В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

В том же году Советский Союз пополнился еще одной республикой – Литовской. После разгрома Польши советскими войсками в 1939 г. к Советскому Союзу был присоединен Виленский край. Согласно «Договору о взаимопомощи», Советский Союз передал Литве эту территорию и ввел в страну войска. В августе 1940 г. Литва вошла в состав Советского Союза. Из Каунаса в Вильнюс переехал митрополит Елевферий (Богоявленский). Архиепископ Виленский Феодосий (Феодосиев) ушел на покой и поселился в Свято-Духовом монастыре. Иначе сложилась ситуация в Финляндии. Предложение изменить границу и пустить в страну советские войска финляндским правительством было отвергнуто. 30 ноября 1939 г. между Советским Союзом и Финляндией начались боевые действия, вошедшие в историю как советско-финская или «зимняя» война. Одним из эпицентров боевых действий этой войны стал Валаамский монастырь. На островах стояла финская воинская часть, и советская авиация постоянно наносила по монастырю бомбовые удары. Многие здания были разрушены, но Преображенский собор поврежден не был. Финны говорили, что собор Валаамского монастыря, несмотря на то что его купола и кресты были видны издалека, был самым безопасным местом в Финляндии. Братия монастыря сумела эвакуироваться. Финское руководство дало возможность вывезти из обители все самое ценное. Монахам удалось спасти иконостас, а также чудотворную Валаамскую икону Божией Матери. Насельники монастыря (около 200 человек) переехали в глубь Финляндии, поселившись на берегу озера Юоарви. Здесь Валаамский монастырь возродился с названием Ново-Валаамского. Война была недолгой – мирный договор был подписан 12 марта 1940 г. Финляндии удалось отстоять независимость, однако около 11 процентов ее территории отошло к Советскому Союзу. В 1940 г. советское правительство под угрозой начала военных действий потребовало от Румынии очистить от своих войск Бессарабию и Северную Буковину. Бессарабия после этого стала очередной республикой Советского Союза – Молдавской ССР, Северная Буковина была присоединена к Украине. В Молдавию в мае 1941 г. был поставлен епископ Алексий (Сергеев), принесший покаяние в прежней раскольнической деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдаленных валаамских скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы (ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново-Валаамской обители, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи). Стремление к подобному отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря было для него вполне естественным, ибо он всегда стремился к тому, чтобы молитвенное делание охватывало его душу целиком (отец Михаил именно это наряду с исполнением заповедей Божиих собственно и считал, вслед за многими великими подвижниками православного иночества, истинным смыслом и содержанием монашества). А такой, по возможности предельный, уход в молитву имел, естественно, своим следствием не только своего рода внут­ренний затвор души старца Михаила, но и стремление его к максимальному освобождению от «дел плоти» — по слову столь почитаемого и столь любимого им (часто им цитировавшегося) преподобного Исаака Сирина: «Кто возлюбит сии заповеди и воспользуется ими по чину, для того необходимым сделается освободиться от многих человеческих дел, то есть совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по естеству, но по потребности» . В то же время старец Михаил всегда ставил во главу всей своей жизни прежде всего евангельскую любовь как основной смысл благой вести Христовой и как единственное Божественное задание любому человеку, по сути, вбирающее в себя все остальные. Именно поэтому отец Михаил порой вполне сознательно нарушал столь дорогое ему затворничество — но единственно ради служения ближним, — когда осуществлял подвиг старческого окормления , духовного водительства ко Христу своей паствы — как менявшихся его учеников-послушников, так и постоянных его духовных чад (и мирян, и монашествующих — особенно же инокинь тайного пострига, десятилетиями помогавших своим трудом Валаамской обители не только в России, но и по переезде монастыря в глубь Финляндии).

http://pravoslavie.ru/35135.html

В свое время здесь было более 10 домиков скитян. Сейчас из этих строений мало что осталось. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый — схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь — «казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть». У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире. В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. Скит во имя Воскресения Христова Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя святого Андрея, возобновленная в 1846 г. В конце XVIII — начале XIX вв. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

30 . Сказание о жизни и подвигах блаженный памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд.2. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1881. 31 . Сказание о жизни блаженной старицы Матроны/Сост. и записала Жданова З. В. – Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 32 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития Святых. – СПб., 1892. 33 . Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна/Альфа и Омега: журн. – М., 2000. 1 (23). 34 . Шохин В. К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии/Альфа и Омега: журн. – М., 1999. 2 (20). Богослужебные книги 1 . Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002. 2 . Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004. 3 . Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003. 4 . Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. Литература 1 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1999. 2 . Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. 3 . Анатолий (Грисюк) , иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. 4 . Андрей Филипс, свящ. Четверо святых английского графства Суффолк [Электронный ресурс]/Пер. с англ. Е. Ваниной-Хеннес/Православие. Ru: [Web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/put/060609152759.htm (3.09.2008). 5 . Андроник (Трубачев) , игум. Преподобный Амвросий Оптинский . – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 6 . Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. – М.: ПСТБИ, б.г. 7 . Асмус В., прот. О Сербии/Слава и боль Сербии: О Сербских новомучениках. – М.: Изд. Московского подворья ТСЛ, 1992. С. 4–36. 8 . Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С. 71–75. 9 . Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича . Богословские труды./Сост. иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, и Российского отделения Валаамского общества Америки. – М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послушник Георгий, впоследствии иеромонах Сергий (Иртель), проходивший послушание при монастырской больнице и хорошо знавший иеромонаха Викентия, вспоминает: «Во время Херувимской песни у него начинала действовать сердечная молитва , и он входил в алтарь, чтобы его никто не видел. Отец Викентий был очень строг к себе, спал на голых досках, ел очень мало и был великий молитвенник». Однажды иеромонах Викентий вошел в больничную палату, чтобы причастить больного, и увидел, что одна нога у него раскрыта. Строгий подвижник, чтобы не видеть обнаженной плоти, благословил послушнику Георгию закрыть ногу и только после этого вошел в палату и причастил больного. Скончался иеромонах Викентий 11 декабря 1941 г., погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Легко говорить о любви, но нелегко ее приобрести Схимонах Пионий (Афонин) (1862–1945) Проповедником любви и великим молитвенником называли на Валааме старца Пиония. Это был особый человек, который редко принимал посетителей, любил уединение и почти не давал советов. Но, как и его учитель, схимонах Никита (Филин), «всегда радушный, ласковый, обходительный, он был любим всеми... Своим ласковым обращением он располагал к себе... » Ближайшим другом старца был иеросхимонах Ефрем (Хробостов), который повлиял на еще молодого послушника, чтобы тот навсегда остался на Валааме и прославил его своими трудами и подвигами. Схимонах Пионий (в миру Павел Афонин) родился в 1862 г. в деревне Совалы Череповецкого уезда Новгородской губернии. Родители его были крестьянами. С детства Павел любил уединяться для молитвы. Об этом сохранились архивные сведения, подобранные составителем краткого Валаамского патерика иеромонахом Сергием (Иртелем): «До монастырской жизни о. Пионий жил в деревне в отдельной келье и все время посвящал молитве». В 1883 г. Павел приехал на Валаам. «Когда он пришел в монастырь Валаамский вместе с о. Ефремом, ему монастырская жизнь не понравилась, потому что он привык молиться, а здесь он должен был ходить на послушания. Он пришел к своему о. Ефрему и сказал, что уезжает с Валаама, потому что ему здесь не дают молиться. О. Ефрем с большим трудом уговорил его не уходить с Валаама», объяснив, что, как учил старец Паисий, большей добродетели, чем послушание, «не найдется... ибо смирение и любовь из него рождаются».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире. В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. В западной части валаамского архипелага громадным утёсом выдвигается в Ладогу остров Предтеченский - бывший Серничан (Монашеский). На этом острове в 1858 году, по благословению игумена Дамаскина, был устроен самый строгий на Валаамских скитов, освящённый в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, почитаемого монахами как перво-инока. Стоит сказать, что ещё в 1611 году, после разорения Валаамской обители шведами, иноки переселились в Васильевский монастырь рядом с городом Ладога, где построили небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня. В 1858 году её перенесли на Предтеченский остров и установили на каменном фундаменте часовни, ранее стоявшей здесь. Освящение храма состоялось в 1860-м году. С открытием в 1843 году постоянного пароходного сообщения Петербург-Валаам, в Спасо-Преображенскую валаамскую обитель с каждым годом стало прибывать всё больше и больше гостей, и в летний период жизнь в монастыре неизбежно становилась шумной и многолюдной. В этих непростых условиях для монашествующих особое значение приобретало создание уединённых скитов. Предтеченский же скит, по замыслу игумена Дамаскина, должен был стать уголком полного покоя, убежищем для иноков, ищущих сугубо молитвенной созерцательной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=24394

Я глубоко благодарен и счастлив, что эта маленькая книжка, которую я давно написал, теперь нашла путь в Россию, на родину отца Иоанна. По изволению Божию домом и духовной нивой старца (родом он был из Тверской губернии) стал Валаамский монастырь в Финляндии. Отсюда его духовные наставления, посредством писем, распространились вплоть до дальних стран. Пусть жизнеописание отца Иоанна на его дорогой и многострадальной родине станет для ищущего человека утешением, ободрением и указателем пути к вечной жизни в Царствии Небесном. Новый Валаам. 17.6.1992. Архимандрит Пантелеймон Из предисловия к первому изданию В ноябре 1984 года Ново-Валаамский монастырь получил ценное пожертвование, Жительница Хельсинки Елена Акселевна Армфельт передала монастырю хранившееся у нее собрание из почти трехсот подлинных писем схиигумена Иоанна, Некоторые из них были ранее опубликованы в сборнике «Письма Валаамского старца», который впервые был издан еще при жизни отца Иоанна и затем несколько раз переиздавался, в том числе на английском и на финском языках. Систематическую работу над письмами я начал в декабре 1984 года. В тишине кельи я углублялся в их смысл, и это чтение все больше захватывало меня. Я был покорен глубоко духовными и неподдельно человечными словами старца. Тогда же я случайно обнаружил новые документы о прошлом Валаамского монастыря и о самом отце Иоанне. И я подумал, что если учение старца можно найти в изданной уже книге, то как личность он мало кому знаком. Поэтому стоило бы составить его жизнеописание, воспользовавшись подаренными монастырю письмами как источником для этой работы. Результат ее – перед вами. В русском доме Письма отца Иоанна Елене Акселевне Армфельт я читал с неподдельным интересом. Не зная, что мне встретится дальше, я переходил от беспокойства к надежде, как возле ларца с сокровищами. Осознав, что еще живы те, кто помнит отца Иоанна и его наставления, я был буквально потрясен. Ведь при чтении опубликованных писем старца мне казалось, что все участники переписки давно уже оставили этот мир. Но сама-то Елена Акселевна, любимая духовная дочь отца Иоанна, еще жива! И понятно мое желание встретиться с человеком, столь близко знавшим схиигумена Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

После ее окончания Петр стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священный сан, надо было жениться, и он посватался к девице Клавдии Стрельниковой, только что окончившей гимназию. Они обвенчались, и в 1904 году Петр был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у них родилось трое детей. В 1910 году диакон Петр был рукоположен во священника ко храму, расположенному на острове Манчинсаари на Ладожском озере. Прихожане полюбили его. Будучи сам выходцем из семьи бедных крестьян, он остро ощущал их нужды и тяготы, и крестьяне относились к нему как к истинно народному пастырю. На Манчинсаари у них с супругой родилось трое сыновей. Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к отцу Петру часто приезжали монахи обители. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил и всегда были гости. После большевистского переворота отец Петр отвез жену с детьми в село Ново-Ситовка к матери, а сам выехал в Петроград. В 1918 году дети священника заболели тифом, а когда выздоровели, заболела его супруга Клавдия. Болезнь развилась столь стремительно, что отец Петр добрался до Ново-Ситовки, когда жену уже похоронили. На похороны приехали все родственники Клавдии, нужно было решать, что делать с шестью сиротами и кто будет теперь помогать их воспитывать. Пятерых детей взяла к себе в Лебедянь бабушка Анна Ивановна Стрельникова, а дочь Клавдию взяли родственники в Липецк. Вскоре к детям из Петрограда приехал отец Петр. Ему дали приход в десяти километрах от города Лебедяни, в селе Тютчево. Отец Петр снял для себя и семьи квартиру в доме вдовы священника, который служил до него на приходе. Здесь для него начались испытания. В 1924 году в дом к отцу Петру ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Все пятеро детей, поднятые с постели, выстроились в коридоре. Один из сотрудников ОГПУ многозначительно оглядел их и затем сказал священнику: «А вам придется с нами проехать». И отец Петр был заключен в тюрьму в городе Лебедяни.

http://foma.ru/za-menya-ne-mstite.html

Священномученик Уар родился в 1880 году в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье. При крещении наречен Петром. При содействии жившего в селе священника окончил школу и был за казенный счет определен сначала в гимназию в Тамбове, а затем в церковно-учительскую семинарию. В 1904 году был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. В 1910 году рукоположен во священника ко храму, расположенному на острове Манчинсаари на Ладожском озере. Приход находился недалеко от Валаамского монастыря и к отцу Петру часто приезжали монахи обители. После большевистского переворота отвез жену с детьми к матери в село Ново-Ситовка, а сам выехал в Петроград. В 1918 году жена умерла от тифа, детей взяли к себе ее родственники. К ним из Петрограда приехал отец Петр, которому дали приход в селе Тютчево в десяти километрах от города Лебедяни. В 1924 году в дом ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Священника арестовали, он был заключен в тюрьму в городе Лебедяни. После нескольких допросов, где ему безуспешно предлагали отказаться от священного сана, его отпустили домой, учтя, что он выходец из крестьян. 20 августа 1926 года священник Петр Шмарин после пострижения в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Сначала служил в городе Липецке в соборе в честь Рождества Христова, а после его закрытия в 1931 году - в Успенской церкви. В первых числах апреля 1935 года разыгрались события вокруг церкви Рождества Христова в селе Студенки, прихожане которой не дали снимать церковные колокола и отвезли ключи от церкви епископу Уару. Несмотря на протесты верующих, колокола с церкви с помощью милиции были все-таки сброшены. Затем в течение месяца арестовали клир церкви и наиболее активных прихожан. Оставшийся на свободе священник лжесвидетельствовал против епископа Уара. На основании этих свидетельств владыка был арестован и заключен в липецкую тюрьму. 11 сентября 1935 года состоялся суд. После суда ему разрешили увидеться с детьми, которым он сказал: «Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите». Епископа Уара этапом отправили в Карагандинский лагерь. В письмах он ни на что не жаловался, но староста липецкого собора, попавший в тот же лагерь, писал родным о том, что владыка больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. В 1938 году епископа Уара перевели на участок Меркеле и поместили в барак с уголовниками. 23 сентября 1938 года он был ими убит.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-137-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010