Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно I. Св. Иоанн Златоуст : а) «Сопоставляя процветание церкви и неблагодарность народа, пророк говорил последнему: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста ( Мал.1:10–11 ). Видишь, как ясно и открыто он указал таинственную трапезу, бескровную жертву? А чистым фимиамом он называет св. молитву, возносимую при жертвоприношеши, потому что такой фимиам приятен Богу, т. е. недобываемый из земных кореньев, но фимиам, возносящийся к Богу от чистого сердца... Видишь, как повсюду допускается блеск божественной литургии? Как не ограничивается местом ни жертвенник, ни место? На всяком месте фимиам приносится имени Моему. Итак, жертвой чистой является, во-первых, таинственная трапеза, небесная, премирная жертва. Ведь и у нас есть много различных жертв. В ветхом завете закон различал многие виды жертв: жертва о грехе, так называемая жертва всесожжения, жертва хвалы, жертва спасения, жертва по случаю очищения проказы и много других различных жертв для очищающихся от всякого рода нечистоты; и вообще велико и безмерно было число жертв по закону. А новая благодать, явившись, в одной совмещает все и устанавливает единую истинную жертву» (т. V, стр. 708). б) «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за многия ломимое ( 1Кор.11:24 ). Каким образом ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос и прежде много важного говорил им об этом таинстве. Поэтому теперь Он и не дает более наставлений относительно этого, так как они довольно уже слышали, а показывает только причину страдания, то есть отпущения грехов. И называет кровью нового завета, то есть, обетования, возвещения нового закона. Это обещание было издревле, и составляет новый завет. И как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Старец Гавриил: сердце, вместившее Христа Пророчества преподобного Гавриила (Ургебадзе) о последних временах 22.02.2019 6838 Время на чтение 39 минут 22 февраля 2019 года, в день празднования пятилетия со дня обретения святых мощей преподобноисповедника Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), Христа ради юродивого, молебны с акафистами этому святому служатся не только в Грузии, но и в Москве - в храме святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах , в храме святой великомученицы Ирины и в храме Сретения Господня в Бирюлево, где на клиросе поет Мария Пухова - автор акафиста преподобному Гавриилу и редактор книги «Старец Гавриил: сердце, полное любви». Автор книги Малхаз Джинория, духовное чадо отца Гавриила, рассказал о его благодатной помощи и о возложенной на него старцем миссии. Именно ему, троечнику, отец Гавриил сказал: «Ты мою историю всем расскажешь!» . Представляем вашему вниманию отрывок из книги, которая на сегодняшний день является самым полным изданием о преподобном Гаврииле. Из книги «Старец Гавриил: сердце, полное любви. Житие и поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нём/Малхаз Джинория ». - М.: Изд-во «Апостол веры», 2018. - 496 с. Пришедшие к старцу Гавриилу миряне, чувствуя благодать святого места, с сожалением говорили: - Как легко быть монахом! Спокойно живете, соблазнов нет в монастыре. Мы же, живущие в миру, каждый день ожидаем несчастий и натыкаемся на множество препятствий. Отец Гавриил отвечал им: - Кто же разделил для Господа монашество и мир? Человек без устали должен стремиться ко Господу, будь то мирянин или монах. Кто же полностью достигнет совершенства, этим стремлением спасается. С монаха спросится монашеское, а с мирянина мирское. Вот я в послушании у Господа. А ну-ка попробуй воспротивиться Господу в чем-либо! Знаешь, как трудно! Когда Иона ослушался, его проглотил кит. Самый большой учитель - Новый Завет. Более великой книги, чем Новый Завет, не написано ни на небесах, ни на земле, и самый большой наставник - Господь Иисус Христос. Все есть в Новом Завете, там обо всем написано.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/22/st...

Иоаннис Каравидопулос Приложение Новогреческие переводы Нового Завета Библиография   μετφραση τς Αγας Γραφς στν ’Ορθδοξη Εκκλησα. Доклады участников IV съезда православных библеистов. 1986; Κακονλβη . Γι τ μετφραση τς Κ. Διαθκης. 1970; Κωνσταντινδη Ε. Τ Εαγγελικ. 1976; Μεταλληνο Γ. Τ ζτημα τς μεταφρσεως τς Αγας Γραφς εις τν νεοελληνικν κατ τον XIX ανα. 1977; Vaporis N.M. Translating the Scriptures into modem Greek. 1994. Как уже сказано ранее, Церковь с самого начала смотрела на перевод слова Божия как на свою прямую обязанность и дело совершенно естественное, чтобы все народы земли могли услышать спасительную весть на своем родном языке. Необходимость в переводе Писания на новогреческий явилась значительно позже, в годы турецкого владычества, когда порабощённый греческий народ возымел нужду в более живом и непосредственном соприкосновении с Евангельской Истиной, несущей людям свет надежды и воскресения. Впрочем, сразу следует оговориться, что подобный перевод с древнего на более простое наречие в рамках одного языка был делом очень непростым, которое осуществлялось не без противодействия со стороны влиятельных церковных кругов. Известно, что в определённые критические моменты истории священноначалие прямо запрещало продажу новогреческих переводов, а иногда запрещало даже просто чтение, без святоотеческого комментария, самого священного текста, чтобы предохранить верующих от неправильного его понимания. Впрочем, это делалось из-за опасности инославного прозелитизма среди верующих. Здесь не место описывать все обстоятельства кампании против перевода Священного Писания на новогреческий и при водить доводы в защиту крайней необходимости такого перевода. Ограничимся лишь кратким обзором наиболее значимых новогреческих переводов со времен турецкого владычества до наших дней. Первым переводчиком Нового Завета на новогреческий язык стал иеромонах Иоанникий Картанос (ωαννκιος Καρτνος), уроженец Керкиры. В 1536 году, находясь в тюремном заключении в Венеции, он написал книгу «Новый и Ветхий Завет , избранные и наиболее важные места» (« Παλαι τε κα Να Διαθκη, τοι τ νθος κα ναγκαον αυτς»). В этой книге содержится 150 отрывков из Ветхого и Нового Завета, переведённых на простой язык. «Чтобы мог понять всяк мал человек хотя бы часть от Божественного Писания, что там написано, – как пишет сам автор в предисловии. – И это я сделал не для ученых, но для таких же невежд, как я сам, и чтобы любой ремесленник и неученый мог понять Божественное Писание, что там написано».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими с православною Церковью Источник Предисловие С широким и свободным распространением ныне различных сект штундо-баптизма, молоканства, адвентизма, духоборчества, и многих других разветвлений «свободного евангелизма», обильно сеющих среди православного населения лжеучения, теперь необходимо стоять всегда на страже святой веры не только пастырям Церкви, но и православным мирянам, дабы волки еретических дебрей не распудили стада Христова. Но невооруженному стражу трудно и себя самого отстоять, не говоря уже о защите других. Затруднительное положение испытывает и пастырь церковный и его пасомые, если враг внезапно нападет на них и осыпает градом вопрошений, требуя ответа о нашем уповании. Сектанты свои вопрошения основывают, главным образом, на Слове Божием, превратно ими истолковываемом, поэтому и всякому православному христианину нужно не только знать, что отвечать на основании Слова Божия о своем «уповании», но и уметь «заграждать уста» совопросникам века сего. Чтобы прийти на помощь этому делу, мы задались целью составить и выпустить в свет «КРАТКИЙ ТОЛКОВАТЕЛЬ» мест Священного Писания , извращаемых сектантами в защиту своего лжеучения, в порядке книг, глав и стихов Нового и Ветхого Заветов. Места Писания, превратно понимаемые сектантами, деятелям миссии давно известны, но более или менее полного свода их, а тем более систематического, в порядке книг, глав и стихов, хотя бы и краткого объяснения их, в книжную миссионерскую сокровищницу еще не внесено. Цель настоящего труда – восполнить этот пробел. При составлении «Толкователя», мы не упустили из виду ни одного из более крупных миссионерских пособий. Кроме ранее выпущенных нами в свете «Миссионерского Щита веры», «Путеводителя по св. Библии» и «Симфонии па Новый и Ветхий Завет », мы руководились: 1) Примечаниями к подчеркнутым сектантами текстам Нового Завета, напечатанными в 1896 году преподават. Киев. Духов. Семинарии С. Кохомским , 2) Указателем сектантских пометок в Новом Завете, составленным в 1899 году Ставропольским Епархиальным миссионером, протоиереем С. Никольским, 3) Миссионерскою Библиею известного деятеля миссии В. М. Скворцова, 4) Толкованиями на Новый Завет епископов Михаила и Феофана и др. 5) Миссионерскими пособиями: а) Протоиерея Иустина Ольшевского, б) свящ. И. Стрельбицкого , в) П.П. Оболенского, г) Справочной книгой протоиер. С. Попова и друг. Тексты, извращаемые сектантами, показаны в одних цитатах с левой стороны текста «Толкователя» и в заголовке каждой его страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Но почему на иконах ученики в неблагоговейных позах О Свете, который пронизывает весь Новый Завет и преображает мир, размышляет протоиерей Николай Чернышев.  Протоиерей Николай Чернышев, Оксана Головко Хочется сказать, что Преображение – один из самых светлых праздников церковного года. Но это утверждение будет неточным, ведь все праздники нашего календаря – светлые, потому что содержание всей жизни Церкви – о свете Христовом, который Он приносит в мир. Весь Новый Завет и все православное богослужение пронизаны образами света – начиная с Рождественской путеводной звезды, свет которой привел и волхвов, и пастухов к Богомладенцу Христу. Сам о Себе Спаситель сказал: «Я свет миру» (Ин. 8:12) и многократно являл эту истину просвещением Своих учеников. Это просвещение Он выражал в форме притч о Царствии Небесном, о новой жизни и о путях достижения нового неба и новой земли, о подлинном преображении человека. Изменение, преображение всего человека уже в здешней, земной жизни и есть условие входа в Царствие Небесное, в новую жизнь. И вот под конец Своей земной жизни Спаситель показал Своим ученикам, что это преображение – не иносказание, не метафора, а истина, реальность. Он взял ближайших учеников на гору Фавор и явился им во всей Своей славе, настолько, насколько они могли увидеть и воспринять. Образ Его стал совсем иным, и Петр, Иаков, Иоанн увидели своего Учителя в таком сиянии, что не могли это выразить словом, описать. Только после Воскресения Христова они пересказали это событие евангелистам, и те записали, что одежды Христа были в то время блистающие, белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить, что лицо Его просияло, как солнце. В тот же момент три апостола могли лишь изумляться и просить Спасителя о продлении этого чуда: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Не только Сам Христос преобразился, но и все вокруг Него стало иным, получившим от Него свой истинный образ. Просветленный, преображенный, настолько более гармоничный, чем тот, к которому все привыкли, что им и не хотелось оттуда уходить.

http://pravmir.ru/predstavte-sebya-na-me...

НОВЫЙ ЗАВЕТ И воистину в этом отдании Сына проявилась вся  безграничная любовь Божия, Его Совершенство. Отсюда теперь мы можем делать вывод, что об Искупительной Жертве далее будет говориться не случайно, не отрывочно и не самостоятельно даже, а только в связи с основной мыслью Евхаристии, то есть с благодарением любви за любовь: много есть, за что благодарно хвалить, но самое великое – Жертва Сына. И, следовательно, теперь нам понятно, что в Евхаристии искупительный момент – не основной, а проходящий, а потому и основное настроение благодарной любви и в этот момент должно оставаться в душе неизменно и только углубиться или, лучше, возвыситься до высшей степени! «Сына не пожалел!» Конечно, будут и другие привходящие чувства, и о них мы скажем еще, но главное – Евхаристия, благодарение, «жертва хваления»... Поэтому и сейчас, при совершающейся Жертве, мы не должны ни сокрушаться (на первом месте), ни скорбеть за закалаемого Агнца, ни ужасаться даже великости нашего преступления, вызвавшего такую невероятно страшную Жертву Сыном; нет, мы должны славословить и торжествовать. И не за себя лишь, не за свое лишь спасение, а и (даже больше) за проявление в этом акте Божьего величия, Его непостижимой всесовершенной святости. Невеста- Церковь восторгается крайнему самоотвержению Жениха. И потому становится еще более понятным то странное сочетание, о коем я говорил раньше: за иконостасом приносится бескровная Жертва, закалается Агнец, а Церковь поет славу: «Тебе (Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!» «Евхаристия», «благодарение» продолжается и при этом искупительном моменте. Да и как не благодарить: нам, грешным, нет спасения. Мир во зле. Все погибли. И вдруг неожиданное спасение, незаслуженное, по милости. Правда, оно дано через Жертву, распятие Божиего Сына, но спасенному даже не до размышлений, а только хочется радоваться и благодарить! Но какое же место занимает этот искупительный момент в хвалебно-блаженном браке Агнца? Неужели он лишь «воспоминание» о прошлой Жертве Голгофской? Неужели о нем говорится только для того, чтобы объяснить благодарный восторг любви, или только чтобы показать степень силы любви Бога к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Новый Завет Рождение Божией Матери Очень, очень долго, на протяжении тысяч лет, ждали люди, чтобы явился Спаситель, Которого Бог обещал первым людям, Адаму и Еве. Многие пророки возвещали о Нем, но люди часто не понимали их слов и думали, что те говорят о каком-то земном царе. Но вот, наконец, наступило время, когда должен был родиться на земле Спаситель наш – Господь Иисус Христос. Недалеко от города Иерусалима жили тогда муж с женою, преклонного возраста. Звали их Иоаким и Анна. Были они людьми очень добрыми, хорошими, жили дружно, любили Бога и всегда молились Ему. Одно было только у них горе, не было у Иоакима и Анны детей. А в те времена люди думали, что, если нет в семье детей, это наказанье Божие за что-нибудь плохое. Иоаким и Анна дожили до старости и все же не оставляли надежды на то, что Бог даст им ребенка. Горько плакала Анна, глядя как птичка кормит своего птенчика. И дала она обещание Господу, что, если будет у нее дитя, то посвятит его на служение Богу. Услышал Господь молитвы праведных Иоакима и Анны. Именно их Он избрал родителями Пречистой Девы. Велика была радость Иоакима и Анны, когда, наконец, у них родилась девочка. Назвали они ее Марией. И росла Дева им на радость – доброй, умной и прекрасной. В те времена детство было короче, чем теперь. Замуж выходили и женились лет четырнадцати, а младенчество кончалось всего в три года. Когда вышла Мария из младенческого возраста, вспомнила Анна о своем обещании и решила его исполнить, – посвятить дочь свою Богу и отдать Ее на воспитание при храме. Прекрасен был Иерусалимский храм, торжественны и праздничны богослужения в нем. При храме жили не только священники, но и праведные женщины, которые заботились о его чистоте и благолепии. А еще, они воспитывали и обучали девочек. К ним и привели Марию Ее родители. С Нею шли Ее подруги, держа в руках зажженные свечи. Толпа народа собралась посмотреть на торжественную процессию. При входе в храм было пятнадцать ступеней. Когда священники поднимались по ним, хор пел молитвы. Иоаким и Анна поставили маленькую Марию на первую ступеньку, и вдруг, Она сама, без всякой помощи, поднялась по пятнадцати высоким ступеням. А наверху, ждал Ее Первосвященник. Он взял Ее за руку и ввел в храм, сначала в ту часть, где стояли все молящиеся, а потом в самую святую часть храма, в «Святое Святых», куда сам он входил только раз в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

О Священном Писании Священное Писание – самый верный источник света, как мощный прожектор, бросающий свет на судьбы людей, как в древние времена, так и сейчас. Согласно Священному Писанию , два обстоятельства определяют судьбу всех и каждого: человеческое сердце и Промысл Божий. Воздаст тебе Господь по сердцу твоему, говорится в этой Книге судьбы. Священное Писание непогрешимо. Это вселенский устав, данный Богом. Священное Писание объясняет судьбу каждого человека и каждого народа. Каждое слово Божие в этой святой книге книг – открытие истины и указатель жизненного пути одновременно. Вся современная цивилизация не смогла поколебать ни единого слова Писания. Закон Божий дан для всех людей и народов земли. Его может исполнять каждый человек, независимо от звания, положения и занятия. Об этом ясно свидетельствуют примеры из Священного Писания . Закон исполняли пророк Моисей и пастух Авраам, раб Иосиф и полководец Навин, судья Самуил и земледелец Аввакум, царь Давид и мытарь Матфей, простые рыбаки апостолы и образованный Павел, сотник Корнилий и ткач Акила. Так если Божий Закон исполняли мудрец и пастух, раб и полководец, судья и земледелец, царь и мытарь, рыбак и ученый, офицер и ткач, бесплодные жены и вдовы, девицы и пустынницы, почему же ты не можешь исполнять его? Христос за всех умер ( 2Кор. 5:15 ). Если бы все христиане читали Ветхий и Новый Завет Божий, они больше боялись бы Бога и чаще ходили бы в храм и там слушали слово Божие. И священникам было бы легче проповедовать народу и толковать волю Божию и закон Божий. Меня часто мучает мысль, что кто-то из слушателей не поймет меня, потому что он никогда не читал Священного Писания и не держит его у себя в доме. И не поймет, что такое Новый Завет. Эта мучительная мысль заставила меня часто повторять: «Открывайте Священное Писание и читайте. Так же как держите в доме иконы, так же держите и Священное Писание. Икона – святыня в красках, а Священное Писание – святыня в слове. Священное Писание читайте, на иконы смотрите. Священное Писание научит вас, как нужно жить, а икона покажет вам лик того, кто жил по Священному Писанию . Так же как можно прожить без любой пищи, а без хлеба нельзя, так и без всякого другого слова можно, а без слова Божия нельзя. Честный хлеб и святое слово. Господь Иисус Христос говорит о хлебе и о слове, и говорит, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Определения и предварительные замечания Согласно классическим догматическим определениям, «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» 2 ; «Брак можно рассматривать с двух сторон: как закон природы, или установление Божие, и как таинство новозаветной Церкви, освящающее ныне, по падении человека, этот закон... Под именем этого таинства разумеется такое священнодействие, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета взаимной супружеской верности, преподается свыше чрез благословение священнослужителя Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его в образ духовного соединения Христа с Церковью и потом содействующая им к благословенному достижению всех целей брака» 3 ; «Брак есть священный богоустановленный обычай, в котором свободно сочетающимся подается через священника благодать Святого Духа, освящающая и возвышающая естественный брачный союз» 4 . Уже из этих определений понятно, что таинство Брака не заменяет собой брак как таковой, но служит его восполнением и освящением. Тот же вывод можно сделать и из свидетельств Нового Завета о браке. Господь Иисус Христос принимает брак у окружавших его иудеев как полноценный и действительный без каких-либо оговорок – Он присутствует на браке в Кане ( Ин. 2:1–12 ), Он упоминает брак и пребывание в нем в Своих притчах и поучениях ( Мф. 9:15; 24:38; 25:1–12 ; Мк. 2:19–20 ; Лк. 5:34–35; 12:36; 14:8, 20; 17:27 др.). Евангелие довольно подробно повествует о браке родителей св. Иоанна Предтечи ( Лк. 1:5–25, 57–58 ); упоминает обручение св. праведных Иосифа и Пресвятой Девы Марии и говорит о них как о семье ( Мф. 1:18–25 ; Лк. 2:4–6 ); указывает на то, что в браке состоял ап. Петр ( Мф. 8:14 Мк. 1:30 ) и, вероятно, другие ученики Господа. Но, принимая ветхий брак, Новый Завет говорит о браке христиан и нечто новое. И поскольку Новый Завет служит основанием для богословия каждого из таинств, нужно прежде всего понять: в чем же состоит новизна христианского учения о браке? Поняв это, можно сделать вывод и о том, что же именно делает брак христиан таинством Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010