Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет. Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852–54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора. В 1865-66 годах были освящены еще два храма – надвратный Введенский и во имя святого Феодосия Тотемского. Через пятнадцать лет, в 1881 году на самой удаленной от города Малобулзинской заимке была заложена каменная церковь во имя святого праведного Симеона Верхотурского. В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году. Современное состояние [ править править код ] Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден. 19 мая 2013 года, после освящения Александро-Невского собора Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил впредь именовать обитель Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Главный праздник обители — день Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля). Настоятельница монастыря — игумения Домника (Коробейникова). Храмы [ править править код ] Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Тихвински...

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александро-Невскую часовню в Дендрологическом парке. Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц. Познавательная экскурсия «Екатеринбург - православный» У собора Александра Невского необычная и уникальная история - ее долгие годы тщательно и педантично восстанавливали сестры Ново-Тихвинского монастыря. В 1809 году император Александр Первый подписал приказ об учреждении Ново-Тихвинского монастыря. Основной храм решили строить в честь небесного покровителя императора - святого благоверного князя Александра Невского. Так сестры хотели отблагодарить монарха. Возводить собор начали в 1814 году, но через 20 лет двухэтажный и двухпристольный храм пришлось разобрать: из-за неудачной кладки по стенам пошли трещины. Более того, к тому времени в Ново-Тихвинском монастыре число сестер быстро росло, им нужен был более просторный храм. Новый собор заложили уже в 1838 году. Его спроектировал известный уральский архитектор Малахов вместе с санкт-петербургскими архитекторами Висконти и Шарлеманем. После реставрационных работ (велись с 2006 г.) внешне собор почти не изменился, но внутреннее убранство теперь совершенно другое. До революции храм был известен своими фресками, но за годы пока там был склад, уникальные фрески почти исчезли, вытерлись. Их не восстановить. Поэтому пришлось заново расписывать стены. - Роспись сделана в византийских традициях XIII - XIV веков, - говорит сестра Девона, старший иконописец обители. - Мы ориентировались на храм святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) и монастырь Хора. Особенность такой росписи в очень крупных изображениях. Например, лик Спасителя - около 5-6 метров, сама фигура - 11 метров. Роспись стен начали прошлой весной, и только за несколько дней до открытия храма работы были закончены. Над новыми фресками работали 60 иконописцев и еще около 100 человек помогали расписывать различные узоры. Работали и послушницы монастыря, и специалисты из Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Санкт-Петербурга, Минска. Стены храма облицевали мрамором и ониксом, пол выполнен из граната. Все камни привезли из Италии - сестры уверяют, что на Урале попросту нет своих минералов нужного качества и оттенка. Так для иконостаса нужен был мрамор белого и розовых цветов. Двери собора украшены изящными узорами из резного дерева.

http://sobory.ru/article/?object=03496

Обычно на открытие выставок, как и сейчас, приглашались высокопоставленные особы. Выставку открыла одна из самых известных благотворительниц дома Романовых - Великая княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича/сына российского императора Александра II/. Сам Великий князь Владимир Александрович дважды посетил выставку, осмотрел разделы,  приобрел восковые свечи  Валаамского монастыря, а также получил в подарок икону. Выставка работала довольно продолжительное время (1,5 месяца) и ежедневно ее посещали священники, представители царствующего дома, члены Священного Синода, прихожане.  Выставку нельзя назвать общедоступной, т.к. входная плата была довольно высока – 50 коп, дети и учащиеся платили половину суммы (напомним,  что заработная плата квалифицированного рабочего составляла в это время 20-25 руб.). Разнообразной была культурная программа выставки. Это были, главным образом, концерты духовной музыки в исполнении церковных хоров, кроме того, проходили концерты известных музыкантов и исполнителей. Интересно, что 1 апреля демонстрировался фильм о Саровских торжествах по канонизации св. прп Серафима Саровского. Участники выставки получили награды: по разделу монастырских работ почетные дипломы (Grand prix) получили Ново-Тихвинский горно-Уральский женский монастырь и Балашовский Покровский женский монастырь, большие золотые медали – Московский Ивановский женский монастырь и Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь, малые золотые медали – Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь, Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Киево-Покровский женский монастырь и др.  Московская Синодальная типография Высшую награду Grand prix получила  за художественное печатание, изящные переплеты, серебряные украшения для Евангелия и Апостола  и редкое собрание старопечатных книг в типографской библиотеке. Высшую награду Grand prix получил художник и иконописец Василий Павлович Гурьянов.  В.П. Гурьянов  участвовал в реставрации икон Московского Успенского собора (1896 г.), по заказу  Государя Императора  написал иконы, украсившие в 1903 году раку и сень над мощами св. преподобного Серафима Саровского, а позднее  в 1906 году в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. На выставке им была представлена богатая коллекция работ, 12 икон из этого собрания приобрела  Императрица Александра Федоровна. Интересно, что высокие награды, полученные на этой выставке, в дальнейшем были подтверждены на международном уровне. Например, издание «История России в портретах по столетиям», подготовленная Покровской общиной сестер милосердия, в этом же 1904 году получила золотую медаль на Парижской выставке.

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavny...

  В номинации «Официальные церковные сайты» выдвигались официальные сайты Московского Патриархата и других Поместных Церквей, интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и проч. Церковных структур. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:     Победителем конкурса в номинации «Официальные церковные сайты» в итоге стал интернет-проект «Сестры.Ru. Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург» ( sestry.ru ). Сайт-победитель был награжден ценным призом – жидкокристаллический монитор вручил представителю сайта Председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов. Проект Сестры.Ru является официальным интернет-проектом Ново-Тихвинского женского монастыря г.Екатеринбурга. Дизайн сайта разработан самими сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Разработка программного обеспечения и техническая поддержка проекта с 2002 года ведется сотрудниками компании Наумен. Редакция сайта «Правмир» выражает особенную благодарность порталу «Сестры»: редакции сайта связывают теплые дружеские отношения, а корреспонденты сайта «Сестры» подготовили для нашего портала несколько прекрасных материалов: Церковь должна обнимать всех, хоть в Калифорнии, хоть в России , Стараемся любить Ангелов и подражать им… , Иконописная мастерская: взгляд изнутри . Другими лауреатами в данной номинации стали сайты:     Конкурс был посвящен 10-летию православного Рунета, поэтому специальными дипломами конкурса Жюри наградило авторов первых православных сайтов, созданных еще в 1996 году. Первым такой диплом и специальных приз от газеты «Церковный вестник» получил один из двух авторов первой версии официального сайта Нижегородской епархии священник Андрей Милкин.   В номинации «СМИ, новости, порталы» были выдвинуты православные порталы, интернет-журналы, новостные сайты, интернет-версии ТВ- и радиопрограмм, газет, журналов и прочих средств массовой информации. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

http://pravmir.ru/vybrany-luchshie-sajty...

1907 г. Верх-Теченское село — в Шадринском уезде Пермской губернии, на правом берегу р. Течи, в 68 верстах от города Шадринска; 166 дворов, около 1000 жит., 2 православные церкви, часовня, школа, по субботам базары, много лавок. Довольно важное торговое место. На торжках (два раза в год) и на базарах в большом количестве идет в продажу: хлеб, конопляное и льняное семя, коровье масло. Село принадлежало в старые годы Далматовскому монастырю под именем Теченского или монастырского поселья на Тече. Сюда был переведен женский монастырь из Далматова. Ныне в селе существует православная женская община, выделывающая для продажи много восковых свечей. В конце XVII и начале XVIII столетия. Верхне-Теченское село было обнесено стеной (1). 1914 г. Также, как в Пермской, в Екатеринбургской епархии больницы располагались лишь при монастырях. В 1914 г. их было четыре при Верхотурском Николаевском на 15 кроватей, при Долматовском Успенском на - 5, при Екатеринбургском Ново-Тихвинском на - 20 и Троицком Верх-теченском монастыре на - 5 кроватей. Эти больницы предназначались в основном для священнослужителей и монашествующих. Однако в отчете правящего екатеринбургского архиерея было отмечено: " Больницы при монастырях оказывают, кроме всего, большую услугу окрестному населению, а именно: дети бедных родителей, преимущественно обучающиеся, пользуются бесплатным лечением в монастырских больницах " (6). 1920 г. Монастырь закрыт. 1995 г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года. Настоятельница — монахиня Серафима (Альховская) Источник: (1) Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами) , С.-Петербургъ, 1890-1907. (2) С. М. Соловьев, История России с древнейших времен, Том 20, Глава 1 , Продолжение царствования имератрицы Анны Иоанновны (1732-1740), 1870г. (3) Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителей. Репринт. М., 1993. Ч.II. С. 1448–1449. (4) Н. Швецов, независимый историк, " ...И живем все от башкир в осаде с великим опасением... " (Об истинных причинах башкирских бунтов), 06.11.2007.

http://sobory.ru/article/?object=06063

На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре, постоянно росло. Так, к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. Поначалу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства. С 1914 по 1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек. После Октябрьского переворота обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии. В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря, были перевезены в казармы, а вместо них расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею.

http://sobory.ru/article/?object=13445

Днем 17 апреля состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с уральской общественностью. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и ответил на вопросы аудитории. Во встрече приняли участие больше пяти тысяч человек. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Екатеринбургское епархиальное управление. Вечером 17 апреля Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе. По окончании богослужения Патриарх Кирилл прибыл в резиденцию губернатора Свердловской области, где принял участие в церемонии подписания договора о передаче Екатеринбургской епархии храма святого Димитрия Донского в Нижнем Тагиле. Утром 18 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение нижней церкви храма-памятника на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, после чего возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Святейший Патриарх также освятил колокол-благовест для храма-на-крови. Средства на него собирались верующими Русской Зарубежной Церкви по благословению приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь в г. Екатеринбурге. В монастырском храме во имя Всех святых Предстоятель обратился к собравшимся. «Для меня большая радость переступить порог прославленного Ново-Тихвинского монастыря, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Эта обитель была известна и в дореволюционной России, но особую известность получила в наше время, потому что здесь совершаются великие труды: и молитвенные подвиги, и обучение миссионеров, и известное на всю Русь рукоделие сестер, и многие другие добрые дела... Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной укрепляет всех вас, дорогие сестры, помогает вам служить Церкви Божией на том месте, которое для вас избрал промысл Божий». 18 апреля, после завершения визита в Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию, Святейший Патриарх Кирилл направился в Челябинск.

http://e-vestnik.ru/church/svyatejshij_p...

15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии. В результате последовавших гонений от богоборческой власти почти все епархиальные структуры были уничтожены. К началу Великой Отечественной войны в епархии действовало всего 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске. Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы включали территорию Свердловской и Курганской областей. В конце 1984 г. на кафедру был назначен архиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правления пришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе 1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количество крещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 000. В 1991 г. Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского. В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске, Туринске и Краснотурьинске. С 1994 г. стала выходить епархиальная «Православная газета».

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург

Из статей, имеющих церковно-историческое значение, наиболее интересными были подробные «Дневники» путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903-1910), Митрофана (Афонского) (1910-1914) и Серафима (Голубятникова) (1914-1916), а также «Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда» (1893. 31. С. 737-747; 32/33. С. 775-791; 34. С. 816-824; 35. С. 850-854; 36. С. 875-880; 37. С. 897-903; 38. С. 921-927; 39. С. 951-957; 40. С. 971-975; 41. С. 1006-1009; 42. С. 1041-1044; 43. С. 1065-1069; 44. С. 1095-1101; 45. С. 1125-1129; 46. С. 1150-1154; 47. С. 1178-1183; 48. С. 1215-1219; 49. С. 1242-1246; 50. С. 1276-1280; 51/52. С. 1315-1321) и «Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга» (1901. 1/2. С. 12-27; 3. С. 69-76; 4. С. 130-134; 5. С. 157-164; 7. С. 279-282; 9. С. 378-386; 1910. 11. С. 226-239) Н. Смородинцова; «Поправки и дополнения к книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»» (1910. 16/17. С. 323-330), «Екатеринбургская церковь в 1913 году» (1914. 3. С. 47-52; 4. С. 71-75; 5. С. 87-92); «Из истории духовенства Шадринского уезда» свящ. Александра Игнатьева (1915. 38. С. 667-673; 39. С. 680-685; 40. С. 695-699). Выходили публикации о монастырях епархии: верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца («Верхотурский монастырь» - 1893. 7. С. 159-168; 12/13. С. 321-328; «Впечатления от поездки в Верхотурье» свящ. Н. Буткина - 1913. 48. С. 1146-1155; 49. С. 1180-1187; 50. С. 1212-1218; «Верхотурские торжества» - 1914. 23. С. 501-510; 24. С. 533-540), екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря» - 1905. 4. С. 95-102; 5. С. 129-133; 7. С. 193-198; 10. С. 299-305; 12. С. 398-405; 13. С. 434-438; 14. С. 468-474; 15. С. 497-501; 1906. 24. С. 808-814; 1907. 3. С. 53-59; 5. С. 95-103; 7. С. 153-162; 11. С. 246-252; 1910. 5. С. 121-136; 7. С. 163-176; 9. С. 204-215; 11; статьи по поводу 100-летия обители прот. А. Антонинова и А. И. Обтемперанского - 1910. 23. С. 434-442; 26. С. 518-522; 27. С. 543-554), нижнетагильском в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» («Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь» Павловского - 1905. 10. С. 305- 320; 11. С. 345-356). Местному святому прав. Симеону Верхотурскому была посвящена статья Павловского (1904. 17. С. 421-461). Были опубликованы письма Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова) к свящ. Захарии Земляницыну (1900. 1. С. 9-20; 2. С. 36-45; 4. С. 87-107; 6. С. 158-161; 8/9. С. 246-256; 10. С. 297-304; 12. С. 383-387; 13. С. 408-410; 14. С. 444-451; 16. С. 499-509; 18. С. 563-573; 19. С. 589-592; 20. С. 618-624; 21. С. 649-655; 1904. 9. С. 171-179; 10. С. 199-209; 11-13) и 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия (Пятницкого) , вик. Пермской епархии, к разным лицам (1904. 5. С. 155-166; 6. С. 192-195; 7/8. С. 124-127; 15. С. 378-386; 16. С. 409-415; 17. С. 462-467; 18/19. С. 529-536; 20. С. 555-558).

http://pravenc.ru/text/189619.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010