Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вандеркам Дж. К. Профессиональные интересы: Библеистика Конфессии: Протестантизм Краткая биографическая справка: Профессор богословия университета Нотр Дам, Индиана, США. В 1968 г. получил степень бакалавра искусств колледжа Кальвина в Грэнд Рэпидс, шт. Мичиган. В 1971 г. - степень бакалавра богословия в Кальвинистской богословской семинарии Грэнд Репидс, шт. Мичиган, со специализаций в библейских языках и литературе. С 1971 по 1972 гг. занимался исследовательской деятельностью в Университете св. Андрея в Шотландии, где специализировался на изучении арамейского и древнееврейского языков и Ветхого Завета. В 1976 г. получил степень доктора философии (PhD) Гарвардского университета в области исследования ближневосточных языков и цивилизаций.             С 1976 по 1981 гг. был помощником профессора по религиоведению университета Северной Каролины. С 1981 по 1986 гг. адъюнкт-профессор по религиоведению университета Северной Каролины, с 1987 г. - профессор. С 1991 по 1998 гг. профессор по еврейским Священным текстам университета Нотр Дам, Индиана. С 1998 г. профессор богословия университета Нотр Дам.             Джеймс Вандеркам преподает следующие курсы: Введение в религию, Библейский иврит, Введение в Ветхий Завет, Введение в Новый Завет, а также спецкурсы: греческий язык Нового Завета, история иудаизма, история интерпретации Библии, спецкурс по книге пророка Исайи, библейский арамейский язык, введение в литературу межзаветного периода, основания теологии, Пятикнижие, Литература мудрых и Псалмы, Ветхозаветные Писания.

http://bogoslov.ru/person/292624

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Диркен Й. Профессиональные интересы: Новый Завет, Догматическое богословие, Апологетическое (основное) богословие, Нравственное богословие, Ветхий Завет, Экзегетика и герменевтика Конфессии: Лютеранские церкви Краткая биографическая справка: Родился в 1959. Последовательно проходил обучение богословию и философии в Гёттингене, Хайдельберге и Франкфурте-на-Майне. В 1987 получил докторскую степень по богословию (PhD) в Университете Хаёдельберга. Является пастором Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии (викариат в лютеранском храме в г. Ольденбург). В 1994 году стал хабилитированным доктором и приват-доцентом систематической теологии в Университете Франкфурта-на-Майне. С 1995 - профессор систематической теологии, религиозной этики и философии в Университете Гамбурга. В 2005-2008 гг. являлся деканом факультета гуманитарных наук в том же Университете. С 2010 г. является профессором систематической теологии и этики богословского факультета Университета Халле-Виттенберга им. М. Лютера. Академические интересы: христианская этика, религия и религиозность, новейшие богословские течения, философия религии. Библиография работ автора:   Монографии 1. Gott und Religion. Zum Verhältnis von Theologie und religiösem Bewußtsein in der Religionsphilosophie Hegels. Diss. theol., Heidelberg 1987. 2. Kirche: Heilige communio oder Institut Christi? Aspekte der Ekklesiologie A.F.C. Vilmars und A. Ritschls, Heidelberg 1989 (Texte und Materialien der FEST, Reihe B, Nr. 12).

http://bogoslov.ru/person/2422937

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год «Ныне спасение к нам ближе». Апостольское чтение в неделю сыропустную Братия, так вам должно поступать, ибо вы знаете, что срок пришел: настал уже час восстать вам от сна, ибо ныне спасение к нам ближе, чем когда мы пришли к вере. 12 Ночь на исходе, и близок День. Отбросим же дела тьмы и облачимся в доспехи света. 13 Будем жить благопристойно, как подобает днем: без гулянок и попоек, без блуда и разврата, без ссор и зависти. 14 Но облачитесь в Господа Иисуса Христа, и заботу о плоти не превращайте в похоти. 1 Слабого же верой принимайте без споров о его сомнениях. 2 Одному вера позволяет есть все, а другой, слабый, ест только овощи. 3 Кто ест все, не презирай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест, ибо его принял Бог. 4 Кто ты таков, чтобы осуждать чужого слугу? Лишь его господина касается, стоит тот или падает. Но он будет стоять, ибо Господь в силах поддержать его! Рим. 13, 11-14, 4 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) КОНЕЦ И НАЧАЛО «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). Так апостол Павел начинает ряд нравственных наставлений Послания к Римлянам. Они напоминают нам о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Обновить ум означает принять новую и единственную заповедь - заповедь любви как исполнения всего ветхого закона. Но почему необходимо обновление нравственного сознания человека? Потому, что с приходом на землю Спасителя, с Его Воскресением «век сей» не просто явил свою несостоятельность (это было очевидно всем и всегда), но обнаружил свою «ветхость», ибо ему на смену пришел Новый век, Бог заключил с людьми Новый Завет. Это открылось последователям Христа. Они знают: уже пришел определенный в предвечном совете Божием срок, срок конца царству властям «века сего» и срок начала Царствия Божия. Это и есть Евангелие, Благая Весть.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Радио «Радонеж» НЕТ НОВОСТИ СВЕЖЕЕ, ЧЕМ НОВЫЙ ЗАВЕТ  Николай Бульчук, главный редактор радио «Радонеж»  Дипломный проект в Московском институте связи и информатики в 1991-92 годах я писал под звуки радио «Радонеж». Помню, как почти каждый вечер включал радиоприемник и занимался, слушая проповеди отца Артемия Владимирова, увлекательные лекции историка Владимира Махнача и чудесные музыкальные передачи Николая Васильевича Тюрина и Сергея Ивановича Беликова. Само существование в российском эфире православной радиостанции тогда казалось мне, выросшему в церковной среде, весьма необычным. Я любил читать «Журнал Московской Патриархии», который был тогда едва ли не единственным официальным церковным СМИ, но из радиоэфира веяло необыкновенной творческой свободой – хотя все передачи были, что называется, каноническими. Дело, вероятно, было в новизне явления - православное радио в России, молодые сотрудники, новые, интересные темы. По-моему, именно тогда я принял для себя решение: надо сделать попытку поработать на радио «Радонеж». Тем более, что специальность у меня была профильной - радиосвязь, радиовещание и телевидение. Моя попытка увенчалась успехом. Мы, честно говоря, гордимся, когда радио «Радонеж» называют самым консервативным из всех современных околоцерковных СМИ. Наша «сетка вещания» строится по православному церковному календарю. Стержнем наших программ является Евангелие, толкование Священного Писания, церковные праздники и богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. Какая, скажите, новость может быть более современной, чем Новый Завет? Радио «Радонеж» - уникальный проект. В том смысле, что это церковный организм. Созданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, наша радиостанция живет жизнью Церкви. Мы как бы «дополняем» церковную жизнь для самого широкого слушателя. Мы счастливы, что Господь привел потрудиться именно сюда. Ведь, общаясь с нашими авторами, большинство из которых в священном сане, живя в Церкви и продолжая эту церковную жизнь за ее оградой, мы как бы не расстаемся с ней ни на минуту.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семь шагов к покаянию. Шаг 2-й — читаем Священное Писание 10 мин., 07.03.2023 Во втором выпуске проекта 7 шагов к покаянию отвечаем на вопросы о том, для кого необходимо покаяние? Чем опасно чувство вины? Какие есть взгляды на то, что такое грех? И как увидеть себя с точки зрения Бога? Великий пост — время покаяния. Но что значит покаяться? Как подготовить себя к этому? Что нужно делать и зачем это вообще нужно? Эти вопросы особенно волнуют тех, для кого покаяние — новый, непознанный и неизведанный жизненный опыт. Этой статьей мы открываем  великопостную серию «7 шагов к покаянию» , основанную на одноименном авторском курсе протоиерея Павла Великанова. Этот курс прежде всего адресован тем, кто никогда еще не был на исповеди. Каждую неделю поста вплоть до Страстной седмицы вы будете получать новые духовно-практические рекомендации и домашние задания, которые помогут вам осознанно пройти путь покаяния от самого начала и до первой генеральной исповеди. Итак, на минувшей неделе при организации покаянного дневника вы выделили раздел, посвященный чтению Священного Писания и, может быть, даже нарисовали «линию времени», разметив на ней весь Новый Завет: Четвероевангелие, Деяния святых апостолов, апостольские послания, Апокалипсис. Кроме того, на отдельном развороте сверху нужно было с одной стороны нарисовать большой плюс, а с другой — большой минус. Это нужно, чтобы отмечать как то, что вам особенно понравилось, что зацепило, показалось пронзительным и глубоким, так и то, с чем вы не согласны. Почему это важно? Так мы учимся понимать, чего именно ждет от нас Бог. Священное Писание — основа для понимания, чего ждет от нас Бог, что такое добро и что есть грех Что такое грех? Понять это можно, только исходя из определенной системы координат. Читая Священное Писание, мы ее себе задаем. Точка отсчета то, как Бог смотрит на нас и на окружающий мир. Священное Писание — это  откровение Бога о Самом Себе. При чтении Писания нужно обращать внимание, что внутри нас на него откликается. Если я просто слежу за сюжетом и ничто меня особо не цепляет, значит, я нахожусь в состоянии глубокой внутренней заморозки. Потому что Писание, в отличие от другой литературы, очень адресно, оно обращено именно к нам, причем не «где-то» и «когда-то», а «здесь» и «сейчас», именно ко мне, в данный момент читающему. Это вызов, призыв, послание, на которое невозможно не отреагировать. И реакция, конечно же, может быть очень разной.

http://foma.ru/poisk-oshibok-2-j-shag-k-...

Эсхатология в Новом Завете: темы и проблемы РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22914.html 16 ноября 2005 Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Эсхатология в Новом Завете: темы и проблемы Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Первые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности — возвещение начала нового века: " Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие " (Мк 1,14). Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле — возвещение Его присутствия в Церкви " во все дни до скончания века " (Мф 28,20). Этот век закончится. Новый век уже присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: " Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " (Откр 22,20). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет. Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самоё душу всех писаний Нового Завета. Когда Апостол Павел говорит о христианской " надежде на Господа нашего Иисуса Христа " (1 Фесс 1,3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, " освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих " (Рим 8,20-21), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос даёт заповедь молиться, то эта молитва " Отче наш " — молитва о Конце: " Да придет Царствие Твое " (Мф 6,10). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории. Нас сегодня поражает радикальный поворот в настроении христиан. Когда и как проник в сознание верующих парализующий страх перед таким Концом, — вопрос для церковной истории. Здесь нам предстоит дать хотя бы беглый обзор основных эсхатологических тем в самом Новом Завете. Ввиду сказанного не удивительно, что в новозаветной библеистике с начала 20-го века решающее значение придаётся именно эсхатологии. При этом рассматриваются два типа эсхатологических утверждений: так называемая " футуристическая эсхатология " (эсхатология будущего), связанная с апокалиптическими ожиданиями, и " реализованная эсхатология " , утверждающая, что с Иисусом Христом уже пришло Царствие Божие.

http://religare.ru/2_22914_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Труды преосвященного Филарета и деятельность православного духовенства по укреплению православия в крае Оценивая успехи православной миссии в Прибалтийском крае, можно сказать, что жатва была обильной, но жнецов на ниве православия мало: епископ Филарет и не более десяти священников, из которых местным языком владели только ряпинский и чернопосадский. Там, где желающих присоединиться было особенно много, епископ Филарет организовал передвижные походные церкви, например в Загнице (Сангасте), куда приходили также крестьяне из окрестностей. За шесть дней после указа (с 5 октября 1845 г.) в этой церкви было присоединено к православию 244 человека . Согласно докладу чиновника генерал-губернатора Валуева, в Дерпте священник Березский ежедневно присоединял людей к православию и в период между 22 и 26 октября 1845 г. им было принято в православие 787 человек . В Верроском уезде особенно успешно шло присоединение в ряпинской церкви, где священник Верхоустинский владел эстонским языком. С 23 сентября и до середины октября ежедневно присоединялось по 35–50 человек, к концу года было принято в православие 644 мужчины и 432 женщины . В православной церкви в деревне Нос на берегу Чудского озера присоединенных в первое время было немного, но храм в посаде Черный играл в движении большую роль, особенно для крестьян лютеранских приходов Торма, Бартоломей и Лайс. Пастор Яннау в своей хронике неоднократно сетовал на активную деятельность священника чернопосадской православной церкви, присоединившего более 1000 эстонских крестьян . Среди них были особенно распространены рассуждения о том, что «русская вера старше» и «сильнее» . Одна эстонская крестьянка в беседе с пастором, который пытался ее убедить не принимать православия и ругал греко-православную веру, спросила: «На каком языке был написан Новый Завет, не на греческом ли? Как же тогда может быть греческая вера неправильной — она же из нашей греческой книги... Из греческой книги и греческая вера» . Православные священники (в Дерпте, в Черных горах и др.) неизменно разъясняли присоединяющимся, чтобы они не ожидали от принятия православия никаких земных благ.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

     Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа. Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины. Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

http://pravoslavie.ru/113272.html

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

  Малодушие и трусость не имеют ничего общего со смирением Выступление по радио " Радонеж " Протоиерей Владимир Переслегин   Сегодня я хочу сказать об адекватной христианской реакции на демонстрацию садистских и кощунственных глумлений над Господом, Божией Матерью, над святынями нашей веры. О таких глумлениях в " Сахаровском Центре " уже сообщала радиостанция " Радонеж " , и о них многократно заявляли священнослужители. В Послании к евреям св. Ап. Павел говорит: " если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой освящен, и Духа Благодати оскорбляет " . То, что было сделано в этом " Сахаровском Центре " , - это как раз и было попрание святыни, Крови Нового Завета, попрание Личности Сына Божия. И Христианской мерой отношения к этому деянию, если оно совершено перед лицом христиан, перед лицом тех, кто принял этот Новый Завет, перед лицом крещеных людей, является смертная казнь. Почему мы можем так говорить? Это сделано не за запертыми дверями тайных масонских сборищ: это сделано в открытом музее и обращено, как говорится, к городу и миру. Это совершено в центре православной столицы, и призвано быть донесенным до сознания всего населения России, и, тем более, каждого верующего человека. " Вот ваш Христос, мы над ним глумимся, издеваемся, и вы ничего не можете сделать, и мы будем это делать, и вы будете обязаны принять то, что мы делаем, как норму, как часть ландшафта окружающей нас жизни " . Народ расслаблен, он во многом обращен в антихристианскую религию прав человека, толерантности, и т. д. Акция в Сахаровском музее была призвана, в случае безответной реакции народа, окончательно закрепить в его сознании измену Христу, то есть сделать народ наш изменником, отступником, запятнать его иудиным грехом. А чем кончает Иуда? Самоубийством, и к нему же хотят подтолкнуть наш народ. Видимо, и дальше сохранится (они позаботятся об этом) внешняя христианская атрибутика, возможность ходить в церковь, но при этом главные христианские ценности будут заменены, как это мы видим сейчас на примере " свободного мира " , на ценности Нового Мирового Порядка, прав человека и равности всех всему. То есть, их главная ценность - это отсутствие ценностей, отсутствие абсолюта, их главная ценность - это запрет на монополизацию истины и на догматическое сознание. И вот, ради этой главной ценности, ради нового догмата их религии, ради того, чтобы он вошел в душу русских людей, людей, населяющих Россию, финансировалась и организовывалась эта акция.

http://moral.ru/O_Vladimir_Muzei_Radonez...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010