Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Амалик сказал ему: „доколе ожидать мне птиц, приходящих в добычу?” Иисус сказал ему: „народ твой с тобою – добыча, потому что орел великий на холме распростер руки“ 1349 . Амалик сказал ему: „я сын Елифаза, сына Асу, что значило в устах его – подстерегающий добычу”. Иисус сказал ему: „я сын Нуна, сын Едена, сын Шутелы, сын Ефрема, сын Иосифа, начальник глав“. И продолжался разговор между ними обо всем, что может быть передано языком; ничего не оставалось кроме истребления мечом и разрушения. Моисей пророк поднял руки свои к небу, и вот Амалик и его народ были сокрушены рукою Иисуса. Моисей поднял руки свои, и вот, меч ударился о меч, и не было спасения, кроме (спасения) от Создателя творения, дабы все поколения могли знать, что только рукою Моисея (спасся Израиль); иначе был бы уничтожен Израиль рукою Амалика. Я оставил Амалика, поверг его на землю, и Иисус поразил Амалика и его мятежный народ. Потом Господь сказал Моисею: „напиши это для памяти в книгу и вложи в уши Иисуса, ибо Я истреблю из памяти имя гордых”. И построил Моисей жертвенник и нарек имя ему Иегова – Нисси (Господь знамя мое). Так Он спас вас, собравшихся здесь, и открыл вам скинию свою в святейшим из святилищ 1350 . Так Он сохранил жизнь всех вас, отцов и детей. Вот мое приветствие вам ныне, вот что говорю я вам ныне: да продолжатся дни ваши в радости. Говорите: Вечный, Создатель мира и всего, что в нем, прими молитвы Израиля и сделай для него близким имя Твое! И в конце слов: помолимся Господу в чистоте и восхвалим имя Его. Заключим молитвы наши, станем у жертвенника моления и скажем: и устроил Моисей жертвенник, и нарек имя Ему Иегова – Нисси и сказал: ибо рука на престола Господа; брань у Господа против Амалика из рода в род ( Исх. 17:16 ). Боже, Создателю Мой, прости нам по Твоей Милости, которая неисчислима. Боже Праведный, Господи плоти, прости тому, который стоит пред Тобою. Во имя благости и милости Твоей Он молится пред Тобою. Услыши ради служителя Твоего Моисея. Благость Твоя возносит от уничижения: избави нас от всех врагов! Возврати милость Твою, очисти нас, Неисчислимый и Неисчетный! По благости Твоей умилосердись и прости нам и не взирай на злодеяния наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

3) Общественные бедствия и войны. Также услышите о войнах и о военных слухах... Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство... ( Мф.24:6–7 ). Будут иметь место также смятения (мятежи) ( Мк.13:8 ). 4) Природные бедствия. Помимо общественных бедствий в последние времена проявятся и различные природные катаклизмы: ...будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ), знамения в солнце и луне и звездах... море восшумит и возмутится ( Лк.21:25 ). Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие зла – антихриста, при котором отступление и различные бедствия достигнут полной силы. 2.3. Антихрист и время его пришествия 2.3.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания Приставка ντ в греческом языке имеет два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» это всякий, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин.2:22 ). Ап. Иоанн говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван этим именем. В этом смысле появилось много антихристов... ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле слова это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором говорит тот же апостол: ...вы слышали, что придет антихрист... ( 1Ин.2:18 ). Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нужно знать, что надлежит прийти антихристу. Посему всякий, кто не исповедует, что Сын Божий пришел во плоти... тот есть антихрист. Однако особым образом и по преимуществу антихристом называется имеющий прийти при скончании века» 1348 . Надо сказать, что в истории христианства имели место мнения о том, что антихрист не есть конкретная личность, а некоторая враждебная Богу сила 1349 . Однако Священное Писание ясно учит об антихристе как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: ...иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Ап. Павел называет антихриста – человек греха, сын погибели ( 2Сол.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Ибо Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его ( Ис. 53:9 ). Но как умерший за тех, кои осуждены на смерть, освобождает их от смерти, так и принявший на Себя проклятие освободил от проклятия». 1349 Совершенно добровольно Господь принимает пригвождение на кресте, будто злодей и преступник несет на себе проклятие греха ( Втор. 21:23 ) до тех пор, пока словом «совершилось» ( Ин. 19:30 ) не полагает конец ненавистному Ему греху. Зная то, что вся наша порочность, т.е. ветхий наш человек, распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное или весь корпус страстей, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим. 6:6 ). Будучи безгрешным, а значит и свободным от смерти, Богочеловек по Своей воле предает дух, дабы смертью Своей упразднить существующую в человеческом роде смерть. Эта вольная смерть есть смерть Того, Кто есть сама Жизнь. Хотя принятая Им человеческая природа, была смертной и тленной по естеству своему, однако же по причине ипостасного соединения с Божеством она превозмогла свойственное ей по природе. 1350 Ради этого Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ). Благодаря человеческой природе Оно смогло пострадать, умереть и этим самым лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ). Естественно, что страданию и смерти была подвержена лишь человеческая природа Богочеловека, «Божество же, будучи бесстрастным, не страдало вместе с телом». 1351 Страдание, смерть и воскресение совершались в плоти и душе Бога-Слова. Господь сам говорил о том, что тело его будет подвержено страданию и смерти ( Ин. 2:19 ) и не только тело, но и душа Его предана будет на смерть ( Ис. 53:12 ), т.е. разделит с телом все страдания по тесной своей связи с ним. Но хотя Слово пострадало и умерло по человечеству Своему и Божество в Нем не испытало никаких страданий, однако эти страдания и смерть Слово усвоило Себе как Богу, упразднив этим ненавистные Ему смерть и ее причину – грех. Только таким способом можно было победить дотоле непобедимую смерть, а именно – позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не смогла найти себе места.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Проходящие же, – повествуют Евангелисты, – злословили Его (Распятого Христа), кивая головами своими и говоря: если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ). «Также и воины ругались над Ним, подходя и говоря: если Ты царь иудейский, спаси Себя Самого... Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк.23:36, 37, 39 ). Потому-то говорит Св. Ириней Л., и «пророки возвещали Его подвергающимся насмешкам и злословию от смотрящих на Него.» 1349 . По мнению свв. Отцов Церкви, все это неоднократно было предвозвещено Псалмопевцем, «предсказавшим, что про­изойдет с Ним» на кресте. Так о насмешках проходив­ших мимо Распятого Иудеев и окружавших Его воинов, по мнению св. Кирилла Иер. 1350 , разделяемому и св. Афанасием В. 1351 , пророк говорит: «Видеша Мя, покиваша главами своими» ( Пс.108:25 ), а о насмешках первосвященников и книжни­ков: «вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его» ( Пс.21:8–9 ) 1352 . Имея же в виду все вообще насмешки над Распятым, Псалмопевец называет Его «поношением человеков и уничижением людей» ( Пс.21:7 ) 1353 и влагает в уста Его такие слова: «избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою: спаси Мя от уст львовых» ( Пс.21:21, 22 ) 1354 , а самые «хулы, произносимые при кресте, разумеет», когда от лица Христа, «описы­вающего, как поступили с Ним Иудеи во время страдания», говорит: «разшириша на Мя уста своя» ( Пс.34:21 ) 1355 , а так­же – когда говорит о народе Иудейском: «глаголы уст его беззаконие» ( Пс.35:4 ) 1356 . – Издевательства первосвященников над Иисусом Христом особенно ясно предрекает, по изъяс­нению св. Ипполита, Соломон, когда как бы от лица их говорит о Христе: «увидим, аще словеса Его истинна, и искусим, яже сбудутся Ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит Его, и избавит Его от руки противящихся» ( Прем. 2:17–18 ) 1357 . Эту «злобу и жестокость Иудеев на сло­вах, – говорит св. Златоуст, – предвозвестил и прор. Исаия, так в кратких словах выражая поношение сие: «обезсла­вится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов челове­ческих» ( Ис.52:14 )» 1358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В течение последующих двух лет объединенные усилия Кантакузина и Москвы дали впечатляющие результаты. Не только митрополит Феогност смог в 1348 году посетить Волынь и заявить там свои права,   но Симеон Московский, при содействии митрополита и хана, сумел породниться с литовской и тверской династиями.   Великий князь Московский все более становился правителем «всея Руси». 2. Ольгерд и Москва Однако в последние годы жизни Феогноста (1349–1353 гг.) намеченный в 1347 году Кантакузином политический курс натолкнулся на значительные препятствия. Усилия императора ослабить генуэзский контроль закончились неудачей (1349 год), а попытка прибегнуть к помощи Венеции привела к войне между Генуей и Венецией, которая шла преимущественно у берегов Византии. После знаменитого сражения на Босфоре (1352 год) генуэзцы сохранили контроль над Перой и Галатой, распространив свое влияние в Черном море.   Такой поворот событий на первых порах не ущемлял интересов Москвы, потому что господство генуэзцев в этом районе целиком зависело от союза с Золотой Ордой, которого последние сумели добиться, а власти Москвы тоже зависели от доброй воли хана. Однако как татарская власть на Руси придерживалась правила не допускать перевеса какого–нибудь из княжеств, так и генуэзское влияние в Константинополе и Сарае, основанное на голом коммерческом интересе, толкало русских князей на раздор и соперничество, что противоречило идеалу «византийского содружества», который утверждали Кантакузин и его друг патр. Филофей. В 1349 году генуэзцы разгромили силы Кантакузина в Константинополе, а Казимир Польский захватил Галич и Волынь. Любарт удержал только Луцк, и Казимир стал называться dominas terrae Russiae.   Характерное освещение этих событий дает Новгородская летопись: «Прииде король краковськыи (т. е. польский) со многою силою, и взяша лестью землю Волыньскую и много зло крестианом створиша, а церкви святыя претвориша на латыньское богумерзское служение».   Последнее подтверждают и польские источники: на завоеванных землях были устроены латинские церкви и учреждена католическая иерархия. Перед лицом литовской угрозы Казимир просил и получил у Рима моральную и материальную помощь для нового крестового похода против «язычников» и «схизматиков».   В 1349–1364 гг. шло упорное состязание между Польшей и Литвой за обладание Галичем и Волынью. Литва, возглавлявшаяся тремя сыновьями Гедимина — Ольгердом, Кейстутом и Любартом, — оказалась оплотом борьбы с Тевтонским орденом и Польшей и защитницей православного христианства; действительно, Любарт уже был православным, а Ольгерд выражал готовность последовать его примеру, если он, а не великий князь Московский, будет признан главой Руси «византийским содружеством». В борьбе с Казимиром он пользовался иногда помощью татар, а через дипломатию усердно (иногда успешно) старался вбить клин между Сараем и Москвой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Великий князь Московский все более становился правителем “всея Руси”. 2. Ольгерд и Москва Однако в последние годы жизни Феогноста (1349–1353) намеченный в 1347 году Кантакузином политический курс натолкнулся на значительные препятствия. Усилия императора ослабить генуэзский контроль закончились неудачей (1349), а попытка прибегнуть к помощи Венеции привела к войне между Генуей и Венецией, которая шла преимущественно у берегов Византии. После знаменитого сражения на Босфоре (1352) генуэзцы сохранили контроль над Перой и Галатой, распространив свое влияние в Черном море 1308 . Такой поворот событий на первых порах не ущемлял интересов Москвы, потому что господство генуэзцев в этом районе целиком зависело от союза с Золотой Ордой, которого последние сумели добиться, а власти Москвы тоже зависели от доброй воли хана. Однако как татарская власть на Руси придерживалась правила не допускать перевеса какого-нибудь из княжеств, так и генуэзское влияние в Константинополе и Сарае, основанное на голом коммерческом интересе, толкало русских князей на раздор и соперничество, что противоречило идеалу “византийского содружества”, который утверждали Кантакузин и его друг патриарх Филофей. Β 1349 году генуэзцы разгромили силы Кантакузина в Константинополе, а Казимир Польский захватил Галич и Волынь. Любарт удержал только Луцк, и Казимир стал называться dominus terrae Russiae 1309 . Характерное освещение этих событий дает Новгородская летопись: “Прииде король краковськыи (то есть польский) со многою силою, и взяша лестью землю Волыньскую и много зло крестианом створиша, а церкви святыя претвориша на латыньское богумерзское служение” 1310 . Последнее подтверждают и польские источники: на завоеванных землях были устроены латинские церкви и учреждена католическая иерархия. Перед лицом литовской угрозы Казимир просил и получил у Рима моральную и материальную помощь для нового крестового похода против “язычников” и “схизматиков” 1311 . Β1349–1364 годах шло упорное состязание между Польшей и Литвой за обладание Галичем и Волынью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

До кон. XX в. предметом дискуссий оставались вопросы о дате кончины О. и о том, примирился ли он перед смертью с католич. Церковью. Основанием для положительного ответа на последний вопрос служил датированный 8 июня 1349 г. ответ папы Римского Климента VI на донесение генерального министра ордена францисканцев, в к-ром сообщалось, что некий «Вильгельм из Англии» (Guilelmus de Anglia) вернул орденскую печать, и испрашивалось дозволение на воссоединение его и др. покаявшихся мюнхенских францисканцев с Церковью. Начиная с XVII в. католич. историки, опираясь на это свидетельство, во многом по идеологическим причинам утверждали, что О. покаялся в 1348 или 1349 г. и вскоре после этого скончался во время эпидемии чумы. Решающий аргумент против гипотез о смерти О. в 1348 или 1349 г. и о его примирении с католич. Церковью был выдвинут в 1982 г. Г. Галем (см.: G á l. 1982). Галь получил из архивов Ватикана регистр донесения генерального министра ордена францисканцев, на к-рое отвечал папа Римский Климент VI. Из текста регистра следует, что Вильгельм из Англии и О.- разные лица, т. к. Вильгельм из Англии назван в нем «помощником брата Вильгельма Оккама» (frater Guillelmus de Anglia, socius fratris Guillelmi Ocham - Ibid. P. 91). Т. о., уже после кончины О. носивший одинаковое с ним имя ближайший сподвижник из числа францисканцев, о к-ром ничего более не известно, отправил генеральному министру полученную от О. орденскую печать, заявив от собственного лица и от лица др. мюнхенских монахов о желании примириться с Церковью. В свете этого не остается оснований для сомнения в корректности той даты кончины О., к-рая засвидетельствована в его надгробной надписи и хрониках: «...за четыре дня до апрельских ид в лето Господне 1347», т. е. 10 апр. 1347 г. (в хрониках встречается также датировка 9 апр., однако она ошибочна и, вероятно, является следствием описки в рим. обозначении дня: V idus вместо правильного IV idus; см.: Ibid. P. 95; Wood. 1997. P. 11. Not. 29; Аполлонов. 2002. С. IX-X). О. был погребен в алтарном хоре главного храма францисканского мон-ря св. Антония (Kloster Sankt Antonius) в Мюнхене. В 1802 г. мон-рь был упразднен, и все его строения впосл. оказались разрушены; местонахождение останков О. ныне неизвестно (см.: Leppin. 2012. S. 272). Учение

http://pravenc.ru/text/2578237.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010