Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Макарий» найдены статьи: МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИСТРА План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец [Греч. Μυστρς, Μιστρς, Μυζηθρς; лат. Myzethras, Mystras], средневек. визант. город в Греции, на п-ове Пелопоннес, в 6 км к западу от древнегреч. Спарты, на склоне горы Тайгет; столица Ахейского княжества (1249-1262), Морейского деспотата (1349-1460). Хорошо сохранившийся комплекс оборонительных, дворцовых, храмовых и др. городских сооружений М., построенных преимущественно в сер. XIII-XV в., включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Поздневизантийская эпоха В сер. XIII в. Ахейское княжество, основанное в 1205 г. крестоносцами после 4-го крестового похода и раздела захваченной ими Византийской империи , являлось наиболее значительным феодальным гос-вом Латинской Романии . М. была основана в 1249 г. правителем Ахейского княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278), к-рый незадолго до этого изгнал византийцев с Пелопоннеса и занимался укреплением рубежей своих владений. Первоначально М. была крепостью на границе горного массива Тайгет, населенного племенем славян, лишь отчасти признававших сюзеренитет местных гос-в. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. В сент. 1259 г. в битве при Пелагонии войско Никейской империи одержало победу над коалицией Эпирского деспотата и Ахейского княжества. Кн.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника , на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом , буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

http://pravenc.ru/text/115200.html

Оглашенные: прошлое или будущее? Великий Улус делился на две части предположительно по реке Идель, которая не полностью совпадала с нынешней Волгой, у татар считалось, что Идель идёт по руслу реки Белой (Агидель), потом по руслу реки Камы до её впадения в Волгу и далее – по руслу Волги до её впадения в Каспийское море. Вопрос о соотношении этих двух частей становился объектом острых научных дискуссий. Западная часть Улуса Джучи называлась Ак Орда – Белая Орда, а восточная – Кюк Орда, то есть Синяя Орда. Первой столицей Золотой Орды стал крупный торговый портовый город Болгар (Спасск Татарский). После присоединения татарами Волжско-Камской Булгарии и разрушения её городов, татары при помощи среднеазиатских и армянских мастеров его заново отстроили. Тогда же на территории болгарской крепости Хусан, что на Волге, татары построили город Казань. Болгарский вилайет Золотой Орды и образованное позже Казанское Ханство – были разными административными единицами Улуса Джучи и отличались территориально. Предполагается, что Болгар оказался на территории Кюк Орды, а Казань на территории Ак Орды. В конце XIII века столица Улуса Джучи из Болгара была перенесена по реке Идель ближе к Каспийскому морю в город Сарай Бату. На территории Золотой Орды жили разные народы и племена, находившиеся на разном уровне развития. Современные татары, включая субэтнос кряшен и этнос крымских татар, нагайбаки, башкиры, ногайцы, казахи и некоторые другие народы происходят от военизированной средневековой татарской общности, сложившейся на территории Золотой Орды из двух основных элементов – татар и кыпчаков. Вот как об этом свидетельствует Аль-Омари (1301-1349 гг): «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кыпчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они стали точно кыпчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого, что монголы [и татары] поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [кыпчаков]».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/31/hr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (кон. XIII в., Трикала - ок. 1363), митр. Лариссы, греч. церковный писатель. Единственный источник сведений о жизни А.- его сочинения. В юношеские годы А. стал монахом Великой лавры на Афоне. Затем нек-рое время находился в К-поле, где получил назначение на митрополичью кафедру г. Лариссы с титулом «ипертима и экзарха Второй Фессалии и всей Эллады» (1333). Как и его предшественник свт. Киприан , А. пребывал не в Лариссе, а в Трикале, крупнейшем в то время городе Фессалии. Его паства переживала нелегкие времена в условиях углублявшейся разобщенности визант. провинций, люди находились в постоянном страхе перед набегами турок. В нояб. 1348 г. Фессалию захватили войска серб. царя Стефана Душана . Сербы стали изгонять греч. епископов, а их епархии подчинили Печскому Патриархату. В связи с этим А. вынужден был дважды удаляться в Фессалонику, где провел в общей сложности около 8 лет. Там он застал и восстание зилотов (1342-1349), и более спокойные времена при царице Анне, матери имп. Иоанна V , и расцвет духовной жизни во времена свт. Григория Паламы . В Трикалу А. вернулся при Никифоре, новом правителе Фессалии; тот оставил А. управляющим «всеми делами» с титулом «вселенского судьи ромеев» (καθολικς κριτς τν Ρωμαων), отправляясь в окончившийся неудачей поход против албанцев. При следующем правителе, Симеоне Уроше, удалось завершить многолетнее строительство Трикальского собора во имя Святых архангелов Михаила и Гавриила. Более всего А. известен как проповедник: ему принадлежит сборник гомилетических произведений (общим числом 18), включающий проповеди на Господские и Богородичные праздники, на Собор архангелов Михаила и Гавриила, энкомии вмч. Георгию, святителям Киприану Ларисскому и Икумению, еп. Триккскому (или Трикальскому), а также Слово о чудесах Пресв. Богородицы, избавлявших К-поль «от нашествий скифов и агарян». Эти сочинения А. сохранились в 3 кодексах (Oxon. Colleg. Aedis Christi 66; Ath. Ivir. 571; Chiou 156); энкомии святителям Киприану и Икумению изданы. Кроме того, в архивах мон-рей Преображения Господня (Метеоры) и Калогерьянис сохранились 2 послания А., подтверждающие земельные владения фессалийских мон-рей (изд. Н. Веис). Среди гимнографических произведений А. наиболее важным является канон свт. Ахиллию Ларисскому († 350). Ему также приписываются стихиры и славник на вечерне мученикам Акиндину, Пигасию, Аффонию, Елпидифору и Анемподисту (пам. 2 нояб.).

http://pravenc.ru/text/115918.html

Собор свт. Николая Чудотворца (Изборск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский собор , венчающий гору Жеравью, — главное здание древнего Изборска; построен в XIII веке. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря. Содержание История [ править править код ] Изборская крепость собственно и есть тот самый древний город Изборск, упоминание о котором впервые запечатлено в летописях 862 года. Как и в большинстве русских крепостей, внутри Изборской крепости располагался храм. Никольский собор Изборска, первое упоминание в летописи о котором приходится на 1341 год, находился у въезда в крепость. Именно поэтому, во время осады храм должен был служить моральной поддержкой защитникам, стоявшим у ворот — самого значимого места обороны. Изборяне возвели собор в честь своего небесного заступника вскоре после того, как Изборск был перемещен на Журавью гору. За собором, в восточной крепостной стене, находится тайник — особая галерея, ведущая к подземному колодцу, который снабжал горожан водой во время осад. Никольский собор является не только главным зданием древнего города Изборска, но и самым старым памятником церковной архитектуры Пскова. Но до настоящего времени собор дошел не в первоначальном облике. Четырехстолпный, имеющий одну главу, одноапсидный храм, сооруженный из камня во 2-й четверти XIV в., не выделяется грандиозностью. Приземистый силуэт обладает кубическим объемом со сниженными углами кровли и пониженной апсидой полукруглой формы. Шлемовидный купол и большой барабан базируются на подпружных арках. Храм вызывает ощущение покоя и силы одновременно. Архитектура собора — сурова и строга, а формы — просты и сдержанны. Декоративная обработка фасадов храма — довольно проста и выполнена традиционными в псковском зодчестве лопатками. Полукруглая апсида не имеет декоративных элементов, но тяжеловатый барабан главы украшен двойным рядом плоских ниш и эллиптических арочек, которые расположены вперебежку под ними. Привлекает внимание одноапсидный придел, примыкающий к собору с южной стороны. Бесстолпный придел покрывает цилиндрический свод с глухой главкой, которая украшена изразцами XVIII века. В 1349 году Спасо-Преображенский придел храма был освящен псковским князем Юрием со священнослужителями.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_свт._Ник...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА Николай де Лира. Гравюра из кн.: Thevet A. Les vraes portraits et vies des hommes illustres. P., 1584. T. 1. Fol. 151r Николай де Лира. Гравюра из кн.: Thevet A. Les vraes portraits et vies des hommes illustres. P., 1584. T. 1. Fol. 151r [Лат. Nicolaus de Lyra, также Nicolaus Lyranus или Nicolaus Lyrensis (Николай Лирский); франц. Nicolas de Lyre] (ок. 1270, Лира, ныне Ла-Вьей-Лир и Ла-Нёв-Лир, Франция - 14.10. 1349, Париж), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев . Жизнь и деятельность Сохранившиеся в источниках свидетельства о жизни Н. де Л. весьма немногочисленны и фрагментарны (общий обзор материала см.: Labrosse. 1906). Нек-рые события позднего парижского периода жизни Н. де Л. могут быть надежно установлены на основе исторических документов, однако все сведения о его происхождении, детстве и юности восходят к противоречивым преданиям и не имеют прямых подтверждений в источниках XIII в., поэтому проверить их достоверность невозможно. Год и день рождения Н. де Л. неизвестны. В помещенной на его могиле эпитафии сообщается, что он был членом ордена францисканцев 48 лет (см.: Ibid. P. 397). Соотнося это свидетельство с датой смерти Н. де Л., с сообщениями др. источников о том, что в 1322 г., начиная работу над своим главным экзегетическим сочинением, Н. де Л. был уже в преклонных летах, а также с утверждениями средневек. биографов, что он скончался в глубокой старости, исследователи условно датируют его рождение кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. (см.: Idem. 1907. P. 491-492; ср.: Glorieux. 1933. P. 215; Patton. 1999. P. 116). В лит-ре XV-XVII вв. встречаются разные сведения о месте рождения Н. де Л. Наименее вероятной является версия о том, что он был уроженцем Англии и происходил из Кингс-Линна; по-видимому, эти сведения восходят к ошибочному отождествлению Н. де Л. с англ. ученым Николаем Линнским (Linnensis). Мн. писатели, в т. ч. Эразм Роттердамский , считали Н. де Л. уроженцем Лиры в герц-стве Брабант (ныне Лир, Бельгия), однако эта гипотеза основана только на совпадении прозвища Н. де Л. с названием города и не находит др. подтверждений. Наиболее вероятной большинством совр. исследователей признается версия о происхождении Н. де Л. из Лиры в Нормандии. В пользу этой гипотезы свидетельствуют прямое указание на его нормандское происхождение в одной из эпитафий, хорошее знание им франц. языка и реалий франц. жизни, а также то, что его монашеский путь начался в мон-ре францисканцев, относившемся к кустодии Нормандия (подробнее см.: Labrosse. 1907. P. 492-495).

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скит Дупиани Комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона. Он возник на скалах, к-рые в результате отступления воды из озера, существовавшего 20-30 млн лет назад, и последующего эрозионного воздействия ветра приобрели неповторимый облик. Ближайшим к М. м. городом был Стаги (ныне Каламбака), кафедральная ц. которого во имя Успения Божией Матери имеет 1-ю строительную фазу ок. 1000 г.; воздвигнута на месте раннехристианской базилики. С XI-XII вв. на скалах близ Стаг начали селиться отшельники. На воскресную литургию они собирались в возникший в кон. XI - нач. XII в. у подножия утесов скит Дупиани, или Стагский скит, при к-ром и образовалась 1-я община аскетов. Храм во имя Пресв. Богородицы был построен в 1162 г. и перестроен в 1867 г. В первые века существования скита его игумену подчинялись все отшельники, жившие в округе. С кон. XIII в. ситуация в Фессалии стала крайне нестабильной из-за столкновений разных политических сил. В связи с этим мн. монахи искали убежища на скалах, где впосл. возникли М. м. Когда эта территория вошла в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355), воцарившееся спокойствие и покровительственное отношение этого правителя к монастырям создали благоприятные условия для развития монашества. До 1362 г. скит Дупиани зависел от Стагского епископа, его монахи ежегодно приносили в епископию по 1 литре чистого воска. В 1362 г. брат Стефана Душана Симеон Урош (Синиша) предоставил скиту привилегию - независимость от Стагского епископа и подчинение только проту скита. Первый из протов, игум. Нил, считается организатором монашеской жизни в округе. Он основал 4 мон-ря: Сретения Господня (1367), вмч. Димитрия, Пантократор, Панагия «возле колодца» (παρ τ Πηγδων). Большой Метеорский мон-рь Большой Метеорский мон-рь Всего в XIV в. было образовано более 20 М. м., в т. ч. прп. Афанасий Метеорский основал в 1343/44 г. Большой Метеорский монастырь , 1-ю обитель, имевшую киновиальное устройство. Благодаря прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1349/50-1422/23 или 24 февр. 1423), сыну Симеона Уроша, Большой Метеорский мон-рь стал самым известным и крупным из М. м. На его средства в 1387/88 г. был расширен и перестроен собор Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010