Через отца Ипполита мы понимали отношение Бога к человеку. Он помогал всем, кто в чём-то нуждался: кому – советом, кому – материальной помощью, кому – участливым словом. Рядом с батюшкой, все проблемы, с которыми приезжали к нему люди, теряли свою остроту, по-другому воспринимались. Кто соприкасался со старцем в общении, испытывали благостное, мирное состояние, радость, а порой и ликование. И кто пережил всё это, хотел вновь вернуться к нему. Ревность монашеского подвига и строгость к себе, всё это было скрыто в нём. А любовь была явной и воспринималась как доброта. Это общее описание облика старца Ипполита. Отец Роман, что Вам известно о духовниках или старцах отца Ипполита, кто более всего повлиял на его духовное становление, совершенствование? Подробностей о своей духовной жизни батюшка не рассказывал. Мы знаем только отдельные факты. В Глинской пустыни его духовником был старец Андроник (Лукаш). Думаю, батюшка от него много напитался. Судя по житию преп. Андроника и воспоминаниям о нем, батюшка был очень близок с ним по духу, такая же доброта и тихость. В Глинской пустыни тогда жили еще великие старцы, но они были очень строгие – другого духа. В Псково-Печерском монастыре батюшка был близок с валаамскими старцами, вернувшимися на родину из Ново-Валаамского монастыря: иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем), схимонахом Николаем, схиигуменом Лукой. Нес послушание келейника у этих старцев, рассказывал, что много беседовал с ними. Первые полгода пребывания на Афоне отец Ипполит ходил за советом к старцу Тихону (Голенкову, 1968), но он вскоре почил. Старец Тихон Русский – духовный отец преподобного Паисия Святогорца. Самые длительные духовные связи у батюшки сложились со старцем Арсением Пещерником (1886-1983гг.), сподвижником старца Иосифа Исихаста. Вокруг отца Иосифа сложилась община. После его упокоения её возглавил старец Арсений. Сначала братство пребывало в горах, потом спустились в Белозерку – это русская обитель. Во второй половине XIX-ro – начале ХХ-го веков на Афоне образовались несколько многочисленных русских обителей. Одна из них, в честь святителя Николая – Белозерка, сейчас её называют Буразери. Батюшка рассказывал, что ходил в Белозерку, чтобы побеседовать с отцом Арсением. Старец говорил по-русски, и это было важно для выяснения тонких духовных вопросов. Однажды в паломничестве на Афоне я встретился с греческим монахом Иоанникием и спросил, знал ли он отца Ипполита. Он ответил: «Да, знал, хороший монах, мы вместе в Белозерку ходили».

http://pravoslavie.ru/126426.html

В Казанско-Богородицкий монастырь стекалась уцелевшая братия Белогорья, других русских монастырей, а также разоренного Ново–Валаамского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае, близ станции Шмаковка. Этот монастырь коротко называли Шмаковским, и братия подвизалась там в духе строгого подвижничества, по образцу Валаамского монастыря. Настоятель обители, архимандрит Сергий (Озеров), был делателем Иисусовой молитвы и благодаря молитве стяжал дары духовного рассуждения, горячей веры и любви Христовой. Несмотря на молодость, его почитали за старца, и обращались к нему за духовным советом даже те из пастырей, кто летами был много старше. В 1924-м году большевики разогнали братию Шмаковского монастыря, а его настоятель, архимандрит Сергий (Озеров), был гоним, неоднократно подвергался арестам, отбывал срок в лагере, и наконец, в 1937-м году был расстрелян. Иноки Шмаковской обители, перебравшиеся в Казанско-Богородицкий монастырь, спасли от поругания и вручили владыке Ювеналию некоторые святыни, в том числе ризу своего любимого настоятеля. Братия Шмаковской Уссурийской обители Архимандрит Сергий (Озеров), настоятель Шмаковского монастыря Судьба святынь Мой прадед, владыка Ювеналий (Килин), перед своим вынужденным отъездом в 1947-м году в СССР передал несколько хранимых у него святынь, в том числе епитрахиль преподобного Амвросия Оптинского, камилавку святого праведного Иоанна Кронштадтского, икону преподобного Серафима Саровского и ризу Шмаковского настоятеля, моему деду, протоиерею Ростиславу Гану. Владыка передал это все отцу Ростиславу, как своему духовному чаду, родственнику, известному священнику и просто человеку, которому он доверял. Была еще причина, почему владыка передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине Тогда никто не знал, что ждет тех, кто возвращался в СССР, а многих ждали лагеря. Была еще причина, почему владыка Ювеналий передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине, и чтобы они чувствовали связь с Россией.

http://pravoslavie.ru/142471.html

Рядом с храмом находится старое кладбище, на котором покоятся останки русских моряков, погибших в сражении на фрегате ”Николай” в 1790 году. Возможно, если бы храм был построен на двадцать лет раньше, он хранил бы в своих стенах еще одну славную легенду. Валаамское спасение: история о том, как финны защитили русскую святыню Существует два Валаамских монастыря: Старый и Новый. История образования второго, так называемого «Ново-Валаамского монастыря», драматична, как практически и вся наша история. В финской глуши, в этих дремучих лесах на берегу озера, отсеченный Гусиным проливом от больших городов находится русский храм, русский монастырь и монахи, которые говорят по-фински. Новый Валаам В Финляндии государство отделено от церкви, а церковь – от государства. Когда русские монахи в 1939 году оказались в беде – к монастырю подходила Советская армия – финское государство пришло на помощь русским монахам, русскому монастырю. Если бы этого не случилось, скорее всего, сейчас древний монастырь с удивительной историей представлял бы собой руины. После основания монастыря в 1940 году здесь одновременно состояли 190 монахов. Сейчас в монастыре несут службу всего восемь братьев – пятеро финнов, два эстонца и один француз. Традиционных ремесел в храме уже не осталось, на смену мастерским и земледелию пришли современные технологии. В храме — Земледелием уже монастырь не занимается, это в основном сейчас паломническое место, — рассказывает один из братьев отец Александр. — И помимо этого здесь работает еще около тридцати человек наемного персонала. Так вот и справляемся. Существует множество различных работ: я занимаюсь хранением церковной утвари, у нас есть один брат, который отвечает за информационные технологии, за электронные системы, то есть за интернет, все, связанное с электроникой. Второй работает гидом, то есть принимает гостей на ресепшене. Очень много различных заданий, которыми мы здесь занимаемся. В храме Отец Александр уверен, что храм, как культовое место, только приобретает популярность среди паломников.

http://pravmir.ru/finlyandiya-pravoslavn...

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет. С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь. На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз». По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление. Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей. 19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора. Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

http://pravoslavie.ru/114022.html

Тогда иереем Виссарионом на должность настоятеля монастыря была предложена кандидатура игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), имеющего опыт управления монастырем в бытность его наместником Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии, а в настоящее время являющегося начальником Сочинского подворья, а также Владимирского скита на Кавказе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Епархиальный Совет выразил на это свое согласие. 1 марта 2011 года иерей Виссарион встретился в Адлере с игуменом Ефремом (Виноградовым-Лакербая) и от имени духовенства Сухумо-Пицундской епархии просил отца игумена оказать помощь родине его предков в воссоздании монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, поскольку, формально называясь монастырем, обитель фактически функционировала не как монастырь, а как церковный приход. Игумен Ефрем пояснил, что, являясь клириком Московской Патриархии, он не может самовольно отлучаться с послушания, данного ему настоятелем Валаамского монастыря, которым является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На это о. Виссарион ответил, что в ближайшее время он собирается обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой помочь Сухумо-Пицундской епархии в восстановле­нии монашеской жизни Ново-Афонского монастыря и с этой целью позволить игумену Ефрему оказать Абхазии просимую помощь. Встреча о. Виссариона и игумена Ефрема со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялась 16 марта 2011 года. Святейший Патриарх дал свое согласие на то, чтобы игумен Ефрем помог Церкви в Абхазии. Получив благословение Настоятеля Валаамской обители, 31 марта 2011 года, игумен Ефрем с частью братии Сочинского подворья прибыл в Ново-Афонский монастырь. Временно исполнявший обязанности настоятеля Ново-Афонского монастыря, иерей Виссарион, представил игумена Ефрема эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой беседы было принято решение созвать Совет Сухумо-Пицундской епархии для утверждения игумена Ефрема в должности Настоятеля Ново-Афонского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/15/...

С 1945 по 1957 год Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, потом обитель была передана Финляндской Православной Церкви, с 1923 года находившейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. К 800-летию Православия в Финляндии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор. В 1984 году в монастыре был выстроен культурный центр, который объединяет монастырскую библиотеку, конференц-зал, центр по реставрации икон и произведений живописи. В 1989 г. рядом с новым храмом было возведено здание Валаамского народного училища. Это единственное в стране православное народное училище. Между главным зданием и находящимся справа от него дома для трудников, проходит дорожка. Спускающаяся к монастырской пристани. В 1897 году на берегу у пристани была освящена часовня во имя Святителя и чудотворца Николая. На другом берегу залива находится братское кладбище, где в 1979 году была построена часовня во имя преподобного Германа Аляскинского.  На монастырском кладбище помимо братии монастыря похоронены также подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского монастырей. Летом 2006 г. рядом с кладбищем освящена построенная по образцу находившейся на Валааме часовня во имя Иоанна Крестителя. Основной источник средств для Ново-Валаамского монастыря – туризм. На территории обители построено несколько гостиниц для туристов и паломников, для этого же приспособлены некоторые старые здания монастыря. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией.

http://sobory.ru/article/?object=07791

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Преосвященнейший Игнатий сердечно приветствовал владыку Мелетия, посетившего обитель в знаменательный день освящения Сретенского храма, а также архимандрита Сергия (Райаполви) и в его лице - братию и паломников, прибывших из Финляндии в Коневскую обитель. Архимандрит Исидор (Минаев) , в пришлом - настоятель Коневского монастыря, был удостоен ордена преподобного Арсения Коневского III степени. Во внимание к усердным трудам по возрождению Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Преосвященнейший Игнатий вручил Архиерейские награды ряду сотрудников ПАО " Роснефть " . Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий приветствовал Преосвященнейшего Игнатия, наместника, братию и паломников, поздравив молящихся с праздником и отметив знаменательность дня освящения Сретенского храма: " Это итог трудов и в то же время - побуждение к дальнейшей жизни по заветам преподобного Арсения, к трудам не только по возрождению обители, но и трудам на ниве молитве. Каждый приходящий сюда может и принести Богу покаяние, и присоединиться к единой православной молитве о мире. Пока молитва не угаснет, Господь будет хранить и этот мир. Желаю Вам, дорогой владыка Игнатий, чтобы Господь и дальше даровал Вам силы на молитвенное предстояние Ему и на управление обителью " Архимандрит Сергий (Райаполви), настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, поздравил Преосвященнейшего Игнатия от имени братии с праздником дня Коневской иконы, а также наместника монастыря игумена Александра (Арва) с возведением в сан архимандрита. Он отметил, что молитва во время освящения Сретенского храма стало большой духовной радостью для него и для паломников, приехавших из Финляндии на праздник. Отец Сергий выразил радость о братских отношениях, которые долгие годы продолжают связывать братию Коневской обители и Ново-Валаамского монастыря. На молитвенную память о.Сергий передал владыке Игнатию список иконы Божией Матери " Сладкое лобзание " . Многие паломники приехали в островную обитель, чтоб помолиться за архипастырским богослужением и поклониться чудотворной иконе. После богослужений для богомольцев была проведена праздничная трапеза.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

— Кого же из духовных наставников Вы запомнили в первые годы церковной жизни? — Когда я еще ребенком ездил в Ново-Валаамский монастырь, то встречался с иеромонахом Симфорианом, впоследствии игуменом и архимандритом. Он и руководил мною в первые годы моей церковной жизни. Меня с детства влекло в храм Божий. Я постоянно посещал с родителями богослужения в Свято-Троицком или в Успенском кафедральных соборах. Эти храмы принадлежали Финляндской Автономной Православной Церкви. Когда мне исполнилось восемь лет, я стал постоянно прислуживать в Успенском кафедральном соборе. Настоятелем этого прихода был отец Михаил Казанский, отец и дед которого в свое время служили в православном храме в Штутгарте. Отец Михаил, как и его брат, родился в Германии. Уже с детских лет мне приходилось быть пономарем и посошником у многих гостей, которые приезжали из разных стран. После того как в 1956 г. возобновились молитвенное общение между Финляндской и Русской Православными Церквями, я часто прислуживал посошником у приснопамятного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и других иерархов, приезжавших в Финляндию. В 1957 году я впервые посетил Ново-Валаамский монастырь и познакомился со многими старцами, которые после финско-советской войны переехали со Старого Валаама на Ладожском озере в Финляндию, в Хейнявеси, где монастырь приобрел себе поместье Папиниеми (в переводе «священнический полуостров»). На протяжении некоторого времени я ездил туда каждое лето, таким образом, у меня сложились хорошие отношения с монахами Старого Валаама, а также Коневского монастыря, насельники которого также жили в Ново-Валаамском монастыре. В 1963 году Финляндию с официальным визитом посетил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), на богослужениях у которого я также стоял с посохом. Владыка Никодим предложил мне начать учиться в Ленинградских духовных школах. Но, поскольку сначала надо было отбыть воинскую повинность, мы отложили учебу на более позднее время. В 1964 году на конференцию в Финляндию прибыл с официальным визитом митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Его сопровождали епископ Дмитровский Филарет (Денисенко) и архимандрит Ювеналий (Поярков). С тех пор мои контакты с духовенством и иерархами Московского Патриархата стали более частыми.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-klinskij-l...

Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Иаков (Халил), игумен Баламандского Патриаршего монастыря ( Антиохийская Православная Церковь ); архимандрит Сергий (Бауэр), игумен монастыря святителя Тихона Задонского ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Лука (Мурьянка), игумен Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле ( Русская Православная Церковь Заграницей ); архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Ново-Валаамского монастыря ( Финляндская Автономная Православная Церковь ); иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп  Пантелеимонова монастыря  в Священном Киноте Святой Горы Афон; иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Афонского подворья в Киеве; иеромонах Хрисанф (Баке), насельник монастыря Раду-Водэ ( Румынская Православная Церковь ); игумены монастырей Русской Православной Церкви и ряда монастырей Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в честь 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и для участия в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент  И.Б. Толкачев). Божественная литургия транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Петра Смирнова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010