Этот Завет, в свою очередь, делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего. Ветхий Завет , имея началом Первоевангелие ( Быт.3:15 ), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом – через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя (как это видно из 1Пет.3:18–20, 4:4–7 ), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах. Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» – до Моисея и о «Завете подзаконном» – от Моисея до Христа 26 . Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично – при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей 27 . Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый договор. Словосочетание «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( [бэрит ха-даша]), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31–32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них Завет должен распространиться на всех людей. Термин «Новый Завет» (Καιν Διαθκη [кэни диафики]) появляется во второй части Священного Писания несколько раз. Господь наш Иисус Христос говорит о заключении Нового Завета во время Тайной вечери. Этот новый союз заключается через Его смерть ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). Св. ап. Павел неоднократно упоминает Новый Завет в своих посланиях ( Рим.11:27 ; 1Кор.11:25 ; 2Кор.3:6 ; Гал.3:17, 4:24 ; ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закон Господень или Закон Божий. Когда Господь избрал еврейский народ, Он дал ему через Моисея свод законов, который регулировал все сферы жизни в соответствии с волей Божией. Этот свод законов именуется словом [тора]. В большинстве случаев этот термин переводится как «Закон» или «Закон Моисеев». Однако значение слова чрезвычайно широко: оно включает в себя и некое предписание, и отдельные заповеди, и весь кодекс законов, данные Богом. В древнегреческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) передаётся словом νομς [номос]. Однако словосочетанием «Закон Божий» часто обозначают не только Пятикнижие Моисеево, но и всё Писание. Например, «… не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» ( Ин.10:34 ). Здесь содержится ссылка на Пс.81:6 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Ветхий и Новый Завет. Библия разделяется на Ветхий Завет и Новый Завет. Конечно, до пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Завет не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того как были написаны другие библейские книги, Церковь стала различать Ветхий и Новый Завет. Слово «Завет» [берит]) можно перевести с еврейского языка как «соглашение», «договор», «союз». На греческий язык было переведено словом διαθκης [диафикис], то есть «завещание» или «завет». Этот союз заключается между Богом и человеком ради духовного наставления и блага человечества Завет неизменен, человечество может принять или отвергнуть его, но не может его изменить. «Завет» — это распространённое в Библии слово. В ней описывается несколько заветов, самый известный из них — закон, данный Моисею. Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый завет. Термин «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них завет должен распространиться на всех людей.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Который утвержден на лучших обетованиях. Который утвержден на лучших обетованиях. Предлагает то, что особенно ободряло верующих из иудеев, именно, что обетования нашего завета — лучшие обетования. Ибо не блага земные, и не блага в потомстве и не многочадие, но Царство Небесное обещано соблюдающим Евангелие. Итак, не будьте малодушны: обетования Евангелия лучше; неразумно унывать тем, кто имеет лучшее. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Замечай порядок. Сказал, что завет Христов лучше Ветхого. А откуда это видно? Из того, говорит, что утвержден на лучших обетованиях. Ведь, если обетования и воздаяния лучше, то совершенно ясно, что и завет лучше, и заповеди божественнее. Откуда же видно, что обетования лучше? Из того, говорит, что тот был отменен, а этот был введен вместо него. Ибо Новый Завет потому имеет превосходство, что он лучше и совершенное. Если бы первый завет был без недостатка, то есть если бы он делал людей непорочными, то не был бы введен второй завет. Как мы обыкновенно говорим: дом не без недостатков, вместо того, чтобы сказать: он приходит в упадок, ветшает; так и о Ветхом Завете сказал, что он не был без недостатка, не как дурной, но как не имевший силы сделать людей лучшими, как данный младенцам. Но пророк, укоряя их, говорит. Но пророк, укоряя их, говорит. Не сказал: укоряя его, то есть завет, но укоряя их, то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона. Бот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Бот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Здесь более ясно показывает, что Ветхий Завет отменен. Ибо вводит Бога, чрез Иеремию говорящего, что заключу новый завет (Иер. 31:31-34), то есть совершенно новый: не так, как понимают евреи, что Ездра обновил Писание. Ибо Писание не стало новым, но осталось древним, хотя и было им восстановлено.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Впрочем, среди протестантов есть и еретики. Это те, кто наполнен гордыней и самомнением, кто убеждён, что путь ко спасению не должен быть подвигом и что гарантия спасения лежит у него чуть ли не в кошельке… Но ведь Библия нам говорит, что мы спасены! Вот посмотри: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». ( Еф.2:8–9 ). А ты открой словарь Даля и посмотри все значения слова «вера». На основании Писания я могу тебе найти около 20 разных значений слова «вера». Верой может быть смирение, покорность воле Бога, скромность, принятие св. Причастия, милосердие, молитва за врагов, видение знамений и чудес, индивидуальное откровение, убеждённость в правоте того, что нельзя понять, жизненное кредо, система представлений о добре и зле, способ познания невидимой реальности, проявление благодарности и т. д. Кстати, есть в Писании текст, который утверждает, что мы не спасены: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». ( Иер.8:20 ). Так это Ветхий Завет … Я же тебе цитирую Новый Завет . Ты мне цитируешь Новый Завет? Ты ошибаешься! Ведь Новый Завет это НОВЫЙ ДОГОВОР С БОГОМ. Вот смотри: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». ( Иер.31:31–33 ) И это Писание говорит про то, что такое Новый Завет НА САМОМ ДЕЛЕ! Здесь что-то сказано про 27 книг, которые ты держишь в руках и называешь Новым Заветом? Нет! А теперь посмотри, что говорит Христос про Новый Завет: «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». ( Мф. 26:28 ). И здесь ничего не сказано про 27 книг.

http://azbyka.ru/way/aleksandr-permjakov...

Главная тема Протоевангелия Иакова – это прославление Божией Матери. Хотя Протоевангелие было отвергнуто, как канонический текст, оно пользовалось огромной популярностью среди христиан, сюжеты этой книги воздействовали на благочестие. Влиянием этого апокрифа объясняется почитание родителей Божией Матери, Иоакима и Анны, именно из этого апокрифа взяты имена, которые мы упоминаем на каждом богослужении. Этому апокрифу мы обязаны появлению в православном календаре праздников Рождества Божией Матери и Введения во Храм, эти именно события описываются в Протоевангелии Иакова. Самое беглое знакомство с апокрифами делает очевидным поразительное отличие их по тексту и по заключающемуся в них вероучительному материалу от наших канонических Евангелий. Поэтому все разговоры о том, что непонятно, почему то или иное Евангелие было отвергнуто, почему, например, было отвергнуто «Дидахе» (хотя оно входило в некоторые списки канонических Новозаветных текстов), почему было отвергнуто писание «Пастырь» Ерма, одного из 70-ти апостолов – все эти риторические вопросы не имеют под собой никакого основания. Остановимся на термине Новый Завет. Впервые термин Новый Завет встречается в устах Самого Господа на Тайной Вечери, когда Он говорит об установлениях, которые Он делает на пасхальной трапезе, что это есть установление Нового Завета. Поскольку Евангелие, по-видимому, написано несколько позднее Посланий ап. Павла, то обратимся к описанию Тайной Вечери по ап. Павлу: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, cue есть Тело Мое, за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23-25 ). Можно привести и другое место: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:4-6 ). Таким образом, в понимании ап. Павла Новый Завет, термин, который изрек Иисус Христос на Тайной Вечери, имеет как бы несколько юридический оттенок. Можно его описать, этот оттенок, приблизительно так, что Новый Завет есть понимание ап. Павла, а вслед за ним и Церкви, как новый порядок бытия, причем новый эсхатологический порядок, т.е. порядок конечный, потому что с приходом Господа исполнилась полнота времен. Смысл мировой истории окончен, обетованный Мессия явился миру. И это порядок бытия, возникший в результате нового союза, нового завета, нового декрета между Богом и человеком. Этим союзом или этим декретом Бог заменил Свой старый союз. Новый Завет продолжает спасение человека.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Аминь. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем празднование великого исторического события – Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие можно считать началом того периода человеческой истории, который называется Новым Заветом, а по гражданскому летосчислению началась новая эра, хотя, точнее, эта новая эра исчисляется от Рождества Христова. Давайте сравним, что обещают людям Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий завет обещает вот что: «Если… будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. …Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» ( Втор.28:2–6 ). Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословения, то окажется, что эти благословения земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог. Вспомним, когда еще явился святой Иоанн Креститель, то он произнес такие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.3:2 ). Господь Иисус Христос начал свою проповедь с этих же слов: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.4:17 ). Итак, Новый Завет дает нам Царство Небесное. А что такое Царство Небесное? Это – Вечная Жизнь, это – жизнь с Богом. Счастье заключается в общении с Богом. Вот что дает Новый Завет. Причем Новый Завет дает возможность познать Царство Небесное уже здесь, на земле, а после смерти – особенно. Христос Спаситель сказал так: «… не придет царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть». ( Лк.17:20–21 ) . Царствие Божие приобретается тогда, когда Дух Божий касается человеческого сердца и оживляет человеческую душу. Это и есть плод Нового Завета, начинающийся здесь на земле и продолжающийся после смерти человека, когда он упокоевается в Вечном блаженстве. Но для того чтобы Новый Завет действительно вошел в человеческую историю, нужна была Пресвятая Дева; нужно было, чтобы родилась Дева столь совершенная, чтоб можно было бы удивляться ее святости, чистоте и непорочности.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Идея будущего эсхатологического порядка, т.е. Нового Завета, исполнения времен восходит к книге пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31 ). Итак, вырисовывается пара: Новый Завет – Ветхий Завет. Во ( 2Кор.3 ) ап. Павел говорит о чтении Ветхого Завета, под которым имеется в виду Моисеев закон. Здесь это слово уже имеет оттенок литературного жанра. Появившийся термин Новый Завет обусловил появление термина Ветхий Завет. Ветхий Завет как некий список книг, как некий законченный литературный памятник. Об этом говорится во ( 2Кор.3 ). Описание сложения Новозаветного канона Кажется, что эта проблема, которую невозможно разрешить. Как проследить, как то или иное произведение древнехристианской литературы вошло или не вошло в Новый Завет. Почему поначалу такое обилие различных текстов было сокращено до 27, как сейчас они есть в каноне Новозаветных книг. Я попытаюсь показать, что канон Новозаветных книг выявлялся в несколько этапов, каждый этап имеет свои характеристики. Поначалу он выявлялся, как некое соглашение между различными поместными Церквами древнего Средиземноморья. Различные поместные Церкви, возникшие в первые века по Р.Х., имели несколько отличные суждения о том, какое же писание является бесспорно вероучительным. Для этого опишем, как складывался этот канон в разных первохристианских Церквах: в Римской, в Карфагенской (в Африке), в Галльской Северо-западной поместной Церкви (территория современной Франции), в Александрии (в Северной Африке занимает промежуточное положение между древними Востоком и Западом), а также в ранней Византийской Церкви IV века (град Константинополь на Босфоре). Вот такой охват с самого Севера древнего цивилизованного мира до Востока. Начнем с Римской Церкви. О том, каким каноном пользовалась древняя Римская Церковь, дает нам представление знаменитый памятник, так наз. фрагмент Муратори.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Глава тринадцатая. Образ девятый: Новый Завет Неоднократно заключал Бог завет Свой с людьми – через Адама и Еву, через Ноя, Авраама, Моисея, Давида. Завет или союз – это самое глубинное, что существует между Творцом и Его творением, между Ягве Богом и Его народом Израилем. Вершина и суть Ветхого Завета – это, конечно, завет, заключенный через Моисея с Израилем на горе Синай. Синайский завет и закон формировали всю жизнь древнего Израиля. Изменить что-либо в законе Моисея казалось столь же немыслимым, как попытка изменить законы физики и астрономии. Всё происходило по однажды и навсегда положенным законам, уставам и правилам. Это был закон Бога Всемогущего, это было пламя огня Ягве Ревнителя. За нарушение закона истреблялась душа та из народа, а попыток что-либо изменить просто и не было. Физику изучают, ею пользуются, ее нарушают, но кто бы вздумал ее менять?! Таков был и Моисей в Израиле. Не рождался безумец, который предложил бы отменять или вносить дополнения в Закон. Мессианские времена виделись как времена, когда закон Моисея будет выполняться в совершенстве, и Синайский завет будет реализован вполне. Мессия – это торжество Моисея! А по улицам Иерусалима ходил бедняк. Он говорил неприятности и со всеми ссорился. Он даже сам не рад был этому и однажды воскликнул: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею ( Иер. 15:10 )! В устах пророка Иеремии (кон. VII – нач. VI вв. до Р.Х.) перед крахом и катастрофой Иудеи зазвучала мысль, что будет Новый Завет. Мессианское будущее приобрело образ нового завета Бога с людьми, качественно иного, чем тот, что заключен был с Израилем на Синайской горе. Что более скандального можно было сказать в Иерусалиме?! Иеремия говорил не о грядущем царе и благоденствии Израиля, бедняк Ягве Бога говорил о том, что Синайский завет Бога с Израилем сменится Новым Заветом, с каменных скрижалей он будет переписан в сердца. 13.1. Пророчество Иеремии о Новом Завете Вот наступают дни, говорит Ягве, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Ягве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Ягве: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Ягве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Укажем на другие черты Божественного служения Иисуса Христа – на Его учение. Известно из Священного Писания , что Мессия должен проповедовать вдали от своего месторождения, в стране Завулоновой и Неффалимовой и языческой Галилеи ( Ис.9:1 ). Так и случилось. Иисус Христос более учил в этих местах: люди, сидящие во тьме и сени смертной, говорит пророк, увидят свет, т. е. Божественное учение – св. Евангелие». Иудей. «Вот, батюшка, за это самое, что Христос учил по новому, возвещал людям новый завет, отцы наши отвергли Его, и мы опасаемся уверовать в Него, имея в виду, что Он нарушил наш закон, данный нам Моисеем». Законоучитель. «Во-первых, разве ты знаешь наш Евангельский Закон? А во-вторых, может ли истинный израильтянин говорить, что он потому не желает верить во Христа–Мессию, что Он дал людям Новый Завет »? Иудей. «Я имел дома Евангелие и читал его, хотя не много, и увидел в нем не то, что сказано в законе Моисея». Законоучитель. «Видеть Евангелие, даже читать его и не разуметь истин. изложенных в нем, не значит еще знать Евангелие, а потому нельзя враждовать на Христа за то, что Он возвестил нам это спасительное учение. И еще позволь тебя спросить: читал ли ты о том, что сказано у пророка Иеремии, именно, что Христос Мессия даст людям Новый Завет ?» Иудей. «Никак нет, этого не читал». Законоучитель. «Так я тебе прочту; – сказав это, он раскрыл Библию , которую всегда приносил в класс, и стал читать: »Вот наступают дни, говорить Господь, когда Я заключу с домом израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они, нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». Далее: " Я дам тем новый завет и вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его, и буду им Богом, а они будут Моим народом« ( Иер.31:31–33 ). Это пророчество, как нельзя лучше, выполнено Иисусом Христом. Он дал верующим в Него, согласно предсказанию пророка, Новый Завет: »от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима« ( Ис.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

« Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их ». Бог постановил завет с Ноем, когда был потоп, желая избавить нас от страха, чтобы мы, и при виде наводнения, и всегда, как видим дождь, не боялись, что и опять будет та всеобщая гибель; поэтому, говорит, « Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас » (Быт. 9:9). Постановил также с Авраамом завет обрезания; постановил и через Моисея завет, известный всем. Иеремия сказал: « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их ». Скажи, каким отцам? И Ной был отец, и Авраам был отец: о каких же говорит Он отцах? Неопределенность лиц производит темноту. Здесь будьте внимательны. « Не такой завет, какой Я заключил с отцами их ». Дабы ты не сказал, что (Бог) говорит о завете с Ноем, — дабы не сказал, что говорит о завете с Авраамом, — Он вот как напомнил и о самом времени заветов. Сказав: « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их », тут же указал и на время: « в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ». Видишь, какую ясность сообщило определение времени? Теперь уже и иудей не противоречит: вспомни время, и прими законодательство. « В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ». Но для чего Бог говорит и об образе исхода (иудеев из Египта)? « Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ». Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их, не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел. Видел ты, что у обоих заветов Законодатель один? Теперь, когда состязание мы уже кончили, я докажу тебе это же и из нового (завета), чтобы ты видел согласие (обоих) заветов. Видел ты пророчество посредством слов? Познай и пророчество посредством образов. Но, как и это, опять неясно, что такое пророчество посредством образа, и что такое пророчество посредством слова, — то и это вкратце объясню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010