Тихон (Никаноров Василий Варсонофьевич), архп. Воронежский Родился 30 января 1855 года в семье псаломщика Новгородской епархии. В 1877 году окончил Новгородскую духовную семинарию и в 1881 году – СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. С I авг.1881 года – помощник смотрителя Белозерского училища. С 25 апреля 1884 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. 15 июня того же года пострижен в монашество, 8 июля рукоположен во иеродиакона, а 10 июля – во иеромонаха. 6 дек.1888 г. возведен в сан игумена. 25 дек.1890 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. С 21 янв. 1891 г. – настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 2 февр.1892 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митр.Московский Леонтий, преосв.Нестор, член Московского Св.Синод.Конторы, епископ Дмитровский Александр и епископ Христофор, настоятель Новоиерусалимского монастыря. 14 мая 1896 г. награжден панагией с украшениями. С 20 авг.1899 г. – епископ Полоцкий и Витебский. С 4 июня 1902 г. – епископ Пензенский и Саранский. С 25 июля 1907 года жил на покое в Новоиерусалимском монастыре в должности настоятеля. С 25 июня 1912 г. – епископ Калужский и Боровский. С 13 мая 1913 года – архиепископ Воронежский и Задонский. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917/1916 гг. в Москве. 12/25 апр.1918 года награжден правом ношения креста на клобуке. Скончался в Воронеже в 1919 году. Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно. Литература: “Церк.Ведом.» 1892, 3, стр.20. -“- 1896, 19–20, стр.161. -“- 1899, 35, стр.291. -“- 1902, 24, стр.223. -“- 1907, 31, стр.295. -“- 1912, 28, стр.271. -“- 1913, 21, стр.307. -“- 1913, 18–19, стр.182. -“- 1918, 17–16, стр.104. “Приб. к «ЦВ» 1902, 24, стр.796. “Мисс.Календ.» 1907, стр.138. “Русск.Паломн.» 1912, 29, стр.445. -“- 1915, 36, стр.573. “Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.116–117. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 533, стр.81. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 22, стр.685. Булгаков, стр.1406, 1408, 1409. БЭС m.II, стб.1165, 1791, 1836, 2167. ФАМ II, 85, стр.8. М. Pol " skij, Novye mueniki I, 179: Er wurde an der Königlichen Tür der Kirche des Mitrofanklosters im Dezember 1919 erhängt . Regel " son 524: im Dezember 1919 erschlagen. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович; 1841, дер. Алексеевская Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 27.12.1909, Александро-Свирский мон-рь ), архим. Сын зажиточного крестьянина. Рано потерял отца, оставшись старшим в семье, где было еще 5 детей. В 14 лет ушел в С.-Петербург на заработки. 5 лет тяжелого труда и лишений, частые молитвы на могиле блж. Ксении Петербургской привели его к твердому решению стать монахом. В 1861 г. пришел в Валаамский мон-рь , где пробыл 3 года трудником; затем прожил 3 года в Артемиевом Веркольском мон-ре , но его неудержимо влекло обратно на Валаам, куда он и вернулся в 1868 г. В 1872 г. А. О. был зачислен в состав штатных послушников, в 1880 г. пострижен в мантию, в 1882 г. посвящен во диакона, в 1885 г.- во иеромонаха. Духовным руководителем А. О. был игум. Дамаскин (Кононов) . Позднее самого А. О. братия избрала одним из старцев. А. О. хотел принять схиму и уйти в затвор, но в 1891 г. был назначен настоятелем Александро-Свирского мон-ря с возведением в сан архимандрита (1892). Переустроил и расширил мон-рь, воздвиг неск. часовен, построил церковноприходскую школу, ввел строгий распорядок жизни братии, общежитие и старческое руководство новоначальных, богослужение устроил по Валаамскому уставу, добился расцвета вверенной ему обители. Пользовался большим почетом и уважением братии, богомольцев и приезжавшего в обитель духовенства. Погребен в Александро-Свирском мон-ре. Лит.: ЖПодв. Декабрь. Ч. 2. С. 332-357; Настоятель Александро-Свирского монастыря о. архимандрит Агафангел (1891-1909): Крат. биогр. очерк. Б. м., б. г. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря

http://pravenc.ru/text/63206.html

Со временем, в связи с болезнью последовало царское разрешение на его возвращение в основанный им Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Когда они плыли на корабле, за пол-поприща до Толгского монастыря Патриарх “причастился тут запасных от Великого Четверга Святых и Пречистых Тела и Крови Христовых из рук духовного отца, архимандрита Кириллова монастыря Никиты” 18 (1667–1681). Затем они пристали к Толгскому монастырю, братия которого вместе с игуменом встретили Первосвятителя. Вместе с ними был бывший настоятель Спасо-Ярославского монастыря архимандрит Сергий (1666–1670), который во время осуждения Патриарха всячески поносил его. В эту ночь он видел видение, как ему явился Патриарх Никон и сказал: “Брат Сергий, встань, сотворим прощение”. В это время узнали о прибытии Патриарха в монастырь, все вышли ему навстречу. Архимандрит Сергий “ужаснулся”, “побежал вслед за братией” и испросил прощения у Патриарха Никона. “Тогда Сергий получил от блаженного прощение и всем рассказал свое видение” 19 . Вечером в окружении множества ярославских жителей во время благовеста к вечернему Богослужению “начали над ним читать последование на исход души. Блаженный лег на приготовленную постель, преподал благословение своим ученикам, сложил руки на груди и благоговейно, в полной памяти, благодаря Бога за все, хотя он и в страдании заканчивал свой жизненный путь, с миром почил, предав душу свою в руки Богу, Которого возлюбил” 20 . Это произошло 17 августа 1681 года 21 . Траурный поезд затем двинулся к Москве, всюду встречаемый и сопровождаемый звоном колоколов и множеством народа с духовенством. “При приближении траурного поезда к обители Живоначальной Троицы, Сергиеву монастырю, навстречу телу блаженного вышел архимандрит обители с церковным причтом и со всей братией; перед святыми вратами они над гробом соборно отслужили литию, попрощались с телом блаженного и со слезами вернулись в обитель” 22 . 26 августа 1681 года тело основателя Новоиерусалимского монастыря прибыло в эту обитель.

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

Со временем, в связи с болезнью последовало царское разрешение на его возвращение в основанный им Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Когда они плыли на корабле, за полпоприща до Толгского монастыря Патриарх «причастился тут запасных от Великого Четверга Святых и Пречистых Тела и Крови Христовых из рук духовного отца, архимандрита Кириллова монастыря Никиты» 533 (1667–1681). Затем они пристали к Толгскому монастырю, братия которого вместе с игуменом встретили Первосвятителя. Вместе с ними был бывший настоятель Спасо-Ярославского монастыря архимандрит Сергий (1666–1670), который во время осуждения Патриарха всячески поносил его. В эту ночь он видел видение, как ему явился Патриарх Никон и сказал: «Брат Сергий, встань, сотворим прощение». В это время узнали о прибытии Патриарха в монастырь, все вышли ему навстречу. Архимандрит Сергий «ужаснулся», «побежал вслед за братией» и испросил прощения у Патриарха Никона . «Тогда Сергий получил от блаженного прощение и всем рассказал свое видение» 534 . Вечером в окружении множества ярославских жителей во время благовеста к вечернему Богослужению «начали над ним читать последование на исход души. Блаженный лег на приготовленную постель, преподал благословение своим ученикам, сложил руки на груди и благоговейно, в полной памяти, благодаря Бога за все, хотя он и в страдании заканчивал свой жизненный путь, с миром почил, предав душу свою в руки Богу, Которого возлюбил» 535 . Это произошло 17 августа 1681 года 536 . Траурный поезд затем двинулся к Москве, всюду встречаемый и сопровождаемый звоном колоколов и множеством народа с духовенством. «При приближении траурного поезда к обители Живоначальной Троицы, Сергиеву монастырю, навстречу телу блаженного вышел архимандрит обители с церковным причтом и со всей братией; перед святыми вратами они над гробом соборно отслужили литию, попрощались с телом блаженного и со слезами вернулись в обитель» 537 . 26 августа 1681 года тело основателя Новоиерусалимского монастыря прибыло в эту обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Адрес: Россия, Московская область, г. Видное, Петровский проезд, владение 21 Сайт: Свято-Екатерининский мужской монастырь Гостиничный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря, г. Истра На территории монастыря расположены Гостиницы «Восточная» и «Западная». Здания гостиниц представляют собой памятники архитектуры XVIII века и включают в себя 44 уютных номера. Адрес: Россия, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2 Телефоны: +7 (985) 834-03-16 , +7 (498) 315-31-65 Электронная почта: n.jerusalemhotel@gmail.com Сайт: Гостиничный Комплекс Новоиерусалимский Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре, с. Аносино Может принять до 5 человек. Срок пребывания - по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников. Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37 Телефоны: +7 (495) 994-65-97 Сайт: Борисоглебский Аносин женский монастырь Паломническая гостиница при Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, с. Теряево В паломническом корпусе Иосифо-Волоцкого монастыря имеются номера различной категории. Возможно одно/двухместное проживание. Для семей с детьми предусмотрены трех/четырехместные номера. Для паломнических групп - многоместное размещение. Для взыскательного паломника - комфортные двухкомнатные номера. В паломническом корпусе есть возможность проживания с грудничком. Номер оборудован детской кроваткой и пеленальным столиком. Стульчик для кормления находится в кухонной зоне. К Вашим услугам бесплатный Wi-Fi. В кухонной зоне: СВЧ, кулер, чайник, холодильник, детский стульчик для кормления. Предусмотрен пандус для колясок. Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, село Теряево Телефоны: +7 (925) 112 90 11 Электронная почта: 1129011@inbox.ru Сайт: Корпус для паломников при Иосифо-Волоцком монастыре Гостиница при Троицком храме с. Ознобишино Принимает для проживания на краткое время, только по благословению настоятеля. Может принять до 12 человек. При себе иметь документы, удостоверяющие личность.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Исключительное внимание архимандрит Феофан уделял церковной музыке. Руководимый им хор Казанского Спасо-Преображенского монастыря в те годы не уступал архиерейскому. 14 ноября 1832 года архимандрит Феофан был назначен настоятелем московского Донского ставропигиального монастыря, а вскоре [с 5 декабря], по представлению митрополита Филарета, с которым его связывала многолетняя дружба, – членом Московской Синодальной Конторы и благочинным всех ставропигиальных монастырей [очевидно, московской митрополии]. Со временем он стал пользоваться в Москве большой известностью и как проповедник. Еще при жизни вышли в свет труды Феофана: Собрание поучительных слов на Господские и Богородичные праздники (М., 1841) и Собрание поучительных слов на воскресные дни в 2-х томах (М., 1849). Многие специально приезжали в Донской монастырь на проповеди его настоятеля. И, конечно, чтобы услышать монастырский хор. Синодальная Контора неоднократно поручала архимандриту Феофану наиболее хлопотные и сложные ревизии. В частности, в 1834 году – ревизию ризниц московских кремлевских соборов, в 1838-м – Оренбургской епархии, в 1843-м – ризниц Новоиерусалимского, Ростовского и московского Заиконоспасского монастырей; в 1846-м – Большого Успенского и Гостунского соборов и рукописного отдела бывшей Патриаршей библиотеки в Москве 11 . За свои труды архимандрит Феофан неоднократно удостаивался благодарностей от Синода, высоких правительственных наград. Так, в 1837 году он получил орден Св. Анны II степени с императорской короной, а в 1840-м – орден Св. Владимира III степени. Все эти годы настоятель Донского монастыря продолжал сочинять духовные песнопения, не жалея средств на содержание монастырского хора и на обустройство жизни заботливо им пестуемых певчих, что вызывало недовольство братии, в остальном любившей Феофана за мягкость и доброту: При архимандрите Феофане, – говорил А.В.Смирнову один из иноков, – наша обитель пользовалась особенною любовью москвичей; но вследствие того, что Феофан расходовал значительныя средства на содержание певчих, от времени его настоятельства в монастыре не осталось никаких сбережений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Н. Ф. Каптерев так сформулировал значение Собора 1667 г. по вопросу о власти: «Таким образом, состоявшимся соборным решением Церковь признана была вполне самостоятельным и независимым от царства учреждением, которое имеет своего самостоятельного, независимого главу, свои собственные законы, свой самостоятельный суд и собственное управление, так что всякая опека со стороны светской власти, доселе тяготевшая над архиереями, всякое ее вмешательство в общие церковные и частные епархиальные дела признаны были Собором незаконными... По требованию Собора ненавистный Никону и всем архиереям Монастырский приказ был уничтожен как учреждение, не согласное с признанием независимости духовенства от светской власти, благодаря чему подсудность духовенства светским судьям была окончательно уничтожена... Должны были прекратить свое существование и светские архиерейские чиновники, назначаемые к архиереям светскою властию и так сильно стеснявшие самостоятельность и независимость архиерейского епархиального управления» . Деятельность следующего патриарха, Иоакима, на время правления которого пришлись весьма драматичные события гражданской и церковной истории: смена царств, народные восстания и церковные Соборы, во многом определилась закрепленной Собором 1667 г. самостоятельностью Церкви. Род Савеловых, к которому принадлежал будущий патриарх, известен с XV в. и ведет свое начало из новгородского села Сивкова, при Иване Грозном переселен в Можайский уезд . Иоанн Савелов родился 6 января 1621 г. Достигнув совершеннолетия, женился, имел четырех детей. На военную службу послан на Украину. В 1652 г., узнав о смерти жены и детей, принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре под именем Иоакима . Хотя о начале его биографии известно немного, можно уверенно предположить, что именно тогда была заложена основа характера, образованности и деятельного отношения к миру, которые в полной мере проявились у Иоакима на патриаршем престоле. Старообрядцы же писали, будто Иоаким в молодости даже не был обучен грамоте, что, по мнению В. К. Зиборова, следует как обычный полемический прием. Известно предание, что будущий патриарх получил образование в Киевской Духовной Академии . В 1657 г. Иоаким по приглашению патриарха Никона перешел в Иверский монастырь, но вскоре был назначен патриархом строителем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Иоаким просил у патриарха отпустить его в Межигорский монастырь и получил разрешение на переход. Но, встретившись в Москве с Федором Ртищевым, задержался в столице, видимо привлеченный ученым братством монастыря

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н. Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы. После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря. Гефсиманский скит Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней на 7-километровой дороге к обители находится поле «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель — обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор — место Преображения. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник «старого стиля» — последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны. Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. " Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=01566

15 . Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича, с оригинала подлинного почерка св. Димитрия Ростовского . – М., 1889. 16 . Заметка о служебнике Преподобного Сергия//Моск. цер-ков. ведомости. – 1887. – 13. 17 . Замечания на древлеславянский перевод Псалтири XIII- XTV веков с греческим текстом Феодоритовой Псалтири по древним памятникам: В 2 т. – М., 1874–1877. 18 . Замечания о греческих миниатюрах X века на листах Евангельских чтений//Изв. Имп. археол. о-ва. – 1872. -Т. 7. 19 . Замечания о миниатюрах в греческом сборнике Житий святых и поучений 1063 года//Вестник О-ва древнерус. искусства. – 1875. – Вып. 6–10. 20 . Исследование о Пандекте Антиоха XI века, находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке архимандрита Ам-филохия, удостоенное Демидовской премии в 1863 году в 714 р. с. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1880. – 184 с., л. ил. – Текст рус., древнегреч. 21 . Исследования о славянской Псалтири XIII-XTV веков библиотеки А.И. Хлудова. – М.: Синод, тип., 1870. – 28 с., л. ил., факс. 22 . Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича (юродивого), с его портретом. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 7 с., л. ил. 23 . Летописные и другие древние сказания о св. благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне св. благоверного великого князя Александра Невского, и о построенном им за Москвою рекою Даниловском монастыре. – М.: Тип. Фальк, 1873. – 376с., л. ил. То же. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1875. – 38 с., л. ил. 24 . Надгробные памятники иноверцев, найденные архимандритом Амфилохием в 1870 году в Московском Даниловом монастыре. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», – 6с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 25 . Находка древностей в юрту станицы Мичулинской на Дону//Древности: Тр. Имп. археол. о-ва в Москве. – 1867. -Т. 1. 26 . О влиянии греческой письменности на славянскую с IX до начала XVI века. – М.: Синод, тип., 1872. – 16 с. – Перепеч. из: Тр. 1-го Археол. съезда в Москве. 27 . О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под номером 20-м, X века. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, – 13 с. – Отт. из: Изв. Рус. археол. о-ва. – 1872.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010