниках протопресвитера Александра Шмемана 27 марта в редакции газеты «Церковный вестник» состоялся круглый стол, посвященный публикации дневников протопресвитера Александра Шмемана. В обсуждении приняли участие: ректор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, главный редактор санкт-петербургской радиостанции «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов). Вел круглый стол ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Сергей Чапнин: Дневники о. Александра Шмемана — это хороший повод для широкой церковно-общественной дискуссии. Но очень важно с самого начала задать в ней правильный тон, наметить вектор ее развития. Я вполне намеренно не предлагаю конкретные вопросы. Однако выскажу одно пожелание: в искренних, глубоких размышлениях о. Александра звучат самые разные темы — культура, история, семья и многие другие. Думаю, для нас центральной темой является тот образ Церкви, который возникает в дневниках о. Александра. Протоиерей Георгий Митрофанов: Публикация дневника о. Александра Шмемана представляется мне событием очень значимым. По тому, как этот дневник отзовется в нашей церковной жизни и насколько поставленные в нем проблемы станут нами обсуждаться, можно будет понять, в какой степени мы в нашей церковной жизни еще способны к тому духовному творчеству, которое когда-то вдохновляло святых отцов. Надо сказать, что о. Александр Шмеман не только поставил проблемы, до понимания которых многие в современной церковной жизни не доросли, он сделал еще более важное: решился обозначить те проблемы, которые мы только ощущаем, и неразрешенность которых болезненно отзывается в служении многих пастырей. Вместе с тем эти проблемы мало кто дерзает выносить на обсуждение, формулировать в такой кричащей остроте, в которой их сформулировал даже не сам о. Александр Шмеман, а вся наша церковная жизнь.

http://e-vestnik.ru/church/dnevniki_shme...

Скачать epub pdf Содержание Вступление Толкование на первую главу  Толкование на вторую главу Толкование на третью главу Толкование на четвертую главу Толкование на пятую главу     Вступление Жизнь каждого существа на земле ведет свое происхождение с небес. Жизнь человека происходит с неба. Корень жизни каждой человеческой сущности и всего человечества в целом – в неизмеримых глубинах неба, в трисиянных бесконечностях Пресвятой Троицы. Таинство жизни каждого существа на земле, малого и большого, простого и сложного, – явление по своей сущности святое, небесное, осмысленное и троическое. Жизнь самого микроскопического насекомого не менее таинственна и загадочна, чем жизнь соловья, голубя, тигра, льва или жизнь человеческого существа. Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим. Только образ каждой жизни дан по воле неизреченной премудрости Божией. Каждое живое существо с присущими ему формами существования свидетельствует о своей осмысленности. Чем сложнее существо, тем осмысленнее его существование. Нет сомнения в том, что человек, самое сложное существо на земле, ведет и самый сложный образ жизни. И когда человек задумывается о таинстве своей жизни, то неизбежно приходит к Богу и всему божественному. Никогда и никоим образом человек не может разобраться в собственной жизни и в жизни других существ без озарения свыше, без Бога. Все таинство нашей человеческой жизни не принадлежит нам, людям, но является достоянием исключительно Господа, Иже на небесех. Бог явился на земле как Богочеловек Иисус Христос для того, чтобы разъяснить нам таинство жизни и научить нас наиважнейшей истине: жизнь человека от начала до конца происходит от Бога, заключается в Боге, направляется к Богу и совершается ради Бога. Самый совершенный, очевидный и лучший пример, разъясняющий это таинство, – жизнь Богочеловека Христа. Его жизнь на земле – это всежизнь, поскольку в Нем каждый человек может найти всю полноту, все бессмертие, все совершенство и всю вечность жизни, а через Него и в Нем – всю осмысленность, логичность и оправданность своей жизни. Без Богочеловека Христа жизнь человека всегда остается мучительной, страшной, горестной и невыносимой неизвестностью. Радость жизни невозможна вне Его и без Него. Бессмертие жизни невозможно вне Его и без Него. Блаженная бесконечность жизни немыслима без Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

4-е Преп. Герасима Иорданского Преп. Герасим, живший в V веке, был родом из Ликии; с молодых лет принявший в сердце своё исключительный помысл о Боге, удалился он от мирского рассеяния и полюбил пустыню – пустыню, которая всегда привлекала к себе подвижников и в особенности стала им дорога с тех пор, как освятило её сорокадневное пребывание в ней Христа. Образ Христа, постившегося и молившегося в пустыне, привлекал возлюбивших подражание Ему, – и целый мир неизреченных духовных радостей приобретали пустынножители взамен отчуждения от земных пристрастий... Сначала подвизался преп. Герасим в Фиваиде, потом отошёл он в ту самую пустыню Иорданскую, где явил Господь Божественную победу Свою над искушениями злого духа... Пустыня эта находилась в 35-ти верстах от Иерусалима и в одной версте от Иордана; в ней поселился Герасим и, собрав вокруг себя многих братий, основал обитель и словом, и примером своим руководствовал всех пришедших к нему в подвигах иноческой жизни. Образ жизни этих иноков отличался строгостью. Пять дней в неделе они проводили в уединении, каждый в своей келье, питаясь только хлебом, финиками и водой, и то в небольшом количестве, и не готовили себе горячего кушанья. В субботу собирались в обители к Божественной службе и для причащения св. тайн; потом обедали за общей трапезой и в воскресенье, после обедни, расходились по своим кельям, взяв с собой запас пищи на всю неделю и финиковых ветвей для плетения корзин. Особенно строгим постничеством отличался сам преп. Герасим; во всю св. Четыредесятницу он не вкушал ничего до самого дня Светлого Воскресения и подкреплял себя только приобщением Христовых тайн. Воспоминание о строгом воздержании его может служить во все времена руководством в посильных для всякого подвигах воздержания и поста по уставу церковному. Пример св. Герасима хотя и недостижим для современной немощности, но он, по крайней мере, замыкает уста возражающих против возможности и благотворности поста. Он напоминает, что были люди, которые могли исполнить завет Христов: «образ даю вам, да якоже Аз сотворил, и вы творите» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010