Я. Горожанский В память их тысячелетнего чествования от смерти Мефодия, последовавшей в 885 г. Книжный склад «Народной Библиотеки» высылает училищам, полкам, больницам, приютам, тюрьмам и книгопродавцам Священное Писание в следующих изданиях: 1) На одном русском языке: Св. Евангелие (одно и с Деяниями) в 12 κ., в 25 κ., в 35 к., в 55 к. и дороже – до 4 р. 50 к. за экземпляр. Ветхий завет и Новый вместе в 5 книгах, все в переплетах и футляре, ц. 2 р. 50 к. Псалтирь в 7 κ., в 25 к. и в 1 р. 25 к. 2) На одном славянском языке: Новый Завет (Евангелие и Деяния) в 35 κ., в 55 к. и в 85 к. Псалтирь в 25 κ. и 1 р. 25 к. 3) На славянском и русском языках вместе: Новый Завет в 70 κ., 1 р. 50 к. и 2 р. 30 к. Евангелие одно, 50 к. Апостол, 75 к. Выписывающие на 10 р. пользуются уступкой 10%. Выписывающие на крупные суммы благоволят войти для этого в переговоры со „Складом». Все без исключения книги Священного Писания заключены в хорошие переплеты. Примечание. Кроме русского и церковно–славянского языков книги Священного писания можно выписывать на всех языках древних и новых (европейских и азиатских), а также почти на всех языках, на которых говорят различные племена в России. Адрес склада: Москва, Пименов. Ул. при Типографии И. Н. Кушнерева и К© Владимиру Николаевичу Маракуеву. Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян Тысячу лет тому назад, в 885 году, умер св. Мефодий, старший брат св. Кирилла, называвшегося в светском звании Константином. Всем известно, что св. братья, Кирилл и Мефодий, издавна считаются покровителями славянского народа. Русская церковь , а с нею и весь русский народ, свято почитающий память своих первоучителей, всегда с живейшею признательностью вспоминает славные подвиги славянских учителей, а в нынешнем году (6–го апреля) торжественно будет праздновать тысячелетнюю годовщину кончины св. Мефодия. Каждый русский человек должен знать жизнь двух великих братьев, как потому, что, благодаря им, мы слушаем богослужение на понятном нам языке, так и потому, что жизнь их сама по себе представляет много поучительного и назидательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

НОВОЗАВЕТНАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Новозаветное толкование Ветхого Завета может быть понято только в контексте, притом непосредственном, древнееврейского мидраша. Конечно, по самой своей природе оно вносит новое и, что еще важнее, рассматривает все sub specie Christï через воплощение Сына Божия, обещанного Мессии, – абсолютная новость, которая обусловливает новый подход к Ветхому Завету. Но все же этот новый подход находится целиком в рамках тогдашней иудейской традиции. Сам Христос, как и Его апостолы, просто неотделимы от иудейского герменевтического предания, и их первейшей целью является раскрытие глубокого смысла Ветхого Завета. Основываясь на Законе и пророках, Он открывает в них более глубокое измерение, являя Себя как их осуществление. Так как еврейская идея вся устремлена в будущее, на то, что произойдет (явление Мессии), она вся пронизана эсхатологическим духом, а Новый Завет основывается на факте, что это будущее уже началось, т. е. в открытом Логосе ( Λγος) возникла историческая реальность. Царство Божие ( Βασιλεα του Θεο), к которому стремится весь Ветхий Завет как к чему-то, что должно наступить, существует в проповеди Христа как что-то, что уже здесь, что-то очень близкое и реально присутствующее в Его личности, поступках, жизни. Христос не отбрасывает Закон и пророков, Он их исполняет ( Мф. 5, 17 ), т. е. Он их полнота. Этот новый момент требует коренной реинтерпретации ветхозаветных текстов, но не в том смысле, что новый смысл заменяет старый, а в смысле открытия новых невиданных глубин. И в апостольской проповеди Иисус – это тот [самый] Мессия, предсказанный в Писании: «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [т. е.], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор. 15, 3–4 ). Таким образом, апостольское толкование – это толкование Ветхого Завета 8 в свете смерти Христа и Его Воскресения. Рассмотренное под этой призмой, оно все исполнено следами пришествия Христа и уведомлением о Его тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Глава третья. Борьба свв. о.о. и писателей церкви II в. с гностицизмом и победа над ним Состояние христианской церкви к половине II в. 01. Гностицизм, достигший апогея своего развития уже к половине II в., представлял собою серьезную угрозу для тогдашней, еще не соорганизованной церкви. Чтобы видеть, насколько в то время была велика опасность для церкви от гностицизма, представим себе кратко состояние христианской церкви по важнейшим сторонам ее жизни к половине II столетия. __________________________ 02. Христианство, как Новый Завет Бога с людьми, было религией духа и жизни, в противоположность к религии ветхого завета, как – буквы и письмени. Если Ветхий Завет , бывши не в силах возродить человека, имел лишь подготовительное значение, вел человека «в хотящую веру открытися“ ( Гал. 3:23 ), был стражем человека, педагогом (παιδαγωγς) 1982 , воспитывавшим его внешними, дисциплинарными мерами, в ярме сурового закона; то Новый Завет , исцеляя душу человека от повреждения грехом и очищая сердце его, как «исходище живота“,– предоставлял людям полную свободу в организации их внешней жизни, давая возможность сложиться определенным нормам и формам жизни во взаимодействии внутреннего духовного развития верующих и окружающей их исторической среды. 03. Сам И. Христос не оставил письменных источников изложения своего учения и, «истяжавши (стяжал еси) церковь честною своею кровью“, т.е. основавши ее так сказать, мистически, онтологически чрез свои страдания (и воскресение),– не дал ей внешней организации. Но в принципе И. Христос указал на необходимость хранения Его учения (Мф. 28:20) и, следовательно, не отвергал и записи его, как самого надежного способа хранения; равным образом Он считал нужною и организацию церкви. И. Христос обещал апостолам послать «Утешителя, Духа истины“, который напомнит им Его учение в полном виде ( Ин. 14:26; 16:13–15; 15:26 ), значит, тогда они могут и верно записать его. Точно также и необходимая организация будет дана церкви теми, кто послан Христом в мир ( Ин. 20:21–23 ) для проповеди и основания в нем церкви и кто получил власть вязать и решить ( Мф. 18:18, 15–17 ; ср. Мф. 16:18–19 ). Во дни И. Христа, при высоком воодушевлении уверовавших, такая организация и внешняя дисциплина, вроде, напр., поста,– не уместна, ибо среди верующих находился Небесный Жених (ср. Мф. 9:14–15 ): подобно тому, как и в простой человеческой жизни дни венчаний, бракосочетания, т.е. радости и веселия нельзя уравнивать с обыденною жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как вода претворяется в вино 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово в среду 3-й седмицы Великого Поста Великим постом за богослужениями читается Ветхий Завет, а Новый Завет — только в субботу и воскресенье, и в дни памяти особенно почитаемых нами святых. Когда мы приблизимся к Страстной седмице, все Евангелие откроется нам. Святые отцы говорят, что Ветхий Завет — вода, а Новый Завет — вино. В течение Поста наши души вступают в брак с Господом. И как на браке в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, так Его благодатью вода Ветхого Завета претворяется в вино Нового Завета, Крестом Христовым. Мы уже приближаемся к середине Поста, к Крестопоклонной неделе, молясь, чтобы и наша жизнь из покаянной, трезвенной, чистой претворилась в жизнь благодатную силой Христовой. Каждый раз за великопостным богослужением на шестом часе читается пророчество Исаии, а на вечерне — книга Бытия и Притчи Соломона. В своем пророчестве Исаия говорит о врагах богоизбранного народа, о тех, кто являются его оскорбителями, и хотят подчинить его себе. Господь воздвигает против богоизбранного народа ассирийского царя Сеннахирима за то, что этот народ отступил от своего Господа, предался нечестию и идолопоклонству. И мы видим, как похваляется ассирийский царь силой своих идолов и собственной военной мощью. Господь называет этих врагов богоизбранного народа Своим бичом, с помощью которого он хочет уцеломудрить заблудившийся возлюбленный Свой народ. Из того, что Господь использует для этой цели ассирийского царя, вовсе не следует, что тот является слугой Божиим или другом богоизбранного народа. У царя ассирийского совсем другие цели, он просто хочет уничтожить этот народ, он хочет и другие народы подчинить себе, чтобы достигнуть мирового господства. Перед нами прообраз антихриста. Господь попускает быть этому, для того чтобы любимый Им народ, когда с ним произойдет беда, когда он окажется в безысходном положении, мог бы вспомнить о своих грехах, покаяться, возвратиться к Богу, которого он предал. Но напрасно похваляется враг богоизбранного народа, потому что Господь хочет достигнуть Своей премудрой и благой цели — не истребить свой возлюбленный народ, а через скорби приблизить его к Себе и облагодетельствовать его еще большими щедротами. Как только это совершится, Господь обратит всю Свою силу против нечестивого царя, которому кажется, что он уже близок к тому, чтобы уничтожить этот народ.

http://moral.ru/sreda-3-sedmizy/

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 2. Сегодня мы продолжаем нашу прошлую лекцию, вводную, о значении Ветхого и Нового Завета, об истории их создания, о том, как они дошли до наших дней Вот как говорит св. Василий Великий о Ветхом Завете: «Как ясному утру предшествует ночная мгла, так явлению в мир Солнца Правды предшествовали времена предрассветного приготовления человечества к принятию Воплощенного Логоса, Сына Божия. Домостроитель нашего спасения, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобщения, потому что щадит немощь нашу. Господь приучает нас сначала видеть тени предметов и как бы в воде смотреть на солнце, чтобы приступив к созерцанию чистого Света, мы не ослепли. На таком основании измышлен закон, имеющий тень будущих благ». Нам будет трудно представить себе всю высоту нравственного значения Нового Завета, если мы не откроем страницы Ветхого Завета и не увидим, какой сложнейший путь прошел человек до того момента, когда на земле, в Назарете, прозвучали слова, сказанные Марией в момент Боговоплощения: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» ( Лк. 1:38 ). Эти слова были произнесены, но должны были пройти сотни и тысячи лет, чтобы человек созрел для того, чтобы отдать Себя на служение всему миру, как сделала это Дева Мария. Различие двух Заветов – Ветхого и Нового – несомненно. В нравственном отношении, бесспорно, Новый Завет выше Ветхого. Но не будем забывать ни на минуту, что как ветхозаветное учение, так и новозаветное несут на себе печать Богодухновенности. Читая Ветхий Завет, изучая его, мы не можем не ощущать действия Духа Божиего, «глаголавшаго пророки», как говорит нам Символ веры . Конечно, Новый Завет предъявляет христианам повышенные требования по сравнению с Ветхим Заветом, но это отнюдь не умаляет значения ветхозаветной нравственности. Все ветхозаветные нравственные нормы не отменяются, но углубляются и дополняются возвышенным учением Спасителя. Великий святой Иоанн Златоуст пишет так:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

проф. Я. Пеликан Некоторые определения Христианское вероучение – это то, во что Церковь Иисуса Христа верит, чему учит и что исповедует на основе слова Божия. Вероучение – не единственный и даже не самый главный аспект деятельности Церкви. Церковь поклоняется Богу и служит человечеству; она прилагает усилия ради преображения этого мира и ожидает исполнения своего упования в ином. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» – любовь, а не вера и определенно не учение. Церковь всегда больше, чем школа; даже век Просвещения не смог ограничить ее деятельность учительной функцией. Но Церковь не может быть меньше, чем школой. Ее вера, надежда и любовь – все они выражаются в учении и исповедании. Богослужение отличается от ритуала тем содержанием, которое провозглашается в Символе веры ; церковное устройство больше, чем организация, в силу того как Церковь определяет себя и свою структуру в своих догматах; проповедь не является просто одним из видов риторики, поскольку в ней провозглашается слово Божие; библейская экзегеза избегает антикварного подхода, потому что ее задача – раскрыть, чему учит текст, а не чему он когда-то учил. Христианская Церковь не была бы Церковью, какой мы ее знаем, без христианского вероучения. Все это, строго говоря, скорее описание, нежели определение христианского вероучения. А поскольку данное историческое исследование посвящено развитию христианского вероучения, определение того вероучения, которое развивается, наверное, нужно отложить до конца и сформулировать a posteriori. Ибо «вероучение» не всегда означало одно и то же, даже формально. Фактически это слово употребляется в церковном языке (и будет употребляться в этой книге) не в том смысле, какой оно имеет в Библии (и в книгах по библейскому богословию). Когда Ветхий Завет говорит о «наставлении» или Новый Завет – об «учении», речь идет и об исповедании и о поведении, и о богословии и об этике. Разделение между ними губительно, различение же неизбежно, как и в самом Новом Завете «вера» и «дела» различаются, но не разделяются. Несколько упрощая, можно сказать, что то, как понимается здесь христианское вероучение, восходит к этим новозаветным различениям. Когда говорится, что «даже бесы веруют» и, скорее всего, веруют правильно, речь идет именно о «вероучении» в церковном смысле. Но когда Новый Завет говорит об «учениях бесовских», имеются в виду, главным образом, искажения норм христианского поведения. В одной древнехристианской молитве содержится обращение к Богу как к Тому, «в познании Которого состоит наша вечная жизнь, служение Которому есть совершенная свобода», и таким образом обозначается различие между познанием Бога и служением Богу. Христианское вероучение можно определить как содержание этого спасительного знания, проистекающего из слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Библия (от греч. βιβλα – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским . Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле). Состав Библии Библия (Священное Писание)= Ветхий Завет + Новый Завет . См. Все книги Библии . Новый Завет=Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис. См.  Состав книг Нового Завета . Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. См. схемы:  Ветхозаветные канонические книги и  Новозаветные канонические книги . Главная тема Библии Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. Кто автор Библии? Главный автор Библии — Бог, люди — избранные Им соавторы. Священное Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Св. Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания. Богодухновенность Библии

http://azbyka.ru/bibliya

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1541  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 10  голосов:  4.6 из  5) Беседа преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидата богословия Дмитрия Георгиевича Добыкина. –:– 80:22 Стоп через Расшифровка лекции Если Вы меня забыли или не знаете — зовут меня Добыкин Дмитрий Георгиевич, преподаватель нашей Духовной Академии, и я в Академии преподаю Ветхий Завет. Соответственно, большое спасибо отцу Алексею, что он меня приглашает на те лекции, которые я говорил, и буду говорить — они все-таки связаны с Ветхим Заветом. И сегодня мы поговорим об одном известнейшем ветхозаветном праведнике — наверное, о самом главном праведнике Ветхого Завета, которого звали Авраам. Если у человека, который ходит в Церковь и хотя бы чуть-чуть интересуется своей верой, спросить: кто такой Авраам, он чаще всего вспомнит две вещи. Давайте я сейчас просто начну говорить, и вы либо закиваете головой, либо замотаете головой — это Мамврийский дуб, и второе — это жертвоприношение Исаака. И, пожалуй, всё. Кто читает Новый Завет — не только Евангелие, но и Послания апостольские, или слушает Священное Писание, наверняка знает, что имя Авраама вспоминается в Новом Завете. Имя Авраама вспоминается в Новом Завете 71 раз. Цифра ничего не обозначает, она просто означает, что достаточно часто упоминается. Ну, наверно, Давид и Моисей еще также часто упоминаются из ветхозаветных. Но если вы читаете Новый Завет, то вы наверняка знаете, что Авраам назван отцом всех верующих. И вот мы сейчас с вами попробуем поговорить в течение ближайших полутора часов, что означают эти слова: «Авраам — отец всех верующих». Сразу давайте разберемся с несколькими словами. Во-первых, давайте разберемся со словом «верующий», «отцом всех верующих». Священное Писание Ветхого Завета всех людей делит на две категории — это верующие и язычники. Я надеюсь, вы понимаете, кто имеется в виду под верующими в Ветхом Завете, это ветхозаветная Церковь.

http://azbyka.ru/audio/avraam-otec-vsex-...

Скачать epub pdf 20. Говорит ли Ветхий Завет о Христе? Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе. При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества. Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, да и откуда мы знаем, что это сказано о Нем – ведь имя напрямую не названо? Расписание или знак? В Евангелии от Луки есть одно удивительное место ( Лк 24:13–32 ). Два ученика Христа, уже после Его смерти и воскресения, возвращаются домой из Иерусалима, беседуя обо всех происшедших событиях. Они уже слышали весть о Воскресении, но не могли поверить ей. Наконец, они встретили Самого Христа – но сначала Его не узнали, и Ему пришлось подробно раскрыть им смысл ветхозаветных пророчеств о страдающем Мессии, то есть о Нем Самом. И только потом, когда они остановились на ночлег и незнакомый Странник преломил с ними хлеб, они узнали в нем Учителя. А ведь это были те самые люди, которые следовали за Ним во время Его земной жизни, слушали Его проповеди, жаждали установления Его Царства. Они наверняка много раз читали соответствующие места Писания – и тем не менее, они не могли связать одно с другим, распознать в происходивших событиях исполнение пророчеств. Как же так получилось? Прежде всего, надо признать: в Ветхом Завете мы не находим таких строк, которые выглядели бы математически точными доказательствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид никогда не говорили: «В таком-то году в городе Вифлееме родится сын Иисус у девы Мария, Он сотворит много чудес, а потом будет распят у стен Иерусалима и на третий день воскреснет». Но разве было бы хорошо, если бы они так сказали? Тогда у людей не осталось бы свободы выбора; к примеру, мы можем узнать из календаря, в какой момент сегодня или завтра зайдет солнце – но к вере эти факты не имеют ни малейшего отношения, именно потому, что они факты. Вера предполагает выбор: ты можешь принять слова пророка, а можешь их отвергнуть. Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете пророчества о Христе. Во времена евангелистов именно этот вопрос разделил еврейский народ: одни увидели в Писании, которое они знали (Новый Завет ведь еще не был написан) подтверждение всему тому, чему учили их последователи Иисуса из Назарета, и стали христианами. Другие решили, что Он тут не при чем – именно такое восприятие до сих пор отделяет иудаизм от христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Год издания сорок первый. Часть первая Непреложность и незаменимость Новозаветного откровения Поучение в Новый год Несть иною имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися ( Деян. 4:12 ). Празднование Нового года соединяется с празднованием Обрезания Христова. Обряд обрезания совершен над Иисусом Христом по закону в восьмой день после рождества Его, и в этот же день наречено было Ему имя Иисус, преднареченное ангелом прежде чем Он зачался во чреве Марии. Имя Иисус означает Спаситель, указуя на то, что Он пришел спасти людей от грехов и от пагубных последствий виновности в них – проклятия и смерти. Как же Он спас нас от этих бедствий? Учением Своим, озаряющим умы светом истины и развевающим мрак заблуждений, жизнию Своею безгрешною и святою, наипаче же страданиями и крестною смертью, подъятою единственно за наши грехи, ибо Сам Он лично ни в чем не был виноват. Таково значение имени Иисус, и несть иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися. Так говорит ап. Петр. Эту самую истину исповедует и апостол Павел другими словами: един есть Бог и един ходатай (посредник) Бога и человеков человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим. 2:5,6 ). Сила Его ходатайства простирается на все времена до скончания века. Вследствие сего новый завет или новый союз между Богом и человеком называется вечным ( Евр. 13:20 ), в противоположность завету ветхому, который дан был только на время и служил только приготовлением к вступлению в новый завет. Он приготовлял людей к принятью Христа обетованиями, пророчествами и прообразованиями. К числу последних относились жертвы. Проливаемая на жертвеннике кровь бессловесных животных сама по себе не имела никакой силы, а только предуказывала имеющую пролиться на кресте жертвенную кровь Богочеловека, который заклан был не га свои вины, подобно тому как бессловесные животные не были виновны ни в чем и приносимы были за вину человека. Как единственный наш Спаситель, Христос есть вечный наш первосвященник, ибо однажды принесши жертву на кресте, «приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010