Закрыть Валерий Расторгуев: «У праздника 1 мая большие перспективы, а вот у нас – не очень» По мнению известного политолога, Первомай может скоро сам похоронить систему, которая его хоронит 30.04.2010 1349 Время на чтение 5 минут «Я подозреваю, что уже недалеко тот день, когда этот праздник вернет себе былое содержание, именно международного праздника защиты труда и трудового человека. Ситуация сегодняшняя в том и заключается, что под предлогом кризиса или в процессе самого кризиса (не исключено, что в этом и его причина), незаметно осуществляется наступление на права трудящихся, причем, повсеместное, тотальное. Это действо происходит в крупных и маленьких странах, во всех регионах планеты», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный политолог, д. филос. н., профессор МГУ Валерий Расторгуев , комментируя данные социологического опроса ВЦИОМ. Как сообщается на сайте ВЦИОМ, день 1 мая остается для россиян, в первую очередь, праздником весны (38%). Такое значение этот день имеет для респондентов моложе 35 лет (41-43%). Несколько меньше стало тех, для кого это Международный день солидарности трудящихся (с 35 до 31%). Доля таких респондентов наиболее высока среди пожилых (37%). 24% опрошенных воспринимают 1 мая просто как выходной день (24%), такая установка характерна для респондентов всех возрастов (25-27%) за исключением пожилых (19%). Как и прежде, в меньшинстве - те, кто считает, что это День борьбы за свои социальные права различных групп населения (2%). Стоит отметить, что респонденты, отмечающие 1 мая, более склонны воспринимать этот день как праздник весны (42%) или же как Международный день солидарности трудящихся (37%). Те, кто не празднует этот день, вдвое чаще считают его просто выходным (38%). «Причин для такого мощного наступления на права трудящихся на самом деле много, - продолжил комментарий Валерий Расторгуев. - Основная заключается в том, что перестала существовать планетарная система социализма и биполярная геополитическая система, которая была связана с существованием двух лагерей, лагеря мирового капитализма и лагеря мирового социализма.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/va...

Картина «Чума в Ашдоде». Художник Никола Пуссен (1594-1665) Самая известная история с чумой — это, конечно, “черная смерть”, убившая половину Европы в XIV веке. Ни одна европейская страна не избежала заразы. Грязь, нищета, большая плотность населения позволяли чумной палочке — возбудителю болезни — путешествовать без особых сложностей и по бедным кварталам, и по дворцам знати. О гигиене еще и не слыхивали, это также было на руку инфекции. Правда, к счастью, уже тогда врачи начали подозревать, что изолировать больных необходимо — и придумали карантин. Сорок дней прибывшие в Венецию путешественники выдерживались безвылазно в специальных домах: отсюда и название “карантин” — от итальянского слова “сорок”. Это отчасти помогало сдержать чуму. Третье большое пришествие возбудителя — уже на территории Азии. “Китайская” чума распространилась на рубеже XIX-XX веков в Индии, Южной Африке, Южной и Северной Америке. Главное, о чем упоминают историки в связи с этим эпизодом, — вспышка носила “портовый” характер, то есть зараза в основном путешествовала с корабельными крысами и поражала жителей портовых городов, не распространяясь вглубь материка. Однако результаты эпидемии были все равно плачевны: только в Индии от чумы в этот период умерло 12 миллионов.  Историю о том, как в Смоленске в XIV веке не осталось ни одного живого человека, а пятеро спасшихся чудом покинули чумной город, приводят в пример, когда говорят об истории чумы в России. “В 1349 году зараза из Скандинавии пришла в Псков и Новгород. Болезнь обнаруживалась железами в мягких частях тела. Человек харкал кровью и на другой или третий день издыхал. Нельзя вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги и дети лежали в гробах друг подле друга, в один день исчезали семейства многочисленные”, — писал в книге “История государства Российского” историк Николай Карамзин. Петр I делал попытки остановить чуму, проводя заградительные меры вплоть до казни подозреваемых в переносе возбудителя. Но вспышки болезни в России, как и в мире, все равно происходили, регулярно пожиная дань с человечества. 

http://pravmir.ru/kak-epidemii-pytalis-p...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разрабатывая собственный вариант соединения томистских и скотистских концепций в области логики и теории познания, К. создал соч. «Об интенциях» (De intentionibus, 1507; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 154. N 1), ставшее его 1-м опубликованным произведением. Предметом рассмотрения в трактате, преимущественно направленном против взглядов номиналистов и неортодоксальных томистов, являются т. н. первичные интенции (intentiones primae), т. е. представления, абстрагируемые познавательной способностью человека от конкретных вещей (напр., «этот человек»), и вторичные интенции (intentiones secundae), т. е. общие понятия разума, формирующиеся в самом разуме на материале первичных абстрагирований и обеспечивающие возможность мыслительного процесса (напр., «человек вообще»). К. излагал томистское понимание различия между первичными и вторичными интенциями, отмечая, что первые являются предметом физики и метафизики, тогда как вторые относятся к области логики. Обсуждая процесс формирования первичных интенций, К. отвергал субъективистский подход к познанию, свойственный номиналистам, и отмечал, что ментальный образ, или концепт (conceptus), вещи не есть произведение человеческого разума, но является «репрезентацией» самой вещи, способом ее существования «в душе» человека. Критикуя утверждение последователей Уильяма Оккама († 1349), считавших, что вторичные интенции есть произвольные «словесные обобщения» первичных, К. отстаивал общий для томистской и скотистской метафизики тезис: вторичная интенция есть не «фикция разума», но результат взаимодействия реальной вещи и активного разума, поэтому соответствие между понятиями и вещами имеет не просто логический, но логико-онтологический характер (см.: Bauch. 1897. S. 41-44; Barge. 1905. Tl. 1. S. 10-19). Еще одну попытку совмещения томизма и скотизма К. предпринял в соч. «Томистские дистинкции» (Distinctiones thomistarum, 1508; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 154-155. N 2). В этом трактате в центре внимания К. находится широко обсуждавшееся в схоластике понятие «дистинкция» (distinctio), т.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

Применительно к И. акциденций Грасия выделяет 3 основных типа теорий И. Согласно сторонникам теорий 1-го типа, акциденции получают индивидуальное существование благодаря тем субстанциям, с к-рыми они соединяются. Напр., серый цвет бороды Сократа индивидуален, поскольку он принадлежит Сократу как индивиду. Приверженцы 2-го типа теорий полагали, что акциденции индивидуализируются не благодаря самой субстанции, но благодаря нек-рым ее характеристикам: напр., видовым особенностям или пространственно-временному положению. Наконец, авторы, придерживавшиеся теорий 3-го типа, учили, что акциденции индивидуализируются сами по себе и не нуждаются в отличном от них принципе индивидуализации. Подобные взгляды были характерны для номиналистов, напр. У. Оккама ( 1349), а также встречаются в работах Ф. Суареса (1548-1617) (см.: Ibid. P. 16). Неуклонное возрастание интереса к вопросу об И. в средние века во многом объясняется тем, что решение этого вопроса требовалось для анализа ряда тонких богословских проблем, с неизбежностью возникавших при построении всеохватывающих богословских сумм и систем, типичных для средневековой мысли. Среди этих проблем исследователи выделяют вопросы тринитарного богословия (прежде всего вопрос о способе совмещения единичности и троичности в Боге), учение о грехе первородном и об искуплении (проблему перехода греха и благодати с индивида на род), проблему личного бессмертия и телесного воскресения (в т. ч. широко дискутировавшийся вопрос об индивидуальности человеческой души, отделяющейся от тела после смерти), вопрос об индивидуальности чистых разумных существ - ангелов и др. Т. о., учение об И. у мн. мыслителей первоначально формировалось в качестве богословского инструментария, однако с течением времени все больше приобретало самостоятельное философское значение. Предлагаемое тем или иным мыслителем решение вопроса об И. определялось как общими метафизическими установками авторов, так и принципиальным решением ими онтологических вопросов, связанных с понятием «индивид», и шире - с решением вопроса о соотношении общего и частного в вещах. От того, как именно интерпретировалась индивидуальность, какие вещи считались индивидами и какой онтологический статус приписывался индивидуальности индивида, в конечном счете зависело направление поиска ответа на вопрос об И.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Современный «Богословский вестник» стал классическим изданием, полезным не только для высокой чистой науки, но и в учебно-методических целях – как камертон для студентов, стремящихся к более глубокому и обстоятельному типу исследования. Вместе с тем он не лишен ряда недостатков: в нем отсутствуют заранее запланированные обзорные или проблемные статьи, ставящие своей задачей решение конкретных общецерковных вопросов. Переводы носят не такой систематический характер, как до революции. Редкая периодичность журнала не позволяет ему быть включенным в список периодики Высшей аттестационной комиссии. Принципы библиографической унификации последнего номера отличаются от предшествующих. Однако, несмотря на эти недочеты, журнал отличается оригинальностью и поиском новых, более совершенных решений, который отчасти объясняет и разные принципы оформления, и редкую периодичность, и многое другое, что, возможно, удастся наладить и исправить в обозримом будущем. Электронные версии периодических изданий академии В 2007, 2008 и 2009 годах силами редакции «Богословского вестника» совместно с порталом «Богослов. Ru» были подготовлены полные электронные версии журнала «Богословский вестник» (1892–2006) (первый диск), его предшественника журнала «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» (второй диск) и самих «Творений» (третий диск), из которых две первые сразу после издания на диске были размещены на портале. Выход первого диска, высоко оцененный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на празднике Покрова Божией Матери (14 октября 2007 года), стал добрым примером и для других учебных заведений РПЦ – в настоящее время выпустила диск с комплектом журнала «Христианское чтение», а Тобольская духовная семинария – «Тобольские епархиальные ведомости», в то время как в Киевской духовной академии планируется провести аналогичную публикацию «Трудов КДА». Полная электронная версия «Богословского вестника» включает как дореволюционные, так и современные материалы. Структура каждого диска такова. Все материалы размещаются на страницах развернутой книги, листая которые можно перейти к искомому тексту. На левой странице помещена краткая историческая статья, в конце которой приводятся статистические данные. Всего на первом диске размещено 4465 публикаций и статей (вместе с обложками и титульными листами) в формате djvu общим объемом 90506 страниц 11 . На втором диске размещено 1349 публикаций и статей объемом 38362 страницы, на третьем – 1330 публикаций (согласно нумерации в библиографическом указателе к ТСО) объемом около 25000 страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

На одном из этапов гражданской войны в середине 1345 года во время перемирия произошли трагические события: «Андрей Палеолог, возглавлявший союз моряков во время Кантакузина, собрал моряков и зилотов, остановился около морских ворот и созвал народ звуком труб. Население Фессалоник фактически было на стороне зилотов, а солдаты, закрывшись в акрополе, отказывались поднимать оружие против своих сограждан. Народ поджег ворота акрополя, и зилотам удалось войти внутрь. На следующий день зилоты повесили на стенах всех богатых людей, находившихся в акрополе, а затем ослепили тех, кто скрывался в городе. Это было самое кровавое событие гражданской войны. Город лишился почти всего правящего класса, и власть перешла к представителям низов. Сидонис описывает это восстание с отвращением, говоря, что „раб покупает своего хозяина; крепостной покупает своего господина; грубый крестьянин покупает военачальника, и земледелец покупает солдата». К сожалению, мы не располагаем никакой информацией об управлении Фессалониками в 1347–1349 годах. Мы знаем, что город, расположенный в Македонии, находящейся под контролем Кантакузина и сербов, не имел никаких контактов с Константинополем и его управление было независимым. Мы также знаем, что в конце XIV века солунское население было особенно враждебно настроено по отношению к богатым и знатным гражданам, что свидетельствует о том, что память о гражданской войне еще была жива» 421 . Разъяренная толпа зарезала сотни знатных людей, укрывавшихся в акрополе, а также многих из тех, кто оставался в своих домах. Среди немногих, избежавших резни, был святой Николай Кавасила , который спасся чудом, спрятавшись в колодце. После своего спасения он написал «молитву Господу нашему Иисусу Христу, единородному Сыну Божиему и Богу Слову», в которой святой благодарит Бога за Его благодеяния человеческому роду и умоляет Его положить конец гражданским войнам, народным волнениям, мучениям и убийствам. Как отмечает Кантакузин, в тот день (в середине июля 1345 г.) ситуация накалилась до такой степени, что были отмечены отдельные случаи людоедства 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Согласно Лактанцию , после соединения две природы во Христе неизменно сохранили свои естественные свойства и действия: «Сила Божия проявлялась в Нем через деяния, которые Он совершил, а немощь человеческая – через страдания, которые Он перенес» (ibid., IV.13) 1345 . Человеческая природа, в которую облекся (induerat) Сын Божий и которую Он носил (gerebat), хотя и произошла от Девы безмужно 1346 , но была во всем подобна нашей (homini simillimum), в том числе была подверженной страданиям (subjectus passionibus) и смертной (mortale corpus, mortalis саго, ibid., IV.10; 24; 25), чтобы в ней были побеждены страдания и смерть. Ведь если бы Христос был только бессмертным, Он ни коим образом не мог бы дать человеку пример победы над смертью (ibid., IV.24). Более того, согласно Лактанцию , Христос воспринял плоть, зараженную «естественным» грехом: «Он был крещен пророком Иоанном в реке Иордане, чтобы в духовной купели устранить не Свои грехи, но плоти, которую Он носил, чтобы как иудеев через обрезание, так и язычников спасти через крещение, то есть обливанием очищающей влаги» (ibid., IV.15) 1347 . «Плоть немощна и подвержена греху, а грех – это пища смерти; поэтому и пришел Посредник (mediator), то есть Бог во плоти, чтобы плоть могла последовать Ему и чтобы Он избавил человека от смерти, чья власть была сосредоточена в плоти. Поэтому Он облекся в плоть (carne se induit), чтобы, покорив плотские вожделения, научить, что грех совершается не по необходимости, а по добровольной склонности» (ibid., IV.25) 1348 . Вся сотериология Лактанция основывается на уже известном нам принципе: «не воспринятое не уврачевано» 1349 : «Если бы кто-нибудь сказал [Христу]: «Ты требуешь невозможного), то Он ответил бы: «Вот, Я Сам [это] делаю». – «Но ведь я облечен в плоть, которой свойственно грешить». – «И Я ношу ту же самую плоть, но грех надо Мной не властвует». – «Но мне трудно отказаться от богатства, поскольку никто не может жить в этом теле по-другому». – «Вот, и у Меня есть тело, но я противоборствую всякому вожделению». – «Я не могу за правду перенести ни страдания, ни смерть, потому что я слаб». – «Вот, и надо Мной имеют власть страдание и смерть, но именно то, чего ты боишься, Я побеждаю, чтобы сделать тебя победителем страдания и смерти. Я первый прохожу через то, относительно чего ты оправдываешься, что не можешь этого перенести. Если ты не можешь следовать за повелевающим, то следуй за Тем, Кто идет впереди тебя»» (ibid., IV.24) 1350 . Отсюда «совершенно ясно, что Тот, Кто есть Начальник жизни и Наставник праведности, должен быть телесным... Он Сам должен быть подверженным немощи плоти и тела и воспринять в Себя добродетель, Наставником которой является, чтобы научить ей и словом, и делом. Он также должен быть подвержен смерти и остальным страданиям, поскольку в перенесении страдания и смерти заключается обязанность добродетели; всё это должен перенести совершенный Наставник, чтобы учить, что это можно перенести» (ibid., IV.24) 1351 . 8.3. Сотериология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Тщетно в 539, 541, 543, 544, 545 и 556 годах 1348 Юстиниан увеличивал количество своих указов; тщетно он возобновлял их, повторяя в 545 и 556 г. то, что он предписал в 535 г. 1349 ; тщетно придумывал он новые мероприятия. В 539 г., с целью ускорить отправление правосудия и освободить столицу от наплыва массы просителей и нищих, которые переполняли ее, он учредил в Константинополе новую должность чрезвычайного магистрата, так называемого quaesitor " a , одновременно верховного судью и префекта полиции. 1350 Беспрерывно увеличивал он контроль епископов над чиновниками 1351 ; беспрерывно распекал губернаторов, требуя, чтобы они судили по законам, быстро и неподкупно 1352 , но в 544 и в 545 гг. злоупотребления не уменьшались 1353 и в своем большом указе от 556 г. Юстиниан был вынужден повторить все то, что им было сказано двадцать лет раньше. 1354 Как и в 535 г., он предписывал губернаторам «вести себя честно и хорошо управлять»; как и в 535 г., он приказывал внимательно наблюдать «за сбором податей и за безопасностью края»; как в 535 г., он указывал на медленность, продажность, испорченность юстиции, на то, что чиновники щадят богатых преступников и обогащаются на счет обвиняемых, на корыстолюбие и страсть к наживе, как на единственное, чем руководятся чиновники. 1355 Можно удивляться, что такой государь, как Юстиниан, столь ревниво охранявший свою власть, оказался таким бессильным заставить повиноваться себе и что все его добрые и, по-видимому, искренние намерения оставались до такой степени не производящими никакого действия. А это происходило от того, что, как сказал один из преемников императора, «недостаточно издавать указы, но нужно уметь настоять на их точном выполнения» 1356 ; но для этого Юстиниан оказался неспособным: нужды управления заставляли его самого давать пример нарушения законов, им самим обнародованных. Всю свою жизнь Юстиниан страдал самым худшим видом бедности – нуждой в деньгах. Для своих завоевательных войн, для построек, для поддержания императорской пышности, на издержки, требовавшиеся его политикой в отношении варваров, – требовались огромные суммы и, чтобы найти их, император ни перед чем не останавливался.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010