- Отдыхай, дорогой друже. Постарайся поспать как можно дольше. И никакой езды верхом целый месяц. Если, конечно, ты хочешь, чтобы всё – со спиной и ногами - было так же, как прежде. А Савва составит мне компанию в библиотеке, где для него, как я полагаю, найдётся немало интересного. На следующее утро, после богослужения и трапезы, Евфимий отвёл Савву в монастырскую библиотеку с ризницей. Где с благоговением показал ему различные реликвии, а также печатные и рукописные книги. Савва с восхищением и трепетом принял в руки  хрустальный крест Святого Саввы XIII века в позолоченном серебряном окладе, украшенном четырьмя рубинами, работы пожаревацкого мастера Нешко Пролимлиевича, прикоснулся к серебряной пятихлебнице, золотым и серебряным потирам, подаркам монастыря Милешево, Евангелию XV века и плащанице Арсения Чарноевича. Тут же хранился редкий и ценный призренский список Душанового Законника XV века, который создан был на основе Законоправила Святителя Саввы. - Ко времени его провозглашения, - говорил Евфтимий, - на Соборе дворян и архиереев в 1349 году в Скопье - это было самое передовое Державное Уложение Европы! Евфтимий подробно рассказал Савве о благотворительности и заботе покойного великого визира Мехмеда паши Соколовича (в Турции известного как Сокол Мехмед паша), который по назначению первым визирем Османской империи, согласно султанского фермана, восстанавливает разорённый турками монастырь Печская Патриаршия, возрождает Сербское Патриаршество и поставляет своего ближайшего родича Макария в патриархи. По всей Сербии начинают восстанавливаться церкви и монастыри, в том числе и Саввин в Герцег-Нови. - Смотри, Савва, ты должен знать о значении, влиянии и вкладе великого визира Мехмеда паши Соколовича на нашем сербском пространстве. Откупившись ежегодной данью в 2000 дукатов, Печская Патриархия окормляла пространство от Коморана до Штипа, от реки Искер в Болгарии до Купе, и от Будимы до Адриатического моря. При этом он отделил Сербский патриархат от Охридского, и греческий клир больше не мог – как раньше – управлять всеми церковными делами в Сербских краях. Это был золотой век культурного и просветительского обновления Сербской Церкви на территориях под османской властью. Это же касается и Дубровника. Мехмед паша неукоснительно защищал их интересы и права на всей территории Османской империи, как на суше, так и в море.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

Латинская Романия прекратила существование. В 1262 г. ахейский кн. Гийом II Виллардуэн вынужден был за свое освобождение из плена уступить новому визант. императору 3 укрепленных цитадели - Мистру, Монемвасию и Майну, тем самым открывая путь для восстановления греч. власти на части Пелопоннеса. В процессе отвоевания Пелопоннеса, а затем и всего Балканского п-ова у франков Мистра играла роль основного опорного пункта Византии. В 60-70-х гг. XIII в. имп. Михаил VIII завоевал Фессалию, Эвбею, крепости Авлон и Диррахий в Эпире. В 1262 г. в переданных византийцам районах Пелопоннеса был образован Морейский деспотат, признававший сюзеренитет к-польских Палеологов, но управлявшийся самостоятельно отдельными представителями этой династии. Начальный период истории Мореи - почти непрерывные войны между греками и франками. Первым из полномочных правителей (кефали) Мистры стал представитель знатного визант. рода Кантакузинов, отец буд. имп. Иоанна VI (1341-1354). При следующем правителе - Андронике Палеологе Асене (ок. 1294-1321) под управление Мистры была собрана значительная часть территории и крепостей Пелопоннеса. Под властью лат. Ахейского княжества остались Патры, Велигости, Востица и Халандрица. Следующим правителем был назначен вел. доместик Иоанн Кантакузин, к-рый воспринял это назначение как ссылку, однако в 1349 г. отправил в Мистру младшего сына Мануила. С этого момента и до тур. завоевания в 1460 г. Мистра и пров. Морея управлялись членами царствующего дома (сыновьями императора или его братьями). Дискуссионным остается вопрос о статусе деспотата в составе Византийской империи. Внешнеполитическое положение Мистры в кон. XIV в. было трудным из-за вмешательства Венеции в ее внутренние дела и осложнялось тур. экспансией. В 1397 г., стремясь лишить деспота Мистры возможности оказать помощь осажденному К-полю, тур. султан Баязид отправил на Пелопоннес 60-тысячное войско Якуб-паши и Тимурташа. После разграбления страны турки удалились в Фессалию, но деспот Феодор Палеолог продал Мистру и др.

http://pravenc.ru/text/597843.html

D. Scot. Opus Oxon. IV 11. 3. 9), нужно принимать учение о пресуществлении, поскольку оно принято Церковью. Бог мог бы сделать так, чтобы Тело Христово пребывало вместе с хлебом, но это противоречило бы истине Е., т. к., несмотря на то что словам Писания о Е. теоретически можно было бы найти более простое объяснение, истинным является именно учение Церкви о пресуществлении, поскольку через Писание и Церковь говорит Один и Тот же Дух (Ibid. 11. 3. 14-15). В последующей традиции особое значение придавалось также рассуждению Иоанна Дунса Скота о том, что месса представляет собой репрезентацию крестной Жертвы, но при этом не равна ей ( Idem. Quaest. quodlibet. 20). У. Оккам († 1349), францисканец, также принимал учение о пресуществлении на основании авторитета Церкви ( Guillelmus de Ockham. Quaestiones in IV Sententiarum. 4. 6 C-E// Idem. Opera philosophica et theologica/Ed. R. Wood. N. Y., 1984. Vol. 7). В написанном ок. 1323 г. комментарии к «Сентенциям» он резко высказывался против учения о консубстанциации (Ibid. 4. 8); но под транссубстанциацией он понимал учение об аннигиляции субстанции хлеба и вина: «Однако я говорю, что субстанции хлеба не остается, но она перестает быть, а под теми же видами начинает быть Тело Христово» ( Guillelmus de Ockham. Tractatus de Corpore Christi. 6// Idem. Opera philosophica et theologica/Ed. C. A. Grassi. N. Y., 1986. Vol. 10. P. 89-234). Официальное учение католической Церкви о Е. в XIII-XV вв. Католич. Церковь продолжила офиц. кодификацию учения о Е., начатую в XI в. в ходе полемики с Беренгарием. За постановлениями IV Латеранского Собора 1215 г. последовали решения II Лионского Собора 1274 г., где Е. признавалась одним из 7 таинств, в к-ром «хлеб истинно пресуществляется в Тело, а вино - в Кровь Господа нашего Иисуса Христа» ( Denzinger. Enchiridion. N 860). Твердое следование учению о 7 таинствах становится краеугольным камнем в отношениях католич. Церкви с др. Церквами. В «Послании к армянам» от 1341 г. папа Бенедикт XII , перечисляя заблуждения монофизитской арм.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скит Дупиани Комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона. Он возник на скалах, к-рые в результате отступления воды из озера, существовавшего 20-30 млн лет назад, и последующего эрозионного воздействия ветра приобрели неповторимый облик. Ближайшим к М. м. городом был Стаги (ныне Каламбака), кафедральная ц. которого во имя Успения Божией Матери имеет 1-ю строительную фазу ок. 1000 г.; воздвигнута на месте раннехристианской базилики. С XI-XII вв. на скалах близ Стаг начали селиться отшельники. На воскресную литургию они собирались в возникший в кон. XI - нач. XII в. у подножия утесов скит Дупиани, или Стагский скит, при к-ром и образовалась 1-я община аскетов. Храм во имя Пресв. Богородицы был построен в 1162 г. и перестроен в 1867 г. В первые века существования скита его игумену подчинялись все отшельники, жившие в округе. С кон. XIII в. ситуация в Фессалии стала крайне нестабильной из-за столкновений разных политических сил. В связи с этим мн. монахи искали убежища на скалах, где впосл. возникли М. м. Когда эта территория вошла в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355), воцарившееся спокойствие и покровительственное отношение этого правителя к монастырям создали благоприятные условия для развития монашества. До 1362 г. скит Дупиани зависел от Стагского епископа, его монахи ежегодно приносили в епископию по 1 литре чистого воска. В 1362 г. брат Стефана Душана Симеон Урош (Синиша) предоставил скиту привилегию - независимость от Стагского епископа и подчинение только проту скита. Первый из протов, игум. Нил, считается организатором монашеской жизни в округе. Он основал 4 мон-ря: Сретения Господня (1367), вмч. Димитрия, Пантократор, Панагия «возле колодца» (παρ τ Πηγδων). Большой Метеорский мон-рь Большой Метеорский мон-рь Всего в XIV в. было образовано более 20 М. м., в т. ч. прп. Афанасий Метеорский основал в 1343/44 г. Большой Метеорский монастырь , 1-ю обитель, имевшую киновиальное устройство. Благодаря прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1349/50-1422/23 или 24 февр. 1423), сыну Симеона Уроша, Большой Метеорский мон-рь стал самым известным и крупным из М. м. На его средства в 1387/88 г. был расширен и перестроен собор Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Вероятно, в VI в. в рамках палестинской традиции произошло перераспределение псалмов Псалтири: 8 больших разделов были заменены 20 (т. е. собственно К.), а 57 отдельных частей превратились в 60 «Слав». Возможно, это было связано с появлением новой системы служб суточного круга, предполагающей ежедневное пение Псалтири (см.: Frøyshov (в печати)). В восточносир. и западносир. Псалтирях, организация псалмов в к-рых близка к армянской и различным вариантам иерусалимской (см.: Frøyshov (в печати)), малые разделы также группируются в большие. Восточносир. эквивалент К.-  . Они имеют иную подборку псалмов, чем иерусалимские К., и количество малых разделов (т. е. «Слав») в них варьируется от 2 до 4. Западносир. Псалтирь состоит из 15 больших разделов (  ), но, как и восточносирийская, эта система позднего происхождения и не получила широкого распространения. Современное распределение К. по службам и дням недели (или система стихословия Псалтири) - это палестинская традиция, сформировавшаяся в нач. II тыс. по Р. Х. вместе с первоначальными редакциями Иерусалимского устава . Она зафиксирована уже в самых ранних (XII-XIII вв.) его рукописях (Sinait. gr. 1094, 1096; Tbilisi H-1349 и др.). К древнему богослужению Иерусалимской Церкви она восходит лишь опосредованно. Древнейшая (V в.?) форма иерусалимской традиции стихословия Псалтири отражена в арм. системе поочередного исполнения 56 ее разделов (57-й разд., «хвалитные» псалмы 148-150, в эту систему не входил) за ночным богослужением. Число 56 образовано 7 [гублай] в каждом из 8 «канонов»; последняя цифра предположительно связана с зарождением в IV-V вв. в Иерусалиме системы осмогласия , неизвестной сир. литургическим традициям того времени. В VI в., на следующей стадии развития палестинской системы стихословия Псалтири, произошло распределение всех псалмов по 24 службам («часам») дня и ночи. Эта система зафиксирована в Часослове Sinait. iber. 34 (см.: Frøyshov . 2003), принадлежащем к группе литургических книг, к-рые содержат перевод богослужебных книг храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

Года два тому назад открыты богословския училища в Баньялуке (в Боснии) и Цетинье и ныне в Прпзрене. Низшие духовные училища есть почти в каждой епархии австрийской Сербии. В Австрии, на границах Боснии, есть униатская семинария для славян турецких 176 . Писатели Вот имена некоторых сербских писателей. В XIII веке: Стефан Кервовенчанный, св. Савва, архиепископ сербский, и Дометиан. Стефан Первовенчанныии(р 1228 г.) оставил после себя рукопись, изданную Шафариком под заглавием: «Житие и жизнь светого и блаженного и преподобного отца нашего прежде бывыпого наставника и учителя, господина же и самодерьжьца отьчьствия сивьсе срьбьскыие земле поморские». Св. Савва, архиепископ сербский 1237 г.), оставил: 1) рукопись, изданную также Шафариком, под заглавием: «О наследовании светого монастиря сего (Студеницкого) преподобным отьцемь нашим и хтитором, господином Симеоном и о житии его, каково бысть пред Богом и чловекы, 2) «Каноны и стихеры» в честь отца своего, св. Симеона, и 3) уставы для трех монастырей: студеницкого, хиландарского и карейского 177 . Домотан, ученик св. Саввы, монах Хиландарского монастыря, написал (в 1242 и 1264 годах) обширное житие св. Симеона Немани, и св. Саввы, первого сербскаю архиепископа. Оба жития напечатаны вместе под заглавием: «Живот светога Симеона и светога Саве 178 . В XIV в. Стефан Дуииант архиепископ Данил II. Душан (+ 1355 г.) составил, присоучастии патриарха Иоанникия, Законник, состоящий из 198 пунктов, утвержденный на соборе 1349 г. и дополненный на соборе 1354 г. Здесь говорится о браках, не благословенных церковию, о повиновении епископу, об отношениях епископа к пастве, о наказаниях совратившихся и совративших из православия в латинство, о духовниках, о наказаниях за преступления, о монашестве и. пр. 179 . Архиепископ Даниил II (1323– 37 г.) написал Родослов, в котором описаны дела и подвиги сербских правителей Уроша I, Драгугина, Милутина и Дечанского, п жизнь сербского первосвятителя Саввы и некоторых его преемников. После Даниила в Родослове записывались только краткие заметки по годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Собор свт. Николая Чудотворца (Изборск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский собор , венчающий гору Жеравью, — главное здание древнего Изборска; построен в XIII веке. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря. Содержание История [ править править код ] Изборская крепость собственно и есть тот самый древний город Изборск, упоминание о котором впервые запечатлено в летописях 862 года. Как и в большинстве русских крепостей, внутри Изборской крепости располагался храм. Никольский собор Изборска, первое упоминание в летописи о котором приходится на 1341 год, находился у въезда в крепость. Именно поэтому, во время осады храм должен был служить моральной поддержкой защитникам, стоявшим у ворот — самого значимого места обороны. Изборяне возвели собор в честь своего небесного заступника вскоре после того, как Изборск был перемещен на Журавью гору. За собором, в восточной крепостной стене, находится тайник — особая галерея, ведущая к подземному колодцу, который снабжал горожан водой во время осад. Никольский собор является не только главным зданием древнего города Изборска, но и самым старым памятником церковной архитектуры Пскова. Но до настоящего времени собор дошел не в первоначальном облике. Четырехстолпный, имеющий одну главу, одноапсидный храм, сооруженный из камня во 2-й четверти XIV в., не выделяется грандиозностью. Приземистый силуэт обладает кубическим объемом со сниженными углами кровли и пониженной апсидой полукруглой формы. Шлемовидный купол и большой барабан базируются на подпружных арках. Храм вызывает ощущение покоя и силы одновременно. Архитектура собора — сурова и строга, а формы — просты и сдержанны. Декоративная обработка фасадов храма — довольно проста и выполнена традиционными в псковском зодчестве лопатками. Полукруглая апсида не имеет декоративных элементов, но тяжеловатый барабан главы украшен двойным рядом плоских ниш и эллиптических арочек, которые расположены вперебежку под ними. Привлекает внимание одноапсидный придел, примыкающий к собору с южной стороны. Бесстолпный придел покрывает цилиндрический свод с глухой главкой, которая украшена изразцами XVIII века. В 1349 году Спасо-Преображенский придел храма был освящен псковским князем Юрием со священнослужителями.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_свт._Ник...

Гийом II оказался в плену. В 1262 г. в качестве выкупа за свое освобождение Гийом вынужден был уступить крепости М., Монемвасия и Майна Византийской империи, к-рой правил имп. Михаил VIII Палеолог . М. превратилась в визант. крепость и в течение почти 2 столетий играла роль главного визант. сухопутного опорного пункта на Пелопоннесе. Здесь неизменно размещался крупный военный гарнизон. Стратегически важное положение М. определило значительное внимание к ней со стороны к-польского двора и правящей визант. династии Палеологов. Поскольку вокруг М. регулярно вспыхивали военные конфликты между византийцами и франками, сопровождавшиеся насилием и грабежами, местное население в посл. трети XIII - нач. XIV в. постепенно покинуло соседний древний г. Лакедемон и неск. др. неукрепленных мест и переселилось в М., образовав обнесенный стенами городской посад, нижнюю часть М. В первые годы визант. правления город и его окрестности управлялись кефали (стратигами), представителями знатных визант. фамилий, к-рые назначались из К-поля первоначально ежегодно. С 1308 г. по решению визант. имп. Андроника II Палеолога система управления М. была реформирована. Глава города и его округи получил титул эпитропа и назначался теперь на неопределенный срок. Первым эпитропом М. и Мореи в 1308-1316 гг. был Михаил Кантакузин, умерший в М. в 1316 г. Следующим кефали до 1321 г. был Андроник Палеолог Асень, сын изгнанного болг. царя Иоанна Асеня III и Ирины, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Андроник вел войны с франками и значительно расширил визант. владения на Пелопоннесе. Его преемником стал Иоанн Кантакузин . С начала его правления М. на неск. десятилетий стала одним из основных владений дома Кантакузинов, к-рые управляли городом и Мореей до 80-х гг. XIV в. Влияние семьи Палеологов в М. временно ослабло. С нач. 40-х гг. XIV в. М. стала одной из опорных баз в гражданской войне за византийский престол. В 1349 г., став императором, Иоанн Кантакузин направил в М. младшего сына Мануила, даровав ему титул деспота.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010