При еп. Карпасийском и Фамагустском Иоанне Матзе, в 1360-1370 гг., на деньги богатых греческих купцов и судовладельцев в Фамагусте был построен правосл. собор вмч. Георгия Победоносца, к-рый по размерам и красоте не уступал лат. собору свт. Николая Чудотворца. Возведение столь величественной постройки отразило возросшую роль греч. общины Фамагусты. Усиление ее значимости и влияния привели к тому, что уже с кон. XIII в. Карпасийский и Фамагустский епископ вопреки запрету проживал в Фамагусте и его авторитет в городе постоянно возрастал. Собор вмч. Георгия Победоносца «Греческого» в Фамагусте. Ок. 1360–1370 гг. Собор вмч. Георгия Победоносца «Греческого» в Фамагусте. Ок. 1360–1370 гг. В XIV в. до Кипра докатилась волна разразившихся в Византийской империи исихастских споров. Еще в кон. XIII в. прп. Григорий Синаит (ок. 1280-1346 (?)) во время пребывания на острове принял монашеский постриг от одного кипрского пустынника. В 20-х гг. XIV в. на Кипре подвизался прп. Савва Новый , Христа ради юродивый († ок. 1349), снискавший глубокое уважение греков-киприотов. В 1369 или 1371 г. бывш. визант. имп. Иоанн Кантакузин в письме еп. Иоанну Матзе выразил беспокойство распространением в Византии и на Кипре лат. идей, подрывавших основы Православия. Действительно, при дворе кипрских королей, особенно Гуго IV (1324-1359), нашли убежище и единомышленников визант. антипаламиты (напр., Агафангел, ученик Никифора Григоры ). При этом Иоанн Кантакузин указывал, что единственным антипаламитом за пределами Византии был Георгий Лапиф . Этот кипрский интеллектуал и философ переписывался с Никифором Григорой, Ириной-Евлогией Хумниной (вдовой деспота Иоанна Палеолога), Варлаамом Калабрийским и Григорием Акиндином . Византийский ученый Феодул Магистр посвятил кипрскому кор. Гуго IV трактат «О королевстве», а Никифор Григора - энкомий. Фессалоникийскую кафедру в 1345-1346 гг. занимал киприот и антипаламит Иакинф, вокруг к-рого группировались мн. его соотечественники. Т. о., проникновение антипаламитских идей на Кипр не было стихийным, эти воззрения распространялись среди интеллектуальной элиты, близкой к окружению короля.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Крупнейшей демографической катастрофой для К., как и всего средневек. мира, стала пандемия чумы («черная смерть») в сер. XIV в. В К. ее пик пришелся на окт. 1348 - янв. 1349 г., когда умерло до 200 тыс. чел., или 40% населения. В дальнейшем периодически повторялись локальные вспышки чумы с такой же высокой смертностью. Аль-Макризи приводит множество данных о запустении городских кварталов. Руины окружали цитадель, Ст. Каир (Фустат) и Эль-Кахиру, снова отделенные друг от друга обширными пустырями и грудами камней ( Dols M. W. The Black Death in the Middle East. Princeton, 1977. P. 193-235). На рубеже XIV и XV вв. деловая активность переместилась из Фустата в К. Политическая ситуация в К., особенно с сер. XIV в., была нестабильной; группировки мамлюкских лидеров оспаривали друг у друга власть, что нередко сопровождалось вооруженными столкновениями на улицах города, осадами цитадели и грабежами. В начале мамлюкской эпохи копт. община К. процветала, интенсивно развивалось лит. творчество, украшались церкви. Так, в XIII в. были созданы иконостасы большинства храмов Бабальюна. Резиденцией коптских патриархов были поочередно 2 церкви Пресв. Богородицы: одна - к югу от Фустата, другая - в квартале Зувайла в Эль-Кахире. Аль-Макризи перечисляет 13 достойных внимания копт. церквей в К., однако, по оценкам исследователей, их было в неск. раз больше. В К. были также правосл. храмы и мон-ри, церковь венецианцев, традиц. торговых партнеров мамлюкского Египта. В то же время в мамлюкскую эпоху резко изменилось отношение к зиммиям со стороны мусульм. властей и общества. Во 2-й пол. XIII - сер. XIV в. антихрист. гонения (наиболее сильные в 1301, 1321, 1354, 1365) сопровождались закрытием или уничтожением церквей. В ходе погромов 8 мая 1321 г. в К. за неск. часов было разрушено 19 церквей и мон-рей. В 1354 г. были конфискованы все церковные владения, что подорвало экономическую базу копт. общины. Значительная часть копт. интеллектуальной элиты перешла в ислам, были заброшены многие храмы и монастыри, закрылись школы и др. учебные заведения. Новое время

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника , на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом , буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

http://pravenc.ru/text/115200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (кон. XIII в., Трикала - ок. 1363), митр. Лариссы, греч. церковный писатель. Единственный источник сведений о жизни А.- его сочинения. В юношеские годы А. стал монахом Великой лавры на Афоне. Затем нек-рое время находился в К-поле, где получил назначение на митрополичью кафедру г. Лариссы с титулом «ипертима и экзарха Второй Фессалии и всей Эллады» (1333). Как и его предшественник свт. Киприан , А. пребывал не в Лариссе, а в Трикале, крупнейшем в то время городе Фессалии. Его паства переживала нелегкие времена в условиях углублявшейся разобщенности визант. провинций, люди находились в постоянном страхе перед набегами турок. В нояб. 1348 г. Фессалию захватили войска серб. царя Стефана Душана . Сербы стали изгонять греч. епископов, а их епархии подчинили Печскому Патриархату. В связи с этим А. вынужден был дважды удаляться в Фессалонику, где провел в общей сложности около 8 лет. Там он застал и восстание зилотов (1342-1349), и более спокойные времена при царице Анне, матери имп. Иоанна V , и расцвет духовной жизни во времена свт. Григория Паламы . В Трикалу А. вернулся при Никифоре, новом правителе Фессалии; тот оставил А. управляющим «всеми делами» с титулом «вселенского судьи ромеев» (καθολικς κριτς τν Ρωμαων), отправляясь в окончившийся неудачей поход против албанцев. При следующем правителе, Симеоне Уроше, удалось завершить многолетнее строительство Трикальского собора во имя Святых архангелов Михаила и Гавриила. Более всего А. известен как проповедник: ему принадлежит сборник гомилетических произведений (общим числом 18), включающий проповеди на Господские и Богородичные праздники, на Собор архангелов Михаила и Гавриила, энкомии вмч. Георгию, святителям Киприану Ларисскому и Икумению, еп. Триккскому (или Трикальскому), а также Слово о чудесах Пресв. Богородицы, избавлявших К-поль «от нашествий скифов и агарян». Эти сочинения А. сохранились в 3 кодексах (Oxon. Colleg. Aedis Christi 66; Ath. Ivir. 571; Chiou 156); энкомии святителям Киприану и Икумению изданы. Кроме того, в архивах мон-рей Преображения Господня (Метеоры) и Калогерьянис сохранились 2 послания А., подтверждающие земельные владения фессалийских мон-рей (изд. Н. Веис). Среди гимнографических произведений А. наиболее важным является канон свт. Ахиллию Ларисскому († 350). Ему также приписываются стихиры и славник на вечерне мученикам Акиндину, Пигасию, Аффонию, Елпидифору и Анемподисту (пам. 2 нояб.).

http://pravenc.ru/text/115918.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Кризис колонии сопровождался противостоянием разных групп населения И. Англ. авторы выделяли «верноподданных» (жители городов и территорий, подконтрольных англ. администрации), «английских мятежников» (англо-ирл. магнаты и их подчиненные) и «ирландских врагов», или «диких ирландцев» (wyld Irish). Уже bXII в. сформировалось представление об ирландцах как о варварском народе, к-рый стоит на низком уровне социального и экономического развития, не соблюдает требований христ. морали (см. Житие св. Малахии, составленное католич. св. Бернардом Клервоским (ок. 1150); «Описание Ирландии» и «Завоевание Ирландии» Гиральда Камбрийского (koh.XII в.)). Англ. администрация не считалась с традиц. ирл. (брегонским) правом, отрицательно относилась к представителям ученого сословия (поэтам, юристам, знатокам истории и родословий). Осуждались влияние ирл. обычаев на жизнь колонистов, смешанные браки, употребление ирл. языка, ирл. одежды и т. д. Англичан, усвоивших ирл. обычаи, называли «выродившимися» (degeneres) . Расхождение между теми, кто родились в И. (англо-ирландцы), и собственно англичанами наметилось уже в koh.XIII в. Так, в 1297 г. юстициарий обязал англо-ирландца еп. Николаса ле Блунда отменить введенный тем запрет на принятие уроженцев Англии в мон-ри еп-ства Даун. В хронике францисканца Джона Клина из Килкенни († ок. 1349) отразилось представление о том, что все гэльские ирландцы перешли на сторону вторгшихся на остров под командованием Эдуарда Брюса шотландцев, бесчинствовали, уничтожали церкви и мон-ри (The Annals of Ireland by Friar John Clyn and Thady Dowling/Ed. R. Butler. Dublin, 1849. P. 12). В 1316 г. кор. ЭдyapдII просил папу Римского Иоанна  XXII назначить на Кашелскую кафедру англичанина, утверждая, что избрание архиепископа-ирландца нежелательно по политическим соображениям, т. к. ирл. духовенство участвовало в мятеже. Папа выступил в поддержку короля Англии и осудил сторонников Брюса, особенно духовенство и монашествующих. В 1318 г. Домналл О Нейл от имени всех гэльских правителей направил папе «Ремонстрацию», в к-рой привел развернутое оправдание мятежа против англ. короны. Согласно «Ремонстрации», независимая ранее И. при поддержке папы AдpuahaIV и под предлогом насаждения благочестия была захвачена кор. ГehpuxoмII . По условиям договора, якобы заключенного с папой, король должен был оказывать покровительство Церкви и способствовать смягчению нравов народа. Вместо этого англичане оскорбляли достоинство Церкви и угнетали ирландцев. В документе указывалось на неравенство англичан и ирландцев перед законом, на попытки королевской администрации закрыть ирландцам доступ к церковным должностям. После получения «Ремонстрации» папа направил кор. ЭдyapдyII послание, в к-ром напоминал о необходимости справедливого управления И. и рекомендовал уврачевать конфликты.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии. Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены. Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» 1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Тут уместно вкратце изложить драматическую историю нетленных мощей святителя-пастуха, тем более что она имеет определенное отношение к русской паломнической литературе. Мощи свт. Спиридона до VII в. почивали в Тримифунте (Тримифонтосе, ныне Тримитос) на о. Кипр, где он жил и умер. Считается, что после вторжения на Кипр в 648 г. мощи, возможно, по приказу императора Юстиниана II, для сохранения были перевезены в Константинополь. По некоторым сведениям, первоначально они пребывали в монастыре Богородицы Обрадованной по соседству с монастырем Христа-Человеколюбца, затем их перенесли в храм Двенадцати апостолов. Во всяком случае, архиепископ Новгородский Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) в «Книге паломник», посвященной «сказанию мест святых во Царьграде», уже констатирует в 1200 г., что «у святыя же и Апостольския церкви святаго Спиридона глава» лежит и добавляет: «а рука его и мощи у святыя Богородицы у Одигитрия въ монастыри подъ олтаремъ Это первое известное нам свидетельство о пребывании мощей свт. Спиридона в столице Византии и об их «разделении». Но если упоминание о «руке» («деснице») сомнений не вызывает (у «десницы» свт. Спиридона особая история), то слова об отделенной «главе» вызывают недоумение, ведь по сию пору нетленные мощи святителя (за исключением десницы) составляют единое целое. Автор анонимного «Хожения в Царьград» конца XIII - начала XIV в., описывая реликвии Апостольской церкви, уже говорит о «теле нетленнемъ» св. Спиридона, которое лежит «с левую руку олтаря в голубци у киворех», т. е. в Стефан Новгородец в 1348 или 1349 г. «целовахом мощи святаго Спиридона» в той же Апостольской Смольнянин, побывавший в Царьграде в конце XIV в. в свою очередь утверждает, что «святыи Спиридон в тълъ суть» лежит в «приделъ» «церковь мала» «в тоиже странъ», что и Апостольская Дьяк Александр, который был в Царьграде в те же годы, что и Игнатий, ни о какой «малой» церкви не упоминает, но в соответствии с укрепившейся традицией заявляет: «В Апостольской церкви во олтари зазданы (загорожены или замурованы, что менее вероятно. - В. Г. ) мощи святаго великаго В «Ксеносе, сиречъ страннике» иеродиакона Троице-Сергиевой лавры Зосимы (1419 - 1422) указано, что «велики Спиридопий» лежит в той же Апостольской К тому же сохранились известия, что нетленные мощи свт. Спиридона ежегодно 11 декабря приносили в Святую Софию, где литургию служил и молился пред ними патриарх в присутствии императора и где мощи оставались для поклонения в течение двух дней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Церковь-усыпальница Аствацацин. 1301 или 1321 г. Верхний ярус зап. фасада (Богородицы) в центре Е., согласно надписи, основали кн. Азизбек и его супруга Вахах в 1301 или 1321 г. (в зависимости от прочтения). В колофоне одной рукописи начало строительства отмечено под 1318 г., завершение - под 1328 г. (см.: Thierry, Donab é dian, Thierry. P. 521). Храм реставрировался в 1628 и 1745 гг., а в 1969-1970 гг. была разобрана и отреставрирована ротонда. Пространства обоих ярусов храма имеют крестообразную основу. Крестовый свод нижнего яруса (собственно усыпальницы) опирается на ступенчатые арки и пучковые угловые опоры. На аналогичную арочную структуру верхнего яруса (поминальный храм) опирается купольная ротонда, переход к к-рой осуществлен посредством парусов; подкупольное кольцо выделено широким профилированным карнизом. Алтарь нижнего помещения - прямоугольная вост. апсида с 2 крошечными камерами по сторонам; расположенный над ним алтарь верхнего помещения перекрыт сталактитовым сводом. Снаружи храм представляет собой подчеркнуто вертикализированное сооружение: из кубовидного нижнего объема (ныне частично скрыт культурным слоем) словно вырастает верхний, крестообразный в плане, рукава к-рого завершаются крутыми 2-скатными кровлями, а в центре высится широкая ротонда. Входы в оба яруса расположены по оси зап. фасада. Сохранились остатки консольных лестниц по сторонам верхнего проема; к нижним ступеням приставлялись, вероятно, деревянные лестницы. Поверхности стен, особенно верхнего яруса, декорированы резьбой и рельефами. Западные стены украшают 2 великолепных портала; верхний из них вписан в легкую аркатуру, увенчанную большим рельефным крестом, у основания к-рого находится рельеф с изображениями обращенных друг к другу быка и льва, видимо имеющих геральдическое значение ( Степанян. 1989. С. 43). По сторонам креста (выше перекладины) расположены фигуры предстоящих Богоматери с Младенцем и прор. Исаии. Сочная пластика рельефов и крупных профилей контрастирует с ювелирным орнаментом тяг и 8-конечных звезд, обрамляющих верхний портал. Сходным образом декорированы др. фасады. На восточном и северном помещено по 3 арки на сдвоенных полуколоннах. В поля более широких средних арок вписаны обрамленные квадрифолиями окна с геральдическими символами над ними (барс, когтящий козла,- на вост. фасаде, крылатый козерог - на северном), окруженные рамами орнамента-плетенки. Еще торжественнее аналогичная декорация юж. стены, где средняя арка заменена ступенчатой тягой, а над двойным окном восседает орел, когтящий ягненка (?). В орнаментированный фриз ротонды включены поливные изразцы. Двухъярусная структура церкви близка к композициям ц. Богородицы монастыря Нораванк (1339) и ц. св. Минаса в Капутане (1349) и связана с колокольнями XIII-XIV вв. в Ахпате, Санаине, Карби.

http://pravenc.ru/text/187954.html

В 1203 г. посол Иоанн де Касамарис в отчете папе Иннокентию III писал, что в Боснии и Хуме возобладало влияние Вост. Церкви и богослужения совершаются на слав. языке; однако там сохранилась и лат. епархия. Известно, что в более поздний период здесь действовали кафедры Сплитской и Дубровницкой архиепископий, находившиеся в противостоянии друг другу вплоть до тур. покорения этих земель. На рубеже XIII-XIV вв. произошло усиление позиций Православия, поскольку в это время Вост. Босния находилась под управлением серб. краля св. Драгутина . Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. После смерти бана Матвея Нинослава Босния до 20-х гг. XIV в. находилась в состоянии политического упадка. Ее сев.-вост. районы (Усора и Соли) были превращены в отдельный банат, находившийся под венг. управлением, остальные земли были раздроблены и частично управлялись далматинскими банами из семейства Шубичей. С кон. 1-й четв. XIV в. начинается объединение страны банами из рода Котроманичей, в ее состав возвращаются выделенные ранее сев.-вост. районы. Стефан II Котроманич (1314-1353) присоединил к своим владениям Хум, что при серб. царе Стефане Душане вызвало сербско-боснийскую войну 1349-1351 гг., и Центр. Далмацию. Начинается экономический подъем Боснии, связанный с развитием рудного дела (добыча серебра и полиметаллов) и появлением нем. колонистов-металлургов («саксы», «саси»), создававших новые города, центры добычи и обработки металлов, ремесел и торговли (Дежевице, Крешево, Остружница, Сребреница, Фойница и др.). В стране увеличилось католич. население. В 1339 г. Боснию посетил ген. францисканского ордена Джерардо Одони. Результатом его миссии явились возникновение в местах поселения саксов-колонистов сети францисканских мон-рей и создание вик-ства ордена. В 1391 г. католич. епископия в Требине была объединена с Мрканской (о-ва Далмации, ныне Хорватия). Вершины политического могущества Босния достигает в правление сына Стефана II Твртко (1351-1391), к-рый после гибели кор. Вукашина и смерти св. царя Стефана Уроша Немани (1371) присоединил зап. серб. земли (бассейн верхнего течения р. Дрины с притоками, Оногошт, Требине), а в 80-х гг. XIV в. часть Славонии и Далмации с Трогиром, Сплитом и Шибеником. В 1377 г. Твртко короновался с традиц. для Неманичей именем Стефан и титулом «король Сербам, Боснии и Приморью», чем хотел подчеркнуть наследственное право на царский венец своих родителей (он был правнуком серб. кор. Драгутина по жен. линии). Боснийскому кралю удалось нанести поражение венг. войскам Сигизмунда. В 1389 г. боснийские войска приняли участие в Косовской битве на стороне сербов.

http://pravenc.ru/text/153243.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010